СО
тН
О
(N
УДК 364.3 ББК 65.272
Ю. А. Васильева
Байкальский государственный университет
экономики и права
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН*
Рассмотрены основные направления развития социальной защиты материнства работающих граждан в РФ и обозначены практические рекомендации по совершенствованию ее механизма.
Ключевые слова: добровольная форма социальной защиты материнства работающих граждан; программа «Продуктовый сертификат».
Yu.A. Vasileva
Baikal State University of Economics and Law
BASIC WAYS OF DEVELOPMENT OF WORKING MOTHERS’ SOCIAL PROTECTION MECHANISM
The author studies basic ways of development of working mothers’ social protection mechanism in the Russian Federation and gives practical recommendations on its improvement.
Keywords: voluntary scheme of working mothers’ social protection; «Food voucher» programme.
SSI
2sl
KS г
MhSI
HSS
H5i
Ой"
°i<s ^ 1
Ps І
^ n £
« ¡Ґ I
8s! ИН 25 о
ChO!
£m§||
E40 Ї ЙИ-І Sffle
К
H
H
о
H
PQ
CO
H
Модели социальной защиты в странах Европейского союза значительно различаются. Каждая страна Европейского союза формировала собственную модель социальной защиты с учетом своей специфики. Любая типология социальной защиты представляет собой упрощенную схему, которая не может полностью отразить многообразие существующих программ, различающихся по таким параметрам, как способ финансирования, степень охвата населения [1; 2].
В настоящее время ряд европейских стран с высоким уровнем социальной защиты охвачен экономическим кризисом, в связи с чем они все больше отходят от решения социальных задач, делая упор на экономическое развитие. В результате сокращения социальных расходов наблюдается снижение уровня социальной защиты, предоставляемой государством, поэтому целесообразным становится развивать именно личную ответственность граждан и работодателей за формирование социальной защиты [3]. Для создания полновесной социальной защиты материнства работающих граждан в России, по нашему мнению, необходимо развивать добровольную форму защиты.
К причинам, негативно влияющим на решение родить ребенка, мы относим: высокий уровень детской смертности и снижение финансового благосостояния семьи; отсутствие экономической мотивации.
*Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-90 «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения» (госконтракт №14.740.11.1115; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201166270).
© Ю. А. Васильева, 2013
СО
тН
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
нД
ОЙ"
^ 1
5s s
«Л* ё§! h Е
« Р I
8s! Й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Одним из важнейших демографических показателей, отражающих уровень здоровья населения, является младенческая смертность. В период невысокой рождаемости особенно актуальна проблема сохранения жизни и здоровья новорожденных, снижения смертности детей первого года жизни. В РФ младенческая смертность остается на высоком уровне. Анализ младенческой смертности по основным причинам смерти показал, что наибольшее количество новорожденных умирает от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде1.
Решение демографических проблем неразрывно связано с вопросами в сфере охраны здоровья детей и матерей. Здоровье будущего ребенка закладывается еще в утробе матери и предопределяется состоянием здоровья родителей, а также в значительной мере зависит от качества медицинского обслуживания. Кроме того, на здоровье и развитие младенца оказывает влияние качество питания беременной женщины.
Необходимо совершенствовать социальную защиту материнства, существующую в РФ посредством повышения размера и продления периодов выплат пособий по материнству; введения новых видов социальной защиты, которые не только создадут условия для экономической заинтересованности граждан в рождении детей, но и будут направлены на поддержание здоровья матери и ребенка и, тем самым, снизят уровень младенческой смертности.
Предлагаем реализовать программу «Продуктовый сертификат», аналогом которой выступает продуктовый ваучер, существующий в Ве-ликобритании2. Программа будет направлена на улучшение питания беременной женщины и обеспечивать получение продуктового дополнения к ежемесячному пособию по уходу за ребенком до достижения им полутора лет посредством предоставления продуктовых сертификатов на молоко, фрукты, овощи. Продукты в рамках продуктового сертификата планируется выдавать гражданам один раз в неделю с момента беременности женщины и до окончания отпуска по уходу за ребенком.
