Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕТОД "RPI-X" / ТАРИФ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебенькова С.А., Сверчков М.Н.

В статье рассматриваются основы регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и Великобритании. Автором приведены лучшие положительные аспекты разработки и реализации политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Европе.The article covers the basics of control sphere of housing and communal services in the Russian Federation and the United Kingdom. The author presented the best positive aspects in building housing and communal policy in Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

Тебенькова С. А. студент РАНХиГС Уральский институт управления - филиал

Россия, г. Екатеринбург Сверчков М.Н. студент РАНХиГС Уральский институт управления - филиа

Россия, г. Екатеринбург ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье рассматриваются основы регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и Великобритании. Автором приведены лучшие положительные аспекты разработки и реализации политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Европе.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, метод «RPI-X», тариф, услуги.

The article covers the basics of control sphere of housing and communal services in the Russian Federation and the United Kingdom. The author presented the best positive aspects in building housing and communal policy in Europe.

Keywords: housing and communal services, the method «RPI-X», tariff, services.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства всегда оставалась широко обсуждаемой и находящейся под пристальным вниманием не только государственных органов и органов местного самоуправления, но и общественности. В любом государстве при реформировании данной сферы возникают существенные проблемы при ее адаптации к новым условиям экономики. Такие трудности, прежде всего, связаны с системой финансирования, нормативно-правовым регулированием, структурой, комплексным характером жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Одним из способов минимизации ущерба от проведения реформаторских мероприятий является использование и внедрение иностранного опыта в собственную деятельность, так как это позволяет выявить основные пути его применения в российских условиях.

Жилищно-коммунальное хозяйство Великобритании претерпевало изменения на продолжении длительного промежутка времени. В него вкладывались достаточно большие объемы государственных инвестиций, проводились многочисленные реформы, но результат не заставил себя долго ждать в отличие от российских реалий.

В развитых зарубежных странах государство различными способами регулирует ценообразование на услуги ЖКХ. Так в Великобритании принят метод «RPI-X» (RPI - Retail price index - потребительский уровень инфляции, величина X - это ожидаемая регулятором величина повышения

эффективности в отрасли), который означает, что тарифы на коммунальные услуги могут увеличиваться только в соответствии с уровнем инфляции (например, на 0,5 % в месяц). В данном случае организации сферы ЖКХ заинтересованы в снижении издержек, что повышает самостоятельность предприятий и экономическую эффективность их деятельности.

Так, например, поставщиков электроэнергии в Великобритании около 10, и каждый житель вправе выбирать себе компанию, исходя из ее условий и тарифов, которые у каждой из них отличаются. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке компании вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру (трубы, электросети и т.п.), т.е. в этом компоненте все равны. В государстве существует реальная конкуренция услуг поставщиков, каждый стремится снижением тарифов, различными бонусами и акциями, а также использованием «зеленой» энергии привлечь в свои ряды как можно больше потребителей.

Относительно тарифов за коммунальные услуги стоит сказать, что основная масса британцев их просто не знает. Люди получают счет и оплачивают его. Однако тарифы на электроэнергию, например, в ночное время вдвое дешевле дневных. Соответственно счетчик устроен таким образом, что считает отдельно «дневные», а отдельно - «ночные» киловатты.

Есть тарифные планы, где требуется отправлять показания счетчика ежемесячно с помощью приложения на смартфоне. В специальной форме необходимо вводить дневные и ночные показания, тут же высвечивается и сумма к оплате. Таким образом, система оплаты за услуги ЖКХ, во-первых, является открытой и понятной для граждан, тем самым повышается доверие населения к общей системе предоставления услуг, во-вторых, для удобства граждан организована электронная система оплаты за услуги ЖКХ, что повышает собираемость денежных средств за пользование услугами ЖКХ и снижает количество должников и общий уровень долга перед поставщиками услуг.

Несколько лет назад очередная реформа ЖКХ Великобритании предложила установку так называемых «умных» счетчиков на электроэнергию, воду и газ. Они должны будут в режиме реального времени передавать все показания поставщику услуг, тем самым упрощая жизнь населению и снижая тариф за счет сокращения персонала, занимавшегося передачей показаний. К 2020 году планируется снабдить такими счетчиками все дома и квартиры Великобритании.

