Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию эстрадной стрессоустойчивости вокалиста-исполнителя'

Современные подходы к формированию эстрадной стрессоустойчивости вокалиста-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТРАДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / VOCAL PERFORMING ACTIVITY / STAGE PERFORMANCE / STAGE AGITATION / COPING BEHAVIOR / COPING RECOURSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саргина Ирина Викторовна, Немыкина Ирина Николаевна

По мнению авторов, при работе с вокалистами особое внимание следует уделять формированию специфического исполнительского поведения (копингповедение), направленного на приспособление исполнителя к обстоятельствам, устранение внутриличностного адаптационного конфликта, а также формирование умения использовать определенные средства (копинг-ресурсы) для преодоления эмоционального стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF STAGE STRESS-RESISTANCE OF A VOCAL SINGER

According to the authors in the work with vocal singers special attention should be paid to the formation of specific performance behavior (coping behavior) directed to the adjustment of the singer to various circumstances, elimination of inner personal adaptation conflict as well as the formation of the skill to use certain means (coping resources) for overcoming emotional stress.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию эстрадной стрессоустойчивости вокалиста-исполнителя»

педагогика высшей школы

)

И.В. Саргина, И.Н. Немыкина

современные подходы к формированию эстрадной стрессоустойчивости вокалиста-исполнителя

по мнению авторов, при работе с вокалистами особое внимание следует уделять формированию специфического исполнительского поведения (копинг-поведение), направленного на приспособление исполнителя к обстоятельствам, устранение внутриличностного адаптационного конфликта, а также формирование умения использовать определенные средства (копинг-ресурсы) для преодоления эмоционального стресса.

Ключевые слова: вокально-исполнительская деятельность, эстрадное выступление, сценическое волнение, совладающее поведение, копинг-поведение, копинг-ресурсы.

Развитие современного общества в условиях качественного ускорения определяет рост требований к профессиональной подготовке вокалиста-

исполнителя, чья компетентность должна предусматривать не только основательное усвоение профессионально-исполнительских навыков, но и квалифицированное их использование в постоянно усложняющихся условиях повышения требований к профессиональному росту, самосовершенствованию и конкурентоспособности специалистов.

Проблема эстрадного профессионализма музыкантов-исполнителей занимает весьма значимое место в деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из главнейших в психологии, исполнительстве и музыкальной педагогике. Формирование эмоционально-регулятивных, артистических качеств, способности владеть собой во время публичного выступления и побороть эстрадное волнение является ведущей задача процесса исполнительской подготовки вокалистов.

Вопросам саморегуляции сценического состояния и преодоления эстрадного волнения посвящены работы многих крупнейших представителей музыкальной психологии и педагогики, теории театральной деятельности и психологии художественного творчества. однако до настоящего времени эта проблема остается односторонне и малоизученной, недостаточно систематизированной и разработанной. В специальной литературе не обозначены конкретные технологические и методические подходы к ее решению.

В данном контексте для вокальной педагогики особо интересным представляются наработки психологии, связанные с проблемой копинга - сов-ладающего поведения, которая в отечественной психологии становится едва ли не самой актуальной. Всевозможные стрессовые ситуации в человеческой деятельности остаются, к сожалению, нормой, обостряющейся в определенные периоды жизни. Практически ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью преодоления эмоциональных и физических нагрузок.

Копинг (англ. to cope - преодолевать, справляться) - в интерпретации российских психологов «психологическое преодоление» или «совладаю-щее, адаптивное поведение».

Представления о копинг-поведении разработаны преимущественно зарубежными исследователями (H. Weber, A. Billings, S. Folkman, P. Thoits, R. Lazarus, J. Amirchan, K. Nakano, M. Petrovsky, R. Moos, C. Carver и др.). В современной российской психологии изучению разнообразных аспектов проблемы копинг-поведения посвящены работы Т.Л. Крюковой, В.А. Бодрова, С.А. Хазовой, В.М. Ялтонского и др.

Первоначально понятие «копинг» использовалось в исследованиях, связанных с преодолением проблем или кризисов детского развития, для описания динамичных усилий человека, направленных на овладение

педагогика и психология

педагогика высшей школы

сложной ситуацией. Прежде всего - это готовность личности решить конкретную задачу; готовность к решению проблем, имеющих основополагающее значение для самочувствия человека и активизирующих адаптивные механизмы [6, с. 24].

Можно определить копинг-поведение и как стратегию действий, которую предпринимает человек в обстановке психологической угрозы - в условиях приспособления к стрессовой ситуации, угрожающей его социальному, профессиональному и личностному благополучию.

Для музыкантов-исполнителей в ситуации публичного выступления совладающее поведение очень важно, т.к. позволяет адаптироваться в конкретной ситуации и решить пять фундаментальных задач:

1) поддерживать состояние эмоционального равновесия;

2) повышать возможности восстановления деятельности, активности и уменьшение воздействий неблагоприятных обстоятельств;

3) поддерживать уверенность в своих силах, положительный, позитивный «образ Я»;

4) сохранять и поддерживать эмоциональные и профессиональные взаимосвязи с другими людьми;

5) преобразовывать жизненные ситуации, регулировать их, формируя терпение или приспособление.

Интегрируя, развивая и конкретизируя тезис о совладающем поведении в отечественную науку, можно определить его в систему современных знаний различных отраслей психологии, в частности, психологии музыкально-исполнительской деятельности.

