Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИОНИСТСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ "ГЕХОВЕР" В РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИОНИСТСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ "ГЕХОВЕР" В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИОНИСТСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ "ГЕХОВЕР" В РОССИИ»

Б01: 10.31696/2072-5795-2021 -2-40-43

А.Е. Локшин

ОРГАНИЗАЦИЯ СИОНИСТСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ «ГЕХОВЕР»

В РОССИИ В 1917-1923-х гг.

Наиболее заметной чертой сионистского движения в Советской России в 1917 - первой половине 1920-х годов было участие в нём молодежи. По меньшей мере пять молодежных организаций действовали на территории страны. Они были разделены идеологией, формами организации и целями. Основной водораздел проходил между теми, кто выступал за ту или иную разновидность социалистического сионизма, и теми, кто предлагал отказаться от политического самоопределения и сосредоточиться исключительно на общенациональных задачах. Все эти организации пережили сдвиг «влево», некоторые из-за преобладания социалистической риторики и контактов с коммунистической молодежью, а некоторые по причине всё более интенсивного взаимодействия с рабочей и бедняцкой еврейской молодежью, что также увеличивало популярность трудовых и социалистических настроений. Молодежные сионистские организации различались и «целевой аудиторией». Некоторые организации стремились найти своих сторонников среди студентов и старшеклассников, тогда как другие свою основную работу вели среди рабочих и безработной молодежи, где охотно внимали сионистской пропаганде. Это обеспечивало массовый приток новых членов.

Организация сионистской учащейся молодежи «Геховер» («Гехавер» - друг, товарищ) имела более длительную историю, чем большинство сионистских организаций, действовавших в начале 1920-х годов. «Профессиональная» ассоциация студентов высших учебных заведений была основана в Швейцарии в 1912 году. Накануне Первой мировой войны она стала обретать популярность среди евреев — студентов российских университетов. Сначала эта организация подражала «Цеирей Цион» («Молодежь Сиона») Сионистско-трудовой партии (СТП), стремившейся к сотрудничеству с Всемирной сионистской организацией, которая считала, что базой нового общества в Палестине должны стать сельскохозяйственные поселения, основанные на «индивидуальных мелких трудовых крестьянских хозяйствах». СТП выступала за сопротивление советским органам власти, хотя и признавала важность еврейской земледельческой колонизации в Советском Союзе. После Февральской революции 1917 года «Геховер» критиковал пассивность старших членов Сионистской организации и рассматривал себя как организацию интеллектуальной элиты. Вместо «палестинской работы» «Геховер» занялся образовательной деятельностью.

1917 год стал временем бурного развития этой организации. На Украине, в Сибири, на Кавказе, в Петрограде, Москве и других городах России возникло около 100 отделений. «Геховер» предоставил все свои ресурсы, и прежде всего свои печатные издания, Сионистской организации во время её предвыборной кампании в ходе подготовки к проведению Всероссийского еврейского съезда (см. документ № 1).

На протяжении последующих нескольких лет влияние «Геховера», как и других сионистских организаций, уменьшилось. В апреле 1920 года во время проведения Всероссийской сионистской конференции в Москве все члены ЦК были арестованы. И после своего освобождения эмигрировали.

С улучшением условий в стране, в результате проведения НЭПа, новый ЦК смог созвать в Москве две конференции «Геховера» — в июне 1921 ив июле 1922 года. На протяжении всего этого времени руководство организации позиционировало её как национальную элиту, способную образовывать еврейскую общественность и продвигать программу Сионистской

организации. «Геховер» получил разрешение на возобновление издания журнала «Еврейский студент», основанного в январе 1915 года. Журнал просуществовал год, с марта 1922 по июнь 1923 года. В марте 1923 года сотрудники ОГПУ арестовали 33 активиста, присутствовавших на собрании организации. Они были обвинены по статье 61 УК РСФСР 1922 года («помощь международной буржуазии»), но вскоре освобождены, несмотря на их отказ прекратить сионистскую деятельность.

