Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ЦИФРОВОЙ УЧЕБНИК / СРЕДСТВА ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ПРАВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянкова Е. И.

Статья посвящена проблеме создания и использования в образовательном процессе в ходеподготовки студентов по праву интерактивных электронных учебников. Автор замечает, что современнаясистема образования быстро меняется под влиянием различных факторов, информационно-коммуникационных технологии находятся в постоянном развитии, все это приводит к более активномувнедрению в учебный процесс средств цифровой педагогики, в том числе электронных учебников. Встатье рассматривается изменения к определению содержания понятия «электронный учебник»,наполнению его значимыми признаками. Таким как соответствие учебным программам,государственным стандартам и принципам дидактики, возможность построения индивидуализированнойактивно-деятельностной образовательной среды. Автор отмечает, что полноценных интерактивныхэлектронных учебников по праву, ему не встречалось. Он анализирует материалы отдельных правовыхкурсов, размещенных на образовательной платформе Юрайт, на предмет того, можно ли их считатьэлектронным учебником и приходит к выводу, что нет, прежде всего из-за своей разрозненной структуры,которая не позволяет создать эффективный аппарат организации усвоения материала, свойственнымучебникам. В статье рассматриваются особенности, которыми должны обладать электронные учебникипо базовым отраслям российского права. Свои выводы и предположения автор делает с опорой нарезультаты социологического опроса, проведенного на базе Тульского государственногопедагогического университета, участниками которого стали 77 преподавателей и студентов.Целесообразно при создании таких учебников применять модульный подход, с разделениемтеоретического материала на базовый и углубленный уровень, в том числе посредством гиперссылок.Нелинейное построение учебного материала позволяет параллельно включать элементы аппаратаорганизации усвоения материала в общий ход изложения материала. Разнообразные видеоматериалы(специально созданные ролики, художественные и мультипликационные фильмы) могутиллюстрировать правовые ситуации и включаться в электронный учебник. Другим видом такихмультимедиа могут являться дискуссионные фрагменты ток-шоу правовой направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF ELECTRONIC TEXTBOOKS ON LEGAL DISCIPLINES

The article is devoted to the problem of creating and using interactive electronic textbooks in theeducational process in the course of training students in law. The author notes that the modern education systemis rapidly changing under the influence of various factors, information and communication technologies are inconstant development, all this leads to a more active introduction of digital pedagogy tools, including electronictextbooks, into the educational process. The article discusses changes to the definition of the content of theconcept of "electronic textbook", filling it with significant features. Such as compliance with curricula, statestandards and principles of didactics, the possibility of building an individualized active-activity educationalenvironment. The author notes that he has not come across full-fledged interactive electronic textbooks on law.He analyzes the materials of individual legal courses posted on the Urayt educational platform for whether theycan be considered an electronic textbook and comes to the conclusion that they cannot, primarily due to itsfragmented structure, which does not allow creating an effective apparatus for organizing the assimilation of thematerial. peculiar to textbooks. The article discusses the features that electronic textbooks on the basic branchesof Russian law should have. The author draws his conclusions and assumptions based on the results of asociological survey conducted on the basis of the Tula State Pedagogical University, which was attended by 77teachers and students. It is advisable to use a modular approach when creating such textbooks, with the divisionof theoretical material into a basic and advanced level, including through hyperlinks. The non-linear constructionof the educational material allows in parallel to include elements of the apparatus for organizing the assimilationof the material in the general course of the presentation of the material. Various video materials (specially createdvideos, feature films and cartoons) can illustrate legal situations and be included in an electronic textbook.Another type of such multimedia can be discussion fragments of talk shows with a legal focus.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Некоторые особенности электронных учебников по правовым дисциплинам Елена Ивановна Белянкова

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых дисциплин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия helena-2106@mail.ru 0000-0002-9514-9742

