АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
DOI: 10.12737/jflcl.2020.032
Использование цифровых технологий в концепции открытого правительства за рубежом
КРЫСЕНКОВА Наталья Борисовна, старший научный сотрудник отдела конституционного, административного и уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
ЧУРСИНА Татьяна Игоревна, научный сотрудник отдела конституционного, административного и уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
ЛЕЩЕНКОВ Феликс Артемович, научный сотрудник отдела конституционного, административного и уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Россия, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Вопрос трансформации государственного управления в части перехода от открытого правительства к цифровому в последние годы чрезвычайно актуален не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах. Во многих из них этот процесс идет намного дольше, чем в нашей стране, и ряд технологий, применяемых для имплементации концепции цифрового правительства, уже апробирован и внедрен в различных сферах управления. При этом интерес представляет опыт не только государств — лидеров в области внедрения современных технологий в систему государственного управления, но и стран, где проблема имплементации государственных решений в области цифрового правительства имеет особое значение в связи с невысоким уровнем жизни граждан и нередко недоступностью новых технологий для повседневного применения.
Цель исследования — проведение анализа опыта зарубежных стран по внедрению цифровых технологий в управление государством, а также изучение процесса трансформации системы государственного управления от простой концепции открытого правительства к современной, более эффективной концепции цифрового правительства посредством расширения возможностей применения новейших информационных технологий.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой и др.
Вывод: несмотря на активное развитие цифрового управления государством, многие страны сталкиваются с рядом проблем в части применения информационных технологий в этой сфере. Для развивающихся стран такие проблемы связаны во многом с необходимостью обеспечения всей территории государства и всех своих граждан оборудованием, которое позволило бы эффективно использовать преимущества, предоставляемые информационными технологиями в управлении, повысить уровень информационной грамотности населения. Развитые страны в настоящее время сталкиваются с проблемой подготовки специалистов, обладающих навыками как в сфере государственного управления, так и в области информационных технологий и информационной безопасности.
Ключевые слова: государственное управление, открытое правительство, цифровое правительство, электронное правительство, информационные технологии, Индия, Германия, Австралия.
Для цитирования: Крысенкова Н. Б., Чурсина Т. И., Лещенков Ф. А. Использование цифровых технологий в концепции открытого правительства за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 4. С. 67—79. DOI: 10.12737/jflcl.2020.032
Идея применять новые технологии для поддержки, но-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)
расширения, укрепления демократических процедур оказывает значительное влияние на демократические
не нова. История развития медиасектора в XX в. де- процессы и процедуры, а компьютерные технологии
монстрирует, что появление новых информацион- делают эту практику еще более эффективной, влияя
на процессы принятия решений, внедряя электронную демократию, целевое управление и электронное и цифровое правительство. Нередко вопрос применения таких технологий в концепции открытого правительства рассматривается как расширение возможностей для выражения мнения граждан в ходе политических процессов. Однако диапазон их применения шире, чем кажется на первый взгляд. Такие технологии применяются и в деятельности органов государственной власти, и при предоставлении государственных услуг юридическим и физическим лицам, а также при оценке эффективности и качества государственного управления, участия граждан страны в законотворческой деятельности, равно как и во многих других сферах1.
Некоторые авторы разделяют понятия электронного правительства (e-government) и электронного управления (e-govemance), понимая под последним программы, которые нацелены на вовлечение граждан в политические процессы посредством различных средств современных информационно-телекоммуникационных технологий, таких как электронная почта, социальные сети, мобильные приложения, ви-деоконференцсвязь и проч.2
Развитие электронного и цифрового правительства в разных странах идет различными темпами. При этом практически везде признаются преимущества, которые предоставляют информационные технологии для повышения эффективности государственного управления как на уровне отдельных ведомств, так и для всего государства в целом. Использование правительственными ведомствами информационных технологий для улучшения и трансформации взаимоотношений с гражданами, бизнесом, для межведомственного сотрудничества в части оказания услуг, а также обеспечения их соответствия нормам, правилам и законодательству и представляет собой государственное управление. При этом в некоторых странах (например, в Индии) концепция электронного правительства предполагает ци-фровизацию государственных услуг, оказываемых в том числе гражданам из неблагополучных категорий. Такая мера направлена на вовлечение таких граждан в процессы, происходящие в современном обществе, а государство при этом выступает как лицо, ответственное за снижение барьеров для оказа-
1 См., например: Касаткина Н. М., Крысенкова Н. Б., Ле-щенков Ф. А. и др. Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: монография / отв. ред. И. Г. Тимошенко. М., 2015.
2 См.: Riley T. E-Governance vs. E-Government. 2003. URL: https://www.i4donline.net/rticles/current-articles.
asp?articleid=453&typ=Features; Cullen R. Defining transformation of government E-government or e-governance paradigm // Scholl H. J. (ed.). E-Government: Information, Technology and Transformation. Armonk, 2010. P. 57—71.
ния услуг в различных сферах общественной жизни. Однако далеко не всегда теми мерами, которые предпринимаются в Индии в качестве упрощения доступа к государственным услугам, можно действительно добиться снижения и тем более снятия барьеров для граждан во взаимоотношениях с государством. Несмотря на активное развитие технологий в этом государстве, внедрение современных концепций в управление, развитие технологий распределенного реестра и подготовку к их активному применению в государственном секторе, в этой стране остается острой проблема социального неравенства населения, существенных различий в уровне грамотности граждан, которые в силу этих обстоятельств не смогут воспользоваться появляющимися новыми способами взаимодействия с государством. Тем не менее не рассмотреть, каким образом происходит внедрение современных форм управления государством в этой стране, с учетом ее особенностей, было бы неправильным.
В целом у системы электронного правительства есть ряд положительных аспектов. С точки зрения вклада в экономику государства, эффективное взаимодействие между гражданами, бизнесом и государственными структурами позволяет укреплять экономику страны в целом. Облегчается реализация права граждан на доступ к информации, предусмотренный законодательством страны и лежащий в основе концепции открытого правительства. Применение информационных технологий и переход от открытого правительства к электронному позволяет сделать систему государственного управления более прозрачной, снизить уровень коррупции среди государственных служащих. В качестве положительного момента для государства в индийском профессиональном сообществе существует мнение, что применение системы электронного правительства позволит увеличить количество собираемых налогов и сборов, которые впоследствии могут быть использованы на увеличение расходов на социальную сферу3. Кроме того, внедрение информационных технологий в государственное управление позволит снизить расходы на оказание услуг.
