Научная статья на тему 'Стратегия государственного регулирования развития сферы социальных услуг'

Стратегия государственного регулирования развития сферы социальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХУСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STRATEGY / GOVERNMENT CONTROL / SOCIAL SERVICE BUSINESS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакулина И. С.

Выявлена роль сферы социальных услуг в процессе реформирования экономики России. Обосновывается модель оптимизации взаимосвязей в процессе разработки стратегии государственного регулирования сферы социальных услуг, позволяющая выделить и реально оценить эти взаимосвязи и найти направления более эффективного взаимодействия. Представлена классификация показателей эффективности работы сферы социальныхуслуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government control strategy of the development of social service business

The article is devoted to the role of social service business in the process of the reformation of economy of Russia. The author has grounded the model of optimization of intercommunications in the process of the development of government control strategy of social service business, allowing to distinguish and really estimate these intercommunications and find directions of more effective co-operation. Classification of indexes of work of social service business efficiency has been presented.

Текст научной работы на тему «Стратегия государственного регулирования развития сферы социальных услуг»

9. Бессонов В.А., Цухло С.В. Проблемы построения производственных функций в российской переходной экономике // Анализ динамики российской переходной экономики. М.: Институт экономики переходного периода, 2002. С. 5-89.

10. Пиньковецкая Ю.С. Производственные функции: модели развития малого бизнеса регионов // Инновационные технологии в гуманитарных науках: тр. межд. конф. Ульяновск: УлГУ, 2011. С. 305-306.

J.S. Pinkovetskaya

Regularities and tendencies of development small enterprises of Russia in 2010 year

Presented the results of the analysis the level achieved by small enterprises in Russia in 2010 year compared to previous years. Analyses based on the data of continuous federal statistical observation the activity of small enterprises. As the tool of researches used the proposed by the author two-factor production functions.

Keywords: small enterprises, production function, turnover, investment, wage, micro-enterprises, quantity of employees.

УДК 338.242.4:338.46:304

И.С. Пакулина, канд. экон. наук, преподаватель, (7910) 302-55-77, теББа [email protected], (Россия, Орел, Орловский филиал ФГБОУ ВПО «РАНХиГС»)

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Выявлена роль сферы социальных услуг в процессе реформирования экономики России. Обосновывается модель оптимизации взаимосвязей в процессе разработки стратегии государственного регулирования сферы социальных услуг, позволяющая выделить и реально оценить эти взаимосвязи и найти направления более эффективного взаимодействия. Представлена классификация показателей эффективности работы сферы социальных услуг.

Ключевые слова: стратегия, государственное регулирование, сфера социальных услуг, эффективность.

Роль наиболее перспективного сектора современной экономики — сферы услуг, а также ее ключевой составляющей — рынка социальных услуг — неуклонно возрастает. Уже имеющаяся конкуренция в сфере услуг в некоторых наиболее развитых отраслях этого сектора экономики обеспе-

чила достижение такого уровня насыщения рынка услуг, что постепенно выводит экономику крупных городов России на новый качественный уровень предложения различных услуг. К основным причинам роста потребностей в услугах относятся: улучшение качества жизни; рост материального обеспечения и расширение доли среднего класса в обществе; увеличение свободного времени у потребителей; урбанизация, делающая необходимыми все новые виды услуг; демографические изменения, ведущие к увеличению числа детей и пожилых людей, которые нуждаются во многих специфических услугах; технологические изменения, повышающие качество и разнообразие сервиса [2, с. 7].

Повышение интереса к проблемам сферы услуг связано, во-первых, с расширением масштабов этой отрасли в мировом хозяйстве и, во-вторых, вследствие того, что происходит структурная диверсификация сферы услуг за счет возникновения новых производств, углубляется специализация, расширяется набор услуг, которые позволяют полнее и качественнее удовлетворять запросы потребителей. В перспективе тенденции опережающего развития сферы услуг сохранится, и это, в свою очередь, вызовет дополнительный рост дифференциации рынка услуг.

