12. Agribusiness development in modern conditions / Ermakova N.Yu., Ko-styuchenko T.N., Eremenko N.V, Sidorova D.V, Tsymbalenko Yu.V, Vaitse-khovskaya S.S., Pupynina E.G., Kozel I.V, Vorobeva N.V, Gracheva D.O., Bai-cherova A.R., Cheremnykh M.B., Ermakova A.N., Bogdanova S.V, Troshkov A.M., Telnova N.N., Serikov S.S., Tenishchev A.V, Cherednichenko O.A., Rybaso-va Yu.V et al. - Ставрополь, 2015.
13. Molchanenko S.A. Sustainable development of tourism marketin region // В Сборнике: Устойчивое развитие туристического рынка: международная практика и опыт России / Ставропольский государственный аграрный университет. - 2014. - С. 136-140.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РЕГИОНЕ
© Зеленский Ф.О.1
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Обоснованы методические, организационные и прикладные аспекты производства картофеля в регионе.
Ключевые слова: АПК, регион, эффективность, картофель, интеграция, аграрный рынок, кооперация.
Стабильное развитие и повышение эффективности производства такой важной сельскохозяйственной и стратегической культуры, как картофель, в кризисных условиях и необходимости импортозамещения в сфере продовольственного обеспечения зависят от своевременности формирования условий, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства в отрасли [5, 11].
При этом основным является не просто увеличение площади посевов, но и создание конкурентоспособного производства, способного полностью обеспечить потребности населения в высококачественном свежем картофеле и продуктах его переработки.
В современных условиях характерной особенностью отечественного картофелеводства является то, что практически во всех регионах страны,
1 Студент 4 курса Института экономики и управления.
включая Ставропольский край, основными производителями картофеля являются личные подсобные хозяйства [2, 7, 10].
Существует мнение [6], что личные подсобные хозяйства вполне могут обеспечить население картофелем в необходимом объеме и хорошего качества, поэтому не следует менять сложившуюся тенденцию и поддерживать крупные сельскохозяйственные предприятия. С другой стороны, многие хозяйства населения уже достигли максимально возможных объемов производства, в перспективе будет наблюдаться снижение которых под воздействием ряда экономических, социальных и других факторов [4]. Все это обусловливает необходимость поддержки и восстановления производства картофеля в общественном секторе. Тем более, как показывает опыт высокоразвитых стран, производство картофеля наиболее эффективно в крупных технически оснащенных специализированных хозяйствах.
В сложившихся кризисных условиях крупные картофелеводческие хозяйства испытывают серьезные трудности со сбытом продукции собственного производства, связанные, прежде всего, с необходимостью постоянного поиска более выгодных каналов реализации.
Проблема небольших хозяйств в том, что они не в состоянии обеспечить хранение произведенного объема картофеля для стабильной организации его поставок на потребительский рынок в течение года [8]. Сооружение соответствующих современным требованиям картофелехранилищ является достаточно капиталоемким. И по этой причине большая часть урожая реализуется в осенний период по наиболее низким ценам, что в результате приводит к потере прибыли.
Многие производители не могут технически обеспечить производство картофеля, так как большинство технических средств рассчитаны на большие площади обработки и достаточно дороги. Вместе с тем, удобрения, химические средства защиты растений, горюче--смазочные материалы, нефтепродукты, запчасти и другие средства производства личные подсобные хозяйства вынуждены приобретать небольшими партиями по розничным ценам, что также влечет за собой рост издержек.
В условиях экономического кризиса небольшие картофелеводческие хозяйства остро нуждаются в построении системы реализации произведенной продукции, материально-технического обеспечения и обслуживания, которая способна учитывать отраслевую специфику их потребностей и способствует повышению эффективности их деятельности.
Одним из вариантов интеграции в картофелеводстве может стать потребительский кооператив [3], представляющий собой некоммерческую орга-
низацию, предназначенную для оказания услуг участникам в сфере реализации, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения средствами производства, а также получения ими максимальной выгоды от совместной деятельности.
