Научная статья на тему 'Основные подходы к внедрению методики распределения зачетных (кредитных) единиц в ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «Магистр»)»'

Основные подходы к внедрению методики распределения зачетных (кредитных) единиц в ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «Магистр»)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / МАГИСТРАТУРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MASTER'S DEGREE PROGRAMME / METHODICS / CREDITS / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Долженкова Марина Игоревна

В статье основное внимание уделяется рассмотрению методики распределения зачетных (кредитных) единиц в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «магистр»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Долженкова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN WAYS TO INTRODUCTION OF DISTRIBUTION METHODICS OF CREDITS IN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGH PROFESSIONAL EDUCATION OF PREPARATION'S DIRECTION 071800 SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY (MASTER DEGREE)

The article gives the main attention to the review of distribution methodics of credits in federal state educational standard of high professional education of preparation's direction 071800 social and cultural activities (Master degree).

Текст научной работы на тему «Основные подходы к внедрению методики распределения зачетных (кредитных) единиц в ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «Магистр»)»»

УДК 371.3

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЧЕТНЫХ (КРЕДИТНЫХ) ЕДИНИЦ В ФГОС ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 071800 «СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»)»1

© Елена Ивановна Григорьева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: [email protected] © Марина Игоревна Долженкова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности,

e-mail: [email protected]

В статье основное внимание уделяется рассмотрению методики распределения зачетных (кредитных) единиц в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «магистр»).

Ключевые слова: методика; зачетные единицы; магистратура; социально-культурная деятельность.

Вузовская (подготовка специалистов социально-культурной деятельности в России ориентируется на сложившуюся в течение десятилетий систему учреждений культуры, большинство из которых имели государственную принадлежность и финансировались из бюджетов разных уровней. Эта модель подготовки была во многом отражена в ГОС ВПО первого и второго поколений, хорошо зарекомендовавших себя как в системе вузовской подготовки кадров, так и у работодателей.

Однако в связи с переходом на двухуровневую систему обучения и расширение реальных форм организации досуга населения потребовалось внести изменения в ФГОС ВПО третьего поколения, в результате чего возникла проблема определения временной трудоемкости учебной программы при необходимости перезачетов и международной аккредитации диплома выпускника высшего учебного заведения.

Министерством образования РФ в рамках Болонского процесса была предложена Методика расчета трудоемкости основных

1 Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ, проект «Разработка научнометодических рекомендаций вузам по формированию основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в компетентностно-кредитно-модульном формате на основе ФГОС-3 по направлениям подготовки в области культуры», № 3.1.1/3585.

образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ин/13), а также выпущено «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц», рекомендованное Министерством образования и науки РФ № 15-55-337ин/15

от 9 марта 2004 г. В отечественной системе образования кредит принято называть зачетной единицей.

Введение системы зачетных единиц предполагает расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы; обучение становится не только доступно, но и многоступенчато; происходит упрощение процесса перехода на индивидуальные формы обучения; создаются оптимальные условия для применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.

В настоящее время в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «магистр»)» предусматривается

изучение следующих учебных циклов:

- общенаучный цикл;

- профессиональный цикл; и разделов:

- практики и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую

(обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Остановимся на методике распределения зачетных единиц в общенаучном цикле.

Учебная дисциплина «Философские проблемы науки» реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин в ее базовой части. Трудоемкость дисциплины -две зачетные единицы, общая трудоемкость в часах - 60 академических часов.

При изучении данной дисциплины магистр должен знать:

- основные научные школы, направления, концепции, источники знаний и приемы работы с ними; методологию научных исследований; основные особенности научного метода познания; классификацию наук и научных исследований;

быть способным: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

- к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;

- использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских, научно-производственных работ и творческих проектов, в управлении научным и творческим коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности;

- к руководству научно-исследовательской работой научных коллективов по вопросам истории, теории и технологии социальнокультурной деятельности;

уметь: обосновывать, формулировать и решать задачи, возникающие в процессе научно-исследовательской деятельности; определять оптимальные методы исследования, уметь анализировать и обрабатывать результаты научных исследований социальнокультурной деятельности;

владеть: методологией научных исследований; методами организации и проведения научных исследований.

Данная трудоемкость дисциплины, а именно две зачетные единицы, формирует готовность магистров к организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности в социально-культурной сфере.