В настоящее время сферами активного применения информационных технологий в управлении государством являются сельское хозяйство, образование и энергетика, также они начинают появляться в сфере налогообложения (в части представления налоговых деклараций и перевода сбора налогов в электронную форму). При этом в Индии развитость применяемых технологий и форм электронного государственного управления сильно различается от штата к штату. Первым штатом, где началось внедрение элек-
3 См.: Role of Law in E-governance. URL: http://www. legalserviceindia.com/article/l143-Role-of-Law-in-E-governance. html (дата обращения: 03.03.2020).
тронных технологий в государственное управление, стал штат Карнатака, после которого похожие проекты в сфере компьютеризации кадастровой деятельности стали появляться и в других штатах страны. Проект BHOOMI в штате Карнатака позволил перевести в электронную форму реестры о земле, после него в штате Тамил Наду появился проект «Местный доступ к услугам через сеть Интернет» (RASI). Следующим штатом, начавшим внедрять электронное управление, стал Андхра-Прадеш, где появился проект e-Seva, позволивший в системе онлайн бронировать билеты, совершать покупки, оплачивать счета, получать лицензии и разрешения, сертификаты и иметь доступ к иным услугам в электронной форме. В штате Мегхалая к настоящему времени запущены сервисы по оказанию услуг в сфере социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, защиты прав потребителей через сайты соответствующих ведомств. В Мумбаи введена в действие программа SETU по онлайн-управле-нию процедурой обжалования.
Основными технологиями, которые применяются при разработке сервисов и их применении, являются искусственный интеллект, новейшие цифровые платформы, «умные города» и «умные деревни». Весь спектр новейших технологий можно разделить на несколько категорий:
1) искусственный интеллект. В государственном управлении он может быть использован различными способами: сбор откликов на проекты, предложения правительства страны оказать содействие в выявлении преступлений, а также упростить анализ данных, получаемых в связи с их расследованием, технологии машинного обучения могут быть применены в законотворческой деятельности, области здравоохранения и иных;
2) технологии дополненной реальности (Transparently Immersive Technologies). Они позволяют применять компьютерную среду для обеспечения взаимодействия с реальностью посредством использования закрепляемых на голове сенсоров. Данные системы могут быть применены для подготовки специалистов в сфере здравоохранения, проектирования вариантов имплементации государственных инициатив и оценки их возможной эффективности;
3) новейшие цифровые платформы — интернет вещей, интернет всего — позволяют без участия человека осуществлять ряд действий, в том числе дистанционный мониторинг транспортной ситуации, а также применяться при градостроительном планировании, управлении в период чрезвычайных ситуаций и др.
Помимо интернета вещей наиболее широко применяемой в сфере государственного управления технологией могут стать технологии больших данных. Они позволяют собирать и анализировать большие объемы информации. С точки зрения государственного
управления, такие технологии могут найти широкое применение в сфере статистики, автоматизированного межведомственного взаимодействия, предиктив-ной аналитики. В последнем случае с помощью технологий больших данных можно будет прогнозировать варианты наиболее эффективных мер, методов и способов управления государством4. В Индии новаторская инициатива правительства штата Махараштра нанесла на карту и проанализировала данные по трем кварталам района Чандрапур за 2016—2017 гг. с целью разработки планов развития деревень таким образом, чтобы каждая могла быть преобразована в «умную деревню». Такое контекстуализиро-ванное, действенное понимание и основанное на фактических данных принятие решений руководящими учреждениями может подтолкнуть развивающуюся страну к достижению целей устойчивого развития к 2030 г.
Кроме того, необходимо рассмотреть также и применение технологии блокчейн в системе государственного управления в Индии. В этом государстве созданный в 2015 г. аналитический центр при Правительстве страны NITIAayog разработал крупную блокчейн-сеть, названную India Chain. Данная сеть интегрирована с государственной системой идентификации пользователей и направлена на увеличение степени прозрачности как государственной, так и частной деятельности. Наиболее перспективными сферами применения технологии блокчейн в государственном управлении являются управление кадастровыми записями, системы передачи данных общего пользования, фармацевтические приложения, электронные медицинские карты, возможно, такая технология получит распространение и при проведении голосования на различных уровнях выборов. В некоторых штатах Индии такие технологии уже начали применяться. Например, в Западной Бенга-лии основанная на блокчейне система идентификации применяется в тестовом режиме для регистрации рождений5;
4) смарт-города и смарт-деревни могут способствовать достижению ряда целей устойчивого развития: сделать города и проживание в них населения более инклюзивным, безопасным и стабильным; обеспечить стабильность в секторе производства и потребления. Так, смарт-города могут характеризоваться наличием возможностей перемещения в транспорте с автоматизированным управлением, наличием совмещенной инфраструктуры, обеспечиваемой посредством интернета вещей, применением в градостроительстве «ум-
4 См.: Юридическая концепция роботизации: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. Б. Нанба. М., 2019.
5 См.: Charru Malhotra. Role of Digital Technologies in Governance.Indian Institute of Public Administration. New Delhi, 2018. P. 6. URL: https://iipa.org.in/upload/Role%20of%20 Digital%20Technologies%20in%20Governance.pdf.
ных зданий», оснащенных автоматическими системами оповещения, системами анализа больших данных в сфере энергетики, мониторинговых систем, технических средств обнаружения и диагностики. Смарт-деревни, в свою очередь, позволят оптимизировать сельскохозяйственное управление, внедрить автоматизированные ирригационные системы, почвенные сенсоры и спутники, интегрированные с системами информирования о погодных условиях в режиме реального времени, а также различными системами слежения. Целью создания смарт-деревень является обеспечение устойчивости экосистемы. Цифровые технологии направлены на предоставление доступа к государственным услугам, обеспечению жизненных возможностей и созданию микропредприятий, в основе функционирования которых лежат технологии, а также на развитие информационной инфраструктуры в школах, расширение сферы применения систем безналичной оплаты товаров и услуг и проч.
В Индии в настоящее время действует проект Smartpur, разработанный Фондом по развитию цифровизации (DigitalEmpowermentFoundation, NewDelhi) совместно с компанией Нокиа. Данный проект направлен на создание некоего центра по обеспечению взаимодействия между деревнями и применению цифровых технологий в области здравоохранения, управления, цифровых финансов, индустрии развлечений. Первая стадия пилотного проекта, анонсированного в мае 2018 г., была запущена в штатах Харьяна и Тамил Наду с целью развития 10 деревень в каждом штате. Данный проект представляет собой аналог российским многофункциональным центрам, в котором оборудованы помещения для оплаты государственных платежей, компьютерные залы, установлено проекционное оборудование. Однако в отличие от МФЦ в смартпуре предусмотрена комната с медицинским диагностическим оборудованием и оборудованием для оказания услуг по телемедицине.
