УДК 330.354
DOI 10.23672/SAE.2023.51.60.001
Петров Сергей Валерьевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и информационных технологий факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России psv01@yandex.ru
Основные особенности
командообразования на различных этапах
Sergey V. Petrov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Information Technologies, Faculty of Law and Management, Vladimir Law Institute Federal Penitentiary Service of Russia psv01@yandex.ru
The main features of team
building at various stages
Аннотация. В настоящей статье представлено исследование особенностей реализации принципов ко-мандообразования в условиях развития цифровых технологий, преимуществ и недостатков данного процесса. В цифровом контексте, компании должны быть более креативными в поиске и использовании иных каналов, обеспечивающих ускоренные способы работы и наиболее быстрые изменения мышления и поведения, что является значимым фактором внедрения инноваций в сфере цифровых технологий.
Ключевые слова: командообразование, команда, цифровые технологии, цифровая трансформация, управление.
Annotation. This article presents a study of the features of the implementation of the principles of team building in the context of the development of digital technologies, the advantages and disadvantages of this process. In the digital context, companies should be more creative in finding and using other channels that provide accelerated ways of working and the fastest changes in thinking and behavior, which is a significant factor in introducing innovations in the field of digital technologies.
Keywords: team building, team, digital technologies, digital transformation, management.
В цифровом контексте компании должны быть более креативными в поиске и использовании иных каналов, обеспечивающих ускоренные способы работы и наиболее быстрые изменения мышления и поведения, что является значимым фактором внедрения инноваций в сфере цифровых технологий.
Выделяют основные особенности командообра-зования на различных его этапах в современном цифровизированном мире:
1. На этапе формирования команды:
1.1 Повышение информационных возможностей команды в зонах ответственности и компетенций посредством использования цифровых баз данных, облачных хранилищ, позволяющих осуществлять сбор, сохранение, накопление в упорядоченном состоянии, обработку необходимой информации, и обеспечивать к ней доступ уполномоченных лиц в любое время, в минимальные сроки.
1.2 Создание условий для овладения членами команды несколькими компетенциями ввиду сокращения временных затрат на дополнительные мероприятия, и, как следствие, минимизация трудоёмкости рабочего процесса, формирование
потенциала для гибкого перераспределения кадровых ресурсов, появления возможностей для одновременного выполнения нескольких задач.
1.3 Возможности планирования членами команды собственного личного развития [3, с. 7].
2. На этапе организации конкретной работы команды.
2.1 Ускорение процессов обсуждения и согласования этапов реализации конкретного проекта, проведение обобщённых конференций, совещаний с минимальными производственными издержками благодаря дистанционным средствам коммуникации, и, в итоге, появление значительной оперативности в принятии управленческих решений.
Построение позитивных каналов коммуникации всегда было ключевым фактором успеха в традиционных усилиях командообразования, и это также остается важным моментом и в условиях цифровой трансформации.
Одним из изменений является отказ от традиционных каналов коммуникаций, которые поддерживают только одностороннее общение (к примеру, электронные письма в масштабах всей
компании), и переход к более интерактивным платформам (таким, как внутренние социальные сети), которые позволяют вести открытый диалог по всей команде и компании в целом.
Креативным способом улучшения коммуникации является разработка более кратких, специально подобранных, сообщений для людей в команде, заключающих в себе определённый смысл, понятный исключительно для членов команды.
2.2. Увеличение количества производственных функций, поддающихся удалённой работе.
Ориентирование на максимально возможное расширение числа производственных функций (действий), выполнение которых при условии использования специальных программных продуктов остаётся актуальным и, в случае удалённой работы, способствует повышению производительности труда в эпоху цифровых технологий и обеспечения, при необходимости, бесперебойной совместной работы.
Подразумевается сокращение документооборота, выполнения и направления отчётности на бумажных носителях, использование электронных подписей.
3. На этапе управления штатом команды.
Создание эффективной системы кадровой работы посредством использования передовых программных продуктов в данной сфере, позволяющих объединять имеющуюся кадровую информацию, облегчать её поиск и контроль за кадровым состоянием компании, использованием рабочего времени, автоматизация и упрощение множества процессов в отношении массового найма сотрудников, что позволяет в большей степени концентрировать внимание на оптимизации инструментов оценки [2, с. 376].
4. На этапе осуществления контроля на всех уровнях деятельности команды (что особенно актуально в случае создания дистанционных команд, удалённых друг от друга территориально на значительные расстояния).
4.1. Усиление контроля над процессом выполнения поставленных задач, исполнением назначенных компетенций, соблюдением установленных сроков ввиду использования в работе команды передовых информационных продуктов.
