Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования экономических отношений на российском рынке венчурного капитала'

Основные направления совершенствования экономических отношений на российском рынке венчурного капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / VENTURE CAPITAL MARKET / ECONOMIC RELATIONS / TRENDS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланин Р. А.

В статье предложены основные направления совершенствования экономических отно-шений на рынке венчурного капитала на основе использования нормативно-правового, фи-нансово-инвестиционного, кадрового, организационного и информационного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS AT THE RUSSIAN VENTURE CAPITAL MARKET

In this article, the main trends of the development of eco-nomic relations at the venture capital market are proposed on the base of using the following approaches: normative-legal, finan-cial-investment, personnel, organizational, and informational.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования экономических отношений на российском рынке венчурного капитала»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

ВЕНЧУРНОГО КАПИТАЛА

Р. А. ЛАНИН

В статье предложены основные направления совершенствования экономических отношений на рынке венчурного капитала на основе использования нормативно-правового, финансово-инвестиционного, кадрового, организационного и информационного подходов.

Ключевые слова: рынок венчурного капитала, экономические отношения, направления совершенствования.

Для создания в России успешно функционирующего рынка венчурного капитала, который со временем мог бы стать самодостаточным, как это происходит во всем мире, абсолютно необходима государственная поддержка. В основе этой поддержки лежит понимание государством того факта, что венчурный капитал является важнейшим механизмом развития предпринимательства.

По нашему мнению, для стимулирования рынка венчурного капитала необходимо формирование окружных инновационных структур как элементов единого целого: занимающихся информационным обеспечением научно-технической и инновационной деятельности; экспертизой научно-технических и инновационных программ и проектов; финансово-экономическим обеспечением научно-технической и инновационной деятельности; производственно-технологической поддержкой; сертификацией наукоемкой продукции; продвижением на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции; координацией и регулированием развития научно-технической и инновационной деятельности.

Следовательно, основные направления развития венчурной инновационной деятельности в России состоят в формировании окружных инновационных структур; в повышении эффективности использования, накопленного в федеральных округах, научно-технического и интеллектуального потенциала; в определении приоритетных окружных инновационных программ, поддерживаемые государством.

Анализ опубликованной научной литературы показывает, что применяемые экономические инструменты и методы на различных этапах вен-

чурной инновационной деятельности не структурированы и не объединены процедурой взаимодействия на этих этапах. Это объясняется наличием большой массы разных проектов, существующих научных подходов, поэтому и создано много схем, инструментов и методов, ориентированных на учет специфики проекта. Следовательно, существует необходимость разработать процедуру применения экономических инструментов и методов венчурной инновационной деятельности, структурирующую и объединяющую известные подходы в поэтапную систему их применения.

В России рынок венчурного капитала прошел и проходит трудный путь адаптации к условиям, складывающимся на современном этапе.

В настоящее время в России сложились не самые благоприятные условия для функционирования рынка венчурного капитала. Основными причинами, на наш взгляд, являются следующие:

1) стагнация - снижение стоимости акций, которые составляют важнейшую компоненту обращения венчурного капитала, так как доход венчурного инвестора возникает при продаже возросшего в цене пакета акций инновационного предприятия после его успешной «раскрутки»;

2) недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса. В настоящее время на территории РФ насчитывается более 50 венчурных фондов. Однако реально функционирует не все, основу капитала которых составляют иностранные инвестиции и, прежде всего, средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), специализирующегося на такого рода финансовых операциях;

3) высокие риски при вложениях иностранного капитала в российскую экономику. Дело в том, что в России практически не действуют правила отбора предприятий под инвестиционное участие, которые стали классическими канонами для экономически развитых стран. Одним из основных таких требований к отечественному венчурному предприятию-реципиенту является наличие у него годового оборота не менее 1 млн долл. Но если в США, например, такой оборот характерен для начинающей инновационной фирмы, то по российским меркам это оборот уже состоявшегося, крупного предприятия;

4) низкая информационная прозрачность российского рынка интеллектуальной собственности, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции;

5) практически полное отсутствие законодательной базы, которая регулировала бы деятельность венчурного капиталиста в России. Так, до недавнего времени в действующем законодательстве отсутствовало даже само понятие «венчурное инвестирование». Нельзя не отметить и относительно усложненную процедуру допуска на российский рынок иностранного венчурного капитала, как, впрочем, и иностранных инвестиций вообще. На наш взгляд, эта причина является одной из основополагающих;

