Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе'

Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЛИЗИНГ / КРИЗИС / РЕЗЕРВ / СТАБИЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б.Х., Аликберова А.М.

Статья освещает проблемы, связанные с влиянием налогообложения на современное состояние банковской системы как одного из существенных факторов его эффективного функционирования. Предложены возможные пути совершенствования налогового регулирования деятельности коммерческих банков в целях стимулирования кредитования ими реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе»

Налогообложение

336.226.12

основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе*

б. х. алиев,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения E-mail: fef2004@yandex. ru

а. м. аликберова,

ассистент кафедры налогов и денежного обращения E-mail: adiyat_86@mail. ru Дагестанский государственный университет

Статья освещает проблемы, связанные с влиянием налогообложения на современное состояние банковской системы как одного из существенных факторов его эффективного функционирования. Предложены возможные пути совершенствования налогового регулирования деятельности коммерческих банков в целях стимулирования кредитования ими реального сектора экономики.

Ключевые слова: банковская система, налоговое стимулирование, лизинг, кризис, резерв, стабильность, налоговое законодательство.

Банковский сектор занимает важное место в системе государственного регулирования экономики. Являясь центром концентрации и перераспределения капитала, он оказывает существенное влияние на развитие организаций, отраслей и экономики в целом. Через банки идет значительная часть

* Статья опубликована в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг.

расчетов между предприятиями, они осуществляют обширный спектр финансовых операций.

Поиск путей и механизмов усиления влияния банков на развитие и структурные изменения в экономике в значительной мере связан с важной ролью, которую играет кредит в расширенном воспроизводстве, поскольку без него невозможны:

- нормальный оборот капитала;

- эффективный экономический рост.

В условиях рынка неминуемо банки входят в число основных, ключевых элементов экономической регуляции.

Для нормального функционирования кредитного рынка необходимы:

- стабильная экономическая ситуация;

- развитая инфраструктура;

- адекватная государственная регуляция, которая бы обеспечивала стабильность банковской системы и защиту прав участников рынка.

Поэтому тема банковского кредитования реального сектора является чрезвычайно актуальной.

10

финансы и кредит

Особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда в экономике страны наблюдаются:

- спад производства;

- уменьшение прибыли;

- банкротства предприятий;

- другие негативные явления [4].

Влияние кризиса на развитие реального сектора проявилось в следующем:

- постепенное сокращение числа предприятий под воздействием уменьшения спроса на продукцию;

- ограничение доступа даже к оборотным средствам;

- резкое повышение взаимных неплатежей (банков и заемщиков, экономических субъектов между собой);

- резкое увеличение товарных запасов на складах.

Начались массовые переходы на режим неполной загрузки вплоть до остановки производства с сокращением численности работающих.

Многие компании, до этого активно использовавшие банковские кредиты, столкнулись с проблемой поиска источника финансирования своей деятельности. Руководители предприятий оказались в ситуации нехватки денежных средств не только на развитие, но и на поддержание собственного бизнеса.

Государство закачивает ликвидность в банковскую систему и справедливо ожидает изменения ситуации на рынке. Но этого не происходит, потому что банки решают свои вопросы:

- восстанавливают капитал после полученных убытков;

- следят за произошедшим резким уменьшением стоимости залогов;

- создают излишнюю подушку ликвидности на случай ухудшения ситуации [3].

Таким образом, для перелива финансовых потоков из банковского в реальный сектор экономики, для увеличения средне- и долгосрочного кредитования банками реального сектора экономики необходимо комплексное использование и всей системы налогообложения. Причем поскольку в кредитных операциях участвуют две стороны, то и налогообложение оказывает влияние на действия как банка, так и его клиента [1]. В связи с этим возможно выделение двух секторов, оптимальное налоговое регулирование которых определит возможности стимулирования кредитования банками реального сектора экономики:

1) налоговое стимулирование кредитора (банк);

2) налоговое стимулирование заемщика (реальный сектор экономики).

Рассмотрим способы налогового стимулирования банков.

Значительное влияние на доходность кредитных операций оказывают состав расходов на проведение кредитных операций, учитываемых при расчете налога на прибыль, а также учет при формировании налоговой базы созданных резервов. Несмотря на то, что в качестве расходов признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, на практике не все расходы учитываются при расчете налога на прибыль. Это приводит к повышению фактической ставки процентов за кредит.

