Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОПИНГ – СТРАТЕГИЙ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОПИНГ – СТРАТЕГИЙ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6657
1069
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Ключевые слова
Копинг – стратегия / совладающее – поведение / трудные жизненные ситуации / стресс / психологическая защита. / Coping strategy / coping behavior / difficult life situations / stress / psychological defense.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гулрух Аскарова, Эльмира Зиядовна Усманова

На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с различными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуется знание о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умение эти способы применять. Это знание приходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта. Поведение, направленное на преодоление трудных жизненных ситуаций, в психологической науке принято обозначать как совладающее или копинг – поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES TO STUDYING COPING STRATEGIES IN HARD LIFE SITUATIONS

Throughout life, regardless of the age stage, a person faces various difficulties. These difficulties are associated not only with developmental problems and age crises, but also with everyday life situations. To overcome everyday difficult situations, a person needs knowledge about the methods, conditions and opportunities necessary for the implementation of his efforts, as well as the ability to apply these methods. This knowledge comes with growing up and accumulating a certain life experience. Behavior aimed at overcoming difficult life situations, in psychological science, is usually designated as coping or coping – behavior.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОПИНГ – СТРАТЕГИЙ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Гулрух Аскарова

Магистр факультета Психологии филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г.

Ташкенте gulruhaskarova@gmail .com

Научный руководитель: Эльмира Зиядовна Усманова elmira_usm@mail .ru

АННОТАЦИЯ

На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с различными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуется знание о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умение эти способы применять. Это знание приходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта. Поведение, направленное на преодоление трудных жизненных ситуаций, в психологической науке принято обозначать как совладающее или копинг -поведение.

Ключевые слова: Копинг - стратегия, совладающее - поведение, трудные жизненные ситуации, стресс, психологическая защита.

BASIC APPROACHES TO STUDYING COPING STRATEGIES IN HARD

LIFE SITUATIONS

Gulrukh Askarova

Master of the Faculty of Psychology of the branch of Moscow State University M.V.

Lomonosov in Tashkent gulruhaskarova@gmail .com

Scientific adviser: Elmira Ziyadovna Usmanova elmira_usm@mail .ru

ABSTRACT

Throughout life, regardless of the age stage, a person faces various difficulties. These difficulties are associated not only with developmental problems and age crises, but also with everyday life situations. To overcome everyday difficult situations, a

person needs knowledge about the methods, conditions and opportunities necessary for the implementation of his efforts, as well as the ability to apply these methods. This knowledge comes with growing up and accumulating a certain life experience. Behavior aimed at overcoming difficult life situations, in psychological science, is usually designated as coping or coping - behavior.

Keywords: Coping - strategy, coping - behavior, difficult life situations, stress, psychological defense.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «копинг» происходит от английского «to cope» - («справляться, преодолевать»). Впервые термин «копинг» был использован L. Murphy в 1962 году в исследовании способов преодоления детьми кризисов развития. В дальнейшем изучение механизмов совладания было тесно связано с исследованиями психологического стресса.

В российской психологической литературе его переводят как «адаптивное, совладающее поведение» или «психологическое преодоление» (Эйдемиллер, 2005).

В 1966 году Р. Лазарусь в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Копинг изучался в рамках теории стресса (как механизм, направленный на его преодоление), в контексте адаптации (как деятельность человека по сохранению баланса между требованиями среды и внутренними ресурсами). На пересечении с идеями ситуационного подхода появилась область исследования совладания с трудными жизненными ситуациями. В современной психологии тематика копинга выделилась в интенсивно разрабатываемое научное направление, интерес к которому ежегодно возрастает.

МЕТОДОЛОГИЯ

Говоря более простым языком, копинг - это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем, направлено на то, чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

По представлениям американского психолога А. Маслоу, копинг -поведение противопоставлено экспрессивному поведению. Так, Маслоу характеризовал копинг - поведение как целенаправленное и мотивированное

действие, которое является результатом научения. Автор также утверждал, что копинг в большей степени детерминирован переменными внешнего характера, которые определяются культурой и окружающей средой. Копинг - поведение предполагает, что прилагаются усилия и используются определенные средства, а его цель - удовлетворение потребности или уменьшение угрозы (Маслоу, 2003).

Большой вклад в изучение копинг - поведения внесли работы Р. Лазарусь и С. Фолкман (Lazarus, Folkman, 1984, 1988), Эбата и Р. Мус (Ebata, Moos, 1991), N. Haan (Haan, 1977), С.К. Нартовой - Бочавер (Нартова-Бочавер, 1997), Л.И. Анцыферовой (Анцыферова, 1994), Крюковой (Крюкова, 2004), Е.В. Битюцкой (Битюцкая, 2011).

В психологической литературе показаны два различающихся подхода к определению копинг. Сторонники первого подхода рассматривают копинг как широкое понятие, которое осознанно преобразует ситуацию стратегиями и механизмами психологической защиты. С. К. Нартова - Бочавер пишет, что «В широком смысле слова coping включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера — попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации» (по Битюцкой 2011, с. 101).

