Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ «ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА»'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ «ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
589
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / подростки «группы риска» / риск / реабилитация / социально-культурная реабилитация / minors / adolescents “at risk” / risk / rehabilitation / socio-cultural rehabilitation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.А. Чипан

Статья посвящена детальному анализу термина «подростки группы риска», рассматриваемого в педагогике, психологии, социологии, юриспруденции, медицине. Это позволяет специалистам многоаспектно работать с подростками. Важно учитывать и синонимичный ряд определений, в число которых входят «трудные подростки», «девиантные подростки», «педагогически запущенные подростки», «подростки в трудной жизненной ситуации», «несовершеннолетние группы риска», поскольку не всегда можно выделить корректность заменяемых терминов, получить уверенность в верном употреблении тождественных вариантов. Целью нашего исследования стали выявление, анализ и интерпретация определений «подростки «группы риска», Проведенный терминологический анализ позволяет выделить и обосновать подходы к рассмотрению научного понятия: медико-социальный, нормативно-правовой, социально-педагогический, психолого-педагогический. Областью применения результатов становится приведенная классификация подростков «группы риска», где выделены уточненные категории и подкатегории. Научная новизна исследования представляет собой адаптированное рабочее понятие «подростки группы риска». К данной теме исследователи относятся с постоянным интересом, в каждой научной дисциплине внимание обращается на специфические особенности, присущие только ей, но при этом отражены и междисциплинарные положения. Выделенное определение понятия «подростки «группы риска», уточненная классификация могут быть интересны специалистам по социальной работе, педагогами, специалистам по работе с молодежью, психологам и могут использоваться в их дальнейшей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE CONSIDERATION OF THE SCIENTIFIC CONCEPT OF “ADOLESCENTS AT RISK”

In the modern scientific literature, there are a large number of definitions of the term “at-risk adolescents”, the facets of which are covered differently in pedagogy, psychology, sociology, law, medicine. This scientific concept is interdisciplinary, which, in turn, gives scientists the opportunity to work with this category of teenagers in a diverse way, but at the same time it carries with it the complexity in interpreting the results in a different field of scientific knowledge. A variety of definitions, a large number of synonymous concepts or terms used interchangeably (including “difficult teenagers”, “deviant teenagers”, “pedagogically neglected teenagers”, “teenagers in a difficult life situation”, “underage risk groups”) entail difficulties in finding information, confidence in the correctness of use definitions, identities of variants. The task of the study is to search, identify, analyze and interpret the definitions of “adolescents at risk” used by Russian, Soviet and Foreign scientists in their scientific work. Thanks to the terminological analysis carried out, the article identifies and substantiates approaches to the consideration of the scientific concept: medical-social, normative-legal, socio-pedagogical, psychological-pedagogical. The scope of application of the results is the classification of adolescents of “risk groups”, where the refinement categories and subcategories are highlighted. The scientific novelty of the study is a refined working concept of “adolescents at risk.” The researcher notes that the interest in this topic among researchers is stable, in each scientific discipline attention is drawn to the specific features inherent only to it, but at the same time there are interdisciplinary provisions. The highlighted definition of the concept of “adolescents at risk” can be used for further work by specialists in social work, teachers, specialists in youth work, psychologists.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ «ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА»»

УДК 37.013.42

Chipan A.A., postgraduate, Department of Theory and History of Pedagogy, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen

(St. Petersburg, Russia), E-mail: stasja399@bk.ru

THE MAIN APPROACHES TO THE CONSIDERATION OF THE SCIENTIFIC CONCEPT OF "ADOLESCENTS AT RISK". In the modern scientific literature, there are a large number of definitions of the term "at-risk adolescents", the facets of which are covered differently in pedagogy, psychology, sociology, law, medicine. This scientific concept is interdisciplinary, which, in turn, gives scientists the opportunity to work with this category of teenagers in a diverse way, but at the same time it carries with it the complexity in interpreting the results in a different field of scientific knowledge. A variety of definitions, a large number of synonymous concepts or terms used interchangeably (including "difficult teenagers", "deviant teenagers", "pedagogically neglected teenagers", "teenagers in a difficult life situation", "underage risk groups") entail difficulties in finding information, confidence in the correctness of use definitions, identities of variants. The task of the study is to search, identify, analyze and interpret the definitions of "adolescents at risk" used by Russian, Soviet and Foreign scientists in their scientific work. Thanks to the terminological analysis carried out, the article identifies and substantiates approaches to the consideration of the scientific concept: medical-social, normative-legal, socio-pedagogical, psychological-pedagogical. The scope of application of the results is the classification of adolescents of "risk groups", where the refinement categories and subcategories are highlighted. The scientific novelty of the study is a refined working concept of "adolescents at risk." The researcher notes that the interest in this topic among researchers is stable, in each scientific discipline attention is drawn to the specific features inherent only to it, but at the same time there are interdisciplinary provisions. The highlighted definition of the concept of "adolescents at risk" can be used for further work by specialists in social work, teachers, specialists in youth work, psychologists.

Key words: minors, adolescents "at risk", risk, rehabilitation, socio-cultural rehabilitation

А.А. Чипан, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: stasja399@bk.ru

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ НАУЧНОГО ПОНЯТИЯ «ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА»

Статья посвящена детальному анализу термина «подростки группы риска», рассматриваемого в педагогике, психологии, социологии, юриспруденции, медицине. Это позволяет специалистам многоаспектно работать с подростками. Важно учитывать и синонимичный ряд определений, в число которых входят «трудные подростки», «девиантные подростки», «педагогически запущенные подростки», «подростки в трудной жизненной ситуации», «несовершеннолетние группы риска», поскольку не всегда можно выделить корректность заменяемых терминов, получить уверенность в верном употреблении тождественных вариантов. Целью нашего исследования стали выявление, анализ и интерпретация определений «подростки «группы риска», Проведенный терминологический анализ позволяет выделить и обосновать подходы к рассмотрению научного понятия: медико-социальный, нормативно-правовой, социально-педагогический, психолого-педагогический. Областью применения результатов становится приведенная классификация подростков «группы риска», где выделены уточненные категории и подкатегории. Научная новизна исследования представляет собой адаптированное рабочее понятие «подростки группы риска». К данной теме исследователи относятся с постоянным интересом, в каждой научной дисциплине внимание обращается на специфические особенности, присущие только ей, но при этом отражены и междисциплинарные положения. Выделенное определение понятия «подростки «группы риска», уточненная классификация могут быть интересны специалистам по социальной работе, педагогами, специалистам по работе с молодежью, психологам и могут использоваться в их дальнейшей работе.

