Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грядунов М.Ю.

В современных условиях функционирование в стране некоммерческих организаций ориентировано на решение важных социально-значимых задач. Успешное решение этих задач обеспечивается построением оптимальной системы управления в некоммерческих организациях (НКО). Важным элементом управления выступает корпоративный контроль, являющийся частью внешних и внутренних отношений, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций в процессе их создания, функционирования и прекращения деятельности. Анализ практики функционирования НКО позволил выявить ряд недостатков, значительно снижающих эффективность корпоративного контроля. На основе этого автором обоснованы направления регулирования процесса развития корпоративного контроля в некоммерческих организациях, сгруппированные по направлениям контроля на внешние и внутренние. В составе данных направлений предложены рекомендации по контролю за соблюдением требований по отнесению некоммерческих организаций к социально-ориентированным, определению состава и содержанию информации отчетности НКО, по унификации на законодательном уровне процесса обоснования социальной значимости НКО в случае отклонения заявки на включение ее в состав таких организации, по разработке методического подхода по обоснованию НКО ее целевой направленности. Предложенные рекомендации позволят более эффективно регулировать деятельность некоммерческих организаций, выстроить внутри них прозрачную систему корпоративного контроля, произвести разработку внутрифирменных регламентов в области системы корпоративного контроля в НКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грядунов М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF REGULATION OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF CORPORATE CONTROL IN NON-PROFIT ORGANIZATIONS

In modern conditions, the functioning of non-profit organizations in the country is focused on solving important socially significant tasks. The successful solution of these problems is ensured by the construction of an optimal management system in non-profit organizations (NPOs). An important element of management is corporate control, which is a part of external and internal relations related to the regulation of the activities of non-profit organizations in the process of their creation, operation and termination of activities. An analysis of the practice of functioning of NCOs made it possible to identify a number of shortcomings that significantly reduce the effectiveness of corporate control. Based on this, the author substantiates the directions for regulating the process of developing corporate control in non-profit organizations, grouped according to the areas of control into external and internal. As part of these areas, recommendations are proposed for monitoring compliance with the requirements for classifying non-profit organizations as socially oriented, determining the composition and content of NPO reporting information, for unifying at the legislative level the process of substantiating the social significance of NPOs in case of rejection of an application for its inclusion in such organizations, on the development of a methodological approach to substantiate NCOs of its target orientation. The proposed recommendations will make it possible to more effectively regulate the activities of non-profit organizations, build a transparent system of corporate control within them, and develop internal company regulations in the field of the corporate control system in NPOs.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

EDN: JJSSRT

М.Ю. Грядунов - аспирант кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, m.gryadunov@gmail.com,

M.Yu. Gryadunov - Postgraduate student of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

MAIN DIRECTIONS OF REGULATION OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF CORPORATE CONTROL

IN NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Аннотация. В современных условиях функционирование в стране некоммерческих организаций ориентировано на решение важных социально-значимых задач. Успешное решение этих задач обеспечивается построением оптимальной системы управления в некоммерческих организациях (НКО). Важным элементом управления выступает корпоративный контроль, являющийся частью внешних и внутренних отношений, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций в процессе их создания, функционирования и прекращения деятельности. Анализ практики функционирования НКО позволил выявить ряд недостатков, значительно снижающих эффективность корпоративного контроля. На основе этого автором обоснованы направления регулирования процесса развития корпоративного контроля в некоммерческих организациях, сгруппированные по направлениям контроля на внешние и внутренние. В составе данных направлений предложены рекомендации по контролю за соблюдением требований по отнесению некоммерческих организаций к социально-ориентированным, определению состава и содержанию информации отчетности НКО, по унификации на законодательном уровне процесса обоснования социальной значимости НКО в случае отклонения заявки на включение ее в состав таких организации, по разработке методического подхода по обоснованию НКО ее целевой направленности. Предложенные рекомендации позволят более эффективно регулировать деятельность некоммерческих организаций, выстроить внутри них прозрачную систему корпоративного контроля, произвести разработку внутрифирменных регламентов в области системы корпоративного контроля в НКО.

