DOI 10.47576/2949-1886 2023 2 144
УДК 339
Артамонов Вадим Сергеевич,
аспирант, Донской государственный
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, е-mail: [email protected]
В статье обосновывается актуальность исследования особенностей инновационной политики Российской Федерации в современных условиях и ее региональной составляющей. Предпринимаемые на государственном уровне меры с целью повышения инновационной активности не дают должного эффекта в виде роста количества непосредственных инноваций. Рассмотрены основные отраслевые международные направления инновационной политики, отобраны соответствующие инструменты и механизмы повышения инновационного потенциала, отраслевые направления инновационной политики Российской Федерации. Базовой основой реализации эффективной региональной инновационной политики является отбор приоритетных отраслевых направлений.
Ключевые слова: инновационная политика; инновационная активность; региональная политика; проектное управление.
The article substantiates the relevance of studying the features of the innovation policy of the Russian Federation in modern conditions and its regional component. Measures taken at the state level to increase innovative activity do not give the desired effect in the form of an increase in the number of direct innovations. The main sectoral international directions of innovation policy are considered, appropriate tools and mechanisms for increasing the innovative potential, sectoral directions of the innovation policy of the Russian Federation are selected. The basic basis for the implementation of an effective regional innovation policy is the selection of priority sectoral areas.
Keywords: innovation policy; innovative activity; regional policy; project management.
UDC 339
Artamonov Vadim Sergeevich,
postgraduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]
THE MAIN SECTORAL DIRECTIONS OF INTERNATIONALINNOVATIONPOLICY AND ITS FEATURES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Актуальность исследования особенностей инновационной политики Российской Федерации и ее региональной составляющей не вызывает сомнений. Несмотря на предпринимаемые меры на государственном уровне эффект в виде роста количества инновационно активных субъектов, а также количества инноваций незначительный.
Начнем с определения инновационной политики. Смысловое определение политики образовано исходя из происхождения самого слова политика - это государственная деятельность. Гораздо позже термин «политика» стал употребляться в другом значении, а именно как система управленческих принципов. Инновационная политика - это деятельность государства в области инноваций, и в данном исследовании будет употребляться в этом значении. Инструменты и механизмы, которые государство использует для повышения инновационного потенциала и улучшения инновационного климата, включают следующие:
1. Финансовая поддержка инновационных проектов, инновационных предприятий, как прямая (отраслей которые государство считает приоритетными), так и стимулирующая в виде налоговых и иных финансовых льгот, а также обеспечение притока внешних инвестиций.
2. Развитие инновационной инфраструктуры, строительство технопарков и террито-
рий опережающего развития, в том числе и региональной.
3. Всесторонняя поддержка научных кадров, привлечение зарубежных талантливых специалистов в приоритетные отрасли.
4. Ппроектное управление и цифровиза-ция государственного управления.
В итоге вся государственная деятельность в области инноваций сводится к правовому регулированию и финансовому обеспечению и скорости реакции системы на внешние и внутренние изменения.
Многие рейтинговые агентства используют их для определения показателей оценки и выстраивания рейтинга стран, регионов, отраслей, предприятий по уровню инновационного развития. Наборы показателей у различных агентств разные, есть не только абсолютные и относительные, но и оценочные, в связи с чем распределение стран внутри рейтингов вызывает сомнения в объективности. Направления инновационной политики уже опробованы экономически развитыми странами. Приоритетными остаются лишь уровни приложения воздействия в этих направлениях и государственная поддержка непосредственных отраслей, которые, по мнению исследователей, станут в ближайшее время прорывными. Определим рейтинг стран по уровню патентной активности, которая является одной из характеристик инновационной активности.
Таблица - Число патентных заявок на изобретения по странам (патентная активность)
на тыс. чел. населения, ед.
№ пп. Наименование страны Число патентных заявок, всего, ед.* Численность населения, чел.** Число патентных заявок на 1000 чел. населения, ед.
