УДК 343.1
Е.В. МАРКОВИЧЕВА
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Орловского государственного университета Е-mail: mve2b@mail.ru
UDC 343.1
E.V. MARKOVICHEVA
doctor of law, professor of chair of criminal law and criminal trial Orel state university E-mail: mve2b@mail.ru
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
MAIN AREAS OF CONTEMPORARY CRIMINAL PROCEDURE WITH REGARD OF JUVENILE OFFENDERS
Статья освещает некоторые подходы к определению сущности ювенальной уголовно-процессуальной политики. Подчеркивается роль целостной государственной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Раскрываются приоритетные направления российской ювенальной уголовно-процессуальной политики.
Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, правовая политика, уголовный процесс.
The article highlights some of the approaches to the definition of juvenile criminal procedure policy essence. It emphasizes the role of an integrated government policy on juvenile offenders. The priority directions of the Russian juvenile criminal procedure policy are revealed.
Keywords: juvenile offenders, legal policy, criminal procedure.
Проблемы, так или иначе связанные с молодым поколением, входят в число национальных приоритетов большинства государств. Одним из проявлением такого научно-практического интереса к данной проблематике стало оформление специальной междисциплинарной области, получившей название «ювенология» и направленной на исследование тех процессов, которые происходят «в социально-демографической группе, находящейся в состоянии становления, развития, перехода от социально незрелого (детского) возраста к социальной, экономической и гражданской зрелости» [10, 98].
В современной России вопросы, связанные с подрастающим поколением, также находятся в центре общественного и государственного внимания. Об этом свидетельствуют и предпринимаемые в последние двадцать лет попытки внедрения в судебную систему различных ювенальных технологий и принятие Указа Президента №2 761 от 1 июня 2012 года, утверждающего «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [1]. В последние годы активно разрабатываются вопросы правовой политики, так или иначе затрагивающие интересы несовершеннолетних.
Традиционно правовая политика рассматривается в качестве одного из видов политики как «родового интеграционного понятия» [7, 121]. Использование данного понятия позволяет акцентировать внимание на особой сфере властных отношений, реализуемых в правовом пространстве.
Традиционно в число приоритетных направлений государственной политики входит уголовная правовая политика. Связано это, в первую очередь, с тем, что преступность была и остается реальностью. И, к со-
жалению, в преступную деятельность вовлекаются не только взрослые лица, но и подрастающее поколение. Стабильно высокий уровень подростковой преступности рассматривается в большинстве современных государств в качестве дестабилизирующего социального фактора.
Правовая политика в отношении несовершеннолетних - это целенаправленная систематичная специально организованная деятельность, направленная на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты их прав и законных интересов. Субъектами подобного рода деятельности будут выступать, в первую очередь, правоохранительные органы, органы государственной власти и местного самоуправления. Однако к осуществлению правовой политики в отношении несовершеннолетних непосредственным образом могут быть причастны общественные организации, образовательные учреждения, различные институты гражданского общества.
Следует отметить, что наличие в государстве целостной концепции правовой политики в отношении несовершеннолетних играет большую роль для определения в обществе четких правовых ориентиров [6]. В этой связи ювенальную уголовно-правовую политику можно определить как составляющую государственной политики по предупреждению и противодействию преступности несовершеннолетних и против несовершеннолетних с помощью форм и методов уголовно-правового воздействия с целью снижения ее негативных последствий для социально-значимых отношений. Эта политика основывается на уголовно-правовых принципах и реализуется через деятельность государственных органов власти.
© Е.В. Марковичева © E.V. Markovicheva
На сегодняшний день в России выработан ряд подходов к определению сущности, значения, принципов и основных направлений уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних, в том числе и правонарушителей, однако, ее целостная концепция фактически отсутствует. Следует согласиться с мнением Н.А.Лопашенко, которая видит причины отсутствия такой целостности в различном определении ее границ и объема в работах тех или иных исследователей [8, 360]. В то же время, учеными высказываются и более критичные замечания относительно российской правовой политики. В частности, В. А. Азаров подчеркивает, что «если слегка утрировать, то стратегия российской уголовно-процессуальной политики заключается в ее отсутствии» [2, 7].
