Научная статья на тему 'Основные направления развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации'

Основные направления развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2039
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Владимир Сергеевич

В работе поставлены основные цели и задачи инновационной инфраструктуры, определены и рассмотрены основные направления развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации как инструмента повышения конкурентоспособности отечественного производителя. Также приведены примеры развития объектов инновационной инфраструктуры зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.С. Попов

Научный руководитель - д.э.н., профессор О.В. Васюхин

В работе поставлены основные цели и задачи инновационной инфраструктуры, определены и рассмотрены основные направления развития инновационной инфраструктуры в Российской Федерации как инструмента повышения конкурентоспособности отечественного производителя. Также приведены примеры развития объектов инновационной инфраструктуры зарубежных стран.

Введение

В настоящее время одним из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации является перевод экономики на принципиально новый путь развития - инновационный. Экономика, основанная на знаниях, носит глобальный характер и ориентирована на глобальный рынок. Как показывает мировой опыт, переход на новую экономику требует создания и нового инструментария, который позволит обеспечить благоприятный инновационный климат - инновационной инфраструктуры.

Инновационная инфраструктура - это совокупность экономических и технологических субъектов и их взаимосвязей, которая обеспечивает ускорение процессов превращения результатов научных исследований и новых знаний в наукоемкий товар и услуги и способствует повышению конкурентоспособности отечественного производителя на мировом рынке.

Одной из основных задач, исходя из указанного определения, можно назвать создание и развитие экономических и технологических субъектов инфраструктуры -технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, отраслевых инновационных лабораторий, центров коммерциализации и трансфера технологий и т.п. Необходимость построения экономики инновационного типа обусловлена тенденциями развития мировой экономики и опытом таких стран, как Китай, Южная Корея, Израиль или Финляндия, которые 40 лет назад были странами с низким уровнем индустриализации, недостаточно развитыми с научно-технической точки зрения и экспортирующими главным образом сырье и материалы [2]. В 1960-е гг. экспорт Финляндии на 70% состоял из древесины и продуктов лесообрабатывающей промышленности, а в структуре экспорта Израиля примерно 70% приходилось на сельскохозяйственную продукцию. В настоящее время в каждой из этих стран на наукоемкую продукцию приходится свыше 50% объема экспорта. Таких успехов эти страны достигли, реализовав свои программы построения экономики инновационного типа. При этом необходимо отметить, что они начинали практически с нуля, так как у них, помимо независимости промышленно-технической базы, не было, в отличие от Российской Федерации, такого количества высококвалифицированных специалистов, ученых, разработчиков и изобретателей, способных дать идеи и разработки для их дальнейшего исследования и внедрения.

Основная часть

Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при которой государственная власть и бизнес выступают как равноправные взаимодополняющие партнеры [3]. Государство, поддерживая проведение научно-исследовательских работ и систему образования, служащих источниками инноваций, создает благоприятные условия и среду стимулирования предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий

риск работы на рынке инновационной продукции. Государство получает выгоду от сбора налогов и решения социальных проблем, а бизнес - прибыль. Такое взаимодействие государства и бизнеса целиком отвечает и интересам гражданского общества в целом.

Большинство действующих в настоящий момент организаций в РФ вынуждены решать проблемы выживания, не вкладывая инвестиции в новые научные исследования, закупку нового оборудования или внедрение современных технологических процессов. В таких условиях нельзя рассчитывать, что производимая малыми предприятиями продукция будет конкурентоспособна не только на мировом, но даже и на внутреннем рынке. Проблемы, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия, ненамного отличаются от тех, с которыми сталкиваются все малые предприятия в РФ. Это, прежде всего, отсутствие достаточных финансовых ресурсов и необходимых площадей для развития бизнеса.

Опыт большинства стран показывает, что развитие в больших масштабах малого бизнеса вообще и инновационного, в частности, невозможно без активной поддержки государства. И суть этой поддержки должна состоять, прежде всего, в создании благоприятной среды для развития малого инновационного бизнеса, в создании инновационной инфраструктуры.

