Научная статья на тему 'Основные первоисточники в исследовании общественной жизни кочевых народов Центральной Азии'

Основные первоисточники в исследовании общественной жизни кочевых народов Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / ПЕРВОИСТОЧНИКИ / КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / NOMADS OF CENTRAL ASIA / РАШИД-АД-ДИН / ЕЛЮЙ ЧУЦАЯ / МАРКО ПОЛО / MARCO POLO / "СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ МОНГОЛОВ" / "THE SECRET HISTORY OF THE MONGOLS" / "СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ" / "COLLECTION OF ANNALS" / PRIMARY SOURCES / RASHID AD-DIN / YE-LU CHU-CAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ширижик Вячеслав Михайлович, Донгак Ольга Шуртуевна

Статья посвящена формированию внутренних и внешних характеристик государственности, а также анализу первоисточников написанных арабскими, китайскими учеными средних веков о монгольских и татарских племенах XIII-го в. На основе которых современное общество может иметь представление об образе жизни кочевых народов и образования монгольского государства в средние века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PRIMARY SOURCES IN THE STUDY OF SOCIAL LIFE OF NOMADIC PEOPLES OF THE CENTRAL ASIA

The article is devoted to the formation of internal and external characteristics of the state, as well as the analysis of primary sources written in Arabic, Chinese scholars of the Middle Ages of the Mongolian and Tartar tribes XIII-th century. On the basis of which modern society can have an idea about the lifestyle of nomadic peoples and the formation of the Mongol state in the Middle Ages.

Текст научной работы на тему «Основные первоисточники в исследовании общественной жизни кочевых народов Центральной Азии»

20. CHepunov, O.I. Konstitucionno-pravovye aspekty modernizacii organov gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii//Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 5. S. 8.

21. Kudinov, V.V., Minaev, A.V.. Gosudarstvennaya granica kak ob"ekt konstitucionno-pravovogo regulirovaniya (na primere gosudarstv-uchastnikov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza): monografiya/ V.V. Kudinov, A.V. Minaev. Kyzyl: Izd-vo TuvGU. 2016. 180 s.

Фролова Екатерина Александровна - кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры гуманитарных дисциплин Национального института бизнеса, г. Москва, e-mail: mfs33@mail.ru.

Frolova Ekaterina - candidate of historical Sciences, assistant professor,doctoral candidate of the Department of Humanitarian Sciences of the National Insitute of Business, Moscow, e-mail: mfs33@mail.ru.

УДК 34+34(09) (5) ББК 67.3+67.99(5)

ОСНОВНЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Ширижик В.М., Донгак О.Ш. Тувинский государственный университет, Кызыл

THE MAIN PRIMARY SOURCES IN THE STUDY OF SOCIAL LIFE OF NOMADIC PEOPLES OF THE CENTRAL ASIA

Shirizhik V.M., Dongak O.Sh.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена формированию внутренних и внешних характеристик государственности, а также анализу первоисточников написанных арабскими, китайскими учеными средних веков о монгольских и татарских племенах XIII-го в. На основе которых современное общество может иметь представление об образе жизни кочевых народов и образования монгольского государства в средние века.

Ключевые слова: Монголия, первоисточники, кочевники Центральной Азии, Рашид-ад-Дин, Елюй Чуцая, Марко Поло, «Сокровенное сказание монголов», «Сборник летописей».

The article is devoted to the formation of internal and external characteristics of the state, as well as the analysis of primary sources written in Arabic, Chinese scholars of the Middle Ages of the Mongolian and Tartar tribes XIII-th century. On the basis of which modern society can have an idea about the lifestyle of nomadic peoples and the formation of the Mongol state in the Middle Ages.

Key words: Mongolia, primary sources, the nomads of Central Asia, Rashid ad-Din, Ye-lu Chu-cai, Marco Polo, "The Secret History of the Mongols", "Collection of annals".

Современно общество, при исследовании жизни кочевников Центральной Азии, задавало один из важных вопросов, а было ли у монголов и татар государство. Проблема заключается в том, что многочисленные племена вели кочевой образ жизни, который был максимально приспособлен в засушливых и суровых степях Монголии. Кроме того, до создания государства монголы не имели своей письменности, а письменность является одним из важнейших признаков существования государства.

