Научная статья на тему 'АРХИВНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 1920-Х ГГ.'

АРХИВНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 1920-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
95
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА / СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПАЛЕСТИНА / ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ / ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бережанская И. Ю.

До начала перестройки в нашей стране тема сионизма носила негативный характер. Лишь в 1990 - начале 2000-х гг. стали появляться работы, направленные на объективное изучение сионизма в целом и в России в частности. С целью объективного рассмотрения ряда аспектов деятельности сионистского движения в статье в качестве источника по его истории анализируются архивные уголовные дела, которые заводились советскими органами безопасности при арестах активистов течения. В большинстве случаев к этим материалам приобщались документы и архивы сионистских организаций и партий. Все они представляют собой уникальный исторический источник, доступ к которому был закрыт исследователям в течение долгого времени. Эти материалы позволяют проследить за работой сионистских течений в особо напряженные годы их существования, в период, когда органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ преследовали их вместе с другими контрреволюционными партиями. В качестве основных применялись исторический и сравнительно-исторический методы. Публикация, обнародование и анализ указанных документов позволят пополнить источниковую базу по истории социалистического сионизма в нашей стране, дать объективную оценку происходившим событиям, представить ранее неизвестные факты, что в настоящее время приобретает особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHIVAL CRIMINAL CASES AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE ZIONIST MOVEMENT IN RUSSIA IN THE 1920S

Before Perestroika, the topic of Zionism in this country was negative. Only in the 1990s - early 2000s, there began to appear the works aimed at an objective study of Zionism in general, and in Russia, in particular. To objectively examine some aspects of the Zionist movement activities, the article analyzes archival criminal cases as a source on its history. Those cases were initiated by the Soviet security agencies when carrying out arrests of the movement activists. In most cases, the documents and archives of the Zionist organizations and parties were attached to these materials. All of them represent a unique historical source, access to which has been closed to researchers for a considerable time. These materials make it possible to trace the work of the Zionist movements during their particularly stressful years, when the Cheka-GPU-OGPU organs persecuted them alongside other counter-revolutionary parties. Historical and comparative historical methods were used as the main ones. These documents’ publication, promulgation and analysis will make it possible to replenish the source base on the socialist Zionism history in this country, to give an objective assessment of the events that have taken place, to present the previously unknown facts - all of which are currently acquiring special relevance.

Текст научной работы на тему «АРХИВНЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 1920-Х ГГ.»

УДК 930.25:323.13

DOI: 10.28995/2073-6339-2021-4-132-141

Архивные уголовные дела как источник по истории сионистского движения в России в 1920-х гг.

Ирина Ю. Бережанская

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, rina3000@rambler.ru

Аннотация. До начала перестройки в нашей стране тема сионизма носила негативный характер. Лишь в 1990 - начале 2000-х гг. стали появляться работы, направленные на объективное изучение сионизма в целом и в России в частности. С целью объективного рассмотрения ряда аспектов деятельности сионистского движения в статье в качестве источника по его истории анализируются архивные уголовные дела, которые заводились советскими органами безопасности при арестах активистов течения. В большинстве случаев к этим материалам приобщались документы и архивы сионистских организаций и партий. Все они представляют собой уникальный исторический источник, доступ к которому был закрыт исследователям в течение долгого времени. Эти материалы позволяют проследить за работой сионистских течений в особо напряженные годы их существования, в период, когда органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ преследовали их вместе с другими контрреволюционными партиями. В качестве основных применялись исторический и сравнительно-исторический методы. Публикация, обнародование и анализ указанных документов позволят пополнить источниковую базу по истории социалистического сионизма в нашей стране, дать объективную оценку происходившим событиям, представить ранее неизвестные факты, что в настоящее время приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: архивные уголовные дела, сионистское движение, национальное самоопределение, Палестина, Эрец-Исраэль, органы безопасности

Для цитирования: Бережанская И.Ю. Архивные уголовные дела как источник по истории сионистского движения в России в 1920-х гг. // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2021. № 4. С. 132-141. БОТ: 10.28995/2073-6339-2021-4-132-141

