Научная статья на тему 'Основные организационные положения сионистских молодежных движений в Советской России в 1920-х гг.'

Основные организационные положения сионистских молодежных движений в Советской России в 1920-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сионистские молодежные движения / архивные документы / культурная работа / Палестина / Советская Россия / подполье / объединение / Zionist youth movements / archival documents / cultural work / Palestine / Soviet Russia / underground / consolidation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ирина Ю. Бережанская

Тема истории сионистского движения в России до сих пор остается спорной и недостаточно изученной. В этой связи работа призвана восполнить лакуны, уточнить ряд вопросов по теме и расширить ее историографию. При подготовке публикации были применены историко-генетический и историко-системный методы исследования. Новизна вопроса заключается в том, что, поскольку многие годы в нашей стране термин «сионизм» был негативным и приравнивался к расизму, а работы, содержащие иной взгляд, стали появляться сравнительно недавно: с открытием архивов – каждая публикация дает новую возможность объективного изучения вопроса. В отличие от многих партий в Советской России, признанных контрреволюционными, сионистские организации привлекали в свои ряды значительное число молодежи и даже подростков, что стало уникальной чертой движения, чьей целью было воспитать здоровое поколение, способное строить новое государство. Изучение данных аспектов позволит провести параллели между различными антисоветскими партиями и организациями в России, вычленить основные вехи развития сионистского молодежного движения, прийти к выводам о том, что одной из особенностей юношеских течений было то, что часть создавалась именно молодежью и не зависела от партий старшего поколения, а другие формировались на базе уже существовавших с целью расширения влияния. Статья подготовлена на основе российских и зарубежных архивных документов, чье введение в научный оборот пополнит источниковую базу по истории сионистского движения в Советской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main organizational statements of Zionist youth movements in Soviet Russia in the 1920s

The topic of Zionist movement history in Russia is still controversial and has not been sufficiently studied. In this regard, the work is intended to fill in the gaps, clarify a number of issues on the topic and expand its historiography. In preparing the publication, historical-genetic and historical-systemic methods of research were applied. The novelty of the issue lies in the fact that each publication provides a new opportunity for an objective research of the issue, since for many years the term “Zionism” had negative connotations in our country and was equated with racism, and the works containing a different view started appearing relatively recently with the opening of archives. Unlike many parties in Soviet Russia, which were recognized as counter-revolutionary, the Zionist organizations attracted significant numbers of young people including teenagers, and that became a unique feature of the movement, whose goal was to raise a healthy generation capable of building a new state. The study of those aspects will make it possible to draw parallels between various anti-Soviet parties and organizations in Russia, to isolate the main milestones in the development of the Zionist youth movement, to come to the conclusion that one of the peculiarities of youth movements was that some part of them was created by the youth and did not depend on the older generation parties, while others, in order to expand influence, were formed on the basis of those parties that had already existed. The article was prepared on the basis of Russian and foreign archival documents, whose introduction into scientific circulation will replenish the source base on the Zionist movement history in Soviet Russia.

Текст научной работы на тему «Основные организационные положения сионистских молодежных движений в Советской России в 1920-х гг.»

УДК 323.113(470)(=411.16)

DOI: 10.28995/2073-6339-2023-4-40-57

Основные организационные положения сионистских молодежных движений в Советской России в 1920-х гг.

Ирина Ю. Бережанская Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, rina3000@rambler.ru

Аннотация. Тема истории сионистского движения в России до сих пор остается спорной и недостаточно изученной. В этой связи работа призвана восполнить лакуны, уточнить ряд вопросов по теме и расширить ее историографию. При подготовке публикации были применены историко-генетиче-ский и историко-системный методы исследования. Новизна вопроса заключается в том, что, поскольку многие годы в нашей стране термин «сионизм» был негативным и приравнивался к расизму, а работы, содержащие иной взгляд, стали появляться сравнительно недавно: с открытием архивов - каждая публикация дает новую возможность объективного изучения вопроса. В отличие от многих партий в Советской России, признанных контрреволюционными, сионистские организации привлекали в свои ряды значительное число молодежи и даже подростков, что стало уникальной чертой движения, чьей целью было воспитать здоровое поколение, способное строить новое государство. Изучение данных аспектов позволит провести параллели между различными антисоветскими партиями и организациями в России, вычленить основные вехи развития сионистского молодежного движения, прийти к выводам о том, что одной из особенностей юношеских течений было то, что часть создавалась именно молодежью и не зависела от партий старшего поколения, а другие формировались на базе уже существовавших с целью расширения влияния. Статья подготовлена на основе российских и зарубежных архивных документов, чье введение в научный оборот пополнит источниковую базу по истории сионистского движения в Советской России.