Поступила в редакцию 02.10.2021 Принята 04.11.2021 Опубликована 05.12.2021

« 10.25726/28735-7941 -6843-0

Аннотация

Статья посвящена проблеме создания и использования в образовательном процессе в ходе подготовки студентов по праву интерактивных электронных учебников. Автор замечает, что современная система образования быстро меняется под влиянием различных факторов, информационно-коммуникационных технологии находятся в постоянном развитии, все это приводит к более активному внедрению в учебный процесс средств цифровой педагогики, в том числе электронных учебников. В статье рассматривается изменения к определению содержания понятия «электронный учебник», наполнению его значимыми признаками. Таким как соответствие учебным программам, государственным стандартам и принципам дидактики, возможность построения индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды. Автор отмечает, что полноценных интерактивных электронных учебников по праву, ему не встречалось. Он анализирует материалы отдельных правовых курсов, размещенных на образовательной платформе Юрайт, на предмет того, можно ли их считать электронным учебником и приходит к выводу, что нет, прежде всего из-за своей разрозненной структуры, которая не позволяет создать эффективный аппарат организации усвоения материала, свойственным учебникам. В статье рассматриваются особенности, которыми должны обладать электронные учебники по базовым отраслям российского права. Свои выводы и предположения автор делает с опорой на результаты социологического опроса, проведенного на базе Тульского государственного педагогического университета, участниками которого стали 77 преподавателей и студентов. Целесообразно при создании таких учебников применять модульный подход, с разделением теоретического материала на базовый и углубленный уровень, в том числе посредством гиперссылок. Нелинейное построение учебного материала позволяет параллельно включать элементы аппарата организации усвоения материала в общий ход изложения материала. Разнообразные видеоматериалы (специально созданные ролики, художественные и мультипликационные фильмы) могут иллюстрировать правовые ситуации и включаться в электронный учебник. Другим видом таких мультимедиа могут являться дискуссионные фрагменты ток-шоу правовой направленности.

Ключевые слова

Электронный учебник, цифровой учебник, средства цифровой педагогики, интерактивность, образовательные технологии, высшее образование, профессиональное образование, электронные учебники по праву.

Введение

В 2020-2021 гг. в стране и мире сложилась сложная эпидемиологическая обстановка, которая привела к массовому переходу на дистанционное обучение. Это потребовало пересмотра отношения к цифровому образованию, изменения взглядов на используемые электронные средства. Одним из

средств цифровой педагогики является электронный учебник. История электронного учебника начинается с момента внедрения компьютеров в жизнь современного общества. Однако несмотря на то, что это произошло уже более 50 лет назад, большое количество вопросов остается дискуссионным. Во многом это связано с тем, что средства информационно-коммуникационных технологий, которые в том числе используются в учебном процессе, являются крайне динамичными, постоянно подвергаются определенным трансформациям, и в связи с этим представляют педагогам и методистам новые возможности для организации образовательной деятельности. Поэтому исследования в этой области являются актуальными уже более 20 лет.

Материалы и методы исследования

Цель данной статьи - рассмотреть особенности учебного и методического компонента интерактивных электронных учебников по базовым правовым дисциплинам для профессионального образования. На основе метода многомерного анализа научных статей и диссертационных исследований, была изучена проблема содержания понятия «электронный учебник» и выделены его основные признаки. На основе результатов опроса преподавателей правовых дисциплин и студентов, которые их изучают, выделены некоторые особенности электронных учебников, способствующие, на наш взгляд, эффективной организации образовательного процесса с использованием данного средства цифровой педагогики. Проведенное исследование не является законченным, а, скорее, определяет направления для дальнейшей работы, задает некоторые ориентиры.

Результаты и обсуждение

Одним из вопросов, на которые пока нет однозначного ответа, является проблема определения самого понятия «электронный учебник» (далее ЭУ). Христочевский С.А., Колесникова О.В., Кречетников К.Г., Панюкова Н.Л., Зарубина В.С. и многие другие пытались дать ответ на этот вопрос на протяжении XXI века. Так, Христочевский С.А. (один из авторов концепции информатизации образования), пытаясь сформулировать понятие электронного учебника, отмечал, что если в ходе работы с учебником мы используем компьютер, как средство воспроизведения текста и цветных иллюстраций, то это «не дает права полученному продукту называться ЭУ, это всего лишь электронная форма обычного учебника, которую значительно тяжелее читать на экране» (Христочевский, 2001). По его мнению, электронный учебник, должен оставаться в первую очередь именно учебником, обладая всеми необходимыми этому средству обучения качествами, но при этом он должен использовать возможности ИКТ (элементы гипермедиа, виртуальной реальности, которые позволяют вывести наглядность на более высокий уровень, а также использовать интерактивность.