Процесс реформирования экономики России в настоящее время все в большей мере приобретает социальную ориентацию, приводит к необходимости разработки механизмов эффективного взаимодействия в условиях информационного общества всех секторов экономики, созданию адекватной экономической и правовой базы для формирования новых субъектов социальных взаимоотношений. Повышение роли государственного управления сферой социальных услуг, изменение его содержания в современных условиях позволяет по-новому рассмотреть проблемы его совершенствования. Регулирующая и направляющая роль государства продолжает сохраняться.

В условиях современной социально-экономической ситуации социальная сфера приобретает все большее значение в развитии общественного производства. Она оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения. Разработка научно обоснованной стратегии государственного регулирования развития сферы социальных услуг поможет обеспечить решение экономических и социальных задач развития общества в современных условиях. В связи с этим все более актуальным становится подробное исследование всех аспектов существования рынка социальных услуг, а также непосредственно особенностей функционирования предприятий данного рынка в первую очередь с точки зрения повышения их эффективности в современных условиях экономики знаний, что позволит извлечь наибольшую экономическую выгоду для го -

сударства и полностью удовлетворить социальные нужды населения. Кроме того, в настоящее время экономической наукой не предложен комплекс разработанных методических подходов к решению проблем, связанных с обеспечением эффективного развития данного сектора экономики как в рамках отдельно взятого региона, так и социальной сферы России в целом. Это обстоятельство отрицательно сказывается на уровне развития видов деятельности социальной сферы, осложняет выбор направления социальной ориентации общественного воспроизводства. Таким образом, актуальность проведенного исследования вытекает из необходимости решения комплекса социально-экономических задач по обеспечению эффективного управления развитием сферы социальных услуг, а также его адаптации к условиям современного общества.

Проблемы совершенствования организационно-экономического обеспечения развития сферы социальных услуг нашли отображение в научных трудах многих ведущих зарубежных и российских ученых. Весомый вклад в разработку общеметодологических и отдельных аспектов проблемы развития сферы социальных услуг сделали Г. Беккер, А.Г. Воронин [1], Б.М. Генкин, М. Доэл, Л.Н. Кочеткова, Н. Луман [3], Д.С. Львов, Дж. Минцер, Н.М. Найбороденко, Т. Парсонс, В. Пэтти, Д. Рикардо, А.Я. Рубинштейн, А. Смит, Т. Шульц и другие.

Однако проблемы научного обоснования стратегий государственного регулирования развития сферы социальных услуг остаются недостаточно изученными как в российской, так и мировой науке. Чрезвычайно важной для современной России является проблема налаживания такого организационно-экономического обеспечения стратегии развития сектора социальных услуг, который бы на основе внедрения в реальную практику принципов прозрачности, ответственности, результативности способствовал существенному повышению уровня экономической эффективности и достижению социальной справедливости в этой сфере.

Анализ имеющихся исследований указывает на отсутствие в большинстве из них комплексного виденья концептуальной модели разработки стратегии государственного регулирования развития сектора социальных услуг, приоритетов его развития на коротко- и долгосрочную перспективы, без чего невозможно обоснование адекватной для условий России стратегии реформирования социальной сферы и принятие соответствующих законодательных актов [7, с. 45].

Целями данного исследования являются: выявление роли сферы социальных услуг в процессе реформирования экономики России; обоснование модели взаимосвязей в процессе разработки стратегии государственного регулирования сферы социальных услуг, позволяющей выделить и

реально оценить эти взаимосвязи и найти направления более эффективного взаимодействия; разработка классификации показателей эффективности работы сферы социальных услуг.

