Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования государственной системы пенсионного обеспечения Германии'

Основные направления совершенствования государственной системы пенсионного обеспечения Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования государственной системы пенсионного обеспечения Германии»

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГЕРМАНИИ

Н.Ю. БОРИСЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы» Финансовой академии при Правительстве РФ

В целом, системы пенсионного обеспечения всех экономически развитых стран представляют собой многоуровневую систему со смешанным финансированием. То есть в каждой стране система пенсионного обеспечения состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга элементов, различающихся по принципам построения финансовых механизмов. Причем отдельные элементы системы являются установленными законом, то есть обязательными для определенного круга лиц; другие — добровольными.

Проблема состоит в решении вопроса о построении оптимальной системы пенсионного обеспечения, то есть вопроса об определении пропорций, в которых каждый из элементов должен присутствовать в финансировании пенсионного обеспечения.

Итак, различают два основных метода финансирования и соответственно две модели пенсионного обеспечения:

1. Распределительный метод финансирования предполагает покрытие текущих расходов на выплату пенсий из текущих поступлений1. Пенсионные фонды, применяющие данный финансовый механизм, относятся к группе нефондируемых и построены на принципе солидарности. Это, прежде всего, солидарность поколений («вертикальная» солидарность), когда трудоспособные члены общества в обязательном порядке своими отчислениями в пенсионный фонд содержат нетрудоспособных, получающих пенсии из этого фонда. Приве-

1 За рубежом данный метод обычно называют «плати, пока ходишь» (pay—as—you—go).

денное положение основано на государственной гарантии предстоящих пенсионных выплат. Имеет место также солидарность регионов и отраслей экономики, объясняющаяся неравномерностью экономического развития и миграционными процессами. Этот аспект солидарности выражается в перераспределении пенсионных средств из одного региона страны, развитого в экономическом отношении и обладающего избыточным пенсионным фондом, в другой регион, менее экономически развитый и испытывающий недостаток средств для финансирования выплаты пенсий. При этом перераспределяемые пенсионные средства носят обезличенный характер.

2. Накопительный метод финансирования характеризуется тем, что выплата пенсий производится из накопленного в этих целях денежного фонда (резерва). С экономической точки зрения обеспечение пенсиями в этом случае представляет собой специфический долгосрочный инвестиционный процесс. На первом его этапе осуществляются вложения (взносы в фонд) и последовательное наращивание накоплений или резервов за счет доходов от инвестирования, на втором — получение отдачи от накоплений в виде регулярных периодических выплат (пенсий).

Следует заметить, что деятельность пенсионных фондов, применяющих накопительный способ финансирования, также базируется на принципе солидарности, который, однако, имеет содержание, отличное от используемого применительно к распределительному методу. В данном случае

Значение отдельных систем предоставления финансовой защиты в старости в Германии2

Показатели Установленное законом пенсионное страхование Обеспечение чиновников Помощь по старости для фермеров Пенсионное обеспечение по профессиональным группам Обеспечение по старости от предприятий частного сектора Дополнительное пенсионное обеспечение па госслужбе Страхование жизни

Степень распространения, % 78 5 1 1 21 5 58

Застрахованные лица, млн чел. 35,1 2,4 0,5 0,4 9,6 2,3 14,4

Получатели пенсий, млн чел. 12,5 1,3 0,5 0,1 2,4 1 н/д

Объем выплат, млрд нем. марок* 226 48 5 2 22 12 42

Примечание: Автором приведены данные 1997 г.

имеется в виду солидарность в рамках каждого поколения («горизонтальная» солидарность), которая предполагает выплату пенсий «долгожителям» (лицам, пережившим большинство своих сверстников) частично за счет невыплат пенсий умершим застрахованным лицам. В современных пенсионных фондах наряду с солидарностью в рамках отдельных поколений обязательно присутствуют незначительные, выполняющие в основном функцию поддержания финансовой устойчивости пенсионного фонда, элементы солидарности между поколениями. Принципиальным отличием «вертикальной» солидарности при накопительном способе финансирования является то, что она может распространяться как от младшего поколения к старшему, так и наоборот.

В пенсионном фонде, использующем данный способ финансирования, управление пенсионным фондом основано на целенаправленном поддержании баланса текущей стоимости обязательств и накопленных активов.