6) дефицит профессионалов, знающих российскую специфику, умеющих наладить стабильный поток проектов и обладающих большим опытом работы в период ранней стадии их развития. Для этого надо изучить технологии, освоить организацию НИОКР, разобраться в тонкостях научно-технической экспертизы;

7) слабость развития института защиты интеллектуальной собственности. К сожалению, российские патенты не могут профессионально защитить интересы инвестора на международном рынке. Пока они не могут обеспечить высокий уровень защиты и в нашей стране, особенно если возникают спорные ситуации и речь идет о незаконном использовании интеллектуальной собственности. Это очень серьезная преграда на пути развития венчурной высокотехнологичной индустрии. Прецедентов судебного наказания нерадивых предпринимателей за несанкционированное использование интеллектуальной собственности в коммерческих целях практически нет, что в значительной степени сдерживает интерес инвесторов к новым российским технологиям;

8) нехватка собственного капитала, что положительно влияет на входной мультипликатор;

9) высокая общая экономическая и политическая нестабильность и неопределенность;

10) неразвитость института «бизнес-ангелов». В настоящее время сектор неформального рынка венчурного капитала находится на начальной стадии формирования. Сейчас можно назвать две-три профессиональные компании, предлагающие услуги «ангельского» финансирования для проектов, которые пока «не доросли» до готовности принять инвестиции из венчурных фондов. Положительным моментом можно считать формирование объединений (в том числе и на региональном уровне), способствующих установлению прозрачных и понятных для всех правил игры.

Венчурные инвесторы, работающие с малыми высокотехнологичными компаниями, сталкиваются с целым рядом других проблем, среди которых:

- наличие на рынке множества проектов с хорошим ноу-хау, но ориентированных на очень маленький и сегментированный рынок;

- невысокий профессионализм при оформлении документов в среде предпринимателей;

- недостаток современных мощностей (оборудования), производственных площадок, стендовых баз;

- отсутствие аналога соглашения акционеров (shareholders' agreement) в российском законодательстве;

- сложность защиты интересов как предпринимателей, так и инвесторов в российском корпоративном праве;

- разрыв между венчурными фондами и высокотехнологичными проектами;

- отсутствие широкой практики выплаты роялти;

- неразвитость института «бизнес-ангелов» и профессиональных инвестиционных консультантов [4].

Известно, что одной из функций любого рынка является информационная, т. е. знание о конъюнктуре рынка. Через спрос и предложение, конкуренцию, постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

В настоящий момент для рынка венчурного капитала характерна недостаточная обеспеченность информацией всех участников рынка, которую следует отнести к числу недостатков рынка венчурного капитала.

Мы считаем, что решение этой проблемы находится в создании информационного портала,

в рамках которого можно будет, с одной стороны, собрать всю имеющуюся информацию о том, как вообще развита венчурная индустрия в мире, каковы ее достижения, основные подходы, в том числе к оценке эффективности венчурных проектов. С другой стороны, с помощью этого портала собрать по кусочкам ту информацию о проектах, которые есть у нас в стране.

Мы понимаем всю мягкость, с которой нужно подходить к этому вопросу, потому что проекты -это, по сути, не заработанные до какого-то времени деньги. И это достаточно серьезный, достаточно дорогостоящий товар. Но, тем не менее, без информации на рынке, без единого некого, может быть, источника информации на рынке, достаточно тяжело.

Вместе с тем, как отмечает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросу «Роль венчурного инвестирования в развитии малого и среднего предпринимательства в регионах», механизмы венчурного инвестирования применяются в российских регионах недостаточно эффективно.

В качестве основных проблем, стоящих на пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:

- несовершенство законодательной базы;

- недостаточное количество проектов с высоким экономическим потенциалом, привлекательных для венчурных инвесторов;

- низкую активность банков, пенсионных фондов и страховых компаний в венчурном инвестировании;

- недостаточную надежность механизмов защиты прав инвесторов;

- отсутствие налоговых стимулов перехода малых и средних предприятий на инновационный путь развития;

- отсутствие развитой системы коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности;

- недостаточную информационную поддержку венчурной индустрии.