Учебная дисциплина «Основы педагогической инноватики» реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин. Трудоемкость дисциплины - четыре зачетные единицы, общая трудоемкость в часах -120 академических часов.

При изучении данной дисциплины магистр должен быть способным совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности; быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научнопроизводственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности; быть готовым управлять проведением социологических и педагогических исследований в связи с задачами совершенствования производственной деятельности учреждений культуры, оптимизации процессов личностного роста участников социальнокультурной деятельности; быть готовым к осуществлению на научной основе технологического процесса деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга; быть способным к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь: обосновывать, формулировать и решать задачи, возникающие в процессе научно-исследовательской, экспертно-консультационной, проектной и педагогической дея-

тельности; уметь анализировать и обрабатывать результаты научных исследований социально-культурной деятельности; владеть: общей и частной методиками преподавания художественно-творческих и специальных дисциплин.

Данная трудоемкость дисциплины, а именно четыре зачетные единицы, формирует готовность магистров к педагогическому проектированию, моделированию, разработке инновационных технологий социальнокультурной деятельности.

Учебная дисциплина «Методика преподавания специальных дисциплин» реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин. Трудоемкость дисциплины - четыре зачетные единицы, общая трудоемкость в часах - 120 академических часов.

При изучении данной дисциплины магистр должен: быть способным совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности; быть способным к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; быть готовым управлять проведением социологических и педагогических исследований в связи с задачами совершенствования производственной деятельности учреждений культуры, оптимизации процессов личностного роста участников социально-культурной деятельности; быть способным оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни; уметь: обосновывать, формулировать и решать задачи, возникающие в процессе педагогической деятельности; определять оптимальные методы исследования, уметь анализировать и обрабатывать результаты научных исследований социально-культурной деятельности; владеть: общей и частной методиками преподавания художественно-творческих и специальных дисциплин.

Данная трудоемкость дисциплины, а именно четыре зачетные единицы, формирует готовность магистров к педагогическому проектированию, моделированию, разработ-

ке инновационных технологий социальнокультурной деятельности.

Профессиональный цикл включает в себя ряд основополагающих предметов, среди которых - «История и методология теории социально-культурной деятельности», который реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин. Трудоемкость дисциплины - четыре зачетные единицы, общая трудоемкость в часах - 120 академических часов.

При изучении данной дисциплины магистр должен знать: историю и методологию направления, основные этапы развития научных представлений о социокультурной обусловленности воспитания, культурно-просветительной и социально-культурной деятельности; особенности становления теории социально-культурной деятельности; основные источники формирования теории социальнокультурной деятельности и многоукладный состав ее методологии; основы разработки федеральной и региональной культурной политики; особенности менеджмента в организациях культуры и искусства, в управлении производственными коллективами;

уметь: формулировать цели и задачи социокультурного развития, проектировать и осуществлять процессы научно-исследовательской, художественно-творческой, культурно-просветительной, экспертно-консультационной, проектной и педагогической деятельности, оказывать экспертно-консультационные и консалтинговые услуги; быть способным к экспертизе социально-культурных проектов и программ; быть готовым к осуществлению социально-культурного консалтинга, оказанию консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в социально-культурной сфере;

владеть: навыками творческого, самостоятельного мышления и научного поиска; нормами профессиональной культуры изложения материала и научной полемики; проблематикой и методологией выбранного вида социально-культурной деятельности.

Данная трудоемкость дисциплины, а именно четыре зачетные единицы, формирует готовность магистров к методологической и консалтинговой деятельности в социальнокультурной сфере.

Учебная дисциплина «Методология и методика научного исследования социально-

культурной деятельности» реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин. Трудоемкость дисциплины - четыре зачетные единицы, общая трудоемкость в часах - 120 академических часов.