В зарубежных источниках применяются понятия:

- «активный копинг» (active coping),

- «преобразующий копинг» (transformational coping),

- «регрессивный копинг» (regressive coping),

- «копинг, направленный на избегание» (avoidance coping) (Битюцкая,

2011).

Р. Лазарусь и С. Фолкман рассматривают копинг как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, на устранение внешних или внутренних противоречий (Lazarus, Folkman, 1984).

Авторы этого определения говорят о попытках, об усилиях человека, т. е. о самом процессе совладания с жизненными трудностями. При этом усилия могут быть успешными, а могут и не дать желаемого результата. Как бы то ни было, задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо просто терпеть их присутствие.

Учёные второго подхода различают совладание (coping) и защиту (defense) как специфичные формы поведения. Н. Хаан определяет, что копинг (coping

mechanism) и защита (defense mechanism) основываются на идентичных процессах, но имеют противоположную направленность (Haan, 1963).

Е.В. Битюцкая отмечает, что в частности, копинг пластичен и целенаправлен, учитывает особенности ситуации, защита ригидна и автоматизирована; копинг включает процессы обдумывания, анализа ситуации и высоко дифференцирован, защитные механизмы предполагают большее количество неосознаваемых реакций (Битюцкая, 2011).

Т.Л. Крюкова пишет, что в «отличие от психологической защиты копинг-поведение — это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может» (Крюкова, 2008).

А. Эбата и Р. Мус различает два стиля совладания — контактный копинг (approach coping) и копинг избегание (avoidance coping) (Ebata, Moos, 1991).

Е.В. Битюцкая своей статье даёт определение по Aldwin (Aldwin et al., 1980), что «контактный копинг» включает когнитивные и поведенческие усилия, которые определяют концентрацию внимания и действий на стрессовой ситуации, в то время как избегание связано с минимизацией сосредоточения на проблеме. В таком понимании копинг-стили представляют собой теоретически обобщенные способы совладания с трудностями и зачастую включают группы стратегий. При этом стратегии рассматриваются как актуальные реакции личности на конкретную жизненную ситуацию (Битюцкая, 2011).

ОБСУЖДЕНИЕ

В зарубежной психологии проблема дифференциации направленных на преобразование ситуации и защитных стратегий отчасти решается за счет выделения копинг-стилей, на основе которых строятся классификации совладания.

Р. Лазарусь и С. Фолкман выделяют два стиля совладания со стрессом:

- «эмоционально-ориентированный» (управление негативными чувствами, вызванными трудной ситуацией);

- «проблемно-ориентированный» (действия, направленные на изменение ситуации) (Lazarus, Folkman, 1984).

В своих работах психолог Узбекистана Э.З. Усманова даёт характеристику вышесказанным стилям совладания как психологического пути преодоления стресса.

Эмоционально-ориентированное преодоление стресса - предполагает контроль эмоционального ответа на стрессогенные ситуации. Люди могут этого добиться путем изменения своего поведения (бихевиоральный подход), что позволяет им отвлечься от проблем. Например, использование алкоголя, наркотиков, поиск эмоциональной, социальной поддержки друзей и родственников, занятие спортом, увлечение телевидением и т.д. Так же люди могут регулировать свои эмоциональные ответы на стресс через изменения своих мыслей, изменяя значение ситуации для себя (когнитивный подход). Например: «Меня уволили с работы, но я чувствую, что я теперь свободен для более интересной и творческой работы». Или когда люди отрицают наличие неприятных факторов, например, женщина с раком молочной железы может не признавать, что она серьезно больна (Усманова, 2002).

В эмоционально-ориентированном (Emotional focused coping) подходе возможно использование следующих стратегий:

1. Взгляд на ситуацию со стороны, с дистанции или формирование позитивного взгляда на нее. Вариантом стратегии «дистанцирование» (Distancing) является когнитивное переопределение (Cognitive redefinition), при котором для людей характерен новый позитивный взгляд на плохую ситуацию, с использованием таких операций мышления как, например, обобщение или сравнение (с использованием слов «зато», «могло быть и хуже»).

2. Проведение переоценки ситуации в «положительном ракурсе» (Positive reappraisal) (анализ стрессогенной ситуации в плане того, что она дает положительного, например, для личности, для ее личностного роста).

Проблемно-ориентированное (Problem-focused coping) преодоление стресса - имеет целью уменьшить опасность стрессогенной ситуации или расширить ресурсы личности для борьбы с ней. При этом людьми используются следующие стратегии:

1. Всесторонний анализ стрессогенной ситуации, а затем использование активных действий для ее разрешения (Planful problem-solving);

2. Изменение ситуации, с использованием ассертивного (утвердительного) поведения (при этом не исключаются эмоции гнева, прибегание к риску) (Confronting Coping) (Усманова, 2002).

Э.З. Усманова отмечает, что в каждодневной практике супружеские пары часто используют проблемно - ориентированный подход, а женщины -эмоционально-ориентированный подход. Люди с более высоким образовательным уровнем при стрессе чаще прибегают к проблемно-ориентированному подходу. Иногда люди могут использовать эти два подхода одновременно, вместе при разрешении стрессогенной ситуации.

