Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ.'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровое государство / цифровая трансформация / цифровизация / цифровые навыки / инновации / Индустрии 4.0. / цифровая экономика / суверенитет данных / Германия.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рымкевич Яна Александровна

В публикации на примере Германии проводится оценка состояния и перспектив дигитализации – одного из важнейших факторов социальных изменений в современном мире. В статье констатируется, что для активизации конкурентных преимуществ, которые дает цифровизация национальной экономике каждой из стран. В связи с тем, что ФРГ ставит перед собой амбициозные цели, связанные с процессом цифровой трансформации для достижения которых требуется создания условий и планомерная реализация цифровой стратегии. В статье удаляется внимание промежуточным результатам основным направлениям ИКТ-стратегии Федерального правительства, Индустрия 4.0 в пяти областях деятельности. Цифровые навыки, развитие которых от детского возраста до взрослого направлено на преодоление цифрового разрыва с помощью цифровых компетенций для малых и средних предприятий, государственных услуг. Инвестиционные решения для развития инфраструктуры и оборудования предприятий в специальных рамочных условия для экономии энергии и развития альтернативных ресурсов. Инновации и цифровая трансформация прежде всего направлена на устранения несовершенства законодательства, для обеспечения его единообразия, классификации полномочий и функций государственных услуг, гарантий информационной безопасности, обеспечения их совместимости, развития стандартизации в области информационных технологий. Общество в условиях цифровых изменений и современное государство включается в экосистему данных, которое в дальнейшем приведет к улучшению мобильности в сфере предоставлении услуг в здравоохранении, образовании и транспорте. В заключение статьи автором сформулированы выводы, которые указывают на возможные угрозы развития цифровизации как в Германии, так и в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ.»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-417-422 РЫМКЕВИЧЯна Александровна,

NIION: 2018-0076-7/23-562 кандидат политических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-7-562 доцент кафедры общетеоретических дисциплин

Северо-западного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», e-mail: iana_r@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ.

Аннотация. В публикации на примере Гзрмании проводится оценка состояния и перспектив дигитализации - одного из важнейших факторов социальных изменений в современном мире. В статье констатируется, что для активизации конкурентных преимуществ, которые дает цифровизация национальной экономике каждой из стран. В связи с тем, что ФРГ ставит перед собой амбициозные цели, связанные с процессом цифровой трансформации для достижения которых требуется создания условий и планомерная реализация цифровой стратегии. В статье удаляется внимание промежуточным результатам основным направлениям ИКТ-стратегии Федерального правительства, Индустрия 4.0 в пяти областях деятельности. Цифровые навыки, развитие которых от детского возраста до взрослого направлено на преодоление цифрового разрыва с помощью цифровых компетенций для малых и средних предприятий, государственных услуг. Инвестиционные решения для развития инфраструктуры и оборудования предприятий в специальных рамочных условия для экономии энергии и развития альтернативных ресурсов. Инновации и цифровая трансформация прежде всего направлена на устранения несовершенства законодательства, для обеспечения его единообразия, классификации полномочий и функций государственных услуг, гарантий информационной безопасности, обеспечения их совместимости, развития стандартизации в области информационных технологий. Общество в условиях цифровых изменений и современное государство включается в экосистему данных, которое в дальнейшем приведет к улучшению мобильности в сфере предоставлении услуг в здравоохранении, образовании и транспорте. В заключение статьи автором сформулированы выводы, которые указывают на возможные угрозы развития цифровизации как в Германии, так и в Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровое государство; цифровая трансформация; цифровизация; цифровые навыки; инновации; Индустрии 4.0., цифровая экономика; суверенитет данных; Германия.

RYMKEVICH Yana Alexandrovna,

North Western branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice"

THE MAIN DIRECTIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

Annotation. The publication uses the example of Germany to assess the state and prospects of digitalization - one of the most important factors of social change in the modern world. The article states that in order to activate the competitive advantages that digitalization gives to the national economy of each of the countries. Due to the fact that Germany sets ambitious goals related to the process of digital transformation, the achievement of which requires the creation of conditions and the systematic implementation of a digital strategy. The article focuses on the interim results of the main directions of the ICT strategy of the Federal Government, Industry 4.0 in five areas of activity.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Digital skills, the development of which from childhood to adulthood is aimed at bridging the digital divide with the help of digital competencies for small and medium-sized enterprises, public services. Investment solutions for the development of infrastructure and equipment of enterprises in special framework conditions for saving energy and developing alternative resources. Innovation and digital transformation are primarily aimed at eliminating the imperfections of legislation to ensure its uniformity, classification of powers and functions of public services, guarantees of information security, ensuring their compatibility, the development of standardization in the field of information technology. Society in the context of digital changes and the modern state is included in the ecosystem of data, which will further lead to improved mobility in the provision of services in healthcare, education and transport. In conclusion, the author draws conclusions that indicate possible threats to the development of digitalization both in Germany and in the Russian Federation.

