Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования ресурсного потенциала региона'

Основные направления совершенствования ресурсного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанова Умукусум Али-Искандеровна

В статье представлены основные направления совершенствования ресурсного потенциала региона, рассмотрены различные сценарии развития, а также приоритетные мероприятия в сфере совершенствования отдельных составляющих ресурсного потенциала региона. Объектом исследования является ресурсный потенциал экономики региона. Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе управления ресурсным потенциалом экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования ресурсного потенциала региона»

УДК 332.1

й0\: 10.24411/1813-3528-2018-10038

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Аннотация: В статье представлены основные направления совершенствования ресурсного потенциала региона, рассмотрены различные сценарии развития, а также приоритетные мероприятия в сфере совершенствования отдельных составляющих ресурсного потенциала региона. Объектом исследования является ресурсный потенциал экономики региона. Предметом исследования выступают организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе управления ресурсным потенциалом экономики региона.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, эффективность использования

Kurbanova U.A.-I. The main directions of improving the resource potential of the region

Abstract: the article presents the main directions of improving the resource potential of the region, various

scenarios of development, as well as priority activities in the field of improving the individual components of

the resource potential of the region. The object of the study is the resource potential of the regional economy.

The subject of the study are the organizational, economic and managerial relations arising in the process of

managing the resource potential of the region's economy.

Keywords: resource potential, efficiency of use

Как известно, основным фактором, определяющим темпы развития любого региона, является рост объемов привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов в основных сферах хозяйственного комплекса, т.е. инвестиций в основной капитал, промышленность и в сельское хозяйство [1]. Такой подход был заложен в проект обоснования различных направлений стратегического развития Республики Дагестан на период до 2020 г.: инерционный, инвестиционный и инновационный.

Инерционный сценарий предусматривает сохранение динамики экономического развития Дагестана, складывающейся под влиянием внутренних и внешних факторов, относительное повышение инвестиционной привлекательности. Лучшая ситуация в социальной сфере, переход основных секторов экономики в режим устойчивого развития, мобилизацию имеющихся ранее не задействованных резервов, а также их реализацию в целях выполнения целевых комплексных программ федерального и регионального уровней.

Инвестиционный сценарий предполагает ускорение инвестиционной деятельности путем совершенствования научно-технического и технологического уровня производства через его модернизацию и техническое перевооружение, улучшение инвестиционного климата, формирование на территории республики реальных механизмов рыночной инфраструктуры [2].

Вместе с тем сценарий предусматривает реализацию долгосрочных национальных проектов (образование, здравоохранение, АПК), а также программ развития основных секторов экономики, таких как ТЭК, машиностроение, туризм и рекреация.

Инновационный - это наиболее сложный сценарий, который потребует ежегодного прироста инвестиций в основной капитал на 20 % и направленный на усиление инновационной составляющей экономического роста, на базе эффективного использования постиндустриальных основ развития, в их числе квалифицированная рабочая сила, современные технологии, научно-технические ресурсы. Выполнение предложенного направления развития достигается за счет увеличения объема инвестиций в современные направления развития производства в целях повышения производительности труда и

Курбанова Умукусум Али-Искандеровна

К.э.н., доцент ДГУ г. Махачкала

Sabiha73@mail.ru

эффективности использования капитала. Все это в конечном итоге нацелено на существенное повышение конкурентоспособности региона и сокращение отставания от других субъектов РФ.

Согласно этому сценарию после преодоления кризисных явлений предусматривается значительное увеличение объема инвестиций в сферу перспективных направлений производства и в программу улучшения социального обустройства населения республики.

Наиболее реальные потенциальные возможности республики заложены в таких факторах, как трудовой, потребительский и финансовый потенциалы. Наряду с этим, ряд показателей выявляет иную сторону нынешнего уровня развития республики. Так, например, по итогам анализа относительно низкие оценки получены в рамках производственного, инфраструктурного, инновационного и туристического потенциала. К сожалению, по состоянию их развития республика находится в числе отстающих регионов РФ. Промежуточные значения по итогам оценки занимают институциональный и природно-ресурсный потенциал [3].

Сложившаяся в республике ситуация пока не создает оптимальных условий для повышения темпов развития экономики. Сегодня Дагестан находится в достаточной степени зависимости от федерального центра. В этих условиях, хотя объем государственных инвестиций имеет тенденцию роста, объемы частных инвестиций достаточно низкие, в связи с чем невысок и уровень реализации инвестиционной деятельности [4].