© Bepe^aHCKaa H.K., 2021 "Political Science. History. International Relations" Series, 2021, no. 4 • ISSN 2073-6339

Archival criminal cases as a source on the history of the Zionist movement in Russia in the 1920s

Irina Yu. Berezhanskaya

Russian State University for the Humanities Moscow, Russia, rina3000@rambler.ru

Abstract. Before Perestroika, the topic of Zionism in this country was negative. Only in the 1990s - early 2000s, there began to appear the works aimed at an objective study of Zionism in general, and in Russia, in particular. To objectively examine some aspects of the Zionist movement activities, the article analyzes archival criminal cases as a source on its history. Those cases were initiated by the Soviet security agencies when carrying out arrests of the movement activists. In most cases, the documents and archives of the Zionist organizations and parties were attached to these materials. All of them represent a unique historical source, access to which has been closed to researchers for a considerable time. These materials make it possible to trace the work of the Zionist movements during their particularly stressful years, when the Cheka-GPU-OGPU organs persecuted them alongside other counter-revolutionary parties. Historical and comparative historical methods were used as the main ones. These documents' publication, promulgation and analysis will make it possible to replenish the source base on the socialist Zionism history in this country, to give an objective assessment of the events that have taken place, to present the previously unknown facts - all of which are currently acquiring special relevance.

Keywords: archival criminal cases, Zionist movement, national self-determination, Palestine, Eretz Yisrael, security agencies

For citation: Berezhanskaya, I.Yu. (2021), "Archival criminal cases as a source on the history of the Zionist movement in Russia in the 1920s", RSUH/ RGGUBulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 4, pp. 132-141, DOI: 10.28995/2073-6339-2021-4-132-141

Введение

В конце XIX - начале ХХ в., в период зарождения и становления сионистского движения в России, этому вопросу было посвящено достаточно большое количество публикаций [Герцль 1914; Клауз-нер 1917]. Среди их авторов были и одни из первых видных активистов и идеологов движения: В. Жаботинский1 и И. Трумпельдор2

1 Жаботинский Владимир (Зеев) (1880-1940), лидер ревизионистского течения в сионизме.

2 Трумпельдор Иосиф (1880-1920), основатель движения «Гехолуц» в России. С 1912 г. в Эрец-Исраэль.

[Жаботинский 1906; Трумпельдор 1918]. Кроме того, теме сионизма уделялось внимание в периодических изданиях [Локшин 2010].

После революции в октябре 1917 г. работа сионистских партий и организаций начала вызывать неодобрение новой власти и к концу 1920-х гг. движение в Советском Союзе было ликвидировано. Значительное число его участников выехали в Палестину. Воспоминания многих из них в 1930-1960-х гг. легли в основу публикаций, в которых лидеры той или иной сионистской организации описали собственный опыт, рассказав о преследованиях и гонениях со стороны советских властей [Маор 1977].

В нашей стране тема сионизма вновь зазвучала в изданиях 1970-1980-х гг. Сионисты обвинялись в расизме, национализме и антикоммунизме [Евсеев 1971; Дадиани 1986]. С распадом Советского Союза публикации подобного толка более не выходили в свет, а в 2008 г. одна из них - книга В.Н. Емельянова «Десиониза-ция» - была внесена в Федеральный список экстремистских материалов.

В 1990 - начале 2000-х гг. стали появляться работы, направленные на объективное изучение сионизма в целом и в России в частности [Ермолаева 1993; Симонова 2002; Галили 2017]. Историки получили возможность обратиться к закрытым и недоступным до этого времени архивным документам: были рассекречены материалы из фондов Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины (ОГА СБУ) и Центрального архива (ЦА) ФСБ России.

Начало публикации архивных материалов ЦА ФСБ России было положено в 2001 г. Тогда материалы ОГПУ стали основой многотомного сборника документов «"Совершенно секретно": Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.)». Информация о сионистских организациях представлена в 17 документах.

В них говорится и о деятельности сионистских организаций, и о мерах органов госбезопасности, принимаемых против них [Совершенно секретно 2002].

