Научная статья на тему 'Основные направления развития инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе'

Основные направления развития инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перников Сергей Григорьевич

Рассмотрены основные направления развития инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе в условиях посткризисной экономики. Изложены основные тенденции и особенности инвестирования в топливно-энергетический комплексI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the main directions of development of investment policy in the energy sector in post-crisis economy. The basic trends and patterns of investment in fuel-energy complex

Текст научной работы на тему «Основные направления развития инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе»

ние туристского продукта, подготовка кадров, совершенствование статистики туризма.

Таким образом, рассмотрены основные тенденции и стратегические направления развития региональной туристской отрасли. Показано, что представленный комплекс стратегических

направлений позволит решить основные проблемы развития региональной туристской индустрии в Российской Федерации и сформировать конкурентоспособный продукт, который будет востребован как на внутреннем, так и международном туристских рынках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственное регулирование туризма: как у них? [Электронный ресурс] // Туристский вестник. -Режим доступа: http://www.tourvest.ru/articles/article0009/ (дата обращения: 15.04.2011).

2. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма [Текст] : учеб. пособие / А.Д. Чудновский. - М.: КНОРУС, 2006. - 448 с.

3. Развитие туризма в Российской Федерации: [Текст] : Федер. цел. программа: утв. Пост. Правительства РФ № 177 от 26.02.1996 г.

4. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / М. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.

5. Развитие туризма в Республике Карелия 2000-2002 гг. [Электронный ресурс] : цел. программа. - Режим доступа: http://www.ticrk.ru (дата обращения: 15.04.2011).

6. Даниленко, Н.Н. Концепция развития туризма в регионе [Текст] / Н.Н. Даниленко, И.И. Думова, Р.Р. Липнягова, А.Д. Николаев // Регион. - 2003. -№ 4. - С. 37-46.

7. Проект Программы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края на 20042005 годы и до 2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fpdi.narod.ru (дата обращения: 15.04.2011).

8. Развитие туризма в Магаданской области на 2004-2007 годы [Текст] : областная целевая программа.

9. Сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. russiatourism.ru/ (дата обращения: 01.04.2011).

УДК 338.012

С.Г. Перников

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Модернизация российской экономики требует громадных инвестиций. При этом в постиндустриальной экономике критерии эффективности, источники и направления инвестиций претерпевают существенные изменения, особенно в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК).

Как показал анализ большого массива данных, инвестиционная политика в России пока не соответствует задачам модернизации экономики. Преждевременная либерализация капитальных потоков привела к преобладанию в составе иностранных инвестиций спекулятивных порт-

фельных вложений, кредитов на приобретение импорта и других вложений, не способствующих инновационному развитию российской экономики.

Инвестиционный потенциал России не ниже, чем в странах ЕС. Однако из-за неэффективной инвестиционной политики Россия резко отстает по важнейшему показателю - доле реальных инвестиций в ВВП. В России по оценке Всемирного Банка она составляет 20 %, в то время как в странах Юго-Восточной Азии - 30-35 %, а в Японии в период бурного экономического

роста 1950-1960-х гг. - 40 % ВВП. Это делает особенно актуальным стимулирование реинвестирования прибыли и амортизации, а также вложения личных сбережений в инвестиционные проекты.

Для модернизации российской экономики, по расчетам Минэкономразвития, необходимо инвестировать до 200 млрд долл. в год, направляя не менее 30 % ВВП на обновление основного и оборотного капитала. Как показали специальные исследования, рост благосостояния в России в 2000-х гг. был достигнут в значительной степени за счет сокращения доли инвестиций в обновление основных фондов, особенно инфраструктуры. Это привело к увеличению износа этих фондов до критических значений (более 60 %), что делает невозможным выпуск конкурентоспособной продукции. Наивысших в СНГ темпов роста ВВП добился Азербайджан, где инвестиции росли в 3,5 раза быстрее, чем в России и в среднем по СНГ.

ТЭК является базовой отраслью экономики России, а также Казахстана, Украины, Азербайджана, Туркменистана, поскольку обеспечивает большую часть их ВВП и преобладающую часть доходов бюджета. Так, в 2010 г. российский ТЭК, по данным Минэкономразвития, обеспечил более 50 % доходов бюджета. В 2011 г. завершается преобразование условий инвестиций в ТЭК: переход к свободным ценам на электроэнергию для промышленных потребителей (в 2007-2010 гг. эти цены выросли в 2,5, а на газ - в 1,5 раза), перевод сетевых компаний на долгосрочное регулирование тарифов (ЯЛБ-регулирование). Подписаны договоры на предоставление мощности, указывающие - где, когда и кто будет строить объекты, необходимые для преодоления дефицита мощностей и повышения эффективности ТЭК. Повышение цен на бензин, дизельное топливо, природный газ, электроэнергию повысило заинтересованность в энергосбережении, создало условия для привлечения в ТЭК частных инвесторов и планирования окупаемости инвестиций.

