Научная статья на тему 'Основные направления снижения террористической угрозы на химически опасных объектах'

Основные направления снижения террористической угрозы на химически опасных объектах Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
226
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления снижения террористической угрозы на химически опасных объектах»

присутствуют небольшие шевеления р(4) = 0,07;

- пострадавший без сознания, присутствует сердцебиение рз (4) = 0,1288;

- пострадавший погиб р^ (4) = 0,7931.

Применение цепи Маркова в процессе поиска пострадавших под завалами позволяет сократить время на принятие решения по выбору способа поиска и обнаружения пострадавших до минимального. Как следствие увеличивать возможность извлечения живых пострадавших из глубины завала в связи с тем, что использование поисково-спасательных кинологических расчетов наиболее эффективно на максимально ранних этапах спасательных работ, потому как вероятность остаться живым по мере увеличения пребывания в глубине завала уменьшается.

Список использованной литературы

1. Мокшанцев А.В. Модели, методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений при поиске и обнаружении пострадавших под завалами, образовавшимися в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, пожаров и взрывов // И.М. Тетерин, Н.Г. Топольский Технологии техносферной безопасности: Интернет-журнал. - Вып. 5 (51). - 2013. - 17 с. - Шр/ЛрЬ.тоБ.ги /«Ь/2013-5.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Ю.В. Никитенко, преподаватель, к.т.н., А.П. Богданов, преподаватель, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

В России в настоящее время функционируют свыше 10 тысяч потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 % из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек). Половина химически опасных объектов (ХОО) - это организации, применяющие хлор или аммиак [1].

Угрозе заражения в результате возникновения чрезвычайных ситуаций

л

(ЧС) на этих объектах подвержена территория 300 тыс. км с населением 54 млн. человек. При этом зона химического заражения включает в себя территорию непосредственного разлива аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и территорию, над которой распространилось облако зараженного

воздуха с поражающими концентрациями. Величина зоны заражения зависит также от физико-химических свойств, токсичности, количества пролившегося (выброшенного в атмосферу) АХОВ, метеоусловий и характера местности. Размеры зоны заражения характеризуются глубиной и шириной распространения облака зараженного воздуха с поражающими концентрациями и площадью пролива АХОВ. Внутри зоны могут быть районы со смертельными концентрациями.

Согласно ГОСТ Р 22.0.05-94 под техногенной ЧС понимается состояние, при котором в результате техногенной аварии или катастрофы нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде [2]. В зависимости от последствий техногенные ЧС делятся на аварии, при которых наблюдается разрушение технических систем, зданий, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв и катастрофы, при которых происходит не только разрушение материальных ценностей, но и гибнут люди.

Основными причинами техногенных ЧС принято считать:

- ошибки персонала;

- несовершенные технологии;

- обрушение зданий и сооружений;

- пожары и взрывы.

Начало XXI века характеризуется наличием еще одной опасности -угрозы терактов и диверсий.

Согласно Уголовному Кодексу под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях

[3].

Диверсия - совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, вооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ [4]. Последствия таких событий характеризуются числом погибших и раненых, индивидуальным и общественным потрясением, отдаленными физическими и психическими последствиями, экономическими последствиями и материальным ущербом.

Объектами террористических акций могут быть транспортные средства, вокзалы, торговые и жилые здания, станции метро, потенциально опасные промышленные объекты, предприятия по производству пищевых и мясомолочных продуктов. В настоящее время сохраняется вероятность проведения террористических акций на потенциально опасных объектах, аварии на которых могут создать угрозу для жизни и здоровья населения или

вызвать значительные экологические последствия. Количество таких объектов во всех регионах достаточно велико. Например, диверсия на крупном топливонасыщенном объекте может создать очаг поражения площадью до

Л

1,5 км , в котором окажется до 15 тыс. пострадавших и 2 тыс. погибших. В случае террористической акции на гидротехнических сооружениях можно ожидать затопление городов и населенных пунктов, обрушение строений. Площадь затопления может составить до 1000 км , количество пострадавших -до 120 тыс. человек.