Что значит «оставаться учебником»? Мы согласны с мнением исследователей, которые считают, что электронное средство обучение является учебником, если отвечает следующим признакам:

- соответствует учебной программе и государственным образовательным стандартам,

- поддерживает основные звенья дидактического цикла процесса обучения,

- является важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды.

Такой подход прослеживается в рекомендациях по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств, разработанных большим авторским коллективом, в том числе А.Н. Лейбовичем, член-корр. РАО, Л.Л. Босовой, доктором педагогических наук, С.М. Авдеевой, доктором педагогических наук и др. (ФИРО, 2012)

Исходя из такой трактовки ЭУ, можно ли считать его аналогом бумажной версии? Безусловно, необходимость соответствия учебным программам и государственным стандартам, системного отражения содержания учебной дисциплины, соответствия требованиям дидактики, под которыми в данном случае мы понимаем соответствие принципам обучения, наличие текстового и внетекстового компонента (иллюстративный материал, аппарат ориентировки и организации усвоения материала) является основой для бумажных учебников и их цифровых копий. Однако такой признак, как создание

индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды делает ЭУ динамичным организмом, что выводит его за рамки статичного бумажного учебника.

Нам близко мнение Зарубиной В.С., которая под электронным учебником понимает «компонент информационно-образовательной среды, электронное средство обучения, в котором целостность дидактического цикла учебного процесса обеспечивается определенной организацией информационной структуры, а основой учебной деятельности выступает взаимодействие обучающегося с образовательной средой» (Зарубина, 2021).

Таким образом, в большинстве случаев исследователи делают акцент на том, что неотъемлемой составляющей ЭУ является его интерактивность, которая прослеживается и в создании «индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды», и в организованном «взаимодействии обучающегося с образовательной средой». Кречетников К.Г. под интерактивным контентом ЭУ, понимает возможность совершения определенных манипуляций: «манипуляции с объектами, вмешательство в ход процессов, изменение их порядка; это контент, генерирующий адекватные отклики на определённый перечень познавательных действий обучающегося, позволяющий субъекту образовательного процесса не только получать информацию, но осуществлять активное взаимодействие» (Кречетников, 2016). Зарубина В.С. считает, что именно «средствами интерактивности настраиваются алгоритмы взаимодействия обучающегося с электронным учебником. На основе реализации интерактивности осуществляется нелинейная организация учебного материала, при которой теоретический материал и практические задания предоставляются не в заданной последовательности, а в качестве реакции на действия обучающегося. С помощью интерактивности интенсифицируется учебная и самостоятельная деятельность обучающихся» (Зарубина, 2021).

Таким образом, электронный учебник, обладающий всеми указанными выше признаками, может стать эффективным средством образовательного процесса. Анализ современных публикаций показал, что на сегодняшний день интерактивные ЭУ в системе высшего образования чаще всего используются при обучении математики и информатики, иностранных языков. Есть опыт в области создания учебников по методике трудового обучения (Турабеков, 2010), по английскому языку для студентов юридических направлений подготовки (English for Law Students) (Александрова, 2018), по информационным технологиям в области графического дизайна (Ашутова, 2010), по «использованию ПК АКУС ИК в учреждениях УИС» (Зарубина, 2018) и др. Однако опыта создания и апробации учебников, которые могли бы использоваться для подготовки студентов юридических направлений подготовки по профильным дисциплинам, нами не обнаружено. Это не говорит об их полном отсутствии, однако может свидетельствовать, что в массовую педагогическую практику они не вошли. Хотя, учитывая динамичность российского законодательства, создание таких учебников можно считать целесообразным, так как обновление отдельных фрагментов/элементов, необходимость в котором возникает в связи с изменениями в нормативно-правовых документах РФ, в этом случае можно осуществить гораздо проще и оперативнее, чем в бумажном варианте.

