Научная статья на тему 'Основные направления решения кадровых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Основные направления решения кадровых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1004
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА / КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КАДРАХ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MARKETING PERSONNEL / PERSONNEL PROBLEMS / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE STAFFING REQUIREMENTS / METHODS OF ASSESSING STAFFING NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вавилова А. К.

В статье исследованы основные кадровые проблемы предприятий жилищно-коммунальной сферы и причины их возникновения. Использование маркетинга персонала позволит решить указанные проблемы, а также определить способы расчета качественной и количественной потребности в персонале. Маркетинг персонала будет способствовать притоку качественных и высокопрофессиональных трудовых ресурсов в жилищно-коммунальную сферу, содействовать созданию оптимальных условий труда, повышающих производственную активность, формировать условия мотивации для работников и новый взгляд на труд в сфере ЖКХ. Ключевым направлением в маркетинге персонала является определение количественной и качественной потребности в персонале. В статье приведены основные методы расчета потребности. Знание данного показателя позволит организации правильно рассчитать затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала, определить оптимальный путь и источники покрытия потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вавилова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of solving personnel problems in the sphere of housing and communal services

The article analyzes the main problems of human enterprises of housing and communal services, as well as their causes. To solve these problems is proposed to use marketing personnel identified ways to calculate the qualitative and quantitative personnel needs. Marketing personnel will provide housing and communal services with quality, highly skilled workforce, to promote the establishment of appropriate working conditions that encourage productive activity, to motivate staff and new attitude to work in the system of housing and communal services. One of the most important areas of marketing staff is to determine the qualitative and quantitative personnel needs. The article presents the basic methods of calculation needs. Knowing this figure will allow the organization to calculate the cost of acquisition and further use of staff to determine the best way to cover the needs and sources.

Текст научной работы на тему «Основные направления решения кадровых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Основные направления решения кадровых проблем в сфере жилищно-

коммунального хозяйства

А.К. Вавилова

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского Государственного технического университета

Аннотация: В статье исследованы основные кадровые проблемы предприятий жилищно-коммунальной сферы и причины их возникновения. Использование маркетинга персонала позволит решить указанные проблемы, а также определить способы расчета качественной и количественной потребности в персонале. Маркетинг персонала будет способствовать притоку качественных и высокопрофессиональных трудовых ресурсов в жилищно-коммунальную сферу, содействовать созданию оптимальных условий труда, повышающих производственную активность, формировать условия мотивации для работников и новый взгляд на труд в сфере ЖКХ. Ключевым направлением в маркетинге персонала является определение количественной и качественной потребности в персонале. В статье приведены основные методы расчета потребности. Знание данного показателя позволит организации правильно рассчитать затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала, определить оптимальный путь и источники покрытия потребностей.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, маркетинг персонала, кадровые проблемы, качественная и количественная потребность в кадрах, методы оценки потребности в персонале.

На сегодняшний день в жилищно-коммунальной отрасли занято 2 млн 155 тыс. человек, которые работают на 34 тыс. предприятий данной сферы. Если сравнивать с показателем 1986-го года, в отрасли было задействовано менее 1 млн 900 тыс. человек, а кадровый дефицит тогда составлял 22 %. В настоящее время его оценивают в 47 % при 15 тысячном количестве управляющих компаний. В конце 1980-х гг. число сотрудников жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) с высшим образованием составляло 6 %, сегодня этот показатель оценивают в 7 %. [1]

Важность кадровых проблем в сфере ЖКХ неоспорима, так как именно от работников зависит качество оказанных услуг и уровень удовлетворенности населения. В России всегда воспринимали человека как второстепенную и вспомогательную составляющую производства. Однако в современных системах управления персоналом работника считают

основным, важнейшим ресурсом и ценностью предприятия. Поэтому важно разработать принципиально новые подходы к персоналу. Одним из таких подходов может стать маркетинг персонала.

