Научная статья на тему 'Основные направления реформирования университетской системы в Китае в 1917-1932 гг'

Основные направления реформирования университетской системы в Китае в 1917-1932 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА / ORGANIZATIONAL SYSTEM OF A UNIVERSITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / HIGHER EDUCATION IN CHINA / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / RATING SYSTEM / ИНСТИТУТ / INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ху Мин

Реорганизация университетской системы Пекинского университета, проводившаяся в 1917-1937 годах, стала основой развития научных дисциплин в университетах Китая после XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reorganization of the university system in Beijing University which took place in 1917-1937 became the basis for the development of academic subjects in universities of China after the XX century.

Текст научной работы на тему «Основные направления реформирования университетской системы в Китае в 1917-1932 гг»

Ху Мин

о.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СИСТЕМЫ В КИТАЕ В 1917-1932 гг.

Реорганизация университетской системы Пекинского университета, проводившаяся в 1917—1937 годах, стала основой развития научных дисциплин в университетах Китая после XX века.

Ключевые слова: система организации университета, высшее образование в Китае, рейтинговая система, институт.

Б

Ни Mill

asic Trends of Reforming University System in China

in 1917-1932

The reorganization of the university system in Beijing University which took place in 1917-1937 became the basis for the development of academic subjects in universities of China after the XX century.

Key words: organizational system of a University, higher education in China, rating system, Institute.

Модернизация высшего образования в Китае означала создание классического вуза и, в большей степени, появление классических учебных дисциплин и организационных форм. В период Народной республики связи между научным развитием и структурой учебных дисциплин были очень тесные. в 1912 году министерство образования при правительстве Гоминдана опубликовало «Университетский приказ», согласно которому все университетские специальности делились на семь видов: гуманитарные, естественнонаучные, юридические, экономические, медицинские, сельскохозяйственные, промышленные. в содержании учеб-

ных дисциплин исчезла традиционная для периода правления династии Цин система «Гуймао»? и появилась характерная для классических вузов комплексность.

Отличительной особенностью этой модернизации стало исключение из учебных дисциплин религиозных предметов. В 1913 году министерство образования опубликовало «Положение об университетах», в котором еще раз нашли отражение обозначенные в прежнем указе семь учебных специальностей. В начале периода Народной республики были опубликованы документы относительно реформирования образовательных систем всех уровней.

та часть, которая касалась реформирования высшего образования, хоть и распространялась на все китайские вузы того времени, но на самом деле нашла отражение в учебной системе только Пекинского университета [1.

С. 256].

в первые годы действия двух приказов министерства образования из-за нехватки преподавательских ресурсов и денежных средств возникали трудности с преподаванием заявленных в приказах семи специальностей. в университете, согласно документам, обучение велось по 5 направлениям, причем некоторые из заявленных специальностей отсутствовали. Эта ситуация продолжалась до того времени, пока ректором Пекинского университета не стал бывший министр образования при правительстве Гоминдана Цай Юаньпэй. Бывший чиновник обратил особое внимание на преподавание дисциплин гуманитарного и естественнонаучного направлений. особой заслугой Цай Юаньпэя стало то, что он разделил понятия «учебный» и «научный», которые до него рассматривались комплексно. Университетом, по его мнению, можно было называть учреждение, в которое приходили люди, желающие учиться и получать высшее образование. высшим специальным учебным заведением можно было назвать учреждение, в которое люди приходили заниматься наукой

[1. С. 291].

27 января 1917 года Цай Юаньпэй на государственной конференции по проблемам высших учебных заведений выдвинул идею реформирования высшей школы. Пробное реформирование Пекинского университета включало:

1) расширение гуманитарного и ес-

тественнонаучного направлений;

2) выделение юридического направления в самостоятельное;

3) объединение экономического профиля с каким-то из обозначенных;

4) ликвидация промышленного направления;

5) реформирование системы подготовительных курсов.

Данные положения Цай Юаньпэй объяснял тем, что прежняя система довузовской подготовки имела мало общего с программой общего курса, между ними не было преемственности. Поэтому первым делом в реформировании этой структуры должно было стать установление тесной взаимосвязи между программой основного курса и подготовительного. вторым шагом стало изменение сроков подготовительных курсов до двух лет, таким образом, обучение на подготовительных курсах и при реализации основной программы вкупе должно было составить шесть лет.

