Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЖКХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЖКХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСЛУГИ ЖКХ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцев Н.А.

Данная тема является актуальной и наболевшей, так как требует совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства. В статье рассматриваются проблемы в отрасли ЖКХ, возникшие на современном этапе реформировании. Также показаны возможные пути решения представленных проблем.This topic is urgent and painful, as it requires improving the system of housing and communal services. In the article the problems in the housing sector that have arisen at the present stage of reform. Also shows possible solutions to the presented problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЖКХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.8:005.52

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЖКХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Бурцев Н.А., магистрант 2 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство» Научный руководитель: к.т.н., доцент Блажнов А.А. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Данная тема является актуальной и наболевшей, так как требует совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства. В статье рассматриваются проблемы в отрасли ЖКХ, возникшие на современном этапе реформировании. Также показаны возможные пути решения представленных проблем.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Жилищно-коммунальное хозяйство, проблемы, услуги ЖКХ, управляющая компания, конкуренция.

ABSTRACT

This topic is urgent and painful, as it requires improving the system of housing and communal services. In the article the problems in the housing sector that have arisen at the present stage of reform. Also shows possible solutions to the presented problems.

KEY WORDS

Housing and communal services, problems of housing and communal services, managing company, competition.

После перехода к рыночной экономике произошли значительные изменения во всех сферах национальной экономики России - сельском хозяйстве, образовании, промышленностии других сферах. Данныепреобразования не обошли стороной и сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство - является одной изосновных проблем российской экономики, так как это одна из самых значимых отраслей, оказывающая существенное влияние на другие сферы жизни.

На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство - это новый перспективный рынок. До недавнего времени ниша, которую занимала отрасль ЖКХ, не использовалась для коммерческих инвестиций. Данная отрасль способна стать стабильной, только при соответствующем нормативно-правовом обеспечении, с низким уровнем риска и относительно высокой рентабельностью. В связи воплощением в жизнь реформы ЖКХ появляется надежда на положительные перемены.

В корне изменило систему правоотношений между органами власти, гражданами и поставщиками жилищно-коммунальных услуг вступление в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации. До вступления в силу Жилищного кодекса РФ управленческие и регулирующие решения, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, принимали только органы власти. На сегодняшний же день появились такие институты как институт собственников помещений, институт управляющих компаний, в связи с этим возникли и новые экономические взаимоотношения между ними.

Успех реформы ЖКХ невозможен без взаимодействияграждан, органов власти и представителей бизнеса. В основе этого взаимодействия должны лежать знания современного российского законодательства, анализ имеющегося опыта и

юридической практики по преобразованию ЖКХ и правильный подход к правам и обязанностям всех участников процесса преобразования.

Исходя из практики, главной проблемой реформы ЖКХ является то, что граждане с трудом понимают, о чем идет речь. Именно поэтому на сегодняшний деньважно разъяснять людям основы жилищного законодательства и отвечать на вопросы, касающиеся сферы ЖКХ. Но сделать это достаточно сложно. Сложность заключается в том, что люди сталкиваются с постоянными коммунальными проблемами и не понимают, как их решить и от чего они возникают.

Важно отметить, что в настоящее время, в стране, усиливается социальная напряженность, касающаяся реформирования ЖКХ, связанная со значительно низким качествомпредоставляемых услуг и сильном износе основных фондов, а также постоянно растущими тарифами на жилищно-коммунальные услуги, не пропорциональными темпам инфляции. Необходимо обратить внимание на кризисное состояние ЖКХ, которое в свою очередь обусловлено неэффективной системой управления и низким финансовым положением. Такое неудовлетворительное положение связано с высокими затратами в отрасли ЖКХ значительными потерями предоставляемых ресурсов: тепла, воды, электроэнергии и других; отсутствием у организаций каких-либо стимулов снижения издержек, связанных с производством, предоставлением и оказанием жилищных и коммунальных услуг, низким уровнем развития конкурентных отношений. Все вышесказанное является как раз и является следствием неэффективной работы предприятий.