Ключевые слова: несовершеннолетние, подростки «группы риска», риск, реабилитация, социально-культурная реабилитация

Подростковый возраст в жизни любого человека становится одним из самых сложных периодов. Физические, физиологические изменения в организме подростка происходят достаточно быстро и порождают ряд трансформаций в их взаимодействии с окружающим миром. К сожалению, в некоторых случаях наблюдаются негативные поведенческие паттерны, в число которых входят нарушения социально приемлемых и допустимых норм разных уровней. В данном случае нивелируются возможности получения положительно окрашенного социального опыта, что несет потенциальную опасность как для индивидуума, так и для его окружения. Эти подростки попадают под пристальное наблюдение со стороны социальных служб, полиции и педагогов, вносятся в списки подростков «группы риска». Данное понятие носит междисциплинарный характер, его используют в педагогике, психологии, социологии, медицине, юриспруденции, однако часто употребляются синонимичные и взаимозаменяемые термины, в число которых входят «трудные подростки», «дезадаптированные подростки», «девиантные подростки», «педагогически запущенные подростки», «подростки в трудной жизненной ситуации», «несовершеннолетние группы риска». В раскрытии сущности определения «подростки группы риска» взгляды исследователей похожи; совокупно мы можем определить данную группу как подростков, которые испытывают как объективные, так и субъективно переживаемые трудности в силу разнообразных социальных, медико-физиологических и психологических причин, не позволяющих им успешно социализироваться. Необходимость уточнения понятия детерминирует актуальность темы исследования. Аспекты изучаемого понятия были отображены в работах исследователей, занимавшихся поиском причин попадания подростков в группу риска (И.В. Бестужев-Лада, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, А.Е. Личко, Л.В. Мардахаев, В. Слот, Х. Спаниярд, Т.И. Шульга и др.), проблемами неблагополучия семьи (В. Зикратов, Е.Н. Приступа, М. В. Са-поровская, Г В. Семья, Т.В. Шинина и др.), проблемами девиантного поведения подростков (Л.А Азарова, И.А. Горьковская Ю.А. Клейберг и др.), особенностями социально-педагогической и психолого-педагогической работы с подростками группы риска (Л.Н. Антонова, Б.Н. Алмазов, Н.Ф. Дементьева, А.С. Макаренко, Т.Д. Молодцова, Ф.И. Кевля, Л.Я. Олиференко, Дж.С. Райкус, РС. Хьюз, Т. И. Шульга и др.). Целью нашего исследования является выявление и интерпретация определений «подростки группы риска», обоснование научных подходов к пониманию сути понятия. Задачами исследования стали отбор теоретических источников, поиск, выявление и интерпретация определений, приведение доказательств для выбранных научных подходов и создание уточненного рабочего

определения. Проведенный терминологический анализ позволил нам привести доказательства обоснования выбранных подходов (медико-социального, нормативно-правового, социально-педагогического, психолого-педагогического) при детальном рассмотрении аспектов вынесенного в заглавие термина. Были приведены классификации подростков группы риска, в которых нами были уточнены некоторые категории и подкатегории. Научная новизна исследования включает в себя уточненное рабочее понятие «подростки группы риска».

Риск как термин отождествляет двойственную природу явления: вероятность наступления события, чаще всего имеющего негативную окраску и возможные отрицательные последствия, составляет в среднем около пятидесяти процентов. Риск как явление изучается во многих науках: в экономике, политологии, социологии, психологии, конфликтологии, медицине, педагогике. Тем самым мы можем сказать, что риск обнаруживается в любой сфере человеческой деятельности, и понятие многозначно. В рамках данной статьи мы остановимся на определении понятия «риск», которое обосновала доктор педагогических наук Л.Н. Антонова - это «деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, отклонения от цели» [1]. В данном контексте термин «риск» был рассмотрен в наиболее широком значении; мы можем сказать, что риск подразумевает внешнюю социально-средовую опасность для индивида. Однако ситуации, содержащие в себе риск, создаются социальными субъектами, о чем в своей работе говорит исследователь В.И. Зубков [2], что позволяет рассмотреть риск с двух сторон - как возможную угрозу, ведущую свое начало из социума, так и асоциальные действия некоторых индивидов и/или групп, влекущих за собой отрицательные последствия для общества. Современные дети и подростки в разной степени являются наиболее вероятными участниками группы риска, что свидетельствует о необходимости более пристального рассмотрения данного понятия.

Одно из самых сложных направлений профессионального труда педагога -работа с детьми и подростками группы риска. Важно акцентировать внимание на том, что указанная категория несовершеннолетних исследуется не только в рамках педагогики, но и носит междисциплинарный характер, изучается в психологии, конфликтологии, социологии, юриспруденции, медицине, что указывает на актуальность данной темы. Но интегративные процессы, происходящие в системе наук, замедляются из-за отсутствия общепринятого и утвержденного

перечня критериев попадания в группу риска. Из-за этого существует множество определений, затрагивающих отдельные аспекты понятия. В первую очередь мы говорим о тех угрозах и риске, которые несут в себе подростки для общества (административные проступки, бродяжничество, уголовно-наказуемые преступления), а во вторую - о том, что они сами подвергаются рискам, влекущим за собой средовую дезадаптацию, ухудшение здоровья, нивелирование и/или утрату возможностей для последующего развития, реабилитации и ресоциализации. Двусторонность проявления социальных рисков накладывает особый отпечаток на субъектов взаимодействия, связывая их между собой. Тем самым общим признаком для причисления подростков в группу риска является наличие факторов социального риска и его сопутствующих характеристик.