Основные характеристики современного общества обусловлены и воспроизводятся на основе доминирующего влияния социальной сферы как источника услуг [4, с. 3]. Услуги отраслей социального комплекса имеют двойственный характер, т. е. одновременно являются потреблением благ и инвестициями в человеческий капитал. Социальные услуги принадлежат к смешанным общественным благам, производство и потребление которых определяется как индивидуальным спросом, так и потребностями общества в целом. Они создаются и предоставляются в интересах всего общества за счет применения преимущественно умственного труда на основе оценки его с помощью показателей морально-этического характера. При этом их производство и потребление возможно с применением рыночных методов хозяйствования, свойства чисто общественных благ присущи незначительному количеству социальных услуг.

Степень конкуренции в области предоставления социальных услуг зависит от конкретной группы (видов) услуг и социально-экономических характеристик территории. Более успешно конкуренция развивается в тех видах деятельности, где существует платежеспособный спрос населения на услуги (медицина, образование, культура), позволяющий развиваться альтернативным поставщикам, не зависящим от бюджетных ресурсов. Также конкуренция характерна для крупных городов, где некоммерческие и коммерческие структуры в большей или меньшей степени способны конкурировать с муниципальными и государственными учреждениями, но на сельских территориях альтернативные поставщики практически полностью отсутствуют. Те сегменты социальной сферы, где услуги предоставляются неплатежеспособным или низкоплатежеспособным потребителям (социальное обслуживание, реабилитация инвалидов и т. д.), являются сферой интересов заказчика (органов власти), стремящегося к формированию рынка социальных услуг, что связано с острой необходимостью расширения выбора поставщиков социальных услуг, повышения их качества и оптимизации бюджетных расходов. В основе создания и развития сферы социальных услуг лежит ряд объективных потребностей в перераспределении общественных благ; защите от нестабильного социально-экономического положения; оказании различных видов социальных услуг; социальном контроле за девиантным поведением определенной группы населения; индивидуализации оказания социальных услуг; реализации модели сотрудничества в социальной работе; подготовке квалифицированных кадров социального обслуживания; своде норм и правил оказания всех ви-

дов социальных услуг. Деятельность учреждений, оказывающих социальные услуги, позволяет корректировать социально-психологическое состояние наиболее уязвимых слоев населения, стабилизировать социальное состояние общества в целом, воздействовать на эти факторы с целью снижения уровня социальной напряженности, ее прогнозирования в будущем.

Для каждого из членов общества институт социального обслуживания, опосредуя институциональные ценности и нормы, выступает в рамках социализационного процесса регулятором социального поведения. Разрыв между реальным состоянием институциональной сферы социального обслуживания и потребностями индивидов и общества в социальных услугах привели к необходимости ее трансформации на современном этапе развития [6, с. 88].

Для повышения эффективности государственного регулирования развития сектора социальных услуг нами предлагается активно внедрять самые современные сервисные технологии государственного управления в этой сфере, которые позволят расширить рынок предоставляемых социальных услуг и одновременно повысить качество социального обслуживания граждан. При этом в качестве основной задачи определена разработка инструментов повышения доступности, качества социальных услуг через преобразование нормативно-правовой базы и мезоструктуры учреждений системы социального обслуживания, повышение эффективности социальных расходов и развитие социального партнерства государства, власти, бизнеса, индивидов и общественных организаций. Основой организационно-экономического механизма эффективной реализации стратегии государственного регулирования развития сферы социальных услуг является принципиально сбалансированная управленческая модель, сочетающая в себе государственное регулирование с рыночными механизмами саморегулирования и обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей населения [5, с. 3].