Развитие концепции открытого, а затем и электронного правительства в Индии, а также технологий, которые используются для его успешной импле-ментации, началось в 1990-х гг. Первой инициативой в области цифровизации управления стала система онлайн-резервирования железнодорожных билетов (www.irctc.co.in). Данная система была нацелена как на упрощение доступа граждан к оказанию публичных услуг, так и на автоматизацию отдельных процессов внутри железнодорожной отрасли. В настоящее время для упрощения процедуры приобретения железнодорожных билетов появилась возможность создания своего аккаунта на сайте и добавления номера AADHAAR6.
6 Уникальный идентификационный номер, присваиваемый каждому гражданину Индии для получения доступа к цифровым государственным услугам и сервисам. Идентифи-
В 2000 г. правительство Индии анонсировало принятие Акта об информационных технологиях, который дал старт правовому закреплению цифровых инициатив в стране. Данный закон закрепил среди прочего правовой статус документов в электронной форме, признал юридическую силу таких документов равной юридической силе документов, изложенных на бумажном носителе, ввел понятие, порядок получения и обращения с электронной цифровой подписью, определил орган, наделенный полномочиями по выдаче разрешений на использование таких подписей, а также установил меры ответственности за нарушения в сфере обращения с информационными технологиями, включая киберпреступле-ния. В дальнейшем этот закон изменялся в 2008 г., в том числе были добавлены положения относительно обеспечения защиты персональных данных.
Позднее, в 2006 г., появился Национальный план по развитию электронного правительства. Данный план направлен на обеспечение доступа граждан Индии по месту их жительства к государственным услугам, а также повышение открытости, эффективности и надежности оказываемых услуг, доступных по стоимости и отвечающих базовым потребностям граждан страны. Среди таких услуг следует назвать паспортные услуги, ведение кадастрового учета и получение документов в связи с вопросами землепользования, электронные районы, электронные суды, электронную прокурорскую деятельность.
В 2008 г. был запущен Национальный шлюз по предоставлению услуг (National Services Delivery Gateway), который стал основным для формирования информационной среды по оказанию государственных услуг в Индии. В дальнейшем процесс внедрения цифровых технологий в управление государством было решено закрепить на уровне государственной политики и в 2012 г. был утвержден документ — Национальная политика по информационным технологиям, в котором закреплены стимулирующие меры в связи с распространением информационно -телекоммуникационных технологий, налоговые льготы для малого и среднего бизнеса, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий и ряд других национальных целей.
В 2013 г. в Индии начали внедряться облачные технологии и была разработана национальная система «мобильного управления» (mobilegovernance). Платформа Seva позволяет правительственным департаментам и агентствам оказывать государственные услуги гражданам и бизнесу посредством использования мобильных приложений или через Портал мобильного правительства (Mobile Governance Portal).
кация осуществляется на основании заполнения анкетных данных, считывания отпечатков пальцев или радужной оболочки глаза гражданина.
В дальнейшем (в 2014 г.) появились порталы «Мое правительство» (www.mygov.in), а также национальный правительственный портал страны (wwwindia. §о^т), на котором можно найти всю необходимую информацию о деятельности государственных органов власти, ссылки на базы законодательства, смежные порталы по оказанию государственных услуг, перейти на сайты министерств и ведомств Индии и многое другое.
В настоящее время на основе программы «Цифровая Индия» осуществляется процесс трансформации государственного управления из открытого, электронного правительства в цифровое. Данная программа была утверждена в 2015 г. и до настоящего момента находится в стадии реализации. Важность данной программы Правительство страны обусловливает возрастанием роли цифровых технологий в общественной жизни не только Индии, но и других государств мира.
Тем не менее нельзя не отметить проблемные аспекты внедрения информационных технологий в процесс управления государством, с которыми столкнулись индийские специалисты. Как уже отмечалось, Индия — государство, в котором наблюдается значительная разница в уровне жизни между различными слоями населения. В связи с этим наименее социально защищенные представители индийского общества очень настороженно воспринимают технологический рост в управлении государством, что в свою очередь может не принести ожидаемых правительством страны результатов от внедрения новых технологий в концепцию электронного правительства в части обеспечения всеобщего благополучия населения. Поэтому со стороны отдельных категорий населения страны проявляется активное сопротивление изменению формы государственного управления и перевода его в электронную форму, что, впрочем, может быть преодолено благодаря более проработанной методике ее внедрения со стороны государственных органов.
Как и во многих государствах, в том числе в Российской Федерации, Индия сталкивается с проблемой недостаточности специально подготовленных кадров, которые знакомы не только с управленческими процессами, но и с технологическими. Здесь возникает необходимость разработки новых образовательных программ в связи с меняющимися условиями и все большим внедрением информационных технологий и автоматизированных (роботизированных) процессов в различные сферы общественной жизни, включая государственное управление.
Несмотря на наличие в индийском законодательстве актов, направленных на регулирование права на доступ к информации, порядка использования информационных технологий и ряда других, в этой стране отмечается необходимость разработки новых нормативных правовых документов, которые регули-
ровали бы порядок их разработки, внедрения и использования в различных сферах государственного управления. Кроме того, в связи с переносом большого количества информации на электронные носители и предоставление онлайн-доступа к ним возникает проблема как защиты таких данных, так и правового оформления порядка обеспечения безопасности при хранении и предоставлении доступа к информации, а также установления ответственности за нарушение положений законодательства в этой сфере. В настоящее время в Индии такой акт находится в стадии разработки.
Отдельной проблемой в настоящее время является отсутствие интеграции между сервисами электронного правительства на уровне штатов и на уровне государства. Процедура электронного межведомственного взаимодействия в этом государстве отсутствует.
В Австралии действует один из самых передовых государственных секторов в мире, который в последнее десятилетие внедрил широкий спектр цифровых инициатив. Данные правительственные инициативы уже привели к разработке простых в использовании цифровых услуг, которые способствуют принятию более эффективных политических решений и более быстрому оказанию услуг. Глобальное исследование ООН по электронному правительству, проведенное в 2018 г., ставит Австралию на второе место в мире по эффективности электронного правительства и доступности предоставления государственных услуг7.