По результатам проведенного анализа научных источников было установлено, что в группу риска попадают подростки, которые подвержены отрицательному влиянию оснований возникновения социального риска, из-за которых у них ярче выражены пристрастия к асоциальным проявлениям. Под социальным риском мы будем понимать [3] «социально значимые опасности, причины возникновения которых имеют общественный характер, и индивидуальная, самостоятельная защита от которых в большинстве случаев невозможна». В ходе исследования нами были выделены шесть групп причин социального риска, мешающих адекватной и полной социализации подростков: социально-педагогические (уход от общепризнанных норм и правил, отвержение морально-нравственных принципов, традиций, пренебрежение устоями и сложившимся укладом в традиционной семье, насилие и дискриминация, низкий уровень образованности), социально-экономические (фактор возрастания занятости родителей - особенно матерей, многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, несовершеннолетняя мать-одиночка, безработные семьи, семьи с асоциальным образом жизни, бегство, бродяжничество, семьи с низким уровнем достатка, семьи за порогом бедности), медико-социальные (группа здоровья, наследственность, травмы в внутриутробном развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, нарушения в психическом и физическом развитии подростка в том числе из-за внешних обстоятельств), психолого-педагогические (неприятие себя, суицидальные мотивы и действия, невротические реакции, трудности общения, неуспех в социальной адаптации, сложности во взаимодействии с взрослыми и ровесниками, несоответствие существующих педагогических программ психофизиологическим особенностям подростков, темпу существующего психического развития подростков, отсутствие интереса к учебе, мало положительного опыта в получении оценок, отсутствие значимого взрослого среди педагогов в школе, с кого можно брать положительный пример), социально-демографические («демографические ямы» и «бэби-бумы», включение в школьные коллективы все большего числа подростков из разных этнических групп, низкая просвещенность подростков в вопросах полового воспитания), криминогенные (административные проступки, в том числе употребление психоактивных веществ, вандализм; уголовные преступления, в том числе воровство, мошенничество, драки, доведение до суицида, нанесение увечий средней тяжести, убийство) [4-7]. Теоретический анализ причин социального риска дает возможность отыскать, обосновать те проблемы, которые влекут нарушения в процессе социализации подростков, и выстроить общий фундамент направления профилактической, коррекционной и реабилитационной работы, в рамках которой будет проведены мероприятия по уменьшению воздействия рисков на подростков. Это научное предположение было положено в ядро определенных нами подходов к пониманию сложного понятия «подростки группы риска»: медико-социального, социально-педагогического, психолого-педагогического и нормативно-правового.

Медико-социальный подход устанавливает принадлежность к группе риска подростков с особенностями физиологического и психического развития, установленными и подтвержденными врачами и коррекционными педагогами. Например, тех, у кого существует ряд отклонений, обостряющихся или проявляющихся в подростковый период развития индивида. Среди них выделяют экзогенные (основаниями для возникновения становятся внешние факторы), эндогенные (следствие врожденных отклонений), органические (возникают из-за нарушения работы центральной нервной системы, дисфункции мозга), соматогенные (проявляются в результате соматических заболеваний), реактивные психозы [8; 9]. В пример можно привести такие диагнозы как ипохондрия, нервная анорексия, невроз, поведенческие расстройства и так далее.

Особое внимание специалисты обращают на соматически ослабленных детей (частоболеющих подростков) [10], амбидекстеров и подростков с преобладающей левой рукой, с эмоциональными нарушениями (страхи, тревожность, эмоциональная неустойчивость, эмоциональное напряжение, депрессия, агрессивность).

Исследователь, психиатр, доктор медицинских наук А.Е. Личко в своих научных трудах говорил о том, что подростковый период является опасным временем для развития психопатий (аномалий характера, которые определяют психический образ человека, в течение жизни практически не изменяются и в разной степени мешают индивиду успешно влиться в общество). Однако важно понятийно разграничить психопатии (как патологию) и акцентуацию характера (как нижний вариант нормы, при котором лишь отдельные черты характера чрезмерно усилены, из-за чего существует избирательная уязвимость к одним психогенным воздействиям в пику твердой устойчивости к другим). «Акцентуации характера большинства типов (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) также имен-

но в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода [...] могут сгладиться или быть скомпенсированными настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. [...] Однако подростки с явными акцентуациями характера составляют группы повышенного риска - они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар «по слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня» [6]. Тем самым мы можем сказать, что к этой группе относятся подростки с отклонениями в психическом развитии, но не обладающие ярко выраженными психопатологическими характеристиками, что дает возможность им получать образование в неспециализированных учебных заведениях.

Следовательно, исследователи, придерживающиеся данного подхода, подразделяют подростков группы риска на категории от слабо возможных психофизиологических нарушений до тяжелых патологических случаев, каждый из которых из-за происходящих в подростковом периоде изменений может получить дополнительное негативное развитие. Таких подростков нужно наблюдать в динамике, чтобы своевременно оказать им медицинскую и/или коррекционно-педа-гогическую помощь.

Нормативно-правовой подход на законодательном уровне представлен в виде отдельных категорий лиц, которым гарантирована защита их прав и свобод, деятельность государственных структур и служб направлена на их эффективную социализацию и полноценную жизнедеятельность в обществе. В законодательстве Российской Федерации существуют юридические понятия «дети в трудной жизненной ситуации» [11; 12] и «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» [13]. Сущность понятия «подростки группы риска» синонимична понятиям «дети в трудной жизненной ситуации» и «несовершеннолетние в социально опасной ситуации», так как, во-первых, подростки группы риска являются несовершеннолетними [14; 15], а во-вторых, наличествует опасность для здоровья, жизни и деятельности несовершеннолетнего из-за существующей ситуации, не удовлетворяющей его минимальные физиологические нужды, базовые потребности в защите и безопасности. В федеральном законе выделены критерии, которые дают основания принадлежности ребенка к сложной жизненной ситуации - объективно сложившегося социального риска. С точки зрения законов Российской Федерации основу группы риска составляют дети и подростки, которые стоят на учете в различных социальных службах: в службе опеки, попечительства и патронажа, в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, управлениях социальной защиты, в центрах социальной реабилитации детей-инвалидов. Ведется непрерывный мониторинг количества подростков, стоящих на учете в вышеуказанных учреждениях, специалистами проводится комплексная работа на локальном, городском, областном, федеральном уровнях по нивелированию и профилактике возможных негативных последствий социального риска. Однако не всегда получается полностью избежать отрицательных последствий риска, это наглядно демонстрирует нам обширный диапазон отклонений и нарушений, обнаруживающихся на этапах социализации подростков. Именно поэтому так сложно найти единые критерии для последующей научной классификации. В большинстве своем исследователи одним из наиболее часто употребляемых ставят критерий неблагополучия в семье. Так, Л.В. Мардахаев под группой риска подразумевает группу лиц, участники которой не защищены от неких социальных ситуаций или влияний окружающей среды. В группу риска он помещает неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, социальных сирот, а ведя разговор о детях и подростках группы риска, он причисляет туда несовершеннолетних, обладающих психической и соматической ослабленностью из-за генетических, биологических и социальных причин, социально запущенных подростков, подростков с повышенным риском школьной и социальной дезадаптации [16]. О.А. Белобрыкина и Р.А. Лимонченко в своем исследовании доказывают, что дезадаптация в большинстве случаев будет основным компонентом при формировании склонности к девиациям [17; 18]. Под термином «подростки группы риска» ученые О.А. Белобрыкина и Е.А. Белобрыкина понимают категорию подростков, которая из-за определенных причин (биологических, психологических, социальных) больше подвержена дезадаптации [19].