Нами были опрошены преподаватели правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого» и студенты, обучающиеся по профилям, связанным с юриспруденцией. Все участники опроса, в общей сложности 77 человек, из которых 14 преподавателей и 63 студента, ответили, что используют либо бумажные учебники, либо их электронные версии, как правило, находящиеся в электронных библиотеках, на образовательных платформах, к которым есть доступ у вуза. Некоторые образовательные платформы предоставляют большие возможности для организации образовательного процесса. Например, учебные курсы, которые размещены на платформе Юрайт, включают в себя не только электронную версию бумажного учебника, но и программу, видео, тесты и задания. Все они объединены в определенный комплект, каждый из представленных материалов имеет свою собственную навигацию. Платформа позволяет «выдать» задания студентам, как персонально, так и группе, выбрав их из общего перечня, при условии, что будет создан «кабинет» группы. С помощью конструктора можно создать «гибкий курс», провести входное и контрольное тестирование и др. Необходимо отметить, что медиаматериалы, которые включаются в правовые курсы очень разнообразны, разного качества и далеко не все из них можно использовать в

учебном процессе в вузе. Например, один из курсов по трудовому праву включает в себя видеоматериалы, которые находятся в открытом доступе на видеохостинге YouTube и предназначены для подготовки к ОГЭ по обществознанию по теме «Труд и трудовые отношения». Если речь идет о подготовке студентов, целесообразно ли использовать такие ролики, будут ли они способствовать формированию профессиональной компетентности? Вопрос остается открытым, однако большинство опрошенных преподавателей склоняются к отрицательному ответу. В то же время в этом же курсе представлен интересный дискуссионный материал, размещенный на канале «Общественное телевидение России», который посвящен защите трудовых прав профсоюзами, оценке эффективности их работы. Как показывает практика, такие видеоматериалы можно эффективно использовать при реализации модели образовательного процесса «перевернутый класс». Однако, несмотря на все предоставляемые данной платформой и другими аналогичными ресурсами возможностями, эти материалы, на наш взгляд, нельзя считать полноценным учебником, так как между представленными структурными единицами нет связи. Это обособленные элементы учебного курса, которые объединены только сквозным делением на главы/разделы.

Мы видим в электронном учебнике целостный организм, в котором теоретические материалы, практические и контрольные задания, мультимедийные инструменты связаны в единое целое через гипертекст и другие программные возможности.

Проведенный опрос показал, что даже на образовательной платформе Юрайт, которую мы взяли в качестве примера, для организации образовательного процесса преподаватели используют только электронные версии бумажных учебников, 3 из них (21%) обращались к тестам и практическим заданиям, видеоматериалы не использовал никто. 24 студента (38%) просматривали мультимедиа, размещенных в некоторых курсах в рамках самоподготовки.

Результаты проведенного нами опроса не являются окончательными, исследование нельзя считать завершенным, так как в данном случае необходимо учитывать опыт не одного, а нескольких организаций высшего и/или среднего профессионального образования. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно создать и опросить несколько фокус-групп как среди преподавателей, так и среди студентов. Это станет предметом нашего дальнейшего исследования, однако на данный момент можно представить промежуточные результаты, являющиеся некоторыми ориентирами для последующего изучения проблемы.

Итак, на основе полученных нами данных, можно выделить следующие особенности, которые могут быть характерны для ЭУ по базовым правовым дисциплинам.

1. В основу учебника по отраслям российского права следует заложить модульный подход. Учебный материал должен быть разбит на отдельные разделы в зависимости от специфики той или иной отрасли. Однако каждая тема в нем может быть представлена на базовом и углубленном уровне. Теоретический материал базового уровня может быть открыт сразу, а дополнительный материал, который позволит расширить представление об изучаемой проблеме у студентов особо интересующихся этой темой, открывается посредством внутренних гипертекстовых ссылок.

2. В структуру модуля могут входить: теоретический материал, структурированный по разделам; глоссарий, при этом содержание основных понятий может быть представлено как в конце раздела, так и быть связано гиперссылками с основным текстом; аппарат организации усвоения материала, аудио- видеоматериалы и др. Все они не должны «жить своей жизнью», размещаться параллельно друг другу, их необходимо включить в единый организм электронного учебника.

3. Целесообразно использовать нелинейное построение учебного материала, «при которой теоретический материал и практические задания предоставляются не в заданной последовательности, а в качестве реакции на действия обучающегося» (Зарубина, 2021). Для этого должна быть создана интуитивно понятная навигация по тексту учебника. Данный подход позволит активизировать самостоятельную работу студентов. Например, после изучения отдельного аспекта темы обучающемуся не придется «листать» книгу, чтобы найти вопросы и задания для самопроверки, их можно разместить на полях в виде гипертекста. Желательно, чтобы задания имели некоторую практическую направленность, были связаны с правовыми ситуациями. Это поможет студентам представить варианты

применения законодательства в конкретных жизненных ситуациях. Допустим, при изучении дисциплины «Трудовое право» темы «Особенности регулирования труда несовершеннолетних», могут быть размещены задания такого вида «10 июля 2021 года четырнадцатилетний Кирилл Молодцов, в период каникул решил устроиться на работу продавцом воздушных шаров на ярмарку. Он подошёл к директору ярмарки В.Г. Пряникову и обговорил с ним сроки трудового договора (до 31.08.2021), после чего был сразу допущен до работы. Сам трудовой договор был оформлен и подписан только на следующий день. Была ли нарушена процедура заключения трудового договора с Молодцовым? Если была, то каким образом?