Одновременно и достоинством, и недостатком сведений в обзорах стала их краткость. С одной стороны, можно составить общее представление о ходе операций ГПУ-ОГПУ, с другой - факты изложены подчас без логической последовательности, как итог проделанной работы. И довольно сложно понять, что стоит за той или иной операцией, в чем именно заключалась активизация деятельности сионистов и т. д.

Уголовные дела

из Центрального архива ФСБ России

Материалы архивных уголовных дел представляют собой один из уникальных источников по различным аспектам истории как нашей страны, так и зарубежья. Их публикация ведется с того момента, как после распада СССР стали открываться ведомственные архивы, а исследователи получили доступ к неизвестным ранее материалам. В архивных уголовных делах содержатся не только обычные для следствия документы: ордера на арест, протоколы допросов, постановления о мере пресечения, но и личные: письма, дневниковые записи, черновики рукописей, фотографии.

В архивных уголовных делах, связанных с сионистским движением в Советской России, хранятся материалы, конфискованные при обысках и арестах активистов. Их публикация позволяет пополнить источниковую базу по истории социалистического сионизма в нашей стране, дать объективную оценку происходившим событиям, представить ранее неизвестные факты, что в настоящее время приобретает особую актуальность.

Эти материалы позволяют проследить за работой сионистских течений в особо напряженные годы их существования, в период, когда органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ преследовали их так же, как и другие контрреволюционные партии.

Сионистская социалистическая партия (ЦСП)

Достаточно полно раскрывается история Сионистско-социали-стической партии, которая появилась в результате раскола движения «Цеирей Цион»3 в мае 1920 г. на 3-й Всероссийской конференции. С момента создания партия действовала в подполье. Против нее была развернута кампания преследований.

ЦСП позиционировала себя продолжателем опыта старых еврейских социалистических партий и активно выступала за улучшение положения еврейского населения в СССР. Требования, предъявляемые партией для достижения этой цели, закреплены в «Основных положениях программы Сионистско-социалистиче-ской партии в СССР» от июля 1925 г., которые сохранились в одном из архивных уголовных дел ЦА ФСБ России. В документе, в

3 Группы «Цеирей Цион», чья идеология была близка к немарксистскому социалистическому сионизму, начали появляться с 1903 г. Первоначально они и «Поалей Цион» входили в единую структуру сионистского движения России.

частности, подчеркивается необходимость предоставить еврейской трудовой автономии право политического руководства еврейскими трудящимися в СССР, а также возможность взаимодействовать с еврейскими трудящимися в других странах [Сионистские партии 2019а, с. 298-306].

Выступая за предоставление еврейскому населению в СССР особых прав, ЦСП одновременно старалась продемонстрировать стойкую приверженность к социалистическим взглядам. В этой связи в преддверии празднования 1 мая 1926 г. активисты партии выпустили листовку с призывом к еврейским трудящимся в СССР теснее сплотиться вокруг Сионистско-социалистической партии, которая связывает их с мировым социалистическим и палестинским рабочим положением в борьбе за социализм [Сионистские партии 2019а, с. 421-424].

Положение еврейских трудящихся масс в СССР, состояние сионистско-социалистического движения в целом и ЦСП в частности, перспективы развития и задачи партии - все это нашло отражение в тезисах ЦК ЦСП, изданных в 1926 г.

Указывая на тяжелое экономическое положение большей части еврейского населения, безработицу, рост социальной дифференциации еврейского населения, разочарование трудящихся в курсе Евсекции, составители документа говорили о массовом подъеме социалистического сионистского движения в стране [Сионистские партии 2019а, с. 446-462].

Работа Сионистско-социалистической партии в подполье продолжалась до конца 1920-х гг. К этому времени практически все ячейки ЦСП были разгромлены и она прекратила существование. В результате операций органов госбезопасности часть сторонников партии погибла в тюрьмах, лагерях и ссылке; другая - отбыв срок заключения или освободившись досрочно, смогла эмигрировать в Палестину.