В.Д. Альперович, исследуя поведенческие проявления детей группы риска, выделяет три группы: безнадзорные дети (предоставленные сами себе, без присмотра со стороны родителей или опекунов); беспризорные дети (без государственной или родительской опеки, часто без постоянного места жительства); беглецы (убежавшие из дома или государственного воспитательного учреждения; дети, оставшихся без попечения родителей из-за конфликтов с родителями, ровесниками или воспитателями) [20].

Согласно отчетам учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, количество стоящих на учете на декабрь 2018 года составляло 210 167 человек, в среднем 0,7% от числа молодежи до 29 лет, проживающих на территории нашей страны [21]. На 2022 год показатели еще выше - «около миллиона [...] подростков ежегодно доставляются в органы внутренних дел. [...]. В целом по России это почти каждый четвертый несовершеннолетний» [22]. Опираясь на данные факты, мы можем сказать, что подрост-

ки группы риска, совершающие противоправные действия, нарушающие КоАП и УК РФ, представляют собой угрозу безопасности. Подросток имеет больше возможностей для совершения разрушительных действий, чем, например, младший школьник, а работа по коррекции, реабилитации и ресоциализации требует значительно больше времени и сил как специалистов, так и самих несовершеннолетних и их семей. Деятельность помощи семье и несовершеннолетним осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [13].

Социально-педагогический подход основывается на общепризнанных нормах, правилах общественной жизни, социокультурных особенностях, в глубине которых лежат обычаи, традиции, общечеловеческие и морально-нравственные ценности и категории (справедливость, порядочность, добросердечность, гуманность, любовь, принятие). В рамках данного подхода подростки группы риска находятся в неблагоприятных жизненных условиях, потому что они не видят в семье, в ближайшем окружении выражения добрых чувств и порывов, не чувствуют себя защищенными; от самых значимых для любого человека взрослых -матери и отца - не видят участия, заботы, выражения положительных эмоций, общественно одобряемого примера. Это приводит к возникновению разных видов асоциального поведения, к депривации и социальной дезадаптации. Исследователи, придерживающиеся данного подхода, одними из важнейших причин для попадания подростков в группу риска считают семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей подростков, высокий уровень внушаемости и подверженности чужому влиянию со стороны социального окружения и криминализированных элементов.

К группе риска причисляют и социально и педагогически запущенных детей, а также подростков, пострадавших от физиологического и психологического насилия. Исследователь Р.В. Овчарова доказывает, что социальный и педагогический факторы запущенности почти всегда взаимосвязаны, а одними из основополагающих причин становятся дефекты и упущения семейного воспитания, в дальнейшем ошибки, недочеты воспитателей, педагогические промахи и поражения учителей [23]. Похожие теоретико-методологические рамки для определения термина «подростки группы риска» очерчивает в своем исследовании С.А. Соколов (он опирается на научные труды отечественных психологов и педагогов: М.А. Алемаскина, В.Г. Баженова, Н.Н. Верцинской, А.И. Кочетова, И.А. Невского, Л.Я Олифиренко и др.), определяя подростков группы риска как особенную категорию индивидов, которые не обладают устойчивым положением в социуме, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования их социального облика. Такие подростки не умеют самостоятельно преодолевать трудности, встречающиеся на их жизненном пути, что в дальнейшем ведет к потере социальной значимости, духовности, положительного морального и физического вида [24]. Профессор, доктор педагогических наук Л.Н. Антонова определяет детей и подростков как «лиц, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающих те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющих различные формы асоциального поведения» [25, с. 18].

Базовая потребность обучающегося - занять свое место в микросоциуме, сообществе школы, чувствовать свою значимость, свое признание как ученика, как одноклассника - выделяет ученый С.В. Кривцова. Данная потребность достигается путем реализации триединства целей: интеллектуальной состоятельности (самореализация и успешность в обучении), коммуникативной состоятельности (построение нейтрально окрашенных и положительно-доброжелательных социальных контактов с педагогами, одноклассниками и другими учащимися школы), состоятельности в деятельности (личный вклад в дело класса, параллели, общешкольного коллектива). В тех случаях, когда их реализация невозможна социально одобряемыми путями, подростки пытаются достичь их путем асоциальных проявлений. Исследователь отмечает, что большой процент условий, вызывающих асоциальные проявления действий подростков, связаны с низким качеством человеческих взаимоотношений класса и классного руководителя, педагогов-предметников, социальной атмосферы в школе [26]. Исследование Д.Б. Воронцова свидетельствует, что низкий уровень социального развития подростков и причина возникновения характерных особенностей группы риска кроется в низкой социальной компетентности. Эти особенности - непринятие основных ценностей общества, чувство «ненужности», смирение с тем, что в обществе нет возможности заявить о себе как о личности и/или специалисте в какой-то сфере деятельности, проекция жизненного сценария (особенно негативного) собственных родителей и невозможность его изменить при идеях об ином, успешном жизненном пути, сниженная учебная мотивация, неумение систематизировать полученные знания и навыки - яркие черты принадлежности подростка к группе риска [27].