Эпоха цифровизации Австралии берет начало с принятия в 2000 г. Стратегии «Правительство онлайн». Данная Стратегия закрепляла лидирующую роль государства в реализации преимуществ применения современных ИКТ и построении информационного сообщества и стала стартовой точкой на пути модернизации деятельности правительства. Далее следовали различные этапы перехода к электронному правительству: от размещения публичной информации и сервисов в Интернете к использованию интегрированных приложений в области государственного управления, управления информацией и предоставления услуг. Так, на протяжении 20 лет государством принимались различные стратегии, законодательные акты, программы и иные документы.
Принимая во внимание сформировавшийся опыт, а также мировую стратегическую практику, Австралия разработала стратегическое видение, цели и принципы для цифровых платформ, обеспечив передовую практику цифрового преобразования — Стратегию цифровой трансформации (Digital Transformation Strategy)8. Данная Стратегия опреде-
7 URL: https://www.un.org/development/desa/publications/ 2018-un-e-government-survey.html.
8 URL: https://dta-www-drupal-20180130215411153400000001. s3.ap-southeast-2.amazonaws.com/s3fs-public/files/digital-transformation-strategy/digital-transformation-strategy.pdf.
ляет направление работы до 2025 г., кроме того, в ней закреплены основы управления и эффективности, а также финансовые соображения, необходимые для обеспечения общегосударственного сотрудничества и его результатов.
Стратегия сопровождается четкой дорожной картой9, которая включает ключевые проекты и основные этапы на период до 2020 г. и некоторые из основных возможностей преобразования до 2025 г. Дорожная карта следует новым инициативам, которые учитывают изменяющиеся потребности и новые возможности с появлением новых технологий.
Агентство цифровой трансформации10 Австралии оказывает содействие Правительству в оказании цифровых услуг, создавая простые, понятные и быстрые сервисы, разрабатывая политики, стандарты и платформы и обеспечивая стратегическое лидерство в общегосударственном использовании информационно-телекоммуникационных технологий и цифровых услуг.
Приоритеты деятельности Агентства сосредоточены: на подготовке общегосударственной стратегии, политики и проведении консультаций в области цифровых технологий и ИКТ; разработке, поставке и обслуживании общегосударственных платформ и сервисов, обеспечивающих цифровую трансформацию; создании программы по улучшению цифровых и ИКТ возможностей; развитии сотрудничества и партнерских отношений в целях обеспечения и ускорения цифровой трансформации государственных служб.
Процедура электронного межведомственного взаимодействия в Австралии в отличие от Индии четко регулируется. Так, чтобы помочь реализовать Стратегию цифровой трансформации, Агентство цифровой трансформации разработало Стратегию цифровых сервисных платформ для всего правительства (Whole-of-government Digital Service Platforms Strategy), которая описывает механизмы использования преимуществ многоразовых платформ цифрового обслуживания по всей стране. Цифровые платформы включают ряд технологий, которые позволяют департаментам разрабатывать, обмениваться и подключать услуги без необходимости самим проектировать, тестировать и эксплуатировать базовые системы. Стратегия предназначена для государственных департаментов и агентств, использующих платформы цифровых услуг на всех уровнях.
Общегосударственные платформы по оказанию цифровых услуг предоставляют возможности, которые могут быть использованы людьми и предприятиями.
Обозначим несколько моделей предоставления общих, повторно используемых бизнес-возможностей,
9 URL: https://www.dta.gov.au/dts-roadmap.
10 URL: https://www.dta.gov.au/about-us.
возникающих при использовании платформ цифровых услуг в Австралии:
люди и предприятия — через удобный, безопасный и надежный доступ к государственным услугам через любой канал;
правительство на всех уровнях — через «многократно используемые блокчейн-технологии», которые быстро и легко внедряются, устраняя необходимость для агентств самостоятельно их разрабатывать, тестировать и управлять ими.
На общегосударственном уровне платформы цифровых услуг Австралии должны:
поощрять инновации, когда и правительство, и рынок могут сотрудничать для продвижения инноваций;
укреплять доверие общественности к правительству в отношении обработки конфиденциальных и личных данных;
поддерживать целостность государственной экосистемы и услуг, предлагаемых правительством;
усиливать гибкость и оперативность правительства, чтобы соответствовать изменяющимся обстоятельствам и ожиданиям;
повышать эффективность и результативность предоставления услуг путем перевода услуг на более быстрые и качественные цифровые каналы и устранения дублирующих усилий со стороны правительства.
Правительство Австралии стремится иметь такой же опыт взаимодействия, как и у современных инновационных ведущих организаций частного сектора, отвечать самым высоким стандартам предоставления услуг, обслуживания клиентов, доступности, гибкости и простоты использования.
За последние годы Австралия разработала и предоставляет новые трансформационные услуги, в том числе:
SmartGates в аэропортах: использование технологии распознавания лиц пассажиров позволяет самостоятельно обрабатывать информацию о пересечении границы путешественниками;
myTax: помогает налогоплательщикам подавать налоговые декларации быстрее, проще и бесплатно. С помощью технологий предварительно вносится информация, предоставляемая работодателями, банками и государственными органами;
Medicare: пациенты могут получать необходимую информацию и формировать запросы онлайн.
Правительство Австралии уже проделало значительную работу, изучив новые технологии, такие как искусственный интеллект, виртуальная реальность и передовая аналитика, стремясь оставаться в тренде цифровых изменений и обеспечивать лучшие и быстрые результаты.
В рамках оказания цифровых государственных услуг в сфере обеспечения жизненных событий (включая рождение, начало школы, начало высшего
образования или обучения, переход на работу, брак, создание семьи, выход на пенсию, уход за кем-либо и смерть человека) пользователям предоставляется возможность обмениваться информацией между соответствующими службами онлайн. Виртуальные помощники по социальной поддержке помогают ответить на вопросы о социальных выплатах людям, которые обращаются или уже получают пособие по безработице, уходу за ребенком, пенсию.
Правительство запустило пилотную платформу по безопасному соединению людей с проверенными поставщиками услуг и товаров по уходу за детьми (Child care marketplace)11. Субсидируемые платежи выплачиваются непосредственно поставщикам услуг по уходу за детьми, чтобы сократить расходы семей на личные нужды.
Пожилые австралийцы, семьи, люди с ограниченными возможностями и их опекуны могут обращаться и управлять своими запросами и данными в цифровом режиме, ускоряя выплаты.
