Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / TAX DECLARATION / ELECTRONIC SERVICES / FISCAL POLICY / ELECTRONIC DOCUMENTS / TAX AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева Е.Ф., Ванкевич Я.В.

Рассмотрены направления развития электронных услуг в деятельности налоговых органов Республики Беларусь. Изучен зарубежный опыт организации электронных сервисов налоговых органов, основными характеристиками которого являются повышение прозрачности оказываемых услуг, доступности и удобства пользования благодаря использованию ИКТ и сети Интернет, выработка схожих моделей оказания электронных услуг налоговыми органами, независимость от специфики страны, изменение общественного представления о роли фискальной политики и налоговых органов в национальной экономике. Проведен анализ организации электронного декларирования налоговыми органами Республики Беларусь. Выявлены проблемы электронного декларирования. Обоснованы перспективы расширения сферы электронных услуг налоговых органов в Республике Беларусь, к которым отнесены: создание программного продукта, позволяющего фиксировать разные виды доходов, получаемых физическим лицом, и понесенные им расходы; расширение перечня подготавливаемых электронных документов; взаимодействие с разработчиками бухгалтерских программ в целях предоставления информации из бухгалтерских программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC SERVICES OF THE TAX AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article deals with the development of electronic services in the activities of tax authorities in the Republic of Belarus. We have studied the foreign experience of organizing electronic services of tax authorities, the main characteristics of which are increasing the transparency of their services, accessibility, and ease of use through the use of ICT and the Internet, developing similar models for providing electronic services by tax authorities, independence from the specifics of the country, changing the public perception of the role of fiscal policy and tax authorities in the national economy. The analysis of the organization of electronic Declaration the tax authorities of the Republic of Belarus. Problems of electronic declaration are revealed. The article substantiates the prospects for expanding the scope of electronic services of tax authorities in the Republic of Belarus, which include: creating a software product that allows you to record different types of income received by an individual and expenses incurred by them; expanding the list of prepared electronic documents; interacting with developers of accounting programs in order to provide information from accounting programs.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 336.221:004.78

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

д-р экон. наук, проф. Е.Ф. КИРЕЕВА, Я.В. ВАНКЕВИЧ (Белорусский государственный экономический университет, Минск)

Рассмотрены направления развития электронных услуг в деятельности налоговых органов Республики Беларусь. Изучен зарубежный опыт организации электронных сервисов налоговых органов, основными характеристиками которого являются повышение прозрачности оказываемых услуг, доступности и удобства пользования благодаря использованию ИКТ и сети Интернет, выработка схожих моделей оказания электронных услуг налоговыми органами, независимость от специфики страны, изменение общественного представления о роли фискальной политики и налоговых органов в национальной экономике. Проведен анализ организации электронного декларирования налоговыми органами Республики Беларусь. Выявлены проблемы электронного декларирования. Обоснованы перспективы расширения сферы электронных услуг налоговых органов в Республике Беларусь, к которым отнесены: создание программного продукта, позволяющего фиксировать разные виды доходов, получаемых физическим лицом, и понесенные им расходы; расширение перечня подготавливаемых электронных документов; взаимодействие с разработчиками бухгалтерских программ в целях предоставления информации из бухгалтерских программ.

Ключевые слова: налоговое декларирование, электронные услуги, фискальная политика, электронные документы, налоговые органы Республики Беларусь.

Введение. Успешная работа современного бизнеса связана с применением цифровых технологий. С их помощью появляется реальная возможность существенно сократить затраты времени на осуществление многих процедур и во многом упростить отношения между субъектами хозяйствования и органами государственного управления.

Целью статьи является определение направлений развития электронных услуг в деятельности налоговых органов в Республике Беларусь, что обусловило решение следующих задач: изучение зарубежного опыта организации электронных сервисов налоговых органов и возможностей его использования в отечественной практике; определение особенностей организации электронного декларирования налоговыми органами Республики Беларусь и выявление перспектив расширения сферы электронных услуг белорусских налоговых органов.

В исследовании использовались методы компаративного анализа и синтеза, а также иные методы.

