педагогика высшей школы
)
И.В. Саргина, И.Н. Немыкина
современные подходы к формированию эстрадной стрессоустойчивости вокалиста-исполнителя
по мнению авторов, при работе с вокалистами особое внимание следует уделять формированию специфического исполнительского поведения (копинг-поведение), направленного на приспособление исполнителя к обстоятельствам, устранение внутриличностного адаптационного конфликта, а также формирование умения использовать определенные средства (копинг-ресурсы) для преодоления эмоционального стресса.
Ключевые слова: вокально-исполнительская деятельность, эстрадное выступление, сценическое волнение, совладающее поведение, копинг-поведение, копинг-ресурсы.
Развитие современного общества в условиях качественного ускорения определяет рост требований к профессиональной подготовке вокалиста-
исполнителя, чья компетентность должна предусматривать не только основательное усвоение профессионально-исполнительских навыков, но и квалифицированное их использование в постоянно усложняющихся условиях повышения требований к профессиональному росту, самосовершенствованию и конкурентоспособности специалистов.
Проблема эстрадного профессионализма музыкантов-исполнителей занимает весьма значимое место в деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из главнейших в психологии, исполнительстве и музыкальной педагогике. Формирование эмоционально-регулятивных, артистических качеств, способности владеть собой во время публичного выступления и побороть эстрадное волнение является ведущей задача процесса исполнительской подготовки вокалистов.
Вопросам саморегуляции сценического состояния и преодоления эстрадного волнения посвящены работы многих крупнейших представителей музыкальной психологии и педагогики, теории театральной деятельности и психологии художественного творчества. однако до настоящего времени эта проблема остается односторонне и малоизученной, недостаточно систематизированной и разработанной. В специальной литературе не обозначены конкретные технологические и методические подходы к ее решению.
В данном контексте для вокальной педагогики особо интересным представляются наработки психологии, связанные с проблемой копинга - сов-ладающего поведения, которая в отечественной психологии становится едва ли не самой актуальной. Всевозможные стрессовые ситуации в человеческой деятельности остаются, к сожалению, нормой, обостряющейся в определенные периоды жизни. Практически ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью преодоления эмоциональных и физических нагрузок.
Копинг (англ. to cope - преодолевать, справляться) - в интерпретации российских психологов «психологическое преодоление» или «совладаю-щее, адаптивное поведение».
Представления о копинг-поведении разработаны преимущественно зарубежными исследователями (H. Weber, A. Billings, S. Folkman, P. Thoits, R. Lazarus, J. Amirchan, K. Nakano, M. Petrovsky, R. Moos, C. Carver и др.). В современной российской психологии изучению разнообразных аспектов проблемы копинг-поведения посвящены работы Т.Л. Крюковой, В.А. Бодрова, С.А. Хазовой, В.М. Ялтонского и др.
Первоначально понятие «копинг» использовалось в исследованиях, связанных с преодолением проблем или кризисов детского развития, для описания динамичных усилий человека, направленных на овладение
педагогика и психология
педагогика высшей школы
сложной ситуацией. Прежде всего - это готовность личности решить конкретную задачу; готовность к решению проблем, имеющих основополагающее значение для самочувствия человека и активизирующих адаптивные механизмы [6, с. 24].
Можно определить копинг-поведение и как стратегию действий, которую предпринимает человек в обстановке психологической угрозы - в условиях приспособления к стрессовой ситуации, угрожающей его социальному, профессиональному и личностному благополучию.
Для музыкантов-исполнителей в ситуации публичного выступления совладающее поведение очень важно, т.к. позволяет адаптироваться в конкретной ситуации и решить пять фундаментальных задач:
1) поддерживать состояние эмоционального равновесия;
2) повышать возможности восстановления деятельности, активности и уменьшение воздействий неблагоприятных обстоятельств;
3) поддерживать уверенность в своих силах, положительный, позитивный «образ Я»;
4) сохранять и поддерживать эмоциональные и профессиональные взаимосвязи с другими людьми;
5) преобразовывать жизненные ситуации, регулировать их, формируя терпение или приспособление.
Интегрируя, развивая и конкретизируя тезис о совладающем поведении в отечественную науку, можно определить его в систему современных знаний различных отраслей психологии, в частности, психологии музыкально-исполнительской деятельности.
Субъектные характеристики являются важнейшим отличительным признаком совладающего поведения. Так, осознанность относится к его основополагающим критериям. Можно выделить также важность последствий совладающего поведения для психологического благополучия человека; целенаправленность; направленность на сложную (стрессовую) ситуацию - своевременность, адекватность ситуации и неразрывную связанность; социально-психологическую обусловленность совладания; контролируемость; регуляцию уровня стресса; подготовку к жизненным и профессиональным сложностям, возможность формирования этого вида поведения [2; 3; 6].