Несмотря на то, что территория Республики Дагестан является наиболее обеспеченным регионом России по водным ресурсам, бесконтрольное, бесхозяйственное, нерациональное использование природных вод и несвоевременное принятие мер по охране их чистоты может привести к деградации водных экосистем и дефициту пресной воды.

Основным фактором, негативно влияющим на качество воды и биоресурсы рек, являются стоки очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства. Большинство этих сооружений работают неэффективно и требуют первоначального капитального строительство или капитального ремонта в связи с изношенностью.

Негативно влияют на водные биоресурсы несанкционированные свалки сельскохозяйственных и бытовых отходов, которые обычно располагаются в водоохранных зонах рек (непосредственно в поймах и надпойменных террасах). Они имеются практически вокруг всех населенных пунктов республики.

Недостаточная активность, а порой бездействие, муниципальных властей по благоустройству территорий и по недопустимости загрязнения берегов рек, ведет к их загрязнению и истощению.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости принятия действенных мер по пресечению негативного воздействия на гидроэкосистемы республики.

Также одной из важных проблем водохозяйственного комплекса является борьба с вредным воздействием на окружающую среду. В результате паводков и подтоплений наноситься ущерб экономике и природе, ухудшается состояние берегов.

Приоритетными мероприятиями в целях оздоровления водных ресурсов республики, снижения вредного воздействия вод являются:

• выполнение водопользователями условий договоров и решений на пользование водными объектами;

• ремонт, модернизация, реконструкция и строительство водохозяйственных систем и сооружений, обеспечивающих сохранение и прирост водных ресурсов;

• соблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов;

• на промышленных предприятиях систем повторного и оборотного водоснабжения, локальных очистных сооружений, а также внедрение водосберегающих технологий;

• обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; выполнение собственниками ГТС установленных требований к безопасности этих сооружений с проведением их реконструкции, своевременного ремонта и надлежащей эксплуатации;

• повышение ответственности юридических и физических лиц за негативное воздействие на окружающую среду.

Освоение минеральных ресурсов

Длительное время не осваиваются месторождения: Кизил-Дере (еще в 1984 г. завершена детальная разведка медно-колчеданного месторождения Кизил-Дере); Синие камни (стронций); Экибулакское (формовочные пески); перспективные месторождения цементного сырья (известняки, глины, Буйнакский, Карабудахкентский районы); месторождения теплоэнергетических и промышленных вод.

Месторождение «Серное» - стекольных песков находится в распределенном фонде недр. Работы по разработке, добыче и обогащению кварцевых песков на месторождении «Серное» не проводились из-за изношенности и отсутствия современного оборудования на горнообогатительном комбинате, отсутствия объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, которые могли бы обслуживать комбинат. В связи, с чем был разработан проект, реализация которого предполагалась в два этапа:

I. Создание и реконструкция объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;

II. Строительство нового, с применением современных технологий, горно -обогатительного комбината производительностью 500 тыс.тонн в год.

В целом потенциал полезных ископаемых недр Дагестана используется недостаточно эффективно. Необходимо значительно повысить роль минеральных ресурсов в социально-экономическом развитии Республики Дагестан, особенно горной и предгорной частей, где имеются определенные перспективы промышленного освоения месторождений цветных, редких и благородных металлов, цементного сырья, гипса, цеолитсодержащих пород, доломитов [5].

Горные породы, служащие минеральным сырьем для производства цемента достаточно развиты в Дагестане. По геологическим и географо-экономическим условиям на территории республики выделяются шесть перспективных зон компактного размещения карбонатного и глинистого компонентов: Буйнакская, Карабудахкентская, Махачкалинская, Сергокалинская, Касумкентская и Горно-Сулакская.

Для выделения участков недр с более качественным сырьем в пределах Махачкалинской и Карабудахкентской зон за счет средств федерального бюджета проведены поисковые работы на высококачественное цементное сырье в известняковом Дагестане

Целесообразно разрабатывать мероприятия по эффективному освоению местных минеральных ресурсов и максимальному использованию промышленностью и сельским хозяйством различных минеральных ресурсов.

Потенциал минеральных ресурсов используется недостаточно и в тоже время их рациональное и экологически безопасное освоения позволит значительно расширить перечень видов добываемых полезных ископаемых.

