Научная статья на тему 'Основные направления разработки системы предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке с учетом мирового опыта'

Основные направления разработки системы предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке с учетом мирового опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1203
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев В. В.

В статье проанализированы основные направления создания системы предупреждения кризисов на финансовом рынке России, основываясь на необходимости и возможности ее создания. На основе системного подхода к анализу мирового опыта борьбы с кризисными потрясениями выделены основные функции, связанные с предупреждением финансовых кризисов, и предложены элементы системы, обеспечивающие их реализацию, а также подход к оценке эффективности ее работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления разработки системы предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке с учетом мирового опыта»

Финансовый рынок

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА

Несмотря на некоторые успехи в развитии финансового рынка России, основные его сегменты — кредитный, фондовый, валютный и страховой — подвержены периодическим потрясениям и кризисам. Потери, возникающие в результате кризисов, оцениваются МВФ десятками процентов ВВП и годами, необходимыми для достижения потерянных темпов роста1. Потери экономики России, полученные в результате глобального, в том числе ва-лютно-финансового кризиса 1998 г., составили 45 % ВВП к базовому 1989 г., а его объем только вышел на докризисный уровень. Такие потери и действие многочисленных факторов риска возникновения кризиса, в том числе на финансовом рынке, требуют системного подхода к его предупреждению.

Необходимость разработки мер по предупреждению кризисов на финансовом рынке России обусловлена наличием существенных угроз и рисков. Основные из них определены Советом безопасности РФ в Концепции национальной безопасности. Актуальные риски постоянно обсуждаются экспертами и руководящими органами.

Одним из внутренних факторов, влияющих на устойчивость финансового рынка, является недостаточная определенность макроэкономической политики России, что постоянно проявляется при обсуждении экономических и финансовых проблем в течение ряда лет несмотря на четкую установку Президента о необходимости качественного роста экономики2. С точки зрения системного подхода

1 World Economic Outlook (WEO), Financial Crises: Causes and Indicators. IMF, May 1998. Р. 79.

2 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году, Послание Федеральному Собранию Российской

Федерации в 2003 году. http://www. kremlin. ru/sdocs/appears. shtml?type=63372.

в.в. Ковалев,

начальник отдела Международного банка экономического сотрудничества, г. Москва

это ведет к неустойчивости системы и вероятности возникновения кризиса. Нарушение принципа иерархичности, выражающееся в превалировании целей подсистемы над системными целями (т. е. преобладании текущей задачи по снижению инфляции над целью качественного экономического роста), создает потенциал напряженности и возрастания рисков во всех сферах экономики, частью которой является финансовый рынок. Международные рейтинговые агентства отмечают, что рейтинг России мог бы быть выше как минимум на две позиции при повышении эффективности работы руководящих органов3.

Несмотря на развитие основных сегментов финансового рынка, они не обеспечивают растущей потребности экономики в дешевых и долгосрочных ресурсах. Отсутствуют эффективные финансовые инструменты страхования рыночных рисков. Недостатки инфраструктуры фондового рынка сдерживают его рост и эффективное управление рисками. Низкая капитализация банков увеличивает риск воздействия негативных внешних факторов.

Значительная степень открытости российской экономики обусловливает существенное влияние таких внешних факторов на устойчивость финансового рынка, как состояние мировых рынков углеводородного сырья и капиталов. Доля углеводородов в общей величине экспорта составила около 60 %, а поступления от нефтегазовой отрасли обеспечили более 70 % налоговых доходов федерального бюджета России в 2005 г. За счет роста цен на товары сырьевого экспорта эта тенденция в 2006 г. только

3 Новиков А. Траектория России // Ведомости. 2006; 18 сент. Мало раздать долги. Повышению рейтинга страны мешает работа правительства // Ведомости. 2005. 19 окт.

укрепилась4. Эти цифры отражают структурные перекосы в экономике и свидетельствуют о наличии значительного нефтяного риска для финансового рынка. При повышении процентных ставок на мировом финансовом рынке увеличивается процентный риск как государственных корпораций, так и частных российских заемщиков, которые ввиду нехватки долгосрочных ресурсов внутри страны и незначительного объема прямых инвестиций наращивают внешние заимствования. Рост процентных ставок и амплитуды колебаний основных резервных валют провоцирует неустойчивость финансового рынка и скачки рисковых премий по национальным активам, особенно на развивающихся рынках, что способствует переоценке потенциала их роста и свидетельствует о сильной зависимости рынка от потоков международных капиталов. Еще одним каналом, передающим негативные внешние импульсы и способствующим распространению цепной реакции кризисов, является преобладание нерезидентов на национальном фондовом рынке и размещение акций крупных российских эмитентов за рубежом в условиях либерализации операций с капиталом. Эта зависимость проявляется в значительной корреляции фондовых индексов в России и развивающихся странах5. Приток средств в результате сохраняющейся благоприятной конъюнктуры на сырьевые товары российского экспорта и ускоренный рост внутренних тарифов усиливают инфляционный риск.

