Научная статья на тему 'Пособия, не облагаемые страховыми взносами'

Пособия, не облагаемые страховыми взносами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
450
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ / ДОНОРСКИЕ ВЫПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев В. В.

В статье рассмотрен порядок выплаты пособий, не облагаемых страховыми взносами, а также следует ли начислять страховые взносы на суммы донорских выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пособия, не облагаемые страховыми взносами»

Налогообложение

ПОСОБИЯ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам

Наряду с выплатами, на которые начисляются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, федеральным законодательством о страховых взносах предусмотрены выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами. К таким выплатам относятся, в частности, государственные пособия.

Рассмотрим порядок выплаты пособий, выплачиваемых работодателями работникам, не облагаемых страховыми взносами, а также следует ли начислять страховые взносы на суммы донорских выплат.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется в соответствии со ст. 8 Закона № 212-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ определено, что база для начисления взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, начисленных этими плательщиками за расчетный период в пользу физических лиц. Исключение составляют суммы, указанные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

База для начисления страховых взносов для плательщиков — физических лиц, не признаваемых

индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, за расчетный период в пользу физических лиц. Исключение также составляют суммы, указанные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Итак, обратимся к ст. 9 Закона № 212-ФЗ, поскольку именно в ней определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Таким образом, кроме пособий по безработице, а также пособий и иных видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые работодателями, если они выплачены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. Иными словами, если данные пособия назначены, рассчитаны и выплачены в порядке, размере и на условиях, установленных соответствующими законами (решениями), то они не облагаются страховыми взносами.

Рассмотрим подробнее государственные пособия, выплачиваемые работодателями. Государственные пособия — это пособия, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета или из фонда государственного социального страхования.

Прежде всего, отметим, что отношения в системе обязательного социального страхования РФ регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ). Этот закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Видами социальных страховых рисков, согласно ст. 7 Закона № 165-ФЗ, являются необходимость получения медицинской помощи, утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Законодательством РФ установлены виды пособий, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования РФ (далее — ФСС РФ), к которым относятся:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— пособие при усыновлении ребенка;

— пособие на погребение.

Следует отметить, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (ст. 9 Закона № 165-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности. При временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности, таково требование ст. 183 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Право на получение пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ)).

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера также имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в порядке, установленном ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ. Однако право на получение страхового обеспечения приобретается названными лицами лишь при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Обратите внимание, с 01.01.2011 размер пособия по временной нетрудоспособности в общем случае исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В письме ФСС РФ от 14.12.2010 № 02-03/1705-13765 «О направлении Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ» обращено внимание, что средний заработок за время работы (службы, иной

деятельности) и другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу ч. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, на что указывает п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Как следует из п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 343-ФЗ) предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на 2009, 2010 гг. составляет 415 000 руб.

Следовательно, размер среднего заработка, из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, не может превышать 415 000 руб. на каждый указанный календарный год.

Начиная с 2011 г., предельная величина базы увеличивается. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.» установлено, что база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2011.

Пособие по беременности и родам, пособие при усыновлении ребенка. На основании ст. 255

ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Как и пособие по временной нетрудоспособности, порядок выплаты и особенности исчисления пособий по беременности и родам регулируется Законом № 255-ФЗ. Условия назначения и выплаты пособия по беременности и родам определяются Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ) и приказом Мин-здравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее — Порядок № 1012н).

Согласно ст. 6 Закона № 81-ФЗ право на получение пособия по беременности и родам имеют:

— женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Пособие по беременности и родам выплачивается указанным женщинам в размере 100 % среднего заработка (ст. 11 Закона № 255-ФЗ). Рассчитывается средний заработок в том же порядке, что и средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, если расчет пособия по беременности и родам осуществляется по новым правилам, т. е. исходя из среднего заработка за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. Если женщине на основании ее заявления сумма пособия рассчитывается по старым правилам, то указанная сумма определяется исходя из среднего заработка, исчисленного за последние 12 мес., предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Обратите внимание, что средний заработок в этом случае не может превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленную Законом № 212-ФЗ в 2010 г., т. е. 415 000 руб. (п. 2 ст. 3 Закона № 343-ФЗ);

— женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными

нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, — в течение 12 мес., предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Размер пособия на основании ст. 8 Закона № 81-ФЗ составляет 300 руб. На основании ст. 4.2 Закона № 81 -ФЗ пособия по беременности и родам, выплачиваемые женщинам в рассматриваемом случае, подлежат индексации в размере и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее — Закон № 357-ФЗ). Коэффициент индексации с 01.01.2011 составляет 1,065 (п. 2 ст. 10 Закона № 357-ФЗ), соответственно, размер пособия составляет 438,87 руб.;

— женщины, обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования (этим женщинам пособие выплачивается в размере стипендии);

— женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (пособие выплачивается в размере денежного довольствия);

— женщины всех перечисленных категорий при усыновлении ими ребенка (детей) в возрасте до 3 мес. Назначается пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения женщины за его получением с необходимыми документами (ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Выплата пособия осуществляется в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, содержит ст. 13 Закона № 81-ФЗ. Выплачивается указанное пособие до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 14 Закона № 81-ФЗ).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо предоставить документы, перечень которых установлен пп. 54—56 Порядка № 1012н.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен ст. 15 Закона № 81-ФЗ, ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ. Согласно ст. 4.2 Закона № 81-ФЗ пособия по уходу за ребенком подлежат индексации в размере и сроки, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона № 357-ФЗ, коэффициент индексации с 01.01.2011 составляет 1,065. Таким образом, минимальный размер пособия по уходу за ребенком, а также размер пособия для неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком, с 01.01.2011 с учетом индексации составляет:

— 2 194,34 руб. — по уходу за первым ребенком;

— 4 388,67 руб. — по уходу за вторым и последующими детьми.

