УДК 378 ББК 74.48
DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-161-170
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
О. А. Овсянникова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения электронных учебников в образовательном процессе. Дается определение электронного учебника, анализируются принципы его создания и применения, свойства и типы электронных учебников, представлены рекомендации и требования к способу предъявления учебной информации. Рассмотрены особенности применения электронных учебников в развитии речевых умений и навыков будущего специалиста на занятиях в процессе изучения русского языка и культуры речи. Опираясь на проведенное исследование, автор обозначил проблемы, которые возникают в процессе применения электронных учебников в ходе формирования речевой компетентности. Даны методические рекомендации использования данных методических средств в информационном пространстве вуза.
Ключевые слова: электронный учебник, автоматизированные обучающие системы, информационно-коммуникативные технологии, обучающие программы, принципы, гипертекст, гиперссылки, речевая компетентность.
Для цитирования: Овсянникова О. А. Электронные учебники в процессе формирования речевой компетентности // Наука и школа. 2022. № 2. С. 161-170. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-2-161-170.
ELECTRONIC TEXTBOOKS IN THE PROCESS OF SPEECH COMPETENCE FORMATION
O. A. Ovsyannikova
Abstract. The article discusses the use of electronic textbooks in the educational process. The definition of an electronic textbook is given, the principles of its creation and application, the properties and types of electronic textbooks are analyzed, recommendations and requirements for the method of presenting educational information are described. The article considers
© Овсянникова О. А., 2022
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
the features of the use of electronic textbooks in the development of speech skills and skills of a future specialist in the classroom in the process of learning the Russian language and speech culture. Based on the conducted research, the author identified the problems that arise in the process of using electronic textbooks during the formation of speech competence. Methodological recommendations for the use of these methodological tools in the information environment of the university are given.
Keywords: electronic textbook, automated training systems, information and communication technologies, training programs, principles, hypertext, hyperlinks, speech competence.
Cite as: Ovsyannikova O. A. Electronic textbooks in the process of speech competence formation. Nauka i shkola. 2022, No. 2, pp. 161-170. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-161-170.
Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы широко используются в образовательном процессе, в том числе при изучении русского и иностранных языков при формировании речевой компетентности обучающихся, потому что возникает возможность проанализировать большое количество разнообразных актуальных заданий и выполнить достаточное число тренировочных упражнений. Данные программные продукты способствуют самопроверке со стороны обучающихся на протяжении всей учебной деятельности; они помогают красочно и по-новому оформить те или иные задания, помогая преподавателю, предлагая множество комментариев и объяснений, а также заданий на повторение пройденного материала. Очевидно, что внедрение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий реализует большие возможности для применения самых новых методических приемов в образовании и таким образом способствует наиболее успешному результату обучения.
В научной литературе освещены определенные аспекты проблемы информатизации общества (Б. С. Гершунский [1], Е. И. Машбиц [2] и другие); совершенствования системы высшего образования в процессе использования информационно-компьютерных технологий (В. П. Беспалько [3]); взаимодействия будущего
специалиста с компьютерными обучающими программами (Н. Н. Алгазина, Г. А. Фомичева, Е. С.Антонова, И. Ю. Гац [4]).
Проблемами создания электронных учебников занимались И. Г. Захарова [5], О. В. Зимина [6], И. В. Красильников [7], В. Л. Иванов [8], А. О. Кривошеев [9], А. И. Башмаков, И. А. Башмаков [10], Е. Л. Абдулина [11] и другие. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что система высшего образования находится на пути все возрастающей информатизации, и это происходит вследствие процессов интеграции всех информационных форм, методов и технологий обучения. В процессе использования данных технологий в сфере образовательной деятельности на современном уровне передается накопленный социальный опыт, обучающиеся успешно адаптируются к изменениям, которые происходят в окружающем мире.
Электронным учебником называется определенная система, которая вмещает специально подобранную и составленную по соответствующей структуре учебную информацию, а также тренировочные и контрольные упражнения, направленные на актуализацию, осмысление, запоминание данных, в виде сценариев учебной работы, которые реализуются через соответствующие созданные методистами и программистами компьютерные программы. Они нацелены на самостоятельное
изучение и осмысление нового учебного материала с помощью информационных и коммуникативных средств. Электронные учебники представлены как информационной частью, так и компьютерными средствами, которые способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний обучающихся, включая соответствующий тренинг путем выполнения и прохождения компьютерных сценариев, которые разработали методисты и разработчики электронных учебников [4].