Основная часть. Изучение зарубежного опыта развития электронных сервисов в деятельности налоговых служб позволяет сделать вывод об их широком распространении, а также о большом количестве разработанных приложений, используемых налоговыми органами и плательщиками. Например, сайт Службы внутренних доходов США (IRS) содержит много полезной информации для налогоплательщиков, транслируемой в том числе через различные интернет-ресурсы (Youtube, Twitter и пр.), чтобы учесть интересы всех целевых аудиторий. Учитывая непростой официальный язык документов государственных органов, в поисках общего языка с налогоплательщиками IRS на своем сайте предлагает таблицу, в левой колонке которой дается текст письма налогового органа, содержащего какое-то требование к налогоплательщику, а в правой колонке - пояснение, в чем суть этого требования, на понятном для обычного налогоплательщика языке. Сайт налоговой службы Испании (Agencia Tributaria) на главной странице содержит опцию «Быстрый доступ» с перечислением всех функций сайта и гиперссылками на них: календарь налогоплательщика, статистика и практические руководства. Для формирования позитивного отношения налогоплательщиков к налоговой службе в Венгрии специально создаются иллюстрации, плакаты и даже короткометражные фильмы, которые размещаются на сайте. Здесь есть даже компьютерные игры для детей, тематически связанные с налогами, через которые налоговые органы выполняют воспитательную функцию [1]. На сайте налоговой службы Венгрии размещен Кодекс этики служащего налогового органа, в который входит более 100 статей с правилами поведения сотрудников на работе и в быту. Этот кодекс стал примером для разработки подобного Кодекса этики налогового инспектора в Российской Федерации и Кодекса профессиональной этики налогового консультанта в Республике Беларусь.

Эффективной платформой электронного правительства является электронный сервис Министерства финансов Австрии Finanz Online. Он позволяет плательщикам подавать декларации в форме электронного документа 24 часа в сутки, заказывать и получать в течение нескольких дней электронные налоговые извещения, уплачивать налог на добавленную стоимость, подоходный налог или налог на прибыль.

На сайте налоговой администрации Дании имеется онлайн-сервис TastSelv, для пользования которым необходимо получить TastSelv-код. Сервис позволяет подавать налоговые декларации в форме электронного документа, делать предварительный и окончательный расчеты налоговых обязательств, изменять свой код доступа. В стране также реализован проект elncome initiative (электронный доход), в рамках которого создана база, содержащая полную информацию обо всех доходах каждого физического лица.

На сайте налоговой администрации Ирландии имеется два электронных сервиса - Revenue On-Line Service и PAYE Anytime. Revenue On-Line Service (онлайн-сервис службы доходов) - сервисы, предоставляющие плательщикам постоянный доступ к их лицевым счетам, возможность подать декларации в форме электронного документа и уплатить налоги.

На сайте налоговой администрации Италии есть раздел «Онлайн услуги», который содержит четыре группы электронных услуг для плательщиков: услуги, доступные без регистрации; услуги, доступные при условии регистрации (сервисы «Fisconline» и «Entratel», позволяющие исполнить основные налоговые обязательства в электронном виде: подать декларации, совершить уплату налогов, оформить аренду и т.д.); услуги организациям для электронного сотрудничества (доступны после подписания специального соглашения с налоговыми органами на оказание специализированных услуг информационного взаимодействия: предоставление консультаций в режиме онлайн, обмена информацией между информационными системами и т.п.); «Электронные услуги по НДС» - новый сервис Службы доходов Италии для поставщиков-нерезидентов ЕС, которые осуществляют сделки с покупателями, проживающими в странах ЕС, посредством электронных средств связи.

Во Франции активно ведется борьба с неплательщиками налогов, формируется соответствующее общественное мнение. На сайте французской налоговой службы (www.impots.gouv.fr) очень популярна рубрика «Подоходный налог: ваши 5 наиболее часто задаваемых вопросов».

Таким образом, проведенный анализ зарубежного опыта организации электронных сервисов в деятельности налоговых служб позволяет констатировать следующее:

- расширение использования Интернета и информационно-коммуникативных технологий в деятельности налоговых органов всех стран приводит к повышению прозрачности их услуг, доступности и удобства пользования,

- в условиях глобализации вырабатываются схожие модели оказания электронных услуг налоговыми органами, независимо от национальной специфики страны,

- изменяется общественное представление о роли фискальной политики и налоговых органов в национальной экономике - от нигилизма к осознанию необходимости уплаты налога как неотъемлемой части своего гражданского долга, повышается финансовая грамотность населения, охват в качестве целевых аудиторий не только взрослого населения, но и детей способствует формированию общественного мнения и позитивного отношения к фискальной политике и налоговым органам в стране, созданию реальных возможностей для эффективного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

