Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования преподавания дисциплины «Экономический анализ»'

Основные направления совершенствования преподавания дисциплины «Экономический анализ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратова И.Г.

Учебные дисциплины, предусмотренные аттестационными планами экономических специальностей, условно можно разделить на две группы: традиционные, существовавшие в дорыночной экономике, и принципиально новые, появившиеся в связи с изменением типа экономических отношений. К последним можно отнести аудит, маркетинг, финансовый менеджмент, рынок ценных бумаг, логистику, бухгалтерский управленческий учет. Экономический анализ принадлежит к группе традиционных дисциплин, таких как экономика отрасли, статистика, финансы предприятий, организация и управление производством. Однако содержание традиционных дисциплин существенно изменилось. Роль анализа как средства управления производством возрастает, это связано с созданием новых форм хозяйствования, развитием рыночных отношений, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства. Управленческие решения должны основываться на точных расчетах, быть научно обоснованными, экономически целесообразными. Очевидно, такие задачи не могут быть решены без глубокого и всестороннего экономического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования преподавания дисциплины «Экономический анализ»»



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

КГ. КОНДРАТОВА, кандидат технических наук, доцент

Учебные дисциплины, предусмотренные аттестационными планами экономических специальностей, условно можно разделить на две группы: традиционные, существовавшие в дорыночной экономике, и принципиально новые, появившиеся в связи с изменением типа экономических отношений. К последним можно отнести аудит, маркетинг, финансовый менеджмент, рынок ценных бумаг, логистику, бухгалтерский управленческий учет. Экономический анализ принадлежит к группе традиционных дисциплин, таких как экономика отрасли, статистика, финансы предприятий, организация и управление производством. Однако содержание традиционных дисциплин существенно изменилось.

Переход к рыночным отношениям требует от предприятий повышения эффективности производства, активизации предпринимательства, для реализации этих задач организации необходимо располагать мощным аналитическим аппаратом.

Современный экономический анализ предполагает предоставление информации как для внешних, так и для внутренних пользователей, в связи с этим можно выделить различные виды анализа -технико-экономический, финансовый, маркетинговый, инвестиционный.

Целью технико-экономического анализа является изучение технического, организационного и экономического уровня работы предприятия и его подразделений, оценка результатов его производственно-хозяйственной деятельности.

Основные разделы технико-экономического анализа: анализ использования трудовых ресурсов предприятия, анализ использования основных средств, материальных ресурсов, себестоимости продукции (работ, услуг).

Основной задачей анализа является не только сравнение плановых и фактических показателей,

но прежде всего анализ эффективности использования потенциала организации, поиск резервов улучшения использования имеющихся ресурсов, разработка рекомендаций по повышению фондоотдачи, материалоотдачи, снижению трудоемкости, фондоемкости, текучести кадров. Особое значение имеет анализ затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Анализ затрат начинается с классификации затрат, выделения переменных и постоянных, прямых и косвенных, явных и неявных, регулируемых. Для этого используются методы маржинального (или управляемого) анализа. По отношению к объему деятельности организации затраты делятся на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства — это затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (заработная плата основных рабочих, расходы сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это расходы, связанные с управлением и организацией производства, амортизация, арендная плата, расходы на рекламу. Используя деление затрат на постоянные и переменные, можно определить объем продаж или производства в критической точке (или точке безубыточности), который показывает минимальный объем производства или продаж, компенсирующий издержки организации. Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» (СУР-анализ) является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений.

Чтобы помочь руководителям в планировании и контроле, специалисты по экономическому анализу подразделяют затраты по функциональным подразделениям, к которым они относятся. Производственные затраты подразделяются далее на прямые

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£0РЪЯ ъ Ъ?>*ХЖ7€Ъ4

затраты на материалы, прямые затраты на труд, производственные накладные расходы. Такое деление затрат позволяет четко обозначить расходы, относящиеся к конкретной единице продукции.

Используя приемы управленческого анализа, можно решать задачи, связанные с обоснованием увеличения производственной мощности, выбором варианта приобретаемых машин и оборудования, с принятием решения «производить или покупать». На практике часто приходится реализовать управленческие задачи в условиях ограничений на ресурсы. Примерами таких ограничений могут быть:

а) объем реализации продукции (существуют ограничения спроса на продукцию);

б) материальные ресурсы (недостаток материалов для производства продукции в необходимом объеме);

в) трудовые ресурсы (численность рабочих и специалистов в целом и по профессиям);

г) недостаток фонда рабочего времени оборудования.

