Научная статья на тему 'Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики'

Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

В статье рассматриваются концептуальные основы развития цифровой экономики в Российской Федерации, особенности внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс в школе. Актуальные сопоставимые статистические данные развития информационных технологий в Российской Федерации позволили определить основные направления цифровизации образования, перспективные технологии для освоения цифровых навыков и основные вехи в развитии общего образования до 2024 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колыхматов Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of general education development in conditions of the digital economy

In the article, the conceptual bases of digital economy development in the Russian Federation, features of IT introduction in educational process at school are considered. The current comparable statistics for the IT development in the Russian Federation have made it possible to determine the main directions of digitalization of education, promising technologies for mastering the digital skills and major milestones in the development of general education until 2024.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития системы общего образования в условиях становления цифровой экономики»

(дата обращения: 16.06.2014).

15. Wippert, P.-M. National doping prevention guidelines: Intent, efficacy and lessons learned - A 4-year evaluation [Электронный ресурс] / P.-M. Wippert, M. Flieber // Subst Abuse Treat Prev Policy. -2016. - No. (11) 35. - Режим доступа : https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5057456 (дата обращения: 23.07.2018).

REFERENCES

1. Badrak, K.A. (2011), "Effect of experimental anti-doping educational program on the attitudes of young people to doping, taking into account the social and pedagogical factors", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 46, No 2, pp. 8-11.

2. Barinov S.J. (2010), "Olympic Education in the process of education of sport humanistic culture of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No 8, pp. 7-13.

3. Binder, D.L. (2005), Teaching Olympism in Schools: Olympic Education as a focus on Values Education Bellaterra: Centre d'Estudis Olympics (UAB), International Chair in Olympism (IOC-UAB), available at: http://olympicstudies.uab.es/lectures/web/pdf/binder.pdf.

4. Gretsov, A.G. (2011), "Methods of prevention of doping among young athletes", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 46, No 2, pp.16-18.

5. Gretsov, A.G. and Rozanova, M.S. (2011), "Experience in organizing a comprehensive antidrug prevention education", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 48, No 4, pp. 56-58.

6. Ed. Lerner, I.Ya. and Zhuravleva, I.K. (1994),"System of didactic knowledge and its value for creation of teaching and educational process", Modern didactics: the theory - practice: monograph, Russian Academy of Education, Moscow, pp.11-43.

7. Olympic Charter (in force as from 2 August 2015), available at: http://olympic.ru/upload/doc-uments/team/charter/charter-8-2015-rus.pdf.

8. Shelkov, O.M. and Badrak, K.A. (2010), "Activity in the prevention of doping in sport", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 43, No 3, pp. 51-52.

9. Shelkov, O. M., Gretsov, A. G., Badrak, K. A. and Shelkova, L. N. (2014). "Contemporary approaches to doping prevention in sports", Adaptivnaya fizicheskaya kultura, Vol. 59, No 3, pp. 6-7.

10. Shukis, S., Kardyalis, K. and Yankauskene R, (2005). "Youthful sport - a socialization factor", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 11, pp. 87-96.

11. Shukis S., Mayauskiene, D. and Novikov, V. (2012). "Attitude of contemporary adolescents to Olympic values", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 8, pp. 112-116.

12. Soldatenkov, F.N. (2010), "Modern state of anti-doping movement and possibilities of its development within the limits of physical culture and sport education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No 2, pp. 112-115.

13. Stolyarov, V.I. (2007). The concept of the Olympic education (long-term experience of development and deployment in practice), Science in Olympic Sport, No 2, pp. 30-35.

14. Stolyarov, V.I. and Barinov, S.Yu. (2009), "Concept and forms of sports culture of the person", Vestnik sportivnoy nauki, No 6, pp. 17-21.

15. Wippert, P.-M. and Flieber, M. (2016), National doping prevention guidelines: Intent, efficacy and lessons learned - 4-year evaluation, Subst Abuse Treat Prev Policy. (11), 35, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5057456.

Контактная информация: daha-kozir@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2018

УДК 373.1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования (ГАОУДПО «ЛОИРО»),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные основы развития цифровой экономики в Российской Федерации, особенности внедрения современных информационных технологий в

образовательный процесс в школе. Актуальные сопоставимые статистические данные развития информационных технологий в Российской Федерации позволили определить основные направления цифровизации образования, перспективные технологии для освоения цифровых навыков и основные вехи в развитии общего образования до 2024 года.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация образования, информационные технологии, общее образование.