Еврейская всероссийская организация сионистской молодежи (ЕВОСМ)

Еще одной организацией, чья история нашла наиболее полное отражение на страницах материалов из фонда архивных уголовных дел, стала ЕВОСМ, образованная 9 марта 1924 г. В нее вошли течения «Геховер»4 и «Гистадрут»5 и несколько позже «Ка-

4 «Геховер» («Хе-Хавер») (ивр.: товарищ») - студенческая сионистская организация.

5 Гистадрут (ивр.: организация) - организация сионистских школьников.

дима»6. Об этом событии свидетельствуют «Основные положения ЕВОСМ, принятые на объединенном заседании ЦК "Геховер" и "Гистадрут"». Членом новой организации сионистской молодежи мог стать любой человек в возрасте от 16 до 24 лет, разделявший принцип Базельской программы, точку зрения единства и аполитичности юношеского движения, считавший для себя обязательными ее цели и задачи, а также подчинявшийся всем требованиям организационной дисциплины. В документе определены главные задачи, стоявшие перед сионистской молодежью: национальное воспитание и образование, общественное развитие, профподготовка и физическое оздоровление. Достичь их, по мнению руководителей организации, можно было только систематической, культурной и национально-воспитательной работой [Сионистские партии 2019Ь, с. 327-330].

Деятельность новой молодежной сионистской организации сопровождалась арестами и высылкой ее членов, конфискацией документов. Аресты начались через несколько дней после создания ЕВОСМ и продолжались вплоть до ее ликвидации.

В одном из дел ЦА ФСБ России сохранилось письмо ЦК ЕВОСМ от июня 1925 г., в котором говорится об арестах и содержании членов организации в заключении. Активисты организации обвиняли советскую власть в провокациях, насилии, запугивании, издевательствах и психическом терроре, через которые проходилось проходить приверженцам сионистского движения. Угрозы, направленные ко лбу пощелкивающие револьверы, содержание в холодном карцере, на воде и хлебе приводили к голодовкам и гибели заключенных, вызывали возмущение тех, кто оставался на свободе, побуждали участников ЕВОСМ не только не прекращать, но и усиливать сопротивление произволу властей и органов госбезопасности [Сионистские партии 2019Ь, с. 370-373].

Работа организации с еврейской беднотой и трудящимися привела к тому, что часть активистов начала требовать, чтобы движение было признано трудовым и стало носить название «Единая всероссийская трудовая организация сионистской молодежи». Внутренние противоречия и долгие споры участников ЕВОСМ также отражены в ряде документов ЦА ФСБ России. В частности, к ним относятся тезисы по вопросу о необходимости переименования ЕВОСМ в ЕВТОСМ одного из членов ЦК организации Л. Любимова «Буква Т». Критикуя лозунги и установки «аполитичной» ЕВОСМ, автор подчеркивал, что только Единая всероссийская

6 Кадима (ивр.: вперед) - сионистская молодежная организация. Образована в Казани в 1917 г. Придерживалась аполитичной позиции.

трудовая организация сионистской молодежи - именно та организация, формы которой соответствуют требованиям и интересам трудовой молодежи [Сионистские партии 2019b, c. 426-440].

В результате операций органов госбезопасности ни ЕВОСМ, ни ЕВТОСМ не оправились от арестов 1924-1926 гг. Без руководителей остались и ЦК, и региональные комитеты. К 1927 г. организация прекратила свою деятельность.

Еврейский союз социалистической молодежи

Материалы периодических изданий, сохранившиеся в ЦА ФСБ России, дают возможность более полно представить историю еще одной молодежной сионисткой организации: Еврейского союза социалистической молодежи (ЕССМ).

ЕССМ был образован в сентябре 1923 г. В архивном следственном деле ЦА ФСБ России сохранился экземпляр издания «Наш путь», считавшийся утраченным. В частности, в нем отражены основные взгляды активистов Союза, определены цели и задачи, стоявшие перед ними, дана характеристика политическим и экономическим процессам, происходившим в нашей стране, проанализировано положение еврейской трудовой и рабочей молодежи [Сионистские партии 2019b, c. 582-591].