Сегодня многие ученые ищут ответы на вопрос, какими способами, каким образом человек справляется с проблемами в своей жизни, событиями и ситуациями, как их преодолевает. Ответы на данный вопрос имеют огромную практическую и теоретическую значимость. Западная психология имеет наибольший опыт изучения этой проблемы. Интерес к теории совладающего поведения в музыкальной психологии и педагогике
является относительно новым и осуществляется на уровне сугубо теоретических исследований.
Совладающее поведение или копинг - вариант социального поведения личности, цель которого заключается в том, чтобы смягчить или разрешить, уклониться от требования, которое предъявляется сложной жизненной ситуацией или привыкнуть к нему, а также, вероятно, устранить, вовремя разгадав ее опасность и неразрешимость. Механизмы совладания человек использует целенаправленно и сознательно, а способы, которые использует субъект, равноценны ситуации и личностным особенностям. Благодаря этому, можно сказать, что рассмотрение копинга как осознанного рационального поведения, которое направлено на предотвращение стрессовой ситуации, характерно для отечественной психологии.
Копинг-поведение подразумевает использование определенных средств адаптации к трудностям. Это форма поведения, направленная на приспособление к различным обстоятельствам.
определяющим в контексте нашего исследования является необходимость формирования определенных поведенческих реакций, способствующих формированию эстрадной стрессоустойчивости вокалиста в процессе профессиональной подготовки, что зависит от двух факторов -реальной ситуации и копинг-ресурсов. прежде всего, необходимо обращать внимание на интерпретацию и оценку каждой конкретной ситуации в контексте концертного поведения; самооценку негативного стрессового воздействия непосредственно в момент выступления; адаптацию как поведенческую реакцию в ситуации концертного выступления.
Совладающее поведение, как правило, проявляется на познавательном, поведенческом, эмоциональном уровнях функционирования человека. Личности очень важно осознание ситуации и результативных способов совладания с ней, а также умение своевременно применить их в напряженной ситуации. Совладание представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией согласно с его психологическими возможностями, ролью в жизни человека, ее собственной логикой [4; 6].
Исследование совладающего поведения в связи с личностными качествами, личностными особенностями предоставляет возможность рассматривать их в качестве копинг-ресурсов. По мнению ученых, эффективность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов, ибо недостаточное развитие приводит к формированию социально и профессионально пассивной личности. копинг-ресурсы, таким образом, определяются исследователями как характеристики социальной среды и личности, делающие возможной или облегчающие успешную адаптацию к жизненным трудностям [4].
педагогика и психология
педагогика высшей школы
В большинстве работ, посвященных проблеме копинга, применяется типология копинг-ресурсов, включающая социальные, психологические физические и материальные ресурсы. К социальным ресурсам относят социальные связи человека; психологическим - мораль, убеждения, самооценка, локус контроля и т.д.; физическим - выносливость, здоровье; материальным - деньги, имущество [6].
Также выделяют средовые и личностные ресурсы. Первые связаны с социально-поддерживающим процессом (умение оказывать, находить, принимать социальную поддержку) и системой социальной поддержки. Вторые содержат отношение человека к одиночеству, жизни, вере, любви, смерти; ресурсы когнитивной сферы; конкретные личностные свойства, качества (социальная компетентность, аффилиация, интер-нальный локус контроля, эмпатия); мотивационную структуру личности; духовность человека; ресурсы самосознания [5, с. 26].
Специфическим признаком нынешнего понимания копинг-поведения является перенос рассмотрения проблемы совладания на более широкий круг различного рода ситуаций, не только экстремальных, но и субъективно значимых [1, с. 22]. Именно данный фактор определяет актуальность адаптации теории совладающего поведения в вокально-исполнительской практике.
Таким образом, рассмотрение проблемы копинг-поведения в музыкальном образовании направлено на более качественную подготовку музыкантов-исполнителей, умеющих быстро адаптироваться в различных ситуациях, в том числе ситуациях публичного выступления; мобильно реагировать на новые тенденции в музыкальном исполнительстве; критически оценивать себя в постоянно изменяющихся условиях творческого поиска. Это подразумевают развитие у вокалиста способности активно переосмысливать свои профессиональные возможности с целью их критического анализа, оценки эффективности и построения собственного профессионального пути. Положительный опыт лучших исследователей и расцвет профессиональной психологической деятельности позволяют оптимистически смотреть на проблему «совладающего поведения» и ее интерпретацию в музыкальной педагогике, которая требует серьезных, более детальных исследований.
Библиографический список
1. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2004. № 4. С. 58-68.
2. Крюкова Т.Л. Методология исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-методический и практический журнал / Сост. М.К. Акимова и др. 2005. № 2. С. 65-78.
3. Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Е.А . Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома, 2007.
4. Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / Отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома, 2010.
5. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assening Coping Strategies: A Theoretically Based Approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. V. 56. P. 267-283.
6. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an anthology. NY, 1991. P. 207-227.
педагогика и психология