Key words: digital state; digital transformation; digitalization; digital skills; innovation; Industry 4.0., digital economy; data sovereignty; Germany.

Введение. Период пандемии во многих странах мира, в том числе в ФРГ, выявил потребность в цифровой трансформации государственного управления, потому что технологизация взаимодействия между гражданами и государством приведет к устойчивому развитию в будущем.

По сути, развитие цифрового государства при помощи преобразующих технологий переводит все мировые державы к новой форме общественного устройства, которая необязательно должно копировать существующие.

На данный момент времени все страны используют Big Data для большого спектра государственных задач таких как: видео-наблюдение, прогнозирование преступлений, технологии распознавания лиц - для быстрого нахождения граждан, которые могут быть разносчиками различных заболеваний, онлайн-услуги на государственных ресурсах и т.д.

Цель работы осветить основные направления цифровой трансформации в ФРГ и оценить возможные угрозы и последствия формирования нового технологического общественного устройства.

Методология исследования базируется на таких методах, как теоретический анализ научных источников, посвященных теме цифровизации, цифрового государства и системный подход.

Изложение основного материала статьи.

В XXI веке под «цифровизацией» стали понимать не только перевод физических данных в цифровой формат (например, оцифровки документов и ведения электронного документооборота), но и модернизацию и совершенствование процессов в экономике, политике и обществе, через внедрение IT - технологий и искусственного интеллекта во взаимодействие граждан с органами государственной власти.

Основополагающими аспектами немецкие ученые считают: всеобщее благо, суверенитет персональных данных и транснациональности.

К определению «цифровое государство» по мнению Пашинцева Д.А. [1, с. 14-15] существует три основных концепции:

1. Инструментально-технологическое, где информационно-коммуникационные технологии только используются ветвями власти;

2. Организационно-управленческое, где цифровое государство это способ организации государственной власти;

3. Процедурно-процессуальное, где политический режим формируется при помощи информационно-коммуникационных технологий.

С научной точки зрения возможности электронного правительства изучались с 2005 года, но систематического внедрения до 2017 года не происходило.

Основные этапы становления цифрового государства в Федеративной республике Германии были отражены в таких нормативно-правовых актах, как: Федеральный закон о защите данных [2] (Bundesdatenschutzgesetz, BDSG) от 30.06.2017 применяется к обработке персональных данных государственными органами федерации и земель; Директивы ЕС 2016/680; Закон о свободе информации от 05.09.2005 (IFG) [3]; Законом о продвижении электронного правительства (EGovG) от 25.08.2013 [4], Законом об улучшении онлайн-доступа к административным услугам (OZG) [5], от 14.08.2017; Закон о повышении безопасности систем информационных технологий [6], (IT-Sicherheitsgesetz) и др.

Помимо федерального законодательства, управление данными осуществляется на уровне земельного законодательства. Так например: Баварский закон о защите данных [7] (Bayerisches Datenschutzgesetz, BayDSG) от 15.05.2018 (GVBI. P. 230) BayRS 204-1-I, Закон о защите данных Гамбурга [8] (Hamburgisches Datenschutzgesetzes, HmbDSG) от 18.05.2018, Гессенский закон о защите данных и свободе информации [9] (Hessisches Datenschutz- und

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Informationsfreiheitsgesetz, HDSIG) от 3.05.2018 и т.д. по большей части земель.

С законодательной точки зрения большинство европейских стран стоит на перепутье либо создавать свою национальную законодательную базу, либо подстраиваться под директивы и регламенты Европейского Союза.

В 2017 году Правительством ФРГ была принята Цифровая стратегия до 2025 года по пяти областям деятельности: цифровые навыки, инфраструктура и оборудование, инновации и цифровая трансформация, общество в условиях цифровых изменений и современное государство.

В этом же году вступил в силу Закон об улучшении онлайн-доступа к административным услугам (OZG) [10], который предусматривал оцифровку многочисленных административных процессов в течение пяти лет и обязывал федеральное правительство, правительства земель и местные органы власти предоставлять более 500 различных административных услуг в режиме онлайн.