В результате изучения базовой части цикла студент должен знать: основные источники формирования теории социальнокультурной деятельности и многоукладный состав ее методологии; основы научно -методического обеспечения социально-культурной деятельности; уметь: проектировать и осуществлять процессы научно-исследовательской, художественно-творческой, культурно-просветительной, экспертно-консультационной, проектной и педагогической деятельности, применять современные средства информатизации для решения задач научного исследования социально-культурной деятельности; составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований для учреждений и организаций социально-культурной сферы; оказывать научно-методическую помощь учреждениям социально-культурной сферы; владеть: навыками творческого, самостоятельного мышления и научного поиска; нормами профессиональной культуры изложения материала и научной полемики; навыками разработки и внедрения в социально-культурную деятельность инновационных, научно обоснованных социально-культурных технологий; быть способным самостоятельно проектировать социокультурную деятельность на основе изучения запросов, интересов и с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения; быть готовым к разработке научно-методических материалов по внедрению в социально-культурную деятельность инновационных, научно-обоснованных педагогических, художественно-творческих, рекреативных, реабилитационных, информационных технологий.

Данная трудоемкость дисциплины, а именно четыре зачетные единицы, формирует готовность магистров в области методологии и методики научного исследования социально-культурной деятельности.

Учебная дисциплина «Информационные технологии» реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин. Трудоемкость дисциплины - две зачетные единицы,

общая трудоемкость в часах - 60 академических часов.

В результате изучения базовой части цикла студент должен знать: основы разработки федеральной и региональной культурной политики; особенности менеджмента в организациях культуры и искусства, в управлении производственными коллективами; основы научно-методического обеспечения социально-культурной деятельности; уметь: применять современные средства информатизации для решения задач научного исследования социально-культурной деятельности; составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований для учреждений и организаций социально-культурной сферы; оказывать научно-методическую помощь учреждениям социально-культурной сферы; владеть: навыками творческого, самостоятельного мышления и научного поиска; нормами профессиональной культуры изложения материала и научной полемики; быть готовым к разработке научно-методических материалов по внедрению в социально-культурную деятельность инновационных, научно-обоснованных педагогических, художественнотворческих, рекреативных, реабилитационных, информационных технологий.

Данная трудоемкость дисциплины, а именно две зачетные единицы, формирует готовность магистров к разработке и реализации информационных технологий в социально-культурной сфере.

Учебная дисциплина «Деловой иностранный язык» реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин. Трудоемкость дисциплины - четыре зачетные единицы, общая трудоемкость в часах - 120 академических часов. В результате изучения базовой части цикла студент должен знать: отечественные и зарубежные методики обучения в высших учебных заведениях; основы разработки федеральной и региональной культурной политики; особенности менеджмента в организациях культуры и искусства, в управлении производственными коллективами; специфические культурные потребности разных слоев общества и возрастных групп; основные способы управления, методы и способы продвижения инновационных социально-культурных услуг (проектов); уметь: формулировать цели и задачи социо-

культурного развития, проектировать и осуществлять процессы научно-исследовательской, художественно-творческой, культурнопросветительной, экспертно-консультационной, проектной и педагогической деятельности; владеть: навыками творческого, самостоятельного мышления и научного поиска; нормами профессиональной культуры изложения материала и научной полемики; быть способным свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; быть способным к активной социальной мобильности.

Данная трудоемкость дисциплины, а именно четыре зачетные единицы, формирует готовность магистров к коммуникационной деятельности в социально-культурной сфере.

Учебная дисциплина «Теория и практика социально-культурного проектирования»

реализуется в рамках общенаучного цикла учебных дисциплин. Трудоемкость дисциплины - две зачетные единицы, общая трудоемкость в часах - 60 академических часов.

В результате изучения базовой части цикла студент должен знать: основы разработки федеральной и региональной культурной политики; особенности менеджмента в организациях культуры и искусства, в управлении производственными коллективами; основные способы управления, методы и способы продвижения инновационных социально-культурных услуг (проектов); основы научно-методического обеспечения социально-культурной деятельности; уметь: формулировать цели и задачи социокультурного развития, проектировать и осуществлять процессы научно-исследовательской, художественно-творческой, культурно-просветительной, экспертно-консультационной, проектной и педагогической деятельности, разрабатывать планы и программы организации деятельности учреждений культуры, предприятий сферы рекреации и индустрии досуга;

владеть: навыками творческого, самостоятельного мышления и научного поиска; нормами профессиональной культуры изложения материала и научной полемики, навыками разработки и внедрения в социальнокультурную деятельность инновационных, научно обоснованных социально-культурных технологий; быть способным разрабатывать планы и программы организации деятельно-

сти учреждений культуры, предприятий сферы рекреации и индустрии досуга; быть способным к формированию систем инновационного маркетинга культурных услуг учреждений социально-культурной сферы, продвижения социокультурных продуктов (проектов, программ, акций).