В Республике Беларусь уделяется большое внимание развитию электронных услуг государственных органов. Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 N° 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» устанавливает правовые основы применения электронных документов, условия использования электронной цифровой подписи. Налоговая служба Республики Беларусь начала предоставлять электронные сервисы в 2009 году с внедрением системы электронного декларирования. С тех пор спектр электронных услуг значительно расширился и стал доступен не только субъектам хозяйствования, но и физическим лицам. Сегодня в сети Интернет Министерство по налогам и сборам (МНС) представлено рядом сайтов и порталов (сайт http://www.nalog.gov.by/; портал http://www.portal.nalog.gov.by/; портал электронных счетов-фактур http://vat.gov.by/mainPage/; канал МНС на популярном видеохостинге YouTube) [2].

На главной странице официального сайта МНС в разделе «Электронные сервисы» представлен достаточно широкий перечень электронных сервисов:

- е-НДС;

- личный прием;

- государственный реестр плательщиков;

- реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере;

- системы контроля торговых автоматов;

- налоговый калькулятор;

- нормативные и методические материалы налоговых органов для организаций и индивидуальных предпринимателей;

- мобильные приложения (например, подача заявки на получение документов ИМНС;

- запись на личный прием к руководству инспекций и просмотр личной истории записи;

- получение извещений ИМНС на уплату земельного налога и (или) налога на недвижимость;

- получение информации ИМНС по объектам налогообложения, др.;

- сведения о задолженности по налоговым платежам в бюджет;

- базы данных контролирующих органов;

- заявка на доступ к личному кабинету;

- поиск заявления в базе данных МНС Республики Беларусь (ЕАЭС);

- сервис для поиска информации о ставках;

- предоставление заявлений в электронном виде на лицензию по игорному бизнесу;

- налогообложение физических лиц и ответы на актуальные вопросы налогоплательщиков;

- проверка электронного сертификата налогового резидента, выданного в Республике Беларусь;

- электронные сервисы сторонних организаций;

- форма электронного обмена документами, электронными накладными, между организациями через ББ1-систему ТОРБУ, др. [3].

Кроме данных электронных сервисов на сайте Министерства по налогам и сборам предусмотрена услуга «Личный кабинет плательщика» в виде ссылок на «Личный кабинет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «Личный кабинет плательщика для физического лица», где пользователям предоставлен широкий перечень услуг и актуальная информация [4]. Государственные органы переходят на организацию работы по принципу «электронного правительства», которая подразумевает взаимодействие с гражданами и организациями с использованием Интернет-технологий.

В мире с каждым годом увеличивается число граждан и организаций, представляющих декларации в налоговые органы в электронном виде. Система представления налоговых деклараций с использованием Интернет-технологий развивается в США, Австралии, Франции, Бельгии, Люксембурге, Литве, Эстонии и других государствах. В некоторых из них до 75% граждан представляют налоговые декларации в электронном виде. Результатами перехода к налоговой онлайн-системе являются:

- уменьшение затрат времени на подготовку и предоставление налоговой отчетности, улучшение контроля правильности ее заполнения;

- оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

- возможность оперативного контроля выполнения налоговых обязательств.

В Республике Беларусь организована система электронного декларирования, с 2009 г. - подача налоговой декларации по электронной почте, с 2011 г. функционирует система учета налогов с использованием электронных документов плательщиков. Для работы с системой электронного декларирования плательщикам необходимо выполнить ряд процедур: регистрация, установка программного обеспечения (АРМ - «Плательщик») [5], что позволяет сократить время подготовки и подачи налоговых деклараций для плательщиков и время, затрачиваемое налоговыми органами на администрирование налогов; минимизировать влияние человеческого фактора на качество предоставляемой информации, повысить уровень ее защиты. Это формирует основу для более качественной и углубленной аналитики налоговой информации с использованием электронных методов ее обработки. С 2013 г. функционирует персональный кабинет плательщика [6; 7]. Кроме того, подключившиеся к системе электронного декларирования, получают возможность отправлять отчеты в «Белгосстрах», а также в органы государственной статистики, организации электронного взаимодействия с Министерством юстиции Республики Беларусь [8].

В настоящий момент электронное декларирование становится, как свидетельствуют данные (таблица 1), наиболее распространенным способом коммуникации с государственными органами.

