Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ / IMPROVEMENT OF THE JUDICIAL SYSTEM / СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ / COURTS OF GENERAL JURISDICTION / ГУМАНИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЙ / HUMANIZATION OF PUNISHMENTS / ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА / PROBLEMS OF INTERPRETATION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев Михаил Юрьевич

Защита прав и законных интересов граждан должна быть приоритетной в комплексе задач всей судебной системы, в том числе административных структур, и являться главным мотивом, определяющим направление реформы судебной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions for strengthening the human rights function of the judiciary and improving the efficiency of the judicial system in modern Russia

The protection of the rights and legitimate interests of citizens should be a priority in the complex of tasks of the entire judicial system, including administrative structures, and should be the main motive determining the direction of the reform of the judicial system

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК - 347 АВДЕЕВ Михаил Юрьевич,

ББК - 67 кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовно-правовых

дисциплин Международного института информатизации и государственного управления им. П.А. Столыпина, Председатель Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов»,

Почетный адвокат России, e-mail: avdmikle@mail.ru

12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и

правоохранительная деятельность

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Защита прав и законных интересов граждан должна быть приоритетной в комплексе задач всей судебной системы, в том числе административных структур, и являться главным мотивом, определяющим направление реформы судебной системы.

Ключевые слова: совершенствование судебной системы, суды общей юрисдикции, гуманизация наказаний, проблемы толкования права.

AVDEEVMikhail Yur'evich,

candidate of law, head of the Department of criminal law of the International Institute of information and public administration P.A. Stolypina, Chairman of the Presidium of the Moscow Guild of lawyers, Honorary lawyer of Russia

Main directions for strengthening the human rights function of the judiciary and improving the efficiency of the judicial system in modern Russia

Annotation. The protection of the rights and legitimate interests of citizens should be a priority in the complex of tasks of the entire judicial system, including administrative structures, and should be the main motive determining the direction of the reform of the judicial system.

Key words: improvement of the judicial system, courts of General jurisdiction, humani-zation of punishments, problems of interpretation of law.

Судебная реформа и становление судебной власти в России продолжается. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. [8] реализована.

В Постановлении VII Всероссийского съезда судей РФ от 04.12.2008 г. [4] и Распоряжении Президента РФ [5] были обозначены следующие приоритетные направления укрепления судебной власти и совершенствования судебной системы: повышение качества функционирования судебной системы, укрепление ее независимости, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, гуманизация правосудия, безусловное исполнение судебных решений, улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи, создание системы возмещения гражданам и юридическим лицам вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство и исполнение судебных решений в

разумные сроки [9, с. 192-196]. Все эти приоритетные направления в основном были реализованы.

В своем Послании Федеральному Собранию 12.11.2009 г. [6] Президент РФ поднял ряд тем, непосредственно касающихся судебной власти, и обозначил основные задачи, которые необходимо решить.

Президентом поставлена задача создания апелляционной инстанции в судах общей юрисдикции. Президент пояснил, что принципиальным отличием апелляции от порядка обжалования является то, что апелляционная инстанция, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию, должна либо подтвердить решение нижестоящего суда, либо принять новое решение по существу дела. Создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции для гражданских дел планировалось с 1 января 2012 г., а для уголовных дел - с 1 января 2013 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

Создание апелляционной инстанции в судах общей юрисдикции приведет к увеличению численности судей и бюджетных расходов: для полноценного обеспечения апелляционной процедуры, в том числе, на втором этапе, с 1 января 2013 г., для уголовных дел было увеличено число судей и выделены соответствующие средства в государственном бюджете. Однако эти издержки полностью оправдываются тем, что создание данного института приведет к повышению качества рассмотрения дел и обоснованности принимаемых судами решений. И, что также важно, не увеличит сроки рассмотрения дел.

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности судов, в том числе, в сети «Интернет» -также важное направление реформы [3, с. 1].

Кроме того, Президент предложил Конституционному Суду РФ обратить внимание на опыт Государственной Думы, наиболее важные заседания которой транслируются в сети «Интернет» в режиме реального времени.

Президентом была поднята тема гуманизации наказаний. Он предложил проанализировать и внести изменения в уголовное законодательство. Предложения по этому вопросу развивают тему, рассмотренную им на VII Съезде судей в декабре 2008 г. В частности, предлагалось шире применять штрафы в качестве наказания за преступления, не связанные с насилием (в частности, речь шла об исключении уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил пени и штрафы). За административное правонарушение привлекать к уголовной ответственности следует только в случае рецидива [1].

Глава государства правильно в число первоочередных включил проблему неисполнения судебных актов, ибо она в последние годы «перешла все разумные границы». Сейчас не исполняется почти каждое второе решение судов общей и арбитражной юрисдикции, игнорируются даже акты Конституционного Суда РФ [1].

Об этой проблеме в 2007 г. говорил Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин: «...в настоящее время судебные решения нередко не исполняются. Около 80% всех поступающих в Европейский Суд по правам человека жалоб из Российской Федерации связаны именно с тем, что решения российских судов остались не исполнены. Со своей стороны Европейский Суд по правам человека исходит из того, что неисполненные решения суда нельзя считать состоявшимися...» [2].

А.В. Терехин считает, что неисполнение судебных решений непосредственно взаимосвязано с другой проблемой - правовым нигилизмом наших граждан и самой власти [7]. Совершенно верно поставлен вопрос об улучшении подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи и работников правоохранительных органов России [10].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Работа служителей Фемиды является одной из наиболее сложных и социально значимых юридических специальностей. Это особенно проявляется в настоящее время, когда формируются новые социальные и экономические отношения, интенсивно меняется отечественная правовая система, в обществе возникают ранее неизвестные юридические конфликты. И в этих условиях судьям необходим более высокий уровень знаний, юридического мышления, судейский менталитет нового времени [2].