На состояние финансового рынка воздействует политическая обстановка в стране и психологические факторы. Оказывая взаимное влияние, информационная и ценовая составляющие рынка отражают ожидания участников, которые способны их усиливать, действуя на опережение. Мировая практика свидетельствует, что, с одной стороны, участники рынков могут не учитывать существенных факторов, приводящих к дестабилизации финансового рынка. С другой стороны, ожидаемые события, активно обсуждаемые участниками финансового рынка, как правило, заранее учитываются в ценах финансовых инструментов. При отсутствии политической устойчивости и доверия участников к регулирующим органам дестабилизирующие факторы повышают негативные ожидания и способны стать детонатором финансового кризиса.

4 Российский статистический ежегодник, 2005 г. М.: Росстат, 2006; О состоянии внешней торговли в 2006 г. Росстат. http://www. gks. ru/bgd/free/B04_03/IswPrx. dll/Stg/d020/i020470r. htm.

5 Миркин Я., Кудинова М. Будущая динамика российского рынка акций: взаимодействие с зарубежными рынками акций // Рынок ценных бумаг. 2006. № 8. С. 44 - 46.

Устойчивый рост экономики и финансового рынка, совершенствование его институциональной структуры, использование методов раннего предупреждения и оценки рисков, наличие рыночных методов их страхования и превентивные действия органов регулирования рынка дают возможность ослабить действие некоторых дестабилизирующих факторов. О возможности предупреждения кризисных потрясений на финансовом рынке свидетельствует накопленный мировой и отечественный опыт. Он основан на прогнозировании развития внутренних и внешних факторов, определяющих риск возникновения кризиса, и проведении комплекса превентивных мероприятий. Это позволяет предупредить возникновение кризиса или снизить ущерб в результате его реализации. Если ответ на эти угрозы кризиса и риски будет осуществляться лишь в форме реакции на произошедшие события, то накопленный антикризисный опыт свидетельствует о возможности лишь снижения ущерба и смягчения последствий. Если действия, нацеленные на укрепление стабильности финансового рынка, будут носить активный, предупредительный характер, то существует возможность предупредить возникновение кризиса. При этом требуется координация усилий участников финансового рынка, органов законодательной и исполнительной власти для создания системы предупреждения кризисов. Ее цели и полномочия должны быть установлены законодательно и определять ее четкое положение в иерархии государственных органов.

В течение последних десятилетий Россия приобрела огромный опыт противодействия кризисным потрясениям. Зависимость экономики от внешних рынков привела к тому, что уже дважды такие факторы, как падение цен на энергоносители, значительные платежи по внешнему долгу и фиксированный курс рубля, стимулировали валютный и финансовый кризисы. Итоги проводившейся на протяжении 1990-х гг. непоследовательной политики макроэкономической стабилизации, выразившейся в либерализации цен и наращивании государственного внутреннего и внешнего долгов, обесценении накоплений, рестриктивной денежно-кредитной политике, а также чрезмерных требованиях МВФ к России способствовали экономическому спаду, накоплению долга, падению роли банков и финансового рынка в процессе воспроизводства. Учет кризисных уроков и особенностей развития российской экономики позволит не повторять ошибок в будущем.

Международная практика располагает арсеналом методов предупреждения кризисов6. Среди них значимое место занимают аналитические методы, способы оценки рисков, прогнозирование развития негативных событий, методы раннего предупреждения кризисов. Системный подход к предупреждению кризисов в России только складывается. В соответствии с законодательством существенную роль в этом процессе играют Совет безопасности, Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов, Федеральная служба страхового надзора и Министерство экономического развития и торговли. Особую роль играют Банк России и Федеральная служба по финансовым рынкам, которые отвечают за устойчивость национальной валюты, кредитного и финансового рынков и их участников. Некоторые страны в целях координации усилий заинтересованных ведомств и создания благоприятных условий функционирования финансового рынка используют институт мегарегулятора. Обсуждение этой темы в России только началось.

Содержательный анализ внутренних факторов, влияющих на риск возникновения финансового кризиса, предлагают международные рейтинговые агентства, международные организации — МВФ, ВБ, БМР, различные инвестиционные фонды, зарубежные и отечественные банки, ученые и аналитики. Банк России предпринимает системные меры по укреплению устойчивости банковской системы и предупреждению кризисов: осуществляется переход на международные стандарты, публикуются обширные материалы, посвященные анализу финансовых и банковских рисков, началось внедрение проактивного риск-ориентированного надзора, в первую очередь системы раннего предупреждения и раннего реагирования7. Однако в структуре финансово-аналитической информации, предлагаемой инвесторам на российском финансовом рынке, есть значительные пробелы, связанные с анализом мировых факторов риска и их влиянием на привлекательность российского рынка по сравнению с другими развивающимися рынками8.