Так же автор даёт характеристику на типы совладания по E.S. Sarafino:

- проблемно-ориентированному подходу - больше свойственно концентрация внимания на стрессовой ситуации с целью ее разрешения,

- эмоционально-ориентированному подходу - свойственно уход от проблемы, избегание ее. Как концентрация на проблеме, стрессовой ситуации, так и избегание ее могут быть полезными и успешными в зависимости от обстоятельств (Усманова, 2002).

На сегодняшний день под копинг - стратегией, или копингом понимается форма адаптивного, или совладающего поведения личности в стрессовой ситуации для достижения таких целей, как минимизация негативных воздействий внешних обстоятельств и поддержание эмоционального равновесия путем приспособления или преобразования возникших ситуаций. Л.И. Анцыферова считает, что при совладающем поведении личность воспринимает воздействующую на нее ситуацию целостно, так как именно целостное восприятие ситуации определяет логику поведения человека, избранную им степень ответственности в каждой конкретной ситуации (Анцыферова, 1997).

При психологическом анализе параметров ситуации, которые переводят ее в разряд трудных, выделяются следующие характеристики:

- интенсивность (стрессогенная сила воздействия на организм человека); - продолжительность (стрессор может быть как «острым», так и длительно воздействующим);

- не подконтрольность события и невозможность влиять на обстоятельства;

- высокие требования к ресурсу адаптации (Lazarus, Folkman, 1984).

Н. Хаан считает, что в достаточно спокойном, уравновешенном состоянии и при незначительном стрессе стратегии и тактики преодолевающего поведения отличаются своей нацеленностью и гибкостью, т. е. человек использует копинги, когда имеет возможность действовать обдуманно. А в том случае, если нужно действовать быстро и времени нет на размышление (либо отсутствуют варианты выхода из ситуации), то прибегает к защитному поведению (Haan, 1977).

Таким образом, при определении совладания ключевыми являются вопросы:

а) о соотношении понятий совладания и психологической защиты;

б) о понимании совладания как устойчивой характеристики личности или динамического процесса (Битюцкая, 2011).

На сегодняшний день в психологической литературе можно встретить огромное количество разнообразных копинг - стратегий.

В своей работе Н.В. Останина отмечает, что американский исследователь Carver С. (Carver, 1989) и его сотрудники предложили расширенную классификацию копинг - стратегий. По мнению Carver С, наиболее адаптивными копинг - стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг - стратегиям авторы отнесли следующие:

- «активный копинг» - активные действия по устранению источника стресса;

- «планирование» - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;

- «поиск активной общественной поддержки» - поиск помощи, совета у своего социального окружения;

- «положительное истолкование и рост» - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;

- «принятие» - признание реальности ситуации (Останина, 2009).

Классификация П. Тойса является достаточно подробной, опирающейся на

комплексную модель копинг-поведения. П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий:

- поведенческие;

- когнитивные.

Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы:

1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.

2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).

3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис, сдерживание и контроль чувств.

РЕЗУЛЬТАТ

Когнитивные стратегии также делятся на три группы.

1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.

2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.

3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.

К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как написание дневников, писем; слушание музыки; стратегия ожидания (по Хекхаузен, 2001).

Из анализа некоторых классификаций копинг - стратегий следует отметить, что внутренний ресурс, помогающий успешно справляться с жизненными трудностями, связан с гибкостью мышления, поведения, эмоционального реагирования. Это проявляется в быстром освоении новых стандартов, овладении новыми навыками, переключением внимания с одной ситуации на другую, в эмоциональной гибкости, защитной работе воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ исследований по проблеме психологического совладания, позволяет рассматривать копинг - стратегии с трудностями как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания в трудных ситуациях состоит в том, что она даёт нам преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, или вытерпеть их.

REFERENCES

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.

2. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями, М., 2011.

3. Карабущенко Н.Б. Стефанишина М.В. Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия E-mail: mar.stefanishina@mail.ru Особенности преодоления стресса студентами-психологами.

4. Киселева А. А. Козлов В. В., Малых Т. А. Копинг-стратегии будущих педагогов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 118-129.

5. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008 С. 55-65.

6. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5. С. 20-30.

7. Останина Н.В. аспирант, г. Смоленск Ostanina Nadezhda Vladimirovna Postgraduate Smolensk Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся, 2009.

8. Усманова Э.З., К вопросу о психологических путях борьбы со стрессом. - В сб.: Психология фани 21 асрда. Халкаро илмий - амалий анжуман материаллари, Тошкент, (2-3 окт., 2002 й.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Эйдемиллера Э. Г., Детская психиатрия / Под. ред.. - СПб. : Питер, 2005. С. 101.

10. Хекхаузен Х., Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. - СПб. : Питер, 2001. С. 58-91.

11. Aldwin C., Folkman S., Schaefer C. et al. Ways of coping: A process measure // Paper presented at the 88th annual meeting of the American Psychological Association. Montreal, 1980.

12. Ebata A.T., Moos R.H. Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // J. of Appl. Develop. Psychol. 1991. Vol. 12. № 1. P. 33—54.

13. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y., 1984.

14. Haan N. Coping and defending. Process of selfenvironment organization. N.Y.: Academic Press, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.