Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ИНДИКАТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Переладов В.С.

В статье рассматриваются основные направления совершенствования деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выявлены основные проблемы. Анализируются основные факторы оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF EXTERNAL STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL BODIES

The article considers the main directions of improving the activities of the control and accounting bodies of the subjects of the Russian Federation and municipalities, and identifies the main problems. The main factors of evaluating the effectiveness and efficiency of the activities of the control and accounting bodies of the subjects of the Russian Federation and municipalities are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 336.148

Переладов В.С. студент магистратуры ТИУ Институт сервиса и отраслевого управления

Россия, Тюмень

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления совершенствования деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выявлены основные проблемы. Анализируются основные факторы оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Ключевые слова: контрольно-счетные органы, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, результативность, эффективность, критерии, индикаторы, показатели.

Pereladov V. Moonshine. master's degree student TIU Institute of Service and Industry Management

Russia, Tyumen

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF EXTERNAL STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL BODIES

Abstract: the article considers the main directions of improving the activities of the control and accounting bodies of the subjects of the Russian Federation and municipalities, and identifies the main problems. The main factors of evaluating the effectiveness and efficiency of the activities of the control and accounting bodies of the subjects of the Russian Federation and municipalities are analyzed.

Keywords: control and accounting bodies, subjects of the Russian Federation, municipalities, external state (municipal) financial control, effectiveness, efficiency, criteria, indicators, indicators.

Одной из сложных современных задач любого государства является повышение эффективности управления национальными ресурсами, важнейшими из которых являются государственные финансы и собственность [4].

Повышение эффективности и результативности использования финансовых ресурсов государства является важным направлением

современной финансовой политики России, обеспечивающим ее экономическое развитие.

В связи с ростом финансовых правонарушений в государственном секторе и увеличением ущерба, наносимого государству с каждым годом, наиболее актуальной проблемой является обеспечение эффективности функционирования системы государственного (муниципального) финансового контроля, что позволит добиться экономии, оправданности, обоснованности и качества использования финансовых ресурсов государства.

Особое место в структуре государственного (муниципального) финансового контроля занимает внешний финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации, контрольно -счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1] и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно -счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [2] Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований наделены специальными бюджетными полномочиями.

В настоящее время в стране происходят сложные и стремительные изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни, что создает необходимость совершенствования подходов к осуществлению внешнего финансового контроля для современного и качественного реагирования на вызовы современности.

Независимый и эффективный орган внешнего финансового контроля, укомплектованный высококвалифицированным персоналом,

использующим современные подходы к осуществлению внешнего финансового контроля, играет решающую роль в обеспечении непрерывного процесса формирования и использования средств.

Орган внешнего финансового контроля служит государственным и общественным интересам и, с одной стороны, обеспечивает принятие заинтересованными сторонами эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества жизни населения, на социально -экономическое развитие страны в целом, региона или муниципального образования, с другой - способствует эффективному управлению путем повышения прозрачности, подотчетности, объективности при принятии решений, совершенствования подходов к предотвращению коррупции, а также уровня доверия общественности и создания условий для законного и эффективного управления финансовыми ресурсами в интересах страны, региона или муниципалитета.

В целях повышения темпов роста российской экономики и реализации масштабных национальных проектов необходимо постоянно

совершенствовать организацию и методологию независимого финансового контроля, что позволит оценить степень достижения запланированных результатов в формировании, распределении и расходовании финансовых ресурсов государства и имущества.

Деятельность контрольно-счетных органов является основой для развития института независимого внешнего финансового контроля, повышения эффективности использования бюджетных средств, имущества, а также профилактики коррупции.

В связи с этим в целях совершенствования независимого внешнего финансового контроля возникает необходимость использования эффективных методов определения эффективности, результативности и критериев оценки работы контрольно-счетных органов для принятия последующих мер по повышению качества их работы [5].

В настоящее время в России не сформированы критерии, показатели и индикаторы для анализа и совершенствования деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отсутствует методика оценки деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Анализ и обобщение результатов контрольных мероприятий за определенный период и по определенным направлениям способствуют повышению эффективности деятельности контрольно-счетных органов.

Результативность контрольных мероприятий является внешним проявлением деятельности контрольно-счетных органов,

свидетельствующим о достижении намеченных целей и задач. Именно результаты каждого контрольного мероприятия свидетельствуют об эффективности контрольно-счетного органа в той или иной сфере государственного финансового контроля [3].