Abstract. In modern conditions, the functioning of non-profit organizations in the country is focused on solving important socially significant tasks. The successful solution of these problems is ensured by the construction of an optimal management system in non-profit organizations (NPOs). An important element of management is corporate control, which is a part of external and internal relations related to the regulation of the activities of non-profit organizations in the process of their creation, operation and termination of activities. An analysis of the practice of functioning of NCOs made it possible to identify a number of shortcomings that significantly reduce the effectiveness of corporate control. Based on this, the author substantiates the directions for regulating the process of developing corporate control in non-profit organizations, grouped according to the areas of control into external and internal. As part of these areas, recommendations are proposed for monitoring compliance with the requirements for classifying non-profit organizations as socially oriented, determining the composition and content of NPO reporting information, for unifying at the legislative level the process of substantiating the social significance of NPOs in case of rejection of an application for its inclusion in such organizations, on the development of a methodological approach to substantiate NCOs of its target orientation. The proposed recommendations will make it possible to more effectively regulate the activities of non-profit organizations, build a transparent system of corporate control within them, and develop internal company regulations in the field of the corporate control system in NPOs.

Ключевые слова: некоммерческие организации, управление, корпоративный контроль, регулирование, отчетность.

Keywords: non-profit organizations, management, corporate control, regulation, reporting.

Некоммерческие организации (НКО) выступают важным звеном социально-экономических отношений страны, призванном решать социально-значимые задачи (благотворительные, культурные, просветительские, патриотического воспитания молодежи и др.). Исходя из этого существует множество типов некоммерческих организаций (фонды, ассоциации, общественные объединения, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и др.). В зависимости от построения системы управления в НКО их подразделяют на унитарные и корпоративные. Данное разделение, основанное на типе управления, не влияет на то, что в системе управления НКО формируется управленческое звено в форме высшего органа управления, который является коллегиальным, но с обязательным участием представителя исполнительного органа управления.

В отличие от коммерческого сектора экономики в научной среде очень мало уделяется внимания корпоративным отношениям в НКО, которые выступают элементом менеджмента данных организаций и свойственны любой организационной системе.

Ориентируясь на сущность, особенности функционирования некоммерческих организаций, понятие корпоративных отношений следует ассоциировать с системой внешних и внутренних отношений, связанных с регулированием деятельности данных организаций в процессе их создания, функционирования и прекращения деятельности.

В НКО могут возникать такие типы корпоративных отношений как имущественные, управленческие, общественные, гражданско-правовые, организационные, членские, информационные и другие. Все они строятся на принципах менеджмента, определяя характер управленческого воздействия на процессы деятельности НКО.

Наличие корпоративных отношений как элемента менеджмента обуславливает потребности в корпоративном контроле, ориентированном на учете интересов всех участников НКО и заинтересованных в их функционировании субъектов.

Проблемы функционирования системы корпоративного контроля в различных организационных системах отражены в трудах таких исследователей как Кирилловой О.Ю., которая обосновала необходимость непрерывного контроля в системе корпоративных отношений [1]; Финогеевой А.И., которая связывает корпоративный контроль с соблюдением прав стейкхолдеров, защитой интересов всех участников организации [6]; Пфафф Д., Рууд Ф. обосновали, что наличие корпоративного контроля обеспечивает доверие к информации о результатах деятельности экономического субъекта со стороны его персонала и участников [9]; по мнению Раутенштраух Т. любой контроль является часть определенного процесса в организации и он не может восприниматься отдельно, что можно переложить на то, что корпоративные отношения в НКО сопровождаются корпоративным контролем [8]; Си-мионова Р.Ю. предполагает, что корпоративный контроль ориентирован как на ключевых стейкхолде-ров организации, так и на удовлетворение интересов и требований самой организации, повышая тем самым уровень социальной ответственности в обществе [3].

Проведенное исследование практики функционирования ряда НКО позволило выявить определенный перечень недостатков, значительно снижающих эффективность корпоративного контроля, как важнейшего условия успешного функционирования некоммерческих организаций. Эти недостатки больше всего касаются социально-направленных не коммерческих организаций, статус которых зачастую доказать бывает проблематично. В результате они лишаются возможностей получения государственной поддержки и реализации проектов, которые действительно значимы для населения страны.

Все выявленные недостатки, негативно влияющие на корпоративный контроль НКО следует разделить на две группы:

- проблемы, вытекающие в результате пробелов в законодательстве страны, регламентирующем деятельность НКО и государством;

- проблемы внутреннего характера, связанные с недостаточно эффективной структурой управления, регламентированием управления ресурсами и другими факторами.

