Научная статья на тему 'Основные подходы к управлению процессом ценностно-смыслового развития дошкольников'

Основные подходы к управлению процессом ценностно-смыслового развития дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к управлению процессом ценностно-смыслового развития дошкольников»

К.п.н.

Н.А. Платохина

(РГПУ, Ростов-на Дону)

Основные подходы к процессом ценностно-смыслового

*

развития дошкольников

Н.А. Платохина

В статье рассматриваются основные подходы к управлению процессом ценностно-смыслового развития дошкольников. Организация процесса управления предполагает целенаправленную работу, в которой задействованы все субъекты воспитательно-образовательного процесса (администрация, педагоги, дошкольники, родители и др.). Различные формы работы (педсоветы, консультации, тренинги, организация работы творческих групп, контроль, планирование, создание предметно-пространственной развивающей среды, проведение с детьми игр-путешествий, работа с семьей и т.д.) позволяют добиться успехов в достижении поставленной цели.

На современном этапе развития общества процесс образования ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам, связанным со становлением системы ценностей, придавалось значение «вопросов жизни». Задача образования любой ступени заключается в том, чтобы развить такие личностные смыслы подрастающего поколения, которые помогли бы ему преобразовать себя, свои отношения с миром и в дальнейшем творчески преобразовывать общество.

Воспитание гражданина Дона, будущего патриота своего родного края, знающего и любящего свою Родину, способного возрождать и созидать будущую Россию - эту задачу возможно решить в ходе реализации содержания региональной программы «Родники Дона» (авторы: Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина [1; 2]). Цель программы: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории

родного края, создание условии для открытия ребенком личностных смыслов как культурноэмоционального переживания. Отличительным признаком программы является то, что содержание раскрывает культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Программа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребенка, в его эмоционально-эстетические и социально-нравственные сферы и смыслы. Содержание программы предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, что представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством, стимулирующим изобразительнотворческий, конструктивный опыт ребенка, потребность к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.

Внедрение региональной программы «Родники Дона» в образовательный процесс ДОУ осуществлялось через реализацию модели управ-

'Management of process of semantic development of preschool children in conditions preschool educational centers.

Natalya Alekseevna Platohina

The brief summary : In clause the basic approaches to management of process of semantic development of preschool children are considered. The organization of managerial process assumes purposeful work in which all subjects of educational process are involved (Administration, teachers, preschool, children, parents, etc.).Various forms of work (teachers' meetings, consultations, trainings, the organization of work of creative groups, the control, planning, creation of the in detail-spatial developing environment, carrying out with children of games-travel, work with family etc.) allow to achieve successes in achievement of an object in view. Keywords: management of pedagogical process, model of management of process of semantic development of preschool children, criteria and parameters of efficient control pedagogical process in preschool educational centre.

18270278

ления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников.

В основе управления педагогическим процессом лежит сознательная, целенаправленная деятельность руководителя и педагогов ДОУ. В соответствии с таким пониманием управление педагогическим процессом имеет ряд определенных признаков: управление педагогическим процессом в ДОУ, как вид социального управления, носит системный характер; субъектом и объектом в педагогическом процессе выступают соответственно педагоги и дети; системообразующим компонентом целостного педагогического процесса выступает педагог, т.к. он является носителем целей воспитания, обучения детей и обладает специальными профессиональными знаниями; основным и главным компонентом педагогического процесса в ДОУ, его объектом и субъектом является ребенок [3, с.36].

Целью внедрения модели управления является модернизация педагогической деятельности, в процессе которой дошкольник открывает для себя не только новый образ мира, но и приобретает социокультурный опыт индивидуального движения в будущее, на пути к которому он познает ценности истории, культуры родного края, личности, открывает собственные смыслы.

Достижение данной цели возможно при реализации следующих принципов модели управления педагогическим процессом в ДОУ:

• принцип поощрения инициативы каждого участника воспитательно-образовательного процесса в сфере новаторства, обеспечение свободной творческой деятельности;

• аксиологический принцип, открывающий перед педагогом ценности и смыслы искусства и культуры родного края;

• принцип стимулирования индивидуальных способностей педагоговпутем повышения профессиональной компетентности;

• принцип учета в педагогическом процессе половозрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

• принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов (культур) общества, традиции народа своего региона, культурный уровень конкретного ребенка;

• принцип самореализации, предполагающий создание условий для приобщения к ценностям культуры и истории родного края, становления личностных смыслов.