6 Ковалев В. В. Методы предупреждения валютно-финансо-вых кризисов // Банковское дело. 2005. № 2. С. 43 — 46.

7 Пресс-конференция директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России А. Симановского и Президента Ассоциации региональных банков России А. Аксакова. Федерал Ньюс Сервис (Россия). 2007. 5 февр.

Батырева С. В. Тенденции развития банковского надзора в России и странах ЕС / Бизнес и банки. 2007. 31 янв.

8 Казаков А. Открытая модель российского финансового

рынка // Рынок ценных бумаг. 2006. № 6. С. 40 — 43.

Прогнозирование развития страны, ее экономики и финансов тесно связано с прогнозированием кризисов. В качестве позитивного факта отметим появление среднесрочных проектов бюджета, единой государственной денежно-кредитной политики и других документов, учитывающих варианты развития в зависимости от основного фактора риска для страны — мировой цены на нефть. Появление «не нефтяного» бюджета9 можно расценить как одну из первых попыток планирования действия властей в условиях финансового кризиса, связанного со значительным снижением цен на углеводородное сырье. Прогноз и сценарный анализ развития внешних и внутренних факторов риска, динамики их влияния на развертывание финансового кризиса позволяют выработать и предпринять активные меры, нацеленные на предупреждение кризисных потрясений, в частности, на финансовом рынке.

Таким образом, для решения задачи предупреждения кризисных потрясений на финансовом рынке России существует методологическая и организационная база, требующая систематизации подходов и координации действий всех заинтересованных организаций и лиц. А неприемлемость потерь, получаемых страной в результате кризисных потрясений на финансовом рынке, определяют необходимость скорейшего решения данной задачи. Обоснование необходимости и возможности предупреждения кризисных потрясений на финансовом рынке России служит отправной точкой для разработки подходов к созданию системы предупреждения. При этом важно учитывать ряд внешних рисков, связанных с влиянием глобализации на российский финансовый рынок, его зависимость от состояния мирового рынка, скорости движения международных капиталов, цепной реакции кризисов, увеличение числа и разнообразия институциональных участников, расширение деятельности финансово-банковских холдингов на все сегменты финансового рынка и связанные с этим проблемы их регулирования10.

На основе системного подхода рассмотрим общие требования к построению системы предупреждения кризисов на финансовом рынке. Анализируя используемые в мировой практике

9 Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 28 — 45.

10 C. Briault. The Rationale for a Single National Financial Services Regulator. FSA OP02 // Financial Services Authority, UK, May 1999, p. 12 - 14.

F. Dierick. Supervision of mixed financial service groups in Europe. Occasional paper series // ECB. № 20, august 2004, p. 58.

подходы к предупреждению кризисов, целесообразно их рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле предупреждение кризисов означает информирование всех заинтересованных организаций и лиц о результатах исследований кризисных потрясений, о тенденциях и прогнозе развития экономики и рынков, новых факторах рисков, связанных с деятельностью субъектов рыночной экономики на финансовом рынке, и других событий, влияющих на вероятность возникновения и распространения кризисов на любом этапе их появления и развития. В широком смысле механизм предупреждения кризисов должен выполнять не только информационную функцию, но и предлагать меры по снижению вероятности возникновения кризисов на тех или иных сегментах финансового рынка и смягчению их социально-экономических последствий. В таком виде предупреждение кризисов способствует не только снижению рисков отдельных участников рынка, но и предупреждению кризисных потрясений на финансовом рынке в целом для снижения потерь.

На основании накопленного мирового опыта борьбы с кризисными потрясениями выделим следующие основные требования к разработке системы предупреждения кризисов на финансовом рынке. Во-первых, следует определить, на каком этапе развития кризиса будет функционировать система предупреждения кризиса: в период формирования предпосылок кризиса; при первых симптомах его проявления; в разгаре кризиса или на этапе преодоления последствий. Опыт применения различных систем предупреждения кризисов показывает, что обычно регулирующие органы используют широкий подход и предпочитают инициировать работу системы на этапе появления предпосылок возникновения финансового кризиса, так как его возникновение подрывает функционирование финансового рынка и приводит к потерям. Участники рынка используют как широкий, так и узкий подход. Ввиду того, что целью участников является получение прибыли, они более мобильны и имеют широкие возможности страховать риски, кризис для них несет не только риск получения убытков, но и шанс получить прибыль. Поэтому для них важно точное определение момента возникновения и развертывания кризиса, для чего используются различные методы раннего предупреждения кризисов. Системный финансовый кризис не дает возможность страховать убытки, приводит к потерям и поэтому определяет необходимость анализа вероятности его возникновения на этапе появления предпосылок.