Следует подчеркнуть, что речь идет о том, что каждый из названных методов финансирования является именно основным, а не единственным в соответствующих моделях пенсионных систем.

Германская пенсионная модель представляет собой «систему трех уровней», которые отличаются по кругу застрахованных лиц, принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, по организационным структурам, а также уровню защиты.

К первому уровню относятся отдельные системы, которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательными для определенного круга лиц. В Германии существуют четыре обязательные системы такого типа:

2 Мойрер А. Установленное законом пенсионное страхование в общей системе защиты в старости в Германии. // Пенсия. - М„ 1997. - № 6. - С. 60.

1. Установленное законом пенсионное страхование, которое является обязательной системой для рабочих и служащих, а также для некоторых особых категорий самозанятого населения (например, деятели искусств и публицисты; лица, имеющие ремесленные специальности; надомники и т.д.).

2. Пенсионное обеспечение государственных чиновников.

3. Помощь по старости для фермеров, а также для членов их семей.

4. Пенсионное обеспечение по профессиональным группам для так называемых «лиц свободных профессий» (врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и др.).

Ко второму уровню относится пенсионное обеспечение от предприятий. Однако эта форма защиты в Германии не является обязательной. Система предоставления пенсий от предприятий может быть предусмотрена в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей либо в рамках трудовых договоров. Около 50 % работников в Германии охвачены договорами о пенсионном обеспечении от предприятий.

Третий уровень защиты в старости — это личное страхование пенсий. Как и второй уровень, эта форма пенсионного обеспечения также является добровольной.

Значение отдельных систем финансовой защиты в старости в Германии представлено в следующей таблице.

Обязательное пенсионное страхование является основным элементом пенсионной системы Германии: охватывает 78 % всего населения от 15 до 65 лет. Выплаты в рамках первого уровня составляют около 63 % объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение от предприятий и личное страхование пенсий выполняют дополнительную функцию.

Сложившаяся в 1957 г. система обязательного пенсионного страхования в Германии базируется исключительно на распределительном методе финансирования. При этом учреждения пенсионного страхования обязаны иметь минимальный нормативный остаток средств в размере, необходимом для месячной выплаты пенсий. Для повышения финансовой устойчивости системы в первые годы создавался резерв в размере годового объема пенсионных выплат, который затем сократился до трехмесячной суммы.

В основу формирования тарифной политики в Германии положен принцип солидарной материальной ответственности за уплату страховых взносов работодателей и работников, нагрузка между которыми распределяется в пропорции 50:50.

Главным принципом для исчисления пенсии является зависимость ее размера от уровня заработной платы застрахованного лица и продолжительности уплаты страховых взносов. При расчете пенсии в страховой стаж также включаются особые периоды, за которые не уплачивались страховые взносы: например, периоды воспитания детей до 3 лет, обучения в университете, безработицы, нахождения в плену и т.д. Финансирование так называемых «мероприятий по социальному выравниванию», на которые приходится от 1/4 до 1/3 общего объема пенсионных выплат, производится за счет бюджетных дотаций, составляющих в настоящее время 20 % всех поступлений в системе обязательного пенсионного страхования.

Наряду с порядком исчисления пенсий не менее важным элементом установленного законом пенсионного страхования является механизм увеличения их размера в зависимости от изменения размера средней заработной платы лиц, работающих по найму.

Реализация рассмотренных механизмов позволяет обеспечить высокий уровень пенсионного обеспечения в Германии: при уплате в течение 45 лет страховых взносов с заработной платы, равной средней величине в стране, размер пенсии составит 70 % средней нетто-заработной платы.

Однако, как и большинство стран мира, Германия в результате увеличения продолжительности жизни и падения рождаемости столкнулась с проблемой возрастающей демографической нагрузки. К началу 90-х гг. XX в. на 100 работающих и уплачивающих страховые взносы в пенсионную систему приходилось 43 пенсионера; к 2030 г. ожидается изменение этого соотношения до 100:91.