По мнению зарубежных экспертов, ТЭК России имеет наибольшие перспективы, поскольку основная часть запасов в северных ре-

гионах и на морском шельфе еще не освоена. Риски, связанные с неопределенностью цен на нефть и газ, могут быть уменьшены благодаря активной инвестиционной политике, связанной с энергосбережением и увеличением глубины переработки энергоресурсов. Инвестиции в ТЭК стали основой обеспечения энергетической безопасности регионов и городов России [1]. Нехватка и низкий технический уровень энергомощностей стали главным препятствием для развития экономики, реконструкции городского хозяйства и снижения затрат на ЖКХ, которые отвлекают все большую часть региональных и городских бюджетов.

Основные особенности и направления инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе представлены на рис. 1.

Анализ перспектив развития инвестиционной политики в ТЭК показывает, что этот комплекс при условии его модернизации и роста наукоемкости в среднесрочном периоде может и должен оставаться системообразующим комплексом экономики России. При этом целесообразно включить в его состав не только добычу ресурсов и электроэнергетику, но и сферы массового энергопотребления и глубокой переработки сырья.

Инвестиционная политика призвана сделать ТЭК наукоемким и высокотехнологичным комплексом. Для этого ее основные направления должны базироваться на учете особенностей ТЭК. К числу особенностей инвестиционной политики в ТЭК следует отнести высокую и растущую капиталоемкость, невоспроизводимость и ограниченность ряда ресурсов, их растущую альтернативность, высокую зависимость от мировых цен, особую роль глобальной конкуренции, высокие экологические риски.

Энергоресурсы - продукт промежуточного, а не конечного потребления. Это означает, что инвестиционная политика должна быть направлена не на увеличение добычи и расходования ресурсов, а прежде всего на повышение энергоэффективности производства товаров и услуг. Инвестиционная политика ЕС и США направлена, прежде всего, на сокращение расхода энергоресурсов в производстве, на транспорте, в жилых,

Рис. 1. Особенности и направления инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе

и общественных зданиях, на стимулирование энергоэффективных технологий и соответствующих бизнесов. Для этого власти ЕС и США предусматривают разработку долгосрочных планов и балансов, учитывающих структуру потребления, поставок, импорта энергогенерации, динамику и прогноз цен на различные энергоресурсы, развитие НИР в сфере энергосбережения.

Результаты проведенного анализа энергоемкости российской экономики подтверждают, что инвестиции в энергосбережение в перспективе эффективнее, чем в увеличение добычи ресурсов на труднодоступном шельфе. Этому способствует планомерное сближение внутренних цен на энергоресурсы с мировыми. В то же время инвестиционная политика в ТЭК не может базироваться только на рыночном ценовом механизме, а призвана учитывать энергобезопасность и экологические риски и потому нуждается в государственном и межгосударственном регулировании. Эта политика при-

звана обеспечить использование рентных доходов для освоения новых экологичных технологий, обеспечивающих более полное извлечение ресурсов из недр, их глубокую и комплексную переработку, эффективную эксплуатацию малых, истощенных и специфичных месторождений.

Таким образом, инвестиционная политика в ТЭК должна ориентироваться не столько на добычу ресурсов, сколько на увеличение добавленной стоимости в расчете на единицу сырья.

На Ярославском энергофоруме в декабре 2010 г. отмечалась необходимость нового подхода к инвестициям в ТЭК. Заниженные цены на газ способствуют высоким затратам на его транспортировку (59 млрд м3 в год), препятствуют инвестициям в генерирующее оборудование с высоким КПД (он составляет лишь 3638 %), освоение местного топлива и высокоэкономичного транспорта (гибридные, газовые и электродвигатели). К 2011 г. 60 % регионов

представили программы энергосбережения, но лишь 35 % из них соответствуют требованиям.

Анализ состояния и перспектив развития минерально-сырьевой базы ТЭК [2] подтверждает выводы о неизбежном росте его капиталоемкости, связанной с освоением бедных и глубоко залегающих запасов в малоосвоенных регионах [3].

Сокращение доступных запасов, в том числе воды, необходимой для добычи энергоресурсов, требует разработки новых технологий. Невоспроизводимость ресурсов ограничивает использование ценовых механизмов, делает необходимыми поиск заменителей ископаемых ресурсов, замещение дефицитных природных ресурсов интеллектуальными [4].