MAIN DIRECTIONS OF GENERAL EDUCATION DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

Annotation

In the article, the conceptual bases of digital economy development in the Russian Federation, features of IT introduction in educational process at school are considered. The current comparable statistics for the IT development in the Russian Federation have made it possible to determine the main directions of digitalization of education, promising technologies for mastering the digital skills and major milestones in the development of general education until 2024.

Keywords: digital economy, digitalization of education, IT, general education.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационных технологий (ИТ), использование цифровых данных способствуют изменению повседневной жизни человека, производственных отношений, структуры экономики и образования, предъявляя новые требования к используемым технологиям, технологичности социально-экономического развития и состоянию информационной инфраструктуры.

Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы [8, 10].

Повышение доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных ИТ, способствует повышению доступности качественного образования, информированности и цифровой грамотности населения.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение влияния цифровой экономики на развитие системы общего образования в Российской Федерации.

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования:

1. Изучить состояние развития ИТ в Российской Федерации.

2. Определить направления развития системы общего образования в Российской Федерации в условиях развития цифровой экономики.

Для решения поставленных задач проведен анализ существующих нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих развитие цифровой экономики, внедрения ИТ, а также отечественных и зарубежных информационных источников, бло-гов, материалов и отчетов об использовании современных ИТ в образовании.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система образования наряду с развитием информационной инфраструктуры становится ведущей сферой, флагманом развития цифровой экономики в Российской Федерации.

Зарубежные и отечественные исследователи [1, 4, 5, 13, 14] отмечают высокую важность и первоочередное значение цифровизации образования, формирования новых цифровых навыков подрастающего поколения в системе общего образования для дальнейшего социально-экономического развития государства.

В Российской Федерации основными концептуальными документами, регламентирующими развитие ИТ в условиях цифровизации как всех сфер общественных отношений, так и образования, в частности, являются следующие:

- «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203) [10];

- программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства от 28.07.2017 №1632-р) [8];

- приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. № 9) [7].

В настоящее время ведется работа над разработкой проекта цифровизации школы (проект «Цифровая школа» [12], по другим данным «Цифровая образовательная среда» [2]), который будет направлен на обеспечение повышения квалификации педагогов, а также оснащение школ необходимой инфраструктурой для обеспечения доступа к Интернету, различным электронным ресурсам, а также ресурсам Российской электронной школы - своеобразному банку познавательных и учебных онлайн-материалов для обучающихся и педагогов образовательных организаций общего образования.

По словам министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой [2, 12], реализация нового проекта позволит создать цифровую экосистему для перехода к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми инструментами, использованию широкого спектра современных методик и технологий обучения, расширению индивидуализации образования.

Согласно программным документам [8, 10], развитие цифровых технологий в Российской Федерации предусматривает поддержку как уже существующих сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых прорывных и перспективных платформ и технологий [8]:

- большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра (блокчейн-технологии); квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.

В качестве технологий, которые могут оказать наибольшее воздействие на экономику, выступают технологии искусственного интеллекта, аналитика «больших данных», облачные вычисления, интернет вещей, робототехника, автономные транспортные средства, производство кастомизированной продукции и 3Б-печать, социальные сети и прочие виды цифровых интернет-платформ [3].

Согласно результатам мониторинга глобальных трендов цифровизации [6], ключевыми сквозными трендами для сферы образования являются мобильные технологии, искусственный интеллект, технологии интернет вещей, робототехника, облачные технологии, работа с большими данными, технологии дополненной реальности и GPS. При этом исследователями установлены ключевыми отраслевые тренды цифровизации образования:

- «геймификация образования» (развитие и внедрение компьютерных игр);

- развитие и расширение использования облачных технологий;

- развитие решений дополненной реальности;

- развитие социальных сетей в образовании;

- развитие дистанционного образования, массовых открытых онлайн-курсов (МООК);

- развитие технологий визуализации.

Вероятно, такие существующие и активно развивающиеся ресурсы как технологии беспроводной связи, Интернет, интернет вещей, робототехника и сенсорика получат максимальное развитие в образовании в ближайшем будущем, а технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальностей и будут составлять зону перспективного передового развития в ближайшее десятилетие.