Таблица 1. - Динамика абонентов системы электронного декларирования по г. Минску, 2011-2018 гг.

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Количество абонентов, из них: 17 000 19 333 33 786 52 043 73 000 88 700 93 367 97 241

Организации, ед. 10743 12 559 23 952 34 192 39 000 41 500 44 567 45 828

Доля организаций, % 63,19 64,96 70,89 65,70 53,42 46,79 47,73 47,13

Индивидуальные предприниматели, ед. 6 257 6 774 9 834 17 851 34 000 47 200 48 800 51 413

Доля ИП, % 36,81 35,04 29,11 34,30 46,58 53,21 52,27 52,87

Источник: собственная разработка на основе [9].

Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать выводы о том, что в исследуемый период количество абонентов национальной системы электронного декларирования возросло в 5,7 раз, что составило 81,6% от общего числа плательщиков, зарегистрированных в инспекциях столицы. Наиболее активно прирастало количество индивидуальных предпринимателей в качестве пользователей данного сервиса.

Сравнение данных с динамикой удельного веса населения и организаций, использующих ИКТ в Республике Беларусь показывает (таблица 2), что число абонентов системы электронного декларирования прирастало за этот период более активно, что свидетельствует о расширении предоставления данной услуги среди наеления.

Таблица 2. - Динамика использования информационно-коммуникативных технологий населением и организациями Республики Беларусь, 2013-2018 гг.

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Удельный вес населения, использующего сеть Интернет, в общей численности населения, % 58,4 63,6 67,3 71,1 74,4 79,1

Удельный вес населения, использующего сеть Интернет для осуществления финансовых операций (для оплаты товаров, услуг, перевода денег и так далее), в общей численности населения, % 7,3 11,2 16,1 21,0 26,7 32,2

Удельный вес организаций, использующих стационарный доступ в сеть Интернет, в общем числе обследованных организаций, % 84,6 86,6 88,6 89,4 96,7

Источник: составлено на основе [10, с. 23].

Также правомерно отметить более высокую готовность сектора финансовых услуг страны к работе в новых условиях, поскольку в сфере финансовой и страховой деятельности Беларуси намного выше удельный вес организаций, использующих максимальные скорости передачи данных через Интернет (рисунок 1).

Рисунок 1. - Удельный вес организаций по максимальной скорости передачи данных через Интернет, в % к общему числу организаций, имеющих доступ к сети Интернет, в 2018 г.

Источник: составлено на основе [10, с. 70].

Причем для предоставления государственной статистической отчетности, налоговых, таможенных и других документов 96,8% организаций Республики Беларусь использовали в 2018 г. Интернет [10, с. 77].

Опыт показывает, что система электронного декларирования приносит ощутимые преимущества для всех участников (субъектов хозяйствования, физических лиц и налоговых органов). С точки зрения государства, создание и совершенствование электронных сервисов выводит органы государственного управления на качественно новый уровень взаимодействия с плательщиками. С позиции налоговой службы происходит оптимизация трудовых и временных ресурсов, заметно повышается эффективность анализа и возможности контроля. Плательщику в числе бонусов дается возможность упростить проведение наиболее востребованных административных процедур, выполнять налоговые обязательства быстро и просто, уверенно работать, не опасаясь вмешательства контролирующих органов извне.

В настоящее время Республика Беларусь переживает этап расширения сервиса государственных электронных услуг. Вместе с тем, в данном процессе специалисты [11-14] выделяют ряд проблем:

1. Наличие устаревшего программного обеспечения, обрабатывающего налоговые декларации. Основные учетные автоматизированные информационные системы, в рамках которых осуществляется ввод информации из деклараций, представленных на бумажных носителях, установлены в районных инспекциях МНС. Они разработаны в 1993-1998 годах и не обеспечивают возможности дистанционной работы с распределенными базами данных, электронными документами и 1Т-технологиями. Поэтому актуальна проблема перевода АИС на новые «клиент-серверные» технологии, позволяющие осуществить прием и обработку электронных документов. Для этого также необходима более современная компьютерная техника, обеспечивающая работу в корпоративной сети в удаленном режиме с использованием криптографических средств защиты информации.