Ключевые слова: сионистские молодежные движения, архивные документы, культурная работа, Палестина, Советская Россия, подполье, объединение

Для цитирования: Бережанская И.Ю. Основные организационные положения сионистских молодежных движений в Советской России в 1920-х гг. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 4. С. 40-57. DOI: 10.28995/2073-63392023-4-40-57

© Bepe^aHCKaa H.M., 2023 "Political Science. History. International Relations" Series, 2023, no. 4 • ISSN 2073-6339

The main organizational statements of Zionist youth movements in Soviet Russia in the 1920s

Irina Yu. Berezhanskaya Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, rina3000@rambler.ru

Annotation. The topic of Zionist movement history in Russia is still controversial and has not been sufficiently studied. In this regard, the work is intended to fill in the gaps, clarify a number of issues on the topic and expand its historiography. In preparing the publication, historical-genetic and historical-systemic methods of research were applied. The novelty of the issue lies in the fact that each publication provides a new opportunity for an objective research of the issue, since for many years the term "Zionism" had negative connotations in our country and was equated with racism, and the works containing a different view started appearing relatively recently with the opening of archives. Unlike many parties in Soviet Russia, which were recognized as counter-revolutionary, the Zionist organizations attracted significant numbers of young people including teenagers, and that became a unique feature of the movement, whose goal was to raise a healthy generation capable of building a new state. The study of those aspects will make it possible to draw parallels between various anti-Soviet parties and organizations in Russia, to isolate the main milestones in the development of the Zionist youth movement, to come to the conclusion that one of the peculiarities of youth movements was that some part of them was created by the youth and did not depend on the older generation parties, while others, in order to expand influence, were formed on the basis of those parties that had already existed. The article was prepared on the basis of Russian and foreign archival documents, whose introduction into scientific circulation will replenish the source base on the Zionist movement history in Soviet Russia.

Keywords: Zionist youth movements, archival documents, cultural work, Palestine, Soviet Russia, underground, consolidation

For citation: Berezhanskaya, I.Yu. (2023), "The main organizational statements of Zionist youth movements in Soviet Russia in the 1920s", RSUH/ RGGUBulletin "Political Science. History. International Relations" Series, no. 4, pp. 40-57, DOI: 10.28995/2073-6339-2023-4-40-57

Введение

Сионистскую идею, провозглашенную в 1897 г. Т. Герцлем1 и принесенную в Россию одним из отечественных пионеров движе-

1 Герцль Теодор (1860-1904), основатель политического сионизма. 29-31 августа 1897 г. в Базеле состоялся 1-й Сионистский конгресс, при-

ния И. Членовым2, разделила часть еврейского населения нашей страны. Стали организовываться кружки и группы приверженцев сионизма, которые изначально занимались культурными вопросами и просвещением. Для вступления в ряды последователей сионистской идеи практически не было ограничений. Так, в Риге в 1898 г. был образован кружок, в который входили достаточно обеспеченные люди: они собирались в ресторанах и на частных квартирах, где за вход брали высокую плату. Московский кружок составляли воспитанники местных высших учебных заведений. Кружок в Гомеле устраивал собрания для простонародья. Киевский кружок активно занимался обучением еврейских детей, в чем принимали участие женщины и студенты, входившие в него3. В дальнейшем от вопросов образования и культуры участники российского сионистского движения стали постепенно переходить к политическим вопросам, что вызвало резкое противодействие властей. До революции в феврале 1917 г. сионистская деятельность пресекалась, проходили аресты руководителей и активистов движения, организации были загнаны в подполье и практически бездействовали. Февраль 1917 г. отменил антиеврейские ограничительные законы и дал возможность легализоваться сионистским организациям в России. Движение начало активную работу, количество членов организаций резко возросло. В 1920-х гг. Советская Россия стала ареной активной сионистской деятельности, которая охватила тысячи молодых людей. Помимо молодежных организаций, возраст участников которых был от 17 до 23, формировались и детские, куда можно было вступить с 10 лет. Все они, наравне со взрослыми участниками, боролись за национальное самоопределение, готовились строить новое еврейское государство в Палестине, провозглашали социалистические идеи и были приравнены к антисоветским контрреволюционным партиям, ликвидация которых была поручена советским органам безопасности.

История сионистского движения в нашей стране остается недостаточно исследованной и спорной темой. Первые публикации о сионистском движении вышли в свет как отклик на проведенный

нявший программу сионистского движения и основавший Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль.

2 Членов Иехиэль (Ефим Владимирович) (1863-1918), один из организаторов и лидеров палестинофильского движения в России. После Первого сионистского конгресса вступил в Сионистскую организацию и стал одним из главных сионистских лидеров в России.

3 См.: Лопухин А.А. Сионизм: Исторический очерк его развития: Записка, составленная в Департамент полиции. СПб., 1903. С. 25-26.

в Базеле Первый сионистский конгресс. Обзор периодической и непериодической литературы на эту тему дал историк А.Е. Локшин в статье «Споры о сионизме в России начала ХХ века» [Локшин 2010]. Впоследствии, когда сионистское движение оказалось под запретом, материалы по теме публиковались вплоть до октября 1917 г.4 В них освещались сионистские конгрессы и всероссийские съезды, приводились доводы в пользу движения и аргументы против, содержались рассуждения о сионизме в контексте истории мирового еврейства. После революции и в советский период термин «сионизм» стал носить негативный оттенок, что отразилось в работах, в которых движение обвинялось в национализме, антикоммунизме и расизме [Иванов 1970; Моджорян 1979; Дадиани 1986]. В Израиле в этот период выходили в свет воспоминания лидеров сионистских организаций, которые сумели уехать из Советской России в Палестину в период гонений [Маор 1977], однако отечественные исследователи не имели возможности с ними знакомиться. В частности, книга И. Маора «Сионистское движение в России», в 1973 г. вышедшая в Израиле, в 1977 г. была переведена на русский язык в издательстве «Библиотека-Алия». В 1970-1980-х гг. это израильское издательство доставляло в СССР книги, которые советские власти зачастую изымали. С конца 1980-х гг. они стали основными источниками знаний в области иудаики и о Государстве Израиль для евреев СССР. Таким образом, одна из основополагающих публикаций о сионистском движении в нашей стране дошла до отечественных исследователей спустя годы. То же можно сказать о книгах активиста организаций «Геховер» и ЕВОСМ Л. Цен-ципера5 и члена ЦК Сионистской трудовой партии и нелегального «Гехолуц» Б. Веста6. Ценципер в течение 30 лет собирал документы сионистских партий и организаций, которые действовали в России

4 См.: Троицкий И. О сионизме и современном иудействе // Христианское чтение. 1903. № 5. С. 745; Глаголев А.А. Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израиля // Труды Киевской духовной академии. 1905. Т. 1. № 4. С. 562.

