Финансовый кризис
Удк 336.717
генезис и эволюция систем предупреждения финансовых кризисов
К. А. ГОРЕЛИКОВ, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой антикризисного управления E-mail: [email protected] Московская финансово-промышленная академия
В статье отмечается, что финансовый кризис является многофакторным явлением, которому сопутствуют значительные неуправляемые и быстро реализующиеся внешние риски, связанные с финансовой глобализацией. Предупреждение таких кризисов требует системного подхода. Его отсутствие, невнимание к накопленному опыту раннего предупреждения и особенностям прогнозирования с помощью математических моделей не позволили МВФ предупредить масштабный азиатский кризис и глобальный кризис2008 г. Полученный опыт дает импульс к совершенствованию моделей прогнозирования и переходу к использованию системных мер в предупреждении кризисов.
Ключевые слова: кризис, глобализация, системный подход, финансовый риск, система раннего предупреждения, прогнозирование, регулирование, надзор.
В большом количестве экономических событий и процессов не всегда можно легко заметить признаки перелома тенденций. Однако некоторыми экономистами эти признаки были замечены еще за несколько лет до осени 2008 г. В конце августа 2005 г., например, инвестиционный банк Morgan Stanley опубликовал доклад «Мировая экономика: пузыри вокруг нас». Автор документа экономист Э. Кси пришел к выводу о чрезвычайной перегре-тости современной мировой экономики, которая кишела «мыльными пузырями» — необоснованно
раздутыми ценами на сырье, недвижимость, акции. Совокупный размер этих «пузырей» составлял, по его расчетам, половину мирового ВВП. Это было неудивительно, поскольку к этому же времени объем только секьюритизированной задолженности составил 84,3 трлн долл., или 138 % мирового ВВП.
Рассмотрим, какие причины стали «спусковым крючком» современного кризиса. Можно согласиться с А. Кудриным, который считает, что ведущей макроэкономической причиной кризиса оказался избыток ликвидности в экономике США, что, в свою очередь, определялось многими факторами:
— общим снижением доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997—1998 гг.;
— процессом инвестирования в американские ценные бумаги со стороны стран, накапливающих валютные резервы (Китай и др.);
— политикой низких процентных ставок, которую проводила ФРС США в 2001-2003 гг., пытаясь предотвратить циклический спад экономики страны.
Под влиянием избыточной ликвидности активизировался процесс формирования различных «пузырей», который заключался в искаженной, завышенной оценке многих видов активов (активы рынка недвижимости, акции и сырьевые товары), а также в непрозрачности финансовых инструмен-
16
финансы и кредит
тов, которые привели к фактической маскировке рисков1. Следует добавить, глобальная недооценка риска всегда имеет место в период спекулятивной эйфории и перегрева экономики (в течение последних 10 лет она сильно «усыплялась» идеей, что новые компьютерные программы, созданные для вложения средств на бирже и на других рынках, а также новые финансовые инструменты гарантируют безрисковость).
Очевидно, что без учета указанных причин и факторов просто невозможно понять, как разворачивался современный кризис. Неизбежности кризиса также способствовали:
— рост значимости и влияния финансового сектора и новых финансовых инструментов;
— огромный объем финансовых капиталов и активов, ищущих промышленного вложения;
— рост свободных капиталов, который усиливался из-за замедления темпов роста и политики кредитной экспансии (дешевых денег), которую проводили США и ряд других стран;
— высокие требования к темпам роста стран ЕС, которые ставились перед странами-кандидатами, что дополнительно перегревало экономику отдельных стран.
Также необходимо добавить, что базовая ситуация сильно отличалась от той, которая наблюдалась годом раньше.
Во-первых, слишком переоцененной оказалась нефть в условиях замедления темпов роста мировой экономики. Падение нефтяных цен вело к кризису финансовых рынков, бюджетов и экономик многих стран (России, в частности) и разорению многих спекулянтов, надеявшихся «разогнать» цены до 200 долл. за баррель.
Во-вторых, помимо нефтяного «пузыря» было еще много других сырьевых «пузырей».
В-третьих, спекулятивный капитал очень вырос, а рост котировок на биржах дошел уже до высот, дальше которых можно было подниматься только в условиях каких-то особо благоприятных обстоятельств. Резкая коррекция на биржах была неизбежна.
В-четвертых, помимо ипотечного в США, нефтяного и сырьевых «пузырей» в каждой стране были и собственные «пузыри», которые также уже достигли пределов роста.