Система естественнонаучного образования была плохо организована, оборудование было очень примитивным, возможностей для расширения аудиторий и лабораторий не было. Что касается промышленного направления, то оно было примерно на одном уровне как в Пекинском, так и в Бэйянском университете. К тому же эти учебные заведения находились в достаточной близости друг к другу. Поэтому экономическое направление должно было быть объединено с промышленным в Бэйянском университете, а юридическое направление должно было получить свое развитие в Пекинском университете. таким образом, сэкономленные средства должны были пойти на развитие естественнонаучного направления в Пекинском

университете.

обучение на экономическом профиле велось и раньше, однако не было специального оборудования. Поэтому первым шагом в этой области должно было стать объединение экономического и юридического профилей, а вторым — создание экономических высших учебных заведений [2. С. 69].

На педагогические воззрения Цай Юаньпэя относительно высшего образования глубокое влияние оказала немецкая университетская система. Японский ученый Иосида Кумадзи отмечал, что классический немецкий университет осуществляет учебную деятельность по 4 направлениям: теология, философия, юриспруденция, медицина. Если данные специальности отсутствуют в учебных планах учебного заведения, то его нельзя назвать классическим университетом. В учебные планы такого вуза не входят и такие, тесно связанные с экономическим развитием государства направления, как промышленное и экономическое [3. С. 9].

В описанных выше реформах высшего образования Китая Цай Юаньпэя находят отражение и идеи о том, что в классическом вузе должны быть два направления: гуманитарное и естественнонаучное, а медицинское и юридическое должны преподаваться отдельно в другом типе вуза. По мнению Цай Юаньпэя, это связано с тем, что только философское направление действительно отражает идею классического немецкого вуза, а это направление включает гуманитарный и естественнонаучный профили, а именно философский, филологический, исторический, иногда в него могут быть включены математический и естественнонаучный профили [4, 126]. он

также отмечал, что гуманитарный и естественнонаучный профили должны стать основой системы бакалавриата в китайском вузе. Все это позволит в будущем более качественно выстроить систему китайской высшей школы, в основе которой будет лежать система немецкого классического вуза.

В 1919 году идеи Цай Юаньпэя обрели новое дыхание в стенах Пекинского университета. После того, как все усилия были направлены на внедрение гуманитарного и естественнонаучного профилей, выяснилось, что студентам, обучающимся по гуманитарному профилю, не нужны естественнонаучные знания, а студентам, изучающим естественные науки, нет необходимости в получении философских знаний, так как в основе мировоззрения специалистов естественнонаучного профиля лежат точные и конкретные знания. Все это должно привести к сужению изучаемых профилей, и обучающиеся в будущем станут специалистами узкого профиля [5. С. 114]. В то же время нельзя легко включить в состав двух обозначенных выше направлений такие дисциплины, как география, антропология, психология, основы эволюционных знаний и другие, поскольку они, несмотря на различия, имеют много общего.

Все указанные выше вопросы привели Цай Юаньпэя к мысли о том, что выделение двух направлений в вузе не совсем правомерно и необходимо укреплять связи между всеми имеющимися дисциплинами. Единственное возможное решение — это переход от системы семи специальностей к системе факультетов. Параллельно с внедрением системы факультетов предлагалось введение системы факультативных занятий, что делало все систему

обучения более гибкой. таким образом, три направления (гуманитарное, естественнонаучное, юридическое), по которым в то время велось обучение в Пекинском университете, были перепрофилированы в 14 факультетов. Исчезла также должность заведующего учебной работой, и вместо нее появилась должность декана.

После введения учебных факультетов вместо специальностей, Пекинский университет перешел на рейтинговую систему. В 1917 году Министерство образования Китая совместно с юридическим университетом и юридическим колледжем исследовали и реформировали «Положение об университете». При поддержке Цай Юаньпэя первым вопросом обсуждения стал вопрос о внедрении рейтинговой системы. Однако вопрос остался почти нерешенным. Цай Юаньпэй поддерживал рейтинговую систему, так как считал, что китайская система обучения в целом опиралась на принцип систематизации, что не давало учащимся свободы выбора учебных дисциплин. Курсовая система подготовки студентов, практикующаяся в то время, не только по своей форме была похожа на систему начального обучения, но и не давала возможности выдающимся студентам на практике проявить свои способности. Что касается отстающих учащихся, то им в случае несдачи экзаменов и зачетов, приходилось обучаться на этом курсе еще раз, что в свою очередь негативно влияло на других студентов и являлось для них плохим примером для подражания [2. С. 71].