Как отмечает А.В. Терехин, сейчас при нестабильном законодательстве судьи поставлены перед фактом непосредственного выбора и применения дополнительных (вторичных) источников права, в том числе судебных прецедентов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека и др. Недостаточные знания таких тонкостей правового применения влекут за собой негативные последствия в виде неправосудных решений. На практике допускается немало судебных ошибок, связанных с неверным восприятием других общетеоретических явлений юриспруденции. К ним относятся проблемы толкования права, преодоления его пробелов, разрешения юридических коллизий и т.д. [3, с. 1]

Качество работы судебной системы во многом зависит от положения дел в правоохранительных органах, где сегодня далеко не все благополучно. В настоящее время проводится реформа Министерства внутренних дел РФ, предпринимается ряд мер, направленных на очищение рядов полиции и специальных служб от недостойных сотрудников. В своем Послании Президент призвал руководство правоохранительных органов «жестко укреплять дисциплину, активнее заниматься внутренними расследованиями, а недостойных сотрудников предавать суду».

Назрела острая необходимость в модернизации судебной системы. Напомню: в первые годы судебной реформы были приняты три федеральных конституционных закона - о Конституционном Суде, об арбитражных судах и о судебной системе Российской Федерации, которые стали юридическим фундаментом организации и функционирования российского правосудия. Однако не приняты значимые законы, закрепляющие структуру самой большой подсистемы судов - общей юрисдикции, а также не принят федеральный конституционный закон, регламентирующий статус Верховного Суда РФ.

Важным этапом в реализации судебной реформы является создание административных судов и судов для несовершеннолетних (ювенальных судов). Россия, вступив в Совет Европы, приняла на себя обязательства провести преобразования в судебной системе, направленные на ее соответствие европейским правовым стандартам [1]. Защита прав и законных интересов граждан должна быть приоритетной в комплексе задач всей судебной системы, в том числе административных

структур, и являться главным мотивом, определяющим направление реформы судебной системы.

Список литературы:

[1] Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Войтенко О.Н. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебно-справочное пособие. Москва, 2002.

[2] Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. Федеральный выпуск. 14 марта 2008. № 4612.

[3] Линников А.С. Европейский валютный союз. История формирования и механизм действия на современном этапе // Московский журнал международного права. 2002. № 4.

[4] Постановление VII Всероссийского съезда судей РФ от 04.12.2008 «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направления ее развития и совершенствования» // Российская юстиция. 2009. № 1.

[5] Распоряжение Президента РФ от 20.05.2008г. № 279-рп «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе» // Правовая база «Кон-сультантПлюс».

[6] Российская газета. Федеральный выпуск. 13 ноября 2009. № 5038 (214).

[7] Терехин А.В. Приоритетные направления судебной реформы в современной России // Российская юстиция. 2008. № 8.

[8] Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 г. № 583,в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2007 № 214,от 14.02.2008 № 68, от 17.03.2009 № 235).

[9] Чернявский А.Г. Развитие судебной системы в период НЭПа // Образование и право. 2018. № 1.

[10] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формиро-

вание государственной школы права в Российской Империи. Москва, 2017.

Spisok literatury:

[1] Gabrichidze B.N., Eliseev B.P., Chernyavskij A.G., Kuznecov S.M., Vojtenko O.N. Pravooxranitel'ny'e organy' Rossijskoj Federacii: Uchebno-spravochnoe posobie. Moskva, 2002.

[2] Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2007 god // Rossijskaya gazeta. Federal'ny'j vy'pusk. 14 marta 2008. № 4612.

[3] Linnikov A.S. Evropejskij valyutny'j soyuz. Istoriya formirovaniya i mexanizm dejstviya na sovremen-nom e'tape // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2002. № 4.

[4] Postanovlenie VII Vserossijskogo s"ezda sudej RF ot 04.12.2008 «O sostoyanii sudebnoj sistemy' Rossijskoj Federacii i prioritetny'x napravleniya ee razvi-tiya i sovershenstvovaniya» // Rossijskaya yusticiya. 2009. № 1.

[5] Rasporyazhenie Prezidenta RF ot 20.05.2008g. № 279-rp «Ob obrazovanii rabochej gruppy' po voprosam sovershenstvovaniya zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o sudebnoj sisteme» // Pravovaya baza «Konsul'tant-Plyus».

[6] Rossijskaya gazeta. Federal'ny'j vy'pusk. 13 noy-abrya 2009. № 5038 (214).

[7] Terexin A.V. Prioritetny'e napravleniya sudebnoj reformy' v sovremennoj Rossii // Rossijskaya yusticiya. 2008. № 8.

[8] Federal'naya celevaya programma «Razvitie sudebnoj sistemy' Rossii» na 2007-2011 gg. (utv. Posta-novleniem Pravitel'stva RF ot 21.09.2006 g. № 583,v red. Postanovlenij Pravitel'stva RF ot 10.04.2007 № 214,ot 14.02.2008 № 68, ot 17.03.2009 № 235).

[9] Chernyavskij A.G. Razvitie sudebnoj sistemy' v period NE'Pa // Obrazovanie i pravo. 2018. № 1.

[10] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly' prava v Rossijskoj Imperii. Moskva, 2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.