Администратором средств по программе «Продуктовый сертификат» будет являться Фонд социального страхования РФ (ФСС), поскольку именно в нем сконцентрировано финансирование всех основных федеральных материнских пособий и осуществляется оплата родовых сертификатов. Источником финансирования данной программы будут являться страховые взносы работодателей, уплачиваемые в ФСС.
Расчет суммы средств, необходимых для оплаты продуктовых сертификатов, для всех работающих беременных женщин и граждан, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, получивших право на продуктовый сертификат в конкретном году, планируется производить по следующей формуле:
Цм• Км + Цф• Кф +_Цо-Ко П + .
Ппрод (Кб + Ку0-1,б),
ПС
итог. раб
52
где ПСитог. раб — стоимость продуктового сертификата для всех работающих беременных женщин, граждан, осуществляющих уход за ребенком
1 Демографический ежегодник России 2010. URL: http://www.gks.ru/wps/rosstat/ rosstatsite/main/publishing/statistic/; Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Аналитический материал Федеральной службы государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ population/demography/.
2 Maternity leave and employment rights. URL : http://www.nhs.uk/Planners/ pregnancycareplanner/.
%
СО до достижения им возраста полутора лет, получивших право на продук-
товый сертификат в конкретном году, р; Цм, Цф, Цо — средние цены по РФ на молоко, фрукты, овощи соответственно, р; Км, Кф, Ко — средний СО | объем потребления в целом по РФ молока, фруктов, овощей в год взрос-
^ лым человеком, рассчитанный Федеральной службой государственной
5^ | статистики, кг в год; Ппрод — период получения по программе «Продук-
товый сертификат» продуктов питания (рассчитывается в неделях). Период получения продуктов питания для одной беременной женщины и одного гражданина, осуществляющего уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; Кб — количество работающих беременных женщин, получивших право на продуктовый сертификат в конкретном году, чел.; Ку0-1,6 — количество работающих граждан, осуществляющих уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, получивших право на продуктовый сертификат в конкретном году.
Для расчета еженедельной стоимости продуктового сертификата полученные суммы произведения цен и объемов потребления продуктов разделим на 52 (средний объем потребления продуктов приводится в годовом измерении, а сертификат выдается раз в неделю, следовательно, необходимо полученную стоимость потребления в год разделить на количество недель в году).
Предполагается, что оплату продуктового сертификата для работающих граждан будет осуществлять ФСС из средств, поступивших от работодателей в виде страхового взноса на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Размер тарифа страхового взноса необходимо увеличить, так как средства, поступающие в виде страхового взноса, будут источником финансирования еще одного вида социальной защиты материнства — продуктового сертификата. Таким образом, тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет определяться следующим образом:
Иэ * Т = Т + Д
Щ* а -*• х осс. вн. и м ' гЧп
«Зі ПС Т
Рн^° тт итог. раб осс. вн. им
| Вз
ч« Л где Т — общий тариф страхового взноса на обязательное социальное
Ї страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с ма-
теринством, % ; Тосс. вн. и м — тариф страхового взноса на обязательное о^| социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
о| ! связи с материнством, %; Дпс — доля увеличения тарифа страхового
взноса в связи с оплатой продуктового сертификата, %; Вз — сумма ли| взносов на обязательное социальное страхование на случай временной
.7 нетрудоспособности и в связи с материнством, поступивших в ФСС за
ЦЦ конкретный год, млн р.
кН Оплату же продуктовых сертификатов для неработающих граждан
Е™] предполагается производить за счет средств федерального бюджета.
Поскольку размер пособий по материнству невелик и в большинстве случаев только частично компенсирует утраченный трудовой доход в н связи с рождением ребенка, гражданам необходимо в период трудовой
активности сберечь (накопить) как можно большие денежные средства, чтобы быть более обеспеченными в период материнства. Гражданам необходимо стремиться выровнять объемы потребления во времени, чтобы получить определенный средний доход в долгосрочной перспективе.