5 Ценципер Лев (Рефаэли Арье) (1900-1977), деятель и историк сионистского движения в России. В июне 1925 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. После полутора лет ареста и ссылки приговор заменен на выезд в Палестину без права возвращения в СССР.

6 Вест Биньямин - писатель, журналист. После ареста в 1924 г. выехал в Палестину. Поддерживал через Е.П. Пешкову связь с подпольными сионистскими организациями, оказывал материальную и моральную поддержку арестованным сионистам.

и СССР, и передал их впоследствии Цент- ральному сионистскому архиву. Вест собрал большой фонд, находящийся на хранении в Институте изучения рабочего движения им. Пинхаса Лавона, который включает документы, найденные в процессе подготовки книг о сионистском движении в России, и обширную переписку с сионистами, находившимися в изгнании.

После распада СССР отечественные архивы предоставили возможность знакомиться с рассекреченными документами, посвященными сионистскому движению: стали появляться публикации, лишенные идеологической окраски [Симонова 2002; Галили 2003], в частности посвященные истории отдельных организаций и партий7. Тем не менее к настоящему времени изучение истории сионизма в нашей стране все еще остается актуальной темой и широким полем деятельности для исследователей. Информация о ряде партий и течений, особенно немногочисленных, подпольных, разрозненна и зачастую скудна. Кроме того, отдельно о юношеских организациях в источниках содержатся лишь незначительные сведения. При этом необходимо добавить, что именно их участники впоследствии уехали в Палестину, создавали будущее Государство Израиль и в первые десятилетия его существования определили политику страны.

В период активной деятельности в Советской России в 1920-х гг. было несколько организаций молодежной направленности: Организация сионистской учащейся молодежи «Геховер»8, Единая всероссийская организация сионистской молодежи (ЕВОСМ), Еврейский союз цофим (скаутов) «Гашомер Гацоир»9 (национальный), Союз еврейских скаутов в России «Гашомер Гацоир» (классовый), Сио-нистско-социалистический союз молодежи (ЦС Югенд Фербанд10), Еврейский союз социалистической молодежи (ЕССМ). Как отмечает историк З. Галили, «молодежь встретила с энтузиазмом призыв к строительству социалистического общества. Октябрьская революция была идеологическим полюсом, притягивавшим потенциальных сторонников сионистского дела и одновременно оказывавшим значительное влияние на многие группы и персоналии, остававшиеся в орбите сионистской идеологии. Возникло, по сути, противоборство между социализмом и национализмом, между универсальным и пар-тикуляристским решением "еврейского" вопроса; противоборство,

7 Трумпельдор И.В. Гехолуц: Новый путь: Биография. Воспоминания. Статьи. Симферополь: ИД Коктебель, 2012. 287 с. См. также: [Ермолаева 1993].

8 Геховер (иврит) - товарищ.

9 Гашомер Гацоир (иврит) - молодой страж.

10 Югенд Фербанд (идиш) - молодежный союз.

в котором одна из сторон поддерживалась правительственными и партийными организациями и приобретала возрастающее влияние среди организованной городской молодежи» [Галили 2003]. Материалы о юношеских сионистских организациях сохранились в ряде отечественных и зарубежных архивов, в частности, Институте исследования и документации кибуца Яд Табенкин, Институте изучения рабочего движения им. Пинхаса Лавона, Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Центральном архиве (ЦА) ФСБ России. Введение в научный оборот этих документов не только пополнит источниковую базу по теме сионистских молодежных движений в СССР, но и расширит представление исследователей по данному вопросу, а также позволит составить представление о создании, целях, задачах и деятельности молодежных организаций, проанализировать изменение взглядов участников и причины распада. Особый интерес представляют сведения о ключевых направлениях деятельности организаций, закрепленных в программных положениях, платформах и итогах основополагающих конференций.

«Геховер»

Организация сионистской учащейся молодежи «Геховер» (или «Хе-Хавер», как чаще употребляется в настоящее время) была основана в 1911 г. Она пропагандировала сионистскую идею и обучала своих членов ивриту, а также истории евреев и Эрец-Исраэль. Организация всегда особо подчеркивала свою аполитичность и независимость, стараясь отмежеваться от любых существовавших тогда политических сионистских группировок.

В 1917 г. число ячеек организации достигло 100, и в Петрограде состоялась первая открытая конференция «Геховер». После Октябрьской революции организации пришлось уйти в подполье. В марте 1924 г. «Геховер» слился с молодежными организациями «Гистадрут»11 и «Кадима»12. Новое объединение стало называться Единой всероссийской организацией сионистской молодежи.