Введение рейтинговой системы дало студентам право свободно выбирать факультет или различные дисциплины, что также способствовало расширению их кругозора. Считалось, что

образцом для внедрения этой системы послужил пример Гарвардского университета в Америке, таким образом, Пекинский университет, который во время правления Гоминдана перенимал опыт немецких и французских классических университетов, впервые обратил внимание на американскую систему высшего образования [2. С. 71].

На самом деле, с момента возрождения западных университетов в XVIII веке в Германии в системе вузовского образования уже тогда появились некоторые новшества, включающие своего рода рейтинговую систему. Эти нововведения предполагали постепенный переход от более строгих и неизменяемых старых форм к принципу свободы в обучении и исследованиях. В немецком университете не только профессора имели право заниматься научными исследованиями, но и студенты. Студенты имели право свободного выбора учебных дисциплин, преподавателей, свободного посещения занятий. Имелись лишь некоторые ограничения при получении степеней [6, 134]. Очевидно, что используемая в Пекинском университете рейтинговая система, по своей форме напоминала американскую, что пытались доказать Цай Юаньпэй и другие, но, по сути, отражала свободолюбивый дух немецкого вуза [7. С. 159].

После отмены обычного списка дисциплин, Пекинский университет с помощью учебного отдела контролировал деятельность каждого факультета. В 1920 году Пекинский университете подал в министерство образования информацию касательно осуществляемой системы. В разделе «Система обучения» определялось, что полный курс обучения включал 5 учебных отделов, которые контроли-

ровали 18 факультетов. Первый отдел включал математический, астрономический и физический факультеты; второй — химический, географический, биологический факультеты; третий — философский, педагогический, психологический факультеты; четвертый — факультеты китайской, английской, французской, немецкой, русской литературы; пятый — исторический, экономический, политический, юридический факультеты [8. С. 173].

В 1925 году Цай Юаньпэй в своей статье «Концепция современного высшего образования Китая и тенденции его развития», подготовленной для Всемирной студенческой христианской федерации, отмечал, что в 1920 году система 3-х направлений специальностей (гуманитарные, естественнонаучные, юридические), действующая по старому образцу, была реорганизована в систему 5-ти учебных отделов. Остальные факультеты, которые в будущем начнут функционировать, должны были войти, в соответствии с их особенностями в состав вышеназванных 5-ти учебных отделов. Эти учебные отделы, по его мнению, должны были стать переходным мостиком между административной структурой вуза и системой факультетов, что способствовало бы разграничению прав и обязанностей обозначенных выше структур.

План по созданию учебных отделов в Пекинском университете осуществлялся недолго. Цай Юаньпэй отмечал, что до и после 1920 года в деятельности китайских вузов, включая и Пекинский университет, появились большие изменения, а именно: старая университетская система, особенностью которой была многофакультетская

основа, постепенно исчезла, а на смену ей пришла система одной или 2—3 специализаций. Он предвидел, что результатом таких преобразований станет такая структура высшего учебного заведения, которая будет состоять из одного, двух или трех факультетов. Будучи под воздействием представлений того времени, характерной чертой которых было развитие узкой специализации в высших учебных заведениях Китая, Цай Юаньпэй, говоря о системе факультетов, имел в виду систему институтов в американских вузах [9.

С. 82].

По мнению Ван Шуцзу, относительно системы высшего образования в Америке, американское высшее учебное заведение того времени включает такие понятия, как «университет» и «колледж». Любое учреждение, называющееся «университет», должно состоять из нескольких колледжей и школ, иметь условия для осуществления глубоких научных исследований, давать возможность получить научную степень доктора. Другой особенностью университета является то, что свое название он получает по названию места или по имени человека, например: Чикагский университет, Гарвардский университет, Колумбийский университет и др. Именно перечисленные выше особенности и отличают университет от колледжа или школы. Очевидно, что основной идеей Цай Юаньпэя относительно реформирования Пекинского университета была идея факультетской системы вуза, подобной системе институтов в американских высших учебных заведениях

[10. С. 310].