Зарубежные педагоги США (A. Bandura, A. Cohlen, J. Kaufmann, C. Ulman и др.), в соответствии с исследованием Е.В. Козловой, представляют подростков группы риска как лиц, лишенных родительского надзора и попечения и имеющих социальные и интеллектуальные отклонения. Также в эту группу зарубежные коллеги включают подростков гетто, подростков с нарушенной адаптацией к социуму, с задержками развития, с нарушениями поведения. Эти подростки -представители разных рас и этносов - в совокупности проживают в малоимущих семьях, неблагополучных и криминальных районах крупных городов [28]. Влия-

ние криминальных элементов на подростков также особо отмечают Л.Я. Олифе-ренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева и др. В подростках группы риска они видят «категории детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних» [29].

Вопрос дезадаптантов, девиантов и делинквентов в своей научной работе освещает исследователь М.В. Шакурова, определяя подростков группы риска как подростков, «в силу сочетания объективных и субъективных причин максимально подверженных различным социальным и социально-педагогическим рискам» [30]. Иными словами, подростки группы риска представляют собой особую проблему для общества, а решение об оказании им социально-педагогической помощи и поддержки выносится на государственном уровне как в нашей стране, так и за рубежом.

Психолого-педагогический подход обусловливает нахождение подростков в группе риска через призму их приспособления к процессу обучения, степени успешности получения знаний, выполнения требований, правил, обязанностей социальной роли «ученик». Согласно этому подходу, мы можем говорить о целом ряде терминов, определения которых используются как взаимозаменяемые. Среди них «трудные дети», «трудные подростки», «педагогически запущенные подростки», «подростки с девиантным поведением». Здесь важно отметить, что сам термин «подростки группы риска» появился не так давно - в 80-х годах ХХ века, и сегодня активно используется в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко относил к категории «трудные дети» тех, кто проявлял упорное сопротивление воспитанию [31]. Эта идея нашла свое продолжение в работах ученых Б.Н. Алмазова, Э.П Костяшкина, А.И. Кочетова, которые интерпретировали трудновоспитуемость подростков как особое состояние личности несовершеннолетнего, проявляющееся в противоборстве целенаправленным педагогическим шагам [32; 33; 34]. Ученый В.П. Степанов выделял три основных признака определения «трудный подросток»: отклоняющееся от нормы поведение, то есть совершение ряда небольших административных проступков; поведение подростков не поддается скорому и беспроблемному изменению; подростки нуждаются в индивидуальном сопровождении коррекции, реабилитации и участии окружающих [35]. Иными словами, «трудные подростки» в большинстве случаев просто не могут исправить ухудшившиеся взаимоотношения с окружающими людьми.

Н.И. Никитина и М.Ф. Плухова дают такое определение подросткам группы риска - это подростки, находящиеся в критической ситуации, которая усиливается из-за следующих негативных факторов: физиологические недостатки, без резко выраженной клинико-патологической картины; жизнь в неблагополучной, асоциальной семье; утрата одного или обоих родителей по разным причинам [36].

К психологическим особенностям несовершеннолетних группы риска М.А. Палагузова, Ю.Н. Палагузова, Т.С. Дорохова причисляют недостаточность эмоциональной сферы, низкий уровень интеллекта, задержки психического развития, особенности мыслительных процессов и воображения [37]. Но, не смотря на задержки развития и низкий интеллектуальный уровень, подростки группы риска, к сожалению, подвержены негативному влиянию представителей субкультур, антисоциальных молодежных течений (в том числе АУЕ), околокриминальных и криминальных группировок.

В книге «Помощь трудным детям» исследователь М. Раттер подразделяет несовершеннолетних на две группы, выделяя детей с «социализированными формами антиобщественного поведения» (умеющими принимать и выполнять правила или подстраиваться под них внутри антиобщественных объединений) и «с несоциализированным антиобщественным поведением» (агрессивное поведение, эмоциональные расстройства, негативизм) [38]. С другой стороны, ПМ. Льдокова, Л.Р Сибгаева обосновывают следующее определение термина - это подростки с отклоняющимся поведением, неорганизованные, несамостоятельные, с низкой самооценкой, с акцентуациями характера, без волевого контроля, положительных интересов и целей [39]. Тем самым мы можем утверждать, что подростки группы риска как объект исследования представляют собой уникальный феномен, интересный исследователям разных научных школ, сфер научного знания, междисциплинарность и актуальность которого не меркнет и сейчас.

Теоретический анализ научных источников и классификаций подростков группы риска позволил нам добавить в их классификацию (табл. 1) следующие категории и подкатегории: во-первых, выделить в отдельную группу подростков, попавших в группу риска по социально-медицинским причинам, так как, например, полученная травма или длительное снижение иммунитета, частые острые респираторно-вирусные заболевания могут привести к хронической неуспеваемости, что, несомненно, скажется на психологическом комфорте подростка, может вылиться даже в асоциальные проявления (агрессию, аутоагрессию). Во-вторых, объединить подростков «группы риска» по причине семейного неблагополучия в одну категорию, поскольку этот фактор оказывает наиболее сложное воздействие на подростков (заложенные в семье жизненные сценарии, полученные физические и психологические травмы оставляют наиболее глубокий след в психике подростка, тем самым провоцируя негативное течение развития риска и усугубляя сложившуюся ситуацию). В-третьих, уточнить подгруппы, входя-

Таблица 1

Классификация подростков «группы риска»

Причины попадания в группу риска

1. Социально-медицинские причины Риски - хронические заболевания внутренних органов, в том числе слуха, зрения; - перенесение различных хирургических и иных операций; - медицинский учет у специалистов, в том числе у психиатра; - затяжные и многократные острые респираторные и вирусные заболевания в течение года

Подгруппы - подростки-инвалиды; - подростки с хроническими заболеваниями; - подростки, стоящие на учете у невролога, психиатра; - соматически ослабленные подростки (часто болеющие); - подростки, получившие физическую травму, увечье; - подростки с нейродинамическими нарушениями поведения (гиперактивность, гипоактивность)

2. Социально-педагогические причины Риски - неуспеваемость эпизодическая; - частная, но относительно стойкая неуспеваемость; - общее и глубокое отставание

Подгруппы - педагогически запущенные подростки; - подростки с проблемами в обучении и развитии (без медицинских патологий); - подростки с несформированной мотивацией к общеобразовательной деятельности; - постоянно неуспевающие подростки по всем или отдельным учебным дисциплинам