Важным этапом построения инновационной экономики в России стала программа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере -создание инновационно-технологических центров (ИТЦ). В 1996 г. Фондом содействия было осуществлено финансирование пяти проектов по созданию ИТЦ на общую сумму 7820 млн. руб. 62 малым инновационным предприятиям, размещенным в этих ИТЦ, была предоставлена общая площадь в размере 10413 кв. м. В 1997 г. льготное финансирование на реконструкцию помещений получили уже 16 ИТЦ на общую сумму 25210 млн руб. В 1998 г. началась реализация Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 гг. В результате ее реализации и активного участия в ней прежде всего Министерства образования и науки РФ, а также за счет собственных средств регионов к 2000 г. было создано и поддержано 36 ИТЦ в 24 регионах Российской Федерации. Размеры бюджетного финансирования Программы не позволили выйти на более высокий уровень развития сети ИТЦ, как, например, это можно наблюдать в Германии, где на гораздо меньшей территории создано более 300 ИТЦ. Тем не менее, положительный эффект действия этой Программы был очевиден. Важными моментами в развитии Программы стали также демонстрация эффективности мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры, и процесс создания новых малых инновационных предприятий в соответствующих регионах, стимулированный ростом количества ИТЦ.

В соответствии с поручением Правительства РФ работа по реализации Программы была продолжена в 2001-2003 гг. На новом этапе ее реализации одной из задач, поставленных перед ее участниками, стала поддержка ИТЦ как части инновационной инфраструктуры научно-технической сферы Российской Федерации. В рамках Межведомственной программы и других региональных программ в Российской Федерации к настоящему времени было создано свыше 60 ИТЦ в 27 регионах.

С целью проведения комплексного исследования направлений развития инновационной инфраструктуры и получения системной информации необходимо проанализировать основные формы структур поддержки малого инновационного предпринимательства, которые получили распространение на практике.

Выделяются следующие виды организаций, имеющих свою специфику и реализующих определенное направление инновационной инфраструктуры в Российской Федерации:

■ бизнес-инкубаторы;

■ технопарки;

■ инноваионно-технологические центры (ИТЦ);

■ наукограды;

■ центры трансфера технологий;

■ субъекты финансовой инфраструктуры;

■ венчурные фонды;

■ центры подготовки и переподготовки кадров;

■ информационные центры.

Проанализируем возможности и особенности перечисленных видов объектов инновационной инфраструктуры.

Бизнес-инкубаторы (БИ). Чтобы обеспечить поддержку в условиях экономического кризиса и ограниченности доступных бюджетных средств, необходимы изучение нужд и потребностей российских малых предприятий и поиск наиболее эффективных, прежде всего инфраструктурных, механизмов поддержки, рассчитанных на долгосрочный период. Одним из таких механизмов являются инкубаторы малого бизнеса [4]. Стремительное развитие и бурный рост числа БИ в мире свидетельствуют об их эффективности в решении таких задач, как повышение деловой активности регионов через развитие внутренних рынков, диверсификацию регионов, рост числа малых предприятий и повышение их жизнеспособности, наиболее полное использование ресурсов и расширение налогооблагаемой базы регионов, повышение инновационной активности, создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики, а также межрегиональных и международных связей, рост занятости и уровня жизни населения. В условиях переходной экономики России весьма актуально то, что БИ не только способствуют развитию малых предприятий, но также могут стать инструментами конверсии потенциала крупных неконкурентоспособных предприятий в сферу малого бизнеса (включая материально-технические ресурсы, интеллектуальную собственность и технологии).

Мировой опыт свидетельствует, что БИ ускоряют развитие компаний в 7-22 раза, сокращая статистику неудач в бизнесе с 60 до 20%, и являются надежным поставщиком малых предприятий и рабочих мест. На сегодняшний день в мире действуют около тысячи БИ, из них наибольшее количество сосредоточено в США (на родине БИ), около 200 БИ работают в Европе, Австралии и Канаде, приблизительно столько же - в развивающихся и бывших социалистических странах. Началось активное создание БИ в России, на Украине, в Белоруссии и Узбекистане [4].

БИ - это организация, занимающаяся поддержкой малого предпринимательства путем создания благоприятных условий и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов для частных предпринимателей и малых предприятий на этапах становления и развития бизнеса.

Сущность поддержки малых предприятий в программах бизнес-инкубации заключается в создании благоприятных, «тепличных» условий для ускоренного развития компаний, что достигается путем ограждения (полного или частичного) малых предприятий от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и вместе с тем комплексного воздействия на потребности, возникающие у предприятий на ранних стадиях развития.

Основная цель программ инкубации - производство успешных выпускников, т.е. компаний, которые могут самостоятельно существовать после выхода из инкубатора, как правило, через два или три года после зачисления в программу. Наряду с технопарками, БИ признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.

По мере того как БИ доказывают эффективность своей работы, правительства разных стран уделяют все больше внимания этой модели и созданию сетей инкубато-

ров, которые становятся неотъемлемой частью экономической политики многих государств. В создании БИ заинтересованы как государственные власти, так и органы местного самоуправления, которые обычно выступают инициаторами проектов создания БИ или активно их поддерживают в интересах местного сообщества.

