Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1097
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДЕЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаров В.А., Купрене Е.В.

В статье проанализированы и систематизированы научные взгляды на стресс-преодолевающее поведение и факторы, его образующие. Раскрыты основные направления исследования совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии, рассматриваются понятия копинг-поведения, копинг-стратегии, копинг-ресурсов и современные подходы к их анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ»

Макаров В.А., Купрене Е.В.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье проанализированы и систематизированы научные взгляды на стресс-преодолевающее поведение и факторы, его образующие. Раскрыты основные направления исследования совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии, рассматриваются понятия копинг-поведения, копинг-стратегии, копинг-ресур-сов и современные подходы к их анализу.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-поведение, копинг-стратегии, копинг-ресурсы.

В настоящее время проблема исследования соатадаюшего поведения соединяет в себе различные теоретические подходы, характеризуется терминологическим многообразием — широко используются слова «совладайие», «совладающее поведение», «стресспреодолевающее поведение» и просто «копинг-поведение». Так, например, понятие «совладание» может бы гъ использовано и при изучении когнитивной оценки человеком субьективно трудных ситуаций, и при характеристике поведенческих реакций на стресс, и как совокупность когнитивной и поведенческой активности субъекта в ходе социально-психологической адаптации; вданное понятие нередко включается эмоциональная составляющая - способность человека к саморе1уляции своих эмоциональных состояний |2, с. 13]. Иными словами, данный термин отражает достаточно широкую психологическую реальность.

В современной зарубежной психологической науке выделяется три основных подхода к изучению копинг-поведения: диспозиционный подход (S.M. Miller, N. Endlcr, J. Parker), си гуаци-онный или динамический подход^. Folkman, R. Lazarus.) и интегративный подход (C.S. Carver, R.H. Moss, M.F. Scheier, J.K. Wfeintraub).

Основной идеей диснозиционного подхода является представление о взаимосвязи устойчивых индивидуальных особенностей и особенностей личности соспособами копинга (S.M. Miller, N. Endler, J. Parker). Ключевой для этого подхода вопрос состоит в том, чтобы выявить степень эффективности определенных диснозиционных тенденций, обычно ^^^

обозначаемых как стили совладения (coping styles) - на- ^^Е^ь

сколько успешно они обеспечивают позитивные резуль- ^ИГ 3

таты, такие как улучшение здоровья и психологнчсскос ^Д у т

благополучие. Если диспозиции или стили совладания ^BR

относительно стабильны во времени, то возникает вон- ^^

рос о том, как они связаны с чертами личности. Установ- /

лено, что некоторые хорошо известные личностные ^v/' V j

черты, такие как оптимизм, негагивная эффективность, rVjiitf

враждебное гь, влияют на способы, какими люди справ- 2»- шМ""*

ляются со стрессом. Juk .

Ситуационный, или динамический, подход рассмат- jmk ^ j

риваетспецифические стратегии копинг-поведения, ко-

торые реализуются в конкретных ситуациях, а также шШШ^шВш\м \ -¿«в изменение данных способов в связи с изменением ситуации (S. Folkman, R. Lazarus). Так, авторы ситуационного подхода Р. Лазарус и С. Фолкман (1970) определяют копинг как «... когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека» 17, с. 2101. Сторонники данного подхода оспаривают правомерность чрезмерного акцентирования роли личности в совладании. Они доказывают, что

на копинг влияют: оценка степени угрозы; оценка ресурсов, необходимых для совладения с ситуацией; оценка собственных действий, их успешности в преодолении стресса. Далее они утверждают, что стратегия совладания реализуется в виде широкого диапазона динамических реакций на различные стрессовые ситуэд ши. Согласно этому подходу, индивид в одних случаях использует одну форму совладания, например, эмоциональные стратегии, а в других-прибегает к стратегиям решения проблемы путем изменения отношения «личность - окружающая среда» (1, с. 23].

Основной идеей интегративного подхода яатяется предстаатение о том, что выбор способов ко-пинга детерминирован как особенностями личности, так и особенностями ситуации. Особое внимание в рамках данного подхода уделяется чертам личности, обеспечивающим выбор эффективных способов копинг-поведения. Нарушение нормального функционирования организма, ухудшение здоровья и другие негативные последствия стресса объясняются недостаточностью ресурсов и недостаточной эффективностью стратегий копинга (CarverC.S., Moss R.H., Scheier M.F., Wfeintraub J.K.).

