Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / КОМАНДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Сергей Валерьевич

В современном мире наблюдается тотальное внедрение цифровых технологий, подразумевающее оптимизацию и автоматизацию процессов организационных систем (цифровая трансформация) в бизнес-сфере, что влечёт формирование новой системы управления в компаниях с фундаментальным обновлением корпоративной культуры (возникновением иных ценностей, сменой образа мышления сотрудников) и внешних коммуникаций. В настоящей статье представлено исследование особенностей реализации принципов командообразования в условиях развития цифровых технологий, преимуществ и недостатков данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEAM BUILDING IN THE DIGITAL AGE

In the modern world, the total introduction of digital technologies is observed, which implies the optimization and automation of organizational systems processes (digital transformation) in the business sphere, which entails the formation of a new management system in companies with a fundamental update in the corporate culture (the emergence of other values, a change in the way of thinking of employees) and external communications. This article presents a study of the features of the implementation of the principles of team building in the development of digital technologies, the advantages and disadvantages of this process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 330.354

DOI 10.23672/SAE.2023.90.12.001

Петров Сергей Валерьевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и информационных технологий факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России psv01@yandex.ru

Sergey V. Petrov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Information Technologies, Faculty of Law and Management, Vladimir Law Institute Federal Penitentiary Service of Russia psv01@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

FEATURES OF TEAM BUILDING IN THE DIGITAL AGE

Аннотация. В современном мире наблюдается тотальное внедрение цифровых технологий, подразумевающее оптимизацию и автоматизацию процессов организационных систем (цифровая трансформация) в бизнес-сфере, что влечёт формирование новой системы управления в компаниях с фундаментальным обновлением корпоративной культуры (возникновением иных ценностей, сменой образа мышления сотрудников) и внешних коммуникаций. В настоящей статье представлено исследование особенностей реализации принципов командообразо-вания в условиях развития цифровых технологий, преимуществ и недостатков данного процесса.

Ключевые слова: командообразование, команда, цифровые технологии, цифровая трансформация, управление.

Annotation. In the modern world, the total introduction of digital technologies is observed, which implies the optimization and automation of organizational systems processes (digital transformation) in the business sphere, which entails the formation of a new management system in companies with a fundamental update in the corporate culture (the emergence of other values, a change in the way of thinking of employees) and external communications. This article presents a study of the features of the implementation of the principles of team building in the development of digital technologies, the advantages and disadvantages of this process.

Keywords: team building, team, digital technology, digital transformation, management.

Цифровая трансформация революционизировала практически все аспекты предпринимательской деятельности, начиная с внедрения новых цифровых технологий (сайтов, чатов, соцсе-тей и т.п.), инвестирования в новые технологии (блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект и другие информационные продукты), и, заканчивая преобразованием конечных продуктов, стратегии, корпоративной культуры, основ управления в компаниях.

Потенциал цифровых технологий начинает использоваться компаниями как для увеличения потока клиентов извне, так и с целью оптимизации внутренних производственных процессов, систем управления персоналом, повышения производительности каждого сотрудника компании.

Современные цифровые технологии позволяют обеспечивать хранение, обработку, перемещение по цифровым каналам огромных массивов информации локально и в удалённом режиме, что предоставляет компаниям возможность объединять данные из всех взаимодействий с клиентами и ранее неструктурированных источников в

полезный, действенный формат для оптимизации клиентского опыта, и приводит к экономии затрат на транзакцию, устранению географических барьеров, значительному упрощению деятельности компании и увеличению степени её эффективности в целом.

Необходимость в командообразовании, деятельности по осуществлению организационных мероприятий по созданию профессиональных рабочих команд, в эпоху цифровизации состоит, прежде всего, в значительном расширении возможностей построения межличностного общения с использованием технологий.

Команда, в целом, отличается от иных объединений следующими особенностями: «...Профессионализмом каждого сотрудника и конструктивным межличностным взаимодействием членов команды...» [6, с. 181], лояльным настроем её членов к компании, «.. .что свидетельствует об их общей нацеленности на эффективную работу и результат.» [6, с. 181], способности к согласованной совместной работе, направленной на достижение общей цели» [6, с. 181].

