Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА И ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С НИМ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА И ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С НИМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебник / требования к электронному учебнику / электронные средства образования / электронная образовательная система / обучающая программная система / современные методы обучения / electronic textbook / requirements to electronic textbook / electronic education tools / electronic educational system / learning software system / modern teaching methods

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А Н. Забело, Е В. Чеканова, В Т. Андреев

Рассматривается понятие электронного учебника, каким современным требованиям он должен соответствовать, программная среда разработки, широкие возможности, которые предоставляют электронные учебники для учебного процесса и для самообразования. Подчеркнуты преимущества от внедрения электронных учебников в образовательный процесс в высшей школе по сравнению с используемой традиционной методикой. Рассмотрены особенности учебной работы с электронным учебником в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF AN ELECTRONIC TEXTBOOK AND THE PECULIARITIES OF EDUCATIONAL WORK WITH IT

The concept of an electronic textbook is considered, what modern requirements it should meet, a software for creation of electronic textbooks, and the wide opportunities that electronic textbooks provide for the educational process and for self-education. The advantages of the introduction of electronic textbooks into the educational process in higher education in comparison with the traditional methodology are emphasized. The features of educational work with an electronic textbook are considered in order to intensify the educational process, increase its effectiveness and quality of education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА И ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С НИМ»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА И ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С НИМ

A.Н. Забело, канд. воен. наук, доцент Е.В. Чеканова, преподаватель

B.Т. Андреев, преподаватель

Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-175-181

Аннотация. Рассматривается понятие электронного учебника, каким современным требованиям он должен соответствовать, программная среда разработки, широкие возможности, которые предоставляют электронные учебники для учебного процесса и для самообразования. Подчеркнуты преимущества от внедрения электронных учебников в образовательный процесс в высшей школе по сравнению с используемой традиционной методикой. Рассмотрены особенности учебной работы с электронным учебником в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества обучения.

Ключевые слова: электронный учебник, требования к электронному учебнику, электронные средства образования, электронная образовательная система, обучающая программная система, современные методы обучения.

В настоящее время в условиях информатизации образования новые методы в обучении, основанные на самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, активно дополняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы. Поэтому большинство высших учебных заведений формируют базу электронных учебников, учебных пособий, а их фонды содержат электронные сборники научных работ, профильные справочники, пособия для самообучения, учебную и учебно-методическую литературу, периодику и т.д.

Действующие ГОСТы дают следующее определение электронного учебника: «Электронный учебник - это учебник, существующий в форме электронного документа, т.е. в виде текста, который хранится в памяти электронной вычислительной машины (ЭВМ), может быть прочитан только на экране специального устройства отображения информации (монитора) и не может быть обработан иначе как с помощью ЭВМ».

Это же определение можно применить и к электронному учебному пособию, причем к учебным пособиям относят также

сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию и др.

Обычный печатный учебник легко превратить в электронный путем создания его электронной копии. Такая копия может храниться в памяти ЭВМ, ее можно изменять с помощью специальных компьютерных программ и распространять по компьютерным сетям или с помощью дискет. В такой форме может быть представлен любой печатный текст.

Стандартные электронные учебники представляют собой электронный текст, оглавление которого является системой быстрого перехода на разделы и главы учебника. Каждая электронная страница дополнена графическими изображениями или анимацией, функциями пролистыва-ния «вперед-назад» и «возврат к оглавлению». Это простейшая схема.

В более сложных учебниках при помощи гиперссылок (переходов) реализована возможность быстрого перемещения на справочный материал или другие параграфы учебника, связанные с данным. Это значительное функциональное удобство, компенсирующее некоторый дискомфорт,

возникающий при чтении текстов с экрана монитора.

Одним из самых эффективных средств самообразования сегодня являются электронные самоучители, основой которых составляет электронный учебник, дополненный системой тренажеров и интерактивных тестов для самоконтроля.

Требования к электронному учебнику

Для создания полноценного ЭУ рекомендуется использовать команду, состоящую из автора курса, программиста, дизайнера, методиста. В зависимости от сложности и объема ЭУ и сроков его создания команда может быть увеличена, или, наоборот, уменьшена. Если автор является продвинутым пользователем компьютера, то всю работу по созданию ЭУ он может сделать сам.

Основные требования к методике составления ЭУ следующие:

- Учебный материал должен быть разбит на блоки.

- Каждый блок должен быть снабжен подробными иллюстрациями.

- Иллюстрации должны подбираться таким образом, чтобы более подробно и просто разъяснить трудно воспринимаемый обучающимися материал.

- Основной материал блока должен быть объединен в одно целое с помощью гиперссылок. Гиперссылки могут связывать собой и отдельные блоки ЭУ.

- Целесообразно, дополнить материал ЭУ всплывающими подсказками.