Летописные произведения китайских монахов, уйгурских писцов, купцов которые торговали с кочевниками, европейских путешественников, побывавших на территории Монголии и других государств, оставили для следующих поколений свои впечатления на пергаменте, бумаге и других письменных носителях. Все они носили довольно противоречивый характер, но, все же, являются бесценным источником исследования жизни, культуры, политики кочевников Центральной Азии.

Для нашего исследования, значимым представляют летописи персидского ученого Рашид-ад-Дина «Сборник летописей», китайского чиновника Елюй Чуцая «Описание похода на запад», написанные в 20-х годах XIII века, венецианского путешественника Марка Поло - 90-е годы XIII века, Гильома де Рубрука - 50-е годы XIII века, китайского посла Чжао Хуна «Полное описание монголо-татар» - 20-е годы XIII века, китайского монаха Чан-чуня «Монголы и китайцы», Пэн Дая, Сюй Тина, изложенные на китайской бумаге в 1237 году «Краткие сведения о черных татарах» и др. произведения. Также летопись монголов в «Сокровенном сказании монголов». Данный источник наиболее полно раскрывает политику, культуру, административные основы управления кочевых народов. Но следует отметить, что «Сокровенное сказание монголов» не закончено или до нас дошло в незаконченном виде, неизвестно кем написаное (предположительно китайским писарем), также не известно время написания (но предположительно вторая половина XIII века). Так, американский историк Руди Пол Линднер в своем монографическом исследовании «Чем являлось кочевое племя?» пишет следующее: «Историки недолюбливают кочевников...Первичные исторические источники подчеркивают эту неприязнь своим всеобщим унизительным отношением: их авторы, являясь оседлыми людьми, так же видели кочевников как хищников и описывали их с безопасной дистанции. Почему же мы должны выдвигать эти свидетельства при отсутствии альтернативных источников, охватывающих кочевническую

перспективу....Почему же конные лучники должны были сохранять архивы?». [1.С. 23]

Первым источником выделим произведение восточного исследователя Рашид-ад-Дина в 3-х томнике «Сборник летописей», (или Джамиат-Таварих) написанные в начале XIV в. [2.С.15]. Произведение Рашид-ад-Дина является один из важнейших среди исследований жизни монголов. Везир Рашид ад-Дин (ок. 1247-1318 г.г.) не просто написал книгу, он фактически как ученый возглавил группу исследователей -китайцев, монголов, индийцев и европейцев, которые систематизировали и путем анализа написали историю всех народов и племен проживавшим на Востоке [3. С.91-

94]. Мы можем предположить, что данные помощники составляли только черновой текст, который прошел редактирование Рашид-ад-Дином, к этому выводу приходят некоторые исследователи «Сборника летописей», об этом пишет также и Блоше [4. С. 93]. Сам Рашид-ад-Дин написал I раздел I часть истории тюркских и монгольских племен до правления Чингис-хана. Предположительно Рашид-ад-Дин использовал при написании раздела письменные источники Джувейни «Тарих-и джехангушай» (на русском языке звучит как «Золотая книга»), где описываются кочевые племена, проживавшие на территории Центральной Азии, историю борьбы Чингис-хана за власть с другими родами.

«Сборник летописей» переводился отдельными частями, в 1836 г. французом Катрмером как «История Хулагу-хана». Перевод с примечаниями И. Н. Березина «История монголов» и «История Чингиз-хана». Работа Э. Блоше «История преемников Чингиз-хана в Монголии и Китае» [5].

За основу исследования мы взяли не перевод И. Н. Березина, а работу коллектива авторов, которые сделали титаническое научное исследование над I томом, это А. А. Али-заде, Ю. П. Верховский, Е. М. Пещерова, О. И. Смирнова. Далее том III, русский перевод А. К. Арендса, под редакцией А. А. Ромаскевича, Е. Э. Бертельса и А. Ю. Якубовского в 1946 г. Данные переводы в СССР были сделаны в 40-50 годах XX века Академией наук СССР. Причиной такого решения является тот факт, что в исследовании «Сборника летописей» необходимо знать персидский, арабский языки, а также владеть монгольскими и тюркскими, провести сравнительный анализ первоисточников написанных на русском, армянском, китайских языках, такую работу мог сделать только коллектив ученых.