Факторы, которые необходимо учитывать при формировании команд по мере того, как глобальный экономический мир становится цифровым, связаны с технологией, акцентированием внимания на инновациях, коммуникации и эффективном обмене информацией.

Элементами, формирующими структуру традиционной функциональной команды, являются именно межличностные отношения и скорость развития данных отношений. Для построения эффективной, сплочённой команды требуется время, особое внимание отводится человеческой динамике командообразования, прогрессирующему овладению межличностными навыками членами команды, этапам, которые команда должна пройти в закономерном порядке (от осознанного овладения общими целями, достижением взаимодоверия, до появления настоящего командного духа, выработки согласованности в действиях).

Вместе с тем, в современном мире механизация коммуникаций с помощью цифровых технологий достаточно высока, поскольку последние позволяют значительно изменять скорость обмена информации в компаниях. Наблюдается повышенная оцифрованность рабочих мест, документами и сообщениями работники имеют возможность обмениваться мгновенно, через электронную почту, различные приложения, чаты. Цифровые технологии помогают с лёгкостью преодолевать установленные дистанции, открываются большие аналитические и обрабатывающие возможности.

В условиях перехода современного общества к цифровой экономике, нарастающей конкуренции, увеличения темпов развития бизнес-процессов возможности цифровых технологий помогают выйти на новый уровень управления командами. В ходе оперативного развития проектов вырабатывается потребность в сокращении производственных и непроизводственных временных затрат на коммуникацию, обмен проектной информацией.

Таким образом, командообразование в современных условиях проходит цифровую трансформацию, позволяющую в значительной степени увеличивать скорости прохождения информации по иерархичной структуре команды и принятия решений.

Доступность интернета, появление множества полезных приложений формируют в совокупности благоприятные условия для перспективного конкурирования на рынке товаров, работ и услуг. В данном случае, в более выигрышном положении в конкурентной борьбе окажутся компании, способные наиболее оперативным образом удовлетворять потребности клиентов в независимости от места нахождения последних и времени суток.

Подобная гонка за внимание потребителей неизбежно приводит к потребности первостепенного использования более технологичных основ ко-мандообразования, с отступом от консервативных.

Фактически, цифровые технологии открывают обширные перспективные возможности в сфере как управления компаниями, в целом,так и непосредственно командами.

Необходимая информация в любое время становится доступной для уполномоченных лиц благодаря формированию общих баз данных, что приводит к ускорению принятия решений, вовлечению в данный процесс неограниченного круга членов команды, повышая тем самым общую заинтересованность в достижении поставленной цели, достигая реализации, характеризующего эффективное командообразование признака вовлечённости, приверженности общим идеям и целям.

Помимо текстовой передачи информации, распространены голосовое и видео-общение в режиме реального времени, что способствует уменьшению значимости физического присутствия членов команды в одном месте, в одно время, и приводит к экономии физических сил партнёров, сокращению транспортных расходов, штатной численности, временных затрат на перемещения в пространстве, рисков возникновения просчётов в планировании необходимых мероприятий и действий по реализации проекта, а в итоге к скорейшему его выполнению.

Команда (её члены), несколько команд, удалённых друг от друга, порой рассредоточенных по миру, имеют возможность проводить по видеосвязи общие конференции, участвовать в коллективных дискуссиях, что в совокупности приводит к генерации новых идей.

Таким образом, весомым преимуществом цифровых технологий в командообразовании является сокращение временных затрат на обмен информацией, осуществление дополнительных действий, и, как следствие, появление резервного времени для более эффективной реализации конкретного проекта, что является безусловной гарантией оперативности выполнения проекта, повышения уровня качества проводимой работы, а также качества продукта на выходе, более эффективного достижения поставленных целей, и улучшения деловой репутации компании в целом.

Цифровая трансформация диктует также появление в области командообразования следующих разновидностей команд, формирование которых осуществляется уже по новым правилам, неприемлемым традиционным:

• команда партнёров, работающих на значительно удалённом географическом расстоянии друг от друга с осуществлением сотрудничества через глобальную сеть (так называемые, виртуальные команды);

• фриланс-команда (аналог удалённой работы с неполным режимом рабочего времени), подразумевающее трудовую деятельность, осуществляемую также посредством глобальной сети;

• проектная фриланс-команда (виртуальные команды, члены которой работают на удалённом

расстоянии по принципам фрилансерства), подразумевающая достижение одной проектной цели, основной характеристикой которой обычно является сложность достижения, зачастую сопряжённая с технологическим прорывом.