Следует отметить, что электронные учебники обеспечивают последовательность и широкий охват процесса обучения, предоставляя тем самым большой объем теоретического материала, организуя тренировку в учебной деятельности и обеспечивая высокий уровень контроля знаний, информационную и поисковую работу обучающихся, проводя математическое и другие виды моделирования с визуализацией материала [5].
В электронных учебниках применяются разнообразные формы представления информации: текст, гипертекст, специальная графика, видео, анимация, звук и другие.
Функциональная структура электронных учебников, принятая в высших учебных заведениях, представлена следующими структурными элементами:
• материал, который представляет содержательный компонент той или иной учебной дисциплины;
• вспомогательный материал, который связан с главным материалом определенной навигационной системой. Он используется для углубления и концентрации базовых знаний, которые были получены в результате изучения главного материала;
• тексты, которые содержат пояснения, дополнения и сопровождаются ключевыми терминами в материале;
• организация усвоения учебного материала, который состоит из актуализирующего и контролирующего компонентов;
• навигационный аппарат (оглавление, алфавитный, тематический указатели,
которые обеспечивают оптимальный поиск необходимой информации, быстрый переход к соответствующим параграфам или главам).
Общие требования к аппарату представления информации в электронном учебнике следующие:
• образовательный контент электронного учебника мультимедийный и интерактивный;
• уровень интерактивности определяется уровнем подготовки обучающихся и спецификой дисциплины;
• мультимедиа;
• сжатость и краткость изложения основного текста;
• отсутствие нагроможденности, структурирование информации;
• краткие заголовки;
• максимум в показе таблицы; разделение объемных таблиц на более мелкие, которые полностью помещаются на дисплее компьютера;
• соответствие текстов нормам русского языка.
Минимальным требованием к электронным учебникам является то, что учебный материал или гипертекст представлен в интерактивной форме и снабжен ссылками, направленными на разнообразные отсылки к структурным элементам материалов электронного учебника.
Электронные учебники представляют собой структурно открытую систему. Целесообразно всячески исправлять их, дополнять материалами, что важно для преподавателя.
Как правило, примерная структура электронного учебника содержит следующие компоненты: основной и дополнительный титульный экраны, аннотацию, информационный, контролирующий и обучающий блоки (главы, разделы), параграфы, глоссарий, список основной и дополнительной литературы.
Правилами создания электронных учебников для обучающихся в вузе являются следующие:
1) правило разделения на части, то есть учебный материал делится на определенные темы, разделы, модули;
2) правило разветвления, при котором тот или иной радел связан гипер-текстными ссылками с разделами;
3) правило управления предполагает самостоятельное управление обучающимся сменой картинок компьютера и самопроверку, когда обучающийся отвечает на вопросы контроля и выполняет итоговую работу;
4) правило сбора информации в единое целое, когда формируются электронные библиотеки обучающихся вуза, а также преподавателей различных дисциплин, пополняются новыми темами и разделами;
5) правило успешности предполагает достижение результата путем наименьших усилий за кратчайший промежуток времени;
6) правило рефлексии предполагает, что разработчик данного программного продукта, составляя электронный учебник, имеет в виду самого себя, свои знания, умения и навыки, а также те или иные профессиональные способности;
7) правило структурированности предполагает разбиение учебного материала на структурированные части и блоки, модули и разделы, объединенные в электронные комплексы и библиотеки, сделанные в одном формате, постоянно расширяющиеся и дополняющиеся новым интересным материалом по тем или иным темам в рамках определенных дисциплин;
8) правило беспрепятственного использования учебных материалов воплощается благодаря навигации и системе всплывающих окон и сообщений, которые содержатся в составе семантической системы гипертекстных ссылок в электронном учебнике или в отдельном модуле, разделе;
9) правило демонстрации реализуется через использование в определенном модуле учебника коллекции кадров, которые содержат минимум текста и
визуальных материалов, которые способствуют лучшему пониманию и запоминанию новых терминов, понятий. Это происходит вследствие использования объединения в определенной системе разнообразных типов информации в соответствии с типом нового материала;
10) правило управления предполагает самостоятельное управление обучающимся сменой кадров, это позволяет показать на экране то или иное количество заданий, примеров, задач, упражнений;
11) правило целесообразного программного обеспечения реализуется через возможность когда-либо в процессе работы обучающимся получения компьютерной поддержки, что освобождает от ненужной дополнительной работы и позволяет сконцентрироваться на самом главном, что важно в материале, проанализировать как можно больше примеров и заданий.
