Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / налоговые обязательства / налоговый контроль / финансовый контроль / налоговые органы / налогоплательщики / налоговые проверки / tax / tax liabilities / tax control / financial control / tax authorities / taxpayers / tax audits

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.К. Кубатов

В данной статье рассмотрены основные направления совершенствования государственного налогового контроля в условиях цифровизации в Кыргызской Республике и проблемы, связанные с ее реализацией. Рассмотрены позиции ученых-юристов относительно определения данного понятия. Определена характеристика основных полномочий налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, и установлены их приоритетные направления. Статья посвящена проблемам организации налогового контроля. Выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются как налоговые органы, так и налогоплательщики в ходе проведения налогового контроля. Кроме того, автор рассматривает основные принципы финансовой деятельности государства в контексте налогового контроля. Также в статье налоговый контроль рассматривается как основной способ уплаты налогов и проведено тщательное исследование их форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF TAX CONTROL IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC

This article examines the main directions of improving state tax control in the context of digitalization in the Kyrgyz Republic and the problems associated with its implementation. The positions of legal scholars regarding the definition of this concept are considered. The characteristics of the main powers of tax authorities exercising tax control are determined, and their priority areas are established. The article is devoted to the problems of organizing tax control. A number of problems are identified that both tax authorities and taxpayers face during tax control. In addition, the author examines the basic principles of financial activities of the state in the context of tax control. The article also considers tax control as the main method of paying taxes and conducts a thorough study of their forms.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

И.К. Кубатов, канд. юрид. наук, доцент

Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-1-134-138

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные направления совершенствования государственного налогового контроля в условиях цифровизации в Кыргызской Республике и проблемы, связанные с ее реализацией. Рассмотрены позиции ученых-юристов относительно определения данного понятия. Определена характеристика основных полномочий налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, и установлены их приоритетные направления. Статья посвящена проблемам организации налогового контроля. Выявлен ряд проблем, с которыми сталкиваются как налоговые органы, так и налогоплательщики в ходе проведения налогового контроля. Кроме того, автор рассматривает основные принципы финансовой деятельности государства в контексте налогового контроля. Также в статье налоговый контроль рассматривается как основной способ уплаты налогов и проведено тщательное исследование их форм.

Ключевые слова: налог, налоговые обязательства, налоговый контроль, финансовый контроль, налоговые органы, налогоплательщики, налоговые проверки.

Основной частью налоговых правоотношений являются правоотношения, возникающие в процессе налогового контроля. В настоящее время среди органов исполнительной власти Кыргызской Республики работа налоговых органов является одной из наиболее цифровизованных сфер. Поэтому, Государственная налоговая служба КР обеспечивает эффективные результаты по вопросу налогового контроля при широком использовании различных видов цифровых технологий.

Налоговый контроль как правовой институт известен и востребован во всем мире. Во всех демократических странах мира давно создана и успешно работает система налогового контроля, существует широкая сеть контрольных органов. Кроме того, налоговый контроль в каждой стране имеет свои особенности и быстро развивается, используя уникальные методы в зависимости от действующей формы правления, государственного устройства и политического режима.

В настоящее время Кыргызская Республика остро нуждается в совершенствовании и дальнейшем повышении эффективности налогового контроля. Потому что стабильное развитие экономики государ-

ства, полная и своевременная уплата налогов в республиканский бюджет также зависит от эффективности и результативности деятельности по налоговому контролю.

Налоговый контроль является разновидностью финансового контроля государства и представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства. Налоговый контроль рассматривается в нескольких аспектах в научных исследованиях, посвященных проблемным вопросам налогового права. Например, Курбатов Т.Ю. полагает, что налоговый контроль в широком смысле представляет собой деятельность государства в лице уполномоченных (компетентных) органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых правоотношений в порядке, установленном действующим законодательством [1, с. 23].

В своем исследовании У.О. Аманалиев рассматривает понятие налогового контроля в широком и узком смысле. Он считает, что налоговым контролем признается в широком смысле - вся деятельность, осуществляемая уполномоченными орга-

нами в налоговой сфере. Например, регистрация, налоговые проверки и т.д. В узком смысле налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченного органа по проведению налоговых проверок [2, с. 90]. Также, Козлов Н.А. рассматривает налоговый контроль как соответствующую деятельность налоговых органов и правоотношения, возникающие до рассмотрения налоговым органом материалов проверки, возражений и принятия решения [3, с. 20].

На основе анализа таких взглядов ученых это позволяет рассматривать налоговый контроль как организационно-правовой механизм. Ведь с его помощью государство осуществляет контроль в сфере налогообложения и создает систему уполномоченных органов, осуществляющих налоговый контроль от имени государства для контроля за исполнением налогового законодательства. Также государство создает условия для эффективного взаимодействия уполномоченных органов и четкого исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

Согласно ст. 109 Налогового кодекса Кыргызской Республики от 18 января 2022 года № 3 налоговым контролем является контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства Кыргызской Республики [4]. Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции, проведением налоговых проверок, получением объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверкой данных бухгалтерского учета и отчетности, проверкой помещений и территорий, используемых для получения доходов.