Практика показывает, что сначала кооперативные объединения появляются на первичном уровне там, где возникают потребности сельхозтоваропроизводителей [1] в совместном решении тех или иных своих задач. По мере надобности удовлетворения своих возрастающих потребностей они объединяются на региональном и национальном уровнях, соблюдая классический принцип кооперации «кооперация кооперативов».
В некоторых регионах такая трехуровневая вертикальная система кооперативов выстраивается уже сейчас. На местном (районном) уровне функционируют сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляя функции сбыта, снабжения, обслуживания.
Основными функциями региональных (краевых, областных, республиканских) кооперативов, учредителями которых могут быть только первичные кооперативы, являются: консультационное и информационное обеспечение; контроль эффективности использования фондов кооперативов [9]; определение источников финансирования; обеспечение гарантий банка; создание резервного гарантийного и фондов обязательного страхования; проведение мониторинга функционирования кооперативов; защита прав и интересов первичных потребительских кооперативов
Построение такой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов поможет стабилизировать рынок картофеля и продуктов его переработки.
В соответствии с этим имеющиеся и потенциальные рынки сбыта этой продукции также дифференцируются. Деятельность кооператива способствует решению следующих основных задач: разработка производственной политики и планирование видов и объемов производимой членами кооператива продукции; организация обеспечения членов кооператива средствами производства, горюче-смазочными материалами, семенами, удобрениями, средствами химической защиты растений, запасными частями, инвентарем и др. на более выгодных условиях; пропаганда современных высокоэффективных технологий картофелеводства, кредитное обеспечение для выполнения основных задач кооператива, оснащение современной специализированной техникой и оборудованием, организация эффективной работы, технического обслуживания и ремонта; организация хранения произведенной продукции, аренда на выгодных условиях необходимых для решения произ-
водственных задач кооператива техники, помещений и др.; организация системы контроля качества производимой и реализуемой продукции. Также в обязанности кооператива входит заключение договоров с потенциальными покупателями произведенной продукции, юридическое сопровождение деятельности хозяйств-членов кооператива, юридическая защита; оказание научно-технологических и производственных консультаций.
Кооператив включает в себя отделы общего назначения (планово-экономический, финансовый, юридический), а также специализированные (технологического и технического обслуживания, материально-технического обеспечения).
Основной функцией маркетингового отдела является обеспечение сбыта произведенной продукции по приемлемым ценам. Данный отдел должен гарантировано предоставлять участникам кооператива достоверную и своевременную информацию о внешних условиях его функционирования и сопоставлять производственные возможности хозяйств с потребностями рынка.
Особое место в деятельности потребительского кооператива должна занимать консультативная и научно-техническая помощь картофелепроизво-дителям по вопросам применения современных технологий выращивания картофеля, реконструкции картофелесортировальных пунктов, переоборудования картофелехранилищ и пр. Обеспечение различных информационных потребностей многочисленных членов кооператива требует профессиональной работы в данной области.
С целью разработки рациональных схем товародвижения такой малотранспортабельной продукции как картофель в кооперативе создается транспортно-логистический отдел.
Для обеспечения членов кооператива качественным семенным материалом создается элитовыращивающее семеноводческое хозяйство. При налаженной системе государственной сертификации возможно присоединить к семеноводческой работе и предприятия малых форм хозяйствования. С одной стороны, это позволит фермерам, наладить взаимовыгодное сотрудничество с зональными НИИ, ОПХ и элитхозами, а с другой - обеспечить качественным семенным картофелем ЛПХ населения близлежащих территорий.
Включение в состав кооператива предприятий по переработке картофеля и собственных торговых организаций позволяет контролировать каналы товародвижения и взаимодействовать непосредственно с потребителями продукции картофелеводства.