В настоящее время правовое сообщество только подошло к осмыслению ювенальной уголовно-процессуальной политики. Однако учение о ней не разработано, и в наличии имеется лишь ряд разрозненных научных работ как теоретической, так и практической направленности. Такая ситуация во многом продиктована тем, что весьма дискуссионной является проблема соотношения понятий уголовно-правовая и уголовно-процессуальная политика.
А.И. Александров выдвигает тезис о единстве уголовной политики государства и рассматривает уголовно-процессуальную политику как ее структурный элемент [3, 67]. При этом автор вполне обоснованно полагает, что термин «уголовно-процессуальная политика» имеет полное право на существование, однако при этом предлагает рассматривать понятие «уголовная политика» в качестве родового, системообразующего как для уголовно-процессуальной, так и для уголовно-исполнительной, оперативно-розыскной и уголовно-предупредительной политики [3, 68]. Такой же точки зрения придерживается и И.Г. Смирнова, указывающая, что «что уголовно-процессуальная политика является самостоятельным направлением государственной социальной политики, которая должна рассматриваться ввиду своего производного характера как самостоятельный элемент уголовной государственной политики, выступающей во взаимосвязи с политикой уголовно-правовой и уголовно-исполнительной» [9, 63].
Несколько иной является позиция Н. А. Лопашенко, не без основания полагающей, что «уголовно-правовая политика есть определяющая часть политики государства в области противодействия преступности; именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и криминологической» [8, 362].
Полагаем, что представленные точки зрения следует рассматривать не как противоречащие, а скорее как дополняющие друг друга. Для этого достаточно разграничить такие понятия, как «уголовная политика» и «уголовно-правовая политика». Первый термин является более широким, поскольку «государственная политика противодействия преступности объединяет в себя не только правовые, но и социальные, экономические и
иные меры, направленные на пресечение, реагирование и предупреждение преступности, ее сокращение...» [8, 362].
Таким образом, ювенальную уголовно-правовую и уголовно-процессуальную политику можно рассматривать в качестве структурных элементов такого сложного системного образования, как уголовная политика государства.
Ювенальная уголовно-правовая и уголовно-процессуальная политика существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется на различных уровнях: а) на уровне целеполагания, б) на уровне определения приоритетов, в) на уровне определения форм реализации, г) на уровне выбора методов реализации.
Ювенальная уголовно-процессуальная политика может быть определена как комплексная и системообразующая деятельность по созданию, развитию и совершенствованию наиболее оптимальной модели ювенального уголовного судопроизводства, по обеспечению прав несовершеннолетних, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, противодействию преступности несовершеннолетних, реализации вторичной превенции и ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя.
Ювенальная уголовно-процессуальная политика выражается как в законодательной, так и в правоприменительной формах. При таком подходе ювенальная юстиция может быть рассмотрена как ин-тегративная форма реализации ювенальной уголовно-процессуальной политики.
Очевидно, что «уголовно-процессуальная политика как часть уголовно-правовой политики реализуется в большей степени путем воздействия на общественные отношения не через отдельные нормы права, которые регламентируют конкретные общественные отношения, а, как правило, с помощью их закрепления в нормах-принципах, имеющих более общий характер» [5, 76].
Характер ювенальной уголовно-процессуальной политики в значительной степени связан с выбором стратегии уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Именно стратегия будет определять и специфику уголовно-процессуальной деятельности, и форму отправления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. Смена стратегии ведет к изменению основных направлений ювеналь-ной уголовно-процессуальной политики и в итоге к изменениям в законодательной и правоприменительной областях. Большинство западных государств прошло через смену стратегий ювенального правосудия. Такой процесс закономерно вызывает к жизни изменения на уровне государственной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей и приводит к активизации законотворческой работы. Подобный процесс происходит, в частности, в современной Франции в течение последних пяти-семи лет, а его итогом должно стать принятие нового закона о ювенальном уголовном судопроизводстве.
Ювенальная уголовно-процессуальная политика может быть подразделена на текущую, которая определяет характер уголовно-процессуальной деятельности при производстве по делам в отношении несовершеннолетних в сфере сущего, и на перспективную, определяющую характер ювенального уголовного правосудия в сфере должного.