Налоговый контроль - это вид финансового контроля, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Таким образом, налоговый контроль как вид финансового контроля должен характеризоваться определенными особенностями и основными принципами финансовой деятельности государства. Налоговому контролю присущи принципы, основное содержание ко-

торых определяется Конституцией КР, ее общими положениями об основах организации и функционирования Кыргызской Республики и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности. В частности, налоговый контроль осуществляется на основе следующих принципов: Принцип приоритета общественных интересов в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, массовость, действенность, гласность, плановость, законность.

Рассмотрим основные принципы финансовой деятельности государства в контексте налогового контроля.

Принцип приоритета общественных интересов в правовом регулировании отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства. Этот принцип в полной мере относится и к налоговому контролю, который осуществляется в целях обеспечения общественных интересов. Определенные неудобства для отдельных налогоплательщиков при осуществлении мер налогового контроля в конечном итоге должны быть компенсированы финансовой стабильностью государства.

Массовость налогового контроля проявляется в том, что его осуществлении принимают участие не только компетентные государственные органы и должностные лица, но и широкие массы общественности.

Действенность (результативность) налогового контроля проявляется в своевременном проведении контрольных мероприятий, выявлении реальных результатов финансовой деятельности, нарушений в этой области, своевременном принятии мер по устранению причин налоговых правонарушений, привлечении виновных к ответственности, совершенствовании финансово-хозяйственной деятельности организации.

Гласность финансового контроля состоит в придании гласности ее результатов, их публичном обсуждении в трудовых коллективах, привлечению к ним внимания государственных органов, общественных организаций и граждан.

Принцип планирования - основная работа государства по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, которая реализуется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными программами и планами органов местного самоуправления, а также предприятий, организации и учреждения. Этот принцип в полной мере распространяется и на налоговый контроль, поскольку большинство выездных налоговых проверок проводится в соответствии с планом, разработанным структурным подразделением, ответственным за организацию и планирование выездных налоговых проверок и утвержденным руководителем налогового органа.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Этот принцип в полной мере распространяется и на налоговый контроль, в частности на действия налоговых органов при проведении налоговых проверок. Налоговые органы и должностные лица налоговых органов обязаны соблюдать налоговое законодательство при проведении налогового контроля.

Налоговый контроль также основывается на таких принципах как, систематичность, беспристрастность, оперативность.

Таким образом, налоговый контроль характеризуется определенными чертами государственного финансового контроля и является разновидностью финансового контроля, так как осуществляется в связи с формированием государственного бюджета. Налоговый контроль осуществляется по отдельным направлениям государственного финансового контроля, основным из которых является проверка исполнения финансовых обязательств организаций и физических лиц перед государством. Следует отметить, что одной из основных задач налоговых органов является предупреждение, выявление и предупреждение нарушений налогового законодательства со стороны налогоплательщиков и налоговых агентов.

Мировой опыт показывает, что внедрение цифровых технологий в процесс налогового администрирования положительно влияет на рост налоговых поступлений государства.

В Кыргызской Республике необходимо автоматизировать налоговый контроль с использованием данных бухгалтерского и налогового учета по каждому налогоплательщику. Полная цифровизация налогового контроля в рамках проводимой налоговой реформы позволила бы достичь значительных успехов в налоговом администрировании, а именно существенно повысить эффективность налогового администрирования и уменьшить количество фиктивных организаций. Полная цифрови-зация налогового контроля в рамках проводимой налоговой реформы позволила бы налоговому администрированию добиться значительных успехов, а именно, в результате значительно увеличилась эффективность налогового администрирования и уменьшилось число фиктивных организаций.

Современный реальный экономический рост, а также цифровые системы налогового управления приводят к существенным изменениям в налоговом контроле в Кыргызстане.

В исследовании Н.А. Фальшина отмечает тенденцию к усилению налогового контроля не только за счет развития рыночных и договорных отношений, но и за счет развития науки, технического прогресса и государства в целом [5, с. 27].

Цифровизация налогового контроля позволяет получать подробную информацию об управляемых объектах, проводить дистанционный мониторинг в режиме онлайн, обеспечивать непрерывность контрольной деятельности и фокусироваться на предотвращении нарушений, а не на наказании. Кроме того, цифровизация налогового контроля позволяет сосредоточиться на предотвращении нарушений, а не на наказании.

Налоговый контроль в Кыргызской Республике уже давно осуществляется с использованием двух основных форм налогового контроля: выездных и камеральных налоговых проверок. В рамках

каждой предлагаемой формы налогового контроля налоговые органы имеют отдельный набор допустимых мер налогового контроля.