1 Республика Корея 267 527,00 51 780 579,00 5,17
2 Япония 412 885,00 124 830 000,00 3,31
3 Германия 165 826,00 83 349 300,00 1,99
4 США 509 962,00 336 023 460,00 1,52
5 Китай 1 538 604,00 1 427 755 000,00 1,08
6 Франция 66 137,00 68 959 599,00 0,96
7 Великобритания 53 633,00 67 647 112,00 0,79
8 Канада 26 525,00 39 293 640,00 0,68
9 Италия 34 206,00 59 236 213,00 0,58
10 Россия 25 904,00 147 182 123,00 0,18
11 Бразилия 6 909,00 218 551 200,00 0,03
12 Индия 43 163,00 1 435 891 000,00 0,03
* за 2021 год, ** по оперативным данным [1, 2]
Абсолютные данные не выражают уровня эффективности, проводимой в каждой стране инновационной политики. Более точно его отображает такой показатель, как число патентных заявок на изобретения по странам (патентная активность населения) на единицу населения каждой страны в данном случае на тысячу человек.
Анализируя представленные показатели, можно отметить, что Россия по числу патентных заявок в разы уступает многим странам.
Рассмотрим европейскую инновационную политику, которая относится к наиболее сбалансированной по направлениям поддержки инноваций. Определяется быстрой реакцией на происходящие в мире качественные изменения. Исследователи выделяют пять основных направлений европейской инновационной политики, которые с заявленными до 2030 г. целями будут приоритетными ближайшие семь лет (2023-2030 гг.) [3]. В качестве основы Европейский союз своей целью ставит выход на полномасштабное обеспечение экономической и социальной безопасности в сфере продовольствия, сырья и энергетики. По мнению разработчиков «Новой инновационной повестки Европы», достичь полного самообеспечения поможет развитие так называемых глубоких технологий по пяти основным направлениям:
1. Оптимизация и улучшение условий финансирования инновационных проектов.
2. Обеспечение выхода инноваций за границы отдельных государств (трансграничные инновации) в пределах Евросоюза.
3. Развитие межрегионального сотрудничества в области глубоких технологий.
4. Всесторонне привлечение талантливых исследователей со всего мира, обеспечение безбарьерного привлечения специалистов по глубоким технологиям.
5. Разработка единых подходов, стандартов, правил для определения и идентификации глубоких технологий [3].
Рассмотрим отраслевые особенности направлений инновационного развития стран, входящих в Евросоюз. Начнем с Италии. В 2021 г. Страна входила в топ-10 стран по абсолютному количеству патентных заявок, находится на 5-м месте по количеству зарегистрированных товарных знаков (1 238 586,0 ед.), а также на 4-м по количеству промышленных образцов (350 437,0 ед.) [4].
Особенности политики Италии связаны с исторически сложившейся отраслевой спецификой ее экономики. Так, основу патентных заявок составляют следующие отрасли: транспорт, обработка грузов, медицинская техника, гражданское строительство. Товарные знаки выдаются в таких областях, как реклама и менеджмент в сфере бизнеса, одежда, обувь, головные уборы, научно-исследовательские инструменты, образование и др. [5] Регистрация промышленных образцов: одежда, предметы меблировки, транспортные средства, текстильные изделия и
др. [6]
Франция в 2021 г. находилась на 6-м месте стран по абсолютному количеству патентных заявок, на 4-м по количеству зарегистрированных товарных знаков (1 251 417,0 ед.), а также на 5-м по количеству промышленных образцов (227 890,0 ед.) [7]. Основные отрасли, по которым подано наибольшее количество патентных заявок, это транспорт, электрическая техника, оборудование, энергетика, медицинская техника, измерительная аппаратура, компьютерная техника и др. Ведущими заявителями являются: L'Oreal -948, Psa Automobiles S.A. - 862, Compagnie Generale des Etablissements - Michelin -Michelin & Cie - 835 патентных заявок [8].