11 Гистадрут (иврит; букв. организация) - организация сионистских школьников. Основана в Одессе в 1905 г. Основной, как и в «Геховер», была культурно-образовательная работа. В июне 1917 г. стала принимать в свои ряды не только учащуюся молодежь. В Гражданскую войну многие члены покинули страну. В марте 1924 г. объединилась с организациями «Геховер» и «Кадима» в Единую всероссийскую организацию сионистской молодежи.

12 Кадима (иврит; вперед) - сионистская молодежная организация. Занималась подготовкой еврейской молодежи к трудовой жизни в Палестине.

С момента образования организации «Геховер» ее члены занимались образовательной деятельностью и во главу угла своей работы ставили культуру и просвещение. Эти основные направления остались неизменными до объединения «Геховер» с «Гистадрут» и «Кадима», что подтверждено в резолюциях IX Всероссийской конференции организации в январе 1924 г. Документ сохранился в фонде архивных уголовных дел ЦА ФСБ России. В нем, в частности, отражены резолюции по вопросам, стоявшим на повестке дня IX Всероссийской конференции «Геховер»: перспективы развития самого «Геховер» и создание единой организации сионистской молодежи, культурная и палестинская работа, внутреннее положение и дальнейшая тактика «Геховер».

Поскольку культура, образование и просвещение стали основными направлениями работы «Геховер», движение стремилось воспитать сионистскую интеллигенцию. Участники подчеркивали необходимость ее подготовки и утверждали, что только она в состоянии выполнить задачи, стоявшие перед сионистским движением. Кроме того, по их мнению, неотъемлемой частью работы молодежного сионистского движения было сплочение всех его форм и объединение лучших идей, которые пропагандировали юношеские союзы. В этой связи просвещение и необходимость единства молодежного сионистского движения обусловили принятие на IX Всероссийской конференции «Геховер» пункт о создании единой организации сионистской молодежи, чей дальнейший путь мог бы стать завершением длительной эволюции, проделанной «Геховер» за время существования.

Воспитать сионистскую интеллигенцию и тем самым выполнить главную задачу деятельности движения, как считали его руководители, можно было только посредством культурной работы. Современные реалии трактовали новые условия для ее проведения: гонения на все проявления духовной жизни еврейства привели к проникновению ассимиляционных тенденций в еврейские массы, в связи с чем культурная работа приобрела национальное значение. Поэтому не только члены «Геховер», но и участники других сионистских движений в Советской России вели активную борьбу за национальное самоопределение. Необходимость знать свои корни, разбираться в истории еврейства, иметь возможность передать знания следующим поколениям стала причиной формирования перечня обязательных предметов, которые изучали участники сионистского течения «Геховер». В них вошли: еврейская литера-

Одно из самых значимых отделений организации было в Белоруссии (Слуцк). В марте 1924 г. объединилась с организациями «Геховер» и «Гистадрут» в Единую всероссийскую организацию сионистской молодежи.

тура, история Палестины, история и теория сионизма, проблемы еврейской и палестинской колонизации, история еврейской общественности, политэкономия, социология, история общественных движений, тактика и идеология Евсекции, современные дифференциации в сионизме. Особое внимание было уделено изучению иврита в целях его широкого распространения и превращения в язык обиходной жизни - так называемой гебраизации, за которую ратовали и другие участники сионистского движения.

По замыслу руководителей движения образованная еврейская интеллигенция, так же, как и еврейские трудящиеся, должна была принять участие в строительстве Палестины. Однако выполнение данной задачи встречало массу препятствий: слабый темп экономического строительства Палестины, неопределенность политического положения «Геховер», разрушение сионистского движения в России, ассимиляционные тенденции среди масс еврейской молодежи. В этой связи конференция постановила, что сионистская молодежь должна принимать участие в конкретной палестинской работе, профессиональной подготовке эмигрирующих в Палестину, сборе денег для фондов, субсидировавшим сионистские объединения во всем мире, помощи иммиграции в Палестину и проведении широкой идейной кампании в ее поддержку.

Несмотря на нелегальную работу, репрессии административного или судебного характера, организация вновь провозглашала сионистскую идею, пытаясь удержаться в бесконечном потоке гонений и запретов. Следование этой идее стало утвержденной и обязательной тактикой для всех членов13.

Таковы были основные организационные положения движения «Геховер». Вопреки усилению гонений со стороны органов советской власти, которые подрывали деятельность организации, в 1924 г. ее участники еще верили в возможность осуществления поставленных задач и рассчитывали на активную деятельность в Советской России. В этот период некоторых членов «Геховер» захватили социалистические идеи, что привело к фракционной борьбе и их немедленному исключению из рядов движения. Оставшиеся участники ревностно защищали идеи «Геховер». Аполитичность, воспитание и подготовка интеллигенции, способной вести активную общественную жизнь, верность собственной провозглашенной идеологии - эти постулаты оставались неизменными до слияния «Геховер», «Кадима» и «Ги-стадрут» в марте 1924 г. и вошли в программу нового объединения.

13 См.: Сионистские партии и организации в СССР: 1920-е гг.: В 2 кн. Кн. 2: Политические партии России: конец XIX - первая треть XX в.: Документальное наследие. М.: РОССПЭН, 2019. С. 24-32.