Выработка управленческих решений в виде приоритетных проектов, федеральных целевых программ и планов происходит на основе компромисса между такими объектами государственного регулирования, как: сфера государственных социальных услуг, способствующая воспроизводству населения, укреплению семьи, сохранению здоровья, трудоспособности, увеличению продолжительности жизни, социальной безопасности; сфера негосударственных (общественных) социальных услуг, представленная спектром социальных услуг, реализуемых силами общественных формирований (организаций) и некоммерческим сектором с их относительно самостоятельными сложными структурами, прямо или косвенно влияющими на социальные процессы; сфера производства материальных

благ, включая область социально ответственного бизнеса, способствующая созданию условий, позволяющих человеку самому зарабатывать себе на жизнь, направляя усилия на повышение жизненного уровня населения. Интегральное качество сферы социальных услуг состоит в обеспечении благоприятных условий для развития личности, улучшение ее социального самочувствия, более полной реализации творческих способностей, оказывающих позитивное влияние на эффективность сферы производства материальных услуг. При этом следует учитывать как специфику, автономность интересов, множественность целей экономических субъектов, так и понимание диалектического единства интересов, предопределяющего их совместимость и противоречивость. Характеристика элементного состава и связей в процессе оказания социальных услуг населению служит предпосылкой для выявления структурных свойств сферы в целом: горизонтальных, иерархических и смешанных. При этом регулирование сферы государственных социальных услуг должно быть ориентировано на адаптацию учреждений к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого развития в посткризисный период. Устойчивость учреждений, предоставляющих социальные услуги, проявляет себя в том, что результат их развития может выступать в трех вариантах: восстановление прежнего устойчивого состояния; образование нового устойчивого состояния; разрушение (ликвидация).

Характерной особенностью модели взаимосвязей в процессе регулирования сферы социальных услуг является возможность выделить и реально оценить эти взаимосвязи и найти направления более эффективного взаимодействия. К ним следует отнести: ревизии исполнения нормативно-правовой базы; анализ использования средств по обязательствам, нормативам и условиям, факторам влияния; сопоставления с прошлым периодом и примерами эффективного хозяйствования; применение соответствующих форм контроля; вынесение решений по выявленным отклонениям; формулирование предложений по устранению нарушений и эффективности использования ресурсов, учитывая идеи и личный опыт оценивающих экспертов и др. При этом модель взаимосвязей в процессе регулирования сферы социальных услуг отражает одновременно и специфику уровня локальной территории в лице учреждений, предоставляющих социальные услуги, и характер взаимодействия по вертикали органов, обеспечивающих функционирование сферы социальных услуг (финансирование, анализ результатов процесса, регулирование деятельности), с представительным и исполнительным уровнями власти. Она показывает обратную связь как с потребителями социальных услуг, так и органами, имеющими возможность влиять на качество исполнения решений. Данная модель обеспечива-

ет нейтрализацию или значительное уменьшение бюджетных рисков, создает условия для устойчивой деятельности посредством установления равновесного положения, гармонизации интересов организации в эффективном выполнении социальных обязательств населению со стороны государства, территориальных органов и интересов отдельных работников, способствует последовательному внесению инновационных изменений, обновлению технологии. Эффект экономической синергии основывается на гармонизации интересов всех участников социальных отношений. Результатом усиления эффекта синергии является дополнительная ценность, полученная от повышения внутренней самореализации системы государственного регулирования, которая в современных условиях модернизации сферы социальных услуг становится важным средством управления результативностью процесса обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами. Эффект синергии возникает только в результате реальной консолидации возможностей, взаимодополнения различных ресурсов субъектов государственного регулирования. В этом случае он приводит к совокупному результату, который превышает сумму эффектов от деятельности разрозненных субъектов государственного регулирования. В общем виде одномоментный эффект экономической синергии от совместной деятельности всех системообразующих субъектов (Эсинергии) можно оценить по формуле:

ЭсИНЕРГИИ = ЭинТЕГР - (Эдд 1 + Эад 2 + • • • + Эад иХ (1)

где Эинтегр — эффект от совместной деятельности субъектов сферы социальных услуг после интеграции; Эад 1 + Эад 2 + •.. + Эад п — эффект автономной деятельности субъектов сферы социальных услуг.