Маркетинг персонала - это один из способов управления, который направлен на долговременное обеспечение предприятий человеческими ресурсами. В широком смысле маркетинг персонала определяют как направленную на будущее рыночную политику, особенности мышления и действий, ориентированные на потребности и интересы как уже работающих, так и новых сотрудников, что будет стимулировать их принимать участие в различных конкурсах на замещение вакансий предприятий. [3]

Рассмотрим подробнее основные проблемы маркетинга персонала в сфере ЖКХ и причины их возникновения. Анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Проблемы маркетинга персонала в сфере ЖКХ

Проблема Причина

Дефицит кадров - Рухнувшая в 1990-х гг. система профессиональных учебных заведений (ПТУ, техникумы, обучающих специалистов начального и среднего звена); - отсутствие государственного заказа на подготовку специалистов в сфере ЖКХ, методического оснащения, профессиональных стандартов, механизма персонификации ответственности, сертификации и

аттестации работников; - отсутствие системной работы с молодыми специалистами; - методика обучения студентов профильных вузов не отвечает новым стандартам; - не организован механизм закрепления специальных навыков, недостаточный объем часов для прохождения практики на производстве;

Отсутствие престижа рабочей профессии в ЖКХ - Низкий уровень оплаты труда в отрасли; - отсутствие позитивного образа работника ЖКХ сферы в массовом сознании;

Недостаточная мотивация в качественном оказании услуг; - отсутствие профессионального роста, продвижения по карьерной лестнице; - качество оказания услуг не влияет на уровень заработной платы; - отсутствие дополнительных стимулов, гарантий, льгот, поддержки.

В соответствие с этим можно выделить следующие цели, которые должен решить маркетинг персонала на предприятиях ЖКХ:

— обеспечить жилищно-коммунальное хозяйство качественными, высокопрофессиональными трудовыми ресурсами в соответствие с потребностями предприятий;

— способствовать созданию соответствующих условий труда, стимулирующих производственную активность;

— создавать мотивацию для персонала и новое отношение к труду в системе ЖКХ.

Жилищно-коммунальные услуги являются главной составляющей частью системы жизнеобеспечения населения. Для достижения высокого качества предоставления услуг в ЖКХ необходимо не только оптимизировать затраты на их оказание, но и повышать уровень подготовки персонала с помощью внедрения системы маркетинга персонала на предприятии. [7]

Для удовлетворения запросов и ожиданий потребителей, а также защиты интересов поставщика (исполнителя) услуг ЖКХ необходима налаженная система качества. Оказание качественных услуг должно быть экономически выгодно и препятствовать возникновению рисков. В данном случае риски связаны с жизнью и здоровьем работников, системой штрафов за неудовлетворительно оказанные услуг, утратой репутации и, в конечном счете, потерей лицензии и бизнеса.

Применение маркетинга персонала в организации "исполнителя" услуг ЖКХ позволит достигнуть и поддерживать на стабильно высоком уровне качество работы персонала. Необходимо соблюдение принципов качества на всех уровнях в организации "исполнителя" услуг, а также проводить постоянный мониторинг, как в системе общего руководства, так и при помощи обратной связи с потребителями предоставляемых услуг [8].

Жилищно-коммунальная услуга должна отвечать следующим условиям:

- соответствовать потребностям и нуждам потребителей;

- не нарушать технических требований, стандартов или условий договора;

- предоставлять экономически обоснованные тарифы на услуги потребителям;

- быть доступной для заказчика и выгодной для исполнителя[4].

Подготовка требований к персоналу состоит в формировании

представлений о качественных характеристиках персонала (мотивация, способности, квалификация) и действует на основе штатного расписания, текущего и перспективного исследования требований к должностям и рабочим местам.

Определение потребности в персонале представляет собой главное направление маркетинга персонала, которое оценивает не только количественные, но и качественные критерии проблемы.

Качественная потребность подразумевает потребности по профессиям, категориям, уровню квалификационных требований к персоналу. Ее расчёт можно провести на основе следующих данных: требований к должностям и рабочим местам, заложенных в должностных и рабочих инструкциях, описаниях рабочих мест; профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс; штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей и рабочих мест; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.[9]

Качественная потребность в специалистах и руководителях определяется с помощью последовательной разработки организационных документов:

- организационная структура предприятия и организационные структуры подразделений;

совокупность целей в управленческой структуре;

штатное расписание;

должностные инструкции и описания рабочих мест.