Мировое распространение БИ привело к созданию большого количества ассоциаций и объединений БИ как внутри разных стран, так и международных. Первая ассоциация БИ - Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов (National Business Incubation Association - NBIA) - была создана в США в 1985 г. На сегодняшний день она остается крупнейшей ассоциацией БИ и насчитывает около 800 членов из разных стран мира [5].

Вслед за NBIA возникло множество объединений и сетей БИ, основной целью которых стало содействие снижению рисков БИ и повышению эффективности их работы. В России в 1997 г. было создано некоммерческое партнерство Национальное содружество бизнес-инкубаторов (НСБИ), учредителями которого стали 22 российских БИ. На сегодняшний день в состав НСБИ входит уже более 40 российских инкубаторов.

Программа инкубации должна определить перечень предоставляемых услуг и методы их доставки. Определение конкретных задач и методов их реализации помогает наметить цели программы и избежать неожиданных изменений, связанных с проблемами финансирования, рынка или наличия собственных средств. Четкая система отчетности обеспечивает надлежащий контроль и учет в реализации финансовых задач. Контроль результатов развития более затруднен, но крайне важен для достижения целей и удовлетворения требований финансирующей организации. Результаты оцениваются по тому, насколько удовлетворены потребности клиентов и нужды местной экономики с точки зрения создания рабочих мест, приобретения профессиональных навыков, увеличения объема продаж, изменений в доходах и активах.

Технопарки. В начале 1990-х гг. в Томске (1990), Москве и Зеленограде (1991) были созданы первые в России научно-технологические парки. В этот период технопарки создавались в основном при высших учебных заведениях и главной задачей ставили перед собой поддержку и подготовку к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, образованных сотрудниками научно-исследовательских лабораторий и подразделений вузов.

В середине 1990-х гг. появляются технопарки, организуемые не на вузовской основе, а на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ). Следующим шагом было создание региональных технопарков при участии региональных властей для развития производства наукоемкой продукции в регионе. Такие технопарки имели собственные помещения, финансовую поддержку от федеральных и региональных властей и довольно успешно развивали в своих стенах малые инновационные фирмы.

На данном этапе в 35 регионах России номинально действует более 60 технопарков (по их количеству Россия занимает пятое место в мире). Несмотря на определенные успехи в деятельности российских технопарков, очевидно, что их материальная и финансовая базы не позволяют реализовать требуемое на современном этапе интенсивное развитие малых высокотехнологичных инновационных предприятий. Слабым местом программы развития технопарков стало участие в ней только одного ведомства, на тот момент Госкомвуза России. В связи с этим объединение нескольких ведомств в одной программе (а в Межведомственной программе активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 гг. принимали участие в той или иной степени 16 ведомств) дало больший эффект, в результате чего созданные в рамках этой программы региональные ИТЦ стали наиболее развитыми объектами государственной инновационной инфраструктуры.

Инноваионно-технологические центры (ИТЦ). Особое место ИТЦ в развитии государственной инновационной инфраструктуры было определено их признанием в

качестве «опорных точек роста», отражающих как интересы экономического развития каждого региона в целом, так и интересы всех ведомств, участвующих в Межведомственной программе. Поэтому те технопарки, которые к 1998 г. отвечали требованиям Программы, стали ее активными участниками и продолжили свое развитие в рамках создания региональных ИТЦ [1].

Наукограды. Другим важным элементом инновационной инфраструктуры являются наукограды [2]. В настоящий момент насчитывается около 60 наукоградов, но только немногие из них могут в полной мере соответствовать этому статусу, подразумевающему наличие в деятельности наукограда не менее 50% собственно научной деятельности. Наукограды созданы в таких городах, как Обнинск, Королев, Дубна, Коль-цово, Протвино, Пущино, Черноголовка. К сожалению, большое количество ограничений, заложенных в саму идею наукоградов, и отсутствие масштабного финансирования не позволили реализовать их потенциал в полной мере.

В процессе развития инновационной инфраструктуры следствием реакции на потребность в определенных услугах со стороны инновационных предприятий стало появление таких элементов инфраструктуры, как информационные центры, консалтинговые центры, венчурные фонды, организации, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, центры трансфера технологий.

Центры трансфера технологий (ЦТТ). ЦТТ являются звеном инновационной инфраструктуры, которое квалифицированно, на правовой основе, обеспечивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности при использовании бюджетных средств посредством создания малых высокотехнологичных предприятий и через заключение лицензионных соглашений. ЦТТ отбирают и оценивают обладающие коммерческим потенциалом разработки, проводят патентные исследования, охраняют объекты интеллектуальной собственности и ноу-хау, оказывают правовую помощь в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции.