Во-вторых, определение вида возможного кризиса на финансовом рынке служит базой создания системы предупреждения кризисов и определяет ее востребованность институциональными инвесторами и регулирующими органами. При этом целесообразно учитывать взаимосвязь основных сегментов финансового рынка и ориентировать систему на предупреждение разновидностей системных кризисов, характерных для финансового рынка (банковских, фондовых, страховых, валютных).

В-третьих, целевая установка системы предупреждения кризисов как гаранта устойчивого разви -тия финансового рынка направлена на обеспечение и поддержание его результативной деятельности с точки зрения общенациональных и корпоративных интересов в течение длительного периода времени. Устойчивое социально-экономическое развитие страны постоянно требует поиска защиты от экономических, финансовых, политических, природных, антропогенных и других кризисов. Система предупреждения финансовых кризисов должна предусмотреть меры, способствующие снижению вероятности их возникновения и уменьшения негативных последствий. Таким образом, меры по предупреждению кризисов на финансовом рынке должны быть согласованы с системой мероприятий по предупреждению кризисных потрясений, нацеленной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны в условиях глобализации.

В-четвертых, принцип иерархичности предусматривает рассмотрение системы предупреждения кризисов как элемента системы более высокого порядка и определяет приоритеты ее целей и задач. В случае возникновения нескольких вариантов действий системы предупреждения кризисов на финансовом рынке приоритетен тот вариант, который в наибольшей степени отвечает целям устойчивого развития страны. Этот принцип распространяется на все подсистемы системы предупреждения кризисов. С учетом этого системный подход определяет формирование системы предупреждения кризисов как части процесса стратегического планирования развития финансового рынка, экономики и государства. Это позволяет однозначно определить приоритеты функционирования, задачи и место системы предупреждения кризисов на финансовом рынке в структуре государственного и корпоративного управления, направленного на устойчивое социально-экономическое развитие. Если в результате изменения условий внешней среды возникает вероятность кризиса на финан-

совом рынке и неприемлемых потерь, то система предупреждения кризисов должна внести поправки в стратегию развития финансового рынка, экономики и государства.

Таким образом, главная задача предупреждения кризисов заключается в их предотвращении и снижении потерь в результате их возникновения путем информирования о возникновении негативных явлений на основании наблюдения, анализа и прогнозирования на каждом этапе развития кризиса, начиная от появления предпосылок до его реализации, преодоления последствий и принятия соответствующих мер для обеспечения стабильного развития финансового рынка и устойчивого качественного экономического роста.

Подходы к формированию структуры системы предупреждения кризисов и ее функций возможно определить на основании анализа уже существующих методов предупреждения финансовых кризисов11 и классифицировать следующим образом:

• меры по обеспечению прозрачности и информированию о показателях работы финансовых рынков и экономической политике международных организаций, правительств и корпораций;

• применение в практической деятельности международно-признанных стандартов и кодексов;

• совершенствование законодательной и институциональной базы финансового рынка;

• надзор за ключевыми финансовыми показателями и их соответствием требованиям международно-признанных стандартов и норм;

• анализ и оценка рисков, совершенствование системы управления рисками;

• разработка моделей раннего предупреждения кризисов для прогнозирования критических ситуаций.

Рассмотрим их более подробно. Информационный анализ — исходный этап управления рисками и прогнозирования кризисов. Для оценки внешних рисков используются экономические обзоры международных организаций — такие, как Перспективы мирового развития (WEO) и Доклад о стабильности мировых финансов (GFSR) МВФ, Доклад о мировых инвестициях (WIR) ЮНКТАД, а также ежегодные доклады и статистические сборники. В последнее время возросло число центральных банков развитых стран, которые регулярно публикуют свои исследования,

11 Ковалев В. В. Методы предупреждения валютно-финансо-вых кризисов // Банковское дело. 2005. № 2. С. 43 — 46..

посвященные анализу угроз стабильности национального финансового рынка и его институциональных участников. С 2004 г. Центральный банк России ежегодно публикует «Обзор финансовой стабильности»12. Важным условием предотвращения кризисов является своевременное представление и распространение стандартизованной информации о состоянии экономики и финансов государств и экономических субъектов, обеспечение прозрачности не только информационных данных, но и принимаемых решений. Нормы раскрытия и распространения информации установлены Специальным стандартом распространения данных, разработанным МВФ. Международно-признанные стандарты и кодексы, разработанные Мировым банком, МВФ, Базельским комитетом банковского надзора, Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциацией страхового надзора (IAIS) и другими органами, способствуют предотвращению кризисов путем применения на практике правил, позволяющих снизить риски. Оценка деятельности участников рыночной экономики с точки зрения ее соответствия существующим стандартам позволяет повысить качество принимаемых политических, экономических, в том числе и инвестиционных решений.