Понятие «качество работы» относится к категории «результативность», так как отражает достижение поставленных результатов - целей, которые, как ожидается, будут достигнуты, соблюдение правовых норм и стандартов [5].

Следует отметить, что на эффективность работы контрольно-счетных органов влияют такие факторы, как:

- качество планирования контрольной деятельности;

- обоснованность и реалистичность сформулированных целей и задач при планировании мероприятий;

- полнота осуществления контрольно-счетными органами предоставленных полномочий;

- степень охвата контрольными мероприятиями определенные области бюджетных расходов и другие факторы.

Таким образом, оценка качества работы контрольно-счетных органов должна проводиться на основе эффекта (результата), достигнутого в результате работы, в том числе выполнения плана деятельности,

поставленных целей и задач контрольного мероприятия, соблюдения норм, правил, стандартов при осуществлении своей деятельности.

Кроме того, эффективность работы контрольно-счетных органов определяется не только результативностью, но и другими составляющими. В частности, важным аспектом является сумма затрат как на проведение отдельных контрольных мероприятий, так и на материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов.

В связи с этим необходимо учитывать один из принципов бюджетной системы, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, - принцип эффективного использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в пределах своих бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения указанных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономия) и (или) достижения наилучшего результата с использованием объема средств, определенного бюджетом (результативность).

В результате существенным аспектом, важным для обеспечения эффективности деятельности контрольно-счетных органов, является снижение затрат при обязательном выполнении целей и задач государственного (муниципального) финансового контроля.

На сегодняшний день в целях совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля существует необходимость разработки единой концепции государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации, в которой будут отражены основные цели и задачи государственного (муниципального) финансового контроля:

1) Формирование единой системы информационного обеспечения органов государственного (муниципального) финансового контроля.

2) Разработка механизма взаимодействия и разграничения полномочий и ответственности между органами государственного (муниципального) финансового контроля в Российской Федерации во избежание дублирования деятельности.

3) Определение условий взаимодействия органов государственного финансового контроля и органов муниципального финансового контроля с правоохранительными органами.

4) Установление порядка проведения финансового контроля органами внешнего и внутреннего финансового контроля и формирование системы мониторинга финансовых операций в виде единой базы данных информационного обеспечения органов государственного (муниципального) финансового контроля.

5) Совершенствование методов контроля с целью уменьшения причин, способствующих допущению нецелевого использования бюджетных средств, использования бюджетных средств незаконным способом.

6) Координация планирования контрольных мероприятий всеми органами государственного (муниципального) финансового контроля.

7) Формирование единых критериев оценки работы органов государственного (муниципального) финансового контроля или отдельных направлений их деятельности, подведение итогов контрольных мероприятий.

8) Увеличение кадрового, информационного, технического и материального обеспечения органов государственного (муниципального) финансового контроля, совершенствование подготовки, переподготовки специалистов в области государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, деятельность органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля обеспечивает принятие эффективных управленческих решений, способствует прозрачности, подотчетности, объективности принятия решений, совершенствует подходы к предупреждению коррупции, уровень доверия общественности и создает условия для законного и эффективного управления финансовыми ресурсами, при этом требуется постоянное совершенствование организации и методологии независимого финансового контроля.

Использованные источники:

1. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021) - Режим доступа: Система ГАРАНТ. Федеральные акты (дата обращения 18.05.2021). - Текст электронный.

2. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»: Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 30.04.2021) - Режим доступа: Система ГАРАНТ. Федеральные акты (дата обращения 18.05.2021). - Текст электронный.

3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (под научной редакцией проф. А.А. Ялбулганова). - Специально для системы ГАРАНТ, 2011. - Режим доступа: Система ГАРАНТ. Комментарии (дата обращения 18.05.2021). - Текст электронный.

4. Основы государственного аудита: учебное пособие / И. В. Гущина, И. В. Деревцова, В. В. Кулаков [и др.]; под общей редакцией А. Г. Яруниной, О. А. Чепиноги; Байкальский государственный университет. - Иркутск: Издательство Байкальского государственного университета, 2019. - 140 с.

5. Сибиряков, А. А. Эффективность и результативность деятельности контрольно-счетных органов, критерии их оценки / А. А. Сибиряков, Р. Р. Яруллин // Инновационная наука. - 2016. - №10. - С. 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.