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для матерей, проходящих военную службу по контракту и т. д., а также для матерей либо отцов, других родственников, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации и т. д., составляет с 01.01.2011 8 777,35 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. В соответствии со ст. 9 Закона № 81-ФЗ, а также п. 19 Порядка № 1012н право на единовременное пособие имеют женщины, обладающие правом на получение пособия по беременности и родам, вставшие на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности (до 12 недель). Исключение составляют женщины, которым пособие по беременности и родам предоставляется при усыновлении ими ребенка (детей) в возрасте до 3 мес. Данное пособие предоставляется дополнительно к пособию по беременности и родам.

Выплачивается пособие с учетом размера индексации, согласно п. 2 ст. 10 Закона № 357-ФЗ коэффициент индексации с 01.01.2011 составляет, как уже отмечалось, 1,065. Таким образом, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, выплачивается в размере 438,87 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (статья 11 Закона № 81-ФЗ). В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

Базовый размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 8 000 руб. (ст. 12 Закона № 81-ФЗ). Статьей 4.2 Закона № 81-ФЗ установлен порядок индексации и перерасчета пособия, который производится на основании Закона № 357-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 10 Закона № 357-ФЗ коэффициент индексации с 01.01.2011 составляет 1,065. Следовательно, размер единовременного пособия при рождении ребенка с учетом индексации с 01.01.2011 составляет 11 703,13 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка. Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 (далее — Порядок № 1206).

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации, руководителем воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления соответствующих документов (п. 14 Порядка № 1206).

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 16 Порядка № 1206).

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. При передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) и т. п., на основании ст. 12.1 Закона № 81-ФЗ выплачивается единовременное пособие.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью с 01.01.2011 составляет с учетом коэффициента индексации (1,065) — 11 703,13 руб. Указанная сумма установлена в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона № 357-ФЗ.

Пособие на погребение. На основании ст. 10 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение. Указанное пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством РФ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 № 813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение» установлено, что индексацию предельного размера социального пособия на погребение необходимо осуществлять с 1 января, начиная с 2011 г. исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. На 2011 г. прогнозируемый уровень инфляции установлен Законом № 357-ФЗ.

Отступим от темы пособий и отметим, что Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 7 Закона № 212-ФЗ, определяющую объект обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2011. Согласно этим изменениям объектом обложения страховыми взносами для названных плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Раньше, до 01.01.2011, объектом налогообложения признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам.

Казалось бы, незначительное изменение — слова «по трудовым договорам» заменены словами «в рамках трудовых отношений», но это изменение привело к серьезным последствиям для плательщиков.

Поясним, о чем идет речь. Для этого обратимся к письму Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19. В письме, в частности, сказано, что в связи с внесенными изменениями облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ:

— работникам в период прохождения ими военных сборов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

— за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК РФ);

— работникам — донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ);

— работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения (ст. 254 ТК РФ);

— работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых, за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом (ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ, п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения рас-

ходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 № 245, ст. 95 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Рассмотрим два вида выплат: за дополнительные выходные дни, представляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, и работникам — донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.

Напомним, что в соответствии со ст. 262 ТК РФ, разъяснением Минтруда России № 3 и ФСС РФ от 04.04.2000 № 02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (далее — Разъяснение), утвержденным постановлением Минтруда России и ФСС РФ № 26/34 от 04.04.2000, одному из работающих родителей в календарном месяце предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами.

Согласно п. 10 Разъяснения оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ (до 01.01.2010). Начиная с 01.01.2010, указанные выходные дни оплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых ФСС РФ. До 01.01.2011 эти выплаты не облагались страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, а с указанной даты стали объектом налогообложения, несмотря на то, что финансирование этих выплат производится из федерального бюджета, а не из средств работодателя.

Такая же ситуация и с выплатами работникам-донорам. Согласно ст. 86 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При этом за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

В письме Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 № 1239-19 было отмечено, что указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответству-

ющих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, т. е. такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. По мнению Минздравсоцразвития России, содержащемуся в этом письме, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признавались объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Аналогичный вывод содержал еще целый ряд писем Минздрав-соцразвития России. Такое же мнение содержали и письма Пенсионного фонда РФ от 28.10.2010 № 30-19/11437, от 29.09.2010 № 30-21/10260.

Тем не менее, если следовать письму Минз-дравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19 № 784-19 «О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу работников», то страховые взносы на выплаты донорам и на выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, начислять надо. Если не согласны с таким решением специалистов Минздравсоцразвития России и страховые взносы в отношении названных выплат начислять не будете, то, вероятно, свою правоту придется отстаивать в суде.

Список литературы

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицин-

ского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2010 № 339-ФЗ.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ.

3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ.

4. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.: постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 933.

5. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

6. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ.

7. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

8. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

9. Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.