Расчеты, проведенные немецкими исследователями в 1987 г., показали, что для сохранения раз-

мера средней пенсии на уровне 70 % средней нетто-заработной платы страховой взнос следовало бы поднять до 22 - 24 % к 2000 г. и до 40 % - к 2030 г. При этом необходимо отметить, что в 1957 г. тариф был установлен на уровне 14 %, а с 1968 г. стал постепенно расти. Несмотря на это, резервы, которые к концу 1973 г. достигли максимального уровня, превысив в 9,4 раза объем месячных расходов, на протяжении следующих 11 лет неуклонно снижались до величины, равной 90 % месячной суммы выплат. В результате в 1984 г. для сохранения платежеспособности пенсионной системы впервые были привлечены заемные источники финансирования.

В целях преодоления указанных негативных тенденций, а также в связи с необходимостью вложения значительного объема бюджетных средств в развитие так называемых «новых федеральных земель» натерритории бывшей ГДР в 1992 г. в Германии была проведена пенсионная реформа.

Для стабилизации финансового состояния пенсионной системы в нее были введены следующие механизмы:

• размер страховых взносов ежегодно устанавливается правительством (а не законом, как до 1992 г.), для того чтобы сумма взносов и дотаций из федерального бюджета покрывала расходы на выплату пенсий и обеспечивала резерв для финансирования расходов в размере месячной суммы перечислений;

• размер бюджетных дотаций зависит не только от роста заработной платы за предыдущий год, но и от изменения размера взносов в текущем году;

• размер пенсий ежегодно к 1 июля увеличивается не только в зависимости от роста средней заработной платы в стране, но и от изменения налогового бремени и нагрузки по социальному страхованию на работающих и пенсионеров. Взаимоувязка указанных элементов позволила, по расчетам германских специалистов, сократить требуемый рост страховых взносов примерно в 2 раза и даже ввести некоторые дополнительные мероприятия по социальному выравниванию. Так, начиная с 1992 г., в страховой стаж стали включаться периоды воспитания детей и ведения домашнего хозяйства для ухода за больным членом семьи. Адресным источником финансирования указанных льгот являются средства федерального бюджета.

Наряду с этим была значительно усовершенствована система исчисления и увеличения пенсий. Пенсионная формула прибрела следующий вид:

Индивидуальный _

Месячная коэффициент Коэффициент

= х х размер

пенсия пенсионера пенсии

1 , пенсии

(в пунктах)

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем деления фактического годового дохода на средний годовой доход всех застрахованных лиц за каждый год страхования и последующего суммирования полученных соотношений. Индивидуальный коэффициент исчисляется в пунктах, для чего полученный итог делится на 100, и представляет собой безразмерную величину, учитывающую как продолжительность страхового стажа, так и относительный размер страхуемого дохода за весь период страхования.

Индивидуальный коэффициент пенсионера подлежит дополнительной корректировке, учитывающей возраст выхода на пенсию. За каждый месяц пенсия снижается на 0,3 % при досрочном востребовании либо, наоборот, увеличивается на 0,5 % при обращении за пенсией после достижения общеустановленного возраста (за год эти величины, соответственно, составят —3,6 % и +6 %).

Коэффициент пенсии служит для учета соотношения размеров различных видов пенсий и пенсии по старости. Например, коэффициент пенсии по профнепригодности равен 2/3; по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет — 0,14; круглым сиротам — 0,2.

Текущий размер пенсии в расчете на месяц исчисляется путем деления среднего годового дохода всех застрахованных лиц за позапрошлый год на 12 и умножения на коэффициент роста среднего дохода в прошлом году.

Увеличение размеров пенсий осуществляется на основе «динамизированной формулы пенсии», имеющей следующий вид:

АПт = АПп х СЗПп/СЗПпп х ЧСЗп/ЧСЗпп х ДПпп/ДПи,

где АПт — актуализированный размер пенсии на текущий год;

АПп — актуализированный размер пенсии за прошлый год (с 1 июля прошлого года по 30 июня текущего);

СЗПп, СЗПпп — средние размеры начисленной заработной платы за прошлый и позапрошлый годы;

ЧСЗп, ЧСЗпп — средние размеры нетто-заработной платы за прошлый и позапрошлый годы;

ДПпп/ДПп — доля реальной пенсии в номинальной в прошлом и позапрошлом годах.

3 Включая 4 % на дополнительное накопительное страхование, концепция развития которого будет рассмотрена ниже.

4 Первоначально планировалось снижение до 64%.