В отечественной психологии термин «копинг» как совладаюшее поведение появился в 1990-е годы XX века, хотя различные феномены стресспреодолеваюшего поведения личности изучаются давно. Это, например, «стрессоустойчивость» - в исследованиях К. К. Платонова, Л. И. Уман-ского, Б. М. Теплова, В.Л. Бодрова; «эмоциональная устойчивость» - в работах В. С. Мерлина, «поисковая активность» — у В.В. Аршавского и B.C. Ротенберга.

Вопросы развития стресса и его преодоления в отечественной психологии рассматриваются в рамках отечественной методологической традиции с точки зрения системного, личностно-сре-дового и субъектного подходов (Л.И. Анциферова, 1994; В.А. Бодров, 1995, 2001, 2002, 2006; Л Г. Дикая, 2003; Л.Г. Дикая, Л.П. Гримак, 1983; JI.A. Китаев-Смык, 1983; Т.Л. Крюкова, 2002; ГЛ. Крюкова, В.Д. Сапоровская, 2000; A.B. Леонова, A.C. Кузнецова, 1993; ВЛ. Марищук, В.И. Евдокимов, 2001: В.П. Медведев, 2003; С.К. Нартова-Бочавер, 1997; К.В. Судаков, 1996; В.Ю. Рыбников, E.H. Ашанина, 2008 и др.).

Ситуационные особенности, детерминация и ресурсы копинга рассматриваются в работах Л.И. Анциферовой. В.А. Бодрова. В.И. Голованевской, Л.И. Демснтий, Т.Л. Крюковой. С.К. Нартовой-Бочавер, В.Е. Орла, Ю.П. Поваренкова. А.И. Приходько. Е.А. Сергиенко, H.A. Сироты и В.М.Ялтонского, Ю.Л. Сорокиной. Ряд работ отечественных авторов посвящены изучению возрастных, культурных и социально-демографических особенностей совладаюшего поведения (Т.Л. Крюкова, Н.Б. Михайлова, O.A. Москвитина, H.A. Сирота. В.М. Ялтонский и др.). Большинство исследований в рамках психологии труда посвящены изучению копинг-поведения у представителей экстремальных профессий (A.B. Бухвостов, 2004; И.Б. Лебедев, 2002; В.Ю. Рыбников, E.H. Ашанина, 2008 и др.). Когшнг-новедсние личности как субъекта профессиональной деятельности является сложным системным образованием, детерминированным характером субъект-субъектных взаимодействий и защитно-совладающего поведения и зависит от специфики их профессиональной деятельности, частоты и выраженности воздействия различных стрессорных факторов, а также определяется стрессорными факторами их жизнедеятельности в социуме (В.Ю. Рыбников, E.H. Ашанина, 2008).

С позиции субъектно-дсятельностного подхода совладаюшее поведение как особый вид социального поведения человека, является целенаправленным поведением и позволяет человеку совладать со стрессом адекватными личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий, направленные на устранение трудности (стрессовой ситуации), которые либо адаптируют к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать ее. Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, совладаюшее поведение является поведением субъекта [1, с. 28).

Согласно Т.Л. Крюковой, критериями совладаюшего поведения как социального поведения субъекта с точки зрения данного подхода являются:

— осознанность как отличие данного вида поведения от реактивного поведения, основанного на действии механизмов психологической зашиты; осознанными являются как адаптивные, так и дезадаптивные способы совладания, выбираемые субъектом;

— целенаправленность и контролируемость, способствующие решению задачи, проблемы;

— неразрывная связанность с трудной (стрессовой) ситуацией, различие в его выраженности в зависимости от приближения/удаления от стрессора - адекват ность ситуации и моменту времени (своевременность) и регуляция уровня стресса;

- обладание собственными функциями: когнитивным оцениванием; саморегуляцией и динамикой эмоций, оптимальной координацией эмоционального состояния и переживания с целенаправленным поведением; возникновением преобразующих ситуацию (овладение ситуацией) и/или собственное состояние (владение собой) действий; привлечение собственного жизненного опыта или помоши других людей; коррекция ожиданий через контроль над ситуацией или приспособление к ней; антиципация (предотвращение, избегание) неразрешимых ситуаций и опасных стрессоров; либо саморазрушение (дес труктивное совладение и несовладание);

- антисубъекгность деструктивных форм совладания, заключающаяся в уходе от активности, от выбора саморегуляции и самоорганизации там и тогда, когда трудная ситуация должна находить свое проблемное разрешение (например, девиантные матери детей, отданных в социальный приют; наркоманы, отказывающиеся от помощи и г. д.);

- адекватность личностным особенностям человека и обусловленность личностными и субъектными особенностями; существование индивидуальных различий и склонности субъекта к определенным видам (стилям) совладающего поведения;

