Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования финансирования социальных расходов бюджета и повышение их роли в реализации социальной политики'

Основные направления совершенствования финансирования социальных расходов бюджета и повышение их роли в реализации социальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Мария Валентиновна

В статье представлен анализ динамики и состава расходов на социальную политику Республики Татарстан, рассмотрены основные направления совершенствования финансирования социальных расходов бюджета и повышение их роли в реализации социальной политики, путем экономико-математического анализа взаимосвязи расходов РТ на социальную политику и ВРП спрогнозирован уровень взаимосвязи данных факторных показателей и результативного показателя расходов РТ на социальную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования финансирования социальных расходов бюджета и повышение их роли в реализации социальной политики»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА И ПОВЫШЕНИЕ ИХ РОЛИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ Уварова Мария Валентиновна, к.п.н., ст.пр.

ЧОУ ВПО Институт экономики управления и права, Казань

В статье представлен анализ динамики и состава расходов на социальную политику Республики Татарстан, рассмотрены основные направления совершенствования финансирования социальных расходов бюджета и повышение их роли в реализации социальной политики, путем экономико-математического анализа взаимосвязи расходов РТ на социальную политику и ВРП спрогнозирован уровень взаимосвязи данных факторных показателей и результативного показателя - расходов РТ на социальную политику.

В настоящее время в стране все с большую актуальность принимает вопрос повышении эффективности бюджетных расходов в социальной сфере. Для повышения эффективности внедряются новые формы финансирования бюджетных услуг, позволяющие установить прямую зависимость между количеством и качеством услуг и расходами на их предоставление. Одной из таких форм является нормативное финансирование, при котором расходы на оказание конкретных услуг потребителям рассчитываются по единым нормативам, устанавливаемым органами власти в административном порядке.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе -социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.

Сегодня необходимо проводить анализ существующих и разрабатывать концептуальные подходы совершенствования расходов бюджета на социальную политику, для этого необходимо анализировать динамику и структуру расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику.

Важнейшей составляющей организации мероприятий по совершенствованию финансирования социальных расходов бюджета и повышение их роли в реализации социальной политики является определение перспектив развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.

Автором представлен анализ расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику за период 2012-2014 гг.

Основными приоритетами социальной политики в Республике Татарстан являются обеспечение государственных гарантий и стандартов качества предоставления государственных услуг.

Социальная политика в структуре расходов бюджета Республики Татарстан занимает за анализируемый период примерно 11-12% всех расходов бюджета.

В таблице 1 представлена динамика расходов бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика».

Таблица 1. Динамика расходов бюджета Республики Татарстан на соци-_альную политику по подразделам в 2012-2014 гг. [1,2]_

Вид расхода 2012 год 2013 год 2014 год

сумма, млн. руб. сумма, млн. руб. Темп прироста, % сумма, млн. руб. Темп прироста, %

Пенсионное обеспечение 457 507 10,9 554 9,27

Социальное обслуживание населения 2 757 2 984 8,2 3 119 4,53

Социальное обеспечение населения 14 938 15 037 0,7 17 401 15,73

Охрана семьи и детства 1 450 1 735 19,6 1 955 12,68

Другие вопросы в области социальной политики 228 233 2,2 236 1,29

ИТОГО 19 831 20 497 3,3 23 267 13,52

Анализ таблицы 1 показывает, что за анализируемый период по всем подразделам расходов на социальную политику наблюдается увеличение.

Социальная политика в Республике Татарстан осуществляется на основе следующих принципов:

- наличие гарантированного набора социальных услуг;

- равенство прав граждан на получение гарантированного государством набора социальных услуг;

- учет мнения населения и бизнес - сообщества при разработке и реализации социальных программ;

- справедливое распределение дополнительных ресурсов, включая адресный подход к различным социальным группам;

- создание условий для формирования индивидуальной социальной ответственности гражданина за собственное благополучие;

- ответственность налогоплательщика за формирование финансовых ресурсов, направляемых на предоставление государственных социальных услуг;

- ответственность работодателя за обеспечение дохода работников на уровне не ниже стоимостной величины минимального набора потребительских услуг, определяемого минимальным потребительским бюджетом, состав и структура которого определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан;

- поощрение создания и деятельности негосударственного сектора социального обслуживания;

- активное включение в реализацию социальной политики органов местного самоуправления;

- участие в ресурсном обеспечении реализации социальных программ.

Структура расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура расходов бюджета Республики Татарстан _на социальную политику в 2012-2014 гг. [1,2]_

Вид расхода 2012 год 2013 год 2014 год

млн. руб. Уд.вес% млн. руб. Уд.вес% млн. руб. Уд.вес%

Пенсионное обеспечение 457 2,3 507 2,5 554 2,4

Социальное обслуживание населения 2 757 13,9 2 984 14,6 3 119 13,4

Социальное обеспечение населения 14 938 75,3 15 037 73,4 17 401 74,79

Охрана семьи и детства 1 450 7,3 1 735 8,5 1 955 8,41

Другие вопросы в области социальной политики 228 1,2 233 1,2 236 1,02

ИТОГО 19 831 100 20 497 100,00 23 267 100,00

Анализ таблицы 2 показывает, что структура расходов в целом примерно одинакова по годам. Большая часть расходов бюджета Республики Татарстан приходится на социальное обслуживание населения и социальное обеспечение населения.