Форма ЭУ - блочная. Это означает, что отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения. В отличие от «бумажных» учебников замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию.

Содержание каждого отдельного блока ЭУ включает в себя:

1. Раздел или тему, содержащую учебный материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов;

2. Набор ключевых проблем по данной теме разного типа и назначения: научные решённые и нерешённые проблемы, учеб-

ные, организационные, технические и иные проблемы;

3. Лучшие работы учащихся прошлых лет вместе с текстами-первоисточниками учёных и специалистов на эти же темы;

4. Новые работы учащихся, лучшие из которых отбираются и включаются в виде отдельных частей изучаемого блока;

5. Задания и упражнения для обучаемых следующих типов:

- предваряющие изучение раздела, вводящие в круг вопросов;

- по составлению индивидуальной программы занятий по разделу;

- направленные на создание личных творческих результатов по ключевым проблемам;

- на сопоставление своих работ с аналогами;

- на усвоение образовательных стандартов;

- обеспечивающие необходимый тренинг и закрепление материала;

- на выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

- на осознание, анализ деятельности и полученных результатов;

- на самооценку работы.

Основное содержание ЭУ разбито на отдельные модули. Модуль аналогичен главе в обычном учебнике. Он состоит из одного или нескольких файлов. Переход из одного модуля к другому возможен через меню. Для доступа к отдельным модулям, переходов внутри модулей разработана навигационная система, которая отображается на навигационных панелях. А также для удобной навигации по электронному учебнику в текст вставляются гиперссылки при нажатии на которые осуществляется быстрый переход к нужным фрагментам текста.

Материал ЭУ состоит из:

- презентационной части;

- основного материала с упражнениями, задачами, контрольными вопросами;

- промежуточных тестов, позволяющих оценить полученные знания.

Презентационная часть ЭУ - аналог введения печатного учебника, где дается краткая характеристика содержания электронного учебника, перечисляют рекомен-

дации по использованию данного программного продукта, наименование образовательного учреждения, название дисциплины и т. д.

Требования к оформлению ЭУ:

Текст электронного варианта учебного ресурса должен соответствовать следующим требованиям:

- шрифт Times New Roman - обычный;

- размер шрифта - 18;

- абзацный отступ 1,25;

- межстрочный интервал - одинарный;

- выравнивание - по левому краю.

При оформлении заголовков документа должны использоваться соответствующие стили.

Кроме текста, электронный вариант учебника может содержать графику, таблицы, элементы формул. Все остальные нетекстовые элементы оформляются в виде картинок. В тексте также не допускается использование нестандартных символов.

• Оформление графики. Цветные рисунки должны прилагаться отдельно в виде графических файлов с расширением jpg, bmp, gif. При этом подпись и номер рисунка в исходном файле должны соответствовать названию файла с рисунком. Черно-белые рисунки могут быть внедрены в текст исходного файла и не должны выходить за границы полей страницы. Графические элементы, состоящие из нескольких компонентов, должны быть сгруппированы. Подписи под рисунками печатаются обычным текстом.

Оформление таблиц. Размер таблицы может быть произвольным, но не должен выходить за границы полей страницы. Таблица должна быть расположена по левому краю страницы. Не допускается поворот таблиц.

Структурирование материала выполняется в соответствии с поставленными целями.

Каждый раздел учебника должен иметь рубежный контроль - тест по теме, что очень важно для самопроверки знаний обучающихся. Тестовая система самопроверки (самоконтроля) - содержание учебного материала в виде вопросов и ответов,

предоставляемое специальной интерактивной системой.

Цветовая гамма, основные рекомендации:

- Использовать небольшое количество цветов, 2-3 основных, которые можно разнообразить их же оттенками.

- Избегать чрезмерной яркости.

- Для фона выбирайте приглушенные тона. Они могут быть как светлыми, так и темными. Все зависит от того, в каком цветовом отношении к фону окажутся остальные элементы страницы. Текст и иллюстрация должны быть достаточно контрастны к фону. Следует избегать обратных контрастов для больших текстовых блоков, так как при их чтении глаза быстро утомляются.

- Цвета, имеющие общепринятые значения, желательно использовать в соответствии с этими смыслами. Например, активный красный цвет может отражать важность сообщения, опасность, запрещение.

- Спроецированные на экран с помощью проектора изображения будут выглядеть иначе. Цвета высветляются и блекнут, контрасты нивелируются. Поэтому проверьте, как задуманная цветовая гамма ведет себя при увеличении на имеющемся лекционном оборудовании.

Программная среда разработки электронного учебника

Как правило, наиболее простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате html -основном формате сети Интернет.

Самой простой, доступной и распространенной программой для создания электронного учебника является MS Word. Эта программа позволяет создавать гипертекст и включать в него картинки, схемы, таблицы и т.п. Кроме того, MS Word позволяет сохранять файлы в формате html, что делает возможным их использование в Интернете.