A) нет, процедура не была нарушена

Б) да, процедура была нарушена, т.к. трудовой договор был оформлен только на следующий

день.

B) да, процедура была нарушена, т.к. Пряников должен был потребовать от Молодцова прохождения предварительного медицинского осмотра.

Г) да, процедура была нарушена, т.к. Молодцов должен был прежде получить согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства». После выбора ответов могут открываться комментарии и пояснения в виде ссылок на конкретные статьи ТК РФ. Таким образом, выполняя задания такого вида, студент сразу обнаруживает те блоки, которые он освоил на невысоком уровне. Такие задания, с учетом места и способа их размещения можно отнести к моделирующим составляющим аппарата усвоения материала.

4. Интерактивность во всех рассмотренных выше случаях достигается за счет обратной связи между обучающимся и электронным учебником. Так расширенная теоретическая информация, пояснения незнакомых терминов, задания для проверки усвоения материала появляются только после специальной «манипуляции» - нажатия на гипертекст. Однако любое такое действие должно быть педагогическим целесообразным и обоснованным, то есть иметь смысл, быть направленным на достижение цели. Этого мнения придерживается ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, к.т.н Федосеев А.А., который считает, что только при соблюдении определенных условий интерактивность позволит встроить индивидуальную траекторию обучения и обеспечить реализацию активно-деятельностного подхода в обучении (Федосеев, 2014).

5. Теоретический материал может быть представлен как в текстовой форме, так и в мультимедийной. Однако, если речь идет о видеоматериалах, то они не должны по своей сути дублировать то, что, без какого-либо ущерба, можно изложить в письменной форме. В видеолекциях нужно использовать условно-графическую наглядность (схемы, таблицы и др.), нельзя забывать о связи теории с практикой, то есть «насыщать» юридические конструкции российского законодательства практическими примерами, правовыми ситуациями и т.п. Иногда сложный юридический язык воспринимается легче в печатном виде, поэтому в этом случае иллюстрация конкретными примерами в видеолекции является уместной. В качестве мультимедийного материала, который можно использовать в ЭУ как при изучении теоретических вопросов, так и в аппарате организации усвоения материала, могут выступать дискуссионные фрагменты различных ток-шоу правовой тематики, фрагменты из художественных и мультипликационных фильмов или специально созданные ролики, моделирующие различные правовые ситуации, иллюстрирующие различные правонарушения и т.п.

6. Аппарат организации усвоения материала, кроме моделирующей составляющей (см. п.3), может включать в себя и закрепляющий и контролирующий компоненты. В ЭУ по правовым дисциплинам они могут быть предложены следующие виды заданий:

- задания тестового характера с одним или несколькими верными вариантами ответа (самый распространенный сегодня тип заданий);

- задания с пропущенными словами, как с открытыми, так и закрытыми вариантами ответов. Например, «В соответствии со ст.67.1 Конституции РФ Российская Федерация чтит память _Отечества, обеспечивает защиту исторической_. Умаление значения

подвига __________при защите Отечества не допускается». Студенты самостоятельно заполняют

пропуски, варианты возможных ответов в задании не предлагаются.

- - задания на установление соответствия терминов и их определением. Например, «1. Определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

2. Безвозмездное изъятие имущества у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.

3. Изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

A. Конфискация.

Б. Неустойка.

B. Реквизиция».

- задания на установление правильной последовательности. Например, «Установите правильную последовательность восстановления в родительских правах:

A) направление судом выписки решения суда в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и в орган ЗАГС по месту государственной регистрации рождения ребенка;

Б) Изменение поведения, образа жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка родителей (одного из родителей);

B) судебное рассмотрение дела о восстановлении в родительских правах» и другие типы заданий.