В последние годы в системе общего образования расширяется применение ИТ: образовательные организации имеют доступ к Интернету, совершенствуют свои официальные сайты, реализуют курс информатики и ИКТ в программах общего образования, развивают информационную инфраструктуру. Достаточно изучить передовой опыт Москвы [9], где в рамках информатизации столичного образования в 2010-2013 гг. школы получили свыше 56,5 тыс. ноутбуков для учителей, 1,1 тыс. комплектов оборудования для компьютерных классов, 3,4 тыс. мобильных компьютерных классов для начальной школы, 10,5 тыс. интерактивных досок. В целом же по России по данным [11], еще в 2013 году только 15% учебных классов были оборудованы интерактивными досками, тогда как в Великобритании данный процент доходил до 85%, но эффективность их использования российскими учителями оценивалась в 10-15%.

Однако данный процесс до недавнего времени не имел системности в расширении использования ИТ во всех сферах учебной деятельности, не был обеспечен соответствующей подготовкой педагогических кадров, не был включен в единую цифровую информационную среду.

Таким образом, для эффективной реализации поставленных задач по развитию цифровой экономики в целом и цифровизации образования в частности необходимо обеспечить системность внедрения современных ИТ.

Основные показатели успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в области цифровизации образования связаны с реализацией программ высшего и среднего профессионального образования (количество выпускников по направлениям подготовки цифровой экономики, обладающими ИКТ-компетенциями), но такой показатель, как «доля населения, обладающего цифровыми навыками» в полной мере относится и к общему образованию.

Согласно программным данным, доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достичь 40% к 2024 году, что безусловно требует существенных изменений от всего педагогического сообщества, связанных не только с совершенствованием ИКТ-компетенций, с использованием новых ИТ, но и развитием цифровой инфраструктуры и смещением акцентов в образовании.

Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации предусматривает постепенное достижение следующих передовых решений, основных вех в развитии общего образования [8]:

- в 2018 году: разработка требований к сформированности базовых компетенций цифровой экономики для всех обучающихся, разработка системы рекомендаций для профессиональной ориентации на основе атласа новых профессий;

- к концу 2019 года: актуализация ФГОС с учетом формирования компетенций цифровой экономики;

- к концу 2020 года: обновление образовательных программ с учетом требований к компетенциям цифровой экономики, предусматривающих системное использование цифровых инструментов. При этом все образовательные организации должны использовать дистанционные образовательные технологии и электронное обучение по персональным траекториям с учетом индивидуального профиля компетенций. Планируется активное внедрение ИТ во все виды и формы деятельности обучающихся, в том числе при проведении процедур итоговой аттестации, используя ресурсы сетевого взаимодействия с другими организациями общего и дополнительного образования;

- к концу 2024 года: во всех образовательных организациях созданы условия для реализации обучающимися персональных образовательных маршрутов, формирования базовых компетенций цифровой экономики.

Своевременная реализация поставленных задач, с учетом развития региональных и муниципальных образовательных систем, механизмов софинансирования и частно-государственного партнерства обеспечит достижение целевых показателей, повышение качества общего образования, расширение использования современных технологий и средств, существенно повысив не только уровень социально-экономического развития, но и качество жизни населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асадпур, К.М. Роль Интернета в процессе обучения / К.М. Асадпур // Вектор науки ТГУ. Серия : Педагогика, психология. - Тольятти, 2014. - № 3 (18). - С. 19-22.

2. Девять заданий министра Васильевой. Как Россия планирует войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования // Российская газета. - Федеральный выпуск №7629 (166), 31.07.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-po-drobnosti-nacproekta-obrazovanie.html (дата обращения: 08.08.2018).

3. Капранова, Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития / Л. Д. Капранова // Экономика и управление. - 2018. - № 2. - С. 58-69.

4. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования / В.П. Куприяновский, В.А. Сухомлин, А.П. Добрынин, А.Н. Райков, Ф.В. Шкуров, В.И. Дрожжинов, Н.О. Федорова, Д.Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - Vol. 5. - № 1. - С. 19-25.

5. Митрофанов, К.Г. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции / К.Г. Митрофанов, О.В. Зайцева // Вестник ТГПУ. -Томск, 2009. - Вып. 10 (88). - С. 64-68.