Единая всероссийская организация сионистской молодежи

Членом вновь созданной Единой всероссийской организации сионистской молодежи мог стать любой человек в возрасте от 16 до 24 лет, который разделял аполитичность юношеского движения, считал для себя обязательными ее цели и задачи, а также подчинялся требованиям организационной дисциплины. В руководстве объединения могли оставаться лица старше 24 лет. Цели, задачи и главные направления предстоявшей работы отражены в «Основных положениях ЕВОСМ, принятых на объединенном заседании ЦК "Геховер" и "Гистадрут"» от 9 марта 1924 г. Этот документ был приобщен к архивному уголовному делу в качестве вещественного доказательства антисоветской деятельности ЕВОСМ и хранится в ЦА ФСБ России.

Новые положения были основаны на идеях, которые провозглашали члены объединившихся организаций: национальное воспитание и образование, общественное развитие, профессиональная подготовка и физическое оздоровление, что, по мнению руководителей ЕВОСМ, было необходимо для активного участия в еврейской сионистской общественной жизни и строительстве Палестины. Поскольку все участники новой организации считали аполитичность неотъемлемой частью сионистских движений, в которых они состояли ранее, программа ЕВОСМ также включала в себя и это обязательное условие. Кроме того, основной, как и до создания ЕВОСМ, оставалась культурная работа, которой придавалось большое национальное значение. По аналогии с направлениями работы «Геховер», в обязательные предметы изучения вошли: иврит, литература, национально-общественные, социально-общественные проблемы, современное состояние еврейской национальной общественности и строительство Палестины. Также было уделено пристальное внимание гебраизации ЕВОСМ.

Несмотря на общность взглядов движений, образовавших организацию, существовали некоторые расхождения в их изначальных программах, ряде взглядов, внутреннем устройстве. Тем не менее лидеры нового объединения старались учесть все возможные разногласия и максимально уважительно друг к другу определить новое положение. Поэтому на первых порах сохранялись самостоятельность и внутреннее устройство каждого из движений, но устанавливался тесный рабочий контакт. В культурной работе это выражалось в создании объединенных контактных культкомиссий, взаимном пользовании библиотеками и информационными материалами, обмене взглядами. В сионистско-палестинской - в еди-

ной тактической линии ее проведения и установлении тесного взаимодействия14.

Деятельность новой молодежной сионистской организации сопровождалась арестами и высылкой ее членов, конфискацией документов. В результате операций органов госбезопасности организация не оправилась от арестов 1924-1926 гг. и к 1927 г. прекратила работу.

Активисты ЕВОСМ в том же, 1924 г., сумели сформировать еще одну молодежную организацию, которая получила название Еврейский союз цофим (скаутов) «Гашомер Гацоир» (национальный).

Национальный и классовый «Гашомер Гацоир»

Здесь необходимо отметить, что на тот момент в Советской России было две юношеские организации «Гашомер Гацоир» (или «Ха-шомер Ха-цаир», как чаще употребляется в настоящее время): в 1923 г., еще до создания национального движения, был образован Союз еврейских скаутов в России «Гашомер Гацоир» (классовый). Он появился в виде скаутской и спортивной организации, в последующем начал разделять социалистические идеи, под влиянием гонений советских властей ушел в подполье и прекратил деятельность в 1928 г.

Обе организации объединяла система скаутинга, на основе которой они функционировали. Одновременно национальный «Га-шомер Гацоир» проводил четкую границу между политическими взглядами движений, делая акцент на собственной аполитичности. Именно политический нейтралитет, а также культурная работа стали наследием, принятым от товарищей из ЕВОСМ, и характерными чертами в работе, что было закреплено в 1924 г. в «Платформе (основных принципах) Еврейского союза цофим "Гашомер Гацоир" в СССР». Документ сохранился в ЦА ФСБ России и приобщен к архивному уголовному делу в качестве вещественного доказательства антисоветской деятельности движения.

В частности в нем говорилось, что союз представляет собой организацию, которая занимается воспитанием еврейских детей и подростков путем товарищеского взаимодействия в национальной среде, готовит их к самостоятельной творческой жизни и активному участию в борьбе еврейского народа за его национальные права

14 Там же. С. 327-330. ISSN 2073-6339 • Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 4

и освобождение. Поскольку, как уже отмечалось, союз стоял на аполитичной платформе и был нейтрален по отношению ко всем группировкам и течениям внутри сионизма, воспитанники не могли иметь социально-политических воззрений. Значительное внимание уделялось их физической подготовке, дисциплине, основам гигиены, полезному труду, а также борьбе с беспризорностью и неграмотностью. Принимая во внимание возраст членов союза, их потребность в приключениях, смене впечатлений, выходе энергии, руководители «Гашомер Гацоир» включали в работу физкультуру и игры. Неизменно большое значение придавалось культработе и образованию: дети и подростки приобщались к еврейской национальной культуре и языку, изучали историю еврейского национального освободительного движения, еврейской сионистской палестинской жизни. При этом, как и «Геховер», и ЕВОСМ, союз настаивал на гебраизации, считая иврит официальным языком, но одновременно допуская употребление идиша в повседневной работе15.