Все меры социальной политики требуют значительных бюджетных ассигнований. Сокращение расходов, носящих необязательный характер, дает возможность реализации обязательств, обеспечивающее развитие социальной сферы.

Для более эффективного финансирования социальной политики нужно из федерального бюджета:

- предоставлять финансовую помощь тем, кто социальные обязательства

выполняет четко - в срок и в полном объеме;

- привлекать инвестиции;

- заморозить на год-два регулируемые тарифы на коммунальные услуги;

- найти внутренние источники роста (например, развитие национальной экономики в целях формирования ежегодно растущей доходной части бюджета РФ). [4]

Исследователи [3, 6, 7] отмечают, что одним из приоритетов бюджетной политики в предстоящий период является финансовое обеспечение принятых решений по повышению заработной платы отдельным категориям работников образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и науки, в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры, предусмотрены ассигнования на приоритетные направления бюджетной политики в сфере культуры и кинематографии, в 2015 году будет продолжена реализация мероприятий по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.

Еще одним направлением является улучшение качества предоставляемых социальных услуг, для этого необходимо:

- внедрить рыночные механизмы предоставления социальных услуг, посредством содействия расширению сети негосударственных учреждений, оказывающих социальные услуги;

- разработать критерии результативности государственных социальных расходов;

- использовать формы целевого финансирования и социального заказа для финансирования социальных расходов;

-прекратить финансирования организаций при несоблюдении критериев результативности социальных расходов;

- переместить акцент в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов.

Таблица 3. Данные для экономико-математического анализа взаимосвязи

расходов РТ на социальную политику и ВРП [5]

Год Расходы РТ на социальную Инвалидность населе- величина прожиточного мини-мума,руб, Х2

политику, млрд.руб,У ния, чел.,Х1

2008 10,2 25049 3846

2009 12,9 24519 4112

2010 13,8 23830 4554

2011 19,1 20408 5214

2012 19,8 20257 5322

2013 20,5 18735 6113

2014 23,3 19324 6988

Используя данные таблицы 3. построим модель взаимосвязи расходов РТ на социальную политику с численностью инвалидности по республике и величиной прожиточного минимума, и на основании данной динамики выстроим прогноз на 2015-2017 гг.

Выясним уровень взаимосвязи факторных показателей Х1 и Х2 и результативного показателя У - расходов РТ на социальную политику. Для этого построим корреляционную матрицу.

Коэффициенты корреляции, которые оценивает пакет анализа носят только линейный характер. Коэффициент корреляции может изменяться в пределах от -1 до +1.

Таблица 4. Матрица парных коэффициентов корреляции

Столбец 1 Столбец 2 Столбец 3

Столбец 1 1

Столбец 2 -0,96574 1

Столбец 3 0,954594 -0,91127 1

Чем ближе коэффициент корреляции стремится к 1, тем сильнее выражена связь между факторным и результативным показателями, причем она прямая, т.е. с ростом Х показатель У также растет. По данным корреляции оба фактора тесным образом влияют на расходы РТ на социальную политику, причем со стороны инвалидности населения и расходов наблюдается тесная обратная связь, поэтому необходимо построить регрессию.

Уравнение регрессии примет вид:

У=29,59738-0,00102*Х1+0,001885*Х2

Множественный Я показывает тесноту связи между Х1, Х2 и У, по полученным итогам теснота связи равна 0,98, что означает достаточно сильную связь.

Я-квадрат означает насколько теоретические значения У будут приближаться к фактическим У, т.е. полученное значение 0,96 говорит об адекватности данной модели.

Значимость Б характеризует соответствие критерию Фишера и отсутствие (наличие) ошибки аппроксимации построенного уравнения. Чем ближе его значение к нулю, тем выше достоверность построенного уравнения. В нашем случае он составляет 0,0011 (0,11%).

«Р-значение» показывает вероятностную ошибку рассчитанных У и Х значений. В нашем случае У - пресечению соответствует Р=0,095, Х1 соответствует Р=0,066, Х2 соответствует Р= 0,12.

Столь низкие Р-значения показывают, что рассчитанные коэффициенты регрессии практически не содержат ошибки их качества и достоверности.

Оптимальное Р-значение достигается при условии, что оно стремится к нулю, в таком случае вероятность ошибки приближается также к нулю.

По полученным данным можно рассчитать оценку эффективности по формуле

Э=У факт/Урасч* 100% (1)

Потенциально возможное значение позволяет судить о наличии (отсутствии) резервов роста показателя У при одновременном влиянии на него показателя Х. Ели эффективность больше 100% тогда отсутствуют резервы роста этого показателя, т.к факторы эффективно управляются, что приво-

дит к росту ВРП, в противном случае говорят о наличии резервов роста показателя У.