Взаимоотношения потребительских кооперативов с хозяйствами строятся на основе договоров о совместной деятельности, в которых строго ого-
варивается ряд условий, основными из которых являются: сроки, категории, количество и качество поставляемого картофеля; штрафные санкции за нарушение обязательств; методика расчета цен и распределения прибыли.
Вторая ступень системы сельскохозяйственной потребительской кооперации (на уровне района) представляет собой объединение первичных кооперативов в районные, выполняющие функции по укреплению их взаимоотношений между собой и с другими предприятиями.
На третьем - региональном - уровне целесообразно создание кооперативного союза (ассоциации), представляющего собой единый региональный орган координации деятельности сельскохозяйственных кооперативов, главной целью которого является регулирование межхозяйственных отношений всех субъектов потребительской кооперации в картофелепродукто-вом подкомплексе.
Список литературы:
1. Введение в туризм / Трухачев А.В., Михайлова К.Ю., Елфимова Ю.М., Иволга А.Г., Варивода В.С., Карнаухова Я.А., Сидельникова К.А., Андрея-нова С.И., Молчаненко С.А., Радишаускас Т.А. / Учебник. - Ставрополь, 2016.
2. Молчаненко С.А. Инновационный подход к моделированию занятости в агропромышленном кластере // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 53-56.
3. Молчаненко С.А. Конкурентоспособность АПК как важнейший фактор его устойчивого развития // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - № 28-1. - С. 118-122.
4. Молчаненко С.А. Методика оценки устойчивого развития сельских территорий // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. -2016. - № 28-1. - С. 122-126.
5. Пупынина Е.Г. О проблемах картофелеводства на Северном Кавказе // В сборнике: Экономика современной России: теоретические и методологические подходы к решению актуальных проблем развития 68-я ежегодная научно-практическая конференция. - 2004. - С. 270-275.
6. Чернобай Н.Б. Разработка экономико-математической модели расчета экономической эффективности в сельскохозяйственных производственных кооперативах Ставропольского края // В Сборнике: Производственные, инновационные и информационные проблемы развития региона. - 2014. -С. 268-271.
7. Шуваев А.В. Основные тенденции сельской безработицы // Достижения науки и техники АПК. - 2001. - № 3. - С. 40.
8. Шуваев А.В. Формирование и регулирование рынка труда на селе (вопросы теории и практики). - Ставрополь, 2001.
9. Шуваев А.В. Концепция занятости молодежи на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - № 3.
10. Agribusiness development in modern conditions / Ermakova N.Yu., Kostyuchenko T.N., Eremenko N.V, Sidorova D.V, Tsymbalenko Yu.V, Vaitse-khovskaya S.S., Pupynina E.G., Kozel I.V, Vorobeva N.V, Gracheva D.O., Bai-cherova A.R., Cheremnykh M.B., Ermakova A.N., Bogdanova S.V, Troshkov A.M., Telnova N.N., Serikov S.S., Tenishchev A.V, Cherednichenko O.A., Rybaso-va Yu.V et al. - Ставрополь, 2015.
11. Molchanenko S.A. Sustainable development of tourism marketin region / В Сборнике: Устойчивое развитие туристического рынка: международная практика и опыт России / Ставропольский государственный аграрный университет. - 2014. - С. 136-140.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ В АГРАРНОМ РЕГИОНЕ
© Миронова Е.В.1
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Рассмотрены теоретические и методические вопросы управления занятостью в региональном секторе экономики.
Ключевые слова: принципы, управление, регион, аграрный сектор, АПК, службы занятости.
По мнению некоторых ученых, в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса особое внимание должно придаваться научным и прикладным аспектам регулирования занятости в АПК [3, 11], поскольку в этой сфере, по сравнению с другими отраслями, в наибольшей степени обострены проблемы вынужденной незанятости и трудоустройства. Как известно, Ставропольский край является аграрно-промышленным регионом. Несмотря на существующие в настоящее время 7,6 тыс. вакансий в
1 Студент 4 курса Института экономики и управления.