Для компаний правительственные сервисы предусмотрели помощь в регистрации бизнеса онлайн. Реализации этой цели способствует успешно функционирующий сервис business.gov.au, где предприятиям предоставлена информация о местонахождении событий, консультантов, контрактов и грантов. Консультанты по налогообложению имеют возможность вести налоговую деятельность с помощью нового современного онлайн-сервиса. Предусмотрена цифровая идентификация для входа в Австралийский бизнес-реестр. Виртуальный помощник используется в большинстве цифровых услуг наряду с веб-чатом, телефоном и электронной почтой.
В Австралии, как и во многих государствах мира, наблюдается огромное распространение цифровых устройств, таких как смартфоны, планшеты и компьютеры, всплеск популярности интеллектуальных динамиков, которые используют распознавание голоса, «умных часов» и других интеллектуальных устройств. Большой спектр технологий, таких как «виртуальные умные помощники», широко используется, чтобы упростить использование правительственных онлайн-сервисов. Например, технология распознавания голоса обеспечивает доступ для некоторых людей с ограниченными возможностями.
Внедрение новых технологий также создает новые проблемы для безопасности, конфиденциальности и доступности. Необходимо четкое управление этими рисками, чтобы продемонстрировать наличие высокой степени доверия граждан при работе с персональными данными.
Для более эффективного использования данных правительство финансирует Партнерство по интеграции данных Австралии (Data Integration Partnership),
11 URL: https://marketplace.service.gov.au/digital-marketplace/ opportunities/364.
которое координирует данные государственного сектора с несколькими агентствами. В рамках данного Партнерства Среда данных динамического биз-несс-анализа (Business Longitudinal Analysis Data Environment) объединяет опросы Австралийского бюро статистики и данные по налогам с данными по государственным программам в целях исследования эффективности деятельности австралийских предприятий и экономики. Партнерство также помогает осуществлять контроль за созданием новых рабочих мест и уровнем занятости населения.
Цифровые технологии в корне меняют совместную деятельность людей и бизнеса. Во всем мире темпы цифровой трансформации ускоряются. Частный сектор продолжает инвестировать в прорывные технологии, чтобы опередить конкурентов. Они адаптируют свои бизнес-модели для удовлетворения постоянно растущих ожиданий клиентов. Темпы изменений продолжают стирать границы физического и цифрового миров, переопределяя традиционные отрасли промышленности, а также нашу жизнь и работу. Новые технологии, растущие объемы данных и более разумные способы получения информации меняют способы взаимодействия людей, предприятий и правительств.
Перенос большого количества информации на электронные носители и предоставление онлайн-услуг вызывает различные сложности, касающиеся обеспечения защиты таких данных и безопасности хранения и предоставления доступа. Внедрение новых технологий также создает новые проблемы для конфиденциальности и доступности. Государственному сектору необходимо четкое управление такими рисками, чтобы продемонстрировать наличие высокой степени доверия граждан при работе с персональными данными.
Для доступа к услугам и в целях обеспечения безопасности способов идентификации личности в Интернете правительство Австралии осуществляет аккредитацию поставщиков услуг идентификации. Все провайдеры проходят строгий контроль и должны продемонстрировать, что их услуги соответствуют Принципам защитной политики правительства Австралии, Руководству по информационной безопасности, Принципам конфиденциальности и Кодексу конфиденциальности, в частности строгим требованиям по удобству использования, доступности, защите конфиденциальности, безопасности, управлению рисками, борьбе с мошенничеством и многому другому. Особенностью централизованной цифровой идентификации является упрощение использования и объединение нескольких учетных записей, созданных гражданами для доступа к различным государственным учреждениям.
Цифровая идентификация защищает частную жизнь человека, предоставляя информацию настолько, насколько это необходимо для проведения опре-
деленной операции. Пользователи также должны дать согласие на передачу такой информации. В рамках такой идентификации предусмотрено несколько уровней удостоверения личности (от 1 до 4) в зависимости от оказываемой услуги (от оплаты парковки до получения паспорта) и от уровня риска ошибочного подтверждения личности и последствий для отдельного лица или службы. Использование системы цифровой идентификации является добровольным для граждан. Пользователи по-прежнему могут получить доступ к государственным услугам лично либо с помощью других средств, например по телефону. В целом цифровая идентификация позволяет в любое время предоставлять больше государственных услуг людям и компаниям в сети Интернет.
Продолжающийся успех цифровизации Австралии зависит от способности использовать технологические достижения для стимулирования экономического роста и повышения производительности и уровня жизни всех австралийцев. Ключевым направлением государственной стратегии в области цифровой экономики является цифровая трансформация самого правительства — обеспечение того, чтобы оно не отставало от потребностей и ожиданий сообщества.
Германия. Немецкая концепция открытого правительства представляет собой единую интегрированную систему государственного управления, построенную и функционирующую на принципах открытого и беспрепятственного доступа граждан к деятельности органов власти, своевременного и полного получения информации об указанной деятельности, а также открытого и равного сотрудничества между представителями власти и гражданского общества.
Второй национальный план действий в области открытого правительства (далее — Национальный план) в настоящее время является базовым документом стратегического значения в Германии, на котором основывается концепция открытого правительства в современной Германии.
Указанный документ был принят Федеральным правительством ФРГ в сентябре 2019 г., а его реализация рассчитана на краткосрочную перспективу — до 2021 г. включительно. Согласно вводной части (часть 1 — вступление) документа под открытым правительством следует понимать деятельность органов власти, базирующуюся на трех ключевых принципах — транспарентности (прозрачность в части процедур принятия решения органами государственной власти и открытости информации об их деятельности), участии (ведение диалога и проведение консультаций с гражданами по вопросам, затрагивающим их интересы) и сотрудничестве (как между органами государственной власти, так и между органами, с одной стороны, и негосударственными объединениями — с другой).
Концепция открытого правительства, по мнению Федерального правительства ФРГ, также включает
противодействие коррупции и включение современных (в том числе цифровых) технологий для построения лучшей модели государственного управления.