Формирование нового организационно-экономического механизма государственного регулирования сферы социальных услуг необходимо направить на изменение характера отношений, взаимодействий между структурными элементами механизма и их роли в процессе управления социальной системой. Построение данного механизма предусматривает изменение роли органов государственной власти как основного субъекта управления на основе реализации следующих мероприятий: активного стимулирования с помощью налоговых, кредитных, бюджетных механизмов, механизма государственного заказа субъектов хозяйствования, некоммерческих организаций, а также отдельных домохозяйств к увеличению их доли участия в управлении сферой социальных услуг; изменения подходов государственных органов к оказанию социальной помощи населению, предусматривающих отказ от простого финансирования социальных льгот и субсидий и широкое применение социальных программ, направленных на стимулирование занятости и самозанятости, развитие лич-

ной инициативы, обеспечивающих получение населением доходов и удовлетворение потребностей индивидуумов; внедрения в органах государственной власти регионов России принципов и процедур управления по результатам.

Активная разработка и внедрение инновационных технологий социального обслуживания населения в регионах России в последнее десятилетие вызвано рядом факторов, среди которых можно выделить демографические изменения в структуре российского общества, требующие модернизации отдельных типов учреждений, пересмотр структуры социальных услуг, их оплаты; расширение рынка социальных услуг; изменение стратегии оказания помощи нуждающимся со стороны бизнес-сообщества, переход от благотворительной деятельности в отношении государственных учреждений к увеличению доли негосударственных учреждений, финансируемых ими; повышение профессиональных знаний кадров, работающих с населением, и как следствие качественное изменение содержания их профессиональной деятельности. Основными направлениями инновационной деятельности в сфере социальных услуг сегодня являются: расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения; создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов; индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства; появление новых организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей. Одним из действенных механизмов повышения доступности и эффективности социального обслуживания населения и одновременно снижения бюджетных затрат является формирование интегрированных структур, способных оказывать населению услуги многопрофильного характера, объединяющих материальную базу и кадровые ресурсы входящих в его состав учреждений как сектора социальных услуг, так и других сфер деятельности, что позволяет использовать в процессе своего функционирования инновационные технологии.

Для научного обоснования стратегии государственного регулирования развития сферы социальных услуг необходима объективная оценка всех сторон функционирования этой сферы, которая обусловливает потребность в разработке классификации показателей эффективности деятельности ее организаций (рисунок).

Классификационный признак

Социальные стратегии и тактики

Показатели эффективности работы

Социальные услуги

Деятельность

учреждений,

предоставляющих

социальные

услуги

Персонал учреждений, предоставляющих социальные услуги

Клиенты учреждений, предоставляющих социальные услуги

Финансовая эффективность стратегии; устойчивость стратегии и тактики; успешность реализации стратегии и тактики.

Количество, структура и динамика видов услуг; обеспеченность населения социальными услугами; количество и сумма оказанных платных услуг; востребованность услуги; типы и виды применяемых технологий; доступность услуг;

своевременность предоставления услуг; диверсификация социальных услуг.

Количество учреждений, их структура и динамика; обеспеченность населения учреждениями, предоставляющими социальные услуги; обеспеченность учреждений техникой, инвентарем; объем и структура финансирования; распространенность учреждений.

Численность, состав и динамика работников учреждений;

объем и структура подготовки кадров; обеспеченность учреждений работниками; обеспеченность населения социальными работниками;

результаты деятельности социальных работников.

Численность, состав и динамика различных категорий клиентов;

охват населения услугами учреждений; потребность в социальных услугах; распространенность обращений в учреждения; общественное мнение населения по поводу качества обслуживания.

Классификация показателей эффективности работы сферы социальных услуг

Проведенное исследование позволило сделать следующее заключение.