Таким образом, на рынке услуг ЖКХ Великобритании высока конкуренция среди компаний, и практически единственный инструмент привлечения клиентов - ставка тарифов. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт с компанией на 5 лет и получить скидку или фиксированную ставку на все 5 лет. В европейских странах задачами органов государственной власти является создание правового механизма регулирования сферой ЖКХ,

управление деятельностью частных компаний, соответственно предоставление им возможностей для предпринимательской активности.

В России государственную политику и выработку нормативно-правовых актов осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

В Российской Федерации тарифную политику определяет Правительство РФ совместно с подведомственными органами (федеральная служба по тарифам, Министерство энергетики Российской Федерации, региональные и муниципальные органы и др.) исполнительной власти, устанавливая федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

Все основы регулирования тарифами в сфере ЖКХ определяется Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в котором устанавливаются общие принципы регулирования, сроки действия и пересмотра тарифов и надбавок на коммунальные услуги [1] .

Фактически в России с 1997 года идет полномасштабная реформа ЖКХ после Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» и одобрении концепции реформы ЖКХ. Но спустя почти 20 лет ситуация в сфере не улучшилась, а только продолжает ухудшаться согласно данным различных аналитических организаций. К тому же, неоднократно принимались различные нормативно-правовые акты, которые должны были поспособствовать изменению текущей ситуации, но качественные изменения не последовали. В начале 2000-х Президент заявлял, что недофинансирование отрасли ЖКХ в России составляет около 100 млрд. рублей, что обусловлено «раздачей льгот и невниманием к этой сфере». Главным итогом проводимой реформы стало наращивание базы НПА, не соответствующей реальным потребностям и требованиям реформы.

Анализ показал, что в зарубежном опыте управления и регулирования сферы ЖКХ используются такие подходы государственной поддержки системы коммунального хозяйства и обслуживания, при которых государственные регулирующие органы определяют правила взаимодействия для организаций, защищая права потребителей, гарантируя выполнение установленных стандартов качества [2]. Из положительных опытов управления объектами ЖКХ в зарубежных странах, который следует принять во внимание, - это привлечение инвесторов и предпринимателей с помощью механизма концессий, что не является популярным в России. Не следует сбрасывать со счетов информационные технологии, которые являются важнейшей составляющей при оказании коммунальных услуг. Также в России очень медленно и с большим сопротивлением используются электронные ресурсы для учета и анализа

потребляемых услуг, а также для их оплаты, что только негативным образом сказывается на всей системе предоставления услуг.

Использованные источники:

1. Тарифа на оплату услуг [Электронный ресурс] URL: http://www.zhkh.su/tarify_zhkh/ (Дата обращения 12.10.2016 г.)

2. Зарубежный опыт организации и регулирования сферы ЖКХ [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2014/55113.htm (Дата обращения 12.10.2016 г.)

УДК 338

Тимофеева М.Н. студент магистратуры 1 курс, Институт Управления Научный руководитель: доцент Слинков А.М Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ)

Россия, г. Белгород АНАЛИЗ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ МОНИТОРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация: в статье рассматривается понятие мониторинга как основной инструмент исследования на предприятии. Мониторинг состоит из трех этапов. Основной частью является анализ, результаты которого влияют на дальнейшее развитие предприятия.

Ключевые слова: мониторинг, предприятие, инструмент исследования, анализ, стратегия.

Timofeeva M.N. magistrate

1st year, Institute of Management Supervisor: Associate Professor Slinkov A.M. Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod ANALYSIS AS A BASIC COMPONENT OF MONITORING IN THE ENTERPRISE Abstract: the article discusses the concept of monitoring as a primary research tool in the enterprise. Monitoring consists of three stages. The main part is the analysis, the results of which affect the further development of the enterprise.

Keywords: monitoring, enterprise, tool research, analysis, strategy. В современном обществе достаточно быстро происходят изменения в технологиях, политических системах, экономике, что встает вопрос о прогнозировании деятельности предприятия на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Выбор приоритетных направлений развития в любой отрасли хозяйствования требует внедрения и использования перспективных методов и инструментов оценки, а также диагностики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.