Переход к новой модели управления жилищно-коммунальным комплексом должен быть основан на свободной конкуренции и экономически обоснованных тарифах. Целью создания такой модели управления является развитие важных направлений по повышению эффективности, устойчивости и надежности действия систем жизнеобеспечения населения, внедрению инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшению качества предоставляемых услуг, но с более низкими затратами путем внедрения программ ресурсосбережения. В свою очередь есть необходимость в создании новых законодательных актов и внесение изменений в действующие, касающиеся сферы ЖКХ.

Как показывает опыт зарубежных сран, сами собственники жилья заинтересованы в развитии рынка управленческих услуг, что сказывается на успешном реформировании.Основной принцип, реализуемый за границей и прослеживающийся в различных подходах, основывается на слаженном механизме государства и частных фирм, которые предоставляют услуги потребителю, а подведомственные органы осуществляют защиту их законныхправ и гарантию выполнения качественных услуг. Эффективность данной системы обусловлена децентрализованным управлениеми контролем по возникающим проблемам отклонениям.

При данной зарубежной практике управления собственники выступают в роли юридического лица, принимающего управленческие решения, а их исполнение доверяется профессиональной управляющей организации на основании договора. В связи с этим собственникам предоставляется возможность самостоятельно регулировать собственные средства. Такая система дает возможность добиться вполне высокого уровня управления домами, которая сможет соответствовать запросам и возможностям потребителей. При такой системе качество услуг не снижается и соблюдаются демократические нормы принятия собственниками управленческих решений собственниками.

В Российской Федерации управляющие компании, в отличие от зарубежных стран стараются выполнять весь спектр жилищно-коммунальных услуг самостоятельно, начиная от управления и заканчивая обслуживанием и ремонтом домов, не прибегая к помощи посторонних организаций. В связи с этим качество услуг, предоставляемых населению управляющими компаниями, постепенно снижается. Поэтому, как показывает опыт развитых стран, для достижения более высокой экономической эффективности необходимо разделить организациина специализированные. В такой ситуации развитие рынка позволяет значительно

увеличить количество организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Такой подход приводит к возрастанию конкуренции и в свою очередь привлечет за собой к снижению стоимости предоставляемых услуг и отсутствию в завышении цены организаций на свои услуги.

В качестве решения проблемы неграмотности населения в области жилищно-коммунального хозяйства стоит повсеместно организовать бесплатные консультации, в которые люди могут обратиться за помощью в решении жилищно-коммунальных вопросов и проблем. Помимо этого, необходимо провести образовательную политику в отрасли, целью которой должно стать разъяснение населению их прав и обязанностей в работе с управляющими компаниями и другими нюансами в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время в России вносятся определенные коррективы и изменения в законодательстве жилищно-коммунальной отрасли, которые ведут к повышению качества оказания ЖКУ. На основании принятия Федерального закона «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ» № 255-ФЗ от 21 июля 2014 года, управление многоквартирными домами осуществляется только на основании лицензии. Можно сделать вывод, что государство хочет повысить профессионализм управляющих компаний, и убрать с рынка организации, не справляющиеся со своими обязанностями в сфере оказания ЖКУ, а также некачественно обслуживают жилой фонд.

Принятие Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» № 209-ФЗ от 21 июля 2014 года является еще одним из примеров. Основной целью данного закона это обеспечение всех сторон необходимой информацией о ЖКХ и повышение качества предоставляемых услуг.

В текущий момент существует особая необходимость создания благоприятных условий для широкого вовлечения инвестиций и частного бизнеса в отрасль ЖКХ. Для этого необходима реорганизация тарифного регулирования, механизма ценообразования с переходом к экономически обоснованным и долгосрочным тарифам при одновременной социальной поддержкой малоимущих граждан. Для достижения стабильности на долгосрочный период важны новые механизмы взаимодействия частного бизнеса и органов власти, а также исключение монополизма банков и компаний. Что бы способствовало созданию равных возможностей для всех участников рынка.

Библиография:

1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.

2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4256.

3. Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4210.

4. Булатова А.И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. 2014. № 1 (7). С. 89-93

5. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации // URL: http://www.minstroyrf.ru/ Дата обращения 25.05.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.