УДК 330.11
Е.В. Аристова
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
В статье рассмотрено понятие рыночной концентрации фирмы. Выделены основные показатели рыночной концентрации, свойственные для российских фирм.
Ключевые слова: рыночная концентрация, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия рыночных долей.
Понятие «рыночная концентрация» относительно новое, и экономисты не рассматривали понятие «рыночная концентрация», однако уделяли внимание вопросам концентрации капитала или концентрации производства.
Процессы глобализации происходящие в мировой экономике находят отражение в развитии транснациональных корпораций, а, следовательно, процессы концентрации производства и капитала, которые обусловливают мировые тенденции развития, в том числе и национальной экономики, являются актуальными, а решение проблем их развития представляет научный интерес и ценность.
Различные аспекты концентрации капитала и формирования интегрированных корпоративных структур были исследованы отечественными экономистами: С.Б. Авдашевой, В.И. Бар-хатовым, И.Ю. Беляевой [1].
Рыночная концентрация - относительная величина и количество предприятий, действующих на рынке. Это явление зачастую называется просто концентрацией [3]. Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов или покупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и совокупность разных удельных весов агентов рынка по объему предложения и спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и их малая плотность свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. В предельном случае плотность равна единице, т.е. соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара, тем выше уровень концентрации продавцов на рынке [2].
Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Определение уровня концентрации само по себе не представляет большой проблемы. Но для использования показателей концентрации необходимо определить границы рынка, который будет анализироваться и что будет служить показателем «размера» фирмы.
Один из сложных вопросов является вопрос о соотношении рынка и отрасли. Отрасль -это совокупность предприятий, которые производят близкие продукты, используя схожие ресурсы и схожие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий.
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
© Аристова Е.В., 2013.
Научный руководитель - к.э.н., доцент Бенц Д.С.
• доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
• доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
• доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
• доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
От выбора меры «размера» фирмы могут существенно зависить результаты расчета показателей концентрации. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.
Индекс концентрации (CR) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке. Рыночная доля продавца также может вычисляться на основе отношения численности занятых, величины активов или величины добавленной стоимости данной фирмы к совокупным значениям для рынка в целом.
Индекс концентрации измеряется в долях или в процентах. Чем выше значения данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, тем сильнее степень концентрации на рынке, и тем слабее конкуренция. Как правило, целесообразно исследовать значения индекса для 3 или 4 крупных фирм рынка. При этом выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур:
• рынок считается неконцентрированным при значениях индекса для 3 фирм ниже 45%;
•умеренно концентрированным - при индексе концентрации 45-70%;
•высококонцентрированным - при индексе концентрации >70% [2].
Для одного и того же числа крупнейших фирм чем больше степень концентрации, тем менее конкурентной является отрасль. Индекс концентрации определяет, каков размер фирм, которые не попали в число фирм, для которых высчитывается этот показатель, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.
С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.
Для характеристики потенциала рыночной власти фирм, недостаточно индекса концентрации, т.к. он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами - между фирмами-аутсайдерами. Этот недостаток возможно преодолеть при помощи индекса Херфиндаля-Хиршмана. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HШ) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке. Чем меньше значение принимает индекс Херфиндаля-Хиршмана, тем сильнее конкуренция на рынке, меньше концентрация и слабее рыночная власть фирм. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Если доли всех фирм одинаковы, то индекс Херфиндаля-Хиршмана =1/п.
Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например с 40 до 70%, вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана гораздо более существенное, нежели с 1 до 30% (0.16-0.49 против 0.0001-0.09, на 33%-ных пункта против 8.99). Этот рост адекватно отражает усиление монопольной власти, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет информацию о сравнительных возможностях фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуопо-листов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке ^2). Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех фирм рынка. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на
рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Между индексом Херфиндаля-Хиршмана и дисперсией наблюдается следующее: что при неизменном числе фирм более высокая дисперсия, т.е. усиление неравномерности распределения долей рынка, приводит к увеличению концентрации [2].
Показатель дисперсии измеряется в абсолютных значениях и может принимать любые значения. Он характеризует возможную рыночную власть фирм через неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке [2].
За счет чувствительности к изменению рыночной доли фирмы индекс Херфиндаля-Хиршмана приобретает способность косвенно свидетельствовать о величине экономической прибыли, полученной в результате осуществления монопольной власти.
Анализ состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Российской Федерации свидетельствует о том, что, несмотря на относительно невысокие показатели концентрации производства по отраслям, на уровне подотраслей, особенно монопродуктовых, наблюдается все еще опасный уровень концентрации. Это позволяет определить «зоны риска» - подотрасли, товарные группы, где в первую очередь необходим контроль со стороны антимонопольных органов, в том числе при решении вопросов о создании, слиянии, присоединении, преобразовании и ликвидации хозяйствующих субъектов [4, 5].
В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индексов концентрации для трех крупнейших фирм и Херфиндаля-Хиршмана.
При СR3<45%, НН1<1000 концентрация считается нормальной, при 45%<СR3<70%, 1000 < НН1 < 2000 - средняя степень концентрации, высокая степень концентрации достигается при СR3>70%, НН1>2000.
В подавляющем большинстве отечественных промышленных отраслей более 1/3 подотраслей относится к высококонцентрированным. Именно они требуют пристального внимания антимонопольных органов. Так, химическая и нефтехимическая промышленность в целом остаются в классификационной группе высококонцентрированных рынков, при этом, 10 подотраслей образуют высококонцентрированные рынки, 11 - умеренно концентрированные и 8-неконцентрированные. Однако производство автомобилей и сельскохозяйственное машиностроение переместились из группы высококонцентрированных рынков в группу умеренно концентрированных. В группу неконцентрированных рынков переместились производство тракторов и подшипниковая промышленность.
По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оценивается наличие и степень развитости конкуренции. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.
Можно сделать вывод, что уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Библиографический список:
1. Бархатов В.И. Концентрация капитала корпорации в транзитивной экономике: монография / В.И. Бархатов, Д.А. Сорокин. Челябинск, 2007.
2. Розанова Н.М., Н.В. Зороастрова. Микроэкономика фирмы. М., 2007.
3. Рой Л.В., В.П. Третьяк. Анализ отраслевых рынков, учебник, М., 2008.
4. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков, учебное пособие. М., 2002.
5. Бархатов В.И. Теоретико-методологические аспекты регулирования совершенной и несовершенной конкуренции в глобальной экономике // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. № 27. С. 36-41.
АРИСТОВА Екатерина Владимировна - магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.