Особую опасность для России представляет «химический» терроризм в связи с тем, что в зонах возможного опасного химического заражения проживают десятки миллионов человек.

В организации защиты химически опасных объектов от террористических атак есть существенные проблемы. В настоящее время в России не разработаны единые для всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти критерии и методическая база по определению и категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и природных явлений, на основе которых должны быть проведены инвентаризация ХОО, в том числе оценка их состояния, степень оснащенности, а также определение потребности в замене или обновлении запасов средств защиты от воздействия опасных химических факторов. Это осложняет защиту объектов от терактов. В первую очередь необходимо уточнение федеральных и региональных перечней ХОО.

Вторая проблема заключается в том, что население страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от АХОВ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время.

Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Определены четыре стратегии обеспечения химической безопасности:

1. уменьшение объемов опасных веществ;

2. замена этих веществ менее опасными;

3. использование веществ в менее опасном состоянии;

4. проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.

Эффективная борьба с терроризмом приобретает все более важное значение в системе обеспечения национальной безопасности. Основными группами мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

- превентивные или профилактические меры;

- меры противодействия при попытке реализации теракта;

- ликвидация последствий, если этот акт все-таки был совершен.

Особое внимание должно уделяться обеспечению превентивной защиты

персонала объектов и населения и прежде всего созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека, в том числе в

рамках реализации Указа Президента РФ от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», направленного на предупреждение и предотвращение террористических проявлений с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Что касается химически опасных объектов, основной упор необходимо сделать на меры предупредительного характера:

- ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

- ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;

- периодическую комиссионную проверку складских помещений;

- более тщательный подбор и проверку кадров;

- организацию и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;

- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

В связи с этим разработан и применяется широкий спектр антитеррористических мероприятий, в которые вовлечены не только силовые ведомства, администрации регионов, но и организации промышленности и население.

В целях снижения рисков возникновения ЧС в условиях возможных террористических проявлений, главными направлениями являются:

- уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения как наиболее вероятные для проведения на них террористических актов;

- разработка мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц на объекты экономики;

- декларирование опасных производственных объектов и прогнозирование возможных ЧС на них в случае террористических актов;

- внедрение системы обязательного страхования объектов и производств от возможных аварий в результате террористических актов;

- осуществление лицензирования опасных производств с учетом их готовности к локализации и ликвидации ЧС, защите при возникновении аварий в результате террористических актов;

- подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, применяемых террористическими группами;

- определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических актов.

Таким образом, проведение категорирования химически опасных

объектов и разработка превентивных мероприятий для каждой группы объектов позволит значительно повысить безопасность промышленных предприятий.

Список использованной литературы

1. Никитенко Ю.В. Управление экологическим риском химически опасных объектов: монография / Ю.В. Никитенко. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2014. - 68 с.

2. ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации, ст. 205.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации, ст. 281.

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Ю.В. Никитенко, преподаватель, к.т.н., Д.Ю. Тарасенко, курсант, А.Е. Ковалеров, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Россия, имеющая чрезвычайно большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений. Кроме того, возрастает количество техногенных аварий и катастроф.

В целях сокращения сроков прибытия к месту оказания помощи пострадавшим, терпящим бедствие в различных районах страны и мира, нужна «чрезвычайная» авиация. Это стало очевидным с первых дней создания «чрезвычайной службы» России.

Для решения спасательных и гуманитарных задач нужен был парк новой разнообразной авиационной техники и подготовленные специалисты. Ведь ни одна задача по выполнению или обеспечению в зоне ЧС, как известно, практически не может быть успешно решена без эффективного применения авиации. Благодаря стремлению и заботам экс-министра С.К. Шойгу в МЧС России появилась авиация [1].

Среди первых документов, разработанных в министерстве, была принята Концепция авиационного обеспечения МЧС России. В 1993 году ГКЧС России были приобретены для решения задач авиационного обеспечения первые два самолета Ил-76ТД и переданы Государственному центральному аэромобильному отряду «Центроспас».

К 2001 году значительно увеличилось количество летательных аппаратов. Парк авиации МЧС пополнился современными самолетами и вертолетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.