2. Частое обновление программы без соответствующей системы оповещения плательщиков, что приводит к затруднению в эксплуатации со стороны пользователей. Несмотря на наличие возможности уплаты налогов непосредственно на портале с использованием функционала «Личный кабинет» при помощи Интернет-банкинга, фактическое применение данной услуги возможно лишь в том случае, если плательщик является клиентом ОАО «АСБ Беларусбанк» или ОАО «Белгазпромбанк». Поэтому дальнейшее развитие и совершенствование отечественных услуг является необходимым фактором достижения целей внедрения электронных сервисов в Республике Беларусь и развития информационного общества.

В национальной системе электронного декларирования случаются ошибки и сбои. Например, в начале 2017 г. ряд белорусских компаний попал в «черный список» налоговых органов из-за некорректной формулы автоматического округления суммы налога. Специалисты отмечают, что несмотря на то, что ситуация не привела к финансовым потерям или штрафным санкциям, она потребовала времени на урегулирование. Система электронного декларирования в Беларуси неоднократно подвергалась критике, в том числе и со стороны специалистов в области информационной безопасности, главным образом за то, что для всех юридических лиц республики в системе электронного декларирования установлен один общий логин и пароль [11]. Одним из важнейших условий успешного развития информационного общества является укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологи. Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения информационной безопасности являются развитие правового обеспечения информационной безопасности и совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере, разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, а также создание централизованно управляемой информационно-коммуникационной инфраструктуры, необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации.

В последнее время быстрыми темпами развивается технология блокчейн, которая благодаря заложенной в ней структуре взаимодействия сторон направлена на устранение проблемы недоверия. Блокчейн создает среду, в которой невозможна подмена данных без ведома и согласия участников. Но с точки зрения налоговой неопределенности наиболее принципиальным нововведением является смарт-контракт, функционирование которого обеспечивается технологией блокчейна. Смарт-контракт - это программный код. По его функциональной составляющей смарт-контракт можно квалифицировать как соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Специалисты отмечают, что создание информационной среды без создания структуры, которая будет заниматься внедрением и развитием этой среды, затруднительно. Для реальной поддержки деятельности органов управления Беларуси необходим общегосударственный информационно-аналитический центр, который мог бы не только накапливать разрозненные данные (такие процессы ведутся и сейчас в различных министерствах и ведомствах, но без ощутимого результата), но и анализировать полученную информацию, не только обрабатывать запросы населения и организовывать форумы, но и предоставлять органам управления аналитику и консультации [12].

Учитывая современные тенденции и зарубежный опыт применения компьютерных технологий [1318] правомерно предложить следующие направления развития электронных услуг, предоставляемых налоговыми органами Республики Беларусь:

- Создание программного продукта, позволяющего фиксировать разные виды доходов, получаемых физическим лицом, и понесенные им расходы. Реализация данной системы возможна только в случае высокого удельного веса безналичного денежного оборота. Данный продукт позволит контролировать денежные потоки плательщиков, выявлять физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, а также сократить трудовые и временные ресурсы на осуществление налогового контроля. Функционирование программы может заключаться в сопоставлении задекларированных доходов граждан с их расходами (на недвижимость, транспортные средства, досуг, другие цели) на основании сведений, полученных из различных источников информации. Наличие значительных расхождений в полученных сведениях позволит налоговым органам выявить и наказать нарушителей.

- Дальнейшее расширение перечня подготавливаемых электронных документов.

- Взаимодействие с разработчиками бухгалтерских программ в целях предоставления информации (декларации) из бухгалтерских программ.

Заключение. Создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств стало приоритетным направлением в работе отечественных налоговых органов. Реализация поставленных задач предполагает развитие электронного взаимодействия с плательщиками и расширение спектра оказываемых плательщикам электронных услуг. Это приносит пользу всем участникам, задействованным в системе налогообложения: государству, налоговой службе, налогоплательщикам. Электронное декларирование позволяет автоматизировать процесс ввода и представления в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь налоговых деклараций в электронном виде, сокращает временные затраты на подготовку налоговой отчетности и предоставление ее в налоговые органы, позволяет снизить издержки плательщиков и повысить эффективность деятельности налоговых органов.

