Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Домрачева М.А.

Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального богатства страны. В статье рассматриваются основы управления здравоохранением в РФ в период реформирования отрасли. Проведен анализ нормативно-правовых актов здравоохранения, затронуты проблемы повышения качества оказываемых медицинских услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Домрачева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ»

3. Существующие ограничения и риски влияют по-разному на стратегию действий хозяйств, усиливая их конкурентные возможности.

4. Можно прогнозировать, что в перспективе основным производителем на региональном рынке молока будет выступать сеть уже сложившихся сельскохозяйственных предприятий.

5. Более благоприятные условия развития отрасли молочного скотоводства невозможно создать без бюджетной поддержки всех уровней, так как финансовые ресурсы хозяйств ограничены, а влияние диспаритета цен не преодолено.

Использованные источники:

1. Долгова, И.М. Основные тенденции развития отрасли животноводства в Ульяновской области / И.М. Долгова // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». -Ульяновск: ГСХА им. П.А. Столыпина,2012.- Том Ш.-с.64-70

2. Долгова, И.М. Экономические отношения в сфере производства и переработки молока в Ульяновской области / И.М. Долгова. -М.:ФГУП «ЭКСПЛОР»,2005.-186с.

3. Долгова, И.М. Тенденции развития рынка молока и молочной продукции в РФ[Текст]/ И.М. Долгова // Экономика и предпринимательство г.Москва.-2014г.-№9(50).-с.953-958

Домрачева М.А. магистрант 701 гр Факультет управления ЧелГУ Россия, г. Челябинск ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального богатства страны. В статье рассматриваются основы управления здравоохранением в РФ в период реформирования отрасли. Проведен анализ нормативно-правовых актов здравоохранения, затронуты проблемы повышения качества оказываемых медицинских услуг населению.

Ключевые слова: управление здравоохранением, охрана здоровья, государственное и муниципальное управление, нормативно-правовые акты, финансирование отрасли.

Здравоохранение является важнейшим подразделением социальной инфраструктуры государства. Охрана здоровья граждан - это система мер медицинского, санитарно-противоэпидемического, социального, научного, политического, экономического, правового, характера, регулируемых

органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. [1]

Основными принципами охраны здоровья являются: [2]

1)соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;2)приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5)ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;6) доступность и качество медицинской помощи;7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний и расстройств функций органов и систем организма.[3]

В системе управления здравоохранением выделяют государственный и муниципальный уровень. Государственное управление здравоохранением реализуется через Министерство здравоохранения РФ и Министерства здравоохранения субъектов РФ. Муниципальный уровень представлен отделами (комитеты, управления) здравоохранения при администрациях муниципальных образований. В небольших муниципалитетах управлением здравоохранения занимается специалист по вопросам медицины из комплексного отдела социальной политики или полномочия по управлению возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения.

В структуре горздрав отделов городских округов выделяют главных специалистов по хирургии, терапии, материнству и детству и тд, осуществляющих непосредственный контроль курируемой сферы медицины.

Лечебно-профилактические учреждения, аптечные склады, фармацевтические предприятия, находящиеся на территории муниципального образования могут являться государственной, муниципальной или частной собственностью. Но не зависимо от права собственности все они несут ответственность перед муниципальными органами управления здравоохранением.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ»; ФЗ от 30.03.1999 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ФЗ от 12.04.2010 N 61 "Об обращении лекарственных средств" и «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.[4]

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья согласно ст. 17 ФЗ 323 относится. [5] :

1.создание условий для бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2.обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения;

3.информирование населения о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

4.участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5.участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6.реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

7.создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях.

Органы управления здравоохранения муниципального образования осуществляют защиту прав граждан в этой области; координацию и контроль качества выполнения мероприятий по улучшению лечебной, диагностической, профилактической и реабилитационной помощи населению учреждениями и организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения.[6]

Как и все российское общество в целом система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, позволившая осуществить централизацию государственной системы медицинского обслуживания и управления

здравоохранением, реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.

Но не смотря на это, общий уровень медицинской помощи и соответственно состояния здоровья населения в Российской Федерации на современном этапе нельзя назвать благополучным. В первую очередь это высокий уровень смертности населения, низкий уровень рождаемости и как следствие депопуляция, демографическое старение население, снижение численности трудоспособного населения, приводящие к экономическим и политическим проблемам. Решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи и оздоровление населения страны.