Таким образом, при ежегодной индексации пенсий учитывается рост нетто-заработной платы, т.е. осуществляется обратная связь размеров пенсий с налоговой и страховой нагрузками на работающее население. Кроме того, при использовании такой формулы темпы увеличения пенсий ниже, чем при прежнем порядке индексации в соответствии с ростом начисленной заработной платой.

В результате проведенной реформы тариф взносов в 2000 г. составил 19,3 % против 22-24 % согласно актуарному прогнозу 1987 г. Однако для сохранения в дальнейшем размера средней пенсии на уровне 70% средней нетто-заработной платы страховой взнос к 2030 г., по расчетам немецких специалистов, должен повыситься до 24 — 25 % брутто-заработной платы.

В связи с этим в целях сдерживания демографически обусловленного роста страховых взносов в предстоящие десятиле-тия и обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости системы государственного пенсионного страхования с 2002 г. в Германии в соответствии с принятым в 2001 г. законом о реформе государственного пенсионного страхования и о развитии накопительной системы при сохранении в значительной степени распределительного метода финансирования пенсий изменен ряд основополагающих принципов ее функционирования.

Реформа имеет продолжительный характер и, по расчетам специалистов, продлится до 2030 г. Согласно правительственной программе максимальный размер тарифа не должен превысить до 2020 г. 20 % брутто-заработной платы, до 2030 г. — 22%3 против 24-25 % без проведения реформы.

С целью постепенного выхода на указанные параметры вводится средне- и долгосрочное уменьшение уровня пенсии-нетто (в среднем с 70 до 67% заработной платы в стране)4 путем изменения индексационной формулы, что, однако, предполагает не сокращение пенсий, а уменьшение темпов их увеличения в будущем.

Эффект от снижения уровня пенсий будет проявляться только с 201 1 г. Поэтому дополнительными резервами для поддержания платежеспособности системы государственного пенсионного страхования в течение переходного периода стало повышение в соответствии с законодательными актами 1996-1997 гг. пенсионного возрастало 65 лет, а также вовлечение в систему самозанятых граждан (около 4 млн человек). Одновременно программой пенсионной реформы 2001 г. предусмотрен более жесткий контроль за досрочным выходом на пенсию и введен экономический стимул в форме

сокращения размера ежемесячных пенсионных выплат при оформлении пенсии до установленного законодательством возраста, делающий досрочное прекращение трудовой деятельности менее выгодным. Реализация указанных мер позволила снизить размер страхового взноса с 20,3 % в 1998 г. до 19,1 % в 2001 г. и создать основу для дальнейшего поддержания тарифа на уровне, предусмотренном программой пенсионной реформы.

Сокращение уровня пенсий в системе государственного пенсионного страхования планируется компенсировать посредством поэтапного введения в Германии системы дополнительного накопительного страхования с отчислением от заработной платы каждые два года от 1 % в 2002 г. до 4 % в 2008 г.

Предполагается, что в накопительную систему будут вовлечены все лица, которых затронет долгосрочное сокращение уровня пенсий в системе государственного пенсионного страхования. Прежде всего, к ним относятся граждане, заст-рахованные в системе государственного пенсионного страхования, если они не участвуют в производственных или дополнительных тарифных планах, которые компенсируют сокращение пенсий в рамках государственного пенсионного страхования, атакжелица, застрахованные в других обязательных системах, если в них произошло сокращение пенсий, как и в системе госу-дарственного пенсионного страхования (крестьяне и предположительно государственные служащие). Не вовлекаются в системулица, не застрахованные в системе государственного пенсионного страхования, например самозанятые.

Для повышения степени охвата граждан накопительным страхованием реформа предусматривает участие государ-ства в развитии данной системы путем предоставления налоговых льгот и трансфертов.

Начиная с 2008 г., планируется ежегодно выделять на эти цели более 10 млрд евро. Эти средства, прежде всего, должны быть перечислены в пользу лиц, не имеющих возможности вступить в систему дополнительного пенсионного страхования. Для родителей-одиночек и многодетных семей государство финансирует 80 % расходов. В отдельных случаях взносы застрахованного лица в этой системе будут составлять только 60 евро в год, а дотации государства — 500 евро и более. Для бездетных граждан со средним уровнем доходов предусматриваются квоты от 20 до 30 % расходов. При этом следует отметить, что государство будет принимать участие в финансировании дополнительной накопительной системы только в тех случаях, когда застрахованные

лица самостоятельно уплачивают в нее взносы, в отличие от системы государственного пенсионного страхования, где половину взноса за застрахованное лицо вносит работодатель.