В-пятых, рост цен на сырье и энергоносители вызвал рост цен на продовольствие и снижение платежеспособного спроса, что в совокупности
1 Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. № 1. С. 9—27.
стало сильно давить на возможности роста развивающихся стран, выступавших главными локомотивами мирового роста.
На основании сказанного важно исследовать подходы к предупреждению системных финансовых кризисов.
В современных условиях одним из широко используемых подходов к предупреждению масштабных катастроф и кризисов, связанных с огромными потерями, является подход с использованием систем раннего предупреждения (СРП). В мире накоплен значительный опыт с их применением для предупреждения природных и антропогенных кризисов. Существует большое разнообразие СРП, предупреждающих о возможном возникновении военных конфликтов, голода [1, с. 84], гидрометеорологических и геологических катастроф и других масштабных событий с негативными социально-экономическими последствиями. В настоящее время отдельные методы СРП используются для предупреждения валютных кризисов [2, с. 60], банковских [3, с. 35] и корпоративных банкротств.
Ввиду того, что финансовые кризисы по масштабам потерь и социально-экономическим последствиям схожи с указанными катастрофами, проанализируем особенности использования СРП и определим ее основные функции в целях определения подходов к созданию системы предупреждения финансовых потрясений.
В ответ на увеличение человеческих жертв и рост ущерба в результате естественных бедствий в 1989 г. ООН объявила период 1990—1999 гг. международной декадой по сокращению природных катастроф. Инициативы, выдвинутые в рамках десятилетия, вошли в состав Основополагающих принципов эффективного раннего предупреждения (Guiding Principles for Effective Early Warning), объединивших элементы систем раннего предупреждения и управления рисками. В течение этого десятилетия и в последующем принципы и методы раннего предупреждения получили дальнейшее развитие. В 1996 г. Международный валютный фонд начал разрабатывать систему раннего предупреждения валютных кризисов. В ООН имеются программы помощи наименее развитым странам в условиях угрозы войны, засухи, голода, наводнения, которые включают механизмы раннего предупреждения. В военной области широко используются системы раннего предупреждения военных конфликтов. Данный метод имеет много общего с управлением рисками в области их идентификации, мониторинга и анализа, но отличается системностью и
широтой подхода к решению проблем, связанных с внезапными, неуправляемыми масштабными рисками.
Однако универсального определения системы раннего предупреждения не существует. Это, по-видимому, оправдывается накопленным опытом и объемом специфических факторов риска, связанных с разного вида кризисами.
Есть множество определений СРП прикладного характера. Например, существует определение, принятое в рамках международной программы ООН по ограничению катастроф. В этом документе подчеркивается, что СРП используется в целях своевременного обеспечения достоверной информацией (со стороны ответственных органов) людей и организаций, подверженных риску, принятия мер, исключающих или снижающих риск, и подготовки эффективного ответа. Из этого определения вытекает, что ответственные органы наделены только функцией информирования о рисках, а все остальные должны сами принимать соответствующие меры. Происходит существенное разделение функций, ответственности и заинтересованности в предупреждении кризисов между субъектами, которые испытывают различную степень влияния их последствий: одни заранее информируют, причем акцент сделан на ранней стадии зарождения кризиса, а другие должны предпринимать эффективные превентивные меры. Такой подход характерен для международных организаций.
Применительно к военным проблемам используется другое определение СРП: «Раннее предупреждение — это заблаговременное предупреждение компетентных властей об угрозе возникновения конфликта в целях принятия превентивных мер». Очевидно, что риск потерь, особенно в случае ядерного удара, неприемлем. Поэтому функции информирования и принятия мер по снижению риска нападения разделены. В данном случае система предупреждения представляет собой специальный комплекс мероприятий, который должен обладать наивысшей надежностью и оперативностью. В зависимости от вида угрозы компетентные власти должны выбрать превентивные меры. Есть вероятность, что с развитием глобализации в экономике, в том числе и в финансовой сфере, уровень ущерба в результате возникновения финансовых кризисов станет настолько неприемлемым, что данное определение будет взято за основу.
Итоги более чем десятилетней разработки, развития и функционирования систем раннего предупреждения в области природных катастроф
подвергались обсуждению на международных научных конференциях в 2003, 2006 и 2010 гг. в Бонне и Шанхае, организованных и поддержанных различными комитетами ООН и соответствующими правительственными органами Германии, США и Китая. В материалах конференций в комплексном виде представлены положительный опыт использования СРП, недостатки и проблемы функционирования этих систем и перспективы их развития. На конференции в Шанхае было предложено следующее определение: «Система раннего предупреждения — это социальный процесс создания в наибольшей степени точной информации о возможности возникновения ущерба и обеспечении передачи этой информации тем, кто подвергается опасности, и тем, кто должен обеспечить защиту».