Кроме того мы исследовали сам первоисточник «Сборник летописей» осуществили перевод, сравнительный анализ перевода И. Н. Березина и коллектива авторов, путем сопоставления тюркских и монгольских произношений слов пришли к выводу, что тексты написанные на персидском языке и на русском языке имеют следующие разночтения, связанные с монгольскими и татарскими словами. Текст написан только одной арабской азбукой без добавления четырех дополнительных букв, принятых в персидской и таджикской письменности. Именно поэтому в произведениях многих ученых имя «Чингис-хан» пишется по разному как «Чингис-каан», «Чингиз-хан» или «Чингисхан». Монгольское слово «сэчэн» (мудрый) переводится на персидский как «гургэн» или «йургэн», т. е. «зять», такой перевод может привести к неверному толкованию. Название племен «маггдум», «дурбэн» пишется как «манккут», «дурбан».

Но при всей разнице произношения и особенностей персидского языка, на котором был написан «Сборник летописей» ставить под сомнение историческую значимость работы Рашид-ад-Дина не приходится. Проблема заключается в правильном произношении монгольских слов, которые использовались кочевниками в XIII веке, поэтому трудности правильной транскрипции тюркских и монгольских слов в переводе с персидского и передачи на русской совершенно очевидны.

Рашид-ад-Дин в книге выделяет следующие племена, которые не были известны европейцам, это племена огузов, их он делит на яйырлыков, карыков и карынов. Пишет о тюркских народностях - уйгурах, кыпчаков, кангылов, калачахов и агачеринов. В «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дин все кочевые племена Азии называет «тюрками», но при исследовании текстов сложно определить, кого он описывает, татарские или монгольские племена [6].

Вторым источником для монголоведов, является «Сокровенные сказания монголов». Существует версия, что книгу нашел архимандрит П. Кафаров в г. Пекине из Российской духовной миссии и перевел с китайского на русский язык. Но служитель церкви архимандрит Палладий Кафаров сделал перевод истории монгольского завоевания не с монгольского оригинала, а с китайского перевода: «Юань-чао-ми-ши», т. е. «Секретной истории династии Юань» («Сокровенные сказания» больше известно среди востоковедов, прим. автора) [7]. Проблема «Сборника летописей» заключается в том, что по датам истории кочевых народов существуют не стыковки, поэтому многие ученые довольно настороженно относятся к этим летописям.

«Сокровенное сказание» переведенное С. А. Козиным является для отечественной науки наиболее полной научной работой, которая была издана в 1941 году, но с точки зрения Б. И. Панкратова это хороший литературный перевод, но при этом он пишет: - «когда читаешь его произведение, чувствуешь запах степи и видишь кочевые племена, которые уходят вдаль по степи. Работа ценна в своей литературной части, но с исторической и лингвистической не оправдывает надежд, на нее возлагавшихся» [8.с. 27]. При этом С. А. Козин не избежал вольного перевода и представил жизнь монголов и татар с точки зрения теории «кочевого феодализма».

«Сокровенные сказания монголов» написаны в жанре богатырского эпоса, как жизнеописание жизни Чингис-хана и его верных вассалов, на основе повествований свидетелей и очевидцев. Неизвестный автор выстраивает литературное произведение, как это было принято в свое время из краткого изложения материала, следует завязка произведения, где вначале расписаны отношения между Темучином и Джамухи, смерть Джамухи и восхождение Темучина в 1206 году, когда он был провозглашен Чингис-ханом. «Сокровенное сказание монголов» имеет логическое построение и автор не отступает от своего плана изложения истории борьбы Чингисхана за власть, межплеменной борьбы между кочевниками, но при этом, автор не делает каких либо выводов.