Текущая ювенальная уголовно-процессуальная политика в России носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, государство закрепило важные законодательные гарантии прав несовершеннолетних, попавших в сферу действия уголовного правосудия. С другой - существующий и реализуемый на практике механизм обеспечения этих прав часто не соответствует международным стандартам в сфере ювенального правосудия, а качество самой уголовно-процессуальной деятельности сводит на нет законодательные гарантии, превращая их в очередную декларацию. Движущей силой развития ювенальной уголовно-процессуальной политики являются определенные противоречия между потребностями общественной жизни и законодательством и практикой его применения. Состояние преступности несовершеннолетних, проблемы, возникающие в процессе реализации той или иной модели ювенального уголовного судопроизводства в конечном итоге и должны определять характер и цели ювенальной уголовно-процессуальной политики. Государственная политика, которая строится без учета потребностей реальной правовой жизни, неизбежно приводит к принятию декларативных законов, закреплению «мертворожденных» норм права. К сожалению, часто в процессе законотворческой деятельности не учитывается позиция правоприменителя, что приводит к разрыву между нормами права и следственной и судебной практикой. Автор данных строк вполне разделяет позицию Л.М. Володиной, полагающей, что «разрыв между содержанием уголовно-процессуальной политики и реальными потребностями общества порождает у граждан соответствующее отношение к закону и деятельности правоохранительных структур. Правоприменительная деятельность в рамках уголовной политики может и должна быть направлена на формирование позитивного отношения к праву, к закону» [4, 71].
Ювенальная уголовно-процессуальная политика будет определять назначение ювенального уголовного судопроизводства и опосредует специфические принципы осуществления правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, так как уголовно-процессуальная политика «должна быть закреплена в принципах уголовного судопроизводства» [5, 76].
Основными направлениями современной российской ювенальной уголовно-процессуальной политики являются:
1. организация системы ювенального уголовного судопроизводства, ориентированной на снижение уровня преступности несовершеннолетних;
2. совершенствование уголовно-процессуального законодательства, установление тесной взаимосвязи и преемственности между нор-
мами уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
3. анализ проблем правоприменительной практики, связанной с осуществлением ювенального уголовного судопроизводства и определение путей ее совершенствования.
4. создание и развитие системы специализированного правосудия, в рамках которого будет функционировать полноценное ювенальное уголовное судопроизводство;
5. упорядочив ание деятельно сти различных го -сударственных органов, вовлеченных в систему работы с несовершеннолетними правонарушителями, призванных способствовать реализации определенных социальных функций ювенального уголовного судопроизводства;
6. внедрение элементов восстановительного правосудия в ювенальное уголовное судопроизводство, поскольку «содержание политики должно быть направлено не только на обеспечение прав обвиняемого (подозреваемого), но должно, прежде всего, последовательно решить проблему обеспечения прав и законных интересов жертвы преступных посягательств» [4, 72];
7. подготовка и переподготовка профессиональных кадров для системы ювенального уголовного судопроизводства, правовое просвещение с целью формирования позитивного отношения к необходимости создания особой системы уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
Поскольку преступность несовершеннолетних все чаще рассматривается как наднациональная проблема, выходящая на глобальный уровень, на уровне международного сообщества также предпринимаются попытки определения приоритетных направлений ювенальной уголовно-процессуальной политики. В 2007 году Европейский парламент рекомендовал государствам-членам Европейского сообщества приступить к срочной разработке и принятию комплекса минимальных стандартов и руководящих принципов в отношении несовершеннолетних, общих для всех государств-членов. В качестве одного из приоритетных направлений такой деятельности Европарламент предложил рассматривать совершенствование судебных методов вторичной профилактики, реабилитации и реинтеграции. С целью решения таких задач государствам-членам Европейского сообщества были предложены целевая программа «Профилактика и борьба с преступностью», рассчитанная на 2007-2013 гг., а также специальная программа по совершенствованию уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечению сотрудничества судебных органов по уголовным делам (2007-2013 гг.) [11].
В тоже время, следует отметить, что цели ювеналь-ной уголовно-процессуальной политики могут варьироваться от государства к государству. Основные акценты могут расставляться на обеспечении в процессе юве-нального уголовного судопроизводства вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних
(Англия, Уэльс), на образовательно-реабилитационном компоненте правосудия в отношении несовершеннолетних (Германия), на совершенствовании судебной процедуры уголовного судопроизводства (Франция, Италия, Греция). Государственная политика будет определять стратегию и тактику ювенального уголовного судопроизводства, приоритет тех или иных процедур, привлечение «неюридического» компонента, развитие служб пробации и др.