Тем не менее, тема цифровой трансформации ко-мандобразования не исследована в достаточной степени, а принципы традиционного командообразования в сфере виртуальной экономики в полной степени неприменимы. К примеру, такой важный и необходимый элемент при построении команды как доверие, цифровые технологии не в состоянии поддерживать в команде по причине отсутствия должного личного общения между партнёрами. В данном случае, все значимые аспекты формирования традиционного коммуникативного командообразования утрачивают свою значимость в виртуальном пространстве.

Состав команды, сформированной с максимально возможным применением цифровых технологий, имеет способность в достаточной лёгкой степени подвергаться видоизменению без серьезных последствий для командной работы, поскольку утрачивается необходимость такого важного базового признака командообразования как доверие. Цифровизация делового общения нейтрализует коммуникацию в традиционном

Литература:

1. Бабина С.И. Цифровые и информационные технологии в управлении предприятием: реальность и взгляд в будущее / С.И. Бабина // Креативная экономика. 2019. № 4. Т. 13. С. 723-742.

2. Загребельная Н.С. Управление человеческими ресурсами в цифровой экономике / Н.С. Загребельная, Е.Р. Бостоганашвили // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1А. С. 374384.

3. Нагибина Н.И. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами / Н.И. Нагибина, А.А. Щукина // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. № 1. Т. 9. URL : http:// naukove denie.ru/PDF/24EVN117.pdf (дата обращения 17.02.2020).

4. Макарченко М.А. Особенности трансформации классического командообразования в виртуальное в условиях цифровизации / М.А. Макарченко, О.Н. Павлова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 1. С. 39-53.

5. Одегов Ю.Д. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Д. Одегов, Г.Г. Руденко. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 467 с.

6. Петров С.В. Психологический подход к формированию команды: особенности и проблемы / С.В. Петров // Вестник Университета. 2019. № 4. С. 181-185.

понимании, первостепенность приобретает возможность дистанционного сотрудничества. Сложным становится вопрос создания командного духа [4, с. 42].

Вышеизложенное позволяет выделить основные особенности командообразования на различных его этапах в современном цифровизированном мире:

1. На этапе формирования команды [3, с. 7].

2. На этапе организации конкретной работы команды.

3. На этапе управления штатом команды [2, с. 376].

4. На этапе осуществления контроля на всех уровнях деятельности команды (что особенно актуально в случае создания дистанционных команд, удалённых друг от друга территориально на значительные расстояния).

Построение позитивных каналов коммуникации всегда было ключевым фактором успеха в традиционных усилиях командообразования, и это также остается важным моментом и в условиях цифровой трансформации.

Literature:

1. Sabina S.I. Digital and information technologies in enterprise management: reality and a look into the future / S.I. Babina // Creative Economy. 2019. № 4. Vol. 13. P. 723-742.

2. Zagrebelnaya N.S. Human resource management in the digital economy / N.S. Zagrebelnaya, E.R. Bostoganashvili // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. № 1A. P. 374-384.

3. Nagibina N.I. HR-Digital: digital technologies in human resource management / N.I. Nagibina, A.A. Shchukina // Online journal «Science Studies». 2017. № 1. Vol. 9. URL : http://naukovedenie.ru/PDF/ 24EVN117.pdf (date of the application 02/17/2020).

4. Makarchenko M.A. Features of the transformation of classical team building into virtual in the conditions of digitalization / M.A. Makarchenko, O.N. Pavlova // Scientific and Technical Bulletin of SPbPU. Economic sciences. 2018. Vol. 11. № 1. P. 39-53.

5. Odegov Yu.D. Personnel management: textbook and workshop for academic bachelor's degree / Yu.D. Odegov, G.G. Rudenko. 2nd ed. reprint. and additional. M. : Yurayt, 2019. 467 p.

6. Petrov S.V. Psychological approach to team formation: features and problems / S.V. Petrov // Bulletin of the University. 2019. № 4. P. 181-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.