Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования правотворческой деятельности'

Основные направления совершенствования правотворческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2238
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЭКСПЕРТИЗА / EXPERTISE / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна

Правотворческая деятельность не может быть произвольной, субъективной, поскольку процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных существенных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой правовой системы, регулирующей сложившиеся в обществе разнообразные отношения, а также проявления государственной воли. Процесс правотворчества непосредственно связан с такими действиями как создание, принятие и опубликование нормативно-правового акта. Создание эффективного нормативного правового акта во многом зависит от действия законодателя. Поэтому совершенствуя правотворчество, повышается эффективность применения нормативно-правового акта. В теории и на практике выделяют следующие пути, способствующие модернизации правотворческой деятельности: правовой мониторинг, экспертиза, планирование, правовое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING LAW-MAKING ACTIVITY

Legislative activity cannot be arbitrary, subjective, since the process of creating legal norms starts with the developing objective significant rules that require legal regulation. Then it goes through the social institutions and the state bodies, and after all it is implemented by the legislative, executive and judicial authorities via their inherent forms. In each state lawmaking has its own characteristics, but everywhere it is aimed at creating and improving the unified legal system that governs the various relations prevailing in the society, as well as manifestations of public will.The law-making process is directly connected with the stages of the legal act evolution, namely creating, approving and publishing of a legal act. The creation of an efficient legal act depends on the law-maker's actions. Thus, improving the law-making process, the efficiency of the legal act increases. Both in theory and in practice there can be distinguished the following ways of law-making process improvement, as legal monitoring, expertise, planning, legal education.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования правотворческой деятельности»

References

1. Legislative Technique, Under the editorship of Y. A. Tikhomirov, M., 2000.

2. Korotkova T.C. The Word in Terminological and non Terminological Application, Russian speech, 1975, No. 1; The place of Terminology in the System of Modern Sciences, M., 1970.

3. Savchenko L.V. Legal Technique in Law-Making of Subjects of the Russian Federation, Diss. ... candidate of law. N, M., 2004.

4. The Language of Law, ed. by A.S. Pigolkin, M., 1990.

Дата поступления: 08.04.2015 Received: 08.04.2015

УДК 340.13

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНОМАРЕВА Екатерина Владимировна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского ЮИМВД России, г. Уфа, Россия E-mail: k021@mail.ru

Правотворческая деятельность не может быть произвольной, субъективной, поскольку процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных существенных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой правовой системы, регулирующей сложившиеся в обществе разнообразные отношения, а также проявления государственной воли. Процесс правотворчества непосредственно связан с такими действиями как создание, принятие и опубликование нормативно-правового акта. Создание эффективного нормативного правового акта во многом зависит от действия законодателя. Поэтому совершенствуя правотворчество, повышается эффективность применения нормативно-правового акта. В теории и на практике выделяют следующие пути, способствующие модернизации правотворческой деятельности: правовой мониторинг, экспертиза, планирование, правовое воспитание.

Ключевые слова: правотворчество, нормативно-правовой акт, эффективность, экспертиза, мониторинг, планирование, прогнозирование, правовое воспитание.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING LAW-MAKING ACTIVITY

PONOMAREVA Ekaterina Vladimirovna

Candidate of Sciences (Law), senior lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Federal State Official Educational Establishment of Higher Professional Education Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Ufa, Russia. E-mail: k021@mail.ru

Legislative activity cannot be arbitrary, subjective, since the process of creating legal norms starts with the developing objective significant rules that require legal regulation. Then it goes through the social institutions and the state bodies, and after all it is implemented by the legislative, executive and judicial authorities via their inherent forms. In each state lawmaking has its own characteristics, but everywhere it is aimed at creating and improving the unified legal system that governs the various relations prevailing in the society, as well as manifestations of public will.The law-making process is directly connected with the stages of the legal act evolution, namely creating, approving and publishing of a legal act. The creation of an efficient legal act depends on the law-maker's actions. Thus, improving the law-making process, the efficiency of the legal act increases. Both in theory and in practice there can be distinguished the following ways of law-making process improvement, as legal monitoring, expertise, planning, legal education.

Key-words: law-making, law, efficiency, expertise, monitoring, planning, forecasting, legal education.

Там, где люди честны, законы бесполезны; там, где люди испорчены, законы не соблюдаются.