Разнообразные задания, включенные в аппарат организации усвоения материала, помогут сделать процесс обучения более эффективным.

Заключение

Таким образом, современные интерактивные электронные учебники предоставляют большие возможности для организации образовательного процесса. Чтобы средство цифровой педагогики можно было отнести к ЭУ, оно должно быть не только четко структурированным, соответствовать учебной программе и государственным образовательным стандартам, но и способствовать реализации активно-деятельностного подхода, создавать индивидуальный образовательный маршрут, быть целостным организмом. Важно, чтобы учебник имел интуитивно-понятную навигацию, грамотно составленный аппарат организации усвоения материала, с помощью которого можно эффективно организовать самостоятельную подготовку студентов. Полноценные ЭУ по базовым отраслям российского права нами не были найдены. Некоторое подобие данному средству цифровой педагогики можно найти на образовательных платформах или в некоторых библиотечных системах. Авторы-разработчики создают электронную версию классического бумажного учебника, разрабатывают тестовые и практические задания, подбирают видеоматериалы, размещенные на видеохостингах, и объединяют все это в единый курс. При этом указанные элементы не представляют собой общий текст, не связаны друг с другом гиперссылками, что затрудняет процесс усвоения учебного материала, особенно в ходе самоподготовки. Результаты проведенного опроса среди преподавателей и студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого показали, что предпочтительнее создавать электронные учебники по правовым дисциплинам, представляющие собой единый организм, который способен создавать индивидуализированную активно-деятельностную среду посредством гипертекстовых ссылок, переплетением теоретического материала базового и углубленного уровня, различных мультимедиа и практических заданий. Большое значение при этом имеют средства визуализации юридического материала.

Список литературы

1. Александрова Е.М., Пушина Л.А. Интерактивный электронный учебник: взгляд студента, преподавателя, издателя // Известия ВГПУ. 2018. №9 (132). С. 32-39.

2. Ашутова Т.В. Структура электронного учебника «Информационные технологии в графическом дизайне» в контексте содержания профильных профессиональных компетенций // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-2. С. 156-159.

3. Зарубина В.С., Лельчицкий И.Д. Концептуальные основы проектирования электронного учебника как интерактивного средства обучения прикладному программному обеспечению // Мир образования - образование в мире. 2021. № 1(81). С. 179-185.

4. Зарубина В.С. Проектирование электронного учебника как интерактивного средства обучения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тверь, 2021. 25с.

5. Зарубина В.С. Отличительные особенности нового электронного пособия по использованию ПК АКУС ИК // Вестник ФКУ НИИИТ ФСИН России: научно-практическое издание. Тверь: Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний", 2018. С. 72-80.

6. Кречетников К.Г. Понятие интерактивного электронного учебника // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №22. С. 62-67.

7. Овчинникова К.Р. Учебник и электронный учебник: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2007. №8. С. 292-305.

8. Панюкова Н.Л. Электронные учебники и электронные образовательные ресурсы как один из главных компонентов школьной информационной образовательной среды // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ишим, 17 февраля 2017 года. Ишим: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет" в г. Ишиме, 2017. С. 121-124.

9. Турабеков Ф.С. Основные подходы к созданию электронного учебника по методике трудового обучения // Вестник УРАО. 2010. №4. С. 68-70.

10. Федосеев А.А. Эффективный электронный учебник // Открытое образование. 2014. №5. С. 102-108.

11. Христочевский Сергей Александрович Электронный учебник - текущее состояние // КИО. 2001. №6. С. 3-10.

12. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.

Some features of electronic textbooks on legal disciplines

Elena I. Belyankova

Ph.D., head of the Department of legal disciplines Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Tula, Russia helena-2106@mail.ru 0000-0002-9514-9742