В свою очередь организационная структура классового «Гашомер Гацоир» была принята в 1923 г. на 1-м съезде союза в Харькове. Материалы об этой организации, а также еще нескольких социалистических молодежных движений хранятся в Институте исследования и документации кибуца Яд Табенкин в Израиле. Съезд определил, что центральным руководящим и направляющим органом союза был Главный совет. В него, помимо лиц, выбираемых съездом, входили начальники окружных штабов, специалисты, педагоги, спортсмены и врачи. В задачи Главного совета были включены: созыв годичных и чрезвычайных съездов союза, совещаний и конференций, назначение начальников и членов окружных штабов, выработка программ, уставов, положений, инструкций, выдача скаутмастерам дипломов, издательская деятельность, разрешение спорных вопросов, возникавших в организациях и руководящих органах союза. Для ведения текущей работы Главный совет выделял Главный штаб в составе трех человек16. Таким образом, Главный совет контролировал и координировал всю жизнь участников внутри союза.

Через год были выпущены еще два документа, которые стали основополагающими в дальнейшей деятельности классового «Га-шомер Гацоир»: тезисы «Сущность, задачи и формы шомерского движения» и «Вопросы быта шомеров»17. Необходимо сказать, что документы сионистских организаций сохранилась в фондах евсек-

15 Там же. С. 612-614.

16 Там же. С. 86-88.

17 Шомер (иврит) - охранник, страж.

ций и региональных партийных комитетов, которые собирали листовки, любые публикации и документы для компрометации сионистов. В настоящий момент они составляют значительную часть фонда 445 в РГАСПИ. Упомянутые документы также приобщены к этому фонду.

Первый документ включал в себя разделы: «Анализ процесса эволюции наций», «Роль и задачи еврейского юношества в строительстве Палестины», «Необходимость нового движения еврейского трудового юношества», «Задачи движения», «Наша работа», «Формы движения», «Наше место в национально-классовом фронте». В них, в частности, подчеркивалось, что в контексте экономических изменений, происходивших в мире, для еврейских трудящихся существовал единственный путь - строительство Палестины. В этой связи еврейская молодежь как наиболее активная часть класса и носительница будущего должна была стоять в авангарде этого строительства и проходить обязательную предварительную трудовую подготовку. По мнению лидеров движения, только коллективистско-трудовое воспитание детей и подростков в возрасте 8-16 лет могло бы создать крепкий и устойчивый базис для последующей выработки рабочего гражданина с крепкими и осознанными этическими устоями, который в последующем был бы переброшен на строительство Палестины. Работа с молодежью должна была слагаться из трудовой, военной и пионерской подготовки в тесно сплоченном товарищеском коллективе. Особое внимание уделялось дисциплине и самодисциплине внутри движения. Кроме того, в документе также говорилось о необходимости сплочения всех национально-классовых юношеских организаций для контакта в работе18.

Во второй документ вошли следующие разделы: «Индивидуальность шомера», «Техника жизни», «Шомер и организация», «Шомера и общественная жизнь», «Шомер и коллектив», «Шоме-ра и религия», «Шомера и семья», «Наши взгляды на женщину», «Отношения между боями и герлями», «Семья шомера», «Шомер и младшие ветви». В них достаточно подробно анализировалась жизнь будущих строителей Палестины, и давались строгие правила, согласно которым следовало поступать и жить еврейской молодежи. Так, юноши и девушки должны были быть трудоспособными, ясно понимать интересы национально-классового коллектива, обладать силой воли, выдержанностью и уравновешенностью, смелостью, честностью, физической и нравственной чистотой.

18 См.: Сионистские партии и организации в СССР: 1920-е гг. Кн. 2. С. 108-113.

Необходимо было целесообразно распределять время, учиться самоконтролю и саморегулированию своей жизни, безупречно выполнять работу и бороться при этом с капиталистической эксплуатацией и капиталистическим строем.

В шомерском коллективе должна была быть стерта грань между своим и чужим. Наряду с этим прививалась деликатность. Так, было нужно, с одной стороны, тесное непрерывное общение и взаимодействие, а с другой - такт и умение считаться с чужой индивидуальностью.

Немаловажным представлялся религиозный вопрос: строителю новой жизни предстояло бороться с пережитками прошлого -религией, как в теоретической плоскости, так и в практической. Так же категорично трактовалось отношение к семье, из которой происходил член движения: дело для шомера считалось выше его личной жизни и выше семьи. Однако делались и оговорки: следовало избегать резких конфликтов в семье, не поступаясь, разумеется, интересами работы и особенностью развития каждого шомера. В тех случаях, когда семья могла оказать разлагающее влияние, было необходимо освободиться от него. При этом лучшим путем такого освобождения считалось создание шомерского общежития.

Отдельно оговаривались взгляды на женщину, которая, по мнению руководителей движения, представляла собой равноправного и равноценного члена коллектива, строительницу новой жизни, товарища в совместной работе. Отношения юношей и девушек должны были складываться из дружбы и приводить к совместному проживанию при условии сложившегося и окрепшего организма (т. е. достижения соответствующего возраста), полного физического и психического здоровья, соответствующей экономической обеспеченности. Одновременно совершенно не допускалось половое общение, основанное на влечении, ничем не одухотворенном и случайном, а потому возбранялось все, что могло служить привлечением внимания: костюм, завивка волос, маникюр, брелоки и украшения. Брак между шомерами считался предпочтительнее брака шомера или шомерки с кем-нибудь со стороны. Кроме того, вся жизнь шомеров, подчиненная этим правилам, должна была служить примером подрастающему поколению, младшим товарищам по скаутскому движению19.