Развитие современных информационных и цифровых технологий, образование новых видов отношений и трансформация имеющихся — все это ставит определенные вызовы перед органами государственной власти с точки зрения их взаимодействия друг с другом, а также с обществом, о чем непосредственно говорится в ч. 2 Национального плана. Вместе с тем отмечается, что, несмотря на наличие определенных рисков и угроз, способных возникнуть и уже возникающих в связи с цифровизацией государственного управления, потенциал внедрения цифровых технологий в концепцию открытого правительства все же «перевешивает» негативные явления, а следовательно, процесс цифровизации власти следует считать позитивной тенденцией. Следующие аспекты, подтверждающие пользу внедрения цифровых технологий и указывающие на продолжение развития в указанном направлении, приведены в Национальном плане:
1) Закон «Об улучшении онлайн доступа к административным услугам (Об онлайн-досту-пе)» (Gesetz zur Verbesserungdes Onlinezugangszu Verwaltungsleistungen (Onlinezugangsgesetz — OZG)) от 14 августа 2017 г. предполагает передачу более 500 административных услуг в цифровую среду в срок до 2023 г. включительно. Административные услуги согласно ст. 2 Закона представляют собой осуществление административных процедур в электронной форме, а также взаимодействие с пользователем также с помощью электронных технологий. Понятие электронной административной услуги, таким образом, по смыслу близко понятию электронной государственной услуги, используемому в России. В соответствии с Законом предполагается создание возможности для граждан и организаций Германии получать доступ к системе административных услуг из любой точки мира (имеющей выход в Интернет), используя единую пользовательскую учетную запись. Указанный Закон призван существенно упростить взаимодействие граждан и организаций с уполномоченными органами власти при соблюдении принципов прозрачности деятельности власти, сотрудничества и удобства для пользователя услуг;
2) немецкой национальной ассоциацией пожилых граждан инициирован проект «Цифровые технологии и образование для пожилых людей», направленный на повышение грамотности людей старшего поколения в цифровой среде. Проект создан полностью в цифровой форме и доступен в сети Интернет (https://www.wissensdurstig.de/). Реализация проекта призвана помимо прочего упростить доступ представителей старшего поколения к электронному сегменту системы открытого правительства;
3) в 2019 г. Бундестаг и Федеральное правительство ФРГ издали совместный документ под названием «Цифровой пакт для школ», которым предусматривается выделение 5 млрд евро для целей финансирования инфраструктуры, необходимой для формирования системы цифрового образования на базе нескольких школ Германии;
4) Германия вносит вклад в международные проекты развития систем искусственного интеллекта в рамках сотрудничества с ОЭСР, G7, G20 и ЕС на началах прозрачности, отсутствия дискриминации и ответственности. В 2016 г. Германия присоединилась к международной инициативе по развитию открытого правительства, став членом OGP (Open Government Partnership) — Международной организации, официально учрежденной 20 сентября 2011 г. с целью утверждения идеалов открытого государства: развития административного профессионализма, открытого гражданскому контролю;
5) Федеральное министерство образования и науки реализует опубликованный в 2019 г. Национальный план действий «наука, технологии, инженерное дело и математика», являющийся частью разрабатываемых образовательных программ.
Концепция открытого правительства в новой, цифровой форме подлежит реализации также и на региональном и муниципальном уровнях власти. В частности, на муниципальном уровне существует институт местного бюджетирования, предполагающий участие граждан в процессах принятия и корректирования местного бюджета в рамках публичных обсуждений и консультаций. В связи с им-плементацией цифровых технологий в концепцию открытого правительства указанные консультации должны быть переведены в электронную форму — об этом говорится в тексте Национального плана. Кроме того, участие граждан предполагается в решении вопросов о развитии «умных городов» — пилотного проекта по внедрению новейших цифровых технологий в повседневную городскую среду.
На уровне федеральных земель ФРГ также разработаны инициативы по цифровизации открытого правительства. В частности, в таких землях, как Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия, приняты пакты о цифровизации открытого правительства, которые представляют собой планы действий по совершенствованию информационной инфраструктуры таким образом, чтобы обеспечить доступ граждан к управлению делами государства на уровне земли и полное получение соответствующей информации полностью в цифровой форме. В указанных землях на данный момент отсутствуют законодательные акты об открытом цифровом или электронном правительстве.
Кроме того, на уровне земель ФРГ при поддержке Федерального министерства внутренних дел предполагается создание 16 (по одной в каждой земле) ла-
бораторий по разработке и внедрению новейших систем открытого правительства, основная цель которых заключается в обеспечении участия граждан и государства в построении указанных систем.
Отдельного внимания заслуживает немецкая концепция электронного правительства, являющаяся сегментом открытого правительства (построенным на принципах и постулатах последнего), функционирующим исключительно в электронной цифровой среде. В Германии в отличие от многих других современных развитых в информационном плане государств действует специальный нормативный акт — Закон «О развитии электронного управления (Закон об электронном правительстве)», принятый 25 июля 2013 г. (Gesetz zur Förderung der elektronischen Verwaltung (E-Government-Gesetz — EGovG)), который вводит обязанность органов государственной власти создать точку доступа для получения и отправки электронных документов, включая документы, заверенные электронной цифровой подписью. Законом также предусматривается обязанность органов власти размещать в общедоступном электронном источнике (Интернет) данные о своей деятельности, адрес, время работы, а также контактную информацию. Также согласно ст. 4 рассматриваемого Закона в том случае, если за оказание административной услуги взимается пошлина, то уполномоченный орган власти обязан обеспечить возможность проведения электронной оплаты с соблюдением требований к безопасности онлайн-платежа.
Статья 5 рассматриваемого Закона вводит презумпцию достоверности документов, поданных в электронной форме. Статья, в частности, гласит, что в случае, когда административная процедура осуществляется в электронной форме (с помощью современных ИКТ), подача электронного документа является достаточным основанием для проведения процедуры, если это не противоречит закону. Вместе с тем уполномоченный орган власти может по своему усмотрению запросить оригинал документа в традиционной форме, а также обязуется определить, какую форму подачи документа в электронном виде следует считать допустимой. Также согласно рассматриваемой статье уполномоченный орган власти вправе запросить электронный документ (имеющий отношение к гражданину) непосредственно у издавшего документ органа, однако при этом возникает необходимость получить согласие гражданина. Если согласие гражданина было получено, то как орган, запрашивающий документ, так и орган, его направляющий, вправе осуществлять сбор, обработку и передачу персональных данных с соблюдением установленных требований.
Согласно ст. 6 рассматриваемого Закона все уполномоченные органы федеральной государственной власти должны вести реестр своей документации в электронной форме. Исключение сделано лишь для
тех органов, которым вести электронный реестр в долгосрочной перспективе невыгодно по экономическим причинам. При ведении реестра в электронной форме уполномоченным органам следует соблюдать принципы упорядочивания документации.