В этой связи целесообразно проанализировать суть каждой выделенной группы проблем с рассмотрением возможного алгоритма их решения. При этом логично придерживаться метода SMART (метод структурирования мероприятий по целям, а также их достижимости и результативности) [2] и проектных технологий (позволяет выстраивать программы мероприятий посредством сетевого планирования, что позволяет системно и точно определять бюджет проекта), позволяющих абстрагироваться от лишних элементов и подробно распределить цели, задачи и операции, способствующие повышению системы корпоративного контроля некоммерческих организаций [4].

Основные направления регулирования процесса развития корпоративного контроля в некоммерческих организациях структурированы на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные направления регулирования процесса развития корпоративного контроля в некоммерческих организациях (Источник: составлено автором)

Рассматривая потребность в реформировании внешнего регулирования деятельности НКО, стоит пояснить что это, безусловно окажет ощутимое внимание на корпоративный контроль таких организации, поскольку определит границы его элементных составляющих и потребует перенастройки внутренних процессов в соответствии с новыми требованиями законодательства. Целевые установки данного направления приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Состав целей и направлений внешнего регулирования деятельности НКО

Цели Уровень ответственности Направления достижения

Разработка нового порядка отбора организаций, претендующих на включение в социально ориентированных НКО Правительство РФ Упорядочение законодательства, регламентирующего состав социально ориентированных НКО

Унификация состава и форм отчетности НКО Минюст, УФСН, Росстат Определение состава обязательной отчетности, которую должны составлять НКО

Унификация процесса обоснования НКО ее реальной направленности Минюст Разработка методических рекомендаций процесса обоснования СНКО ее целевой направленности

Устранение от участия в НКО лиц, имеющих противозаконные цели Минюст Разработка реестра нежелательных лиц для участия в НКО

Риски нарушений деятельности НКО Минюст Разработка состава рисков НКО по выявлению ведения ими неправомерной деятельности

На первом этапе рекомендуем упорядочить законодательство, регламентирующее состав социально-ориентированных не коммерческих организации (СНКО). Проблема видится в том, что если по ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления) организация проходит, то по другим классификаторам она может не пройти в состав социально-ориентированных, так как по классификатору ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности) видно, что, например, организация находится в совместной муниципальной собственности.

Предлагаем следующий порядок организаций, претендующих на включение в состав СНКО:

1) соответствие критериям по отношению к органам государственного и муниципального управления (отбор по классификаторам ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ);

2) соответствие видов деятельности, ориентированным на решИсточник: составлено автором ение социальных задач общества.

Отбор предлагается производить по пятизначным кодам, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Критерии отбора организаций для включения их в состав СНКО

(Источник: составлено автором)

По кодам ОКОГУ По кодам ОКФС По кодам ОКОПФ

4210020 15 - частично (подгруппа 50, 21100

4220001 52, 53, 54) 21200

4220002 16 20200 (необходимо рассматривать вкупе с другими

4220003 49 классификаторами)

4220004 21 20202

4210014 (сомнительный, обращать внима- 23 20210

ние на другие классификаторы + ОКВЭД) 24 20211

4210090 (сомнительный) 27 20606

30 - частично (подгруппа 34, 20607

35) 20614 20620 40002 71500 71400 70400 - частично (подгруппа 70401, 70403, 70404) 75000 - частично (подгруппа 75500, 75502, 75505)

По приведенным критериям можно максимально четко определить принадлежит ли организация к числу некоммерческих и с большой долей вероятности относится ли она к социально-ориентированным. Для применения данного инструмента в реальности при выборе организаций, включенных в состав СНКО, нами разработан фильтр, алгоритм действия которого приведен на рисунке 2.

В данном фильтре имеется возможность отбора по всем основным классификаторам, кроме ОКВЭД. Необходимо сделать выборку по организациям, подходящим по кодам ОКОГУ указанным в таблице (4210020, 4220001, 4220002, 4220003, 4220004, 4210014 (сомнительный, обращать внимание на другие классификаторы + ОКВЭД), 4210090 (сомнительный)). Далее из полученного списка выявляются подходящие по ОКФС (15 - частично (подгруппа 50, 52, 53, 54), 16, 49, 21, 23, 24, 27, 30 - частично (подгруппа 34, 35)).

