Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования государственной поддержки развития малого бизнеса'

Основные направления совершенствования государственной поддержки развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1111
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT AND REGULATION / THE FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сфиева Ф. А.

Рассматриваются и уточняются основные формы и методы государственной поддержки и регулирования развития малого бизнеса национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TREND OF THE IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF THE SMALL BUSINESS

They Are Considered and elaborated main forms and methods of state support and regulations of the development of the small business of the national economy

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования государственной поддержки развития малого бизнеса»

средств от инвестиций. Данный метод так же не учитывает разницу в стоимости между деньгами, получаемыми немедленно, и теми, поступлениями которые ожидаются в отдаленном будущем.

Следует отметить, что у данного показателя имеются два больших плюса. Первый заключается с легкости в расчетах, что, по-видимому, и является причиной применения его многими собственниками, (Для расчета ставки из общего притока денежных средств вычитается сумма инвестиций и результат делится на произведение числа лет, составляющих период владения, и первоначального собственного капитала). Второй плюс состоит в том, что метод среднегодового дохода показывает приблизительную величину внутренней ставки дохода, если будут соблюдены следующие два условия:

- в течение всего периода владения величина притока средств от использования объекта остается неизменной;

- выручка от продажи после уплаты налога равна первоначальным инвестициям в собственный капитал.

Результаты применения показателя среднегодового дохода к оцениваемой собственности сильно зависят от избранного периода владения и от того, проводится ли оценка на до налоговой или после налоговой основе.

8. Показатель чистой текущей стоимости предусматривает дисконтирование и приведение притока средств от инвестиций к текущей стоимости по заранее определенной ставке дисконта. Затем полученная текущая стоимость сравнивается с текущей стоимостью самих инвестиций (оттока средств). Если величина текущей стоимости инвестиций превышает текущую стоимость притока средств, то предложенный вариант инвестиций отвергается, поскольку он не способен обеспечить минимальную приемлемую ставку дохода, В ином случае предложенные инвестиции принимаются к рассмотрению.

Теоретически заранее вычисленная ставка дисконта, используемая для расчета чистой текущей стоимости, определяется стоимостью капитала. Однако на практике довольно трудно выбрать подходящую ставку.

Кроме того, этот показатель требует использования заранее определенной “барьерной” (пороговой) ставки и поэтому не позволяет выявить ставку дохода, которую, как ожидается, принесут предложенные инвестиции (или принесли фактические инвестиции).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Сфиева Ф.А., аспирант Дагестанского государственного технического института

Рассматриваются и уточняются основные формы и методы государственной поддержки и регулирования развития малого бизнеса национальной экономики.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка и регулирование, формы и методы.

MAIN TREND OF THE IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF THE SMALL BUSINESS

Sfieva F., graduate student Dagestanskogo state technical institute

They Are Considered and elaborated main forms and methods of state support and regulations of the development of the small business of the national economy.

Keywords: small business, state support and regulation, the forms and methods.

Общим недостатком рассмотренных способов оценки эффективности инвестиций, вкладываемых в недвижимость, является невозможность получения всесторонней оценки сравнения предполагаемых альтернативных операций проводимых предпринимателем на рынке недвижимости. Обойти указанные выше недостатки методов оценки можно путем использования интегральных показателей оценки эффективности проводимых операций с недвижимостью. Для получения такого интегрального показателя каждой отдельной оценке Р. присваивается коэффициент к. ее значимости, определяющий вес оценки в процессе принятия решений. Значения указанных коэффициентов определяются экспертами путем ранжирования индивидуальных показателей по адекватности получаемой на их основе оценки в текущей ситуации, сложившейся на рынке недвижимости. Обычно коэффициенты значимости показателей оценки к. выбираются таким образом, что бы они удовлетворяли следующему условию:

I

I=1

где п - общее число показателей, участвующих в интегральной оценке.

Тогда интегральный показатель Р оценки эффективности операций с недвижимостью будет вычисляться согласно выражению:

П

р = 1 р.к. и . Л г г . г = 1

Данный показатель позволяет получить более адекватную оценку эффективности операций выполняемых с недвижимостью на рынке.

Литература:

1. Новиков Б.Д. Рынок и оценка недвижимости в России. - М.: Экзамен, 2000.

2. Грабовой П.Г. Экономика и управление недвижимостью. -Смоленск: Смоленск Плюс, 1999.

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии малого предпринимательства в различных сферах национальной экономики. К тому же сегодня существенную часть финансирования предпринимательской деятельности все еще осуществляет государство.

Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России показывает, что механизм государственного воздействия включает правовые, организационно-управленческие и экономические меры.

Правовая поддержка заключается в создании правовых условий для эффективного развития малого бизнеса. Для этого сегодня необходимо принять законы, позволяющие эффективно регулировать предпринимательскую деятельность в различных отраслях

народного хозяйства во всех регионах страны.

Организационные структуры поддержки бизнеса в настоящее время представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. При этом, все более активно должны действовать на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, состоящие из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпри-нимательства[1]. Немаловажным является также обеспечение малого бизнеса требуемой для его развития недвижимости, которая сегодня у государства имеется и ее надо предоставить малым предприятиям на льготных условиях.

Важным механизмом регулирования является применение льготных финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности и недвижимость.

Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. К основным таким мерам можно отнести:

- действенная реализация установленного Конституцией РФ

права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

- определение общих положений в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;

- формирование формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;

-создание условий обеспечивающих устранение негативно действующих факторов.