Received 02.10.2021 Accepted 04.11.2021 Published 05.12.2021

< 10.25726/z8735-7941-6843-0

Abstract

The article is devoted to the problem of creating and using interactive electronic textbooks in the educational process in the course of training students in law. The author notes that the modern education system is rapidly changing under the influence of various factors, information and communication technologies are in constant development, all this leads to a more active introduction of digital pedagogy tools, including electronic textbooks, into the educational process. The article discusses changes to the definition of the content of the concept of "electronic textbook", filling it with significant features. Such as compliance with curricula, state standards and principles of didactics, the possibility of building an individualized active-activity educational environment. The author notes that he has not come across full-fledged interactive electronic textbooks on law. He analyzes the materials of individual legal courses posted on the Urayt educational platform for whether they can be considered an electronic textbook and comes to the conclusion that they cannot, primarily due to its fragmented structure, which does not allow creating an effective apparatus for organizing the assimilation of the material. peculiar to textbooks. The article discusses the features that electronic textbooks on the basic branches of Russian law should have. The author draws his conclusions and assumptions based on the results of a sociological survey conducted on the basis of the Tula State Pedagogical University, which was attended by 77 teachers and students. It is advisable to use a modular approach when creating such textbooks, with the division of theoretical material into a basic and advanced level, including through hyperlinks. The non-linear construction of the educational material allows in parallel to include elements of the apparatus for organizing the assimilation of the material in the general course of the presentation of the material. Various video materials (specially created videos, feature films and cartoons) can illustrate legal situations and be included in an electronic textbook. Another type of such multimedia can be discussion fragments of talk shows with a legal focus.

Keywords

еlectronic textbook, digital textbook, digital pedagogy tools, interactivity, educational technologies, mobile learning, higher education, vocational education, electronic textbooks on law.

References

1. Aleksandrova E.M., Pushina L.A. Interaktivnyj jelektronnyj uchebnik: vzgljad studenta, prepodavatelja, izdatelja // Izvestija VGPU. 2018. №9 (132). S. 32-39.

2. Ashutova T.V. Struktura jelektronnogo uchebnika «Informacionnye tehnologii v graficheskom dizajne» v kontekste soderzhanija profil'nyh professional'nyh kompetencij // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija. 20l0. №11-2. S. 156-159.

3. Zarubina V.S., Lel'chickij I.D. Konceptual'nye osnovy proektirovanija jelektronnogo uchebnika kak interaktivnogo sredstva obuchenija prikladnomu programmnomu obespecheniju // Mir obrazovanija -obrazovanie v mire. 2021. № 1(81). S. 179-185.

4. Zarubina V.S. Proektirovanie jelektronnogo uchebnika kak interaktivnogo sredstva obuchenija: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2021. 25s.

5. Zarubina V.S. Otlichitel'nye osobennosti novogo jelektronnogo posobija po ispol'zovaniju PK AKUS IK // Vestnik FKU NIIIT FSIN Rossii: nauchno-prakticheskoe izdanie. Tver': Federal'noe kazennoe uchrezhdenie "Nauchno-issledovatel'skij institut informacionnyh tehnologij Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij", 2018. S. 72-80.

6. Krechetnikov K.G. Ponjatie interaktivnogo jelektronnogo uchebnika // Prioritetnye nauchnye napravlenija: ot teorii k praktike. 2016. №22. S. 62-67.

7. Ovchinnikova K.R. Uchebnik i jelektronnyj uchebnik: istoricheskij jekskurs // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2007. №8. S. 292-305.

8. Panjukova N.L. Jelektronnye uchebniki i jelektronnye obrazovatel'nye resursy kak odin iz glavnyh komponentov shkol'noj informacionnoj obrazovatel'noj sredy // Sovremennyj uchitel' disciplin estestvennonauchnogo cikla: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Ishim, 17 fevralja 2017 goda. Ishim: filial federal'nogo gosudarstvennogo

bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija "Tjumenskij gosudarstvennyj universitet" v g. Ishime, 2017. S. 121-124.

9. Turabekov F.S. Osnovnye podhody k sozdaniju jelektronnogo uchebnika po metodike trudovogo obuchenija // Vestnik URAO. 2010. №4. S. 68-70.

10. Fedoseev A.A. Jeffektivnyj jelektronnyj uchebnik // Otkrytoe obrazovanie. 2014. №5. S. 102108.

11. Hristochevskij Sergej Aleksandrovich Jelektronnyj uchebnik - tekushhee sostojanie // KIO. 2001. №6. S. 3-10.

12. Jelektronnye uchebniki: rekomendacii po razrabotke, vnedreniju i ispol'zovaniju interaktivnyh mul'timedijnyh jelektronnyh uchebnikov novogo pokolenija dlja obshhego obrazovanija na baze sovremennyh mobil'nyh jelektronnyh ustrojstv. M.: Federal'nyj institut razvitija obrazovanija, 2012. 84 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.