Цели и принципы задают ориентиры для детализации задач обеспечения эффективности внедрения модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников. Эти задачи рассматриваются через призму ответственности руководителя за качество воспита-

тельно-образовательного процесса и развитие ДОУ, за рациональное и этически оправданное использование «человеческих ресурсов». Основные идеи модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников определили критерии и показатели эффективного управления педагогическим процессом в ДОУ.

Первый критерий - использование инноваций, передовых технологий в педагогическом процессе ДОУ, что предполагает: готовность коллектива ДОУ работать в условиях внедрения новых ценностно-смысловых педагогических технологий; способность педагогов к самообразованию; регулярное обсуждение новинок научно-педагогической литературы по проблеме нововведения; наличие педагогов-лидеров, способных внедрять опыт других; эффективный контроль за внедрением нововведения (охват контролем всех объектов управляемой системы, разработка системы посещения занятий педагогов с детьми, гласность контроля и т.д.)

Второй критерий - ценностно-смысловые компетенции педагогов: ценностные ориентиры, способности понимать окружающий мир, механизмы самоопределения личности.

Третий критерий - организация работы с родителями: систематическое проведение собраний, консультаций, тренингов, семинаров, мастер-классов по вопросам приобщения детей к ценностям истории и культуры родного края, зарождения у дошкольников личностных смыслов; организация работы родительского комитета, участвующего во внедрении парциальных программ, направленных на ценностно-смысловое развитие дошкольников; участие родителей в педагогических советах, педчтениях, днях открытых дверей, ярмарке педагогических идей, поднимающих актуальные вопросы дошкольного образования; участие родителей в оценке уровня ценностно-смыслового развития дошкольников.

Четвертый критерий - организационно-управленческие качества руководителя ДОУ: профессионально-управленческая компетентность (наличие профессиональных знаний в сфере управления педагогическим процессом в ДОУ); профессиональная компетентность в вопросах ценностно-смыслового развития дошкольников; организаторские качества (стремление к лидерству, умение контактировать с людьми, умение организовывать совместную трудовую деятельность); нравственные качества (справедливость в оценке способностей и поведения сотрудников, принципиальность, внимательность, тактичность, доброжелательность); работоспособность руководителя ДОУ (трудолюбие, упорство в работе, увлеченность трудом, семейное благополучие, оптимизм).

Н.А. ПЛАТОХИНА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ... 29

Пятый критерий - психологический климат в коллективе: дружелюбное, внимательное отношение между участниками педагогического процесса; симпатия и взаимное уважение друг к другу; низкий уровень конфликтности; низкая текучесть кадров.

Технология создания условий для внедрения модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников в ДОУ предполагает следующие шаги:

• изучение процесса ценностно-смыслового развития дошкольников (на материале истории и культуры родного края) в ДОУ, выявление преимущества и перспективных идей для создания модели управления процессом ценностносмыслового развития дошкольников;

• взаимодействие с руководителем ДОУ по генерированию и отбору наиболее продуктивных идей, тем, направлений работы в создании модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников;

• создание проективной текстовой модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников;

• изучение отношения к данной модели руководства и сотрудников ДОУ;

• обобщение и обработка результатов получения информации, внесение поправок, изменений и дополнений;

• доведение до сведения трудового коллектива всех этапов работы с текстом модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников;

• продвижение текста модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников целиком или отдельными темами, деями во внешнюю среду ДОУ;

• изучение позитивных или негативных реакций со стороны администрации работников ДОУ;

• планирование и реализация работы по систематическому продвижению модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников во внутреннюю и внешнюю среду ДОУ.

Модель управления процессом ценностносмыслового развития состоит из пяти блоков:

Блок 1. Работа с кадрами. Цель данного блока: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме ценностно-смыслового развития дошкольников (на материале истории и культуры родного края). Блок включает в себя пять взаимосвязанных модулей: совещание при руководителе, педсовет, производственное совещание, заседание работы творческих групп, работа по самообразованию педагогов. На этапе организации нововведения происходит информирование сотрудников ДОУ о программе

эксперимента, создается нормативно-правовая база (издаются приказы, распоряжения, инструкции и т.д). Формируются группы информационного обеспечения и анализа хода реализации программы «Управление процессом ценностносмыслового развития дошкольников». Принимается решение об организации эксперимента в целом, мотивация членов педколлектива по поводу создания условий для развития нововведений. Обсуждается участие конкретных исполнителей в реализации каждого раздела программы, распределяются функциональные обязанности между членами коллектива по реализации программы.