Маркетинговый анализ предполагает анализ рынков сбыта продукции, уровень их доходности. Для отдельных товаров рассчитывается продолжительность жизненного цикла, который включает следующие стадии:

1) разработка нового товара, на этой стадии фирма несет убытки;

2) выпуск товара на рынок и его внедрение, затраты связаны с продвижением;

3) рост и развитие продаж, товар начинает приносить прибыль, покрывает издержки;

4) товар имеет стабильный рынок, приносит регулярный доход, пользуется спросом.

5) насыщение и спад, объем продаж постепенно снижается, спрос падает.

Одним из направлений маркетингового анализа является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цена обеспечивает прибыльную работу предприятия, существует несколько методов установления цен. Анализ должен дать оценку уровня производства, при котором предприятие имеет стабильную прибыль. В многопрофильных организациях, занимающихся различными видами деятельности, цены на отдельные товары могут быть установлены ниже себестоимости при условии, что в целом организация получает прибыль.

Основу современного экономического анализа составляет финансовый анализ. Его называют внешним анализом, поскольку пользователями результатов этого анализа являются налоговые органы, потенциальные инвесторы и акционеры, при-

нимающие решения о вложении средств, о формировании финансовых отношений с конкретным предприятием.

Финансовый анализ предназначен для оценки финансового состояния организации. Одной из характеристик статистического положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она зависит как от стабильности экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости фирмы.

Внешним проявлением финансовой устойчивости является платежеспособность, т.е. возможность наличными ресурсами своевременно погасить задолженность по внешним обязательствам, а также ликвидность - способность рассчитаться по краткосрочным обязательствам. Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие является ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. Для оценок изменения степени платежеспособности и ликвидности нужно сравнивать показатели баланса предприятия по различным группам активов и обязательств. На основе этого сравнения определяют абсолютные и относительные аналитические показатели.

Для характеристики ликвидности используются следующие показатели:

• коэффициент абсолютной ликвидности, равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов;

• коэффициент текущей (промежуточной) ликвидности, дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств;

• коэффициент быстрой (срочной) ликвидности, аналогичен по смыслу коэффициенту текущей ликвидности, но определяется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы.

Различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при раз-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ ъ Ъ7>*ХЖЪЫ

47

^(с&Н<ммгеасий аНллиу,

13 (28)- 2004

ной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Покупатели и держатели акций и облигаций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость предприятия по коэффициенту текущей ликвидности.

Для оценки степени ликвидности организации отдельных организационно-правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, унитарных предприятий) установлен показатель стоимости чистых активов. Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств, принимаемых к расчету. Если стоимость чистых активов оказывается меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Рассматривая показатели ликвидности, следует иметь в виду, что величина их является довольно условной, так как ликвидность активов и срочность обязательств по бухгалтерскому балансу можно определить довольно приблизительно. Ликвидность запасов зависит от их качества (оборачиваемости, доли дефицитных, залежалых материалов и готовой продукции). Ликвидность дебиторской задолженности зависит от скорости ее оборачиваемости, доли просроченных платежей и сомнительных долгов. Поэтому более точно оценить ликвидность можно в ходе внутреннего анализа на основе данных аналитического бухгалтерского учета.

Новым явлением для современной российской экономики является банкротство предприятий. В дореволюционной России это явление было известно, существовало и законодательство о несостоятельности, но традиции применения процедуры банкротства практически утрачены. Банкротство—это подтвержденная документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим деловым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствия средств. Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера.

Внешние факторы — экономические (кризисное состояние экономики, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы); политические (политическая нестабильность общества, потеря рынков сбыта, изменения условий экспорта и импорта); демографические (численность населения, уровень его благосостоя-

ния, платежеспособность). Внутренние —снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности, создание сверхнормативных остатков незавершенного производства, производственных запасов, отсутствие сбыта продукции, извлечение заемных средств на невыгодных условиях).

Для диагностики вероятности банкротства используют следующие методы анализа:

1) многокритериальный подход, в соответствии с которым признаки банкротства делят на две группы:

а) показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях в недалеком будущем (наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, низкие значения коэффициентов ликвидности, хронический спад производства, дефицит собственного оборотного капитала, падение рыночной стоимости ценных бумаг);

б) показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности его резкого ухудшения в будущем (недостаточность капитальных вложений, внутренние простои, неритмичная работа, потеря ключевых партнеров);

2) интегральная оценка финансовой устойчивости на основе скорингового анализа, предложена американским экономистом Д. Дюроном, ее сущность заключается в классификации предприятий по степени риска исходя их фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок;

3) в зарубежных странах для оценок риска банкротства и кредитоспособности предприятий широко используются факторные модели Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные с помощью многомерного дискрими-нантного анализа.

Однако не существует универсальных моделей, поэтому при использовании многомерного анализа необходимо разрабатывать модели, учитывающие специфику конкретной отрасли и предприятия.