Международное регулирование банковской деятельности непосредственно осуществляется Банком международных расчетов. Одна из основных его задач — укрепление банковских систем и предупреждение банковских кризисов. Новый вариант соглашения о норме собственного капитала банков (Базель-2)13, опубликованный в июне 2006 г., включает почти все перечисленные методы предупреждения кризисов. Превентивной мерой, нацеленной на предупреждение банковских кризисов, является требование к достаточности капитала банков с учетом покрытия возможных рисков на основе рекомендованных методик оценки и управления рисками. Таким образом, установлены стандарты и нормы банковской практики, позволяющие в известной мере учитывать риски, избегать их и предотвращать.

Важной составной частью регулирования экономики является надзор в целях предупреждения кризисных потрясений и отклонений от установ-

12 Обзор финансовой стабильности. Годовой выпуск 2006. Центральный банк Российской Федерации. М.: 2007. http:// www. cbr. m/today/publications_reports/F-ST_2006.pdf.

13 Basel II: International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework — Comprehensive Version, June 2006. http://www. bis. org/publ/bcbs128.htm.

ленных норм. Его осуществляют регулирующие органы: центральный банк, органы банковского контроля, министерство финансов, комиссия по ценным бумагам, международные организации, рейтинговые агентства и другие организации. При обнаружении отклонений или нарушении законодательства участниками рыночной экономики регулирующие органы принимают корректирующие меры, варьирующиеся от убеждения и предупреждения до применения санкций, штрафов и снижения рейтингов, что приводит к увеличению стоимости заимствований.

Надзор за практической деятельностью правительств стран-членов — составная часть деятельности МВФ по предотвращению кризисов. Во время ежегодных встреч миссий Фонда с правительствами стран-членов, проводимых в соответствии с Соглашением МВФ, в рамках процедур Программы оценки финансовой стабильности (FSAP) и Доклада о соответствии стандартам и кодексам (ROSC), оцениваются основные макроэкономические показатели и риски, проводится стресс-тестирование и выявляется соответствие проводимой политики в различных областях международно-признанным стандартам и кодексам. Результаты надзора и рекомендации Фонда регулярно публикуются. Традиционно Фонд стремится убедить страны в необходимости принятия мер в соответствии со своими рекомендациями для предотвращения кризисных явлений.

Чтобы не повторять ошибок в будущем, важно учитывать уроки кризисных потрясений и особенности развития национальной экономики. Кризисы последних десятилетий ХХ в. представляют обширный материал для анализа факторов риска и динамики развития кризисов14. Выявление угроз и факторов риска с учетом указанных обстоятельств позволяет участникам финансового рынка и регулирующим органам заблаговременно предпринимать превентивные меры, нацеленные на предупреждение кризисов.

Динамичное развитие финансового рынка, появление новых инструментов и институтов способствуют возникновению явных и скрытых угроз стабильности. Предупреждение кризисов непосредственно связано с выявлением и оценкой рисков и управлением ими15. Примером по внед-

14 Аникин А. В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. 2-е изд. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2002. С. 448.

15 Проблемы управления банковскими и корпоративными

рисками. Научный альманах фундаментальных и прикладных

исследований. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 384.

рению в международную практику методов оценки рисков является Базельское соглашение о норме собственного капитала, в котором достаточность капитала определяется с помощью коэффициентов, учитывающих кредитный, рыночный и операционный риски. За последнее десятилетие Базельский комитет банковского надзора опубликовал более двадцати рекомендаций по проведению надзора16. Сегодня существует множество различных методов оценки рисков и управления ими. Их дополняют система раннего предупреждения валютно-финансовых кризисов, которая основана на заблаговременной оценке отклонений финансовых показателей в сферу повышенных рисков и принятии корректирующих мер. Этот метод используют МВФ, БМР, также аналогичные подходы для предупреждения финансовых и валютных кризисов применяют некоторые центральные банки и корпорации.

Количественные методы оценки финансовых показателей банков основаны на построении различных индикаторов, определении тенденций их развития, сравнении показателей с их средними значениями по группе однородных банков. Статистические модели раннего предупреждения предназначены для оценки вероятности возникновения кризисных ситуаций в пределах фиксированного отрезка времени, неплатежеспособности банков на основе прогноза возможных будущих потерь. В моделях сложно учесть такие показатели, как качество управления, оценки рисков, внутреннего контроля, а также конкурентоспособность и влияние внешних факторов. Поэтому модели раннего предупреждения кризиса лишь подают предупредительный сигнал о необходимости дальнейшего исследования состояния банка, что помогает надзорным органам в условиях ограниченности времени и ресурсов сконцентрировать свои усилия на тех кредитных организациях, где выше вероятность возникновения проблем. Модели раннего предупреждения обеспечивают систематическую и объективную оценку количественных показателей банковской системы и финансовых рынков, а также являются первой ступенью более фундаментального анализа уязвимости и дополняют методы оценки качественных показателей и банковских рисков.

В практике надзора центральных банков в последние годы широко используются такие методы, как статистические модели раннего пре-

16 International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards. Basel Committee on Banking Supervision. Bank for International Settlements. June 2004, p. 174.