Реформирование здравоохранения должно быть направлено на повышение качества медицинского обслуживания с целью улучшения здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни. При этом необходимо максимально эффективное использование средств выделяемых на здравоохранение. Достижение этих целей требует коренная реорганизации управления отраслью.[7]

На современном этапе федеральным законодательством предусмотрены существенные изменения в организации управления здравоохранения и оказания медицинской помощи населению РФ:

Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» предусматривает следующие изменения. [8]

1.Организация оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения муниципальных образований с 1 января 2012 года становится полномочием субъектов РФ. Передача полномочий по организации первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи из ведения муниципальных образований в ведение субъектов Российской Федерации должна привести к повышению доступности медицинской помощи для пациента. Передача муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность позволит оптимально использовать ресурсы материально-технических и консультационно-диагностических баз учреждений здравоохранения, отработать условия для рациональной маршрутизации пациентов, позволит эффективно использовать коечный фонд, повысить управляемость сетью и равномерно распределить зоны ответственности учреждений в отношении курируемых территорий

2. Полномочиями органов местного самоуправления остается создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» прежде всего, предусматривает переход на преимущественно одноканальное финансирование учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.[9] Новая система финансирования здравоохранения предполагает совершенно новый подход к организации работы медицинских организаций. Последние 10 лет финансирование здравоохранения осуществлялось по бюджетно-страховой модели, то есть имелась многоканальность системы финансирования. Обязательное медицинское страхование покрывало лишь несколько статей расходов медицинских учреждений - это заработная плата работников, начисления на зарплату, медикаменты, продукты питания, мягкий инвентарь и т.д. Создание новой системы предусматривает компенсацию всех расходов из средств обязательного медицинского страхования. Лечение будет оплачиваться по законченному случаю, в зависимости от проделанной работы, на основе комплексных показателей объёма и качества услуг и в соответствии со стандартами медицинской помощи. Это приведет к повышению качества оказываемой населению медицинской помощи, так как появится конкуренция, между лечебными учреждениями муниципального образования, за пациентов и соответственно за прибыль.

Согласно статье 16 ФЗ 326 пациент имеет право самостоятельно выбирать страховую медицинскую организацию, медицинское учреждение и врача. Теперь медицинские учреждения становятся, заинтересованы в привлечение как можно большего количества пациентов и оказания им качественных услуг. На наш взгляд, основными показателями способствующими привлечению пациентов в муниципальные учреждения здравоохранения являются:

1. квалифицированные специалисты;

2.наличие современного лечебно- диагностического оборудования

3.возможность электронной записи на прием, наличие сайта

4.условия для комфортного ожидания врачебного приема

5.доброжелательность медицинского персонала

В соответствии со статьей 6 к полномочиям субъектов РФ так же относится утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования. т.е за каждого прикрепленного к медицинскому учреждению пациента ОМС перечисляет денежные средства, раз в месяц, согласно подущевым нормативам, при этом неважно, посещали ли медицинское учреждение в этом месяце все прикрепленные пациенты либо какая то часть их.

Следовательно, поликлиникам выгодно прикрепление молодых и здоровых пациентов, которые заведомо не станут обращаться за медицинской помощью.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусматривает статьей 9 и 161 изменение типов учреждений здравоохранения на бюджетные, казенные, и автономные. Изменение порядка финансирования учреждений: для казенных учреждений остается финансирование по смете, финансирование бюджетных учреждений будет осуществляться по плану финансово-хозяйственной деятельности, автономных - по государственному заданию.[10]

Главная цель реформирования здравоохранения - это повышение доступности качественной медицинской помощи. Основными достоинствами выбранной тактики модернизации здравоохранения, на наш взгляд, является:

1.стремление к выравниванию в качестве оказываемых медицинских услуг и оснащение оборудование, между учреждениями здравоохранения муниципальных районов и городских округов;

2.появление конкуренции, между лечебными учреждениями;

3.возможность пациента выбирать медицинские учреждения и врача;

4.повышение управляемости сетью за счет «централизации»;

5.повышение ответственности медицинских организаций за качество оказываемых услуг;

б.заинтересованность врача в повышение своей квалификации

Возможными проблемами, на наш взгляд, может явиться наличие одноканального финансирования, из-за значительных различий в оснащение медицинских учреждений одного муниципального образования таким образом, учреждения находятся не в равных условиях между собой, для осуществления конкуренции за пациента.

Несмотря на большое число исследований, управление здравоохранением остается одним из менее разработанных разделов научного знания.

Таким образом, проведение настоящего исследования обусловлено внесением изменений в нормативно-правовые акты здравоохранения, приводящие к передаче полномочий органов местного самоуправления по организации медицинской помощи на уровень субъекта Российской Федерации и переход к централизованной модели управления здравоохранения и необходимостью оценки и анализа нововведений.

Изучение проблемы управления здравоохранением продиктовано необходимостью выявления зависимости между состоянием здоровья

населения и моделью управления здравоохранения, опираясь на отечественный и зарубежный опыт.

Использованные источники:

1. Линденбратен A. Н. О Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года [Текст] / A. Н. Линденбратен// НИИ общественного здоровья РАМН. — 2009, — №.1. — С.80-83.

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N З23-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст.2

4. Конституция РФ статья 72

5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст.17

6. Линденбратен A. Н. О Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года [Текст] / A. Н. Линденбратен// НИИ общественного здоровья РАМН. — 2009, — №.1. — С.80-83.

7. Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

9. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

10. Здравоохранение [Электронный ресурс] // Сайт федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstatmain/rosstat/ru/statistics /population/healthcare/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.