Организация работы творческих групп в ДОУ направлена на освоение педагогами новых стратегических целей, задач и путей внедрения программы, направленной на ценностно-смысловое развитие дошкольников в процессе приобщения к ценностям истории и культуры родного края, модернизации образовательного процесса, обеспечение взаимодействий практиков и ученых по созданию научного центра на базе ДОУ как пространства изучения ребенка, родительских запросов и оказания консультативных услуг для различных специалистов, установление взаимодействий ДОУ с социокультурными учреждениями района. В работе творческих групп предусмотрено проведение семинаров-практикумов по изучению теоретических основ ценностно-смыслового развития дошкольников, подготовке к диагностике уровня ценностно-смыслового развития дошкольников. Выявляются педагоги-лидеры, способные внедрить новое и поделиться своим опытом с другими. Одновременно идет работа по самообразованию, в процессе которой изучается передовой педагогический опыт по проблеме ценностносмыслового развития дошкольников (на материале истории и культуры родного края). На этапе внедрения нововведения определяется уровень готовности коллектива к апробации программы. Определяются меры по интенсификации и оптимизации экспериментальной работы. На заседании творческих групп организуется опережающее обучение педагогов по проблеме ценностно-смыслового развития дошкольников, проводятся взаимо-посещения по проблеме нововведения, подготавливаются анкеты для педагогов и родителей. Творческие группы педагогов нами были разделены условно на четыре подгруппы: группа педагогов «Диагносты», группа «Профессионалы», «Эксперты», группа «Внешние связи». Рассмотрим содержание деятельности каждой подгруппы.

Деятельность группы «Диагносты» направлена на изучение диагностических методик, выявляющих уровень ценностно-смыслового разви-

тия дошкольников (на материале истории и культуры родного края); приведение их в единую систему на основе осуществления идентификации показателей уровня развития детей и диагностических методик, систематизация их по возрастным группам и периодичности их применения, оказание помощи воспитателям в овладении диагностическим инструментарием.

Деятельность группы «Профессионалы» предполагает накопление банка развивающих технологий, дифференциация их по разделам содержания программы, их систематизация в логике календарно-тематических блоков. Оказание помощи воспитателям в овладении развивающими технологиями и применении их на различном содержании. Подготовка специалистов ДОУ к созданию перспективно-тематических планов, индивидуальных профессиональных программ деятельности как условия для повышения собственной категории и разряда.

Деятельность группы «Эксперты» направлена на анализ календарно-тематических планов воспитателей по части целей и ожидаемых результатов в соотнесении их с государственным образовательным стандартом, программой, показателями, уровнями ценностно-смыслового развития детей. Принятие участия группы в подготовке учреждения к процедуре самоаттестации и аттестации. Накопление аналитического банка данных и графического изображения результатов реализации парциальной программы.

Деятельность группы «Внешние связи»: установление тесных связей с родителями воспитанников, школой, с фирмами, предприятиями, Домом творчества, музеями, театрами, филармонией, детской картинной галереей с целью приобщения дошкольников к ценностям истории и культуры родного края, изучения образовательного спроса, проектирования программы оказания дополнительных образовательных услуг, поиска других источников пополнения бюджета и развития материально-технической и социальнопедагогической среды ДОУ.

При проведении производственных совещаний обсуждаются критерии оценки деятельности участников эксперимента. На заседаниях методических объединений проводятся открытые и нестандартные занятия, направленные на приобщение дошкольников к ценностям истории и культуры родного края, педагогические ринги, фестивали, педагогические чтения, ярмарки идей, посвященные проблеме ценностно-смыслового развития дошкольников.

Организуются и другие формы повышения квалификации, например прохождение педагогами кратковременных курсов повышения квалификации на базе кафедры дошкольной педагогики факультета педагогики и практической пси-

хологии ПИ ЮФУ, где активно занимаются данной проблемой.