1. Современная модель рынка социальных услуг в условиях глобализации бизнес-процессов не является некой жесткой, неподвижной структурой, она меняется по мере изменения действительности, которую теоретически описывает. Для современного российского общества характерна не-

прерывная структурная перестройка всех отраслей народного хозяйства, его постоянная модернизация на всех уровнях на основе современных ресурсосберегающих, информационных и иных технологий. В настоящее время сфера социальных услуг сталкивается с множеством проблем, требующих скорейшего решения. Серьезными факторами повышения эффективности ее функционирования являются адаптация механизма управления ею к условиям глобализирующейся экономики, а также оптимизация используемой в настоящее время системы обмена информационными потоками между участниками рынка социальных услуг. Все эти вопросы требуют глубокой научной проработки, исследования наиболее рациональных направлений совершенствования системы управления в условиях информационного общества, реформирования существующей системы государственного регулирования, формирования целостного представления о роли различных государственных и негосударственных субъектов сферы социальных услуг и их месте в решении сложных задач развития данного социально значимого сектора экономики.

2. Регулирующая и направляющая роль государства в развитии сферы социальных услуг продолжает сохраняться. Разработка научно обоснованной стратегии государственного регулирования его развития способствует эффективности принятий соответствующих решений. Эффект синергии возникает только в результате реальной консолидации возможностей, взаимодополнения различных ресурсов субъектов государственного регулирования сферы социальных услуг.

3. В основу ключевых показателей оценки эффективности работы сферы социальных услуг могут быть положены некоторые единые принципы, которые должны быть прозрачны и доступны для всех социальных служб. Они не должны противоречить таким положениям, как соблюдение прав семьи, детей и молодежи, соблюдение принципов равенства доступа к социальным услугам и другим видам социальной поддержки, партнерство специалистов в области социального обслуживания, экономия финансовых и материальных ресурсов, приоритет этических ценностей и прозрачность деятельности, самооценка и активное участие специалистов социальных служб в оценке эффективности социальных услуг. Привлечение общественности к оценке эффективности деятельности социальных служб является одним из важнейших направлений создания более совершенной и сбалансированной системы управления сферой социальных услуг.

Перспективы дальнейших научных исследований в этом направлении следующие: разработка методического подхода к оценке эффективности бюджетных расходов сферы социальных услуг; разработка подходов к оценке результативности предоставления социальных услуг; применение информационных систем поддержки принятия решений в практику социальной работы.

Библиографический список

1. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2004. 176 с.

2. Грибов A.A. Адаптация механизма управления сферой социальных услуг к условиям информационного общества: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов». СПб., 2006. 19 с.

3. Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории: пер. с нем. СПб.: Наука, 2007. 643 с.

4. Пакулина И.С. Возрастающая роль социальной сферы в функционировании инновационной экономики // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2011: сб. науч. тр. по материалам межд. науч.-практ. конф. Экономика. Одесса: Черноморье, 2011. Т. 11. С. 3-4.

5. Пакулина И.С. Глобализация экономики и стабильное развитие социальной сферы // Materialy VII mezinarodni vedecko-prakticka konference [«Dny vedy - 2011»], 27 brezen - 05 dubna 2011 roku. - Dil 11. Ekonomicke vedy. - Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2011. S. 3-5.

6. Пакулина И.С. Инновационная деятельность в социальной сфере в условиях глобализации бизнес-процессов // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы (региональный аспект): сб. ст. 2-й межрег. науч.-практ. конф. (г. Орел, 22 апреля 2011 г.). Орел: Изд-воОРАГС, 2011. С. 88-91.

7. Пакулина И.С. Регулирование развития социальной сферы региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1, ч. II. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 44-54.

I.S. Pakulina

Government control strategy of the development of social service business

The article is devoted to the role of social service business in the process of the reformation of economy of Russia. The author has grounded the model of optimization of intercommunications in the process of the development of government control strategy of social service business, allowing to distinguish and really estimate these intercommunications and find directions of more effective co-operation. Classification of indexes of work of social service business efficiency has been presented.

Keywords: strategy, government control, social service business, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.