Наличие множества трактовок раннего предупреждения не позволяет сформулировать определение, единое для всех случаев. Оно вместе со структурой системы может меняться в зависимости от поставленных целей и определения факторов риска, от тех органов, которые их формулируют, и от тех, которым предназначены данные предупреждения об опасности. Однако, учитывая масштабы потерь, причиняемых финансовыми кризисами, и вовлеченность практически всех субъектов рыночной экономики, можно предположить, что последняя формулировка, определяющая СРП как социальный процесс, позволяет наиболее полно отразить роль государственных, общественных организаций и бизнеса в принятии мер по предупреждению кризисов. Достоверность информации, ее заблаговременный характер и точность, предназначенность не только компетентным властям, но и людям и организациям, подверженным риску, в целях принятия не только превентивных мер и обеспечения защиты, но и мер, исключающих или снижающих риск, подготовки эффективного ответа - эти формулировки, по-видимому, в наибольшей мере отвечают тем задачам, которые встают перед обществом в случае возникновения финансовых кризисов.
Важно учесть и обобщить накопленный опыт использования СРП различных видов кризисов в отношении предупреждения финансовых кризисов. Подходы, связанные с управлением рисками и ранним предупреждением, обладают рядом общих черт, которые проявляются при анализе факторов риска, их оценке, мониторинге и сборе информации, планировании способов предупреждения и управления. Отличительной особенностью систем раннего предупреждения кризисов является системность подхода, обусловленная огромным
18
финансы и кредит
количеством участников и масштабом потерь, вызываемых практически неуправляемыми рисками с достаточно высокой скоростью реализации. По этой причине особое внимание отводится мониторингу, прогнозированию кризисов и поиску индикаторов, позволяющих на ранней стадии выявить рост вероятности возникновения кризиса и предупредить о возможной опасности.
Таким образом, целесообразность применения подхода, связанного с ранним предупреждением, для увеличения стабильности финансового рынка обоснована тем, что риск финансового кризиса и риск природной катастрофы похожи масштабами потерь и количеством участников, а также высокой скоростью реализации и внезапностью. Однако риски природных и военных катастроф, для предупреждения которых предназначены СРП, отличаются от финансовых рисков, в отношении которых используются методы управления риском, тем, что первые реализуются во внешней среде и затем приносят разрушения и потери обществу, а вторые зарождаются и реализуются внутри общества, что способствует некоторой возможности управления ими. Это обусловливает огромное значение психологического фактора и особое внимание к информационной среде. Во время финансовых кризисов известны случаи резкого
изменения отношения инвесторов к росту риска, приводящие к распродаже активов, «набегам» на банки, распространению цепной реакции кризисов. Большое количество участников кризисов определяет необходимость учета психологических факторов, связанных с формулированием и передачей предупреждения, оценкой реакции на него. Опыт использования СРП свидетельствует о широком применении специализированных систем связи, позволяющих корректно и в ограниченные сроки предупредить группы риска и ответственные органы. Особое внимание обращается на планирование, подготовку превентивных мер и экстренное реагирование.
Список литературы
1. Мировые конфликты: анализ и реагирование: руководство. 2-е изд. Лондон, 1999.
2. Риски системы раннего предупреждения: практические пути для внедрения системы управления рисками. URL: http//www.deloitte. co.uk.
3. Чопак С. Проект раннего предупреждения: обзор и мониторинг отчетности. 2000. URL: http//www.fews.net/resources без/pdf/1000006. pdf.
8 сентября 2011 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию
«Оптимизация затрат на ИТ-инфраструктуру: новые подходы»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы конференции:
• Какие подходы к оптимизации ИТ-расходов наиболее актуальны сегодня?
• Какие практики оценки и сокращения затрат на ТСО наиболее распространены среди российских компаний?
• Существует ли практика оценки эффективности выбираемых ИТ-решений в российском бизнесе?
• На какие показатели нужно ориентироваться при задаче сокращения ТСО?
• Какие оптимизационные проекты реализовываются сегодня чаще всего?
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035, 5087 либо e-mail: [email protected]
Айвазов Армен, Серова Елена, Четеернин Алексей, Крысина Ольга, http://events.cnews.ru/