3. Психолого-педагогические причины Риски - психологические проблемы в развитии подростка; - одаренность (интеллектуальная, спортивно-физическая, художественно-эстетическая, социально-лидерская)

Подгруппы - подростки с низкими способностями к обучению (связано с задержкой психологического развития еще в более раннем возрасте); - подростки с проявлением психолого-педагогической дезадаптации; - одаренные подростки; - подростки с особенностями развития межполушарной асимметрии (леворукость, амбидекстрия); - подростки с аномалиями в эмоциональной сфере (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость)

4. Психолого-юридические причины Риски - нарушения поведения; - трудности во взаимоотношениях с окружающими; - совершение противоправных проступков, учитывающихся в КоАП и УК РФ

Подгруппы - подростки, склонные к обману, воровству, мошенничеству; - подростки, склонные к бродяжничеству; - подростки с агрессивным поведением; - подростки с девиантным поведением (в том числе с конфликтным, асоциальным, деструктивным, аддиктивным, делинквентным); - подростки с дезадаптивным поведением (аффективным, депривированным, суицидальным)

5. По причинам семейного неблагополучия Риски - проживание в асоциальных семьях (тип семьи с нарушенной системой ценностей, норм, правил, сформированным поведением совершеннолетних и несовершеннолетних членов, непригодная для воспитания ребенка, в том числе с риском психического и/или физического насилия)

Подгруппы - социально незащищенные подростки; - социально запущенные подростки; - подростки из проблемных и неблагополучных семей (неполные семьи, многодетные семьи, малообеспеченные семьи, семьи на грани нищеты, опекаемые семьи, семьи мигрантов, семьи беженцев, семьи участников боевых действий); - подростки, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств.

щие в пункт «психологическо-юридические причины», добавив туда подростков, склонных к бродяжничеству (так как данный феномен изучается в психиатрии, в психологии, но при этом у подростков может и не быть психопатологических нарушений, что не позволяет нам вынести данную подгруппу в «социально-медицинские причины»).

При проведении исследования мы вывели рабочее понятие «подростки группы риска». Это подростки, которые находятся в критической жизненной ситуации, попавшие в нее по медико-социальным, социально-педагогическим, психолого-педагогическим, психолого-юридическим причинам и по причинам семейного неблагополучия, проявляющие разные формы асоциального поведения и не имеющие возможности самостоятельно выйти из группы риска.

Подводя итоги, мы можем сказать, что термин «подростки группы риска» широко используется как в России, так и за границей. В современной научной литературе нет общепризнанного подхода к определению междисциплинарного понятия «подростки группы риска», отсутствует единая классификация. Данное понятие носит междисциплинарный характер, его используют в педагогике, психологии, социологии, медицине, юриспруденции, однако часто употребляются синонимичные и взаимозаменяемые термины.

Исследователи из разных сфер научного знания формируют собственные категории; объединяют подростков по группам риска в связи с разнообразными критериями. Однако важно заметить, что риск, особенно социальный, - это динамичная, постоянно изменяющаяся категория [40]. Именно

из-за этого специалистам, работающим с подростками «группы риска», необходимо определять причины, степень риска. Сопутствующие характеристики, в число которых входят возраст подростка, состояние его здоровья, индивидуально-личностные особенности подростка и его семьи, психологический климат в семье, поведение родителей или лиц, их заменяющих, наличие или отсутствие травматического жизненного опыта у подростка, успеваемость, положение в коллективе обучающихся, взаимоотношения с ровесниками, преподавателями, взрослыми, дают полную картину для того, чтобы своевременно диагностировать патологическую ситуацию, направить подростка на коррекцию и/или реабилитацию.

Результатом проведенного исследования стала систематизация терминологических понятий «подростки группы риска», что позволило определить его специфику с точки зрения разных сфер научного знания: медико-социальный, нормативно-правовой, социально-педагогический, психолого-педагогический. Были уточнены категории и подкатегории в классификации подростков «группы риска», дано рабочее определение данного понятия как социальной группы определенной части молодежи, которая находятся в критической жизненной ситуации. Названы основные причины, которые влияют на антисоциальную позицию подростков - медико-социальные, социально-педагогические, психолого-педагогические, психолого-юридические, а также семейное неблагополучие. Нами доказано, что из ситуации асоциального поведения у подростков нет возможности выйти самостоятельно, без помощи психолого-педагогических служб.

Библиографический список

1. Антонова Л.Н. Педагогическая рискология: теория и история. Проблемы современного образования. 2010; № 4: 24-30.

2. Зубков В.И. Социологическая теория риска = Sociological theory of risk. Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2003.

3. Никулина М.А., Джамалова Б.Б., Колодиев М.Ю., Шулова Е.Ю. Социальные риски в современном российском обществе: философская рефлексия. Современные исследования социальных проблем. 2018; Т. 10, № 2-1: 48-64.

4. Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Левшунова Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска: учебное пособие. Красноярск: Сибирский Федеральный университет, 2021.

5. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска актуальная проблема современного общества. Вестник Казанского технологического университета. 2007; № 5: 195-198.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград: Медицина: Ленинградское отделение, 1983.

7. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития психолого-педагогические технологии с детьми группы риска: учебное пособие. Казань: Издательство «Бриг», 2015.

8. Барденштейн Л.М., Алешкина ГА. Острые и преходящие психотические расстройства: исторический и клинический аспекты. Российский медицинский журнал. 2012; № 4: 45-49.

9. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психические расстройства в детском и подростковом возрасте: современные аспекты проблемы. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016; Т. 6, № 4: 386-390.

10. Жданова О.В. Соматически ослабленные дети: трудности обучения и особые образовательные потребности. Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015; Т. 1: 128-133.

11. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями в редакции от 29.05.2023 N 189-ФЗ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/

12. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями в редакции от 28.04.2023 N 178-ФЗ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/

13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон «» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями в редакции от 21.11.2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/

14. Мороз А.А., Николаев Е.В. Основные особенности подросткового возраста. Электронный научный журнал. 2017; № 5-2 (20): 63-66.

15. Смирнягина М.М. Возрастные границы и психологическое содержание стабильного периода подросткового возраста. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009; № 5 (138): 56-61.

16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». Москва: Гардарики, 2005.