При исследовании «Сокровенного сказания монголов», «Сборника летописей» [9. С. 25] и «Истории династии Юань» [10. С.10], можно найти десятки противоречий, так по официальной версии Сборника летописей битва Чингис-хана при Далан-Балджиутах окончилась полной победой повелителя [11. С. 86-88], по неофициальной версии в «Сокровенном сказании монголов» поражением Чингис-хана [12. с. 112]. Далее один из сподвижников повелителя, Джамуха по официальной версии изображен как авантюрист, он стремился получить власть над Чингис-ханом, а в Тайном сказании как верный друг Чингис-хана, и верно защищал интересы своего

повелителя рискуя своей жизнью [13. C.115]. Другое противоречие, казнь Джамуха осуществил Элчиндай-нойон, который разрубил его на куски по версии Рашид-ад-Дина в «Сокровенном сказании монголов», Чингис-хан стремился его спасти, но позволяет ему умереть по его просьбе. Также в книге «История завоевания мира Чингис-ханом» во время нашествия кочевых племен и осады Бухары, автор Джувейни указывает, что его защищали 30 тыс. человек, а у Июн аль-Асира, который ссылается на рассказ очевидца, всего было 400 всадников. Кто из них прав? Мы не ставим себе задачу установления данной истины, но в истории кочевого общества таких противоречий можно привести очень много, для нас главная задача, используя первоисточники приблизиться к истине. Чтобы дать объективный анализ первоисточникам, необходимо провести хронологический анализ, исследовать политическую ситуацию кочевых народов, характеристику исторических личностей.

Среди русских ученых в конце XIX — начале XX в. жизнь кочевников исследовал Радлов В. В., он указывал, на то что «Социальный строй кочевников и их правовые воззрения совершенно иные... Порядок, навязанный извне и основанный на пустом теоретизировании, может лишь помешать истинному прогрессу. Большая часть степей по своим природным условиям пригодна только для кочевой жизни, и, если вынудить кочевников перейти к оседлости, это, безусловно, явится причиной регресса и приведет к обезлюдению степей» [14.C.24]. Заслуга В. В. Радлова заключается в том, что он систематизировал многочисленные летописи средних веков, написанные Рашид-ад-Дином, Мухаммед Джувейни, Палладий Кафаровым, Чжао Хуна и др.

В. В. Радлов стал рассматривать кочевое общество не глазами европейца, а как кочевник, осознавая, что кочевой мир сильно отличается от жизни оседлых народов, когда более сильное племя завоевывает слабое, образуя иерархичную систему управления, присущий только монгольским и татарским племенам.

Таким образом, при исследовании общественной жизни монголов и татар на территории Центральной Азии в XIIte. в первую очередь необходимо понять основные первоисточники, написанные в средние века и сделать вывод, который может отличаться от общепринятых взглядов на кочевой мир.

Библиографический список

1. Гумилев, Л. Н.. Древняя Русь и Великая Степь. Изд. «Восточная литература» М., 1968. 109с.

2. Хара-Даван, Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. - М.: изд. «Аграф», 2002. 320 с.

3.Бартольд, В.В., цит. рецензия, Мир ислама, I, С. 91- 94.

4.Блоше, цит. соч., С.154; ср.: В.В. Бартольд, Мир ислама, I, С 93.

5.Djami et-tevarikh... Tarikh-i moubarek-i Ghazani, éditée par E. Blochet, t. II, conténantl'histoire des l'émpereurs Mongols successeurs de Tchinkiz-Khagan, London, 1911 (всерии Gibb memorial series — GMS, vol. XVIII/2). С. 23.

6.Диван лугатат-тюрк, Стамбульское изд. 1335 г.х. (1917 г. н.э.), ч. 1, С. 56-58. — Сравнение и анализ обоих списков огузских племён — Махмуда Кашкарского и Рашид-ад-дина — даны у В.В. Бартольда. (Очерк истории туркменского народа.Сб. «Туркмения», изд. АН СССР, Л., 1929, стр. 27 и след.).

7.Труды членов Российской духовной миссии в Пекине, т. IV, СПб., 1866, 261с.

В. Панкратов, Б. И. «Юань-чао ми-ши» и первое полное русское издание текста и перевода этого памятника // Страны и народы Востока. Вып. XXIX. М., 1998. С. 27.