Данная трудоемкость дисциплины, а именно две зачетные единицы, формирует готовность магистров к прогнозной и проектной деятельности в социально-культурной сфере.

Как свидетельствует стандарт, ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области социально-культурной деятельности: «История и методология теории социально-культурной деятельности», «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности», «Теория и практика социально-культурного проектирования», «Научно-методическое обеспечение социальнокультурной деятельности», «Основы экс-

пертно-консультационной деятельности и социально-культурного консалтинга», а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

Практика и научно-исследовательская работа представляет собой единый комплекс научно-педагогической подготовки магистра. Научная, методическая и практическая деятельность интегрированы в единую систему, элементы которой взаимодополняют друг друга. Поэтому рекомендуется распределять 40 зачетных единиц (1200 часов) в соответствии с целями и задачами осуществляемых магистрантом исследований, а также особенностями апробации и внедрения их результатов. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская; научно-производственная (технологическая); педагогическая.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

- предварительный этап подготовки научно-исследовательской работы, включающий ознакомление с тематикой исследовательских работ в теории, методике и организации социально-культурной деятельности и выбор темы исследования;

- написание развернутого обоснования темы научного исследования и его утверждение выпускающей кафедрой;

- разработка программы научного исследования, инструментария исследования (анкеты, опросные листы, карточки наблюдения и др.);

- проведение научно-исследовательской работы;

- составление текстового отчета о научно-исследовательской работе и подготовка компьютерной презентации по ее результатам;

- публичная защита выполненной научно-исследовательской работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научноисследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с

формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Таким образом, основными компетенциями, формируемыми в ходе научно-исследовательской работы магистров, являются:

- быть готовым к разработке научнометодических материалов по внедрению в социально-культурную деятельность инновационных, научно-обоснованных педагогических, художественно-творческих, рекреативных, реабилитационных, информационных технологий;

- быть способным к применению технологий социально-культурного проектирования в решении общественно значимых проблем;

- быть готовым составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований для учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Перевод учебного процесса на систему зачетных единиц потребует значительных кадровых, временных и финансовых ресурсов, создания нормативно-методической базы, органично встроенной в ныне действующее правовое и научно-методическое обеспечение учебного процесса. Для этого необходимо будет решить ряд методических и организационных проблем.

1. Определить зачетную единицу как единицу стандартизации в сфере образования:

- разработать алгоритм измерения «реальной» трудоемкости образовательных программ, определить условия обоснованного распределения зачетных единиц;

- оценить каждую дисциплину образовательной программы в зачетных единицах.

2. Ввести количественные характеристики системы зачетных единиц:

- определить трудоемкость каждой зачетной единицы, сформировать ее внутреннюю структуру и дать ее обоснование;

- разработать методику перевода нормативов ГОС, показателей учебного плана, трудоемкости учебных дисциплин, других видов учебной нагрузки в зачетных единицах.

3. Разработать структуру учебного плана на основе зачетных единиц.

4. Подготовить методические материалы по дисциплинам учебного плана:

- рабочие программы с разбивкой на зачетные единицы.

5. Переподготовить преподавателей для работы с использованием зачетных единиц в учебном процессе.

Введение системы зачетных единиц весьма существенным образом изменит характер работы преподавателей, поставит их перед необходимостью постоянного самосовершенствования и самообучения, создания нового методического обеспечения учебного

процесса вследствие перехода к концентрированным формам изложения учебного материала в сочетании с активной самостоятельной работой студентов при регулярных индивидуальных консультациях их преподавателями.

Поступила в редакцию 17.09.2010 г.

UDC 371.3

MAIN WAYS TO INTRODUCTION OF DISTRIBUTION METHODICS OF CREDITS IN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGH PROFESSIONAL EDUCATION OF PREPARATION’S DIRECTION 071800 SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY (MASTER DEGREE)

Elena Ivanovna Grigoryeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Culturology, Professor of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

Marina Igorevna Dolzhenkova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor, Head of Social and Cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article gives the main attention to the review of distribution methodics of credits in federal state educational standard of high professional education of preparation’s direction 071800 social and cultural activities (Master degree).

Key words: methodics; credits; Master’s Degree Programme; social and cultural activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.