В соответствии со ст. 7 Закона если федеральные органы власти ведут реестр документов в электронной форме, им следует хранить электронные копии таких документов в электронном виде вместо хранения бумажных документов. Преобразование бумажного документа в электронную форму должно осуществляться с использованием современных технологий таким образом, чтобы текстуальное и графическое содержание электронного документа соответствовало содержанию документа в бумажной форме. Преобразование бумажного документа в электронную форму может быть отменено, если оно вызывает непропорциональные технические усилия или затраты. После преобразования документа из бумажной в электронную форму его бумажная версия подлежит утилизации или возвращению, если она более не требуется по юридическим основаниям.
Согласно ст. 8 Закона уполномоченные федеральные органы власти, хранящие документы в электронной форме, могут предоставлять доступ к ним следующими способами: предоставление распечатки электронного документа; выведение его на экран электронного устройства; передача электронного документа с помощью современных ИКТ; предоставление электронного доступа к содержанию документов.
Статьей 11 Закона вводится понятие совместных процедур в контексте концепции электронного правительства. Под совместными процедурами понимаются автоматизированные процедуры, позволяющие контролерам данных (под контролером данных согласно положениям Федерального закона ФРГ от 30 июня 2017 г. «О защите данных» (Bundesdatenschutzgesetz (BDSG) понимается физическое или юридическое лицо, а равно государственный орган или ведомство, которое в одиночку или совместно с другими субъектами определяет цели и способы обработки персональных данных) обрабатывать персональные данные в пределах базы данных или получаемые из нее. Участие федеральных органов государственной власти в совместных процедурах допускается только в законных интересах субъекта (носителя) данных и только в рамках полномочий соответствующих органов власти.
Статья 12 Закона (требования к предоставлению информации) обязывает уполномоченные федеральные органы власти размещать информацию в общедоступных электронных источниках в электронном формате с использованием машиночитаемых технологий. Машиночитаемый формат электронных технологий предполагает, что доступ к информации в электронной форме может быть получен в автоматизированном режиме с помощью применения соответ-
ствующего программного обеспечения. Федеральное правительство ФРГ наделяется полномочиями по изданию постановлений в развитие вышеуказанных норм, однако данные постановления подлежат согласованию с Бундестагом.
Официальное опубликование текстов нормативных правовых актов в электронной форме может осуществляться как в качестве дополнения к опубликованию в бумажном издании (Федеральный вестник, Вестник земли и т. д.), а также в качестве единственной доступной формы. Статья 15 рассматриваемого Закона поясняет, что этим не нарушаются положения ст. 82(1) Основного закона ФРГ, гласящие, что «законы, принятые на основании положений настоящего Основного закона, после их контрассигнации оформляются Федеральным президентом и публикуются в "Bundesgesetzblatt". Имеющие силу закона постановления оформляются издавшими их органами и, если иное не установлено законом, публикуются в "Bundesgesetzblatt". При этом опубликование текста нормативного правового акта в электронной версии "Bundesgesetzblatt" должно осуществляться в общедоступном электронном источнике информации (в сети Интернет). В действительности мы можем найти электронную версию официального сайта Федерального вестника ФРГ по адресу: https://www. bgbl.de/.
Последняя, ст. 16, Закона обязывает уполномоченные федеральные органы власти обеспечивать безбарьерную среду при электронном взаимодействии с гражданами и организациями, размещении информации в электронном виде и использовании документов в электронной форме согласно требованиям ст. 4 Закона «О равных возможностях для лиц с инвалидностью» от 27 апреля 2002 г. (GesetzzurGleichstellung von Menschen mitBehinderungen (Behindertengleichstel lungsgesetz — BGG)). Иначе говоря, вся информация, размещаемая органами власти в электронной форме, должна по возможности легко восприниматься людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности. На практике это положение, как правило, реализуется с помощью создания специальных версий сайта для слабовидящих, использования высококонтрастных шрифтов и т. д.
Несмотря на достаточно внушительный объем работы, выполняемой в рамках национальных и региональных инициатив по цифровизации открытого правительства, уровень соответствующего развития по состоянию на конец 2019 г. остается недостаточным, отмечает специалист по вопросам цифровизации в ФРГ К. Дриббиш в статье «Цифровая трансформация в Германии». По мнению автора статьи, Германия имеет низкий рейтинг среди развитых стран, стремящихся к формированию полностью функционирующей системы открытого цифрового правительства, а те административные услуги, которые доступны на сегодняшний день в
электронной форме, нельзя назвать удобными для пользователя. Тем не менее, созданный в 2009 г. Совет по информационному технологическому планированию (IT-Planungsrat) достигает определенных успехов на пути к построению цифрового открытого правительства.
Совет по информационному технологическому планированию является коллегиальным органом, который принимает решения стратегического порядка на основании консенсуса в сферах развития и применения информационных технологий. Среди различных приоритетных задач Совета выделяются следующие:
поддержание, оптимизация и координация сотрудничества государственных органов и организаций, граждан и коммерческих структур в сферах, охватываемых действием Закона «Об улучшении онлайн-доступа к административным услугам (Об онлайн-доступе)»;
обеспечение функционирования официальных порталов органов государственной власти;
подготовка и реализация концепции электронных цифровых реестров. В настоящее время в Германии функционирует Центральный реестр завещаний. Все нотариусы ФРГ в рамках своих обязанностей должны направлять завещание и иные документы, способные повлиять на наследование, в специализированный Центральный реестр завещаний (Zentrale Testamentsregister), который ведется Федеральной нотариальной палатой ФРГ в электронной форме. Кроме нотариуса вносить информацию в реестр могут суды. Доступ к содержанию документов имеется также только у судов и нотариусов, все иные субъекты с помощью реестра могут ознакомиться лишь с информацией о наличии завещания, а также о месте хранения завещания и иных документов, имеющих значение для наследования;
разработка дорожных карт для реализации проектов, удобных для пользователя, например проекта «простые услуги для родителей» (Einfach Leistungenfür Eltern), предоставляющего возможность оказания административных услуг в электронной форме в связи с регистрацией рождения ребенка.
В целях ускорения и оптимизации процессов ци-фровизации открытого правительства более 500 административных услуг, подлежащих в краткосрочной перспективе переводу из традиционной в цифровую форму, были сгруппированы Советом по ИТ-планированию по 14 тематическим секторам, таким как здравоохранение, семья и дети, занятость и пенсии и т. д. Цифровизация услуг, принадлежащих каждому из секторов, курируется ответственным Федеральным министерством, а также уполномоченными органами федеральных земель.