РЕЕСТР СНКО - (минус) ликвидированные

РЕЗУЛЬТАТ - неподходящие ОКОГУ

РЕЗУЛЬТАТ -неподходящие

ОКФС

РЕЗУЛЬТАТ-

нетодходжДие ОКОПФ

Рисунок 2 - Фильтр по отбору организаций, входящих в состав некоммерческих

(Источник: составлено автором)

В заключении проводится отбор по ОКОПФ (21100, 21200, 20200 (необходимо рассматривать вкупе с другими классификаторами. ОКВЭДы следующих групп желательно рассмотреть возможность отсеивать вместе с сомнительными ОКФС+ОКОПФ: 05-17, 19-37, 41-43, 45, 47, 49, 50- 53, 62, 63, 65, 68, 70, 77, 81, 82, 84, 92, 95- 99.

Вероятно, что после рассмотрения через фильтры всех классификаторов останется очень ограниченное количество подходящих НКО, но это позволит увеличить долю финансирования государством реальных социальных проектов и потребует от СНКО ужесточения и перенастройки корпоративного контроля в области осуществления расходов.

Переходя к следующему направлению регулирования деятельности НКО со стороны государства, стоит выделить потребность в реформировании состава обязательной отчетности, которую они должны составлять. Проведённый анализ показал, что состав отчетности данных организаций не унифицирован. В тоже время имеет место множество вопросов по отчетам, публикуемым на сайте раскрытия информации, что не снижает степень их достоверности и не дает ответов по источникам формирования доходов и их распределению.

По нашему мнению, состав отчетности необходимо сделать более развернутым и повысить требования к раскрытию информации, что закрепить в пунктах 3 и 4 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [7].

Состав предлагаемых изменений приведен в таблице 3.

Таблица 3 - Рекомендации по унификации форм отчетности, предоставляемой НКО

(Источник: составлено автором)

Направление отчетности Состав по действующему законодательству Комментарии по изменениям

Бухгалтерская отчетность Бухгалтерский баланс; Отчеты, подтверждающие целевое расходование средств В пояснениях необходимо приводиться расшифровку доходов и расходов, поясняя направления расходования средств

Отчеты НКО в Минюст Информация о руководителях НКО, характере и специфике деятельности; данные об использовании целевых средствах и имуществе; денежные средства и имущества, полученные НКО от международных и зарубежных компаний и предприятий В отчетности рекомендованы расшифровки, раскрывающие проекты, реализованные НКО, а также суммы средств, связанные с ними, с пояснением наличия остатков неиспользованных средств. Расшифровки по направлениям, финансируемым за счет средств, поступающих от международных агентов

Налоговая отчетность Декларации по всем уплачиваемым налогам, а также 6-НДФЛ; 2-НДФЛ; Отчеты в государственные внебюджетные фонды

Отчетность в Росстат Информация о деятельности НКО (краткая); Информация об имеющихся основных средствах, их количестве и движении; Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации; Сведения о численности и заработной плате работников Отчеты должны быть дополнены информаций по источникам пополнения НКО основными фондами и местам их перемещения при выбытии. В отчетности следует расшифровать критерии, доказывающие обоснованность включения объекта в состав СНКО

Внутренние отчеты Отчеты о денежных средствах и имущества, о поступлениях средств и их целевом расходовании и др. Расширенный состав внутренних отчетов формирует массив информации для целей управления деятельностью НКО

Представленные рекомендации по составу отчетности НКО позволят повысить прозрачность их деятельности, раскрывать все аспекты, связанные с их финансами, а также направлениями основной работы, реализованным проектам, распределением собранных средств, работой волонтёров. [5] Далее перейдем к рассмотрению возможности унификации на законодательном уровне процесса обоснования СНКО ее реальной направленности в случае отклонения заявки на включение ее в состав таких организации. С этой целью рекомендуем разработку методических рекомендаций по предложенной нами структуре (рисунок 3).

список кодов ОКОГУ.