Субъекты финансовой инфраструктуры. Финансовая составляющая инновационной инфраструктуры предназначена для обеспечения сквозного финансирования инновационного цикла, с переходом от бюджетного финансирования к привлечению частных средств в высокотехнологичные инновационные проекты по мере продвижения результатов научно-технической деятельности к рынку. Государство финансирует фундаментальные исследования, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и таким образом берет на себя риски, связанные с возможным отрицательным результатом работ.

При финансировании прикладных разработок должны существовать различные формы предоставления бюджетных средств. Наряду с конкурсной основой, широко используется долевое финансирование научно-технических проектов из средств государственных и внебюджетных фондов.

В настоящее время в инновационной сфере действуют около 30 фондов, в том числе Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), а также внебюджетные фонды (Российский фонд технологического развития), отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды финансирования НИОКР. Фонд содействия финансирует НИОКР, выполняемые малыми инновационными предприятиями, которые ориентированы на введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и выведение на рынок новых наукоемких продуктов. Внебюджетные фонды финансирования НИОКР мобилизуют внебюджетные источники финансирования и осуществляют поддержку прикладных НИОКР на этапе продвижения технологий в производство и на рынок.

Центры подготовки и переподготовки кадров. Важным моментом для успешности инновационной деятельности является формирование профессиональных команд менеджеров, ориентированных на конечный рыночный результат. В целях обеспечения

промышленной и научно-технической сфер достаточным количеством квалифицированных специалистов, способных превращать результаты НИОКР в конкурентоспособную наукоемкую продукцию и выводить ее на рынок, Министерством образования и науки РФ разработана и реализуется многоуровневая система подготовки специалистов для инновационной деятельности, а также предъявлены квалификационные требования к профессии менеджера инновационной деятельности. В рамках действующей системы многоуровневой подготовки специалистов для инновационной деятельности ведутся работы по подготовке в образовательных учреждениях специалистов для венчурного предпринимательства и организации курсов повышения квалификации персонала с учетом специализации в области венчурного инвестирования.

Информационные центры. В состав сектора информационной инфраструктуры инновационной деятельности входят Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), тематические порталы и сайты отраслевых ведомств и других участников инновационных процессов, Единая национальная система учета научных, научно-технических результатов, продукции и услуг и контроля за их использованием (ЕНСУИК), аналитические и экспертные центры, информационные сети, а также электронные биржи [2]. В перспективе планируется создание Государственной системы информационной поддержки инноваций.

Итогом создания информационной инфраструктуры станет формирование единого информационного пространства и посредством этого объединение знаний и компетенций различных элементов национальной инновационной системы.

Важным инструментом выведения результатов научно-технической деятельности на рынок в дальнейшем должна стать биржа высоких технологий, предметом торгов на которой могут быть опционы на приобретение прав на результаты научно-технической деятельности.

Таким образом, задача создания эффективной инновационной инфраструктуры носит комплексный характер и требует консолидации ресурсов государства и администраций регионов в сочетании с необходимостью привлечения в этот сектор экономики значимых частных инвестиций.

Следует подчеркнуть, что особую роль в увеличении числа научных разработок, доведенных до конечного рыночного продукта, играет увеличение количества площадей инфраструктурной поддержки инновационных компаний. При этом именно сам факт размещения высокотехнологичных компаний на обособленных научно-производственных площадях инициирует формирование других необходимых элементов поддержки инновационного предпринимательства - консалтинговых и патентных служб, центров коммерциализации и трансферта технологий, лизинговых и кредитных организаций и т. д. Интеллектуальный и научно-исследовательский потенциал концентрируется в упорядоченном секторе объектов инновационной инфраструктуры, в результате чего образуется прозрачная инвестиционная среда для притока иностранного капитала.

Преимущественно объекты инновационной инфраструктуры должны учреждаться совместно с базовыми высшими учебными заведениями, отраслеобразующими научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями регионов. Участие в инновационных процессах субъектов малого предпринимательства, благодаря их мобильности и быстрой адаптации к рыночным условиям, позволяет ориентировать научные исследования в вузах и исследовательских организациях на создание востребованного научно-технического продукта. В свою очередь, сама образовательная и научная среда обогащает деятельность наукоемких компаний свежими научными идеями, выступает источником новых инновационных проектов, делает инновационный продукт компаний наукоемким и высокотехнологичным.