Влияние идеологических течений и дискуссий, которые буквально разрывали работу других сионистских организаций, проявлялось и в деятельности «Геховера». Ряд членов требовал более чётко определить политическое направление организации, в то время как другие настаивали на том, чтобы больше внимания уделять «практической палестинской работе». Третья группа ставила под сомнение самопровозглашённое национальное лидерство интеллигенции и требовала большей открытости для еврейской молодежи из всех слоёв населения. В результате раскола осенью 1923 года группа ведущих членов «Геховера» объявила о создании нового, социал-марксистского молодёжного движения.

Оставшиеся активисты организации приняли решение отказаться от своей «профессиональной» идентичности. Они одобрили проведение переговоров по объединению с другими молодежными сионистскими организациями. В результате этого объединения в марте 1924 года была создана Единая Всероссийская организация сионистской молодежи (ЕВОСМ). В 1926 году руководящие активисты ЕВОСМ были арестованы и отправлены в ссылку, некоторым разрешили уехать в Палестину. ЕВОСМ прекратила своё существование.

Предлагаемые вниманию читателей архивные документы из Центрального сионистского архива (ЦСА — Израиль, Иерусалим) и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ - Москва) дают представление об идеологии и программных установках, проливают свет на судьбу ряда руководителей молодежных сионистских организаций в Советской России в первой половине 1920-х годов.

Документ № 1

Обращение ЦК организации сионистской учащейся молодежи «Геховер»

к еврейской молодежи

[лето - осень 1917 г.]1

«Сионизм стремится создать правоохранённое убежище для еврейского народа в Палестине»

К еврейской молодежи!

Старый строй пал. Над Россией занялась заря освобождения народностей от многовекового гнёта. Народ взял в свои державные руки решение своих судеб и устроение будущего. За первыми днями праздника народной свободы придут дни упорной и непрерывной работы для сохранения и укрепления народовластия.

Долг еврейской молодёжи стать в авангарде неотложного дела организации широких масс еврейского народа и подготовки их, в первую очередь, к выборам в учредительное собрание, которое должно быть созвано на началах всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права с соблюдением принципов пропорциональности. Выборы в учредительное собрание должны пройти среди еврейского населения под лозунгом не только полноты гражданских и политических прав, но и гарантии свободного национального развития и внутреннего национального самоуправления.

Эти требования были ещё десять лет тому назад ярко сформулированы на Всероссийском съезде в Гельсингфорсе2. Но, прокламируя и со всей энергией право еврейского народа на национальное самоуправление в странах рассеяния, мы, сионисты, в то же время осозна-

ём, что обеспечение национальных прав евреев не разрешает проблемы еврейского народа во всей его полноте.

Ни одна нация не может нормально жить, развиваться и творить при отсутствии автономно-территориального центра. Одновременно с требованием национальных прав сионистская организация провозглашает требование земли - полнота национального самоопределения в диаспоре и автономный центр в Палестине.

Товарищи! Мы переживаем момент мировой катастрофы. Война, ускорившая переворот в России, перекроит также государственные границы и изменит судьбы государств и народностей.

Все народы мира готовятся выступить со своими максимальными национальными требованиями перед мировым трибуналом. И еврейский народ должен выступить объединённо в этот неповторимый исторический час с требованием полного разрешения своей национальной проблемы. В новых условиях российской действительности должны мы в единении с нашими братьями во всех странах мира прокламировать единую волю еврейской нации и её стремление к автономной жизни в Палестине.

Эта единая воля должна ярко выразиться на Всероссийском еврейском конгрессе3, который должен быть на широких демократических началах созван в ближайшее время.

Товарищи! Долг еврейской молодёжи в этот великий исторический момент - быть на посту народного дела. Мы должны идти в народные массы, организовывать их для отстаивания гражданских и национальных прав, организовать их для борьбы за исторический идеал возрождения еврейского народа в стране еврейского прошлого и будущего.

Товарищи, организуйтесь вокруг сионистского знамени, готовьтесь к беспрерывной, великой и идейной работе в народе, для народа!

Централ[ьный] сионистский] комитет «Геховер».

Центральный сионистский архив (ЦСА). Ф. Г-ЗО. Д. 80/1. Подлинник. Рукопись.

Документ № 2

Письмо начальника 10-го отдела СО ОГПУ Я.М. Генкина члену ЦБ Бвсекции

М.Я. Фрумкиной4 с предложением о высылке шести активных членов «Геховер»

30 октября 1923 г.