Одним из действенных средств снижения налоговой нагрузки на кредитные учреждения в настоящее время является формирование резерва по сомнительным долгам [2]. Это позволяет банкам увеличить свои «налоговые» расходы. Сомнительной признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность:

а) не погашена в сроки, установленные договором;

б) не обеспечена:

- залогом;

- поручительством;

- банковской гарантией (п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ).

Во время кризиса коммерческие банки нередко попадают в ситуации, когда в конце отчетного (налогового) периода обеспечение по кредиту становится недостаточным для погашения суммы просроченных процентов по причине его обесценения (ценные бумаги, дешевеющая недвижимость и пр.) В таких случаях необходимо предоставить банку право формировать резерв по сомнительным долгам в части просроченной задолженности по процентам, превышающим оценочную сумму обеспечения, путем проведения переоценки предмета залога независимыми экспертами, либо на основании внутренних документов банка. Расходы на проведение независимой оценки предмета залога также должны учитываться при расчете налога на прибыль.

Банк имеет право формировать резерв по сомнительным долгам только в отношении задолженности, по которой не создается резерв на возможные потери по ссудам. Согласно п. 1 ст. 292 Налогового

кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений:

- в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Банком России;

- в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя.

За исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Однако в целях стимулирования наиболее полного формирования банками резервов на возможные потери по ссудам необходимо освободить от обложения налогом на прибыль все группы резервов [1].

Кризис неоднозначно повлиял на экономику России в разрезе регионов, и на деятельность банков в том числе. Объективно оценив показатели деятельности банковской системы по регионам до начала и в период кризиса, необходимо законодательно закрепить снижение региональной составляющей ставки по налогу на прибыль на определенное количество пунктов, в зависимости от состояния банковской системы данного конкретного региона. Эта мера должна применяться до того периода, когда значения этих показателей не достигнут докризисного уровня. Причем повышение ставки должно происходить постепенно.

В целях наиболее эффективного кредитования реального сектора экономики необходимо налоговое стимулирование лизинговых операций.

Лизинг - это инвестиционный инструмент, призванный законодательством экономически стимулировать инвестиции в основные средства предприятий. Он может стать эффективным средством и действенным механизмом развития отечественной промышленности и сельского хозяйства. Однако для этого необходимо стимулирование и поддержка лизинговой деятельности посредством принятия комплекса мер по созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

Сравнение лизинга и кредита, где налицо явное преимущество лизинга перед кредитованием для клиентов-предприятий, приведено в таблице. Для банков же по доходам от операций лизинга до 2009 г. была предоставлена льготная ставка в размере 20 % к 24 %-ной основной ставке. Однако в 2009 г. основная ставка налога на прибыль была снижена на 4 п.п., в связи с чем лизинг уже не является для банков

льготируемой операцией в силу того, что ставки сравнялись. В целях повышения привлекательности лизинговых операций для банков по сравнению со стандартными банковскими операциями представляется очевидным снижение ставки ниже базовой, но не более чем на 4 п.п.

Второй сектор - налоговое стимулирование заемщика. Он определяется условиями, в которых оказались экономические субъекты.

Налогообложение влияет на заинтересованность заемщика в получении кредита через величину предельных процентов, учитываемых в составе расходов при расчете налога на прибыль. Важность предельной величины процентов заключается в том, что проценты, не включенные в состав расходов, увеличивают экономическую ставку налога на прибыль. Предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В связи с антикризисными мерами налогового стимулирования, предпринятыми Правительством РФ, была увеличена предельная величина процентов. Письмо Министерства финансов РФ от 02.06.2010 № 03-03-06/2/106 разъясняет порядок исчисления предельной величины процентов, признаваемых расходом, по долговым обязательствам, возникшим до 01.11.2009 и после.

В письме отмечается, что по долговым обязательствам, возникшим до 01.11.2009, по итогам IV квартала 2009 г. предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 2 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной

преимущества лизинга перед кредитом

показатель кредит Лизинг

Срок принятия решения о выдаче кредита/лизинга (со сбором документов) 3-6 недель 1 неделя