Структура минерально-сырьевой базы достаточно благоприятна для расширения освоения и воспроизводства минеральных ресурсов. Прогнозный потенциал большинства известных видов минеральных ресурсов достаточен для расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Например, по нефти и газу прогнозные и потенциальные ресурсы превышают учтенные балансовые запасы соответственно в 30-35 и 5-10 раз. Такое соотношение указывает на крайнюю необходимость усиления поисково-разведочных работ с целью сбалансирования составляющих частей минеральных ресурсов, т.е. МСБ и прогнозных ресурсов [6].

Трудовые ресурсы

В 2018 году в рамках дальнейшей реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан «Содействие занятости населения» будет обеспечено увеличение охвата граждан и работодателей услугами органов службы занятости, недопущение роста напряженности на рынке труда.

Также планируется выполнение на условиях софинансирования (107,8 млн. руб. из бюджета Российской Федерации, 5,7 млн. руб. из республиканского бюджета Республики Дагестан) разработанной государственной программы Республики Дагестан «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение

напряженности на рынке труда Республики Дагестан» на 2018 год, предусматривающей дополнительное профессиональное образование работников, находящихся под риском увольнения, стажировку выпускников, стимулирование предпринимательской деятельности и другие мероприятия. Данная Программа в основном будет направлена на обеспечение занятости населения в сфере строительства и в курортно-туристическом комплексе, а также при реализации иных социально- экономических проектов, и охватит около 1,2 тыс. человек.

Будет обеспечиваться проведение мониторинга выпускников организаций профессионального образования, в том числе инвалидов, выходящих на рынок труда, с целью организации их стажировки.

Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости населения по взаимодействию с работодателями, в 2018 году предполагается реализовать мероприятия, направленные на повышение качества оказываемых работодателям услуг. В этих целях будет реализован План мероприятий Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по организации взаимодействия органов государственной службы занятости населения с работодателями и проведению в районах и городах совместных акций (мероприятий) на 2018 год (утвержден приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 29 декабря 2017 г. № 07/2-1045). В рамках указанного Плана в том числе планируется создание в муниципальных районах и городских округах постоянно действующих дискуссионных площадок «Клуб работодателей», а также маркетинговые визиты специалистов центров занятости населения к работодателям с целью укрепления партнерских отношений с работодателями и привлечения к сотрудничеству вновь создаваемых предприятий [6].

Вопросы снижения уровня производственного травматизма остаются актуальными ив 2018 году. Данная работа будет продолжена в рамках реализации соответствующего приоритетного проекта «Улучшение условий и охраны труда в Республике Дагестан». Кроме того, планируется: проведение в муниципальных районах и городских округах круглых столов, совещаний на тему Всемирного дня охраны труда (28 апреля), а также - участие во Всероссийской неделе охраны труда в городе Сочи.

В 2018 году в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Дагестан (2013-2018 годы)» будет обеспечиваться дальнейшее повышение средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания [7].

Поступление платежей при пользовании природными ресурсами на 2018 год прогнозируется в сумме 5 802,0 тыс. рублей, что на 7 142,0 тыс. рублей, или в 2,2 раза меньше утвержденного показателя на 2017 год (12 944,0 тыс. рублей).

Поступления указанных доходов формируются за счет платежей при пользовании недрами - 2 600,0 тыс. рублей, платежей за негативное воздействие на окружающую среду -1 500,0 тыс. рублей и платежей за использование лесов - 1 702,0 тыс. рублей [8].

Список источников:

1. Бессонова Е.А., Мерещенко О.Ю. Методические подходы к оценке ресурсного потенциала региона//Вопросы региональной экономики. №4, 2016, с. 17-24

2. Раджабова З.К., Раджабова З.О., Исмаилова П.И. Пути совершенствования инвестиционного потенциала Республики Дагестан//Фундаментальные исследования. - 2017. - № 8 (часть 2) -С. 437-441

3. Ашуров Т.Ш., Мейланов И.М. Региональные аспекты потенциала экономики Южного Дагестана и проблемы его использования // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 6. - с. 1075-1081.

4. Закирова М.И. Методический подход к оценке ресурсного потенциала региона. // Экономика и предпринимательство. № 1 (90) Год: 2018. С. 306-310

5. Омаров Г. З. Формирование устойчивого инновационного развития регионов на основе рационального использования природно-ресурсного потенциала // Микроэкономика. №3. 2017г. С. 46-49

6. Ашуров Т.Ш. Методологические аспекты механизма укрепления доходной базы бюджета региона (на примере Республики Дагестан) // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 5. - с. 773-782.

7. www.mprdag.ru - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан

8. Постановление от 22 декабря 2014 года N 654 «Об утверждении Государственной программы Республики Дагестан «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2015-2919 годы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.