Более эффективной программой для создания ярких и наглядных компонентов электронного учебника, включая мультимедийные приложения, является програм-

ма для создания презентаций MS Power Point.

Однако наиболее удобными инструментами для создания гипертекстов с включением наглядных, интерактивных, программных, мультимедийных и других компонентов являются HTML-редакторы. Они позволяют готовить файлы, наиболее приемлемые для использования в Интернете. Одним из достаточно удобных и легких в использовании является Macromedia Dreamweaver. Кроме того, существуют специальные платформы для составления электронных учебников, такие как FlipHTML5, Adobe InDesign, Scrivener, Sigil, Calibre, Jutoh, Vellum, Pressbooks, FlipBuilder, Reedsy и т.д.

Особенности работы с электронным учебником

Принимая во внимание постоянное развитие информационных технологий, а также объем поступающей" информации, ЭУ является отличным дополнением к традиционным видам учебников, повышая уровень самоконтроля и уровень успеваемости обучающегося, что указывает на преимущества от внедрения ЭУ в образовательный процесс в высшей школе по сравнению с используемой традиционной методикой обучения, ориентированной, в основном, на коллективное восприятие информации.

В целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества, не менее важна задача использования ЭУ. В настоящий момент электронные учебные пособия относятся к наиболее динамично развивающемуся виду учебников.

ЭУ является целостной дидактической, методической и интерактивной программной системой, содержащей систематизированный материал и соответствующей научно-практической области знаний, позволяющей изложить сложные моменты учебного материала с использованием требуемых форм представления информации, включая средства мультимедиа.

С точки зрения работы с ЭУ его основными особенностями являются:

- доступность теоретического материала по данному курсу;

- наглядное представление теоретического материала;

- визуальное представление учебного материала;

- возможность проверки решённой задачи.

Применение ЭУ усиливает активность каждого обучающегося, повышает его заинтересованность в изучении преподаваемой дисциплины.

Самостоятельная работа с ЭУ или работа в учебной аудитории позволяет научить обучающегося ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем.

Использование современных методов обучения в вузах, а именно - ЭУ, улучшает качество знаний, ускоряет процесс получения информации. Рациональное применение электронных средств образования способствует расширению области применения технической терминологии, позволяет обучающимся формировать компетенции и повышает их мотивацию к получению новых навыков и умений.

Несмотря на то, что в настоящее время ЭУ не способен в полной мере заменить привычный печатный аналог, он, в значительной степени, способен дополнить традиционное печатное пособие, помогая незамедлительно найти необходимые объяснения и проверить всю необходимую информацию в наиболее оптимальном для обучающегося темпе.

Неоспоримым преимуществом ЭУ можно назвать «живое» предоставление информации - мультимедийные технологии позволяют создавать соответствующие модели, в том числе аудио- и видеоклипы. Возможности визуального представления материала, привлечения внимания и многоканального механизма представления информации являются основными достижениями вычислительных образовательных систем. В таком случае преподавателю предоставляется возможность использования мощного образовательного инструмента, а обучающийся получает наиболее эффективную возможность усвоить материал на высоком уровне.

ЭУ позволяет адаптировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающегося, что ведет к более качественному восприятию информации, благодаря уровневой структуре данных учебников. Наличие электронной базы в данном случае позволяет обучающемуся более тщательно готовится к практическим и тестовым заданиям и регулярно ссылаться на материал, вызывающий наибольшие сложности. Следовательно, необходимо помнить, что ЭУ по каждому отдельному предмету может состоять из нескольких уровней сложности, при этом все они будут содержаться в одном месте.

ЭУ позволяет обучающемуся глубже освоить материал, как новый, так и проеденный ранее.

Система управления тестированием, входящая в состав таких учебников, дает возможность:

- проверить результаты;

- подсчитать количество полученных баллов;

- выставить оценку, что позволяет получить быструю обратную связь.

Возможность идентификации пользователя в системе перед началом тестирования позволит преподавателю наблюдать за:

- количеством попыток, используемых обучающимся;

- временем, потраченным на выполнение каждого задания;

- позволит провести анализ количества заданий, с которыми не справился обучающийся.

В настоящее время используется далеко не весь потенциал электронных учебных пособий, что свидетельствует о слабой степени исследования и разработанности данной области. Даже в тех случаях, когда преподаватели имеют хорошую подготовку по использованию компьютерных и информационных технологий, обычными проблемами, с которыми они сталкиваются, являются отсутствие систематической поддержки со стороны менеджмента, не-интегрированность в существующие учебные программы и учебники, а также отсут-

ствие материалов, основанных на использовании информационных технологий.