Германия занимала 5-е место в 2021 г. по количеству поданных заявок на изобретения (165 826 ед.), среди отраслей лидируют транспорт, электрическая техника, оборудование, энергетика, измерительная аппаратура, механические узлы и детали, медицинская техника и др. Ведущими заявителями являются: Robert Bosch Corporation - 4275, Siemens Aktiengesellschaft - 2978, Basf SE - 1 667, Schaeffler Technologies AG & Co. KG - 1476, Bayerische Motoren Werke Aktiengesellschaft -1353 патентных заявок [9]. Германия занимает второе место в мире по количеству зарегистрированных товарных знаков (2 947 842,0 ед.) и количеству промышленных образцов (540 700,0 ед.). Особенностью инновационной политики является разделение полномочий между федеральным правительством и 16 административными единицами (землями) в области финансирования научных исследований. В структуре затрат на инновации на долю государства приходится около 30 % всех затрат на инновации, тогда как частным сектором финансируется оставшиеся 70 %.
В 2021 г. Германия была среди лидеров по финансированию научных исследований.
Великобритания по количеству патентных заявок в глобальном рейтинге в 2021 г. занимала 7-е место. Основные промышленные отрасли, по которым поданы заявки, это компьютерная техника, фармацевтическая продукция, медицинская техника, биотехнологии и др. По количеству товарных знаков Велико -британия на 6-м месте (1 200 123,0 ед.), основные отрасли: реклама и менеджмент в сфере бизнеса, научно-исследовательские инструменты, образование, научные и технологические услуги, одежда, обувь, головные уборы. По количеству конструкций в заявках на промышленный дизайн, поданных заявителями, проживающими в Великобритании, страна находилась на 7-м месте (135 245,0 ед.).
В марте 2023 г. правительство Великобритании утвердило так называемые Рамочные условия для развития науки и технологий, в которых описываются четкие направления, цели и задачи для достижения статуса технологической державы к 2030 г. и вхождение в тройку мировых лидеров наравне с США и Китаем. В документе определены пять групп критических технологий, на развитие и поддержку которых будут направлены основные государственные усилия: искусственный интеллект, биоинженерия, телекоммуникации, полупроводники, квантовые технологии. Для развития в этих направлениях определены ряд мер, таких как выявление сильных сторон Великобритании, увеличение объема инвестиций, всесторонняя поддержка талантов, развитие международного партнерства, внедрение инноваций в государственные сервисы и т. д. И очень важный момент в том, для каждого мероприятия определен количественный результат до 2030 г. [7] В этом смысле разработанный документ схож с национальными проектами федерального масштаба, принятыми в России в 2018 г., и общеевропейской концепцией, о которой мы упоминали выше, и его реализация будет проходить при помощи проектного управления. Важнейшее направление, которое в настоящее время относится к приоритетным в европейской модели инновационной политики, это привлечение и удержание высококвалифицированных кадров (талантов).
Перейдем к рассмотрению мировых лидеров инновационного развития, среди которых Япония, США и Китай.
Соединенные Штаты Америки в глобальном рейтинге в 2021 г. находились на 2-м месте по количеству заявок. Отраслевое разнообразие поданных заявок следующее: компьютерная техника - 13,6 %, медицинская техника - 9,5 %, цифровые средства связи -7,8 %, фармацевтическая продукция - 6,8 %, биотехнология - 4,8 % и др. Наибольшее количество заявок подано следующими корпорациями: Qualcomm Incorporated - 8231, Hewlett-packard Development Company, L. P. - 4587, Microsoft Technology Licensing, LLC - 4202, Google Inc. - 2321, 3m Innovative Properties Company - 2111 заявок.
Количество заявок на товарные знаки, поданных заявителями, проживающими в США, по отраслям: научно-исследовательские инструменты - 10,2 %, реклама и менеджмент в сфере бизнеса - 9,4 %, образование - 9,0 %, научные и технологические услуги - 8,1 %, одежда, обувь, головные уборы 7,5 % и др. Крупнейшие заявители на регистрацию товарных знаков: Apple Inc. - 276, Microsoft Corporation - 156, Applied Materials, Inc. - 104, Bath & Body Works Brand Management, Inc -96, Cwi, Inc - 89.