Перспективы инвестиционного развития нефтегазового комплекса России рассмотрены в ряде публикаций. В них рассмотрены также причины спада добычи нефти после 1980-х гг. [5], проблемы инвестиционной политики нефтегазового комплекса в ХХ1 в. [6-9] и ее институциональная база [10], роль вертикально интегрированных компаний и региональных олиго-полий и монополий, ограничивающих роль малого бизнеса и его доступ к трубопроводам и другой инфраструктуре.

Инвестиционная политика в нефтеперерабатывающей промышленности направлена на вывод из эксплуатации излишних, неэффективных и экологически опасных установок, снижение издержек, прежде всего, энергетических, освоение новых технологий, позволяющих выпускать конкурентоспособную и по качеству и по цене продукцию, соответствующую европейским стандартам Эко-4 и 5.

Важным направлением инвестиционной политики является организация на основе современных информационных технологий мониторинга условий добычи (мощность, глубина залегания, обводненность, пористость пласта и т. д.) и ее результатов (добыча нефтесодержащей жидкости и извлечение из нее нефти, степень извлечения ресурсов из недр, комплексность их переработки, включая попутный газ, очистка сточных вод и т. д.) по каждой скважине и лаве. Это позволит дифференцировать налоги с уче-

том фактических размеров ренты, строго контролировать выработку запасов и экологию, не допуская нарушения структуры пластов в угоду максимизации прибыли.

Важнейшими критериями эффективности инвестиций в нефтегазовом комплексе должны стать коэффициент извлечения нефти и газа (по отношению к разведанным запасам) и сумма добавленной стоимости в расчете на единицу добытого невоспроизводимого сырья, которая характеризует эффективность использования нефтегазовых ресурсов. По этим показателям Россия существенно отстает от США и Канады. Коэффициент извлечения нефти в США составляет, по оценке экспертов, 0,5, а в России - 0,25-0,3, причем за последние 15 лет он снизился, так как крупные компании не заинтересованы в разработке малых и истощенных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.

Расчеты зарубежных экономистов указывают на отсутствие отрицательной корреляции между темпами экономического роста и наличием в стране нефтегазовых и других полезных ископаемых, что опровергает идеи либеральных экономистов о вредном воздействии нефтяных инвестиций на инновационное развитие России [11].

В связи с освоением месторождений на морском шельфе, большой глубине, в труднодоступных районах, ужесточением экологических требований, увеличением глубины переработки нефти и использованием новых технологий транспортировки газа и нефти капиталоемкость нефтегазового комплекса быстро растет (рис. 2, данные International Energy Agency). При этом в последние годы растет наукоемкость ТЭК (расходы на НИОКР по отношению к объему продаж), число патентов.

Таким образом, инвестиционная политика в ТЭК в связи с ограниченностью ресурсов, высокой ролью экологии и дороговизной возобновляемых ресурсов, как подтверждают международные исследования [12], не может базироваться на чисто рыночных принципах и нуждается в государственном и межгосударственном регулировании.

Млрд долл. 500

400 300 200 100 0

Э5Р

т

1

щ

1

эр

т

И

т

§8

В

_

Я

В

т

В

ЩН £1

ш

ш п Яки г!

ЩИ

й щн; Ш

Гг.::. № Н

И

И

Ш

1

щ ■

¡м.

Эр

1 щ

щ

II1 ■ и

уз»

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 2. Мировые инвестиции в нефтегазовый сектор

При этом инвестиционная политика в ТЭК призвана обеспечить использование доходов от реализации нефти и нефтепродуктов для освоения новых экологичных технологий и стабилизации добычи на месторождениях в поздней стадии разработки.

Также следует отметить тот факт, что не все регионы обладают в достаточной мере необходимыми энергоресурсами, а повышение внутренних цен на энергоресурсы стимулирует снижение энергоемкости ВВП и ВРП, которая, по оценке Международной финансовой корпорации, к 2011 г. была выше, чем в Англии, в 10 раз, чем в Канаде, в 6 раз. Для этого, на наш взгляд, необходимо резкое увеличение в структуре региональных топливно-энергетических балансов доли местного топлива, особенно в регионах Северо-Западного, Центрального и других федеральных округов, имеющих дефицит энергоресурсов.

Реализация инвестиционной политики в ТЭК в условиях инновационной экономики требует комплексного подхода к созданию и развитию соответствующей современной инфраструктуры, включая транспортно-логистическую. Инновационная экономика требует четкого понимания влияния развития различных видов инфраструктуры на инвестиционную политику в общем и на ТЭК в частности.

В инвестиционной политике США, Китая, Индии и других стран на это обращается особое внимание. США при общем замораживании бюджетных расходов из-за высокого дефи-

цита бюджета увеличивают инвестиции в создание высокоскоростного железнодорожного сообщения, реконструкцию автодорог и т. д. Китай вышел на первое место в мире по масштабам строительства скоростных железных дорог, шоссе, современных аэропортов.