СО
тН
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
нД
ОЙ"
^ 1
5s s
«Л* ё§! h Е
« Р I
8s! Й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Таким образом, для увеличения уровня социальной защиты мате-рин-ства автор предлагает развивать добровольную форму защиты с целью повышения благосостояния работающих граждан в период материнства. Предполагается формировать дополнительную форму социальной защиты за счет средств работодателей и (или) личных доходов граждан. Самостоятельно компенсировать утраченный доход полностью или частично гражданин может, участвуя в покупке страховых продуктов (в том числе в добровольном медицинском страховании), открывая банковские вклады.
Кроме того, ряд работодателей организует добровольные формы социальной защиты внутри организаций. Добросовестные работодатели из прибыли организации создают целевой фонд внутри организации, из которого производятся выплаты своим работникам при рождении ребенка (дополнительно к ежемесячному пособию по уходу за ребенком).
Организации, предлагающие подобные фонды, ведут активную политику по расширению социального пакета, повышению мотивации и удержанию ценных сотрудников. Кроме того, создают положительный имидж на рынке труда.
По нашему мнению, целесообразно поощрять рассматриваемую категорию работодателей путем предоставления льгот, например:
1. В части уплаты налога на прибыль. Взносы работодателя, из которых формируется фонд для осуществления выплат, связанных с ма-терин-ством, уменьшают налог на прибыль в составе расходов на оплату труда.
2. В части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. На сумму выплат работодателя из фонда организации страховые взносы не начисляются.
Предусмотреть возможность не облагать налогом на доходы физических лиц полученные от работодателя денежные выплаты: внести изменения в ст. 217 Налоговый кодекс РФ (НК РФ), дополняя п. 49: «...не облагаются НДФЛ денежные выплаты работодателя сотрудникам из фонда организации, имеющий целевое расходование средств (выплаты при рождении ребенка, дополнительные выплаты к пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет)».
Для реализации вышеперечисленных льгот необходимо внести поправки в НК РФ и в Федеральный Закон «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Список использованной литературы
1. Антропов В. В. Социальная защита в странах ЕС: современные тенденции, проблемы и перспективы / В. В. Антропов // Труд за рубежом. — 2005. — № 4. — С. 47-58.
2. Антропов В. В. Социальная защита в странах ЕС: история, организация, финансирование, проблемы / В. В. Антропов. — М. : Экономика, 2006. — 271 с.
3. Самаруха В. И. Развитие финансового механизма корпораций в условиях риска и неопределенности : учеб. пособие / В. И. Самаруха, Н. С. Пермякова. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. — 110 с.
References
1. Antropov V. V. Social protection in EU countries: current trends, problems and prospects. Trud za rubezhom - Labour Abroad, 2005, no. 4, pp. 47-58 (in Russian).
СО
тН
О
(N
2. Antropov V. V. Sotsialnaya zashhita v stranakh ES: istoriya, organizatsiya, finansirovanie, problemy [Social protection in EU countries: its history, organization ways, funding, and problems]. Moscow, Ekonomika Publ., 2006. 271 p.
3. Samarukha V. I., Permyakova N. S. Razvitie finansovogo mekhanizma korporatsiy v usloviyakh riska i neopredelennosti [Developing corporation’s financial mechanism in the context of risk and uncertainty]. Irkutsk, IGEA Publ., 2001.110 p.
Информация об авторе
Васильева Юлия Александровна — аспирант, кафедра страхования и управления рисками, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Vasileva Yuliya Aleksandrovna — PhD student, Dep-t of Insurance and Risk Management, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
SSI
2sl
KS г
MhSI
HSS
«31
I
ОЙ"
°i<s ^ 1
Ps I
^ n £
S I
8s! ИН 25 о
ChO!
£m§||
E40 f Sffle
К
H
H
о
H PQ
CO
H