ОКФС, ОКОПФ в соответствии с которыми организация может быть включена в состав СНКО

параметры социальной значимости в виде набора конкретных критериев

нормативно-правовая база, определяющая

состав и основы деятельности СНКО

алгоритм устранения

ошибок по формированию пакета организационных документов

органы и порядок рассмотрения жалоб па невключение субъекта в СНКО при наличии всех признаков

Рисунок 3 - Структура методических рекомендаций процесса обоснования СНКО ее целевой направленности (Источник: составлено автором)

В список кодов ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ в соответствии с которыми организация может быть включена в состав СНКО формируется методом исключения. Из общего реестра первостепенно необходимо удалить ликвидированные СНКО. А из полученного результата сделать выборку по организациям подходящим по кодам ОКОГУ (4210020, 4220001, 4220002, 4220003, 4220004, 4210014 (сомнительный, обращать внимание на другие классификаторы), 4210090 (сомнительный)).

В параметры социальной значимости в виде набора конкретных критериев необходимо включать:

- виды социальной поддержки, оказываемой СНКО с определением доли данных услуг в общем составе услуг организации;

- наличие конкретных направлений в части обслуживания и защиты граждан и определение долей данных услуг в общем объеме их оказания СНКО;

- наличие в составе услуг СНКО предупредительных мероприятий по подготовке граждан к преодолению последствий стихийных бедствий, различного рода природных катастроф, а также оказание помощи населению в результате таких бедствий и определение долей данных услуг в общем объеме их оказания СНКО.

В составе нормативно-правовой базы, определяющей состав и основы деятельности СНКО необходимо выделить: Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса РФ»; Постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 № 1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».

Все изменения должны вноситься в методические рекомендации согласно вновь принимаемых на уровне правительства РФ законов, так или иначе затрагивающих деятельность СНКО.

Алгоритм устранения ошибок по формированию пакета организационных документов приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Алгоритм устранения ошибок по формированию пакета организационных документов СНКО (Источник: составлено автором)

Порядок рассмотрения жалоб на не включение субъекта в СНКО при наличии всех признаков должен содержать механизм действий Минюста России (его территориального органа) при непризнании социально-ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, что противоречит действительности. При этом основным документом является реестр СНКО, действующий на дату отказа на включение.

Внедрение данных методических рекомендаций в рассматриваемом контексте даст возможность получать помощь от государства для реализации проектов СНКО.

Применение предложенных мер поможет упорядочить деятельность организаций в социальной сфере, и, более направленно оказывать поддержку государства представителям, действительно вносимым социальный вклад в развитие страны. К тому же данные методические рекомендации станут одним из элементов регламентирования корпоративного контроля, поскольку они содержат набор параметров, при нарушении которых организация будет исключена из состава НКО.

Источники:

1. Кириллова О.Ю. Предметная область корпоративного контроля: подход с позиций стейкхолдерской модели корпоративного управления / О.Ю. Кириллова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 5. - N 65. - С. 89-99

2. Никулин Л.Ф. Менеджмент перехода к новому укладу/ Л.Ф. Никулин, Е.А. Сулимова// Инновации и инвестиции. - 2019. - № 2. - С. 304-310.

3. Симионов, Р. Ю. Развитие системы внутреннего контроля на основе современных концепций управления организацией / Р. Ю. Симионов // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2013. - №4 (6). - С.50-54.

4. Сулимова Е.А. Проблемы построения целей с помощью метода smart и возможные пути их решения в современном обществе и организации/ Е.А. Сулимова, Е.Е. Шарафутдинова, Н.О. Конышева// Инновации и инвестиции. - 2019. - №8- с. 227-229.

5. Цуканова К. С. Институт некоммерческих организаций в условиях современного российского законодательства / К. С. Цуканова // Молодой ученый. - 2019. - № 12 (250). - С. 209-212. - с. 209-212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Финогеева, А.И. Совершенствование управления ключевыми стейкхолдерами корпорации / А.И. Финогеева, Б.С. Батаева / Российский экономический интернет-журнал// М.: ИТКОР, 2017. - № 3. - Режим доступа: http://www.e-178 rej.ru/Articles/2017/Finogeeva_Bataeva.pdf.

7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/efc14603fa156efaa4436376ef8280379649af70/

8. Rautenstrauch, T. Stärkung des IKS. / T. Rautenstrauch, S. Hunzike. - WEKA Finanzen - Das Schweizer Portal für Rechnungswesen. Controlling und Buchhaltung, 2010. - 27 p.