В настоящее время Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь проводится активная работа по устранению существующих проблем, созданию, внедрению, продвижению и максимальному использованию электронных услуг. Приоритетным направлением такой работы является расширение и улучшение качества предоставляемых плательщикам электронных сервисов, которые позволяют пользователям без визита в налоговую инспекцию взаимодействовать с налоговыми органами. Таким образом, спектр электронных налоговых услуг в Беларуси постоянно расширяется и совершенствуется, что способствует своевременному информированию плательщиков и создает благоприятные условия для добровольного исполнения ими налоговых обязательств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимодействие налоговых служб с налогоплательщиками: международный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalogoved.ru/art/324.htmI. - Дата доступа: 13.11.2019.

2. Электронные сервисы налоговых органов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vitebsk-region.gov.by/ru/actual-ru/view/elektronnye-servisy-nalogovyx-organov-respubliki-belarus-13982-2016/. - Дата доступа: 09.11.2019.

3. Электронные сервисы налоговых органов: инструменты виртуальные - польза реальная [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/el-dekl-vitebsk/view/elektronnye-servisy-nalogovyx-organov-instrumenty-virtualnye-polza-realnaj a-31075/. - Дата доступа: 05.11.2019.

4. Электронные сервисы налоговых органов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edinstvo.by/ru/news/obshchestvo/item/1979-elektronnye-servisy-nalogovykh-organov. - Дата доступа: 12.11.2019.

5. Государственная целевая программа по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008 - 2011 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/article63/. - Дата доступа: 07.11.2019.

6. Личный кабинет плательщика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/article63-1/. -Дата доступа: 17.11.2019.

7. Электронное декларирование: технологии будущего на вашем рабочем столе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novopolotsk.by/content/view/3651/. - Дата доступа: 17.11.2019.

8. Система электронного декларирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/edecl/. - Дата доступа: 16.11.2019.

9. Аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nalog.gov.by/ru/analytics_ru/. - Дата доступа: 10.11.2019.

10. Информационное общество в Республике Беларусь : стат. сб. - Минск : Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2019.

11. Электронные услуги налоговых органов и их развитие в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/17842/1/Solovtsova_K_A_str_172_176.pdf. - Дата доступа: 12.11.2019.

12. Последствия ошибки в национальной электронной системе декларирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-gov.by/ivents/v-rezultate-sboya-v-sisteme-elektronnogo-deklarirovaniya-kompanii-popali-v-spisok-neplatelshhikov. - Дата доступа: 15.11.2019.

13. Зенкова, М.В. Развитие налогового учета в системе управления коммерческой организации : автореф. дис. ... канд. экон. наук / М.В. Зенкова. - Ростов-на-Дону., 2014.

14. Потеев, Н.В. Налоговое администрирование в Республике Беларусь: общие подходы к оценке эффективности / Н.В. Потеев // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экономические и юридические науки. -2016. - № 13. - С. 92-97.

15. Сяо, Л. Перспективная модель электронного налогового документооборота / Л. Сяо // Журн. Белорус. гос. ун-та. Экономика. - 2017. - № 2. - С. 46-52.

16. Дмитриев, А.А., Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития / А.А. Дмитриев // Молодой ученый. -2017. - № 25. - С. 144-147.

17. Богатырев, О.Г. Проект модернизации налоговых органов / О.Г. Богатырев // Налоговый вестник. - 2011. - № 5. - С. 8-12.

18. Киреева, Е.Ф., Электронные технологии в налоговой системе Республики Беларусь как основа повышения качества налоговых услуг / Е.Ф. Киреева // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития : сб. тр. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа : УГАТУ, 2017. - С. 45-48.

Поступила 22.11.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC SERVICES OF THE TAX AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF BELARUS

E. KIREEVA, YA. VANKEVICH

The article deals with the development of electronic services in the activities of tax authorities in the Republic of Belarus. We have studied the foreign experience of organizing electronic services of tax authorities, the main characteristics of which are increasing the transparency of their services, accessibility, and ease of use through the use of ICT and the Internet, developing similar models for providing electronic services by tax authorities, independence from the specifics of the country, changing the public perception of the role of fiscal policy and tax authorities in the national economy. The analysis of the organization of electronic Declaration the tax authorities of the Republic of Belarus. Problems of electronic declaration are revealed. The article substantiates the prospects for expanding the scope of electronic services of tax authorities in the Republic of Belarus, which include: creating a software product that allows you to record different types of income received by an individual and expenses incurred by them; expanding the list of prepared electronic documents; interacting with developers of accounting programs in order to provide information from accounting programs.

Keywords: tax Declaration, electronic services, fiscal policy, electronic documents, tax authorities of the Republic of Belarus

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.