Однако следует заметить, что уровень развития венчурного бизнеса в России не так далек от уровня развития венчурного бизнеса в ряде других стран. Более того, при определенных условиях Россия в этой области сможет догнать европейские страны и США.

Для успешного функционирования венчурного капитала необходим определенный инвестиционный климат. Инвестиционный климат венчурного капитала в рыночной экономике - это совокупность политических, социально-экономических,

финансовых, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

Для решения этих проблем необходимо следующее:

- совершенствование законодательства. Одним из наиболее важных вопросов становления венчурного капитала, равно как и малого предпринимательства России, является вопрос о нормативной базе - совокупности правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере.

- совершенствование управления, внедрение систем управления качеством;

- пересмотр системы налогообложения;

- совершенствование деловой культуры;

- изменение инфраструктуры;

- привлечение специалистов в области консалтинга и развитие системы консультационных услуг;

- решение проблем права на интеллектуальную собственность;

- совершенствование маркетинговой стратегии;

- привлечение частного российского капитала;

- решение проблем участия в венчурном бизнесе российских банков, пенсионных фондов, российских страховых компаний;

- развитие фондового рынка;

- развитие предпринимательства в научнотехнической сфере;

- развитие системы информации;

- создание государственной структуры для экспертизы инновационных проектов;

- формирование отечественного аналога сети «бизнес-ангелов» как инвестиционной формы, предваряющей венчурное финансирование.

В статье основные направления совершенствования экономических отношений на рынке венчурного капитала разработаны в соответствии со следующими подходами: нормативно-правовым, финансово-инвести-ционным, организационным, кадровым и информационным (рис. 1).

I элемент - нормативно-правовой. Одним из наиболее важных вопросов становления венчурного капитала, равно как и малого предпринимательства России, является вопрос о нормативной базе - сововкупности правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере. В нашей стране нет отдельного закона или положения о венчурном капитале. По сути, венчурный капитал как нормативно-правовое понятие просто не существует. Также до недавнего времени отсутствовало определение понятий «венчурный фонд»,

«венчурное финансирование». Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной нормативной и законодательной базы. Как следствие, для венчурного капитала нет благоприятных нормативных условий, которые удовлетворяли бы как потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой компании. Механизмы реализации венчурного финансирования юридически недостаточно разработаны. Необходимо создание законодательной базы о венчурном капитале, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции

в малые инновационные предприятия на основе этих нормативных актов. Это может быть достигнуто путем предоставления различного рода льгот: снижения налогооблагаемой базы, предоставления «налоговых каникул» при налогообложении реализуемого инвестиционного проекта до его окупаемости, снижения ставки налога при налогообложении дохода от прямых инвестиций, снижения таможенного дохода (при создании особых экономических зон) и т. д. Необходимо развитие правовой основы для деятельности участников рынка венчурного капитала.

Рис. 1. Направления совершенствования экономических отношений на рынке венчурного капитала

Особо следует уделить внимание защите прав инвесторов как отечественных, так и зарубежных. Многие из них опасаются национализации предприятий, а также изменения законодательства не в свою пользу.

Более того, в России еще слаб институт защиты интеллектуальной собственности. К сожалению, российские патенты не могут серьезно защитить интересы инвестора на международном рынке, особенно если возникают спорные ситуации и речь идет о незаконном использовании интеллектуальной собственности. По сути, это очень серьезная преграда на пути развития венчурной высокотехнологичной индустрии. Прецедентов судебного наказания нерадивых предпринимателей за несанкционированное использование в коммерческих целях интеллектуальной собствен-

ности практически нет. Такой опыт в значительной степени сдерживает интерес инвесторов к новым российским технологиям [3].

II элемент - финансово-инвестиционный. Действующая сегодня учетная система несовершенна. Бухгалтерская и статистическая отчетности не дают реального состояния предприятия. Необходимо изменение отечественной учетной системы в целях большей прозрачности предприятий, а также унификации ее с международными стандартами учета. Это будет способствовать приросту капитала, действию целевых грантов, созданию системы финансовых стимулов и т. д.