Чтобы определить общую потребность в персонале необходимо суммировать количественную потребность по отдельным качественным критериям. Расчет качественной потребности по профессиям и специальностям нужно сопровождать одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.

Рассмотрим основные методы расчета количественной потребности в персонале. Общую потребность в персонале можно рассчитать по формуле

где Рбаз - базовая потребность, которую определяет объем производства; Рдоп - дополнительная потребность.

где Рбаз - базовая потребность в количестве сотрудников; ип - объем производства, т.е. объем произведенной продукции (услуг, работ); N - норма обслуживания на 1 работника. [5]

При определении количества работников в сфере жилищно-коммунального хозяйства нужно принимать в расчет качественную составляющую. В данном случае качественная потребность, характеризуется следующими показателями:

(1).

(1)

Р баз = ип / N о,

профильное образование или специальная подготовка; наличие практического опыта; профессиональный разряд;

знание приказов, постановлений, распоряжений и других

материалов жилищно-коммунальных организаций, норм технической эксплуатации жилищного фонда; правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Общая потребность в управленческом персонале и специалистах зависит от сложности возложенных функций; уровня автоматизации труда; принятом на предприятии типовом штатном расписании. Ввиду отсутствия детальных планов развития сферы ЖКХ для оценки потребности в специалистах на перспективу используют метод расчета коэффициента насыщенности(3).

где Ыс - число специалистов.

В связи с большой «текучкой кадров» и сложностью прогнозирования ситуации в жилищно-коммунальной сфере многие методы редко подходят для определения потребности персонала.

Рассчитать численность персонала можно с помощью метода экспертных оценок. Экспертами в отрасли могут выступать руководители управляющих компаний, товариществ собственников жилья, бригадиры или менеджеры по персоналу в зависимости от масштаба потребности (в рамках отдела или целой организации). [10] Эксперты должны проанализировать различные варианты и прийти к единому мнению. Для определения потребности в персонале небольшого подразделения может привлекаться один эксперт, например, руководитель подразделения. Однако для определения потребности на большой период или для более 2 подразделений необходимо привлекать экспертный совет (бригадир, начальник смены, руководитель управляющей компании, товарищества собственников жилья). Большое значение в данном методе является наличие компетенций и практического опыта работы в отрасли у экспертов совета. К недостаткам

Кн = N /1000 работников ЖКХ,

(3)

этого метода относят субъективность экспертной оценки. Преимуществом является низкая затратность проведения оценки.

Таким образом, применение маркетинга персонала на предприятиях жилищно-коммунальной отрасли позволит удовлетворить потребность организации в определении точной численности персонала с учетом специфики отрасли, что поможет значительно сократить финансовые ресурсы на поиск и устройство на работу сотрудников. Знания о данном показателе позволяют правильно рассчитать затраты на приобретение и дальнейшее использование персонала, определить оптимальный путь и источники покрытия не только количественной потребности, но и качественной.

Литература:

1. Кадровая проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства //URL:gkh-altai.ru/all-news/kadrovaya-problema-v-sfere-zhilishhno-kommunalnogo-xozyajstva-na-segodnyashnij-den-stoit,-pozhaluj,-ostree,-chem-v-lyuboj-drugoj-otrasti-ekonomiki%C2%A0rossii2 .html (дата обращения: 10.09.2015).

2. Маслов Е.В Управление персоналом предприятия; М.: ИНФРА-М; Новосибирск НГАЭиУ, 2001. 312 с.

3. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. 576 с.

4. Е.А. Борисова Управление персоналом для современных руководителей. Спб.: Питер, 2003. 444 с.

5. С.А. Шапиро Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации. М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2011. 152 с.

6. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. М.: КНОРУС., 2008. 494 с.

7. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. М.: КНОРУС., 2009. 392 с.