Создание ЭУ является актуальной задачей современного образования. Поэтому вопросы, связанные с созданием электронных информационных ресурсов на данный момент освещены очень широко. Имеется большое количество учебников, Интернет-ресурсов, видеокурсов по разработке и созданию различных электронных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скорость создания и обновления устаревшей информации является важным фактором в пользу ЭУ. Печатный учебник, опубликованный несколько лет назад, может содержать частично устаревшую фактическую информацию. С помощью электронного учебного пособия мы можем своевременно улучшать информацию в свете меняющейся современной реальности. Разработчики ЭУ и преподаватели, применяющие их в своей практической деятельности, должны решать их объективные и типовые субъективные

недостатки и работать над тем, каким образом компенсировать их при создании и эксплуатации данных средств.

Способы компенсации могут быть разными: техническими, организационными, методическими, дидактическими, функциональными. Например, сложность восприятия

больших объемов текста с экрана устраняется при использовании компьютеров типа notebook с жидкокристаллическим дисплеем с диагональю не менее 15 дюймов. С таким компьютером можно работать как с обычной книгой, устроившись в кресле и положив его на колени.

Также невозможно полностью исключить необходимость обладания навыками работы на компьютере. Влияние данного аспекта нивелирует максимально упрощённый и интуитивно понятный пользовательский интерфейс данных учебников. Недостаточная интерактивность восполняется за счет организации регулярных консультаций в очной или дистанционной формах.

Повышение интерактивности также обеспечивают реализация определенных дидактических приемов и использование

интеллектуальных технологий моделирования знаний и деятельности.

Отсутствие «надзирателя», контролирующего ход выполнения учебного плана, компенсирует промежуточный контроль знаний по каждому пройдённому разделу, проводимый по жесткому графику. Преодолению этого же недостатка способствует применение игровых и состязательных методик, стимулирующих интерес обучаемого к предмету и повышающих его мотивацию к успешному приобретению соответствующих знаний и умений.

Данным тип учебников не является самоучителем и не позволяет самостоятельно освоить тот или иной предмет, но он выполняет важную функцию сопровождения обучающегося, ставит те же цели и задачи, что и преподаватель, проверяет ход выполнения работы и отвечает на некоторые вопросы, которые могут возникнуть в процессе обучения. Данная технология является новым источником и стимулом для саморазвития обучающегося.

Эти и другие возможности электронных учебников позволяют активизировать процессы обучения на всех этапах усвоения материала.

Еще одной важной чертой таких учебников, является то, что при его создании

не требуется типографская работа, что делает электронный учебник открытой системой, по своей структуре. Это дает возможность дополнять и корректировать отдельные задания и даже разделы в процессе работы. Данная возможность делает такой тип учебников более доступным, адаптируемым и индивидуальным для каждого отдельного случая.

С другой стороны, есть и те, кто не может использовать ЭУ в силу тех или иных факторов. К тому же, обучающиеся, которые пользуются только данным видом учебных пособий, теряют возможность живой коммуникации со своими сокурсниками и преподавателями, поэтому ЭУ следует все же использовать как дополнительный метод обучения.

Подводя итог, можно сказать, что со временем широкие возможности, которые предоставляют ЭУ для учебного процесса и для самообразования, а также они становятся полноправной заменой для бумажных учебных пособий в процессе образования. Несмотря на то, что бумажный учебник привычнее и удобнее для восприятия, ЭУ с каждым годом приобретают все большую популярность ввиду более широких возможностей, которые они могут предоставить.

Библиографический список

1. Юдин А.А., Чирушкин К.А., Ренсков А.А. Методические рекомендации по разработке электронных учебников и учебных пособий - СПб: ВАС, 2017. - 172 с.

2. Константин Чесноков. Требования, предъявляемые к электронным учебникам. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/614/52348.php (дата обращения 29.03.24).

3. Заславская О.Ю. Принципы формирования содержания образовательного электронного ресурса // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - 2017. - № 3. -С. 309-316.

4. Панасенко, К.В. Использование электронного учебника как инструмента информационного обеспечения обучающего процесса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: panasenko_osm_2020.pdf (sgu.ru).

BASIC APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF AN ELECTRONIC TEXTBOOK AND THE PECULIARITIES OF EDUCATIONAL WORK WITH IT

A.N. Zabelo, Candidate of Military Sciences, Associate Professor E.V. Chekanova, Lecturer V.T. Andreev, Lecturer

Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The concept of an electronic textbook is considered, what modern requirements it should meet, a software for creation of electronic textbooks, and the wide opportunities that electronic textbooks provide for the educational process and for self-education. The advantages of the introduction of electronic textbooks into the educational process in higher education in comparison with the traditional methodology are emphasized. The features of educational work with an electronic textbook are considered in order to intensify the educational process, increase its effectiveness and quality of education.

Keywords: electronic textbook, requirements to electronic textbook, electronic education tools, electronic educational system, learning software system, modern teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.