Основателями ЕССМ стали студенты московских вузов. Членом Союза мог стать любой кандидат не моложе 16 лет, который признавал принципы Союза, был готов подчиняться его дисциплине и принимать активное участие в его деятельности. Внимание уделялось как практической организационной работе в Союзе, так и самообразованию: каждый член ЕССМ обязан был быть в курсе дел Союза, еврейского социалистического движения, сионистского строительства, международного рабочего движения, рабочей жизни [Сионистские партии 2019b, c. 595-600].

Кроме того, члены ЕССМ издавали русскоязычный журнал «Наша мысль», который рассматривал вопросы идеологии и закрылся после трех выпусков, а также журнал на идише «Унзере Едиес» («Наши известия»), который выходил еженедельно на протяжении почти двух лет.

История существования ЕССМ была достаточно короткой: после уничтожения московской группы в результате арестов 14 марта 1924 г. деятельность ЕССМ была сконцентрирована в Белоруссии. Незадолго до запланированной на январь 1925 г. Всебелорусской конференции Союза были арестованы члены Центрального комитета и активисты в Минске и Ленинграде. Оставшиеся на свободе активисты были арестованы также в 1925 г., а затем в 1926 г.

Заключение

Помимо названных выше, делопроизводственные (программы и платформы, резолюции и постановления, циркуляры, информационные письма и заявления), агитационные (заявления и обращения) документы, а также материалы периодических и непериодических изданий из фонда архивных уголовных дел ЦА ФСБ России раскрывают историю существования в нашей стране таких движений, как Сионистско-социалистическая федерация (ССФ) «Дрор», организация сионистской учащейся молодежи «Геховер», Еврейский союз цофим «Гашомер Гацоир» в СССР (национальный и классовый), Сионистско-социалистический (ЦС) «Югенд Фербанд».

В период активной деятельности в СССР все эти организации ратовали за строительство трудовой Палестины, старались воспитать еврейскую молодежь в духе национальной идеи, особое внимание уделяли культурной работе, изучению иврита и истории еврейского народа. Некоторые из них в силу общности воззрений и в результате гонений и преследований со стороны властей объединялись, другим - под влиянием внутренних противоречий, конфликтов активистов - приходилось разделяться. В итоге все они принимали новые платформы, приспосабливались к тем условиям, которые диктовала политическая обстановка. Но как бы ни стремились сторонники сионистского движения в СССР защитить права еврейских трудящихся и бедноты, их партии и организации, даже по собственным заверениям аполитичные -были отнесены к контрреволюционным. 1920-е гг. стали для них не только борьбой за идею национального самоопределения, свободу труда, образования, но также явились периодом противостояния новой власти, чьи социалистические взгляды некоторые из них разделяли.

Сионистское движение в нашей стране было ликвидировано к 1930 г. Многие его участники эмигрировали в Палестину и уже там воплощали социалистические идеи в жизнь: строили будущее Государство Израиль. Их опубликованные воспоминания и личные документы, без сомнения, представляют собой ценный источник в изучении вопроса. И не менее важным источником следует в этой связи назвать архивные уголовные дела ЦА ФСБ России. Документы и материалы, сохранившиеся в них, позволят исследователям воссоздать картину событий, получить сведения о мало известных ранее исторических фактах.

Литература

Галили 2017 - Юлили З. Сионизм в Советском Союзе в период от революции до Второй мировой войны // История еврейского народа в России. От революций 1917 года до распада Советского Союза. М.; Иерусалим, 2017. С. 110-144.

Герцль 1914 - Герцль Т. Сионистские статьи: Портр. и автобиогр. Теодора Герцля СПб., 1914. 192 с.

Дадиани 1986 - ДадианиЛ.Я. Критика идеологии и политики социал-сионизма. М.: Мысль 1986. 349 с.

Евсеев 1971 - Евсеев Е. Сионизм: идеология и политика. М.: Моск. рабочий, 1971. 112 с.

Ермолаева 1993 - Ермолаева Л.А. Организации Поалей-Цион (по документам РЦХИДНИ) // Отечественные архивы. 1993. № 6. С. 25-31.

Жаботинский 1906 - Жаботинский В.Е. Бунд и сионизм. Одесса: Кадима, 1906. 48 с.

Клаузнер 1917 - Клаузнер И.Л. Сионизм и его течения: Пер. с иврита. Одесса, 1917. 29 с.

