лы», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам). - Рязань: Рязанский филиал ВШНИ; Узорочье, 2016. - 448 с.: ил.
18. Ратничин В.М. Перспектива. - Киев: Вища школа, 1982. - 232 с.
19. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. - М.: Наука, 1975. - 184 с.
20. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
21. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы / отв. Ред. О. А. Швидковский, АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
22. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб.: Азбука-классика, 2002. - 320 с.
23. Сакович А.Г. Народная гравированная книга Василия Кореня 16921696. - М.: Изд-во «Искусство», 1983. - 168 с.
24. Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр ХУШ-Х1Х вв. // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. - М.: «Наука». - 207 с. - С. 44-61.
25. Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. - М.: Российск. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000. - 264 с.
26. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 324 с.
27. Флоренский П.А., священник Обратная перспектива / Сост. Игумена Андроника (А.С. Трубачёва) // Сочинения: в 4 т. - Т. 3 (I).
28. Хория Теодору Перспектива. - Изд-во «Меридиане», 1964. - 606 с.
29. Эдельштейн К.В. Бесконечность, время, пространство // Советское монументальное искусство. - М.: «Советский художник», 1984. - № 5. -С. 234-245.
30. Эшер М.К. Графика. - М.: АРТ-РОДНИК, 2007. - 92 с., 76 с.: ил.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
© Скарженюк А.С.1
Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, г. Уфа
В современном российском обществе назрел вопрос о переосмыслении роли культуры как специфического вида человеческой деятельно-
1 Студент.
сти, ее способности конструктивно изменять окружающий мир и влиять на самоидентификацию граждан. Несмотря на свою актуальность, проблема отношений государства и культуры еще не получила надлежащего отображения в научной литературе, что предопределено отсутствием единодушного мнения относительно оценки содержания и методов регулирования как функции управления, однако интерес к вопросам регулирования как форме управленческого влияния на развитие разных видов экономической деятельности в последнее время растет.
Ключевые слова: система культуры, государственное регулирование, развитие культуры, государственная поддержка, механизмы регулирования, финансирование культуры.
В настоящее время социокультурная ситуация в России характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни общества - это и утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, значительное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры.
Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых технологий, что является одной из значимых проблем. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к данной проблеме со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм досуга.
Для значительной части людей социально-культурные институты являются ведущими сферами культурной интеграции и личностной самореализации, поэтому совершенствование деятельности культурных центров сегодня является важной проблемой. Ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии культурных работников, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга. То есть современный этап развития культуры должен характеризоваться переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.
Анализ зарубежной и отечественной научной литературы в данной области позволяет сделать заключение, что культура как объект государственной поддержки является совокупностью заведений и мероприятий, которые обеспечивают создание, сохранение, распространение и усвоение духовных и культурных ценностей. Опыт зарубежных стран позволил выявить следующие типичные модели культурной политики государства: американская, британская и французская, в которых можно определить сильные и слабые стороны. Но общими их чертами являются: отстраненность государства от
жесткого влияния на культурную сферу; самостоятельность большинства культурно-художественных заведений; поддержка (финансовая, льготная, налоговая) учреждений, коллективов, а не стопроцентное содержание; финансовая помощь конкретным культурным проектам, где некоммерческим (культурным, образовательным, религиозным) организациям обеспечивается льготный режим хозяйствования; стимулирование негосударственных форм поддержки культуры; содействие созданию и развитию сети негосударственных организаций, основная цель которых заключается в поддержке и развитии культуры.
Несомненно, вопрос регулирования развития культуры в современных условиях в нашей стране является неотложным и принципиальным. Без создания эффективной системы влияния государства на эти процессы невозможна реализация новой государственной политики и новой модели функционирования сферы культуры, система управления которой и сегодня в России остается централизованной и недостаточно демократичной. Поэтому необходима разработка научной проблематики, связанной с переосмыслением роли региональных органов власти в регулировании развития культуры в связи с тем, что существовавшая ранее система управления не учитывала изменения, произошедшие в культуре в начале этого века.