Б. Дизраэли

Процесс правотворчества считается трудоемким и ответственным занятием, от которого зависит благополучие граждан любого государства. Правотворческой деятельности в нашем государстве уделяется огромное внимание, законодатели стараются создавать правовые акты, которые отвечали бы всем требованиям, предъявляемым к такому роду документам, а также были эффективными и каче-

№ 4(42)2015

ственными. В силу постоянной модернизации общества, совершенствованием научно-технического прогресса, появлением инновационных технологий правотворческая деятельность также претерпевает различные изменения и в связи с этим требует своего совершенствования.

В данной статье хотелось бы выделить основные пути совершенствования правотворческой деятельность [2]. Во-первых, для начала определимся, что следует понимать под правотворчеством. Под правотворчеством следует понимать совокупность юридически значимых действий, связанных с подготовкой, принятием, опубликованием нормативно-правовых актов, которые соответствующим образом оформлены, юридически значимы и носят общеобязательный характер. Существующим проблемам в правотворчестве постоянно уделяется внимание в юридической литературе [3]. В качестве одного из основных направлений совершенствования правотворческой деятельности следует выделить проведение правового мониторинга. На сегодняшний день, количество принятых нормативно правовых актов увеличивается с геометрической прогрессией. Множество из них не согласованы между собой, не скоординированы с нормами международного права и вообще бывают нецелесообразными, и для решения выше указанных проблем государство применяет правовой мониторинг [4].

Говоря о правовом мониторинге, то его следует рассматривать как «совокупность мероприятий по исследованию, анализу результатов правотворческой деятельности, качества создаваемых нормативных правовых актов, а также эффективности применения в правоприменительной деятельности» [1]. Данный институт стал применяться относительно недавно в современной юридической науке. Основной задачей правового мониторинга является исследование нормотворческой детальности, оценка эффективности нормативно-правовых актов и для достижения единства правового пространства в Российской Федерации. На наш взгляд правовой мониторинг следует осуществлять постоянно, а не фрагментарно, это позволили бы повысить эффективность принимаемых нормативных правовых актов, а также скоординировать действия субъектов правотворческой деятельности.

В качестве следующего направления совершенствования правотворческой деятельности можно выделить институт прогнозирования. Данный вид деятельности следует применять на различных стадиях правотворчества, как на стадии планирования правотворческой деятельности, так и на стадиях законотворческой инициативы, подготовки проекта правового акта, а также его принятия.

Необходимо отметить, что в юридической литературе существуют различные точки зрения по поводу прогнозирования. Так ряд ученых, как Ю.А. Тихомиров, Л.А. Морозова, выделяют прогнозирование как отдельную стадию правотворчества. По мнению А.В. Кочеткова, прогнозирование следует рассматривать как одну из составляющих «предпроектного этапа» правотворческого процесса [7, с. 179, 182; 8, с. 284-285; 9, с. 9].

Осуществление прогнозирования позволило бы анализировать и давать различную оценку принимаемым решениям (в данном случае правовым актам), а полученные результаты - решить часто возникающие вопросы, такие как о необходимости совместимости нормативных актов, устранение пробелов, противоречий, дублирующих положений в создаваемых актах и др. При этом следует отметить, что процессы прогнозирования и правового мониторинга могут проходить одновременно, а полученные результаты взаимодополнять друг друга. Следующим одним из перспективных направлений совершенствования правотворческой деятельности является планирование. Процесс планирования в правотворческой деятельности позволяет наиболее четко отрегулировать действия законодателя в процессе создания нормативного правового акта, рационально принимать решения, избегать поспешности, дублирования и прочих погрешностей. При этом необходимо отметить, что в литературе планирование выделяют как один из элементов стадии правотворчества [10].

Осуществление правильного, рационального и грамотного планирования позволяет избежать непродуманного правотворчества. Поэтому данным видом деятельности должны заниматься компетентные субъекты, которые в дальнейшем способны реализовать запланированные действия, мероприятия, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности. Проведение различного рода экспертиз на стадии подготовки нормативно-правовых актов, также является одним из приоритетных направлений совершенствования правотворческой деятельности, результаты которой могут качественно повлиять на эффективность принимаемого правового акта. Также следует согласить с мнением С.В. Полениной, которая отмечает, что экспертиза должна быть независимой и профессиональной [5, с. 67]. На сегодняшний день перед принятием нормативно-правовых актов многие проекты проходят общественную экспертизу или публичное обсуждение. В теории и на практике существует огромное количество экспертиз, однако их четкий перечень отсутствует. Применение различного рода экспертиз в правотворчестве успешно действует во многих зарубежных странах. Так, например, во

Франции проводится «оценка регулирующего воздействия законопроектов», то есть до принятия соответствующего нормативного-правового акта, законопроект подвергается всевозможным экспертизам в зависимости от вида регулируемых отношений [6].

