Ю.А. ВАСИЛЬЕВА
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
РОЛЬ И МЕСТО ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН
Рассмотрена система внебюджетных фондов в Российской Федерации и возможность создания целевого внебюджетного фонда — Материнский фонд Российской Федерации. Проанализированы основные функции, источники формирования денежных средств Материнского фонда РФ (страховые взносы работодателей и налог на бездетность). Сделаны выводы о преимуществах и недостатках введения налога на бездетность.
Ключевые слова: социальная защита женщин; Материнский фонд; налог на бездетность; внебюджетный фонд.
УДК 364.3 ББК 65.272
YU.A. VASILEVA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
ROLE AND PLACE OF NON-BUDGETARY FUNDS IN SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION FOR WOMEN
The article studies the system of non-budgetary funds in the Russian Federation and the possibility to set up a non-budgetary trust fund — The Maternity Fund of the RF. The main functions and the sources of funding (insurance contributions of employers and childlessness tax) of this fund have been analyzed. The conclusions about advantages and disadvantages of imposing childlessness tax have been made.
Keywords: social protection for women; Maternity Fund; childlessness tax; non-budgetary fund.
В периодах беременности, родов и послеродовом периоде женщины нуждаются в качественной, доступной, квалифицированной медицинской помощи. При рождении ребенка женщины на долгое время оторваны от трудовой деятельности и теряют свою квалификацию, кроме того, в период ухода за ребенком лишаются дохода, который они могли бы получать, продолжая свою трудовую деятельность.
В основном, социальную защиту обеспечивают внебюджетные фонды. В настоящее время в Российской Федерации функционируют три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) [1, гл. 17 ст. 144].
Для реализации социальной защиты женщин в рассматриваемые периоды предлагается создать целевой внебюджетный фонд социального назначения — Материнский фонд Российской Федерации (МФ РФ).
В соответствии с целями создания МФ РФ функции ПФ РФ и ФСС РФ в области обеспечения женщин в периодах беременности, родов и послеродовом периоде и кадры, непосредственно занимающиеся реализацией данных функций, предлагается передать в МФ РФ (рис.). Выделим основные функции МФ РФ: выплата пособий по материнству (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет; единовременное пособие для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности); реализация программ «Материнский капитал» и «Родовой сертификат».
© ЮА. Васильева, 2012
ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Источниками фонда будут являться, во-первых, страховые взносы работодателей и, во-вторых, налог на бездетность (см. рис.). Таким образом, МФ РФ будет обеспечивать: аккумуляцию денежных средств, поступающих в виде страховых взносов и налога на бездетность; финансирование расходов, направленных на осуществление основных функций фонда; проведение научно-исследовательской работы в области социального обеспечения женщин; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Плательщиками страховых взносов в МФ РФ должны являться страхователи:
1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее — работодатели):
- организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;
- индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в МФ РФ, определить аналогичными объектам обложения страховыми взносами и базе для начисления страховых взносов для ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, утвержденными ст. 7 и 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Тариф для организаций в области уплаты страховых взносов в МФ РФ предлагаем установить в размере 2% от базы для начисления страховых взносов в МФ РФ. Тариф страхового взноса — размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов [3, п. 1 ст. 12].
Рационально контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в МФ РФ переложить на ПФ РФ и его территориальные органы. Таким образом, ПФ РФ будет контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (пе-
Материнский фонд в системе внебюджетных фондов
Известия ИГЭА. 2012. № 4 (84)
речисления) страховых взносов не только в отношении страховых взносов, уплачиваемых в ПФ РФ и в фонды обязательного медицинского страхования, но и в отношении МФ РФ.
Внебюджетные фонды социального назначения должны осуществлять обмен необходимой информацией друг с другом. Это позволит улучшить качество выполнения ими основных функций.
Как уже отмечалось, помимо страховых взносов работодателей источником доходов МФ РФ будет являться налог на бездетность. Прототипом данного налога стал налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший в СССР с ноября 1941 по январь 1992 г. [2].
Предполагается несколько модернизировать существовавший в прошлом налог на бездетность: плательщиками налога выступают бездетные мужчины от 22 до 45 лет, а также женщины от 22 до 40 лет. Освобождаются от налога лица, не имеющие возможность завести ребенка по состоянию здоровья. Размер налога, по нашему мнению, должен составлять 2-4% от заработной платы, причем облагаться налогом должны доходы, размер которых составляет от 10 тыс. р. в месяц.
По нашему мнению, введение налога на бездетность, несомненно, приведет к привлечению дополнительных финансовых средств и увеличению уровня рождаемости в нашей стране (табл.).
Введение налога на бездетность
Сторона Аспект Характеристика
Положи- тельная Финансовый Дополнительные финансовые средства для пополнения бюджета МФ РФ
Демогра- фический Повышение рождаемости в стране
Отрица- тельная Психологи- ческий Получение медицинских справок для освобождения от уплаты налога унизительно
Коррупци- онный Возникновение вторичного рынка медицинских справок о невозможности иметь детей
Таким образом, анализ нормативно-законодательной базы, а также сложившейся практики в области социальной защиты женщины, показывает, что законопроекты нуждаются в доработке, что будет способствовать повышению уровня социальной защиты женщин. Следует отметить, что, несмотря на функционирование трех внебюджетных фондов социального назначения, множества страховщиков и негосударственных пенсионных фондов, уровень социальной защиты недостаточен. Социальная сфера нашей страны нуждается во внедрении инноваций, так как изменившаяся действительность постоянно предъявляет новые требования к ее услугам [4, с. 50]. Следовательно, необходимо создать полновесную социальную защиту, которая повысит уровень жизни наиболее уязвимых категорий граждан и при этом не будет препятствовать развитию экономики.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
2. Налог на бездетность [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
4. Самаруха В.И., Гуляева Л.В. Роль социальной сферы в повышении качества жизни населения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 4. С. 46—50.
Referenses
1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ. Dostup iz inform.-pravovoi sistemy «Garant».
2. Nalog na bezdetnost' [Elektronnyi resurs]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
3. O strakhovykh vznosakh v Pensionnyi fond Rossiiskoi Federatsii, Fond sotsial'nogo strakhovaniya Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi fond obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya i territorial'nye fondy obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya [Elektronnyi resurs]: feder. zakon ot 24 iyulya 2009 g. № 212-FZ. Dostup iz inform.-pravovoi sistemy «Garant».
4. Samarukha V.l., Gulyaeva L.V. Rol' sotsial'noi sfery v povyshenii kachestva zhizni naseleniya // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2011. № 4. S. 46—50.
Известия ИГЭА. 2012. № 4 (84)