Вслед за тенденциями развития узкой специализации вместо много-

факультетной системы в китайских вузах, роль факультета в подготовке специалистов и повышении научности неизменно росла и постепенно подготавливала условия для преобразования факультета в институт. Что касается Пекинского университета и всех китайских вузов, стремящихся подражать американской университетской модели, то новое название «институт» вместо прежнего названия «учебный отдел» в будущем станет связующим звеном между университетом и факультетом.

Анализируя состояние дел с реформированием университетской системы в Китае, можно сделать вывод о том, что понятие «институт» постоянно претерпевало изменения. Особенно сложной ситуация стала в 20-е годы XX века. В 1929 году правительство Гоминдана совместно с министерством образования опубликовало два документа «Положение о структуре университета» и «Устав университета». Только при руководстве со стороны государства в области реформирования университетской системы ситуация немного улучшилась. В соответствии с обозначенными выше документами университет включал следующие институты: гуманитарный, естественнонаучный, юридический, сельскохозяйственный, промышленный, медицинский, торговый, помимо этого добавился еще один институт — педагогический. Любой институт, входящий в состав университета, либо функционирующий самостоятельно, должен был подразделяться на факультеты.

На пятом совещании в Пекинском университете, состоявшемся в марте 1931 года, было принято решение о реорганизации всех университетских

структур в соответствии с вышеназванными документами. Оно вступило в силу 1 июля.

В июле 1932 года в «Концепции государственного Пекинского университета» говорилось об учреждении трех институтов: гуманитарного, юридического и естественнонаучного. таким образом, Пекинский университет завершил переход от системы «университет — специальность — дисциплина» к системе «университет — институт — факультет», что по своей форме полностью соответствовало американской вузовской системе [10.

С. 311].

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что описанный переходный период был периодом поиска в области создания новой системы высшего образования Китая.

В частности, период с 1917 по 1932 в истории развития китайской высший школы были проведены следующие реформы:

1) введение нового деления университетских специальностей с учетом потребностей государства и общества того времени по образцу классических университетов;

2) более тесная интеграция довузовского (подготовительного) обучения с университетским;

3) реорганизация естественнонаучного образования, его разграничение с гуманитарным профилем и, как следствие, более узкая специализация высшего образования;

4) постепенный переход от системы специальностей к системе факультетов по образцу американских колледжей и институтов внутри университетов.

примечания

1. Цай Юаньпэй. Собрание сочинений Цай Юаньпэя (т. 3). г. Ханчжоу: Издательс-твоЧжэцзян Цзяоюй, 1997.

2. Цай Юаньпэй. Автобиография Цай Юаньпэя. г. Тайбэй: Издательство Чжуанцзи Вэньсюэ, 1985.

3. Иосида Кумадзи. Немецкое образование и дух. Шанхай: Издательство Шанву Иньшу-гуань, 1961.

4. Чэнь Хунцзе. Мировоззрение классических немецких университетов и их влияние на Китай. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2006.

5. Чан Даочжи. Система образования в Германии. г. Наньцзин: Издательство Чжун-шань Шуцзюй, 1933.

6. Лю Лунсинь. Наука и система:структура дисциплин и зарождение истории современного образования Китая. г. Тайбэй: Издательство ОАО Юаньлю Чубань Шие, 2002.

7. Гу Шусэнь. Новое исследование немецкого образование (т. 1). Шайхай: Издательство Шанву Иньшугуань, 1917.

8. Цзян Мэнлинь. Выбор теории образования. Пекин: Издательство Жэньминь Цзяоюэ Чубаньшэ, 1995.

9. Ван Сюэчжэнь, Го Цзяньжун. Материалы по истории Пекинского университета (Т. 2. Ч. 1). Пекин: Издательство Пекинского университета, 2000.

10. Цай Юаньпэй. Собрание сочинений Цай Юаньпэя (т. 5). г. Ханчжоу: Издательс-твоЧжэцзян Цзяоюй, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.