На первый взгляд жизнь и работа классового «Гашомер Гацоир» были строго упорядочены и правильно выстроены. Тем не менее со временем взгляды лидеров движения стали постепенно расходиться. Росло недопонимание между теми, кто трудился в Со-

19 Там же. С. 113-118. "Political Science. History. International Relations" Series, 2023, no. 4 • ISSN 2073-6339

ветской России, и теми, кто уже работал в Палестине. Объединение с другими молодежными организациями, на которое рассчитывало руководство «Гашомер Гацоир», не состоялось. Помимо прочего, органы безопасности всячески пресекали деятельность сионистских движений. Все это привело к прекращению работы классового «Гашомер Гацоир».

Союз сионистско-социалистической молодежи

Одной из молодежных организаций, на объединение с которой рассчитывал классовый «Гашомер Гацоир», был Союз сионистско-социалистической молодежи в Советской России - ЦС «Югенд Фербанд» (ЦСЮФ), образованный в 1923 г. Союз стал движением, вдохновленным и созданным одной из политических сионистских организаций - Сионистско-социалистической партией (ЦСП). Согласно основной идеологии ЦСП, деятельность ЦСЮФ была направлена на проведение культурной работы и противостояние влиянию комсомола. Как и другие молодежные движения, союз оказался под пристальным наблюдением органов безопасности: основные аресты и обыски проходили в 1925-1926 гг.

В течение этого периода работа союза строилась согласно программе, принятой в мае 1923 г. на учредительной конференции в Киеве. Документ хранится в фонде Института изучения рабочего движения им. Пинхаса Лавона в Израиле.

Так, в принятой программе были отмечены принципы, на основании которых ЦСЮФ вел классовую борьбу еврейской рабочей молодежи, организовывал ее в своих рядах и приучал членов союза к общественной и политической работе. Лидеры движения считали, что национально-классовое освобождение приведет к созданию еврейского социалистического общества, а первой предпосылкой к его созданию может стать социалистическое поселение в Палестине. Кроме того, выдвигался тезис о том, что окончательное решение национально-классовой проблемы еврейского рабочего будет достигнуто постоянной классовой борьбой, а целью классовой национальной борьбы еврейских рабочих считалось создание национально-персональной автономии20. Таким образом, деятельность движения была направлена на подготовку юношей и девушек к жизни и работе в Палестине, а также строительству на ее территории нового государства.

20 Там же. С. 497-498. ISSN 2073-6339 • Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 4

Работа в подполье, притеснения со стороны советских властей, внутренние расхождения во взглядах, стремление расширить сферу деятельности, привлечь в свои ряды больше новых членов, укрепить позиции союза побудили его лидеров, как и руководителей практически всех остальных юношеских течений, рассматривать возможность объединения с другими молодежными организациями. В этой связи велись переговоры с представителями классового «Гашомер Гацо-ир», и даже была составлена примерная программа работы возможного нового объединения. В феврале 1926 г. ЦК ЦСЮФ обратился к Главному штабу классового «Гашомер Гацоир» с предложением о немедленном объединении и направил проект разработанной платформы. Документ сохранился в фонде архивных уголовных дел ЦА ФСБ России. В нем содержатся причины, которые привели к необходимости объединения двух движений: тяжелая политическая обстановка, безвыходное материальное положение и культурная деградация трудовой молодежи, жесткий надзор, идеологическая диктатура Компартии и Евсекции. Югендцы настаивали на немедленных переговорах об объединении в интересах сионистско-социалисти-ческого движения и социалистической Палестины. Предлагаемая платформа была довольно краткой, базировалась на идеологии ЦСП и на организационной структуре ЦСЮФ, а в ее основу был положен принцип политического воспитания юношества21.

Как известно, объединение так и не состоялось, а к 1928 г. деятельность Союза сионистско-социалистической молодежи сошла на нет.

Еврейский союз социалистической молодежи

В результате расхождения во взглядах из рядов организации «Геховер» вышли несколько членов, которые в сентябре 1923 г. создали новое молодежное движение - Еврейский союз социалистической молодежи. Союз признавал центральную роль и практическую политику ЦСП в социалистическом сионизме, но критиковал партию за недостаток революционности.

Основные программные направления деятельности ЕССМ нашли отражение в издании «Наш путь», которое долгое время считалось утраченным, пока не было обнаружено в архивном уголовном деле фонда ЦА ФСБ России. По мнению основателей ЕССМ, основные программные положения и методы работы союза

21 Там же. С. 513-515. "Political Science. History. International Relations" Series, 2023, no. 4 • ISSN 2073-6339

базировались на ряде следующих тезисов. Так, утверждалось, что марксизм представляет собой единственное революционно-социалистическое учение, а рабочий класс следует считать единственным носителем и руководителем социалистической борьбы. Широкие трудящиеся массы должны быть объективно заинтересованы в борьбе и объединиться в ней с социалистическим авангардом рабочего класса. Отсюда вытекали главные задачи национально-освободительного движения в еврействе, которые заключались в направлении стихийного процесса еврейской эмиграции на путь концентрации и формировании еврейского центра в Палестине, а также борьбе за создание наиболее подходящих условий для нормализации еврейской жизни в странах диаспоры. Кроме того, подчеркивалось, что еврейский рабочий класс был особо заинтересован в сионизме, поскольку нормализация еврейской жизни в Палестине может дать возможность расширить социальную базу еврейского рабочего класса, упрочить его экономическое положение, создать необходимые условия для классовой борьбы, разрешить национальную проблему и приобщить еврейский рабочий класс к интернациональной борьбе пролетариата и трудящихся масс. Лишенная нормального образования и воспитания еврейская молодежь должна быть приобщена к национальной культуре и творчеству, знанию условий и своеобразия жизни своего национального организма и тенденций его развития в прошлом и будущем22.