17. Белобрыкина О.А., Лимонченко РА. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками. Национальный психологический журнал. 2017; № 4 (28): 129-138.

18. Белобрыкина О.А. Проблема выявления «трудного» ребенка: объективные критерии и субъективные оценочные установки. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018; № 3: 17-42.

19. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Особенности самоотношения делинквентных подростков с разным типом волевой регуляции. Социально-педагогическая и меди-копсихологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Брест: Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. 2014; Т. Ч. I: 10-16.

20. Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска». Журнал практического психолога. 2000; № 8-9: 106-109.

21. Горбачев М.В. Социально опасное положение несовершеннолетних как вызов национальной безопасности современной России. Logos et Praxis. 2020; Т. 19, № 3: 76-83.

22. Иванчук Н.П., Попова Е.М., Цегенько Н.Е. Технология работы с подростками, стоящими на учете в банке данных о семьях и несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении. Интерактивная наука. 2022; № 1 (66): 24-26.

23. Овчарова РВ. Проблема диагностики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков. Педагогическое образование в России. 2010; № 1: 52-56.

24. Соколов С.А. Формирование социального опыта подростков группы риска в физкультурно-оздоровительной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2003.

25. Антонова Л.Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва: Академия повышения квалификации и переподготовки. работников образования Министерства образования РФ, 2005.

26. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины: практическое руководство для школьного психолога. Москва: Генезис, 2000.

27. Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы риска. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2006.

28. Козлова Е.В. Загородные лагеря США как фактор коррекции поведения детей группы риска. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.

29. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие. Москва: Академия, 2008.

30. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. Москва: ACADEMIA, 2004.

31. Макаренко А.С. Педагогические работы. 1936-1939: в 8 т. Москва: Директ-Медиа, 2014; Т. 4.

32. Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков. Екатеринбург, 1997.

33. Костяшкин Э.Г Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. Москва, 1971.

34. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. Москва: Педагогика, 1972.

35. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей. Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

36. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.

37. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект = Socio-pedagogical supportof children at risk: монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2015.

38. Раттер М. Помощь трудным детям. Перевод О.В. Баженовой, Г. Г Гаузе. Москва: Прогресс, 1987.

39. Льдокова ГМ., Сибгаева Л.Р Влияние семейных отношений на поведение подростков «группы риска». Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2020; Выпуск 68, Ч. 1: 333-337.

40. Малашенкова Е.А. Сущность категорий «семьи группы риска» «дети группы риска». Экономика и управление: проблемы решения. 2014; № 8: 129-132.

References

1. Antonova L.N. Pedagogicheskaya riskologiya: teoriya i istoriya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010; № 4: 24-30.

2. Zubkov V.I. Sociologicheskaya teoriya riska = Sociological theory of risk. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskogo universiteta druzhby narodov, 2003.

3. Nikulina M.A., Dzhamalova B.B., Kolodiev M.Yu., Shulova E.Yu. Social'nye riski v sovremennom rossijskom obschestve: filosofskaya refleksiya. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2018; T. 10, № 2-1: 48-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Basalaeva N.V., Kazakova T.V., Levshunova Zh.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej i podrostkov gruppy riska: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk: Sibirskij Federal'nyj universitet, 2021.

5. Valeeva N.Sh., Fattahova G.Z. Deti gruppy riska aktual'naya problema sovremennogo obschestva. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2007; № 5: 195-198.

6. Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov. Leningrad: Medicina: Leningradskoe otdelenie, 1983.

7. Rybakova L.A., Babynina T.F. Deti gruppy riska: osobennosti razvitiya psihologo-pedagogicheskie tehnologii s det'mi gruppy riska: uchebnoe posobie. Kazan': Izdatel'stvo «Brig», 2015.

8. Bardenshtejn L.M., Aleshkina G.A. Ostrye i prehodyaschie psihoticheskie rasstrojstva: istoricheskij i klinicheskij aspekty. Rossijskijmedicinskjzhurnal. 2012; № 4: 45-49.

9. Filippova N.V., Baryl'nik Yu.B. Psihicheskie rasstrojstva v detskom i podrostkovom vozraste: sovremennye aspekty problemy. Byulleten'medicinskih internet-konferencij. 2016; T. 6, № 4: 386-390.

10. Zhdanova O.V. Somaticheski oslablennye deti: trudnosti obucheniya i osobye obrazovatel'nye potrebnosti. Special'noe obrazovanie: materialy XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Leningradskij gosudarstvennyj universitet im. A.S. Pushkina, 2015; T. 1: 128-133.

11. O dopolnitel'nyh garantiyah po social'noj podderzhke detej sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Federal'nyj zakon ot 21.12.1996 № 159-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami v redakcii ot 29.05.2023 N 189-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/

12. Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 24.07.1998 N 124-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami v redakcii ot 28.04.2023 N 178-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/

13. Ob osnovah sistemy profilakíiki beznadzornosti ipravonarushenij nesovershennoletnih. Federal'nyj zakon «» ot 24.06.1999 № 120-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami v redakcii ot 21.11.2022). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/

14. Moroz A.A., Nikolaev E.V. Osnovnye osobennosti podrostkovogo vozrasta. 'Elektronnyjnauchnyjzhurnal. 2017; № 5-2 (20): 63-66.

15. Smirnyagina M.M. Vozrastnye granicy i psihologicheskoe soderzhanie stabil'nogo perioda podrostkovogo vozrasta. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. 2009; № 5 (138): 56-61.

16. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki i special'nosti «Social'naya rabota». Moskva: Gar-dariki, 2005.

17. Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. Osobennosti perezhivaniya psihologicheskih problem deviantnymi podrostkami. Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal. 2017; № 4 (28): 129-138.

18. Belobrykina O.A. Problema vyyavleniya «trudnogo» rebenka: ob'ektivnye kriterii i sub'ektivnye ocenochnye ustanovki. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2018; № 3: 17-42.

19. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Osobennosti samootnosheniya delinkventnyh podrostkov s raznym tipom volevoj regulyacii. Social'no-pedagogicheskaya i medikopsihologicheskaya podderzhka razvitiya lichnosti v ontogeneze: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h ch. Brest: Brestskij gosudarstvennyj universitet im. A.S. Pushkina. 2014; T. Ch. I: 10-16.