Электронный учебник, профессионально составленный разработчиками, направлен на наивысшую степень восприятия и понимания необходимой информации, он способствует активизации всех составляющих учебной и познавательной деятельности обучающихся.
К достоинствам электронных учебников, используемых в процессе обучения при формировании речевой компетентности, целесообразно отнести:
1) адаптацию и оптимальное использование интерфейса пользователя, когда учитываются индивидуальные особенности и потребности обучающегося. Так, например, пользователь может использовать не только тексты или гипертексты, которыми изобилует учебник, но и воспользоваться также фреймовой структурой данного учебника;
2) удобное и логически продуманное построение электронного учебника и наличие простой и продуманной системы навигации. Электронное пособие вмещает в себя гиперссылки и фреймовую структуру, то есть так называемые изображения-карты, и это дает возможность, не прибегая к постоянному поиску
нужных страниц, найти нужный раздел или фрагмент и в случае необходимости, не затрачивая усилий, вернуться на первоначальную страницу;
3) разумный контроль на уровне автоматизма знаний, умений и навыков, а также компетенций обучающихся, что позволяет автоматически выбирать те задания и тренировочные упражнения, которые необходимы обучающимся на данном этапе обучения.
Электронный учебник, содержащий собственно учебные материалы, направленные на формирование речевой компетентности обучающихся, разделен на независимые модули. Определенный модуль может вмещать:
• тему занятия;
• план построения занятия;
• учебные, образовательные и воспитательные цели и задачи;
• указания методистов, содержащие порядок и последовательность прохождения данной темы модуля;
• разнообразные дидактические материалы, необходимые для занятия;
• тренировочные упражнения и тесты, нужные для контроля и проверки, банк правильных ответов, чтобы обучающиеся смогли проверить свои знания, умения и навыки по заданной теме и контролировать свое обучение;
• итоговые упражнения и тесты.
Для эффективного освоения материала обучающимися и формирования речевой компетентности электронный учебник по русскому языку, соответственно, содержит три блока: блок информации, блок тренировки и блок контроля.
В блоке информации происходит объяснение нового материала в виде опорного конспекта, данный новый учебный материал подается в краткой форме, причем опорный конспект выводится на экран монитора целиком, а также логически связанными между собой частями. Например, темы по грамматике представляются частями: сначала дается общее представление о грамматическом
материале, затем происходит постепенное углубление в тему. Наличие ярких, запоминающихся примеров является обязательным условием подачи нового материала. В конце каждого законченного логического блока приводится перечень вопросов по пройденному материалу.
Блок информации, как правило, содержит грамматический справочник, а также словарь (толковый, орфографический, орфоэпический).
Все тренировочные и контрольные упражнений выполняются на основе определенных по объему логически законченных текстов.
Блок тренировки и контроля за уровнем усвоения знаний, умений и навыков по данной теме представлен системой тренировочных и контрольных упражнений, которые направлены на усвоение материала по лексике и грамматике, их контроль, и содержат упражнения, предусматривающее самостоятельное нахождение и исправление допущенных ошибок.
Блок тренировки является самым главным в электронном учебнике, потому что в процессе изучения русского языка и культуры речи нужно выполнить большое количество тренировочных упражнений, направленных на закрепление приобретенных знаний и навыков.
Электронный учебник реализует принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Он помогает успешно тренировать обучающихся, проверять их знания, умения и навыки по данной теме, способствует формированию и развитию грамматических, лексических, фонетически и других навыков обучающихся.
Не вызывает сомнений тот факт, что использование электронных учебников в процесс преподавания русского языка и культуры речи базируется на технологиях мультимедиа. Технологии мультимедиа являются относительно новыми информационными технологиями, позволяющими осуществлять действия с неподвижными изображениями, а также
динамическими изображениями, к которым относятся такие, как видеофильмы, анимированные графические образы, тексты и звуковое сопровождение. Технологии мультимедиа способствуют объединению текста, звуков, музыки, речи, видеоизображений, фрагментов художественных и документальных фильмов, видеоклипов, телевизионных изображений, диаграмм, карт, таблиц, рисунков, картин, фотографий, слайдов, схем, чертежей в интерактивную систему.