В феврале 1924 г. основные программные направления работы ЕССМ были дополнены положениями, опубликованными в газете «Унзере едиес»23. Несколько номеров газеты сохранились в фонде ЦА ФСБ России. Как массовая организация союз должен был бороться за привлечение и включение в свои ряды широких масс еврейской рабочей молодежи. В этой связи его цель заключалась в том, чтобы пробудить молодежь, на своем примере показать необходимость соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Нелегальное положение, в котором приходилось работать ЕССМ, заставило лидеров движения принимать в его ряды меньшее количество членов, руководствуясь принципом «не количество, а качество». Особое внимание уделялось работе на периферии, где требовалось наиболее активно распространять сионистскую идею, агитировать новых членов и распространять прессу24.

22 Там же. С. 582-591.

23 «Унзере едиес» (идиш; наши известия) - рукописная гектографированная газета ЕССМ.

24 См.: Сионистские партии и организации в СССР: 1920-е гг. Кн. 2. С. 592-593.

Заключение

Таким образом, основные программные положения наиболее крупных и активных сионистских молодежных организаций в Советской России в 1920-х гг. дают представление о направлениях их деятельности, взглядах, внутренних противоречиях, причинах формирования, объединения и распада. Одной из особенностей этих организаций было то, что часть из них была создана еврейской молодежью, провозглашала собственные лозунги и не зависела от каких-либо партий старшего поколения, другие формировались на базе уже существовавших партий с целью расширения влияния и вовлечения новых, молодых членов.

Как видно, по сути, все они были нацелены на то, чтобы приобщить еврейских юношей и девушек к национальной культуре, привить знания языка и литературы, обучить навыкам ведения сельского хозяйства, воспитать здоровое, физически развитое поколение, способное плодотворно участвовать в строительстве Палестины.

Гонения и репрессии со стороны советских властей и органов безопасности к концу 1920-х гг. остановили работу всех сионистских движений в нашей стране. Многие лидеры и участники были отправлены в ссылку, архивы конфискованы при обысках и арестах, сионистская идеология приобрела резко отрицательное значение. Целям и задачам сионистов было суждено претвориться в жизнь уже в Палестине, а впоследствии в Государстве Израиль.

Литература

Галили 2003 - Галили З. Советский опыт сионизма: Экспорт советской политической культуры в Палестину // Ab Imperio. 2003. № 4. С. 329-376. Дадиани 1986 - Дадиани Л.Я. Критика идеологии и политики социал-сионизма. М.: Мысль, 1986.

Ермолаева 1993 - Ермолаева Л.А. Организации Поалей-Цион (по документам

РЦХИДНИ) // Отечественные архивы. 1993. № 6. С. 25-31. Иванов 1970 - Иванов Ю.С. Осторожно: сионизм! М.: Изд-во политической литературы, 1970. 173 с. Локшин 2010 - Локшин А. Споры о сионизме в России начала ХХ в. // Лехаим. 2010. № 10 (222). Октябрь. URL: https://lechaim.ru/ARHIV/222/lokshin.htm (дата обращения 30.03.2023). Маор 1977 - Маор И. Сионистское движение в России. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1977. 450 с.

Моджорян 1979 - Моджорян Л.А. Сионизм как форма расизма и расовой дискриминации. М.: Международные отношения, 1979. 238 с. Симонова 2002 - Симонова А. Сионистское движение в Советской России в 20-е годы // Российский сионизм: история и культура. М., 2002. С. 278-287.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Galili, Z. (2003), "The Soviet experience of Zionism: Exporting Soviet political culture

to Palestine", Ab Imperio, no. 4, pp. 329-376. Dadiani, L. (1986), Kritika ideologii i politiki social-sionizma [Criticism of the ideology

and politics of social Zionism], Mysl', Moscow, USSR. Ermolaeva, L.A. (1993), "Organization of Poalei Zion (according to the documents of the Russian Center for the Arts and Cultural Studies)", Otechestvennye arkhivy, no. 6. pp. 25-31.

Ivanov, Yu.S. (1970), Ostorozhno: sionizm! [Beware, Zionism!], Izdatel'stvo politiches-

koi literatury, Moscow, USSR. Lokshin, A. (2010), "Disputes about Zionism in Russia at the beginning of the 20th century", Lekhaim, vol. 222, no. 10, available at https://lechaim.ru/ARHIV/222/ lokshin.htm (Accessed 30 March 2023). Maor, I. (1977), Sionistskoe dvizhenie v Rossii [Zionist movement in Russia], Biblioteka-

Alija, Jerusalem, Israel. Modzhoryan, L. (1979), Sionizm kak forma rasizma i rasovoi diskriminatsii [Zionism as a form of racism and racial discrimination], Mezhdunarodnye otnosheniya, Moscow, USSR

Simonova, A. (2002), "Sionistskoe dvizhenie v Sovetskoi Rossii v 20-e gody" [Zionist movement in Soviet Russia in the 20s], in Rossiiskii sionizm: istoriya i kul'tura, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Ирина Ю. Бережанская, кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; rina3000@rambler.ru

Information about the author

Irina Yu. Berezhanskaya, Cand. of Sci. (Philology), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125047; rina3000@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.