В результате индекс DESI Европейской комиссии, который определил уровень цифрови-зации во всех странах ЕС ставит немецкие компании на средний уровень в 2020 году с показателем от 50 до 55 процентов - наравне с Францией, Австрией и Чехией (1.0), а по данным Европейской комиссии в «Индексе цифровой экономики и общества 2020 года» («Digital Economy and Society Index 2020»), страна занимает 21 место по внедрению электронных услуг [11], в то время как скандинавские страны, Великобритания и Нидерланды набирают от 60 до 70 процентов баллов по уровню цифровизации в Европе.

В январе 2021 года Бундестаг Германии принял Закон о модернизации реестра, который связывает различные государственные реестры друг с другом с помощью единого идентификационного номера.

Однако данная модернизация в будущем столкнется с транснациональное™ сферы цифрового государственного управления и необходимость международного правового регулирования, которое сведет национальное и наднациональное законодательство во едино от Европейского Союза до мирового порядка.

К началу 2022 года потребительский опыт и чрезвычайная эпидемиологическая ситуация определила, что цифровой трансформации в ФРГ во многом отстает от европейских стран.

Данное отставание рассматривается аналитиками как угроза для экономической конкурентоспособности страны в целом в ближайшем будущем.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Рассмотри промежуточные результаты Индустрии 4.0. Концепция Индустрия 4.0 была разработана в 2011 г. представителями научного сообщества страны (Acatech и Центр исследования искусственного интеллекта) и ВМВР

Цифровые навыки. Одним из необходимых и важных аспектов цифровизации выделяют приобретение цифровых навыков.

Распространение COVID19 вынудило перевести образовательный процесс в дистанционный, а затем в смешанный формат обучения, что заставило молодое поколение в короткие сроки освоить навыки работы в сети с использованием различных обучающих платформ. Вместе с учениками пришлось перестраиваться и преподавателем, при том из-за отсутствия единых требований к использованию образовательных электронных ресурсов каждый учитель приобрел цифровые навыки в разных программных продуктах.

Из-за активного внедрения 1Т технологий появляются новые требования к цифровой грамотности специалистов в разных областях напрямую не связанных с программированием. Так например при работе в библиотеке требуются специалисты умеющие работать в электронных библиотечных системах с цифровыми навыками работы. В ближайшем будущем данные требования будут повышаться и современному работнику надо быть нет только «продвинутым пользователем», но и уметь создавать цифровой контент и владеть английским языком, как основным для программирования.

Так же в стране поддерживается непрерывное образование, которое позволяет старшему поколению через сеть народных школ не безвозмездной основе проходить повышение квалификации по значимым направлениям

К сожалению Германии не избежать роста безработицы из-за того, что с одной стороны машины могут заменить часть выполняемого функционала, с другой стороны не возможность освоить новые цифровые навыки более старшему поколению от 50 лет и старше.

Инфраструктура и оборудование. Еще в начале 2005 года правительство Германии для усиления конкурентоспособности своего социально-экономического пространства начало проводить ряд мероприятий по цифровизации экономического сектора.

Цифровизация самого производства было отдано на откуп собственников предприятий, кто-то из них вводил цифровой документооборот и модернизацию оборудования, кто-то совершенствовал только взаимодействие с государственными структурами, где для сдачи отчетов или

каких - либо операций требовалась передача данных через всемирную сеть.

Первые месяцы пандемии выявили отставание в материально-техническом оснащении, например в доступе к широкополосному интернету в сельской местности, а так же санкционной политики по отношению к Российской Федерации указала на энергозависисмость Европейских государств в целом, из-за большого потребления различного вида энергии для поддержания работы промышленного сектора.

Правительство ФРГ выдвигает на первое место финансирование стартапов в области зеленых технологий, которые позволят провести декорбанизаци экономики и внесут решающий вклад в обеспечение устойчивого экономического и одновременно конкурентоспособность производства Германии

Так, например после тестирования Uber Pool а ряде районов программы позволяющей оценить количество пробок на дорогах и выстраивание новых маршрутов для транспорта показа свою эффективность, во время перенаправление потоки автотранспорта привели к сокращению ожиданий в образовавшихся заторах на дорогах.

При реализации данного направления сталкиваются с несовершенством законодательства, которое тормозит развитие.

Любые компьютерные машины для бесперебойной работы требуют электроэнергию, что приведет к разработки более эффективных устройств. Каждому гражданину в свою очередь для поддержания взаимосвязи будет необходимо обновлять мобильные устройства в короткий период, что подведет любое государство с проблемой утилизации компьютерной техники и смартфонов. Постоянное использование электроники приведет к необходимости изучения их отрицательного воздействия как на окружающую среду, так и на самого человека.