Блок 2. Организация работы с родителями. Цель данного блока: воспитание чувства сознательного и ответственного родительства, развитие родительской компетентности в вопросах приобщения дошкольников к ценностям семьи, города, родного края, развитие родительской терпимости, способности охранительно относиться к ребенку в детский период становления его личности, установление взаимодействия родительского сообщества с социокультурными и образовательными учреждениями. На этапе организации нововведения проводятся родительские собрания, сообщается о содержании и значимости эксперимента, готовятся памятки по содержанию эксперимента. На этапе внедрения инновации проводятся родительские собрания, тематика их может быть различной, например «Ценности семейного воспитания», «Я люблю свой родной край», «Семейные традиции и досуг семьи» и т.п. Создается семейный клуб, где регулярно обсуждаются различные проблемы. Родители посещают занятия, участвуют в общих мероприятиях, способствующих развитию у дошкольников представлений о ценностях истории и культуры родного края. Родители принимают участие в педагогических чтениях, с ними проводятся консультации, мастер-классы, беседы, «круглые столы», они участвуют в ярмарке педагогических идей, неделе открытых дверей, оформлении выставок, фоторепортажах, оценке качества ценностно-смыслового развития дошкольников. Для активизации родителей дошкольников используются различные формы наглядной агитации, например выпуск ежемесячной газеты для родителей «Семейный родник», оформление родительских уголков, выпуск папки-передвижки «Вы спрашиваете - мы отвечаем...» и т.п.

Блок 3. Организация работы с различными социальными институтами, базовыми предприятиями, спонсорами. Цель данного блока: создание единого образовательного пространства, направленного на развитие у дошкольников ценностно-смысловой сферы, привлечение общественности к проблемам детства, укрепление материально-технической базы ДОУ. На этапе организации нововведения заключается договор о совместном участии в проведении эксперимента, составляется и утверждается смета расходов на экспериментальную работу и пролонгацию договоров. На этапе внедрения нововведения формируется заказ от ДОУ на укрепление учебно-материальной базы, участие спонсоров в педсоветах. Организуется участие базовых предприятий, спонсоров в педагогических конференциях, оценке конечных результатов деятельности ДОУ по внедрению нововведения.

Н.А. ПЛАТОХИНА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ... 31

Блок 4. Контроль, анализ и регулирование. Цель данного блока: разработка параметров, показателей и конкретных измерителей результативности, качества, эффективности деятельности учреждения по внедрению нововведения. На этапе организации нововведения корректируются функциональные обязанности по реализации модели управления процессом ценностно-смыслового развития дошкольников. Организуется индивидуальная работа со всеми участниками проекта. Осуществляется контроль за разработкой перспективно-тематических планов, содержания мероприятий по приобщению дошкольников к ценностям истории и культуры родного края, отбором тестов, диагностических методик. На этапе внедрения нововведения осуществляется контроль за методическим обеспечением процесса ценностно-смыслового развития дошкольников (на материале истории и культуры родного края), регулирование образовательно-воспитательного процесса, внесение при необходимости коррективов в перспективно-тематические планы. Проводится выборочный контроль за уровнем ценностносмыслового развития дошкольников, регулирование по результатам выборочного контроля. В конце осуществляется итоговая диагностика и корректировка планов и программ на новый учебный год.

Блок 5. Информационное обеспечение. Цель данного этапа: создание информационно-аналитического банка по введению инновации в образовательный процесс ДОУ. На этапе организа-

ции нововведения обсуждается план проведения эксперимента, проходит ознакомление коллектива ДОУ с нормативной и методической документацией по обозначенной проблеме, разрабатывается проект-программа внедрения инновации, памятки об эксперименте, подбираются диагностические тесты, составляется план оснащения материально-технической базы на новый учебный год. На этапе внедрения инновации формируется банк данных по диагностике углубленного изучения дошкольников. Формируется банк данных об экспериментальной работе, проводимой в ДОУ, оформляются портфолио дошкольников. Планируется экспериментальная работа на новый учебный год.

Таким образом, организация процесса управления ценностно-смысловым развитием дошкольников предполагает целенаправленную работу, в которой задействованы все субъекты воспитательно-образовательного процесса (администрация, педагоги, дошкольники, родители, представители различных социальных институтов и др.). Различные формы работы (педагогические советы,консультации,тренинги, организация работы творческих групп, изучение методической литературы, контроль за качеством выполнения работы, составление перспективных планов, оценка результатов, создание предметно-пространственной развивающей среды, игры-занятия, игры-путешествия, праздники, развлечения, работа с семьей и т.д.) позволяют добиться успехов в достижении поставленной цели.

Литература

1. Чумичева P.M., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ценностносмысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края).- Ростов-на-Дону, 2005.

2. Чумичева P.M., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». - Ростов-на-Дону, 2005.

3. Богославец Л.Г. Управление педагогическим процессом в ДОУ инновационного типа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Барнаул, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.