6. Мониторинг глобальных трендов цифровизации, Центр стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.company.rt.ru/projects/dig-ital_trends/2018.pdf (дата обращения: 25.07.2018).

7. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBg-jAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 08.08.2018).

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 06.08.2018).

9. Самый умный город. Как школы используют современные технологии? / Еженедельник «Аргументы и Факты», 2017. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.aif.ru/soci-ety/education/samyy_umnyy_gorod_kak_shkoly_ispolzuyut_sovremennye_tehnologii (дата обращения: 10.08.2018).

10. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf (дата обращения: 10.08.2018).

11. Учителя школ РФ неэффективно используют интерактивные доски - эксперт, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ria.ru/society/20130221/924087176.html (дата обращения: 10.08.2018).

12. «Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://минобрнауки.рф/пресс-центр/12933 (дата обращения: 08.08.2018).

13. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. - 2011. - V. 3. - Р. 623-626.

14. Thakur, A. Top 10 benefits of information technology [Электронный ресурс]/ A. Thakur. -Режим доступа : https://topyaps.com/top-10-benefits-of-information-technology (дата обращения: 25.07.2018).

REFERENCES

1. Asadpur, K.M. (2014), "The role of the Internet in the process of learning", Vector nauki TGU. Series: Pedagogy, Psychology, Tolyatti, Vol. 3 (18), pp. 19-22.

2. "Nine tasks of Minister Vasilyeva. How Russia plans to enter the top ten countries in terms of the quality of general education", Rossiyskaya Gazeta (Federal issue), vol. 7629 (166), 31.07.2018, available at: https://rg.ru/2018/07/31/olga-vasileva-raskryla-podrobnosti-nacproekta-obrazovanie.html

3. Kapranova, L.D. (2018), "The Digital Economy in Russia: Its State and Prospects of Development", Ekonomika I Upravlenie, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 58-69.

4. Kupriyanovsky, V.P., Sukhomlin, V.A., Dobrynin, A.P., Raikov, A.N., Shkurov, F.V., Drozh-zhinov, V.I., Fedorova, N.O. and Namiot, D.E. (2017), "Skills in the digital economy and the challenges of the education system", International Journal of Open Information Technologies, vol. 5, No. 1, pp. 19-25.

5. Mitrofanov, K.G. and Zaitseva, O.V. (2009), "Innovative computer technologies in education: basic aspects and trends", Vestnik TGPU, Tomsk, vol. 10 (88), pp. 64-69.

6. Monitoring of global trends in digitalization (2018), Center for Strategic Innovations of PJSC "Rostelecom", available at: https://www.company.rt.ru/projects/digital_trends/2018.pdf

7. Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects (2016), The passport of the priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation", Moscow, available at: http://static.government.ru/me-dia/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf.

8. Government of the Russian Federation (2017), Program "Digital Economy of the Russian Federation", Moscow, available at: http://static.government.ru/me-dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

9. The most intelligent city. How do schools use modern technologies? (2018), available at: http://www.aif.ru/society/education/samyy_umnyy_gorod_kak_shkoly_ispolzuyut_sovremen-nye_tehnologii.

10. President of the Russian Federation (2017), Strategy of the Information Society Development in the Russian Federation for 2017 - 2030, Moscow, available at: http://static.kremlin.ru/me-dia/acts/files/0001201705100002.pdf.

11. Teachers of Russian schools inefficiently use interactive whiteboard - expert (2018), available at: https://ria.ru/society/20130221/924087176.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. "DigitalSchool" will change the role of teachers in educational organizations (2018), available at: https://Mmo6pHayKH^/npecc^eHTp/12933.

13. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), "Role of ICT in the Curriculum Educational System", Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.

14. Thakur, A., "Top 10 benefits of information technology", available at: https://topyaps.com/top-10-benefits-of-information-technology.

Контактная информация: kolykhmatov@loiro.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2018

УДК 373.1

СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования (ГАОУДПО «ЛОИРО»),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты социологического опроса более 2500 руководящих и педагогических работников из 280 образовательных организаций 18 муниципальных образований Ленинградской области по вопросам использования современных информационных технологий в образовательных организациях общего образования Ленинградской области. Результаты исследования подтвердили высокую оценку возможностей современных информационных технологий в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.