Следует отметить отсутствие комплексного изучения региональных проблем государственного регулирования развития культуры, в частности, его организационного, правового и финансового механизмов, поэтому существует необходимость разработки положений относительно совершенствования механизма государственного регулирования и практических рекомендаций по улучшению деятельности органов управления по регулированию развития системы культуры.
В целом, функция регулирования рассматривается, во-первых, как особый управленческий элемент, который постоянно поддерживает установленный порядок, гармонизирует взаимодействие частей и компонентов объекта; во-вторых, как совокупность методов, которые вносят изменения и обеспечивают поддержание заданного состояния объекта.
Следует отметить, что действующие законодательные акты в достаточной степени не регулируют проблемы в сфере культуры, поскольку в правовой базе наблюдается противоречивость законодательных актов, которая является следствием попыток сочетания разных идеологий и систем ценностей. Функционирующее правовое поле не учитывает современных особенностей общественного развития, которые заключаются в росте деструктивного влияния массовой культуры, распространении процессов информатизации и глобализации [1].
Система формирования бюджетов по программному принципу показала необходимость значительной корректировки финансового обеспечения системы культуры, т.к. на практике продолжается их бюджетное финансирова-
ние. В результате возможности государства по эффективному содержанию, а тем более по развитию инфраструктуры культуры остаются крайне слабыми [2].
Необходим пересмотр правовой базы функционирования системы культуры в направлении обеспечения ее соответствия современным требованиям и формам государственного регулирования, повышения эффективности влияния местных государственных администраций на развитие этого вида деятельности. Совершенствование правового, организационного и финансового механизмов регулирования развития культуры должно базироваться на определении основных составляющих реформирования как основы эффективного влияния государства на культурно-художественную сферу (рис. 1).
Рис. 1. Направления совершенствования регулирования сферы культуры
Необходимо обеспечить информационную поддержку совершенствования правового, организационного и финансового механизмов регулирования развития культуры, придать этому процессу следующие черты: открытость, прозрачность, публичность, системность, эффективность и инновационность.
Политика финансирования культуры свидетельствует о необходимости ее изменения: в части существенного увеличения объемов расходов на культуру и искусство в региональном и местном бюджетах; ввод смешанного и комбинированного финансирования из государственных (бюджетных) источников, благотворительной деятельности и меценатства, а также доходов учреждений культуры от оказанных услуг; предоставление средств через государственные целевые программы.
Для повышения эффективности и действенности государственного финансирования культуры в регионах целесообразно укрепить базовую сеть заведений культуры и усилить их ориентацию, прежде всего, на доходы от
собственной культурно-художественной деятельности и благотворительности. К другим составляющим нового механизма финансирования развития культуры можно отнести следующие: конкурсный отбор и финансовая поддержка культурно-художественных проектов, расширение продюсерской и грантовой систем, предоставление льготных кредитов и ссуд, привлечение иностранных инвестиций в культурные проекты и т.п.
В результате можно сделать вывод, что обязательным условием эффективного функционирования системы культуры в России является усовершенствованная законодательная база, отвечающая требованиям времени. Так как состояние сферы культуры особенно в регионах России сегодня можно оценить как критическое, государству целесообразно больше внимания уделять воспитанию детей и молодежи, развитию материально-технической базы культурных учреждений, повышению заработной платы работников системы культуры, сохранению и приумножению культурного наследия.
Причины неэффективного развития системы культуры кроются, в том числе, и в низком уровне профессионализма работников, что требует внедрения комплексной системы мероприятий по совершенствованию организационного, правового и финансового механизмов регулирования системы культуры.
Список литературы:
1. Пакулина И.С. Стратегия государственного регулирования развития сферы социальных услуг / И.С. Пакулина // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. - Вып. 1. - Ч. I. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. -С. 325-335.
2. Пакулина И.С. Государственное регулирование и формирование стратегии социально-экономического развития / И.С. Пакулина // Вестник государственного и муниципального управления. - 2012. - № 3. - С. 24-32.