дупреждения кризисов и рейтинговые оценки. Сегодня используются такие модели раннего предупреждения, как SCOR и Bank calculator (США), SAABA (Франция) и др. Органы банковского надзора постоянно проводят их тестирование. ФРС США ежегодно осуществляет оценку качества прогнозов моделей SEER и рейтинга рисков путем сопоставления степени их соответствия текущим показателям. Другие модели, созданные крупными банками, используются для прогнозирования валютных кризисов17. Рейтинги используются для оценки текущего состояния объекта надзора и инвестирования. Например, суверенные рейтинги международных рейтинговых агентств оценивают платежеспособность стран, осуществляющих заимствования на внешнем рынке. Применение качественных и количественных методов оценки банковских рисков позволяет полнее и точнее выявлять слабые и сильные стороны деятельности банков и определять методы воздействия надзорных органов.

При широком внедрении в мировую практику норм, стандартов и моделей, способствующих предотвращению кризисов, цена ошибки резко возрастает. На международном уровне при использовании признанных норм, стандартов и моделей, прошедших, однако, лишь ограниченную проверку временем и предлагаемых авторитетными международными институтами, могут проявиться скрытые недостатки и противоречия, которые только усилят распространение кризисов и увеличат потери. Примером является политика МВФ 1990-х гг. с ее неолиберальной доктриной «Вашингтонский консенсус» для развивающихся стран, основанной на монетаристском подходе к регулированию экономики и ускоренной либерализации международного движения капитала. После Мексиканского кризиса 1995 г. Фонд возлагал большие надежды на неотработанные модели систем раннего предупреждения кризисов. Цена ошибок известна — огромные масштабы потерь в результате цепной реакции распространения кризисов в 1995 г. и 1997—1998 гг. Невозможно гарантировать полное предупреждение всех кризисов, так как это форма проявления противоречий процесса развития и следствие множества факторов, часто находящихся вне финансовых рынков.

Во многих специализированных системах

17 Ковалев В.В. Технология раннего предупреждения кризисов как фактор устойчивого развития банков /Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований «Современные банковские технологии: теоретические основы и практика». М.: «Финансы и статистика», 2005. С. 48 — 63.

раннего предупреждения природных катастроф существует процедура обеспечения готовности к реагированию на кризисные явления18. В ее рамках определяются способы реагирования, методы предотвращения развития кризиса и снижения ущерба, а также органы, отвечающие за проведение антикризисных мероприятий, и резервируются средства, необходимые для реагирования. Рассматривая методы предупреждения валют-но-финансовых кризисов, можно предположить наличие аналогичных процедур у регулирующих органов, банков и корпораций. К этим методам можно отнести выполняемые центральными банками и МВФ функции кредитора последней инстанции и интервенций на финансовых рынках. Цели экстренного планирования государственных органов и частных предприятий различны. Если частные предприятия во время кризиса стремятся сократить потери и сохранить капитал, распродавая ликвидные активы в национальной валюте и покупая иностранную валюту, то государственные органы нацелены на поддержание стабильности национальной финансовой системы.

Мероприятия, связанные с выработкой и принятием управленческих решений по предупреждению кризисов и осуществлением необходимых корректирующих воздействий, являются достаточно дискуссионными. В случае если принят широкий подход к понятию предупреждения кризисов, то в том или ином виде информационная функция системы, т. е. подготовка и обеспечение раннего предупреждения о вероятности возникновения рисков и подготовка набора антикризисных мер и всесторонний анализ профиля рисков, должна быть трансформирована в исполнительную, преследующую конкретные цели, связанные с минимизацией, нейтрализацией и компенсацией рисков. Должна ли система предупреждения валютно-финансовых кризисов реализовывать предупредительные и антикризисные меры, являться частью или только работать в сотрудничестве со специализированными органами, ответственными за регулирование отдельных областей экономики и финансов, например, финансовых рынков, банковской сферы или валютного рынка, зависит от целей создания системы и ее роли в общем процессе развития общества или корпорации.

Практика свидетельствует, что государственным органам не всегда удается достичь поставлен-

18 Например, USAID Famine Early Warning System, 2000. Early Warning Primer: An Overview of Monitoring and Reporting. /by C. Chopak. — http://www fews. net/resources/gcontent/pdf/1000006.pdf.

ных целей, особенно в развивающихся странах. Поэтому важны готовность к реагированию на кризисные явления на любом уровне, координирование всех используемых для предупреждения кризисов методов и согласованность действий всех органов, отвечающих за поддержание стабильности и предупреждение кризисов. В некоторых странах такую роль выполняет мегарегулятор, что отвечает целям создания единого регулирования на финансовом рынке, предупреждения кризисов и интересам универсализации и укрупнения финансовых институтов.