Как показали специальные исследования, инвестиции в инфраструктуру не увеличивают инфляцию, но окупаются за счет сопряженного эффекта от развития бизнеса, промышленных кластеров, глобальных цепей поставок и создания стоимости, роста мобильности кадров, а не за счет прибыли от высокой платы за инфраструктурные услуги.

Однако методология расчета окупаемости инфраструктурных проектов за счет сопряженной экономии во всех отраслях, а не только текущей прибыли транспортно-логистических фирм, требует решения на федеральном уровне на базе выводов современной экономической науки.

Таким образом, в условиях инновационной экономики, оценка инвестиций и инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе должна основываться не только на рациональном подходе, но и на оценке большого количества косвенных (внешних) факторов, таких как влияние на смежные отрасли, создание новых рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры, улучшение демографической ситуации, более полное и качественное удовлетворение потребностей общества в услугах, предоставляемых отраслями ТЭК, и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комплексная методика диагностики энергетической безопасности территориальных образований РФ [Текст] : [препр., вторая редакция] / А.И. Татаркин,

A.А. Куклин, А.Л. Мызин и др.; отв. ред. А.И. Татаркин, А.А. Куклин. - Екатеринбург: ИЭ, 2002. - 79 с.

2. Роговой, В.М. Минерально-сырьевая база Российской Федерации / В.М. Роговой, В.И. Кусевич,

B.Л. Заверткин // Минерально-сырьевая база стран СНГ. - СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2005. - С. 70-79.

3. Самсонов, В.С. Экономика предприятий энергетического комплекса [Текст] / В.С. Самсонов, М.А. Вяткин. - М.: Высш. шк., 2003. - 416 с.

4. Левин, М. «Ресурсное благословение»: научно-технический прогресс и дефицит пресной воды [Текст] / М. Левин, И. Шилова // Вопросы экономики. - 2010. - № 11.

5. Славкина, М.В. Триумф и трагедия: Развитие нефтегазового комплекса СССР в 1960-1980-е гг. [Текст] / М.В. Славкина. - М.: Наука, 2002. - 221 с.

6. Долгосрочные перспективы российской нефти (анализ, бренды, сценарии) [Текст]. - М.: ФАЗИС, 2003. - 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Колчин, С.В. Развитие российского нефтегазового комплекса: предпосылки и перспективы [Текст] / С.В. Колчин. - М.: Эпихон, 2001. - 195 с.

8. Алекперов, В. Нефть России. Взгляд топ-менеджера [Текст] / В. Алекперов. - М.: Изд. центр «Классика», 2001. - 142 с.

9. Логан, С.А. Стратегия развития нефтегазового комплекса России [Текст] / С.А. Логан. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 248 с.

10. Крюков, В. А. Институциональная экономика и изучение проблем нефтегазового сектора экономики [Текст] / В.А. Крюков // Вестник университета. Серия: Институциональная экономика / Гос. ун-т управления. - 2001. - № 1. - С. 178-187.

11. Ahrend, R. et al. Russian manufacturing and the threat of "Dutch disease". ORCD Economics Department Working papers [Text] / R. Ahrend et al. - No 540. 2007. - Jan.

12. Global energy governance: the new rules of the game / A. Goldthau, S.M. Witte (eds). - Berlin, 2010. - 372 p.

УДК 677.057:677.021

Н.Р. Подкопаева, В.М. Каравайков

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

ТЕКСТИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

По данным Министерства энергетики РФ, объем потребления органического топлива в сфере теплоснабжения равняется всему объему топливного экспорта страны, и именно эта сфера определяет энергорасточительность экономики страны [1]. Суммарный объем реальной экономии в тепловых сетях и теплопотреблении, по экспертным оценкам, 850 млн Гкал/год [2]. В этом случае необходимая выработка тепла составляет 1250 Гкал/год при расходе топлива 150 кг у. т./Гкал. Для производства такого количества тепла понадобится 190 млн т у. т., возможная экономия топлива при этом составит 230 млн т у. т. [2].

Приведенные цифры однозначно указывают на преимущество первоочередного вложения

средств в снижение потерь тепла. Уменьшение теплопотерь и объема теплопотребления позволит не только снизить затраты потребителей и бюджетные средства, но и улучшить гидравлические режимы, уменьшить затраты на перекачку теплоносителя, на потери в сетях, а также снизить потребную мощность теплоисточников с уменьшением диаметров тепловых сетей, консервацией неэкономичных котельных, увеличением доли теплофикации, отказом от расширения теплоисточников при подключении новых потребителей.

Проблема достижения конкурентоспособности производствами текстильной и легкой отраслей промышленности за счет лучшего качества и более низких затрат становится все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.