В настоящее время разновидностей экспертиз, применяемых в правотворческой деятельности огромное множество, и от правильного выбора вида экспертизы будет зависеть качество нормативного акта, а точнее его эффективность. Немаловажное значение для совершенствования правотворческой деятельности оказывает правовое воспитание - реализация полученных знаний в общественной жизни. Следовательно, можно тогда говорить об уровни правовой культуры. Чем выше уровень правовой культуры граждан в нашем обществе, тем идеальнее будут создаваться последующие нормативно-правовые акты. Таким образом, качественное, грамотное, целенаправленное применение упомянутых выше направлений позволит совершенствовать правотворческую деятельность, повысить эффективность принимаемых нормативных правовых актов, а также уровень правового воспитания граждан.

Библиографические ссылки

1. Герасимов А.П., Максимова Е.В. «О правовом мониторинге как об одном из важнейших направлений совершенствования правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти» // Вестник АЭБ МВД России. № 11. 2010. С. 48-51.

2. Максимова Е. В. Направления совершенствования деятельности федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативно-правовых актов // Правовое государство: теория и практика. 2009. № 16. С. 33-35.

3. Максимова Е.В. Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти: дис.... канд. юрид. наук. Уфа, 2009.

4. Малько А.В. Правотворческая политика как средство предупреждения и устранения ошибок в законодательстве // Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах / Под ред. В. М. Баранова, И. М. Мацкевича, 2009.

5. Поленина С.В. Итоги законодательной деятельности в РФ и определение задач перспективного планирования законопроектной работы // Материалы научно-практической конференции. М., 1995.

6. Сорокин М.Ю., Байдалина Н.А. Оценка регулирующего воздействия и парламент во Франции. URL: http://www.hse.ru/data/2011/10/02/1269929709/RIA%20France%20final.pdf (дата обращения: 10.09.2015).

7. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982

8. Морозова Л.А. Теория государства права: учебник. М., 2007.

9. Кочетков А.В. Региональный законодательный процесс: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов,1999.

10. Щепачев В.А. Прогнозирование и планирование в муниципальном правотворчестве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18. С. 26-29.

References

1. Gerasimov A. P., Maksimova E. V. "On the Legal Monitoring as one of the Most Important Directions of Improving Legislative Activity of the Executive Federal Bodies", the Bulletin of AEB the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 11, 2010, pp. 48-51.

2. Maximova E. V. The Directions of Improving Federal Enforcement Authorities Activity on Regulatory Legal Acts Acceptance, Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2009, No. 16, pp. 33-35.

3. Maximova E. V. Legal Technique as a Means of Improving the Effectiveness of Regulatory Acts of Federal Executive Bodies: Cand. Sci. Dissertation, Ufa, 2009.

4. Malko A. V. Law-making Policy as a Means to Prevent and Eliminate Errors in law // Lawmaking Errors: Definition, Types, Practice and Technique of Elimination in the Post-Soviet States / Under the editorship of V. M. Baranov, I.M. Matskevich, 2009.

5. Polenina S. V. Results of Legislative Activity in the Russian Federation and the Definition of the Tasks of Forward Planning of Legislative Activities, Materials of the SPC, M., 1995, P. 67.

6. Sorokin M.Yu., Badailina N.A. Regulatory Impact Assessment and the Parliament in France. URL: http://www.hse.ru/data/2011/10/02/1269929709/RIA%20France%20final.pdf (accessed: 10.09.2015).

7. Tikhomirov Y.A. Theory of Law. M., 1982.

8. Morozova L.A. Theory of State Law: Textbook, M., 2007

9. Kochetkov V.A. Regional Legislative Process. Author's abstract of Cand. Sci. Dissertation, Saratov, 1999.

10. Shipachev V.A. Forecasting and Planning in Municipal Law-making, the Constitutional and Municipal Law, 2009, No. 18, pp. 26-29.

Дата поступления: 08.04.2015 Received: 08.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.