Возможен «Эффект - Отскока» когда при покупки новой техники мы хотим получать не только более эффективную продукцию, например с минимальным электропотреблением, но и связанную с другой уже существующей техникой. Ярким пример является обновление компьютерной техники и периферийных устройств, которые работают только с определенным программным обеспечением.

Инновации и цифровая трансформация. В сфере государственного управления на первый план выходит потребность в оцифровки большинства государственных услуг. Германия в этом направлении движется крайне медленно и на сегодняшний момент рассматривается вопрос об

автоматизации и введение единого портала для создания и затем дальнейшей обработки документов наподобие украинского проекта - государство в смартфоне.

К ведению единой национальной базы подтолкнул правительство ФРГ кризис миграционной системы, когда каждая из земель Германии проводила собственный учет беженцев и не обменивалась данными друг с другом. В результате чего при получении отказа в статусе беженца мигрант не покидал границы страны, а переезжал в другой субъект и снова подавал документы. Перестройка своего процесса управления с применением цифровых технологий адаптированных под структуры и процессы дало свой результат.

Общество в условиях цифровых изменений и современное государство. Согласно отчету за 2022 год [12] 74% опрошенных считают, что на цифровую трансформацию оказывает существенное воздействие политика и 67% - указывают на развитие экономики. Собственно граждане оказать какое-либо влияние на дигитализацию не могут.

Надежды возлагаемы на правительство Шольца не оправдались и в настоящий момент наблюдает широкомасштабная цифровизации только в сфере социальной защиты, так например, в здравоохранении в средствах массовой информации активно популяризируется использование электронных очередей при записи к врачу как «нового» вида государственных услуг.

Однако осознавая положительные аспекты в облегчении труда или скорости обработки данных немецкие граждане, задумываются о проблеме обеспечения конфиденциальности, что требует согласования нового закон о защите данных, который может способствовать безопасному обмену данными, как на общенациональном, так и на европейской инфраструктуре.

В период пандемии здравоохранение столкнулось с проблемой согласия на обработку данных, когда заболевший гражданин не дал своего согласие на распространения информации о его проживании или каждый раз заполняя ту или иную форму гражданин каждый раз должен был подавать свое согласие. Для урегулирования подобной ситуации законодатели рассматривают различные варианты от доверительного управления информацией о персональных данных, возможности использования личных данных в случаи чрезвычайных ситуации без согласия граждан до судебного контроля над содержанием помещений для обработки данных.

Таким образом, суверенитет персональных данных как основной принцип демократии ставит

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

под сомнение приемлемость цифровой инновации.

Поднимается вопрос об интеграции закона о защите данных интегрирован в общую политику цифрового регулирования общественных отношений.

Выводы.

Модель цифрового государства Германии склонна к организационно-управленческой модели направленной на осуществления контроля над деятельностью граждан.

Последствиями цифровизации может стать «юридическое отставание» при ускорение техно-логизации, не совместимость программного обеспечения внутри страны и в Евросоюзе может привести к усложнению взаимодействия между государством и гражданами, возникновение монополий при создании эксклюзивных продукций (синтетическое топливо для самолетов, зеленые технологии и т.п.), изменение трудовых отношений (дистанционная работа, выделение времени для самосовершенствования и.т.п.), проблема ответственности посредников предоставляющие цифровые услуги (операторы заполняющие карточки, операторы предоставляющие услуги связи и т.п.), появление новых форм дискриминации (не возможность получения цифровых услуг)

В результате прямое или косвеное вмешательство государства в цифровое взаимодействие может привести к тотальному контролю над участниками общественных отношений с легальным нарушением прав граждан и навязыванию своего миропонимания.

Список литературы:

[1] Концепция цифрового государства и цифровой правовой среды : монография / Н. Н. Черно-гор, Д. А. Пашенцев, М. В. Залоило и др. ; под общ. ред. Н. Н. Черногора, Д. А. Пашенцева. — Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 244 с.

[2] Bundesdatenschutzgesetz (BDSG). - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_2018/ BDSG.pdf (дата обращения: 16.07.2023)

[3] Gesetz zur Regelung des Zugangs zu Informationen des Bundes. - URL:https://www.fh-dort-mund.de/medien/hochschule/gesetze-verordnun-gen-erlasse/Informationsfreiheitsgesetz.pdf (дата обращения 16.07.2023).