Субъектные характеристики являются важнейшим отличительным признаком совладающего поведения. Так, осознанность относится к его основополагающим критериям. Можно выделить также важность последствий совладающего поведения для психологического благополучия человека; целенаправленность; направленность на сложную (стрессовую) ситуацию - своевременность, адекватность ситуации и неразрывную связанность; социально-психологическую обусловленность совладания; контролируемость; регуляцию уровня стресса; подготовку к жизненным и профессиональным сложностям, возможность формирования этого вида поведения [2; 3; 6].

Сегодня многие ученые ищут ответы на вопрос, какими способами, каким образом человек справляется с проблемами в своей жизни, событиями и ситуациями, как их преодолевает. Ответы на данный вопрос имеют огромную практическую и теоретическую значимость. Западная психология имеет наибольший опыт изучения этой проблемы. Интерес к теории совладающего поведения в музыкальной психологии и педагогике

является относительно новым и осуществляется на уровне сугубо теоретических исследований.

Совладающее поведение или копинг - вариант социального поведения личности, цель которого заключается в том, чтобы смягчить или разрешить, уклониться от требования, которое предъявляется сложной жизненной ситуацией или привыкнуть к нему, а также, вероятно, устранить, вовремя разгадав ее опасность и неразрешимость. Механизмы совладания человек использует целенаправленно и сознательно, а способы, которые использует субъект, равноценны ситуации и личностным особенностям. Благодаря этому, можно сказать, что рассмотрение копинга как осознанного рационального поведения, которое направлено на предотвращение стрессовой ситуации, характерно для отечественной психологии.

Копинг-поведение подразумевает использование определенных средств адаптации к трудностям. Это форма поведения, направленная на приспособление к различным обстоятельствам.

определяющим в контексте нашего исследования является необходимость формирования определенных поведенческих реакций, способствующих формированию эстрадной стрессоустойчивости вокалиста в процессе профессиональной подготовки, что зависит от двух факторов -реальной ситуации и копинг-ресурсов. прежде всего, необходимо обращать внимание на интерпретацию и оценку каждой конкретной ситуации в контексте концертного поведения; самооценку негативного стрессового воздействия непосредственно в момент выступления; адаптацию как поведенческую реакцию в ситуации концертного выступления.

Совладающее поведение, как правило, проявляется на познавательном, поведенческом, эмоциональном уровнях функционирования человека. Личности очень важно осознание ситуации и результативных способов совладания с ней, а также умение своевременно применить их в напряженной ситуации. Совладание представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией согласно с его психологическими возможностями, ролью в жизни человека, ее собственной логикой [4; 6].

Исследование совладающего поведения в связи с личностными качествами, личностными особенностями предоставляет возможность рассматривать их в качестве копинг-ресурсов. По мнению ученых, эффективность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов, ибо недостаточное развитие приводит к формированию социально и профессионально пассивной личности. копинг-ресурсы, таким образом, определяются исследователями как характеристики социальной среды и личности, делающие возможной или облегчающие успешную адаптацию к жизненным трудностям [4].

педагогика и психология

педагогика высшей школы

В большинстве работ, посвященных проблеме копинга, применяется типология копинг-ресурсов, включающая социальные, психологические физические и материальные ресурсы. К социальным ресурсам относят социальные связи человека; психологическим - мораль, убеждения, самооценка, локус контроля и т.д.; физическим - выносливость, здоровье; материальным - деньги, имущество [6].

Также выделяют средовые и личностные ресурсы. Первые связаны с социально-поддерживающим процессом (умение оказывать, находить, принимать социальную поддержку) и системой социальной поддержки. Вторые содержат отношение человека к одиночеству, жизни, вере, любви, смерти; ресурсы когнитивной сферы; конкретные личностные свойства, качества (социальная компетентность, аффилиация, интер-нальный локус контроля, эмпатия); мотивационную структуру личности; духовность человека; ресурсы самосознания [5, с. 26].

Специфическим признаком нынешнего понимания копинг-поведения является перенос рассмотрения проблемы совладания на более широкий круг различного рода ситуаций, не только экстремальных, но и субъективно значимых [1, с. 22]. Именно данный фактор определяет актуальность адаптации теории совладающего поведения в вокально-исполнительской практике.

Таким образом, рассмотрение проблемы копинг-поведения в музыкальном образовании направлено на более качественную подготовку музыкантов-исполнителей, умеющих быстро адаптироваться в различных ситуациях, в том числе ситуациях публичного выступления; мобильно реагировать на новые тенденции в музыкальном исполнительстве; критически оценивать себя в постоянно изменяющихся условиях творческого поиска. Это подразумевают развитие у вокалиста способности активно переосмысливать свои профессиональные возможности с целью их критического анализа, оценки эффективности и построения собственного профессионального пути. Положительный опыт лучших исследователей и расцвет профессиональной психологической деятельности позволяют оптимистически смотреть на проблему «совладающего поведения» и ее интерпретацию в музыкальной педагогике, которая требует серьезных, более детальных исследований.

Библиографический список

1. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2004. № 4. С. 58-68.

2. Крюкова Т.Л. Методология исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-методический и практический журнал / Сост. М.К. Акимова и др. 2005. № 2. С. 65-78.

3. Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Е.А . Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома, 2007.

4. Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / Отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома, 2010.

5. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assening Coping Strategies: A Theoretically Based Approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. V. 56. P. 267-283.

6. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an anthology. NY, 1991. P. 207-227.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.