Наряду с перечисленными позитивными проявлениями особенностей командообразования с использованием цифровых технологий, следует отметить следующие взаимозависимые проблемы и недостатки, влекущие риски дестабилизации работы команды, в целом:
• формирование команд с преимущественным ориентированием на дистанционную работу предполагает наличие у её членов в большей степени самоконтроля, способности к самоорганизации, нежели в команде, сформированной традиционным способом, что влечёт потенциальную угрозу утраты скоординированности системы
общего контроля в ходе нарушения членами команды принципов индивидуального контроля;
• распределение ролей в команде и зон ответственности в наиболее эффективном виде происходит по итогам произведенного процесса формирования доверительных отношений в команде, установления эмпатии [5, с. 185]. Упущение такой важной стадии, как достижение членами команды доверительных отношений, порождает риск возникновения ситуации непонимания (затруднённого понимания) общих целей, конечных результатов совместной деятельности;
• проблематичность процесса коммуникации в режиме онлайн-общения и условиях отсутствия доверительных деловых взаимоотношений, неформального общения, создание изолированности членов команды, недоступность проведения популярных в командообразовании мозговых штурмов;
• недостаточная конфиденциальность сведений, размещаемых в цифровой среде;
• несформированность командного духа, главной отличительной черты традиционной командо-образовательной деятельности, что заведомо приводит к неэффективной работе и распаду команды в дальнейшем.
Несомненно, к возникновению всей совокупности указанных проблем приводит максимально возможная цифровая трансформация командообра-зования.
В целом, частичное, постепенное применение цифровых технологий в российских экономических условиях, наоборот, способно органично дополнять традиционные методы командообразо-вания, оптимизируя производственный процесс, расширяя производственные возможности членов команды, увеличивая степень вовлечённости клиентов, тем самым, повышая стрессоустойчи-вость, конкурентоспособность и степень адаптивности команды на рынке товаров, работ и услуг.
Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Цифровая трансформация представляет собой интеграцию цифровых технологий во все сферы бизнеса, приводящая к фундаментальным изменениям способа взаимодействия бизнеса со своими клиентами, а также внутрисистемного взаимодействия сотрудников компаний.
Цифровые технологии, в большей степени, оказывают компаниям помощь в обнаружении более адаптивных и гибких моделей, основанных на параметрах клиентов, которые были невозможны для обнаружения и отслеживания в системе классического командообразования, охватывают множество функций и процессов, что в конечном итоге позволяет компании повысить свою эффективность и влияние.
Несомненно, в эпоху стремительно развивающегося информационного общества имеется обоснованная, очевидная потребность в более
объективной и глубокой научной проработке методологии командообразования с использованием цифровых технологий, поскольку классические принципы формирования команд в условиях всеобщей цифровой трансформации постепенно утрачивают свою актуальность.
В особенности, более чётко должны быть подвергнуты проработке такие вопросы, как создание системы подбора кадров, распределения ролей, расставление приоритетов, зон ответственности, принципы формирования командного духа, взращивания корпоративной культуры. Не должен
Литература:
1. Бабина С.И. Цифровые и информационные технологии в управлении предприятием: реальность и взгляд в будущее / С.И. Бабина // Креативная экономика. 2019. № 4. Т. 13. С. 723-742.
2. Загребельная Н.С. Управление человеческими ресурсами в цифровой экономике / Н.С. Загребельная, Е.Р. Бостоганашвили // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1А. С. 374384.
3. Нагибина Н.И. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами / Н.И. Нагибина, А.А. Щукина // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. № 1. Т. 9. URL : http://nauko vedenie.ru/PDF/24EVN117.pdf (дата обращения 17.02.2020).
4. Макарченко М.А. Особенности трансформации классического командообразования в виртуальное в условиях цифровизации / М.А. Макарченко, О.Н. Павлова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 1. С. 39-53.
5. Одегов Ю.Д. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Д. Одегов, Г.Г. Руденко. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 467 с.
6. Петров С.В. Психологический подход к формированию команды: особенности и проблемы / С.В. Петров // Вестник Университета. 2019. № 4. С. 181-185.
оставаться недооцененным человеческий контакт в определённых сферах и областях деятельности,
Успешному переводу командообразования в цифровую сферу будет способствовать создание определённой материально-телекоммуникационной базы, программных, информационных продуктов для разработки, хранения, передачи и получения цифровой информации, обучение специалистов для работы с этими продуктами и активное их использования в профессиональной деятельности [1, с. 727].
Literature:
1. Babina S.I. Digital and information technologies in enterprise management: reality and a look into the future / S.I. Babina // Creative Economy. 2019. № 4. Vol. 13. P. 723-742.
2. Zagrebelnaya N.S. Human resource management in the digital economy / N.S. Zagrebelnaya, E.R. Bostoganashvili // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. № 1A. P. 374-384.
3. Nagibina N.I. HR-Digital: digital technologies in human resource management / N.I. Nagibina, A.A. Shchukina // Online journal «Science Studies». 2017. № 1. Vol. 9. URL : http://naukovedenie.ru/PDF/ 24EVN117.pdf (date of the application 02/17/2020).
4. Makarchenko M.A. Features of the transformation of classical team building into virtual in the conditions of digitalization / M.A. Makarchenko, O.N. Pavlova // Scientific and Technical Bulletin of SPbPU. Economic sciences. 2018. Vol. 11. № 1. P. 39-53.
5. Odegov Yu.D. Personnel management: textbook and workshop for academic bachelor's degree / Yu.D. Odegov, G.G. Rudenko. 2nd ed. reprint. and additional. M. : Yurayt, 2019. 467 p.
6. Petrov S.V. Psychological approach to team formation: features and problems / S.V. Petrov // Bulletin of the University. 2019. № 4. P. 181-185.