Количество конструкций в заявках на промышленный дизайн, поданных заявителями, проживающими в США: оборудование для записи и передачи информации - 16,5 %, одежда - 11,8 %, тара, упаковки и контейнеры - 8,6 %, транспортные средства - 6,3 %, медицинское и лабораторное оборудование 5,6 %, др. Крупнейшие корпорации: Procter & Gamble Co. - 205, Gillette Company LLC - 100, Microsoft Corporation - 47, Bayer Healthcare LLC - 23, Spectrum Brands, Inc. - 21 [10].
Особенности инновационной политики США: в структуре затрат на инновации на долю государства приходится около 10-13 % всех затрат на инновации, таким образом частный сектор играет определяющую роль в инновационном развитии страны [9].
Япония находится на третьем месте по количеству заявок на патенты - 412 885 ед. Отраслевое разнообразие поданных заявок: электрическая техника, оборудование, энергетика - 9,7 % компьютерная техника - 6,3 %, транспорт - 5,5 %, полупроводники - 5,3 %, оптические приборы - 5,1 % и др. Корпорации-
заявители: Mitsubishi Electric Corporation -8144, Sony Group Corporation - 5148, Panasonic Intellectual Property Management Co., Ltd - 4919, Nippon Telegraph and Telephone Corporation -3583, Nec Corporation - 3495 заявок.
Количество заявок на товарные знаки, поданных заявителями, проживающими в Японии, - 555 078, по этому показателю в глобальном рейтинге страна находится на 10-м месте. Основные отрасли, по которым были поданы заявки, - это реклама и менеджмент в сфере бизнеса - 9,4 %, научно-исследовательские инструменты - 8,4 %, образование - 7,6 %, научные и технологические услуги - 5,9 %, немедицинские косметические средства - 5,3 % и др. Основные заявители: Shiseido Company, Ltd - 296, Nintendo Co., Ltd -180, Shimano Inc. - 71, Otsuka Pharmaceutical Co., Ltd. - 67, Bandai Co., Ltd. - 59.
По количеству поданных заявок на промышленный дизайн в глобальном рейтинге Японии занимала 12-е место - 94 374 заявки, по сравнению с прошлым годом произошло небольшое падение (-12,5 %). Основные отрасли: транспортные средства - 13,6 %, оборудование для записи и передачи информации - 11,4 %, тара, упаковки и контейнеры - 8,6 %, оборудование для нагрева и охлаждения - 7 %, оборудование для производства электрической энергии - 6,2 % и др. Крупнейшие корпорации: Mitsubishi Electric Corporation - 113, Daio Paper Corporation - 58, Canon Kabushiki Kaisha - 47, Tomy Company, Ltd. - 38, Tasaki & Co., Ltd. - 26 [11].
Лидер 2021 г. по количеству поданных заявок на патенты - Китай, первое место в глобальном рейтинге и 1 538 604 поданных заявки. Отраслевое разнообразие поданных заявок: компьютерная техника - 13,5 %, измерительная аппаратура - 7,2 %, электрическая техника, оборудование, энергетика -6,1 %, станки - 5,0 %, цифровые средства связи - 4,8 %, и др. Корпорации, подавшие наибольшее количество заявок: Huawei Technologies Co., Ltd. - 16 827, Guang Dong Oppo Mobile Telecommunications Corp., Ltd -5936, BOE Technology Group Co.,ltd - 5736, Ping An Technology (shenzhen) Co., Ltd. - 4559, ZTE Corporation - 3894 заявки.
Количество заявок на товарные знаки, поданных заявителями, проживающими в Китае, также занимает первое место - 11 169 989. Отрасли, в которых подано наибольшее ко-
личество заявок: реклама и менеджмент в сфере бизнеса - 13,2 %, кофе, чай и продовольственные товары - 6,3 %, научно-исследовательские инструменты - 5,7 %, одежда, обувь, головные уборы - 5,2 %, услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками - 4,6 % и др. Корпорации, подавшие наибольшее количество заявок: Huawei Technologies Co., Ltd. - 474, Xiaomi Inc. - 70, Guangdong Oppo Mobile Telecommunications Corp., Ltd. - 50, Honor Device Co., Ltd - 47, Nanjing Chenyu Culture Media Co., Ltd. - 40 заявок.