Учитывая, что индивидуальные квоты в течение жизни в зависимости от состава семьи и уровня заработной платы будут значительно колебаться, для застрахованного лица особенно важно, что дополнительное страхование является добровольным. В систему накопительного страхования в любое время можно вступить и в любое время выйти из нее.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в Германии реализуется эволюционный путь реформирования обязательного пенсионного страхования — совершенствование существующей распределительной системы. Частичная передача функций государственного пенсионного страхования второму (произволствен-ным системам) и, главным образом, третьему (частное накопительное страхова-ние) уровням пенсионной системы не сопровождается введением «базовой» (минимальной) пенсии: размер государственной пенсии по-прежнему зависит только от страхового стажа и уровня заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы. Вместе с тем, учитывая долгосрочный характер пенсионной реформы, после 2011 г. возможно внедрение механизма «базовых» пенсий, финансируемых из налоговых поступлений, как формы государственного пенсионного обеспечения для наименее состоятельных граждан.

Преимуществом новой концепции пенсионного страхования является создание для граждан возможности индивидуального выбора системы страхования при значительной поддержке государством развития дополнительного накопительного страхования.

В заключение следует отметить, что опыт совершенствования государственной системы пенсионного обеспечения Германии был использован при разработке Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, вторая была одобрена Правительством Российской Федерации в августе 1995г.

Этот вариант развития пенсионной системы характеризовался последовательным переходом от уравнительно-распределительного порядка пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию на солидарно-распределительных принципах путем рационализации и оптимизации условий и норм пенсионного обеспечения. Отличительными особенностями данной модели являлись:

1. Формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат:

• базовая пенсия, предоставляемая независимо от наличия трудового стажа в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности;

• трудовая, или страховая, пенсия, размер которой определяется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и уровнем заработной платы.

2. Перевод льготного пенсионного обеспечения в сферу дополнительных профессиональных пенсионных систем, построенных на накопительных принципах.

3. Введение солидарной материальной ответственности работодателя и работника за уплату страховых взносов путем поэтапного установления для них одинаковой нормы страховых взносов в процентах к заработной плате работника.

4. Персонификация страховых взносов и приобретаемых пенсионных прав.

5. Создание резервного фонда в системе финансовых ресурсов Пенсионного фонда России.

За период, прошедший после одобрения Концепции, ряд ее положений был реализован, в частности осуществлен переход на персонифицированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера из дохода, использованного при формировании финансовых ресурсов Пенсионного фонда России. Наряду с этим законодательно был закреплен один из важнейших страховых принципов пенсионной системы — исчисление трудовой пенсии из того дохода, который участвовал в формировании финансовой базы Пенсионного фонда России, то есть из тех видов денежных выплат, на которые начисляются страховые взносы.

31 марта — 3 апреля в Москве

в выставочном комплексе «Сокольники» пройдет

первая общеотраслевая выставка-ярмарка

«Индустрия печатных СМИ: оборудование, товары и услуги»

Организаторы выставки - Институт развития прессы и Компания «Золотой лев».

Выставка проводится при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Торгово-Промышленной палаты РФ, РСПП (Российского Союза промышленников и предпринимателей).

Выставка ВПЕРВЫЕ объединит ВСЕХ, кто имеет непосредственное отношение к производству товаров, услуг и оборудования для рынка печатных СМИ.

Экспоненты выставки-ярмарки покажут и предложат: типографское, компьютерное и полиграфическое оборудование, программное обеспечение предпечатного процесса, фотоуслуги, фотооборудование, бумагу и полиграфическую краску, киосковое оборудование, автоматы по распространению прессы, юридические услуги, профессиональную литературу, тренинг и консалтинг по всем направлениям деятельности СМИ — от менеджмента до рекламных продаж, от практической журналистики до финансового аудита.

Напомним: сегодня в России зарегистрировано 45 тысяч печатных СМИ. Стать реальным бизнесом им готовы помочь полиграфисты, дизайнеры, рекламисты, потенциальные инвесторы. Они встретятся на нашей выставке!

Подробности на сайте www.insrni.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Справки по телефонам (095) 956-24-47, 928-78-49, 928-95-07, 771-71-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.