20. Al'perovich V.D. Trudnye deti semej «riska». Zhurnalprakticheskogopsihologa. 2000; № 8-9: 106-109.

21. Gorbachev M.V. Social'no opasnoe polozhenie nesovershennoletnih kak vyzov nacional'noj bezopasnosti sovremennoj Rossii. Logos et Praxis. 2020; T. 19, № 3: 76-83.

22. Ivanchuk N.P., Popova E.M., Cegen'ko N.E. Tehnologiya raboty s podrostkami, stoyaschimi na uchete v banke dannyh o sem'yah i nesovershennoletnih nahodyaschihsya v social'no opasnom polozhenii. Interaktivnaya nauka. 2022; № 1 (66): 24-26.

23. Ovcharova R.V. Problema diagnostiki i korrekcii social'no-pedagogicheskoj zapuschennosti detej i podrostkov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010; № 1: 52-56.

24. Sokolov S.A. Formirovanie social'nogo opyta podrostkov gruppy riska v fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2003.

25. Antonova L.N. Regional'noe upravlenie social'no-pedagogicheskoj sistemoj podderzhki detej gruppy riska. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva: Akademiya povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki. rabotnikov obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya RF, 2005.

26. Krivcova S.V. Trening: uchitel' i problemy discipliny: prakiicheskoe rukovodstvo dlya shkol'nogo psihologa. Moskva: Genezis, 2000.

27. Voroncov D.B. Formirovanie social'noj kompetentnostipodrostkov gruppy riska. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2006.

28. Kozlova E.V. Zagorodnye lagerya SShA kak faktor korrekcii povedeniya detej gruppy riska. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

29. Oliferenko L.Ya., Shul'ga T.I., Dement'eva I.F. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka detej gruppy riska: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2008.

30. Shakurova M.V. Metodika i tehnologiya raboty social'nogo pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: ACADEMIA, 2004.

31. Makarenko A.S. Pedagogicheskie raboty. 1936-1939: v 8 t. Moskva: Direkt-Media, 2014; T. 4.

32. Almazov B.N. Psihologo-pedagogicheskie osnovaniya reabilitaciisocial'no dezadaptirovannyh podrostkov. Ekaterinburg, 1997.

33. Kostyashkin 'E.G. Individual'naya rabota vshkoles trudnymipodrostkami. Moskva, 1971.

34. Kochetov A.I. Perevospitaniepodrostka. Moskva: Pedagogika, 1972.

35. Stepanov V.G. Psihologiya trudnyh shkol'nikov: uchebnoe posobie dlya uchitelej i roditelej. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1996.

36. Nikitina N.I., Gluhova M.F. Metodika i tehnologiya raboty social'nogo pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2005.

37. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej gruppy riska: regional'nyj aspekt = Socio-pedagogical supportof children at risk: monografiya. Ekaterinburg: UrGPU, 2015.

38. Ratter M. Pomosch' trudnym detyam. Perevod O.V. Bazhenovoj, G.G. Gauze. Moskva: Progress, 1987.

39. L'dokova G.M., Sibgaeva L.R. Vliyanie semejnyh otnoshenij na povedenie podrostkov «gruppy riska». Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2020; Vypusk 68, Ch. 1: 333-337.

40. Malashenkova E.A. Suschnost' kategorij «sem'i gruppy riska» «deti gruppy riska». 'Ekonomika i upravlenie: problemy resheniya. 2014; № 8: 129-132.

Статья поступила в редакцию 07.07.23

УДК 378

Aradakhova M.B., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Romano-Germanic and Oriental Languages and Teaching Methods,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fesival00@mail.ru

Mamalova Kh.E, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: plieva.asya@yandex.ru

VISUALIZATION AS A MEANS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES. The article examines the contents of concepts of "visualization", "visualization tools", considers various visualization tools that are advisable to use in foreign language classes, namely: infographics, multimedia presentation, mental maps, comics, interactive simulators, cause-and-effect diagram, denotation graph, word clouds, cluster, INSERT, etc. It is concluded that the use of visualization tools in teaching foreign languages activates thought processes, increases the efficiency of the learning process and motivation of students, being a useful tool, increasing learning motivation and the speed of knowledge, skills and abilities formation. The authors conclude that when learning a foreign language, visualization provides students with educational linguistic and extralinguistic material in a convenient, understandable and accessible form, acting as a means of cognition of foreign language realities and facts and activating the natural capabilities of schoolchildren to multichannel perception.

Key words: visualization, foreign language, visibility, figurative thinking, student

М.Б. Арадахоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: fesival00@mail.ru

Х.Э. Мамалоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: mamalova_1964@list.ru

А.О. Плиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: plieva.asya@yandex.ru

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье изучено содержание понятий «визуализация», «средства визуализации»; рассмотрены различные средства визуализации, которые целесообразно применять на занятиях иностранного языка, а именно - инфографика, мультимедийная презентация, ментальные карты, комикс, интерактивные тренажеры, причинно-следственная диаграмма, денотатный граф, облака слов, кластер, INSERT и др. Сделан вывод о том, что использование средств визуализации в преподавании иностранных языков активизирует мыслительные процессы, повышает эффективность процесса обучения, мотивацию обучающихся и скорость формирования знаний, навыков и умений. Авторы делают вывод о том, что при изучении иностранного языка визуализация предоставляет обучающимся учебный лингвистический и экстралингвистический материал в удобной, понятной и доступной форме, выступая средством познания иноязычных реалий и фактов и активизируя природные возможности школьников к многоканальному восприятию. Активное использование информационных технологий в процессе обучения позволяет осуществить переход от пассивного созерцания учебного материала к активному, осознанному овладению им.

Ключевые слова: визуализация, иностранный язык, наглядность, образное мышление, студент

Знание иностранного языка на сегодняшний день приобретает все большую актуальность. Дисциплина «Иностранный язык» - неотъемлемая часть любой образовательной программы.

В целях обеспечения эффективного развития системы отечественного высшего образования с учетом социокультурной ситуации в стране необходимо

совершенствование профессиональной и, в частности, языковой подготовки студентов [1-11].

Также в развитии образования в РФ, как и всего мирового сообщества, характерна компьютеризация основных сфер жизни общества (Уварова Н.Н., Со-рокопуд Ю.В. [5] и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.