9. Pfaff, D. Schweizer Leitfaden zum internen Kontrollsystem. / D. Pfaff, F. Ruud. - Verlag: Orell Fuessli. Bern. - 2009. - 144 p. References:

1. Kirillova O.Yu. Subject area of corporate control: an approach from the standpoint of the stakeholder model of corporate governance / O.Yu. Kirillova // Economics and management: problems, solutions. - 2017. - V. 5. - N 65. - S. 89-99.

2. Nikulin L.F. Management of the transition to a new way of life / L.F. Nikulin, E.A. Sulimova// Innovations and investments. -2019.- No. 2.- S. 304-310.

3. Simionov, R. Yu. Development of the internal control system based on modern concepts of organization management / R. Yu. Simionov // Vestnik UGUES. Science, education, economics. Series: Economy. - 2013. - No. 4 (6). - P.50-54.

4. Sulimova E.A. Problems of building goals using the smart method and possible ways to solve them in a modern society and organization / E.A. Sulimova, E.E. Sharafutdinova, N.O. Konysheva// Innovations and investments. - 2019. - No. 8 - p.227-229.

5. Tsukanova K. S. Institute of non-profit organizations in the conditions of modern Russian legislation / K. S. Tsukanova // Young scientist. - 2019. - No. 12 (250). - S. 209-212. - With. 209-212.

6. Finogeeva, A.I. Improving the management of key stakeholders of the corporation / A.I. Finoge-va, B.S. Bataeva / Russian Economic Internet Journal / / M .: ITKOR, 2017. - No. 3. - Access mode: http://www.e-178. rej.ru/Articles/2017/Finogeeva_Bataeva.pdf.

7. Federal Law of 12.01.1996 N 7-FZ (as amended on 02.07.2021) "On non-profit organizations" (as amended and supplemented, effective from 01.01.2022) // ttp://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/efc14603fa156efaa4436376ef8280379649af70/

8. Rautenstrauch, T. Starkung des IKS. / T. Rautenstrauch, S. Hunzike. - WEKA Finanzen - Das Schweizer Portal für Rechnungswesen. Controlling and Buchhaltung, 2010. - 27 p.

9. Pfaff, D. Schweizer Leitfaden zum internen Kontrollsystem. / D. Pfaff, F. Ruud. Verlag: Orell Fuessli. Bern. - 2009. - 144 p.

EDN: JKFYCO

С.С. Гутман - к.э.н., доцент Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, sgutman@spbstu.ru,

S.S. Gutman - Associate Professor of Graduate School of Industrial Economics, Candidate of Economic Sciences, Peter the Great Saint-Petersburg State University;

В.В. Бразовская - магистрант, Высшая инженерно-экономическая школа, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, brazovskaya_vv@spbstu.ru,

V.V. Brazovskaia - master student, Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great Saint-Petersburg State University.

АНАЛИЗ РИСКОВ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УМНЫХ СЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ RISK ANALYSIS OF THE INTRODUCTION OF SMART GRID ELEMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В эпоху цифровизации энергетическая отрасль также подвергается изменениям. В настоящее время умные сети постепенно входят в повседневную жизнь, чтобы сделать энергоснабжение более эффективным. Для этого необходимо учесть все риски, возникающие при внедрении подобных сетей. Целью данной работы является выявление слабых сторон внедрения Smart Grid для составления рекомендаций для предотвращения риска. Методами проведенного анализа послужили расширенный SWOT-анализ, PESTEL-анализ, метод экспертных оценок. В результате были выявлены факторы, наиболее сильно влияющие на внедрение умных сетей в РФ, которые необходимо учитывать при принятии решений о реализации Smart Grid проектов. Был сделан вывод, что РФ нуждается в цифровизации всей энергетической системы для построения принципиально новой системы энергоснабжения.

Abstract. In the era of digitalization, the energy industry is also undergoing changes. Currently, smart grids are gradually entering everyday life in order to make energy supply more efficient. To do this, it is necessary to take into account all the risks that arise when implementing such networks. The purpose of this work is to identify the weaknesses of the Smart Grid implementation in order to make recommendations for risk prevention. The methods of the analysis were advanced SWOT analysis, PESTEL analysis, and the method of expert assessments. As a result, the factors that most strongly influence the introduction of smart grids in the Russian Federation have been identified, which must be taken into account when making decisions on the implementation of Smart Grid projects. It was concluded that the Rus-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.