Стабильность финансового положения предприятия обусловлена его деловой активностью, основными критериями которой являются: уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста, выполне-

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£07>ъя ж

^(саЯ*шигеасий afuutuj

13 (28)-2004

ние плана по основным показателям хозяйственной деятельности и заданным темпам их роста.

Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие интенсивность использования всех ресурсов: основных, нематериальных и оборотных активов.

Ресурсоотдача показывает объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), приходящийся на один рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. В мировой практике этот показатель получил название коэффициента оборачиваемости вложенного капитала.

Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости.

Критерием эффективности использования оборотных средств является ускорение оборачиваемости оборотных средств, сокращение продолжительности одного оборота в днях.

Коэффициент устойчивости экономического роста отражает темпы увеличения экономического потенциала предприятия и исчисляется как отношение реинвестированной прибыли к среднегодовой величине собственного капитала.

Деятельность современного предприятия связана с принятием решений в области инвестиционных процессов. Оценка эффективности инвестиций представляет собой один из разделов экономического анализа.

Анализ эффективности инвестиций предполагает выбор наилучших инвестиционных проектов, обеспечивающих в будущем получение прибылей, оправдывающих произведенные затраты.

Анализ начинается с оценок динамики объема и структуры капитальных вложений по направлениям и источникам финансирования. В качестве основных источников финансирования используются собственные (амортизация основных средств, нематериальных активов, чистая прибыль) и привлеченные (кредиты банков, целевое финансирование из бюджета, заемные средства других предприятий) средства. С помощью индексного метода можно определить влияние структуры источников собственных средств финансирования, объема привлеченных средств, доли прибыли, направляемой на финансирование долгосрочных инвестиций на величину источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Используемые методы оценки эффективности инвестиционных проектов можно разбить на две группы: не учитывающие фактора времени (стати-

ческие) и учитывающие этот фактор (динамические). К первой группе относятся методы срока окупаемости, учетной нормы прибыли. Принципиально новыми методами оценки эффективности капитальных вложений являются методы чистой текущей стоимости инвестиционного проекта (NPV), метод внутренней нормы доходности (IRR), метод индекса рентабельности (PI).

Инвестиционная деятельность связана с определенным риском. Риски классифицируются на предпринимательский и финансовый. Предпринимательский риск разделяется на проектный риск (отдельной долгосрочной инвестиции) и общий риск (всего портфеля инвестиций). В составе финансовых рисков различают кредитный, процентный, валютный риск и риск упущенной выгоды. Риск является вероятностной оценкой, для его анализа применяются методы теории вероятности, математической статистики, теории случайных чисел, метод Монте-Карло (имитационное моделирование). Следовательно, проведение квалифицированного анализа инвестиции предполагает знание основ соответствующих математических методов.

Существенно изменилась информационная база проведения экономического анализа. Для целей внешнего финансового анализа информационное обеспечение основано главным образом на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности - бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и пояснений к ним. Каждая форма отчетности позволяет решать определенные задачи.

Бухгалтерский баланс необходим для анализа финансового состояния организации, отчет о прибылях и убытках — для характеристики финансовых результатов деятельности предприятия, в отчете о движении денежных средств представлена информация о денежных потоках и платежеспособности фирмы. В связи с этим появляется потребность в анализе финансовой отчетности, который предоставляет дополнительные возможности для изучения состояния дел в организации. В процессе анализа выявляются недостатки и достоинства действующей системы экономической информации.

При осуществлении управленческого анализа используется разнообразная информация - нормативная информация по конструкторской и технологической подготовке производства, данные оперативного учета, отчеты, предоставляемые в органы статистики, сведения о выполнении договоров поставки, о реализации готовой продукции, использовании производственного потенциала предприятия. На современном предприятии значитель-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбРпЯ ъ т&лхтмсм

49

^(саНо^нитеасий аНали^

13 (28)-2004

ные объемы информации требуют применения большого объема вычислений (абсолютных и относительных отклонений, средних величин), а также аналитических процедур (группировок, оценок, графического представления материала). Традиционные методы анализа не могут удовлетворить пользователя аналитической информации, все большее значение приобретает применение методов оптимизации показателей, экономика математического моделирования, поэтому объективной необходимостью становится автоматизация экономического анализа на базе использования компьютерной техники. Применение персональных компьютеров повышает эффективность аналитической работы, сокращает время выполнения аналитической операции, позволяет более точно произвести вычисления, решать многомерные задачи анализа, повысить оперативность и действенность анализа.

На многих предприятиях были созданы АРМ - автоматизированные рабочие места бухгалтеров, экономистов. Наиболее эффективной формой функционирования автоматизированных рабочих мест является соединение их в единую вычислительную сеть аналитического обеспечения хозяйственной деятельности предприятия.