8. П. В. Кухтин [и др.]; Управление в городском хозяйстве: учеб. пособие / под ред. Р. Ж. Сираждинова. М.: КНОРУС., 2009. 67 с.

9. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010: Стат. сб./ Росстат. M., 2010. 172 с.

10. Kobets E.A., Makarenya T.A., Nalesnaya Ya.A. Improvement of management of the municipal enterprises in the sphere of housing and communal services // Regional Economy: Theory and Practice. 2008. No. 10. pp. 101-109.

11. Саркисян А. А. Аспекты функционирования и тенденции развития жилищно-коммунального хозяйства и его основных элементов // Инженерный вестник Дона, 2012, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/680

12. Вертакова Ю.В., Трунова Л.В. Управление мотивацией персонала предприятия на основе ключевых показателей эффективности деятельности // Вестник ОрелГИЭТ. Орел: ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», 2012. № 3. С. 54-64.

13. Patrick M. Wright, McMahan С. Gary Exploring human capital: putting 'human' back into strategic human resource management // Human Resource Management Journal. 2011. №21. pp. 93-104.

14. Кетова Н.П., Котенко Ю.С., Макареня Т.А. Маркетинговые стратегии: особенности в услуговом комплексе региона (на примере Ростовской области) // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2171

References:

1. Kadrovaja problema v sfere zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva [Personnel problems in the housing and communal services] URL: gkh-altai.ru/all-

news/kadrovaya-problema-v-sfere-zhilishhno-kommunalnogo-xozyajstva-na-segodnyashnij-den-stoit,-pozhaluj,-ostree,-chem-v-lyuboj-drugoj-otrasti-ekonomiki%C2%A0rossii2.html (data obrashhenija: 10.09.2015).

2. Maslov E.V. Upravlenie personalom predprijatija [Personnel Management company]; M.:INFRA-M; Novosibirsk NGAJeiU, 2001. 312 p.

3. Upravlenie personalom organizacii [Personnel Management organization] pod red. A.Ja. Kibanova. M.: INFRA-M, 2007 576 p.

4. E.A. Borisova. Upravlenie personalom dlja sovremennyh rukovoditelej [Human Resource Management for today's managers]. Spb.: Piter, 2003. 444 p.

5. S.A. Shapiro. Innovatsionnye podkhody k protsessu upravleniya personalom organizatsii [Innovative approaches to the process of personnel management]. M.: RKhTU im D.I. Mendeleeva, 2011. p. 152.

6. Parahina V.N., Galeev E.V., Ganshina L.N. Municipal'noe upravlenie [Municipal management]. M.: KNORUS., 2008. 494 p.

7. Chernjak V.Z. Zhilishhno-kommunal'noe hozjajstvo: razvitie, upravlenie, jekonomika [Housing and communal services: development, management , economics]. M.: KNORUS., 2009. 392 p.

8. P. V. Kuhtin [i dr.]. Upravlenie v gorodskom hozjajstve [Management in the urban economy]: ucheb. posobie pod red. R. Zh. Sirazhdinova. M.: KNORUS., 2009. 67 p.

9. Zhilishhnoe hozjajstvo i bytovoe obsluzhivanie naselenija v Rossii [Housing and consumer services in Russia]. 2010: Stat. sb. Rosstat. M., 2010. 172 p.

10. Kobets E.A., Makarenya T.A., Nalesnaya Ya.A. Improvement of management of the municipal enterprises in the sphere of housing and communal services Regional Economy: Theory and Practice. 2008, No. 10. pp. 101-109.

11. Sarkisjan A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/680

12. Vertakova Yu.V., Trunova L.V. Vestnik OrelGIET. Orel: GOU VPO «Orlovskiy gosudarstvennyy institut ekonomiki i torgovli», 2012, №3. pp. 54-64.

13. Patrick M. Wright, McMahan С. Gary Exploring human capital: putting 'human' back into strategic human resource management. Human Resource Management Journal, 2011, №21. pp. 93-104.

14. Ketova N.P., Kotenko Ju.S., Makarenja T.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.