Информирование всех заинтересованных организаций и лиц на возможно более раннем этапе о результатах исследований кризисных потрясений, тенденциях и прогнозе развития экономики, новых факторах рисков и других событий, влияющих на возникновение и распространение кризисов, является также и итогом работы системы предупреждения кризисов, если она рассматривается в узком понимании. Валютный, фондовый, межбанковский и другие сегменты финансового рынка являются высокоорганизованной финансово-информационной средой, реагирующей не только на изменение цен активов и объемов торгов, но и на появление существенной информации, мнений и даже слухов19. Поэтому мероприятия, связанные с информационным воздействием, выделены в отдельное направление. Эффективность системы предупреждения кризисов зависит от своевременного информирования ответственных органов, групп риска и общества о возможности наступления кризиса и предпринимаемых мерах, направленных на предупреждение и уменьшение его последствий. Учет особенностей указанных получателей информации и необходимость оказания контролируемого информационного воздействия требуют выработки и реализации информационной политики. Оценка последствий информационного воздействия позволяет корректировать информационную политику для более полного достижения целей системы.

Выработка критериев оценки эффективности работы системы предупреждения кризисов и ее составляющих является одной из главных задач, позволяющих определить ее соответствие поставленным целям. Очевидно, что целесообразно

19 Аникин А. В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. 2-е изд. М.: Олимп-бизнес, 2002.

Твид Л. Психология финансов. М.: «ИК «Аналитика», 2002. 376 с.

Сорос Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 1999. 416 с.

использовать как численные показатели, например, сравнение затрат по управлению рисками и предупреждению кризисов с потерями в случае реализовавшихся рисков, так и качественные, которые позволят определить соответствие принимаемых решений требованиям складывающихся кризисных условий. Система предупреждения кризисов представляет собой сложную, многозвенную структуру. Обычно недостатки в ее работе проявляются в очевидной форме: это сигналы ложной тревоги, отсутствие предупреждений по произошедшим кризисам (пропуски кризисов), неверное прогнозирование угроз и невозможность предвидеть возникновение случайных событий, влекущих за собой ущерб, неточность риск-сценариев, неадекватность мер по снижению ущерба, отсутствие заблаговременного предупреждения ответственных органов и групп риска и множество других недостатков. Поэтому требуется постоянное наблюдение и оценка эффективности работы каждого звена и всей системы в целом.

Обобщая методы предупреждения, можно выделить следующие основные направления предупреждения кризисов:

• подготовительно-предупредительное: стандарты, кодексы, нормативы, нацеленные на снижение риска возникновения кризисов, а также систему их разработки, реализации и надзора за их выполнением;

• прогнозно-оценочное: определение угроз и рисков, модели прогнозирования и раннего предупреждения кризисов, методы оценки рисков;

• обеспечение готовности: управление рисками, антикризисные планы;

• информационное: информирование ответственных органов, заинтересованных лиц, групп риска и общества о результатах исследований кризисных потрясений, тенденциях и прогнозе развития финансов и экономики, новых факторах рисков и других событий, вли -яющих на возникновение и распространение кризисов, предупреждение заинтересованных лиц, подготовка и реализация информационной политики, оценка информационного воздействия.

Система предупреждения кризисов играет существенную роль в процессе снижения рисков и борьбы с кризисами, однако необходимо отметить, что национальная стратегия сокращения рисков не должна опираться только на один или несколько методов предупреждения кризисов. Способы и

методы должны дополнять друг друга и использоваться совокупно в качестве системного ответа на возрастающий объем угроз и рисков, дестабилизирующих финансовый рынок. Если качество оценки рисков не соответствует профилю возможных угроз, то количество кризисов и связанных с ними потерь будет расти вне зависимости от улучшения качества раннего предупреждения о них. Недостатки планирования и реализации превентивных мер и информационной политики также не будут способствовать снижению количества кризисных явлений. Система предупреждения кризисов на финансовом рынке является последним рубежом борьбы с неуправляемыми рисками и должна развиваться как один из важных компонентов более широкой национальной стратегии предупреждения кризисов. В случае если используется лишь один из методов предупреждения, это может создать ложное ощущение безопасности, приводящее к бездействию групп риска и ответственных органов.

Подготовительно-предупредительные мероприятия проводятся самостоятельно, обычно для поддержания устойчивого экономического роста и бескризисного развития, реже для системного формирования юридической и институциональной базы предупреждения финансовых кризисов. Их реализация является первым этапом создания системы предупреждения кризисов. Главным преимуществом методов оценки рисков возникновения кризисов является их нацеленность на всесторонний учет и анализ текущего профиля угроз и выявления новых факторов риска, главным преимуществом методов раннего предупреждения — системный подход к предупреждению масштабных неуправляемых рисков и нацеленность на прогнозирование вероятности возникновения кризисов по заданным критериям. Обладая рядом общих черт и имея общую цель, методы раннего