- фасил и гация адаптивных процессов субъекта (буфер против стресса); адеква тность уровню психологической pei-уляции и саморауляции (самоорганизации и самодетерминацин) субъекта;

- комплексность, многомерность, имеющая отношение к контролю поведения, однако не сводящаяся только к когнитивной, эмоциональной или волевой сфере:

- существование интерсубъектной сферы проявления в социальном взаимодействии и взаимоотношениях, принадлежность к групповому субъекту или социально-психологическая обусловленность совладания;

- различная эффективность поведения: оно не всегда приводит к положительному результат); иногда может вредить человеку и ситуации как в случае деструктивного совладания; наличие в его структуре разнообразных стратегий, конструктивность/деструктивность которых не всегда возможно предсказать заранее;

- наличие внутренних и внешних ресурсов совершенствования данного поведения и его развития в онтогенезе;

- возможность обучения этому виду поведения [1, с. 32-33].

Совладаюшее поведение имеет иерархическую структуру и включает простые единичные копинг-действия. детерминированные спецификой ситуации, которые в свою очередь образуют копинг-стратегии. Под стратегией совладания понимаются основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, более устойчивые, обобщенные личностные (диспозиционные) образования.

В настоящее время не существует единой классификации копинг-поведения. В работе С.К. Нартовой-Бочавер приведены восемь классификаций зарубежных авторов, некоторые из которых включают до 20 типичных реакций совладающего поведения |2, с. 20-30]. Традиционной считается классификация, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкманом. Они предложили дихотомическую классификацию коиинг-стрятегий, вылелно их следующую направленность: проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий); эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия) (6, с. 32-33].

В исследовании И.М. Никольской и P.M. Грановской предложена классификация, в которой копинг-стратсгии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Авторы выделяют три больших группы копииг-стратегий, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание ]3|.

Большинство исследователей сходятся на выделении трех базовых стилей копинг-поведения:

1. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

2. Эмоционально-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию и проявляется в виде пофужения в собственные переживания, в самообвинении. вовлечении других в свои переживания.

3. Избегание как стиль совладания проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о проблеме вообще, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или ком-

пенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентных людей, гарантирующих социальную поддержку. Нередко это поведение характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего. Однако порой избегание есть проявление антиципации угрозы и осторожное поведение [ I, с. 25).

Центральным в теории совладения является вопрос об эффективном и неэффективном копингс. Несмотря на то, что копинг-поведение направлено на повышение адаптации личности к среде, данный процесс может быть неконструктивным и неэффективным и приводить к дезадаптации и ухудшению функционирования человека в социуме.

С точки зрения эффективности/неэффективное ги совлатающего поведения интересной, на наш взгляд, представляется расширенная классификация копинга, которую предложили американский исследователь С. Саг\ег и его сотрудники. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копиш-стратегиям авторы отнести следующие 15, с. 267-283):

1. «Активный копинг» — активные действия по устранению источника стресса.

2. «Планирование» - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации.

3. «Поискактивной общественной поддержки» — поиск помощи, совета усвоегосоциального окружения.

4. «Положительное истолкование и рост» - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта.

5. «Принятие» — признание реальности ситуации.

Другой блок копинг-стратегий, по мнению авторов, также может способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким ст ратегиям совладай ия относятся:

1. «Поиск эмоциональной общественной поддержки» - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих.

2. «Подавление конкурирующей деятельности» - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса.

3. «Сдерживание» - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации.

Третью группу копииг-страгегий составляют тс, которые не являются адаптивными, однако в некоторых случаях помогают человеку адаптироваться к стрессовой сигуации и справиться с ней. Это такие приемы преодоления как:

1. «Фокус на эмоциях и их выражение» — эмоциональное реагирование в проблемной ситуации.

2. «Отрицание»-отрицание стрессового события.

3. «Ментальное отстранение» - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.

4. «Поведенческое отстранение» - отказ от разрешения ситуации [там же).

Отечественные исследователи по критерию эффектвнссти/ неэффективности совладающе-

го поведения выделяют три основных стиля совладания: продуктивный - стратегии, направленные на решение проблемы, непродуктивный — стратегии, направленные на избегание проблемы и социальный - стратегии, направленные на поиск социальной поддержки. Социальный копинг, но мнению авторов, является переходным от непродуктивного к продуктивному когшжу [4, с. 59-69).