Вышеуказанные формы налогового контроля, а также некоторые контрольно-аналитические мероприятия постепенно снижают эффективность налогового контроля. Именно поэтому необходимо в ближайшее время внедрить новые компоненты в рамках цифровизации налоговых процедур в целях совершенствования правоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении налогового контроля.

В условиях повсеместной цифровиза-ции внедрение налогового мониторинга в систему налогового контроля является эффективным решением, направленным на повышение качества налогового контроля, а также обеспечение государственных интересов. Практика внедрения налогового мониторинга появилась в Ирландии и Нидерландах в 2005 году и первоначально называлась «горизонтальный мониторинг». Позже налоговый мониторинг был введен в США, Австралии и других странах [6, с. 163].

Таким образом, налоговый мониторинг является одной из форм налогового контроля, которая осуществляется в форме электронной информации и используется наряду с камеральными и выездными проверками. Его основным предметом является проверка правильности, полноты и своевременности уплаты налогов. Налоговый мониторинг предполагает открытие налогоплательщиком налоговых счетов в налоговой инспекции в режиме реального времени. В этом случае налоговый орган не проводит стационарную и выездную проверку налогоплательщика. Специфика правоотношений в рамках дистанционного мониторинга определяет содержание последующих правоотношений в рамках многоуровневого налогового процесса.

Обобщая эти высказывания, принимая во внимание процессы совершенствования налогового контроля в условиях цифрови-зации, можно сделать следующие выводы.

Сегодня в рамках цифровизации налоговых процедур в системе налогового ад-

министрирования эффективно работают следующие проекты: электронные счета-фактуры; маркировка товаров; онлайн контрольно-кассовая машина (ККМ); электронный патент и страховой полис; представление отчета в онлайн формате.

Однако проекты, реализуемые в рамках цифровизации, пока недостаточны для наполнения республиканского бюджета. Поэтому нам необходимо внедрить следующие новые компоненты для цифровиза-ции налогового контроля и дальнейшего совершенствования налогового законодательства.

Во-первых, расширение электронных сервисов для налогоплательщиков и создание должного профиля налогоплательщика. Это позволит сократить временные затраты и создать благоприятные условия для выполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

Во-вторых, внедрение бесконтактных (дистанционных) форм налоговых проверок налогоплательщиков по всем направлениям налогового контроля. Внедрение дистанционного налогового администрирования организует доступ налоговых органов к информационным системам налогоплательщиков в режиме реального времени и включает использование электронных технологий за счет перехода на качественно новый уровень обработки.

В-третьих, необходимо повысить аналитические возможности налоговой службы в сфере налогового администрирования за счет использования электронных методов налогового контроля. Это поможет снизить уровень теневой экономики и выявить налоговые нарушения, что будет способствовать увеличению доли доходов. А также оптимизация налогового контроля за счет полномасштабного внедрения электронных товарно-транспортных

накладных, электронных счетов-фактур и других маркировки товаров. Также в ближайшее время в рамках цифровизации налогового контроля необходимо внедрить электронный рейдовый налоговый контроль и электронную товарно-транспортную накладную.

В целом налоговая политика направлена на повышение эффективности стимулиру-

ющей функции налоговой системы и по- стративного бремени для налогоплатель-вышение качества администрирования за щиков и увеличения собираемости нало-счет одновременного облегчения админи- гов.

Библиографический список

1. Курбатов Т.Ю. Правовые формы и методы налогового контроля дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 23 с.

2. Аманалиев У.О. Салыктык контроль тYШYHYГY жана анын формалары // Наука и новые технологии. - 2012. - № 5.

3. Козлов Н.А. Защита прав налогоплательщика в ходе налогового контроля: дисс...канд. юрид. наук. - Москва, 2019. - С. 20.

4. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 18 января 2022 года.

5. Фальшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. - 2018. - № 1. - С. 27.

6. Противодействие уклонению от уплаты налогов в странах Центральной и Восточной Европы / под ред. М.В. Карасевой (Сенцовой). Публичные финансы и налоговое право: ежегодник. - Вып. 6. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - 164 с.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF TAX CONTROL IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC

I.K. Kubatov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Zhusup Balasagyn Kyrgyz National University (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article examines the main directions of improving state tax control in the context of digitalization in the Kyrgyz Republic and the problems associated with its implementation. The positions of legal scholars regarding the definition of this concept are considered. The characteristics of the main powers of tax authorities exercising tax control are determined, and their priority areas are established. The article is devoted to the problems of organizing tax control. A number of problems are identified that both tax authorities and taxpayers face during tax control. In addition, the author examines the basic principles of financial activities of the state in the context of tax control. The article also considers tax control as the main method of paying taxes and conducts a thorough study of their forms.

Keywords: tax, tax liabilities, tax control, financial control, tax authorities, taxpayers, tax audits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.