[4] Gesetz zur Förderung der elektronischen Verwaltung. https://www.gesetze-im-internet.de/ egovg/EGovG.pdf - URL:(дата обращения 16.07.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

[5] Gesetz zur Verbesserung des Onlinezugangs zu Verwaltungsleistungen (Onlinezugangsgesetz - OZG) - URL:https://www.gesetze-im-inter-net.de/ozg/OZG.pdf (дата обращения: 16.07.2023

[6] Zweites Gesetz zur Erhöhung der Sicherheit informationstechnischer Systeme (IT-Sicherheitsgesetz 2.0) - URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/ startxav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jump-To=bgbl121s1122.pdf#__

bgbl_%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bg-

bl121s1122.pdf%27%5D_1689487210350 (дата

обращения: 16.07.2023)

[7] Bayerisches Datenschutzgesetz (BayDSG) - URL: https://www.gesetze-bayern.de/Content/Doc-ument/BayDSG/true (дата обращения: 16.07.2023).

[8] Hamburgisches Datenschutzgesetz (HmbDSG) https://datenschutz-hamburg.de/pages/ hmbdsg/ (дата обращения: 16.07.2023).

[9] Hessisches Datenschutz- und Informationsfreiheitsgesetz, HDSIG https://www.lexsoft.de/cgi-bin/lexsoft/justizportal_nrw.cgi?xid=8074311,1 (дата обращения: 16.07.2023).

[10] Закон об улучшении онлайн-доступа к административным услугам - URL: https://www. gesetze-im-internet.de/ozg/index.html (дата обращения: 16.07.2023).

[11] https://techminds.de/magazin/digitalisi-erung-in-deutschland/

[12] European Center for Digital Competitiveness - Digitalreport 2023 - URL: https://digital-com-petitiveness.eu/wp-content/uploads/ESCP014_Digi-talreport-2023.pdf

Spisok literatury:

[1] Koncepciya cifrovogo gosudarstva i cifrovoj pravovoj sredy : monografiya / N. N. CHernogor, D. A. Pashencev, M. V. Zaloilo i dr. ; pod obshch. red. N. N. CHernogora, D. A. Pashenceva. — Moskva : Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii : Norma : INFRA-M, 2021. — 244 s.

[2] Bundesdatenschutzgesetz (BDSG). - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bdsg_2018/ BDSG.pdf (data obrashcheniya: 16.07.2023)

[3] Gesetz zur Regelung des Zugangs zu Informationen des Bundes. - URL:https://www. fh-dortmund.de/medien/hochschule/gesetze-verordnungen-erlasse/Informationsfreiheitsgesetz. pdf (data obrashcheniya 16.07.2023).

[4] Gesetz zur Förderung der elektronischen Verwaltung. - URL: https://www.gesetze-im-internet. de/egovg/EGovG.pdf (data obrashcheniya 16.07.2023).

[5] Gesetz zur Verbesserung des Onlinezugangs zu Verwaltungsleistungen (Onlinezugangsgesetz -OZG) - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ ozg/OZG.pdf (data obrashcheniya: 16.07.2023

[6] Zweites Gesetz zur Erhöhung der Sicherheit informationstechnischer Systeme (IT-Sicherheitsgesetz 2.0) - URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/ startxav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jump-To=bgbl121s1122.pdf#_

bgbl_%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bg-

bl121s1122.pdf%27%5D_1689487210350 (data

obrashcheniya: 16.07.2023)

[7] Bayerisches Datenschutzgesetz (BayDSG) - URL: https://www.gesetze-bayern.de/Content/Doc-ument/BayDSG/true (data obrashcheniya: 16.07.2023).

[8] Hamburgisches Datenschutzgesetz (HmbDSG) https://datenschutz-hamburg.de/pages/ hmbdsg/ (data obrashcheniya: 16.07.2023).

[9] Hessisches Datenschutz- und Informationsfreiheitsgesetz, HDSIG - URL: https://www.lexsoft. de/cgi-bin/lexsoft/justizportal_nrw.cgi?xid=8074311,1 (data obrashcheniya: 16.07.2023).

[10] Zakon ob uluchshenii onlajn-dostupa k administrativnym uslugam - URL: https://www.geset-ze-im-internet.de/ozg/index.html (data obrashcheniya: 16.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] https://techminds.de/magazin/digitalisi-erung-in-deutschland/

[12] European Center for Digital Competitiveness - Digitalreport 2023 - URL:https://digital-com-petitiveness.eu/wp-content/uploads/ESCP014_Digi-talreport-2023.pdf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.