Локшин 2010 - Локшин А. Споры о сионизме в России начала XX века // Лехаим. 2010. Октябрь Тишрей 5771. № 10 (222) [Электронный ресурс]. URL: https:// lechaim.ru/ARHIV/222/lokshin.htm (дата обращения 22 марта 2020).

Маор 1977 - Маор И. Сионистское движение в России. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1977. 473 с.

Симонова 2002 - Симонова А. Сионистское движение в Советской России в 20-е годы // Российский сионизм: история и культура. М., 2002. С. 278-287.

Совершенно секретно 2002 - «Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.): Сборник документов. Т. 6. М., 2002. 767 с.

Сионистские партии 2019a - Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.: в 2 кн. Кн. 1. М., 2019. 1039 с.

Сионистские партии 2019b - Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.: в 2 кн. Кн. 2. М., 2019. 855 с.

Трумпельдор 1918 - Трумпельдор И. «Гехолуц» и его сущность и ближайшие задачи: (с приложением проекта Устава и анкеты). П., 1918. 16 с.

References

Dadiani, L.Ya. (1986), Kritika ideologii ipolitiki sotsial-sionizma [Criticism of the ideology and politics of social zionism], Moscow, Russia.

D'yakov, Yu.L. (comp.) (2002), "Sovershenno sekretno": Lubyanka - Stalinu opolozhenii v strane (1922-1934 gg.): sbornik dokumentov ["Top Secret": Lubyanka - to Stalin on the state of nation (1922-1934): a collection of documents], vol. 6, Moscow, Russia.

Evseev, E. (1971), Sionizm: ideologiya i politika [Zionism: ideology and politics], Moskovskii rabochii, Moscow, Russia.

Ermolaeva, L.A. (1993), "Organization of Poalei Zion (according to the documents of the Russian Center for the Arts and Cultural Studies)", Otechestvennye arkhivy, vol. 6. pp. 25-31.

Galili, Z. (2017), "Zionism in the Soviet Union during the period from revolution to World War II", Istoriya evreyskogo naroda v Rossii. Ot revolyutsii 1917 goda do

raspada Sovetskogo Soyuza [History of the Jewish people in Russia. From the revolutions of 1917 to the collapse of the Soviet Union], Moscow, Jerusalem, Russia, Israel, pp. 110-144.

Galili, Z. (ed.) (2019), Sionistskiepartii I organizatsii v SSSR v 1920gg [Zionist parties and organizations in the USSR. 1920s], in 2 books, Moscow, Russia.

Herzl, T. (1914), Sionistskie stat'i, Portret i avtobiografiya Teodora Gertslya [Zionist articles. Portrait and autobiography of Theodor Herzl], Saint Petersburg, Russia.

Klauzner, I.L. (1917), Sionizm i ego techeniya [Zionism and its currents], Odessa, USSR.

Lokshin, A. (2010), Spory o sionizme v Rossii nachala XX veka [Disputes about Zionism in Russia at the beginning of the XX century], Lekhaim. vol. 10 (222), available at: https://lechaim.ru/ARHIV/222/lokshin.htm (Accessed 22 March 2020).

Maor, I. (1977), Sionistskoe dvizhenie v Rossii [Zionist movement in Russia], Bibliote-ka -Aliya, Jerusalem, Israel.

Simonova, A. (2002), "Zionist movement in Soviet Russia in the 20s", Rossiiskii sionizm: istoriya i kul'tura, Moscow, Russia.

Trumpel'dor, I. (1918), "Gekholuts" i ego sushchnost'i blizhaishie zadachi: (S prilozheniem proekta Ustava i ankety) ["Geholutz" and its essence and immediate tasks: (With the application of the draft Charter and questionnaire)], Petrograd, Russia.

Zhabotinskii, V.E. (1970). Bund i sionizm [The Bund and Zionism], Kadima, Odessa.

Информация об авторе

Ирина Ю. Бережанская, кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; rina3000@rambler.ru

Information about the author

Irina Yu. Berezhanskaya, Cand. of Sci. (Philology), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; rina3000@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.