В электронных учебниках может быть достаточно большое количество иллюстраций. Чтобы уменьшить их объем, целесообразно использовать упакованные форматы графических файлов (GIF, JPEG), применять ограниченную палитру цветов или графических файлов.
Электронные учебники вмещают разнообразные гиперссылки по структурным элементам учебника и, соответственно, содержат ссылки на различные электронные учебники и справочную литературу. В них есть содержание с переходом на необходимый модуль или тему.
На настоящий момент актуальной проблемой разработки, создания и применения хороших с различных точек зрения электронных учебников по различным дисциплинам, в том числе русскому языку и культуре речи, является отсутствие мотивации и времени у преподавателей к написанию данных электронных продуктов, а также мастерства
для самостоятельного их создания. Ведь нужно быть не только хорошим методистом, но и работать параллельно с программистом, который будет адекватно реализовывать тот или иной сценарий к компьютерному занятию.
Рассмотрим более подробно использование электронных учебников в процессе обучения русскому языку и культуре речи.
Проведя опрос среди преподавателей русского языка и культуры речи в Московском государственном областном университете, были выявлены разнообразные информационно-коммуникативные средства, которые педагоги используют на занятиях.
Так, 12% преподавателей на занятиях в процессе своей работы (подготовки и проведении занятий) пользовались компьютерными программами; 17% - электронными учебными пособиями; 11% -тестами; 19% - видеофильмами о научных процессах и явлениях; 6% - интерактивными моделями; 10% - коммуникативными заданиями; 25% - компьютерными презентациями материалов (рис. 1).
В силу специфики и особенностей организации образовательного процесса в вузе электронный учебник используется как для организации самостоятельной работы обучающихся, так и для аудиторных занятий при формировании речевой компетентности [12].
Содержание учебника представлено материалами с различным уровнем
13%
11%
18%
12%
компьютерные программы электронные учебники тесты
видеофильмы коммуникативные задания компьютерные презентации
20%
Рис. 1. Информационно-коммуникативные средства, применяемые преподавателями в учебной работе
сложности. Он составлен по программе обучения русскому языку и культуре речи.
Электронный учебник может быть эффективным в процессе изучения дисциплины для формирования у обучающихся следующих речевых компетенций:
• осуществления речевого воздействия для достижения поставленных целей в соответствии с темой и сферой речевого общения;
• владения психолингвистическими механизмами воздействия на адресата для достижения целей и задач коммуникативного акта в разных сферах и средах общения;
• владения профессионально значимыми письменными и устными жанрами общения;
• использования социально-этикетных норм речевого общения;
• творческого применения речевых тактик и стратегий общения;
• знания норм русского литературного языка; функций русского языка в сфере профессиональной деятельности и принципов пользования языком; критериев культуры речевого общения в актуальных сферах; закономерностей речевого общения.
Электронные учебники помогают осуществлять следующие учебные действия:
• правильно, с языковой точки зрения, строить и оформлять свою речь;
• делать речь уместной, ясной, логичной, краткой и выразительной;
• пользоваться социально-этикетными нормами речевого общения [13].
Электронный учебник по русскому языку и культуре речи, используемый на занятиях, состоит из 6 модулей. Каждая тема содержит материал, необходимый для изучения, а также словари и список основной и дополнительной литературы.
Темы занятий в процессе изучения русского языка и культуры речи представлены в оглавлении электронного учебника:
1. Понятие литературного языка. Структура языка.
2. Современный русский язык как этап исторического развития русского языка. Литературная норма.
3. Особенности естественного языка: вариативность способов выражения мысли.
4. Функциональные стили речи.
5. Аналитическая обработка текста. Компрессия текста.
6. Мастерство устного выступления. Устная публичная речь.
Каждый модуль, соответственно, подразделяется на разделы. Так, например, модуль «Понятие литературного языка. Структура языка» делится на следующие структурные блоки:
• Имя существительное и его правописание.
• Имя прилагательное и его правописание.
• Имя числительное как часть речи. Правописание и склонение числительных. Стилистические особенности употребления собирательных числительных.
• Местоимение как части речи. Стилистическое использование местоимений разных семантических разрядов.
• Глагол как части речи. Правописание глаголов.
• Причастие и деепричастие как самостоятельные части речи.
• Наречие как часть речи. Категория состояния. Морфологические признаки наречий. Образование и правописание наречий. Категория состояния.
• Предлог. Союз. Частица.
• Междометие и звукоподражательные слова.
• Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа. Синтаксис простого предложения. Второстепенные члены предложения. Осложненное предложение.
• Синтаксис сложного предложения. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуация в простом предложении.
• Пунктуация в сложносочиненном предложении. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.
В обучающей части представлен грамматический материал по определенной теме, предусмотренный рабочей программой освоения дисциплины. Организация в виде модулей способствует корректировке, замене, переработке и дополнению текущего материала. Формат электронного учебника широко привлекает презентации, видео-, аудиомате-риалы, используемые для формирования лексико-грамматических навыков и умений. Учебник содержит приложение, в котором размещен лексический материал по темам из рабочей программы, разнообразные тексты для дополнительного чтения, тестовый модуль, в котором есть задания для подготовки к итоговому занятию в конце учебного года.
Следует отметить, что полный сценарий электронного учебника в процессе изучения русского языка и культуры речи основывается на использовании того или иного текстового материала или гипертекста, который содержит ссылки на определенные темы, понятия, модули или на рисунки и звуковой материал, видеофильмы, таблицы, иллюстрации (графики, схемы, диаграммы), аудиома-териал и другое [14].
Формирование знаний, умений и навыков по темам занятий происходит благодаря определенной иерархии, строго логически регламентированно, то есть наблюдается структурирование образовательного контента.
Для этого предусмотрены следующие требования при создании электронного учебника по русскому языку и культуре речи:
• текст разделяется на главы и параграфы, соответствующие темам и занятиям изучаемого содержания дисциплины в соответствии с программой обучения;
• при организации учебной информации следует учитывать перспективы формирования знаний, умений и навыков;
• учитываются межпредметные связи;
• продумывается последовательность подачи учебного материала.
В качестве гиперссылок выступают:
• ссылки на словари (толковые, орфографические);
• ссылки на рисунки;
• ссылки на мультимедийную информацию (аудио- или видеофрагменты);
• ссылки на дополнительные материалы;
• ссылки на структурные элементы текста;
• ссылки на список основной и дополнительной литературы.
Таким образом, электронные учебники и пособия играют ведущую роль в формировании и развитии речевой компетентности обучающихся вузов, они основаны на принципах развивающего обучения. С помощью данных информационно-коммуникативных средств у обучающихся формируется речевая и языковая рефлексия, а также мотивация на занятиях, готовность качественно пройти материал, сэкономив время, повысив тем самым свою личностную самооценку.
К особенностям внедрения в образовательный процесс электронных учебников следует отнести определенную индивидуализацию процесса обучения, возможность самостоятельной работы обучающихся на занятиях, обратную связь с преподавателем.
Применение данных информационно-коммуникативных технологий способствует тому, что личность полностью погружена в образовательный процесс, меняется итоговый контроль за результатами деятельности. Все это, в свою очередь, развивает индивидуально-психологические особенности личности обучающегося, в том числе логическое мышление, память, воображение, внимание, представление и другие, что сказывается на возрастании интереса к занятиям по русскому языку.
Материалы электронного учебника в большей степени способствуют расширению кругозора обучающихся, обогащению знаний и формированию профессиональных умений и навыков.
Полученный опыт применения электронных учебников свидетельствует о том, что электронные учебники и другие информационно-коммуникативные технологии во многом эффективны в процессе обучения, они объединяют как общепринятые, так и инновационные подходы. Кроме того, подобные электронные учебники и технологии полностью не апробированы, наблюдается их
недостаточное количество, поскольку создание таких электронных продуктов требует от разработчиков высокого уровня профессионального мастерства, знания основ педагогики и психологии, а также методики преподавания той или иной дисциплины. Разработчик данных электронных учебников должен быть разносторонним специалистом, чтобы процесс обучения имел максимальный эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1984. 264 с.
2. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2015. 352 с.
4. Методика преподавания русского языка: краткий конспект лекций: в 2 ч. / Н. Н. Алгазина, Г. А. Фомичёва, Е. С. Антонова, И. Ю. Гац. М., 1997. Ч. 1.
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд. М.: Академия, 2017. 192 с.
6. Зимина О. В., Кириллов А. И. Печатные и электронные пособия в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: МЭИ, 2013. 167 с.
7. Красильников И. В. Информационные аспекты разработки и применения в вузе электронных учебных пособий: моногр. М.: РХТУ 2017. 114 с.
8. Иванов В. Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование. 2001. № 6. С. 12-15.