При взаимодействии с высокотехнологичными компаниями образовательные учреждения получают возможность трансформировать учебный процесс с ориентацией на рынок, включая формирование перспективных учебных дисциплин, открытие новых специальностей, расширение научно-лабораторной базы для практической работы студентов, привлечение ведущих специалистов компаний к преподавательской деятельности. В кооперации малого бизнеса и промышленности решается проблема нехватки инноваций, апробированных на крупных отраслевых предприятиях, существенно понижаются риски внедрения новой высокотехнологичной продукции в серийное производство. Собственные ресурсы промышленных предприятий сосредоточиваются на расширении производства, а ресурсы наукоемких компаний - на освоении новых видов инновационной продукции.

Таким образом, интеграция развитой инновационной инфраструктуры с образованием, наукой и промышленностью позволяет эффективно формировать отраслевые инновационные цепочки, реализующие полный цикл создания конкурентоспособного научно-технического продукта от научной идеи до серийного производства. Кооперация с субъектами высокотехнологичного предпринимательства придает процессам использования и развития научного потенциала, производственно-технологической базы и кадровых ресурсов рыночно ориентированный характер.

В то же время следует отметить острую нехватку инфраструктурных площадей в составе действующей сети российских ИТЦ, технопарков, БИ и т.д. Дефицит площадей не позволяет интегрировать в единый инновационный цикл перспективные наукоемкие компании, а также сдерживает развитие компаний, функционирующих в составе объектов уже существующей инфраструктуры.

Сложившаяся ситуация тормозит интеграционные процессы между наукоемким бизнесом, образованием и промышленностью, препятствует качественному прорыву в притоке внебюджетных инвестиций. В этой связи задача скорейшего развития объектов инновационной инфраструктуры России стоит чрезвычайно остро. Существенной проблемой остается и низкий уровень технологической базы наукоемких предприятий. Отсутствие современного оборудования делает практически невозможным освоение производства конкурентоспособной продукции и не позволяет в полной мере реализовать интеллектуальный потенциал наукоемкого сектора силами отечественной промышленности. Стремление предприятий к модернизации и замене устаревшего оборудования ограничено отсутствием достаточных финансовых ресурсов и неуверенностью в его полной загрузке. Поэтому развитие инфраструктуры должно идти по пути как увеличения площадей для размещения инновационных компаний, так и создания центров коллективного пользования (ЦКП) современным научно-исследовательскими производственным оборудованием, соответствующих отраслевой специфике регионов. ЦКП, действующие в составе объектов инновационной инфраструктуры, способны эффективно заполнить недостающие звенья в отраслевых технологических цепочках регионов, одновременно создавая предпосылки для подготовки квалифицированных кадров за счет использования современного оборудования и развитой интеллектуальной среды.

Задача полномасштабного развития инновационной инфраструктуры требует скоординированных усилий федеральных и региональных органов власти. При развитии инфраструктуры необходимо максимально полно задействовать федеральные ресурсы и ресурсы регионов в виде неиспользуемых или неэффективно используемых площадей и оборудования государственных предприятий и организаций. В каждом конкретном случае следует проводить оценку рациональности использования старых площадей под формируемый объект инфраструктуры, поскольку зачастую экономически целесообразнее создавать новые площади.

Заключение

Наблюдаемые тенденции позволяют прогнозировать возможность привлечения внебюджетного финансирования в развитие объектов инновационной инфраструктуры в объеме от 50 до 90%, в зависимости от конкретных регионов. Как показывает практика наиболее развитых объектов инфраструктуры - действующих ИТЦ, значительное число наукоемких компаний готово к долевому участию в реализации инфраструктурных проектов, если обеспечены соответствующие гарантии их успешного выполнения. Аналогичная ситуация имеет место и при контактах с иностранными инвесторами. В зависимости от специфики регионов и степени участия местных бюджетов реализация мероприятий по развитию инфраструктуры потребует прямого финансирования из федерального бюджета в размере не более 10-30% общего объема необходимых поступлений, что составит достаточный инвестиционный минимум для привлечения негосударственного капитала.

Таким образом, основой построения действенной инновационной системы России должны стать создание новых и развитие уже существующих объектов инновационной инфраструктуры - ИТЦ, технопарков, БИ, ЦТТ, ЦКП современным оборудованием и т. п.

Литература

1. Анискин Ю.П. Инновации и цикличность деловой активности предприятий. // Труды межвузовской академии информатизации. Вып. 2. М., 1997. - 118 с.

2. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием. - М.: Оме-га-Л, 2007. - 411 с.

3. Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. - Калининград: Янтарный Сказ, 1999. - 167 с.

4. Ломоносова Т.В. Основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малого предпринимательства в России. - М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999. - 121 с.

5. Лурье Е. А. Бизнес-инкубаторы европейских стран: пер. с англ. - Тверь: Тверской государственный университет, 2000. - 107 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.