Сроки расчетов 3-6 недель 1-3 дня

Платежи, относимые на себестоимость Проценты по ставке -8,25-15 Все

Возмещение НДС Нет Да

Ускоренная амортизация Нет В 3 раза

Перевод оборотов в финансирующий банк Да Нет

Наличие залога Да Нет

Наличие бизнес-плана Да Нет

12

финансы и кредит

22 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте. На конец каждого месяца I и II кварталов 2010 г. предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 2 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте. На конец каждого месяца III и IV кварталов 2010 г. предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Что касается долговых обязательств, возникших после 01.11.2009, то по итогам IV квартала 2009 г. предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 2 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 22 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте. На конец каждого месяца I и последующих кварталов 2010 г. предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Итак, произошел постепенный возврат к докризисному уровню предельной величины процентов. Такая величина предельных процентов не соответствует рыночным реалиям. Банки еще до наступления кризиса предоставляли два и более одинаковых кредита (в той же валюте, на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичное обеспечение) под одинаковые ставки. Это приводило к искусственному созданию сопоставимых долговых обязательств и позволяло клиенту в полном объеме включать уплаченные проценты в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль [1]. В связи с этим представляется целесообразным сохранить предельную величину процентов на уровне максимальных значений, принятых Правительством РФ в числе антикризисных мер.

Кризис - естественное явление в экономике, приводящее ее в состояние соответствия произведенных и потребленных материальных ресурсов. В связи с этим резкое изменение условий из-за кризиса наряду с проблемами предполагает большие возможности по наращиванию конкурентных преимуществ, захвату и созданию новых рынков как в России, так и за ее пределами.

Значительные подешевевшие трудовые и материальные ресурсы, высвободившиеся после мощного удара кризиса, необходимо направить на ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики:

1) строительство современной инфраструктуры:

- дороги;

- жилье;

- новые города;

2) развитие сельского хозяйства и процессов современной переработки сельскохозяйственной продукции;

3) создание новых рынков инновационной экономики:

- углубленная переработка энергоносителей;

- альтернативная энергетика;

- материаловедение и нанотехнологии;

- экология и катализ;

4) производство и экспорт высокотехнологичной продукции;

5) вовлечение земли в активный экономический оборот и создание прозрачного рынка обращения.

Для этого, на взгляд авторов, необходимо:

- полностью снять ограничения по отнесению процентов по кредитам на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли;

- максимально облегчить предоставление налогового кредита предприятиям, осуществляющим активную инвестиционную и инновационную политику.

Такие же льготы необходимо предоставить банкам, доля предоставленных кредитов приоритетным отраслям экономики для которых превышает определенный лимит в составе суммарных активов.

Для предприятий, основной производственной деятельностью которых является переработка, требуется решение Правительства РФ по снижению ставки по НДС и рассрочки его уплаты, что позволит пополнить оборотные средства.

Для повышения эффективности предложенных путей совершенствования необходимо постоянное повышение точности и ясности налогового законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С одной стороны, прорехи и нестыковки в законах, нормативных актах и инструкциях нередко позволяют банкам минимизировать налоговые платежи:

- не соблюдать платежную дисциплину;

-обходить контроль за денежной наличностью,

валютными операциями.

Но с другой - неоднозначность трактовок налогового законодательства зачастую приводит к росту издержек кредитного учреждения, вынужденного доказывать легальность своих схем.

К примеру, постоянные разногласия вызывает двоякое толкование ст. 273 Налогового кодекса РФ «Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе».

Считается, что банкам в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ предоставлено право применять кассовый метод признания доходов и расходов в целях налогообложения. Однако ст. 273 Налогового кодекса РФ трактуется неоднозначно: организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

То есть не ясно - подразумевается ли невозможность банками использовать кассовый метод по прибыли, либо банки могут использовать кассовый метод без ограничения на сумму выручки.

Налоговое законодательство должно постоянно совершенствоваться. Поскольку в силу того, что появляются новые прогрессивные формы хозяйствования, виды доходов, новые хозяйственные и финансовые инструменты и операции, необходима разработка адекватного механизма налогообложения, способствующего их быстрому внедрению в практику.

Список литературы

1. Борисов О. И. Налоговое стимулирование кредитования реального сектора экономики с точки зрения финансовых потоков банка. Вопросы теории и практики современного налогообложения. М. 2004.

2. Гусев А. В. Налоговое регулирование банковской деятельности. М.: РГБ. 2003.

3. Пономарева В. А. Влияние финансового кризиса на кредитование реального сектора экономики. URL: http://koet. syktsu. ru/vestnik/2008/2008-4/5/5. htm.

4. Юзюк О. Н. Кредитование реального сектора в условиях экономического кризиса. URL: http:// www. ibl. ru/konf/130510/52.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.