9. Кривошеев А. О. Методология разработки компьютерного учебного пособия // Дистанционное образование. 1998. № 2. С. 9-11.
10. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филин, 2016. 324 с.
11. Губарев В. В., Абдулина Е. Л., Печерский А. В. Общесистемные требования к электронным учебным материалам // Качество образования. Концепции, проблемы = Education Quality. EQ-2000: материалы III междунар. науч.-метод. конф. (НГТУ 25-28 апр. 2000 г.). Новосибирск: НГТУ, 2000. С. 149-151.
12. Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка МПГУ: материалы международной научно-практической конференции (2-3 октября 2020 г.) / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина [и др.]. М.: МПГУ, 2020. 548 с.
13. Ovsyannikova O. A., Bobrova S. V., Bocharnikov I. V. Priority areas formation of speech competence students of non-philological specialties. (E3S Web of Conferences. VIII International Scientific and Practical Conference "Innovative technologies in science and education" (ITSE 2020). 2020. P. 18105).
14. Ovsyannikova O. A., Mishcherina M. A., Bocharnikov I. V. Content of the process of formation of students' speech abilities at the university. (E3S Web of Conferences. VIII International Scientific and Practical Conference "Innovative technologies in science and education" (ITSE 2020). 2020. P. 18106).
REFERENCES
1. Gershunskiy B. S. Kompyuterizatsiya v sfere obrazovaniya: problemy i perspektivy. Moscow: Pedagogika, 1984. 264 p.
2. Mashbits E. I. Psikhologo-pedagogicheskie problemy kompyuterizatsii obucheniya. Moscow: Pedagogika, 1988. 192 p.
3. Bespalko V. P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem kompyuterov. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta, 2015. 352 p.
4. Algazina N. N., Fomicheva G. A., Antonova E. S., Gats I. Yu. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka: kratkiy konspekt lektsiy: in 2 vols. Moscow, 1997. Vol. 1.
5. Zakharova I. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2017. 192 p.
6. Zimina O. V., Kirillov A. I. Pechatnye i elektronnye posobiya v sovremennom vysshem obrazovanii: Teoriya, metodika, praktika. Moscow: MEI, 2013. 167 p.
7. Krasilnikov I. V. Informatsionnye aspekty razrabotki i primeneniya v vuze elektronnykh uchebnykh posobiy: monogr. Moscow: RKhTU, 2017. 114 p.
8. Ivanov V. L. Struktura elektronnogo uchebnika. Informatika i obrazovanie. 2001, No. 6, pp. 12-15.
9. Krivosheev A. O. Metodologiya razrabotki kompyuternogo uchebnogo posobiya. Distantsionnoe obrazovanie. 1998, No. 2, pp. 9-11.
10. Bashmakov A. I., Bashmakov I. A. Razrabotka kompyuternykh uchebnikov i obuchayushchikh sistem. Moscow: Filin, 2016. 324 p.
11. Gubarev V. V., Abdulina E. L., Pecherskiy A. V. Obshchesistemnye trebovaniya k elektronnym uchebnym materialam. In: Kachestvo obrazovaniya. Kontseptsii, problemy = Education Quality. EQ-2000. Proceedings of the III International scientific-methodological conference (NGTU, 25-28 Apr. 2000). Novosibirsk: NGTU, 2000. Pp. 149-151.
12. Deykina A. D., Yanchenko V. D., Levushkina O. N. et al (eds.) Sovremennye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka: K 60-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya russkogo yazyka MPGU. Proceedings of the III International scientific-practical conference (2-3 Oct. 2020). Moscow: MPGU, 2020. 548 p.
13. Ovsyannikova O. A., Bobrova S. V., Bocharnikov I. V. Priority areas formation of speech competence students of non-philological specialties. (E3S Web of Conferences. VIII International Scientific and Practical Conference "Innovative technologies in science and education" (ITSE 2020). 2020. P. 18105).
14. Ovsyannikova O. A., Mishcherina M. A., Bocharnikov I. V. Content of the process of formation of students' speech abilities at the university. (E3S Web of Conferences. VIII International Scientific and Practical Conference "Innovative technologies in science and education" (ITSE 2020). 2020. P. 18106).
Овсянникова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, исполнительный директор Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности e-mail: [email protected]
Ovsyannikova Olga A., PhD in Education, Associate Professor, Executive Director of the Research center for national security problems e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.08.2021 The article was received on 10.08.2021