Совершенно секретно

В дополнение к посланным вам материалам по организации «Геховер» сообщаю, что X отделение СО ГПУ предполагает административно выслать сроком на 1 год нижеследующих активных руководителей буржуазно-сионистской организации «Геховер»:

- Левите Лев Яковлевич5 - студент, член ЦК «Геховер»;

- Явно Яков Юделевич6 - студент, член ЦК «Геховер»;

- Шуб Лейзер Зусманович7 - студент, член ЦК «Геховер»;

- Меерович Соломон Григорьевич8 - студент, руководитель «Геховер» до закрытия гехо-верского журнала «Еврейский студент»9, был редактором такового;

- Гурвич Самуил Вениаминович10 - руководитель «Геховер», посылался ЦК для организации «Геховер» в Минске, что и было им проведено; и

- Вайсборд Соломон Юделевич, член комитета минской организации.

Все вышеуказанные лица из проходящих по делу 40 человек являются основным ядром, вокруг которого группируется московская (центральная) и др. провинциальные организации, в частности, минская, с которой установлена тесная связь.

РГЛСПИ. Ф. 445. Оп. 1.Д. 119. Л. 1-2.

Примечания

1 Датируется по содержанию документа.

2 Съезд проходил 21-27 ноября 1906 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки). На нём было объявлено о создании Российской сионистской организации и присоединении к освободительному движению в России.

3 Всероссийский съезд, подготовка которого началась после Февральской революции 1917 г., не состоялся вследствие Октябрьской революции. На выборах делегатов съезда, которые проводились в конце 1917 - начале 1918 г., список сионистов получил около 60% голосов.

4 Фрумкина Мария (литературный и партийный псевдоним - Эстер, 1880-1943) - видная участница еврейского рабочего движения, публицист. С начала XX в. в партии Бунд, принимала активное участие в партийной публицистике, отстаивала позиции языка идиш, образования и культуры на этом языке. После Октябрьской революции выступала за большевизацию Бунда. С 1921 г. член РКП(б), вошла в Центральное бюро Евсекции. Ректор Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Ю. Мархлевского (1925-1936). В декабре 1937 г. арестована. Умерла в лагере. Реабилитирована.

5 Левите Лев (Лейб) (1904-1976) - активист «Геховер» в Минске и Москве, член ЦК. В 1923 г. выступил одним из организаторов Еврейского социалистического союза молодёжи (ЕССМ), объединившего членов еврейских молодёжных организаций, придерживавшихся марксистских (но не большевистских) взглядов. Весной 1924 г. арестован, в том же году выслан в Палестину. Один из лидеров Объединенного кибуцного движения, член кибуца «Эйн-Харод». Участвовал в работе XIV Сионистского конгресса, один из политических секретарей партии «Мапам» (конец 1940-х гг.).

6 Явно (Явне) Яков (1899-1965) - активист «Геховер» в Минске и Москве, член ЦК. В марте 1924 г. арестован, приговорён к ссылке, которая была заменена высылкой в Палестину.

7 Шуб Лейзер (1903-1956) - активист «Геховер». Член ЦК. Один из организаторов ЕССМ в 1923 г. В марте 1924 г. арестован, летом того же года выслан в Палестину. В 1950-х гг. избирался заместителем мэра г. Хайфы от партии «Гатнуа Леахдут Гаавода».

8 Меерович Соломон (1904-1985) - активист «Гехолуц». Член ЦК. Один из инициаторов объединения с молодёжными организациями «Гистадрут» и «Кадима». В 1924 г. арестован, выслан в Палестину.

9 Журнал «Еврейский студент» в 1915-1918 гг. выходил в Петрограде, издавался ЦК «Гехолуц». Вышло 30 номеров. В марте 1922 г. разрешён как литературно-академический журнал тиражом в 3 тыс. экз. В июне 1923 г. закрыт по указанию Главлита.

10 Гурвич Самуил (1901-?) - активист «Геховер», арестован в марте 1924 г., в июле того же года выслан в Палестину. Впоследствии профессор, декан сельскохозяйственного факультета Еврейского университета в Иерусалиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.