Также необходимо расширить уже имеющуюся практику замещения прямого бюджетного финансирования инвестиционных проектов предоставлением гарантий инвесторам за счет бюд-

жета и, в частности, бюджета развития. Это позволит избежать «распыления» бюджетных средств между большим числом проектов, отдача от которых зачастую не обеспечивает возврата вложенных средств.

Государственная поддержка системы венчурного финансирования должна быть направлена на объединение науки, производства и рынка и установления между ними прочной взаимосвязи, основанной на: использовании средств государства в качестве катализатора инновационных процессов; софинансировании проектов государством и бизнесом при сохранении управления в руках бизнеса; децентрализации государственной поддержки; формировании доверия к новым институтам через личную репутацию управляющих; проведении регулярной оценки реализуемых программ; реализации поддержки через бизнес-посредников - независимые агентства; осуществлении поддержки кооперации и взаимного обучения [2].

Все это поможет сделать наши компании более открытыми для отечественных и зарубежных инвесторов.

III элемент - организационный. Несмотря на создание различных государственных институтов венчурного инвестирования, России пока не удается набрать критическую массу технологических идей и инновационных компаний, способных привлечь российских и иностранных венчурных инвесторов. И причина не столько в недостатке денег, сколько в отсутствии числа перспективных и привлекательных для инвесторов проектов. Для достижения поставленных целей необходимо проделать значительную работу, включающую и построение инфраструктуры, и создание условий для появления инновационных компаний.

IV элемент - кадровый. Отсутствие квалифицированных кадров и хорошо проработанных проектов также имеет место, поэтому необходимо создание системы подготовки кадров. В последнее время российские венчурные фонды сталкиваются еще с одной проблемой: обилие денег при сравнительно небольшом числе проектов. Это связано с тем, что большинство проектов лишены тщательной проработки и грамотного анализа профессиональных менеджеров. Отсутствие системы подготовки кадров в сфере венчурной индустрии также является огромным препятствием. По словам генерального директора РВК А. Коробова, дефицит профессиональных менеджеров, которые могли начать инновационный бизнес с нуля, - это вторая острейшая проблема. Объясняется это просто: до настоящего

времени этот вид деятельности практически отсутствовал в стране, и международная венчурная индустрия развивалась с минимальным участием представителей России. Сейчас государство должно задуматься над разработкой образовательных программ по подготовке команд для инновационных компаний, венчурных специалистов и управляющих, включая изучение лучшей мировой практики [1].

Улучшению условий венчурного инвестирования служит подготовка кадров в области менеджмента инноваций, поскольку без профессионального управления рисковый инвестиционный процесс будет несостоятельным. В целях развития инфраструктуры венчурного бизнеса необходимо дальнейшее развитие технопарков, бизнес-инкубаторов в рамках проводимой единой государственной инновационной политики; развитие фондового рынка, включение высокотехнологичных компаний в списки фондовых бирж, развитие электронных бирж; расширение деятельности академических институт, вузов, консалтинговых и информационных фирм, венчурных ярмарок и выставок в рамках предоставления информации о состоянии и развитии как рискового отечественного и зарубежного бизнеса в целом, так и отдельных венчурных проектов [2].

V элемент - информационный. Недостаточность развития информационной среды - еще одна не менее важная проблема.

Таким образом, необходимо отметить, что этим мероприятиям должно предшествовать создание и включение механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств, формирование благоприятной рыночной среды, в которой экономика становится восприимчивой к инвестициям, а у хозяйствующих субъектов появляется потребность в обновлении производственного потенциала. Для этого предполагается использовать как собственные рыночные факторы, стимулирование инвестиций, так и меры государственного воздействия в соответствии с избранными приоритетами развития национальной экономики. Государство должно выполнять функцию гаранта стабильности инвестиционного климата посредством проведения гибкой, но заранее обусловленной инвестиционной, налоговой, амортизационной, ценовой, кредитной политики.

Предлагаемый комплекс мероприятий не предполагает особых расходов и не требует знаний, которыми россияне не обладали бы уже сегодня. Для своего исполнения он требует времени и решимости исправить ситуацию.

Для активизации привлечения венчурных инвестиций в инновационные компании, расположенные в регионах России, и обеспечения для них равных условий доступа к источникам венчурного капитала необходима соответствующая инфраструктура поддержки, элементами которой являются: Венчурный инновационный

фонд, который в настоящее время проводит второй конкурс на создание региональных / отраслевых венчурных фондов, ежегодная Российская венчурная ярмарка, которая в этом году пройдет в октябре в Перми; разрабатываемая в настоящий момент система коучинг-центров по венчурному предпринимательству (рис. 2).