Таблица 5. Эффективность ВРП от расходов РТ на социальную политику

Год Расходы РТ на социальную политику, млрд.руб,Уфакт Расходы РТ на социальную политику, млрд .руб,Урасч Э, %

2008 10,2 11,20443 91,04

2009 12,9 12,24853 105,32

2010 13,8 13,78723 100,10

2011 19,1 18,53488 103,05

2012 19,8 18,89308 104,8

2013 20,5 21,94257 93,47

2014 23,8 22,98928 103,53

По полученным данным можно отметить, что за анализируемый период только в 2008 и 2013 не были использованы резервы для расходов Республики Татарстан на социальную политику, в остальные же года возможность использования резервов была исчерпана.

Для прогнозирования ВРП на 2015-2017 гг. необходимо построить линейный тренд факторного показателя Х (закон изменения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.1. Тренд численности инвалидности населения, чел

Рассчитаем прогнозное значение Х1 по линейному тренду по формуле:

Х1=-1154*1+26348 (2)

Х12015=-1154*8+26348=17116

Х12016=-1154*9+26348=15962

Х12017=-1154*10+26348=14808

Рис. 2 Тренд величиш прожиточного минимума, руб.

Рассчитаем прогнозное значение Х2 по линейному тренду по формуле:

Х2=507П+3136 (3)

Х22015=507*8+3136=7192

Х22016=507*9+3136=7699

Х22017=507*10+3136=8206

Рассчитаем прогнозное значение расходов бюджета РТ на социальную политику, опираясь на Хпрогн. по формуле

У=29,59738-0,00102*Х1+0,001885*Х2 (4)

У2015=29,59738-0,00102*17116+0,001885*7192=25,7 У2(Ж=29,59738-0,00102*15962+0,001885*7699=27,83 У2Ш7=29,59738-0,00102*14808+0,001885*8206=29,96 Опираясь на расчетные данные расходов Республики Татарстан на социальную политику за период 2015-2017гг. продолжают тенденцию увеличения.

Эффективная социальная политика не может быть нецелостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа - выделение приоритетов с учетом остроты социально-политических проблем.

Система социальной защиты, также как и вся социальная сфера должна развиваться в рамках национальных проектов, ориентированных на обеспечение в должном объеме социальной поддержки семей с детьми, государственных гарантий гражданам пожилого возраста и инвалидам, обеспечивающих достойный уровень жизни и привлечение их в социально-полезную среду [3. С.42].

Таким образом, основными приоритетами развития финансирования социальной политики из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов являются:

- соотношение уровня расходов на социальную политику и уровня расходов на душу населения соответствующего региона (или уровня жизни населения региона);

- соотношение налоговой обеспеченности регионов и расходов на социальную политику;

- участия граждан в формировании и оценке использования бюджетных средств в интересах детей и семей с детьми (например, выбор приоритетных направлений);

- разработка региональных программ эффективности бюджетных расходов на детей (например, программа «Дети Татарстана»);

- внедрение системы мониторинга качества жизни детей субъекта РФ;

- обеспечение государственных гарантий и стандартов качества предоставления социальных услуг.

Список литературы

1. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2012 год: Закон РТ от 03.06.2013 г. № 43-ЗРТ // Республика Татарстан. - 2013. - № 82.

2. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013 год: Закон Республики Татарстан от 11.06.2014 г. № 29-ЗРТ // Республика Татарстан. - 2014. - № 118-119.

3. Чернобривная, Н.В. Бюджетное финансирование общественных благ и критерии его эффективности / Н.В. Чернобривная // Финансы и кредит. - 2014. - № 5. - С.41-45.

4. http://img.rg.ru/pril/article/99/18/44/0NBP_2015-2017.pdf - Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

5. http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/sphere/- статистические данные для регрессионного анализа

6. Фролова И.И. Социально-профессиональная группа медицинских работников среднего звена: социологический анализ: монография, Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2007. 151с.

7. 7 Фролова И.И. Факторы, снижающие уровень качества жизни промышленного горо-да//Журнал «Современные гуманитарные исследования». - 2006. - № 5. - С.328-329

8. Рекомендации по улучшению качества туристского обслуживания, Бусыгин А.М., Фролова И.И., В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование, сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции. Ответственный редактор Павлов Е.В.. 2014. С. 115-119.

9. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе, Фролова И.И., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш., Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 14. С. 307-312.

10. Коррупция в органах власти: результаты экспертного опроса, Фролова И.И., Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 104-107.

11. Коррупция в сфере здравоохранения республики татарстан: результаты экспертного опроса, Фролова И.И., Следователь. 2008. № 3. С. 58-60.

12. Модель инженера-менеджера для наукоёмкого производства, Фролова И.И., Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш., Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 20. С. 366-369.

13. Практикум по менеджменту, Фролова И.И., Учебное пособие / Набережные Челны, 2007.

14. Обеспечение и совершенствование качества медицинских услуг в частной клинике, Мухтарова Э.И., Фролова И.И., В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование, сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции. Ответственный редактор Павлов Е.В.. 2014. С. 348-353.

15. Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица, Родионова И.Н., Емельянов А.С., Горохов А.А., Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 154-158.

16. Об обязательном удостоверении решения собрания участников хозяйственных обществ, Емельянов А.С., Горохов А.А., Родионова И.Н., Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1 (4). С. 238-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.