9.Петрушевский, И.П., Рашид ад-дин и его исторический труд,- в кн. Рашид ад-дин. Сборник летописей, т. I, кн. 1, М.-Л., 1952, С. 25.

10. Иакинф [Н.Я.Бичурин], История первых четырех ханов из дома Чингисова, СПб., 1829. C. 10.

11. Рашид ад-дин, Сборник летописей, т. I, кн. 2, стр. 86-88; см. Ианкинф[Н.Я.Бичурин], История первых четырех ханов из дома Чингисова.

12. Козин, С.А., Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240г.

13. Рашид ад-дин, Сборник летописей, т. I , кн. 2 ,стр. 115; С.А.Козин, Указ.соч., стр. 96. С. 46.

14. Радлов, В. В. 1989: с. 345. Из Сибири. М., 1989. С. 24. Bibliograficheskij spisok

1. Gumilev, L. N.. Drevnyaya Rus' i Velikaya Step'. Izd. «Vostochnaya literatura» M., 1968. 109s.

2. Hara-Davan, EH. Rus' mongol'skaya: CHingis-han i mongolosfera. - M.: izd. «Agraf», 2002. 320 s.

3. Bartol'd, V.V., cit. recenziya, Mir islama, I, S. 91- 94.

4. Bloshe, cit. soch., S.154; sr.: V.V. Bartol'd, Mir islama, I, S 93.

5. Djami et-tevarikh... Tarikh-i moubarek-i Ghazani, éditée par E. Blochet, t. II, conténantl'histoire des l'émpereurs Mongols successeurs de Tchinkiz-Khagan, London, 1911 (vserii Gibb memorial series — GMS, vol. XVIII/2). S. 23.

6. Divan lugatat-tyurk, Stambul'skoe izd. 1335 g.h. (1917 g. n.eh.), ch. 1, S. 5б-5В. — Sravnenie i analiz oboih spiskov oguzskih plemyon — Mahmuda Kashkarskogo i Rashid-ad-dina — dany u V.V. Bartol'da. (Ocherk istorii turkmenskogo naroda.Sb. «Turkmeniya», izd. AN SSSR, L., 1929, str. 27 i sled.).

7. Trudy chlenov Rossijskoj duhovnoj missii v Pekine, t. IV, SPb., 1Вбб, 261s.

В. Pankratov, B. I. «YUan'-chao mi-shi» i pervoe polnoe russkoe izdanie teksta i perevoda ehtogo pamyatnika // Strany i narody Vostoka. Vyp. XXIX. M., 199В. S. 27.

9. Petrushevskij, I.P., Rashid ad-din i ego istoricheskij trud,- v kn. Rashid ad-din. Sbornik letopisej, t. I, kn. 1, M.-L., 1952, S. 25.

10. Iakinf [N.YA.Bichurin], Istoriya pervyh chetyrekh hanov iz doma CHingisova, SPb., 1В29. C. 10.

11. Rashid ad-din, Sbornik letopisej, t. I, kn. 2, str. 86-88; sm. Iankinf[N.YA.Bichurin], Istoriya pervyh chetyrekh hanov iz doma CHingisova.

12. Kozin, S.A., Sokrovennoe skazanie. Mongol'skaya hronika 1240g.

13. Rashid ad-din, Sbornik letopisej, t. I , kn. 2 ,str. 115; S.A.Kozin, Ukaz.soch., str. 96. S. 46.

14. Radlov, V. V. 1989: s. 345. Iz Sibiri. M., 1989. S. 24.

Ширижик Вячеслав Михайлович - старший преподаватель, кафедры гражданского права и процесса, Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail. shirizhik-vm@yandex. ru.,

Shirizhik Vyacheslav - senior lecturer of the Department of Civil Law and Process, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: shirizhik-vm@yandex.ru

Донгак Ольга Шуртуевна - старший преподаватель, кафедры гражданского права и процесса, Тувинского государственного университета, г.Кызыл.

Dongak Olga - senior lecturer of the Department of Civil Law and Process, Tuvan State University, Kyzyl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.