Первое место занимает Китай и по третьему показателю - количество конструкций в заявках на промышленный дизайн, поданных заявителями, проживающими в этой стране, - 1 512 861 заявка за 2021 г. Отрасли лидеры по количеству поданных заявок: предметы меблировки - 11,6 %, тара, упаковки и контейнеры - 8,3 %, оборудование для записи и передачи информации - 8 %, осветительные приборы - 7,1 %, предметы домашнего обихода - 6,6 % и др. Корпорации, крупнейшие заявители: Beijing Xiaomi Mobile Software Co., Ltd. - 438, Midea Group Co., Ltd. - 144, Ninebot (beijing) tech. Co.,ltd -54, Lenovo (beijing) Co., Ltd. - 47, Gree Electric Appliances, Inc. of Zhuhai - 38 заявок [12].
Все рассмотренные страны входят в Международную ассоциацию управления проектами (IPMA).
Как видим, все страны лидеры в инновационном развитии имеют разнообразную отраслевую специфику, в этом смысле Российская Федерация не исключение и у нас также должны быть определены приоритетные направления научно-технологического развития.
По общему количеству поданных заявок в 2021 г. Российская Федерация находилась на 14-м месте между Канадой (26 525) и Израилем (17 341). Основные отрасли, по которым были поданы заявки на патенты, - это двигатели, насосы, турбины - 13,4 %, гражданское строительство - 11,4 %, медицинская техника - 7,7 %, измерительная аппаратура - 6,5 %, другое специальное оборудование - 4,8 %. Ведущими заявителями в 2021 г. являлись следующие компании: ПАО Сбербанк - 55, ПАО «Сибур Холдинг» - 46, ООО «Русал ИТЦ» - 25, АО «Биокад» - 17, АО «Объединенная двигателестроительная кор-
порация» - 17 патентных заявок. По количеству заявок на товарные знаки Россия находилась на 16-м месте, основные отрасли, по которым подавались заявки, - это реклама и менеджмент в сфере бизнеса - 11,1 %, образование - 4,4 %, одежда, обувь, головные уборы - 4,3 %, научно-исследовательские инструменты - 4,2 %, научные и технологические услуги - 3,8 % и др. Следует отметить, что количество заявок начиная с 2015 г. по настоящее время удвоилось с 210 555 до 419 390 ед. в 2021 г.
В заявках на промышленный дизайн лидируют такие отрасли, как транспортные средства - 10,6 %, тара, упаковки и контейнеры - 7,1 %, игры, игрушки, спортивные товары - 7 %, строительные материалы и их элементы - 6,4 %, всего 11 773 заявки [13]
В соответствии с прогнозом научно-технологического развития России до 2030 г., подготовленным НИУ ВШЭ и изданным в 2014 г., приоритетными для развития были названы семь направлений развития: информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, медицина и здравоохранение, новые материалы и нанотехнологии, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение [14].
Следует отметить, что в России в настоящее время нет стратегии инновационного развития, это вместе с тем, что «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Правительством Российской Федерации провалилась [15].
В настоящее время сформирован перечень важных направлений технологического развития России до 2030 г.: в него вошли десять «сквозных технологий» и восемь направлений промышленного развития [16]. В список сквозных технологий входят:
1. Искусственный интеллект (ИИ);.
2. Современные и перспективные сети мобильной связи.
3. Квантовые вычисления.
4. Квантовые коммуникации.
5. Новое индустриальное программное обеспечение.
6. Новое общесистемное программное обеспечение.
7. Системы накопления энергии.
8. Водородная энергетика.
9. Перспективные космические системы и сервисы.
10. Технологии новых материалов и веществ.
После утверждения приоритетных отраслевых направлений развития инноваций в Российской Федерации региональным властям также следует пересмотреть региональные составляющие инновационной политики и определиться со списком первоочередных отраслей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в настоящее время региональные органы власти должны сосредоточится на своих приоритетных отраслевых направлениях исходя из внутрирегиональных преимуществ. Правовые основания для этого есть.
Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрена мера самостоятельности в области инновационной политики для региональных властей. Так, региональные органы могут принимать региональные законы и другие нормативные правовые акты об осуществлении деятельности в научно-технической сфере, создавать государственные научные организации, принимать региональные научные, научно-технические и инновационные программы и проекты, осуществлять финансирование научных исследований и экспериментальных разработок в федеральных научных и образовательных организациях, а также участвовать в формировании их инфраструктуры [17].
Поддержка инновационной деятельности может осуществляться органами местного самоуправления в следующих формах: предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей, образовательных услуг, информационной поддержки, консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации; финансового обеспечения, реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации, поддержки экспорта, обеспечения инфраструктуры а также в других формах, не противоречащих законодательству.
По мнению исследователей, успешная региональная инновационная политика предполагает определение конкретных точек роста, создание специализированных проектных
офисов, активное участие в конкурентных программах поддержки, реализуемых федеральными органами власти и институтами развития, а также разработку собственных финансовых мер поддержки [18].
Определим основные выводы исследования:
1. Успех государственной инновационной политики России, как и всего мира, складывается из успехов регионов и отраслей.
2. Анализ проводимых инновационных политик показывает, как общие черты в развитии инновационных экономик стран, так и узкую, присущую конкретной территории отраслевую специализацию, которая является результатом исторического развития и огромным плюсом для инноваций.
3. Самым главным в инновационной политике и ее региональной составляющей в ближайшее время будет скорость реакции на постоянные внутренние и внешние изменения. Такую реакцию можно обеспечить только полностью переведя государственное управление на основе принципов проектного управления.
Список литературы
1. Всемирная организация интеллектуальной собственности // Подборки статистических данных по странам. URL: https://www.wipo.int/ipstats/ru/statistics/ country_profile/ (дата обращения: 01.02.2023).
2. Список государств и зависимых территорий по населению. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_ государств_и_зависимых_территорий_по_населению (дата обращения: 01.02.2023).
3. Гершман М. А., Клыпин А.В., Сабельникова Е. В. Технологический суверенитет Европы обеспечат «глубокие» технологии и таланты // Наука. Технологии. Инновации. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. 17.02.2023. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/814868151.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
4. Подборки статистических данных по странам // Статистика интеллектуальной собственности. Италия. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/ru/it.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
5. Подборки статистических данных по странам // Статистика интеллектуальной собственности. Франция. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/ru/fr.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
6. Подборки статистических данных по странам // Статистика интеллектуальной собственности. -Германия. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/ru/de.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
7. Гершман М. А. Великобритания укрепляет статус технологической сверхдержавы // Наука. Технологии. Инновации. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. 06.04.2023.
URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/825687255. pdf (дата обращения: 01.02.2023).
8. Подборки статистических данных по странам // Статистика интеллектуальной собственности - США. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/ ru/us.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
9. Казаноков Р. К. Особенности современной инновационной политики США // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4. № 2. С. 273-290.
10. Подборки статистических данных по странам // Статистика интеллектуальной собственности - Япония. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/ru/jp.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
11. Подборки статистических данных по странам // Статистика интеллектуальной собственности - Китай. URL: https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/ ru/cn.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
12. Подборки статистических данных по странам // Статистика интеллектуальной собственности - Российская Федерация. URL: https://www.wipo.int/edocs/ statistics-country-profile/ru/ru.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
13. Прогноз научно-технологического развития России: 2030 / под ред. Л. М. Гохберга. М. : Высшая школа экономики, 2014. 244 с.
14. «Стратегия инновационного развития» провалилась // Ведомости. 20.07.2020. Директор Института менеджмента инноваций ВШБ НИУ ВШЭ. URL: https:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/07/22/835097-strategiya-innovatsionnogo (дата обращения: 01.02.2023).
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст. 216.
16. В России сформировали направления технологического развития до 2030 года. 10.04.2023 // Росбизнесконсалтинг. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/0 4/2023/643364819a794704aaeac394 (дата обращения: 01.02.2023).
17. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. 1996. № 167.
18. Абашкин В. Л., Куценко Е. С. Инновационную политику все активнее доверяют регионам // Наука. Технологии. Инновации. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. 19.05.2022. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/626399920.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
References
1. World Intellectual Property Organization. Collections of statistical data by country. URL: https://www.wipo. int/ipstats/ru/statistics/country_profile (accessed: 01.02.2023).
2. List of states and dependent territories by population. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ListofStates_ and_independent_territories_population (accessed 01.02.2023).
3. Gershman M. A., Klypin A.V., Sabelnikova E. V. Technological sovereignty of Europe will ensure "deep"
technologies and talents. Nauka. Technologies. Innovation. Institute for Statistical Research and Knowledge Economics (IIEZ) HSE. 17.02.2023. URL: https://issek.hse.ru/mirror/ pubs/share/814868151.pdf (accessed: 01.02.2023).
4. Collections of statistical data by country. Intellectual Property statistics. Italy. URL: https://www.wipo.int/edocs/ statistics-country-profile/ru/it.pdf (accessed: 01.02.2023).
5. Collections of statistical data by country. Intellectual Property statistics. France. URL: https://www.wipo. int/edocs/statistics-country-profile/ru/fr.pdf (accessed: 01.02.2023).
6. Collections of statistical data by country. Intellectual Property statistics. - Germany. URL: https://www.wipo. int/edocs/statistics-country-profile/ru/de.pdf (accessed: 01.02.2023).
7. Gershman M. A. Great Britain strengthens the status of a technological superpower. Nauka. Technologies. Innovation. Institute for Statistical Research and Knowledge Economics (IIEZ) HSE. 06.04.2023. URL: https://issek. hse.ru/mirror/pubs/share/825687255.pdf (accessed: 01.02.2023).
8. Collections of statistical data by country. Intellectual Property statistics - USA. URL: https://www.wipo.int/edocs/ statistics-country-profile/ru/us.pdf (accessed: 01.02.2023).
9. Kazanokov R. K. Features of the modern innovation policy of the USA. Economic security. 2021. Vol. 4. No. 2. Pp. 273-290.
10. Collections of statistical data by country. Intellectual Property statistics - Japan. URL: https://www.wipo. int/edocs/statistics-country-profile/ru/jp.pdf (accessed: 01.02.2023).
11. Collections of statistical data by country. Intellectual Property Statistics - China. URL: https://www.wipo.int/
edocs/statistics-country-profile/ru/cn.pdf (accessed: 01.02.2023).
12. Collections of statistical data by country. Intellectual Property statistics - Russian Federation. URL: https:// www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/ru/ru.pdf (accessed: 01.02.2023).
13. Forecast of scientific and technological development of Russia: 2030/ edited by L. M. Gokhberg. Mosow: Higher School of Economics, 2014. 244 p.
14. The "Innovative Development Strategy" has failed. Vedomosti. 20.07.2020. Director of the HSE Institute of Innovation Management. URL: https://www.vedomosti. ru/opinion/articles/2020/07/22/835097-strategiya-innovatsionnogo (accessed: 01.02.2023).
15. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2227-r dated 08.12.2011 (ed. dated 18.10.2018) "On approval of the Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020". Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 1. St. 216.
16. Directions of technological development until 2030 have been formed in Russia. 10.04.2023. Rosbusinessconsulting. URL: https://www.rbc.ru/politic s/10/04/2023/643364819a794704aaeac394 (accessed: 01.02.2023).
17. Federal Law No. 127-FZ of 23.08.1996 (ed. of 17.02.2023) "On Science and State Scientific and Technical policy". Rossiyskaya Gazeta. 1996. No. 167.
18. Abashkin V. L., Kutsenko E. S. Innovation policy is increasingly trusted by the regions. Nauka. Technologies. Innovation. Institute for Statistical Research and Knowledge Economics (IIEZ) HSE. 19.05.2022. URL: https://issek. hse.ru/mirror/pubs/share/626399920.pdf (accessed: 01.02.2023).