Рис. 2. Система коучинг-центров по венчурному предпринимательству

Целью коучинг-центров является увеличение доли и объемов привлечения венчурных инвестиций в российские инновационные компании. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- подготовка «критической массы» специалистов по венчурному предпринимательству;

- обеспечение высокого уровня формальных и неформальных связей представителей сообщества;

- содействие созданию новых финансовых институтов и поддерживающей инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях.

Если Россия стремится быть одной из ведущих держав, то крайне необходимо преодолеть существующую деформированность структуры российской экономики и увеличить валовой внутренний продукт страны за счет активизации инновационной деятельности в промышленности. Венчурная индустрия имеет все основания стать действенным элементом, стимулирующим быстрый прогресс инновационного сектора экономики.

Наиболее актуальной задачей является создание венчурных фондов с российским капиталом, в первую очередь для инвестирования в высокотехнологичный бизнес.

Одно из наиболее эффективных решений проблемы недостатка информации и разрыва между спросом и предложением на неформальном рынке венчурного капитала - это учреждение сетей «бизнес-ангелов» (business angels networks, или business introduction services).

Цель этих сетей - дать возможность предпринимателям представить свои проекты сразу большому числу как действующих, так и «девственных» ангелов. Потенциальные инвесторы получают, в свою очередь, возможность изучить значительное число проектов, сохраняя при этом анонимность до тех пор, пока они не будут готовы к переговорам с конкретными предпринимателями.

Сети «бизнес-ангелов» широко распространены в США и Великобритании, известно, что они существуют также во Франции и Австралии. Они действуют, как правило, как нефинансовые учреждения, ставящие своей целью организацию неформального рынка венчурного капитала и формирующие свой доход из взносов подключающихся к сети пользователей. В большинстве случаев сети «бизнес-ангелов» действуют на основе Интернет. Инвестиционные проекты помещаются в сеть самими предпринимателями или организациями, специализирующимися на инкубировании малого бизнеса или на привлечении финансирования (фандрейзинге).

Потенциальными инвесторами могут выступать сами бизнес-ангелы или их представители, а также:

- инвестиционные фонды;

- специальные отделы банков;

- корпорации, желающие приобрести акции в других компаниях, для присоединения последних.

Как правило, инвестор получает доступ к базе данных об инвестиционных проектах. Выбирая заинтересовавший его проект, он посылает запрос в сеть, и предпринимателю, разместившему о себе информацию, автоматически посылается электронное письмо или факс с именем или телефонным номером потенциального инвестора. Решение о контакте с инвестором остается за предпринимателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, предложены основные направления совершенствования экономических отношений на рынке венчурного капитала на основе использования нормативно-правового (создание нормативно-правовой базы венчурного финансирования, в том числе законодательное разрешение на размещение капитала в рисковых активах), финансово-инвестиционного (повышение прозрачности в системе бухгалтерской и финансовой отчетности; создание благоприятного инвестиционного климата), кадрового (формирование системы подготовки кадров для инновационной сферы), организационного (развитие инновационной инфраструктуры рынка венчурного капитала) и информационного (развитие информационной среды венчурной индустрии) подходов.

Литература

1. Направление ИТ является очень перспективным на венчурном рынке: интервью с гендиректором РВК Алексеем Коробовым. URL: http://www.rbcdaily.ru

2. Угнич Е. А. Венчурный капитал как источник финансирования инновационного процесса. М., 2008.

3. Шеховцов М. В. Проблемы и перспективы российского венчурного рынка // Рынок ценных бумаг. Спец. выпуск. М., 2007.

4. Шеховцов М. В. Рынок больших возможностей // Управление компанией. 2008. № 1.

* * *

THE MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS AT THE RUSSIAN VENTURE CAPITAL MARKET

R. A. Lanin

In this article, the main trends of the development of economic relations at the venture capital market are proposed on the base of using the following approaches: normative-legal, finan-cial-investment, personnel, organizational, and informational.

Key words: venture capital market, economic relations, trends of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.