Реализация концепции открытого правительства в новом, электронном формате в ФРГ связана и с
реализацией права граждан на обращение в официальные органы власти с предложениями или жалобами через специальный интернет-ресурс. Данное право реализуется как на федеральном, так и на региональном уровне. Граждане имеют право обратиться в Бундестаг и Ландтаг той или иной Федеральной земли с запросом о рассмотрении или обсуждении какого-либо вопроса, имеющего общественное значение. В отличие от народной правотворческой инициативы общественный запрос может быть отклонен государственным органом без каких-либо последствий, если последний не узрит в нем общественную значимость и обоснованность. Тем не менее на сегодняшний день это право граждан может быть также реализовано посредством использования сети Интернет: общественный запрос размещается на официальном портале Бундестага или Ландтага после модерации администратором портала. Размещенный на портале запрос может быть прокомментирован другими гражданами, они также могут выразить на портале свое мнение по существу вопроса. Государственные органы по своему усмотрению решают вопрос о реагировании на общественные запросы: запрос может быть проигнорирован без каких-либо последствий, или принят на рассмотрение Комитетом по обращениям и далее включен в повестку заседания Бундестага (Ландтага), инициатору запроса может быть предложено доработать запрос и выступить с ним в порядке народной правотворческой инициативы, если речь идет о региональном уровне.
Кроме того, на уровне федеральных земель ФРГ установлено право граждан на народную правотворческую инициативу. Концепция немецкого цифрового открытого правительства допускает возможность поддерживать инициативу при помощи сети Интернет, что облегчает трудоемкую и длительную процедуру сбора подписей. Региональная народная правотворческая инициатива поддерживается в электронной форме посредством использования специальных учетных записей граждан-пользователей официальных интернет-порталов ландтагов .
Таким образом, Германия уже довольно продолжительное время идет по пути построения полностью функционирующей концепции открытого правительства, основанной на использовании современных информационно-коммуникационных (цифровых, электронных) технологий. Будучи одновременно задачей стратегического масштаба и инструментом для оптимизации взаимодействия органов государственной власти друг с другом, а также с гражданами и организациями государства концепция цифрового открытого правительства находит выражение в таких формах, как получение государственных (административных) услуг с использованием сети Интернет (при условии обеспечения сохранности персональных данных и воз-
можности идентификации пользователя в системе); размещение информации о деятельности государственных органов в открытых электронных источниках; официальное опубликование нормативных актов в интернет-версии официальных изданий; возможность инициировать принятие закона на региональном уровне в порядке народной правотворческой инициативы с использованием специальных онлайн-форм; электронный документооборот, со-
здание цифровых реестров и т. д. Несмотря на наличие сложностей и временных задержек в процессе имплементации отдельных инструментов концепции цифрового правительства, Германия предпринимает активные действия на пути к совершенствованию данной концепции, удобной для пользователей и построенной на принципах равноправия пользователей, недискриминации, прозрачности, ответственного отношения и законности.
Библиографический список
Charru Malhotra. Role of Digital Technologies in Governance.Indian Institute of Public Administration. New Delhi, 2018. URL: https://iipa.org.in/upload/Role%20of%20Digital%20Technologies%20in%20Governance.pdf.
Cullen R. Defining transformation of government E-government or e-governance paradigm // Scholl H. J. (ed.). E-Government: Information, Technology and Transformation. Armonk, 2010.
Riley T. E-Governance vs. E-Government. 2003. URL: https://www.i4donline.net/rticles/current-articles. asp?articleid=453&typ=Features.
Role of Law in E-governance. URL: http://www.legalserviceindia.com/article/l143-Role-of-Law-in-E-governance.html (дата обращения: 03.03.2020).
Касаткина Н. М., Крысенкова Н. Б., Лещенков Ф. А. и др. Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: монография / отв. ред. И. Г. Тимошенко. М., 2015.
Юридическая концепция роботизации: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. Б. Нанба. М., 2019.
Application of Digital Technologies in the Concept of Open Government in Foreign Countries
N. B. Krysenkova, T. I. Chursina, F. A. Leschenkov
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow 117218, Russian Federation
E-mail: [email protected]
DOI: 10.12737/jflcl.2020.032
The matters of transforming state management from open to digital government have become extremely relevant for the Russian Federation and certain foreign states in recent years. Many jurisdictions are moving much more slowly on this course than Russia does, however certain technologies oriented towards the implementation of the digital government concept have already been tested and installed in certain foreign states. Thus, not only the experience of leading countries in implementing modern technologies into state management is of high relevance, but also the experience of states is also of great interest, where the implementation of modern tech is hindered due to the unavailable daily use of technologies or due to the subsistence levels.
The research analyzes foreign experience of implementing digital tech into state management and the evaluation of ongoing processes connected with moving away from a simple concept of open government towards a modern and sophisticated concept of digital government by expanding potential of advanced IT.
The authors conduct their research by the following methods: analysis, synthesis, comparison, etc.
The authors have made a following final conclusion: despite the robust development of digital state management, a number of states grapple with serious issues of implementing IT in this sphere. Developing countries have to supply the whole state territory and all citizens with relevant infrastructure that would allow increasing efficiency of state management by IT means and raising information literacy skills. Developed countries today are facing problems of preparing skilled specialists in the sphere of IT and IT-security.
Keywords: state governance, open government, digital government, e-government, information technologies, India, Germany, Australia.
For citation: Krysenkova N. B., Chursina T. I., Leschenkov F. A. Application of Digital Technologies in the Concept of Open Government in Foreign Countries. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya = Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2020, no. 4, pp. 67—79. DOI: 10.12737/jflcl.2020.032 (In Russ.)
References
Charru Malhotra. Role of Digital Technologies in Governance.Indian Institute of Public Administration. New Delhi, 2018. Available at: https://iipa.org.in/upload/Role%20of%20Digital%20Technologies%20in%20Governance.pdf.
Cullen R. Defining transformation of government E-government or e-governance paradigm. In Scholl H. J. (ed.). E-Government: Information, Technology and Transformation. Armonk, 2010.
Kasatkina N. M., Krysenkova N. B., Leshchenkov F. A. et al. Otkrytoe pravitel'stvo za rubezhom. Pravovoe regulirovanie i praktika. Ed. by I. G. Timoshenko. Moscow, 2015.
Riley T. E-Governance vs. E-Government, 2003. Available at: https://www.i4donline.net/rticles/current-articles. asp?articleid=453&typ=Features.
Role of Law in E-governance. Available at: http://www.legalserviceindia.com/article/l143-Role-of-Law-in-E-governance.html (accessed 03.03.2020).
Yuridicheskaya kontseptsiya robotizatsii. Ed. by Yu. A. Tikhomirov, S. B. Nanba. Moscow, 2019.