Американская ассоциация юристов в одном из своих докладов феврале 2002 года сформулировала следующие принципы ювенальной уголовно-процессуальной политики:
- принцип учета различий в развитии взрослого и несовершеннолетнего;
- специфика освобождения несовершеннолетнего правонарушителя из под стражи до рассмотрения дела в суде, а также помещения несовершеннолетнего под стражу;
- принцип обязательного наличия программ, направленных на реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетнего;
- принцип недопустимости принятия отказа несовершеннолетнего правонарушителя от адвоката без
консультации с адвокатом и разъяснения несовершеннолетнему правовых последствий принятого им решения; поощрение способности несовершеннолетнего делать разумный, добровольный и осознанный выбор адвоката, создание условий для своевременной замены адвоката;
- принцип учета судьями индивидуальных особенностей несовершеннолетнего при вынесении приговора;
- принцип использования альтернативных уголовному наказанию мер в ювенальном уголовном судопроизводстве [12].
Поскольку уголовно-процессуальная политика определяет не только современное состояние уголовного судопроизводства, но и несет в себе определенный программный потенциал, можно говорить о принципах не только текущей, но и о принципах перспективной ювенальной уголовно-процессуальной политики.
Перспективная ювенальная уголовно-процессуальная политика носит программный характер и устремлена в будущее, она позволяет сконструировать перспективную модель ювенального уголовного судопроизводства в России на основе совершенствования законодательства и практики его применения.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - [Электронный ресурс]. - Президент России: официальный сайт. - Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page. aspx?1;1613662 (дата обращения: 09.08.2013).
2. Азаров В.А. Уголовно-процессуальная идеология и одноименная фразеология // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 3. С. 4-8.
3. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. 562с.
4. Володина Л.М. Проблемы уголовно-процессуальной политики // Стратегии уголовного судопроизводства: Сб. материалов научной конференции к 160-летней годовщине со дня рождения профессора И.Я. Фойницкого. М.: РАП, 2008. С. 67- 73.
5. Газетдинов Н.И. Современная уголовная политика и отечественная доктрина о принципах уголовного судопроизводства // Журнал российского права. 2007. № 7. С. 72-77.
6. Малько А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 174-177.
7. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. М.: Юристъ, 1999. 776с.
8. Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Изд-во НОРМА, 2003. 528с.
9. Смирнова И.Г. Уголовно-процессуальная политика: некоторые суждения о ее сущности, социальной обусловленности и месте в уголовной политике // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. -
10. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб.: Знание, 2004.- 734с.
11. Monitor Europa: Una strategia contro la delinguenza giovanile. - [Electronic resource]. - Mode access: http://assemblealegisla-tiva.regione.emilia-romagna.it/biblioteca/publicazioni/MonitorEuropa/2007. htm.
12. ABA Juvenile Justice Policies. - [Electronic resource]. - "Youth in the Criminal System" Guidelines, February 2002. Mode access: http://www.abanet.org/crimjust/juvjus/jjpolicies.html.
References
1. Presidential Decree of 1 June 2012 number 761, «National Strategy for Action on Children in 2012 - 2017» - [electronic resource]. - The President of Russia: official website. - Mode of access: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?!; 1,613,662 (date accessed: 09.08.2013). (rus)
2. Azarov V.A. Criminal procedure ideology and phraseology of the same name / / Bulletin of the Orenburg State University. 2006. № 3. P. 4-8. (rus)
3. Alexandrov A.I. Criminal Policy and Criminal Procedure of the Russian statehood: History, Present and Prospects, Problems / Ed. V.Z. Lukashevich. - St. Petersburg.: Print. House of St. Petersburg. State. University Pp, 2003. - 562 p. (rus)
4. VolodinaL.M. Problems of criminal procedure policy // Strategy criminal justice: Proceedings of the Science Conference to the 160th anniversary of the birth of Professor I.J. Foynickiy. Moscow, 2008. Pp. 67 - 73. (rus)
5. Gazetdinov N.I. Modern criminal policy and the Patriotic doctrine of the principles of criminal justice // Journal of Russian law. 2007. № 7. Pp. 72-77. (rus)
6. MalkoA.V. On the Concept of Legal Policy of the Russian Federation // Legal policy and legal life. 2001. № 2. P. 174-177. (rus)
7. Political science for lawyers: Lectures / Ed. prof. N.I. Matuzova and prof. A.V. Malko. - Moscow: Yurist, 1999. - 776 p. (rus)
8. Russian Legal Policy: Lectures / Ed. N.I. Matuzova, A.V. Malko. - Moscow: Publishing House of the NORM, 2003. - 528 p.