При этом, к основным факторам, сдерживающим развитие предпринимательства, которые необходимо устранить в первую очередь, следует отнести:

- несовершенство системы налогообложения;

- нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Таким образом, одной из основных задач государственной поддержки развития малого бизнеса является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить следующие первоочередные задачи, обеспечивающие достижение данной цели:

- открытость как при формировании государственной полити-

Табл. 1. Основные формы государственного регулирования малого бизнеса.

Наименование Назначение и содержание

Методы

Прямые Планирование, решение организационных и административных задач, контроль, как комплекс обязательных для исполнения требований к хозяйствующему субъекту со стороны государства

Косвенные Воздействие государства на экономические интересы производителей товаров и услуг путем создания благоприятных и неблагоприятных условий функционирования

Формы

Финансово- кредитная политика Финансирование предприятий (организаций государственной и муниципальной собственности). Дотации, субсидии, помощь спецфондов. Льготные кредиты, гарантии по кредитам. Финансирование РЦП отраслей сферы обслуживания. Финансовый лизинг.

Налоговая политика Определение приоритетов налогообложения отраслей сферы услуг. Налоговые льготы (дифференцированные) и кредиты. Совершенствование системы учета и отчетности.

Материально- техническая помощь Сдача в аренду госпредприятий, недвижимости и продажа по льготным ценам в рассрочку. Государственный (муниципальный) заказ. Траст на льготных условиях.

Информационная поддержка Предоставление информации предприятиям и организациям сферы услуг на бесплатной основе. Формирование банка данных и моделей рынка платных и неплатных услуг. Подключение предприятий и организаций к системе «Интернет».

Консультативная помощь Консультирование предприятий и организаций сферы услуг по различным вопросам. Оказание помощи в разработке и реализации проектов использования новой техники и прогрессивной технологии. Обеспечение обучения и повышения квалификации работников сферы услуг.

ки поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

- учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

- постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

- значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;

- ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;

- использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;

- формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, кли-

ентах, состоянии рынка;

- организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;

- существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;

- обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

- организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

Для эффективного решения вышеперечисленных задач государством могут быть использованы следующие основные формы регулирования развития предприятий малого бизнеса (см. табл.1).

В заключение следует отметить, что приведенные методы и формы государственной поддержки не претендуют на полный перечень мер обеспечивающих развитие малого бизнеса, однако они определяют основные направления государственной деятельности в этой области российской экономики.

Литература:

1. Морозов В. А. Малые формы с большим будущим: место малого бизнеса в развитии экономики страны. // Российское предпринимательство. - 2004. - №6.

ФИНАНСИРОВАНИЕ БАНКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ

Медведева М.Б., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

В статье предлагается схема использования венчурных инвестиций для разработки инновационных проектов в агропромышленном комплексе.

Ключевые слова: инвестор, инновации, венчурная фирма, коммерциализация

FINANCING BANKS OF INNOVATIVE PROJECTS IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AT THE INITIAL STAGE OF DEVELOPMENT

Medvedeva M., The competitor GOU DPO GASIS

In this paper we propose the scheme of venture capital for innovative projects in the agro-industrial complex. Keywords: investor, innovations , venture company, commercialization

Разработка и коммерциализация инноваций в АПК связана с привлечением значительных инвестиций, т.к. этот процесс требует больших затрат и занимает много времени. Одним из источников инвестиций для финансирования инновационной деятельности является венчурный капитал коммерческих банков. При этом венчурные инвестиции - это только часть банковских венчурных вложений. Помимо денег банк при организации венчурного финансирования инвестирует в фирму - разработчика свой опыт и знания.

Коммерческие результаты венчурных банковских кредитов в инновационные проекты зачастую отделены от начального этапа бизнес-процесса на пять-семь и более лет исследований и разработок. В США такие инвестиции называют «seed» или «посевными». На практике между банком и фирмой - разработчиком возникает промежуточное звено - венчурная фирма, которая берёт на себя финансовую ответственность перед банком и организует венчурное финансирование инновационного проекта.

Как правило, инновационный проект проходит несколько этапов инновационного обеспечения. Инвестиции на начальных стадиях разработки проекта принципиально отличаются от последующих тем, что основные риски здесь имеют технологический характер, и венчурный инвестор должен хорошо разбираться в технической стороне инновационного проекта. Именно это обстоятельство во многом определяет необходимость появления венчурной фирмы в качестве промежуточного звена между коммерческим бан-

ком - кредитором и фирмой - разработчиком. Неслучайно большинство венчурных инвесторов составляют доктора наук, опытные инженеры и другие специалисты.

Вместе с тем неправильно считать, что на начальном этапе разработки инновационного проекта его финансовые аспекты могут остаться без рассмотрения, т.к. ожидаемые доходы от предстоящей коммерциализации проекта могут стать основным критерием при принятии решения о выделении кредитов. Но на ранних стадиях разработки проекта венчурные инвестиции невозможны без глубокого профессионального понимания научной и инженерной сторон развиваемой технологии. На последующих этапах венчурная фирма - инвестор берёт на себя финансовые риски, связанные с маркетингом и менеджментом. Чем выше риск венчурного проекта, тем значительнее в случае его успешной коммерциализации прибыль на инвестированный капитал. Именно этим объясняется, почему венчурные фирмы охотно берут на себя этот риск.

Предприниматели, связанные с инновационными разработками, обычно готовы отдать инвестору значительную долю своей прибыли, поскольку получают от него гораздо больше, чем средства к существованию и развитию бизнеса. Дело в том, что венчурные инвестиции иногда называют «умные деньги». Интеллектуальный капитал, опыт и связи, которые приносит в инновационный бизнес венчурный инвестор, иной раз оказывается важнее денег. Разработка стратегии реализации инновационного проекта, помощь в разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.