В настоящее время ряд фирм, занимающихся разработками компьютерных бухгалтерских программ, предлагает также программы аналитического содержания, использование которых позволяет оперативно и глубоко представить информацию для проведения экономического анализа. Изучение таких программ должно стать неотъемлемой частью процесса преподавания дисциплины «Экономический анализ».

Новым направлением в экономическом анализе является экологический анализ. В финансовых отчетах, предоставляемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, приводятся сведения, иллюстрирующие реальную картину воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду. Экологическая информация должна быть неотъемлемой частью отчетов тех российских предприятий, которые оказывают очевидное воздействие на состояние окружающей среды. Экономическому анализу подвергаются как текущие расходы (безопасность продукции, производства, охрана окружающей среды), так и инвестиции, связанные с безопасностью продукции, производства, охраной окружающей среды. При экологическом анализе расходы разделяются на следующие группы: инвестиции, общефирменные расходы, расходы на

научное исследование и опытно-конструкторские разработки, расходы по управлению природоохранной деятельностью и ее планированию, расходы по ликвидации последствий ущерба и возмещенные расходы (издержки).

Общая структура экологического анализа деятельности предприятия включает анализ природоохранной политики предприятия, его экологических целей, условий работы предприятия (состояния атмосферного воздуха, водных ресурсов в районе предприятия), внешнего и внутреннего контроля экологической ситуации, организации рационального природопользования, затрат на природоохранную деятельность и эффективности природоохранных мероприятий. Экологический анализ должен быть включен в систему управленческого анализа для принятия управленческий решений в области рационального природопользования.

Современный экономический анализ основа на принципах комплексности и системности. Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия [1]. К основным понятиям комплексного анализа относятся полнота или всесторонность анализа, системность, наличие единой цели анализа. Однако комплексный анализ - не просто сумма аналитических процедур отдельных сторон деятельности предприятия. Необходимым условием комплексности является использование в анализе единой цели, характеризующей результаты деятельности предприятия. Комплексный анализ включает анализ технико-организационного уровня производства, анализ использования производственных фондов, материальных, трудовых ресурсов, анализ объема производства и реализации продукции, анализ себестоимости по элементам затрат, анализ прибыли и рентабельности, анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ деловой активности. При проведении занятий по курсу «Экономический анализ» следует составить учебный и календарный планы таким образом, чтобы у слушателей сложилось целостное представление о комплексном подходе к изучению курса, о необходимости проведения комплексного анализа.

Метод функционально-статистического анализа (ФСА) известен достаточно давно. Сущность его заключается в том, чтобы детально проанализировать конструкцию выпускаемого изделия, функции, выполняемые отдельными узлами и деталями, обосновать целесообразность наличия

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоркЯ- тс тямхпеиъ*

3^(саН<шигсасисс лЯлли^

13(28) -2004

этих составляющих, рассчитать затраты на их создание. Каждая из функций, характерных для объекта, может выполняться разными способами, они обусловлены разными технологическими и техническими особенностями производственного процесса, соответственно, требуют различных затрат. Следовательно, выбирая способ выполнения той или иной функции, можно изменять затраты, связанные с ее осуществлением. Очевидно, такой подход требует определенных технологических знаний аналитического работника. В нынешних условиях хозяйствования применение функционально-стоимостного анализа приобретает особо важное значение, поскольку каждый производитель заинтересован в снижении затрат на свою продукцию и, соответственно, установлении цены, привлекательной для потребителя. Проведение функционально-стоимостного анализа включает несколько этапов, основными из которых можно назвать подготовительный (выбор объекта исследования, создание исследовательской группы), информационный (сбор, изучение, обработка данных об исследуемом объекте), аналитический (исследование функций изучаемого объекта, их классификация, определение стоимости каждой из них), творческий (разработка вариантов усовершенствования, удешевления от-

дельных узлов и деталей, технологических процессов). Для обоснования эффективности каждого варианта используются методы «мозговой атаки», синектический метод, метод Дельфи, морфологический, метод ПАТТЕРН. Исследовательский этап предназначен для экспериментальной проверки рассматриваемых предложений. На этапе внедрения решаются вопросы, связанные с организацией производства нового варианта анализируемого изделия.

В заключение следует отметить, что роль анализа как средства управления производством возрастает, это связано с созданием новых форм хозяйствования, развитием рыночных отношений, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства. Управленческие решения должны основываться на точных расчетах, быть научно обоснованными, экономически целесообразными. Очевидно, такие задачи не могут быть решены без глубокого и всестороннего экономического анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.

- М.: Инфра-М, 2002.

2. Савицкая Т. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — Мн: Новое знание, 2001.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбРЪЯ ъ ЪРАЪЖЪЪА

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.