В соответствии с субъектно-деятельностным подходом, стиль совладающего поведения не я&тяется пассивным интегратором внутренних и внешних условий существования человека, хотя и представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов сознательного поведения втрудной жизненной ситуации, сформировавшихся у субъекта. Становление полноценного стиля совладающего поведения не может произойти при пассивной позиции индивида и включает не только приспособительную активность, но активность, преобразующую окружающий мир, и себя каксубъекга этой активности. Функции совлатающего поведения заключаются втом, что оно не только охраняет субъекта отактуального воздействия стресса, служа буфером, но и поддерживает его чувство самоценности, целостности с прошлым и антиципируемым будущим, помогает восстановить дострессовый уровень активности. В этом смысле совла-даюшее поведение означает больше, чем простое приспособление и является центральным понятием в определении ценности процесса адаптации человека как самоорганизующейся системы и активности субъекта в трудных условиях (1, с. 30).

13 последнее время в психологии совладающего поведения все большее значение приобретает проблема изучения ресурсов личности, позволяющих ей осознанно и целенаправленно совладать, действовать, прогнозировать жизненные события и результаты своих поступков. Приоритет в исследовании ресурсов совладающего поведения принадлежит зарубежным авторам ( Hobfoll, 1988, 1989; Moos, 1999; D. Navon, 1984; Taylor, 1995). Автор теории сохранения ресурсов С.Е. Хобфол (1988) утверждал, что люди постоянно стараются сохранить, защитить и пополнить ко-пинг- ресурсы. С.Е. Хобфол рассматривает копинг-ресурсы через поведенческую активность, ресурсы-состояния, личностные характеристики и энергетические показатели.

В отечественной психологии совладания пока не сложилось единой концепции ресурсов. Ресурсы совладающего поведения с точки зрения отечественных психологов включаются в описание стратегий жизни (К.А. Абульханова; Л.И. Анциферова; A.A. Кроник), понимаются как возможности и средства преодоления стресса (В. А. Бодров), как аспект саморегуляции и регуляции деятельности и поведения (Т.Л. Крюкова; Л.И. Дементий; А.Н. Дёмин, Е.Ю. Кожевникова; Л.Г. Дикая и др.), как когнитивные способности, средства переработки информации (В.А. Бодров, A.A. Алексапольский), личностные черты и способности, такие как оптимизм, одаренность и др. (Ю.В. Постылякова; С.А. Хазова; М.С. Замышляева), социальные группы и отношения в них (ТЛ. Крюкова, М.В. Сапоровская, О.Б. Подобина, И.О. БелоруковаДВ. Гущина, Е.В. Куф-тяк, Е.А. Петрова).

Следует констатаровать, что на современном этапе развития теории совладания, несмотря на достаточно большое количество исследований, важнейшими проблемами ресурсного подхода в психологии совладания остаются следующие: определение самого понятия копинг-ресурсов, их классификация, использование ресурсов личностью (Д. Айкок, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Б. Матени, С. Хобфолл и др.).

Таким образом, анализ основных направлений в изучении совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии позволил определить копит -поведение как сложное системное образование, детерминированное несколькими группами факторов: особенностями личности субъекта, реально изменяющейся жизненной ситуацией, характером социального взаимодействия и взаимоотношений. Сточки зрения ситуационного подхода, копинг понимается как сложный динамический процесс, который начинается с оценки ситуации, включает когнитивные и поведенческие попытки ее преодоления, зависящие от личностных и ситуационных факторов. С позиции данною подхода не столько личность, сколько сама стрессовая ситуация, главным образом, определяет стиль совладания со стрессом. В субъсктно-деятельностном подходе на выбор стратегии и стиля совладания. помимо особенностей ситуации, влияют особенности личности, социокультурные и социально-психологические переменные, а также те ресурсы, которые имеются у человека. Механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, требуют проявления субъектных качест в человека - активное™, самоопределения, ответственности за последствия выбора способов совладающего поведения.

Литература

1. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук / Крюкова Т.Л. Кострома, 2005. - 473 с.

2. Нартова-БочаверС.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности// Психологический журнал. — 1997.- № 5. - С. 20-30.

3. Никольская И. М., Грановская Р. Л/. Психологическая зашита у детей. - СПб. : Речь, 2001. - 507 с.

4. Хазова А. Совладаюшес поведение одаренных старшеклассников. // Психологический журнал. - 2004. - № 5. - С. 59-69.

5. Carver С. S., Scheier M. F., Weint raub J. К. Assessing coping strategies: a theoretically based approach //Journal of Per-sonality and Social Psychology. 1989. Vbl. 56. P. 267-283.

6. Folkman S. and Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.Y. 1991. - C. 207-227.

7. Lazarus Richard S. and Folkman Susan. The concept of coping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N. Y. 1991. - C. 189-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.