(rus)
9. Smirnova I.G. Criminal procedure policy: some judgments about its essence, social conditioning and a place in the criminal policy // Criminology Journal of Baikal State University of Economics and Law. - 2010. - № 3. - P. 61-67. (rus)
10. Juvenology and juvenile politics in the XXI Century: The Experience of an integrated multi-disciplinary research / ed. E.G. Slutskiy. - St. Petersburg.: Knowledge, 2004. - 734 p. (rus)
11. Monitor Europe: A strategy against the delinguenza youth. - [Electronic resource]. - Mode access: http://assemblealegislativa. regione.emilia-romagna.it/biblioteca/publicazioni/MonitorEuropa/2007. htm. (it)
12. ABA Juvenile Justice Policies. - [Electronic resource]. - "Youth in the Criminal System" Guidelines, February 2002. - Mode access: http://www.abanet.org/crimjust/juvjus/jjpolicies.html.
УДК 347.1(075.8) А.В. МЕРКУЛОВА
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса, предпринимательского и трудового права Орловского государственного университета E-mail: merkulov_famaly@mail.ru
UDK 347.1(075.8) A.V. MERKULOVA
candidate of legal sciences, associate professor of the department of civil process, entrepreneurial and labour
law, Orel State University E-mail: merkulov_famaly@mail.ru
РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ КАК ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ THE REAL PROPERTY MARKET AS THE ECONOMIC AND LEGAL CATEGORY
Статья посвящена юридическому осмыслению категории рынок недвижимости. В ней излагаются взгляды исследований по вопросу дефиниций «рынок недвижимости». Вносятся предложения по формулированию понятия с учётом экономических и правовых признаков.
Ключевые слова: рынок, рынок недвижимости, правовые признаки, рыночные (предпринимательские) правоотношения.
The article is devoted to the comprehension of the category 'realproperty market'. It sets out the views of investigations on the question of definitions "realproperty market". Suggestions are made on forming the notion taking into account economic and legal features.
Keywords: market, real property market, legal features, market (entrepreneurial) legal relationships.
В связи с переходом России к рыночной экономике в нашу жизнь стремительно вошли новые явления, новые понятия, среди которых «рынок», «рыночные отношения».
Рынок представляет собой многогранное явление. Соответственно таким же многоаспектным является и отражающее его понятие. Наиболее важными гранями или проявлениями рынка выступают экономическая и правовая грани.
Как экономический механизм, рынок формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия.
Переход к рыночным отношениям в России закономерно повлек за собой изменение нормативной базы, необходимость закрепления в действующем законодательстве соответствующего инструментария, позаимствованного как из мирового, так и из отечественного дореволюционного опыта рыночного хозяйствования, потребовал переосмысления роли государства.
Все чаще при конструировании норм права законодатель стал обращаться к категории «рынок». В настоящее время как юридический термин «рынок» включен в нормы Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 10, 401, 1033, 1062, 1222, 1362), Жилищного кодекса РФ ( ст.2) , Налогового кодекса РФ (ст.ст. 25.2., 38, 40, 101, 105.1 и др.), Градостроительного кодекса РФ (ст. 55.5), Бюджетного кодекса РФ (ст.ст. 46, 103, 104, 104.1.,130), Уголовного кодекса РФ (ст.ст. 185.3., 178), Арбитражного процессуального кодекса РФ (ст. 225.11), Таможенного кодекса РФ ( ст.1 ), нормы глав 3, 4, 9, 13, 14, 15, 19, 23 КоАП РФ, федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», законы РФ, например, «О валютном регулировании и валютном контроле», "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; в преамбулу Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и др.
Вместе с тем, при наличии многочисленного исполь-
© А.В. Меркулова © A.V. Merkulova