предупреждения и оценки рисков целесообразно использовать совместно в системе предупреждения кризисов. Логично выделить в отдельные блоки подсистему готовности, обеспечивающую управление рисками и разработку плана реагирования на появление вероятности угрозы кризиса и снижение ущерба в результате его возникновения, а также подсистему связи, обеспечивающую передачу информации целевым группам и оценивающую их реакцию. Таким образом, в целях обеспечения устойчивого развития и снижения рисков возникновения кризисов система предупреждения кризисов должна включать в себя ряд подсистем (рисунок):

— раннего предупреждения, которая обеспечивает прогнозирование возникновения опасностей, мониторинг и подготовку информации государственным и другим заинтересованным организациям, группам риска и заинтересованным лицам;

— оценки рисков при различных сценариях развития событий и последствий воздействия различных угроз на группы людей, подверженных риску, и разные слои общества;

— готовности, которая разрабатывает стратегии и план отражения угроз, методы управления рисками, направленные на снижение потерь и ущерба, ожидаемых при возникновении опасных событий;

— связи, обеспечивающую передачу информации о вероятности кризиса, возможные сценарии его развития и стратегии отражения угроз кризиса органам, ответственными за принятие мер.

В представленном виде система предупреждения кризисов может использоваться как научно-практический метод прогнозирования опасностей и предупреждения их возникновения, как специализированная информационная система, содействующая процессу принятия решений для

Основа системы предупреждения кризисов на финансовом рынке

снижения возможного ущерба от надвигающихся кризисных потрясений на финансовом рынке. Успешность этой системы предупреждения важно оценивать не столько по количеству предотвращенных кризисов, сколько на основании своевременных и соответствующих обстоятельствам принятых решений. Учитывая особенности валютных и финансовых кризисов, их способность самоусиливаться за счет однонаправленных действий инвесторов, желающих отозвать капитал с рынков, свойство рефлексивности финансовых рынков, информация о предупреждении должна поступать во внешнюю среду только через подсистему связи. На этом же уровне должна оцениваться реакция участников. В широком понимании предупреждения кризисов подсистемы готовности и связи должны обладать регулирующими функциями, которые позволили бы системе предпринимать превентивные меры, начиная с методов управления рисками вплоть до рекомендаций по изменению стратегии развития, и меры, нацеленные на снижение ущерба в результате возникновения кризисов. В условиях России, учитывая масштаб рисков, обусловленных внешними факторами, слабость финансового рынка и разобщенность регулирования его секторов, целесообразно инициировать вопрос о создании системы предупреждения кризисов.

Генеральный секретарь ООН Кофи Анан в своей речи в 1999 г. на 54-й сессии ГА ООН, посвященной культуре предупреждения последствий катастроф и кризисов, отметил достоинства и недостатки воплощения стратегии предупреждения и процесса раннего предупреждения катастроф20. Хотя речь идет о предотвращении военных конфликтов и последствий стихийных бедствий, но с системной точки зрения подходы к формированию стратегии и структуры системы предупреждения кризисов на

20 Kofi Anan. Facing the humanitarian challenge: towards a culture of prevention. Report of the Secretary-General on the work of the Organization. General Assembly Official Records, Fifty-fourth Session Supplement No. 1 (A/54/1). United Nations, New York, 1999. 43 p.

финансовых рынках имеют много общего. В этой связи приведем выдержку из упомянутого доклада, характеризующую опыт ООН в этой сфере: «Более эффективные стратегии предупреждения позволили бы не только сэкономить десятки миллиардов долларов, но и сохранить жизни сотен тысяч людей. Средства, которые расходуются в настоящее время на вмешательство в гуманитарных целях и оказание помощи, можно было бы использовать для укрепления процесса справедливого и устойчивого развития, что еще больше уменьшило бы опасность войн и бедствий. Однако формирование культуры предупреждения — задача не легкая. Если расходы по предупреждению необходимо оплачивать сегодня, то получение соответствующих выгод — дело отдаленного будущего. Кроме того, эти выгоды нематериальны: речь идет о войнах и бедствиях, которые не произойдут. Поэтому не следует удивляться, что превентивная политика чаще получает поддержку на словах, нежели на деле».

Подчеркну, главное достоинство системы предупреждения кризисов не является материальным, главное достоинство — это те катастрофы и кризисы, «которые не произойдут».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, не претендуя на полноту учета всех факторов, влияющих на формирование системы предупреждения кризисов на финансовом рынке, сформированы подходы к созданию указанной системы, в общих чертах определены цели, задачи, функции и основные подсистемы. Формирование законодательной базы и институциональной основы функционирования системы предупреждения кризисов позволит укрепить процесс устойчивого экономического роста, более четко сформулировать задачи и определить структуру системы. Учитывая возрастание количества рисков, обусловливающих необходимость создания системы предупреждения кризисов на финансовом рынке России, и наличие методологической и организационной базы, целесообразно инициировать создание указанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.